Решение №1060/03 РЕШЕНИЕ № 053/06/34-92/2020 по результатам рассмотрения жало... от 3 марта 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Муниципальному заказчику – Администрация Трубичинского сельского поселения

 

д. Трубичино, д. 85,

Трубичинское сельское поселение,

Новгородский р-н, Новгородская обл.,171501

 

 

Оператору электронной площадки –

ЗАО «Сбербанк-АСТ»

 

Большой Саввинский переулок, д. 12, стр. 9,

г. Москва, 119435

e-mail: ko@sberbank-ast.ru

 

 

Участнику закупки (подателю жалобы) –

ООО «КС-Строй»

 

ул. Горно-Алтайская, 15-433,

г. Барнаул, Алтайский край, 656037

 

Исходящие № 1060/03 от 03.03.2020

 

РЕШЕНИЕ № 053/06/34-92/2020

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

27 февраля 2020 года                                                 Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для  обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:

Куриков И.А. – председатель Комиссии, заместитель руководителя – начальник отдела Управления;

Иванов А.Т. – член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления;

Петров Д.А. – член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления,

в присутствии представителей:

муниципального заказчика – Администрации Трубичинского сельского поселения Новгородского района Новгородской области – главы поселения … и контрактного управляющего Администрации Трубичинского сельского поселения Новгородского района Новгородской области … (распоряжение о назначении контрактной управляющего № … от …);

податель жалобы – Общество с ограниченной ответственностью «КС-Строй» - надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения, представителей не направил, ходатайств не заявлял,

рассмотрев жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «КС-Строй» (656037, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Горно-Алтайская, 15-433; далее – ООО «КС-Строй») на действия муниципального заказчика – Администрации Трубичинского сельского поселения Новгородского района Новгородской области (171501, Новгородская область, Новгородский район, Трубичинское сельское поселение, д. Трубичино, д. 85; далее – Администрация) при осуществлении им закупки (определении поставщика) путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по строительству плоскостного спортивного сооружения в д. Подберезье (спортивная универсальная площадка, включающая в себя мини футбольное поле, беговые дорожки, уличное освещение и др.), извещение № 0150300021320000001 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 10.02.2020, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки (определения поставщика),

УСТАНОВИЛА:

 

19.02.2020 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки – ООО «КС-Строй» на действия муниципального заказчика – Администрации при осуществлении им закупки (определении поставщика) путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по строительству плоскостного спортивного сооружения в д. Подберезье (спортивная универсальная площадка, включающая в себя мини футбольное поле, беговые дорожки, уличное освещение и др.), извещение № 0150300021320000001 о проведении которого было размещено на официальном сайте 10.02.2020 (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

Суть доводов Жалобы сводится к следующему.

В пункте 6.15 проекта муниципального контракта (Приложение № 4 к документации об аукционе; далее – Проект контракта) установлено, что в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, Заказчик вправе предоставить отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществить списание сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных Генподрядчику.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 11 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 № 1042 (далее – Правила) общая сумма начисленных штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.

Таким образом, пункт 6.15 Проекта контракта, по мнению подателя Жалобы, не соответствует действующему законодательству о контрактной системе.

На основании вышеизложенного, податель Жалобы просит выдать муниципальному заказчику - Администрации обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.

Муниципальный заказчик – Администрация в соответствии с письменными пояснениями (вх. № 1255 от 26.02.2020) согласен с доводами Жалобы, просит выдать предписание об устранении допущенных нарушений при направлении Проекта контракта на подписание победителю закупки.

На рассмотрении Жалобы представители муниципального заказчика – Администрации устно поддержали доводы вышеуказанных письменных возражений на Жалобу.

В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.

В феврале 2020 года муниципальным заказчиком – Администрацией и его аукционной комиссией осуществлялась закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по строительству плоскостного спортивного сооружения в д. Подберезье (спортивная универсальная площадка, включающая в себя мини футбольное поле, беговые дорожки, уличное освещение и др.), извещение № 0150300021320000001 о проведении которого было размещено на официальном сайте 10.02.2020 (начальная (максимальная) цена контракта – 16 161 599, 65 рублей).

Документация о проведении рассматриваемого электронного аукциона в последней редакции (далее – Документация) утверждена Главой Трубичинского сельского поселения …. 12.02.2020.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Муниципальным заказчиком – Администрацией в пункте 3 Информационной карты (Приложение № 1 к Документации; далее – Информационная карта) определен объект рассматриваемой закупки – выполнение работ по строительству плоскостного спортивного сооружения в д. Подберезье (спортивная универсальная площадка, включающая в себя мини футбольное поле, беговые дорожки, уличное освещение и др.).

Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной систем к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.

В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Как следует из части 6 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).

То есть, Закон о контрактной системе предусматривает следующие формы неустоек: штраф и пени.

Согласно части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.

Указанный порядок установлен Правилами.

Согласно пункту 11 Правил общая сумма начисленных штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.

Указанный пункт Правил фактически ограничивает предельную сумму начисляемых в ходе исполнения контракта подрядчику штрафов ценой контракта.

Данное условие отражено в пункте 6.10 Проекта контракта.

Согласно пункту 6.15 Проекта контракта в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, Заказчик вправе предоставить отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществить списание сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных Генподрядчику.

При этом, пункт 6.15 Проекта контракта никоим образом не соотносится с пунктом 11 Правил и пунктом 6.10 Проекта контракта и не противоречит им.

Данный пункт Проекта контракта не говорит об общей сумме начисленных штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом. В данном пункте Проекта контракта говорится о том, что заказчик может предоставить отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществить списание сумм неустоек, если такая возможность прямо предусмотрена законом. Если такая возможность законодательством Российской Федерации при исполнении заключенного по итогам закупки контракта не будет предусмотрена, положения пункта 6.15 Проекта контракта не будут применяться.

Таким образом, Жалоба является необоснованной.

В связи с поступлением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Новгородским УФАС России проведена внеплановая проверка осуществления закупки (определения поставщика) путем проведения  электронного аукциона.

В результате проведения внеплановой проверки установлено следующее.

1. Согласно части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем:

1) проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей;

2) осуществления закупок с учетом положений части 5 настоящей статьи.

В соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в пункте 1 части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.

Пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с настоящим Федеральным законом (в случае, если такое ограничение установлено заказчиком).

В силу части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать информацию, предусмотренную извещением о его проведении.

В извещении о проведении аукциона, сформированном средствами официального сайта, а также Документации ограничение, предусмотренное частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе, не установлено.

Согласно части 5 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

Частью 6 статьи 30 Закона о контрактной системе установлено, что условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи, и включается в отчет, указанный в части 4 настоящей статьи. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

При этом, требование, предусмотренное частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе, в извещении о проведении аукциона, сформированном средствами официального сайта, и Документации также не установлено.

Вместе с тем, Комиссия Новгородского УФАС России отмечает следующее.

Согласно части 7 статьи 30 Закона о контрактной системе типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.

Типовые условия таких контрактов утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2016 № 1466 (далее – Типовые условия).

Типовые условия предусматривают как условия об обязанностях поставщика (подрядчика, исполнителя) (раздел 1), так и условие о его правах (раздел 2).

В соответствии с разделом 2 Типовых условий в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения субподрядчиком, соисполнителем обязательств, предусмотренных договором, заключенным с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), осуществлять замену субподрядчика, соисполнителя, с которым ранее был заключен договор, на другого субподрядчика, соисполнителя.

Согласно пункту 3.3.6 Проекта контракта в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения субподрядчиком из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций обязательств, предусмотренных договором, заключенным с Генподрядчиком, осуществлять замену субподрядчика из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, с которым ранее был заключен договор, на другого субподрядчика из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

То есть, пункт 3.3.6 Проекта контракта соответствует разделу 2 Типовых условий.

Вместе с тем, как указывалось выше, заказчиком не установлено требование о привлечении подрядчиком в ходе проведения работ лиц из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

Следовательно, использование Типовых условий при проведении рассматриваемой закупки не допускается. Проектом контракта не установлен запрет на привлечение для выполнения работ субподрядчиков, в связи с чем, подрядчик вправе привлекать таких лиц. При этом, подрядчик вправе привлекать к выполнению работ не только лиц из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, производить замену субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций на иных лиц, не относящихся к данной группе лиц.

Учитывая вышеизложенное, в действиях муниципального заказчика – Администрации содержится нарушение части 7 статьи 30 Закона о контрактной системе, выразившееся в неправомерном использовании в Проекте контракта Типовых условий.

2. Согласно части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

В соответствии с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.

Данный порядок утвержден Правилами.

Согласно пункту 8 Правил в случае если в соответствии с частью 6 статьи 30 Федерального закона контрактом предусмотрено условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в виде штрафа, штраф устанавливается в размере 5 процентов объема такого привлечения, установленного контрактом.

Как было указано выше, требование о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций заказчиком в извещении о проведении аукциона, сформированном средствами официального сайте, а также Документации, не установлено.

Однако, в пункте 6.7 Проекта контракта указано, что за неисполнение условия о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций штраф устанавливается в размере 5 процентов объема такого привлечения, установленного контрактом.

Таким образом, в действиях муниципального заказчика – Администрации содержится нарушение части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, выразившееся в неправомерном установлении в Проекте контракта меры ответственности в виде штрафа за неисполнение условия о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

3. Как отмечалось выше, предметом рассматриваемой закупки является выполнение работ по строительству плоскостного спортивного сооружения в д. Подберезье (спортивная универсальная площадка, включающая в себя мини футбольное поле, беговые дорожки, уличное освещение и др.).

На рассмотрении Жалобы представители заказчика устно отметили, что строящийся объект не является объектом капитального строительства.

Согласно пунктам 10, 10.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие); некапитальные строения, сооружения - строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений).

03.02.2020 Администрация обратилась в Министерство строительства, архитектуры и территориального развития Новгородской области с заявлением о выдаче разрешения на строительство данного спортивного сооружения.

Уведомлением № 1 от 04.02.2020 Министерство строительства, архитектуры и территориального развития Новгородской области отказало в выдаче такого разрешения, поскольку строящийся объект не является объектом капитального строительства.

Разрешение на строительство выдается при осуществлении строительства объекта капитального строительства. При строительстве некапитального строения, сооружения данное разрешение не требуется в силу пункта 2 части 17 статьи 51 ГрК РФ.

Таким образом, Министерство строительства, архитектуры и территориального развития Новгородской области как орган исполнительной власти Новгородской области, реализующий полномочия в сферах строительства, архитектуры и территориального развития прямо указывает, что планируемый к постройке объект не является капитальным.

Вместе с тем, муниципальным заказчиком – Администрацией при подготовке Документации не было учтено следующее.

3.1. Частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.

Согласно части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц, за исключением дочерних обществ такого подрядчика, к исполнению своих обязательств по контракту.

Указанные виды и объемы работ установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 № 570 (далее – Постановление № 570).

Пунктом 1 Постановления № 570 утверждены виды работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории Российской Федерации, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам

Пунктом 2 Постановления № 570 установлено следующее:

а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории Российской Федерации из числа видов работ, утвержденных настоящим постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке;

б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом «а» настоящего пункта, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять:

не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г.;

не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - с 1 июля 2018 г.;

в) порядок определения размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории Российской Федерации, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, устанавливается Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. № 1042 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063».

Из вышеуказанных норм Закона о контрактной системе и Постановления № 570 следует, что положения Постановления № 570 применяются исключительно при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства.

Согласно пункту 7 Правил за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, размер штрафа устанавливается в размере 5 процентов стоимости указанных работ.

Объектом рассматриваемой закупки является строительство некапитального сооружения.

Таким образом, при проведении оспариваемой закупки положения Постановления № 570 не подлежали применению.

Однако, согласно пункту 40 Информационной карты (Приложение № 1 к Документации), пункту 15 Описания объекта закупки (Приложение № 2 к Документации), которое также является обязательным приложением к Проекту контракта, в соответствии с Постановлением № 570 генподрядчик обязан самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по муниципальному контракту выполнить отдельные виды работ в соответствии с Постановлением № 570 в объеме не менее 25 процентов цены муниципального контракта.

Также, в пунктах 3.2.16, 6.6 Проекта контракта указано следующее:

- генподрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту не менее 25 процентов цены контракта (в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. № 570);

- за ненадлежащее исполнение Генподрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые Генподрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, размер штрафа устанавливается в размере 5 процентов стоимости указанных работ.

Таким образом, в действиях муниципального заказчика – Администрации содержатся нарушения части 6 статьи 31, части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, выразившиеся в неправомерном установлении в Документации и Проекте контракта обязанности подрядчика выполнить виды и объемы работ самостоятельно, без привлечения третьих лиц в соответствии с Постановлением № 570, а также указание меры ответственности в виде штрафа за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению таких видов и объемов работ.

3.2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено требование об использовании при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.

Пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в документацию о закупке в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 настоящей части.

Данная норма распространяется исключительно на закупки, предметом которых является строительство, реконструкция, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства.

Предметом рассматриваемой закупки, как утверждает Администрация со ссылкой на Министерство строительства, архитектуры и территориального развития Новгородской области, является строительство некапитального сооружения, в связи с чем, положения пункта 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при ее проведении применению не подлежали.

Согласно пунктам 4, 5 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать дату окончания срока рассмотрения заявок на участие в таком аукционе в соответствии с частью 2 статьи 67 настоящего Федерального закона; дату проведения такого аукциона в соответствии с частью 3 статьи 68 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 3 статьи 68 Закона о контрактной системе днем проведения электронного аукциона является рабочий день, следующий за датой окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе. При этом электронный аукцион в случае включения в документацию о закупке в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона проектной документации проводится через четыре часа после окончания срока подачи заявок на участие в указанном электронном аукционе.

В соответствии с действующим законодательством о контрактной системе можно выделить два способа осуществления закупки путем проведения электронного аукциона: «Электронный аукцион» и «Электронный аукцион на проведение работ по строительству, реконструкции, кап. ремонту, сносу объекта кап. строительства, предусматривающих проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности», который проводится при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства с размещением в составе документации об аукционе проектной документации.

Поскольку объектом данной закупки является строительство некапитального сооружения, заказчик должен был осуществить рассматриваемую закупку без учета положений пункта 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.

Однако, Администрацией был выбран следующий способ проведения рассматриваемой закупки: «Электронный аукцион на проведение работ по строительству, реконструкции, кап. ремонту, сносу объекта кап. строительства, предусматривающих проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности», что привело к нарушению установленной процедуры осуществления аукциона.

Так, в Документации, в нарушение требований Закона о контрактной системе, отсутствует дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе (в пункте 9 Информационной карты указано, что участник закупки, первая часть заявки которого не возвращена оператором электронной площадки в соответствии с частью 11 статьи 66 Закона о контрактной системе, считается допущенным к участию в электронном аукционе); ненадлежащим образом установлена дата проведения аукциона (через четыре часа после окончания срока подачи заявок на участие в указанном электронном аукционе (пункт 10 Информационной карты)).

Таким образом, в действиях муниципального заказчика – Администрации содержится нарушение пункта 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, выразившееся в ненадлежащем установлении в Документации порядка осуществления аукциона.

Решая вопрос о необходимости выдачи обязательного для исполнения предписания и определении его содержания, Комиссия Новгородского УФАС России учитывает следующее.

В материалах Жалобы отсутствуют доказательства того, что выявленные в действиях муниципального заказчика – Администрации нарушения повлияли на результаты определения подрядчика.

На участие в рассматриваемой закупке поступило 7 заявок участников, 5 из которых приняли участие в электронном аукционе, при этом, податель Жалобы участия в аукционе не принял.

Никто из участников закупки не был отстранен от участия в аукционе.

В результате торгов цена муниципального контракта была снижена на 32,50% от начальной (максимальной) цены контракта.

С учетом вышеизложенного, Комиссия Новгородского УФАС России приходит к выводу о том, что выявленные нарушения могут быть устранены путем внесения соответствующих изменений в Проект контракта, направляемый на подписание победителю аукциона.

 

Руководствуясь статьями 30, 31, 33, 34, 64, 66, 68, 110.2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «КС-Строй» (656037, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Горно-Алтайская, 15-433) на действия муниципального заказчика – Администрации Трубичинского сельского поселения Новгородского района Новгородской области (171501, Новгородская область, Новгородский район, Трубичинское сельское поселение, д. Трубичино, д. 85) при осуществлении им закупки (определении поставщика) путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по строительству плоскостного спортивного сооружения в д. Подберезье (спортивная универсальная площадка, включающая в себя мини футбольное поле, беговые дорожки, уличное освещение и др.), извещение № 0150300021320000001 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок   в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 10.02.2020, необоснованной.

2. Признать в действиях муниципального заказчика – Администрации Трубичинского сельского поселения Новгородского района Новгородской области нарушения части 7 статьи 30, части 6 статьи 31, пункта 8 части 1 статьи 33, части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.

3. Выдать муниципальному заказчику – Администрации Трубичинского сельского поселения Новгородского района Новгородской области обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

4. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица муниципального заказчика – Администрации Трубичинского сельского поселения Новгородского района Новгородской области.

 

Председатель Комиссии                                   И.А. Куриков

                                                                                                                                

Члены Комиссии                                                А.Т. Иванов

 

                                                                             Д.А. Петров

 

Решение и предписание могут быть обжалованы в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны