Решение №2560/03 РЕШЕНИЕ № 053/06/48-276/2022 по результатам рассмотрения жал... от 7 июня 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDFГосударственному заказчику – Управлению Роспотребнадзора по Новгородской области и его аукционной (единой) комиссии
ул. Германа, д. 14,
Великий Новгород, 173002
Участнику закупки (подателю жалобы) – ООО «Стрелков и сын»
ул. Пирогова, д. 3,
г. Петрозаводск, 185002
Оператору электронной площадки –
АО «ЕЭТП»
e-mail: ko@roseltorg.ru
РЕШЕНИЕ № 053/06/48-276/2022
по результатам рассмотрения жалобы
о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе
02 июня 2022 года Великий Новгород
Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:
… – …;
… – …;
…. – …,
в присутствии представителей:
государственный заказчик - Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новгородской области – надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения жалобы, представителей не направил, ходатайств не заявлял,
податель жалобы - Общество с ограниченной ответственностью «Стрелков и сын» - надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения жалобы, представителей не направил, ходатайств не заявлял,
рассмотрев жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «Стрелков и сын» (185002, г. Петрозаводск, ул. Пирогова, д. 3; далее – ООО «Стрелков и сын») на действия аукционной (единой) комиссии государственного заказчика – Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новгородской области (173002, Великий Новгород, ул. Германа, д. 14; далее – Управление Роспотребнадзора по Новгородской области) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку бумаги офисной, извещение № 0150100005922000008 о проведении которого в ред. №ИИ1 было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 16.05.2022, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки (определения поставщика),
УСТАНОВИЛА:
26.05.2022 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки – ООО «Стрелков и сын» на действия аукционной (единой) комиссии государственного заказчика – Управления Роспотребнадзора по Новгородской области при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку бумаги офисной, извещение № 0150100005922000008 о проведении которого в ред. №ИИ1 было размещено на официальном сайте 16.05.2022 (далее – Жалоба).
Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Суть доводов Жалобы сводится к следующему.
ООО «Стрелков и сын» была подана заявка на участие в вышеуказанном аукционе.
Согласно Протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) 0150100005922000008 от 23.05.2022 заявка ООО «Стрелков и сын» была отклонена по следующему основанию:
«…Заказчиком в соответствии с требованиями КТРУ установлены следующие характеристики:
Бумага для офисной техники белая
Количество листов в пачке: 500 штук
Формат: A4 (неизменяемая заказчиком)
Масса бумаги площадью 1м2 - ≥ 80 и < 90 Грамм (неизменяемая заказчиком)
Марка бумаги: не ниже C*
При этом согласно позиции КТРУ, указанные характеристики (формат, масса бумаги площадью 1 м2) и их значения являются неизменяемыми, и соответственно участник закупки должен был указать значение характеристики, соответствующее значению, установленному Заказчиком в Приложении № 1 к извещению (описание объекта закупки).
В заявке участника закупки значение характеристики масса бумаги площадью 1м2 указано 80 Грамм (неизменяемая заказчиком).
Непредставление информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с требованиями Федерального закона №44 ФЗ (за исключением информации и документов, предусмотренных п.2 и 3 ч.6 ст.43 №44 ФЗ), несоответствие таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с п. 1 ч. 12 ст. 48, подпункта «а» п. 1 ч. 5 ст. 49 Федерального закона №44-ФЗ является основанием для отклонения заявки участника закупки».
ООО «Стрелков и сын» не согласно с решением аукционной (единой) комиссии государственного заказчика - Управления Роспотребнадзора по Новгородской области.
Показатель «Масса бумаги площадью 1 м², г» является конкретным, и исходя из ГОСТ Р 57641-2017 и технологического процесса на комбинатах, выпускающих бумагу, может принимать конкретное значение (для офисных бумаг 80 г/м² и 75 г/м²) с допускаемым отклонением (по ГОСТ +/- 2-3 г/м²). Конкретная марка бумаги не может одновременно весить и 80 г/м² и 90 г/м².
К тому же, формулировка описания показателя «≥ 80 и < 90 (неизменяемая заказчиком)» не подразумевает, что это показатель «неизменяемый». В данном случае указано, что «неизменяемый заказчиком», про участника ничего не сказано.
С учетом вышеизложенного, податель Жалобы просит признать Жалобу обоснованной.
Согласно письменным возражениям государственного заказчика – Управления Роспотребнадзора по Новгородской области (вх. № 2977 от 31.05.2022 Новгородского УФАС России), государственный заказчик считает Жалобу необоснованной.
В соответствии с описанием объекта закупки и инструкцией по заполнению заявки на участие в рассматриваемом аукционе, от участников закупки требовалось указать значение показателя «Масса бумаги площадью 1м2» в том же виде, в каком оно было указано заказчиком, а именно: «≥ 80 и < 90 грамм».
Податель Жалобы указал в своей заявке следующее значение данного показателя: «80 грамм».
На основании вышеизложенного, аукционная (единая) комиссия Управления Роспотребнадзора по Новгородской области признала заявку подателя Жалобы несоответствующей требования извещения о проведении электронного аукциона.
С учетом вышеизложенного, государственный заказчик - Управление Роспотребнадзора по Новгородской области считает Жалобу необоснованной.
В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.
В апреле-мае 2022 года государственным заказчиком – Управлением Роспотребнадзора по Новгородской области и его аукционной (единой) комиссией осуществлялась закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку офисной бумаги, извещение № 0150100005922000008 о проведении которого было размещено на официальном сайте в ред. №ИИ1 16.05.2022 (начальная (максимальная) цена контракта - 327 637, 50 рублей).
Извещение о проведении электронного аукциона в последней редакции (далее – Извещение) утверждено … 16.05.2022.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта. Заказчик, осуществляющий деятельность на территории иностранного государства, также указывает информацию о валюте, используемой для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, для оплаты поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, и порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации»;
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих»;
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В пункте 3.1 Извещения заказчиком определен следующий объект рассматриваемой закупки – поставка офисной бумаги.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее среди прочего и информацию относительно наименования объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе одним из электронных документов, включаемых в извещение об осуществлении закупки, является описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Описание объекта закупки государственным заказчиком в данном случае приведено в Приложении № 1 к Извещению (далее – Приложение № 1).
Согласно подпунктам «а», «б» пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 настоящей статьи.
В соответствии с подпунктом 1 части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки информация о товаре, предусмотренная подпунктами «а» и «б» пункта 2 части 1 настоящей статьи, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг. Информация, предусмотренная подпунктом «а» пункта 2 части 1 настоящей статьи, может не включаться в заявку на участие в закупке в случае указания заказчиком в описании объекта закупки товарного знака и предложения участником закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, обозначенного таким товарным знаком.
Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке содержатся в Приложении № 3 к Извещению (далее – Приложение № 3).
Согласно пункту 2.1 Приложения № 3 характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в разделе 1 приложения № 1 к извещению (описание объекта закупки), товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
Приложение № 1 содержит, в том числе, показатели (характеристики) требуемого к поставке товара, а также требования к значениям данных показателей.
Согласно Приложению № 1 к поставке подлежит офисная бумага, КТРУ 17.12.14.129-00000025 «Бумага для офисной техники белая».
Заказчиком установлены следующие показатели поставляемого товара и требования к значениям:
№ п/п |
Наименование товара (функциональные, технические и качественные характеристики) |
Ед. изм. |
Количество |
КТРУ/ОКПД2 |
1 |
Бумага для офисной техники Бумага для офисной техники белая Количество листов в пачке: 500штук Формат: A4 (неизменяемая заказчиком) Масса бумаги площадью 1м2 - ≥ 80 и < 90Грамм (неизменяемая заказчиком) Марка бумаги: не ниже C* |
Пачка |
750 |
17.12.14.129-00000025 |
Инструкция по заполнению заявки на участие в закупке (далее – Инструкция) содержится в Приложении № 3 к Извещению.
Среди прочего, заказчиком в Инструкции указано, что при установлении Заказчиком значений показателей (вида характеристики), которые не могут изменяться (указаны Заказчиком единым значением, с сопровождением – «неизменяемая заказчиком»), участник закупки должен указать конкретное значение показателя (характеристики), соответствующее значению, установленному Заказчиком в Приложении № 1 к извещению (описание объекта закупки).
То есть, значение неизменяемого показателя «Масса бумаги площадью 1м2» должно было быть указано участниками закупки в их заявках на участие в аукционе в соответствии с установленными требованиями заказчика: «≥ 80 и < 90 Грамм».
Однако, подателем Жалобы указано следующее значение данного показателя: «80 грамм», что не соответствует требованиям Извещения.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
Из пункта 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе следует, что заявка подлежит отклонению в случае непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
Учитывая вышеизложенное, решение аукционной (единой) комиссии государственного заказчика - Управления Роспотребнадзора по Новгородской области об отклонении заявки подателя Жалобы, является законным и обоснованным.
Одновременно с рассмотрением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией Новгородского УФАС России проведена внеплановая проверка осуществления рассматриваемой закупки.
При проведении внеплановой проверки установлено следующее.
Согласно частям 1-3 статьи 7 Закона о контрактной системе в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок. Открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе. Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Необходимо отметить, что размещаемая на официальном сайте информация о закупке не должна иметь внутренних противоречий и вводить участников закупки в заблуждение.
В силу части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки размещается на официальном сайте.
В соответствии с частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать ряд электронных документов.
Одним из документов, которое должно содержать извещение об осуществлении закупки, является описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Как отмечалось выше, описание объекта закупки приведено государственным заказчиком в Приложении № 1.
Между тем, государственным заказчиком ненадлежащим образом на официальном сайте размещена информация о документе, в котором содержится описание объекта закупки.
16.05.2022 на официальном сайте Управления Роспотребнадзора по Новгородской области была размещена новая редакция извещения о проведении рассматриваемой закупки.
При этом, в составе Извещения на официальном сайте государственным заказчиком было размещено два приложения, содержащих описание объекта закупки с одинаковым наименованием: «Приложение 1 описание объекта закупки», и отличных друг от друга по содержанию. Оба документа отмечены как действующие.
Ознакомившись с содержанием данных документов, Комиссия Новгородского УФАС России отмечает, что один из них представляет собой неактуальное описание объекта закупки (до внесения изменений в первоначальную редакцию извещения о проведении электронного аукциона - фактически, является неактуальной редакцией Приложения № 1). Так, данный документ не содержит такого показателя как «Масса бумаги площадью 1м2».
Вторым документом является непосредственно Приложение № 1. Данное приложение содержит актуальные и достоверные требования к показателям поставляемого товара и их значениям (после внесения заказчиком изменений в первоначальное извещение о проведении электронного аукциона).
Подобные действия государственного заказчика затрудняют определение потенциальными участниками закупки документа, в котором содержатся действительные и актуальные требования к показателям поставляемых товаров и их значениям.
Учитывая вышеизложенное, в действиях государственного заказчика - Управления Роспотребнадзора по Новгородской области содержатся нарушения части 3 статьи 7, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, выразившиеся в размещении на официальном сайте в составе Извещения ненадлежащего документа, содержащего описание объекта закупки.
Установленные в действиях государственного заказчика нарушения требований действующего законодательства Российской Федерации о контрактной системе указывают на наличие в действиях его должностного лица признаков административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При решении вопроса о необходимости выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении допущенных нарушений Комиссия Новгородского УФАС России приходит к выводу об отсутствии такой необходимости, поскольку рассматриваемая закупка была признана несостоявшейся, поскольку по результатам рассмотрения заявок на участие в закупке аукционная комиссия государственного заказчика отклонила все заявки. Контракт по итогам настоящей закупки заключен не будет.
Руководствуясь статьями 7, 33, 42, 43, 48, 49, пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «Стрелков и сын» (185002, г. Петрозаводск, ул. Пирогова, д. 3) на действия аукционной (единой) комиссии государственного заказчика – Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новгородской области (173002, Великий Новгород, ул. Германа, д. 14) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку бумаги офисной, извещение № 0150100005922000008 о проведении которого в ред. №ИИ1 было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 16.05.2022, необоснованной.
2. Признать в действиях государственного заказчика – Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новгородской области нарушения части 3 статьи 7, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с признанием закупки несостоявшейся, поскольку по результатам рассмотрения заявок на участие в закупке аукционная комиссия государственного заказчика отклонила все заявки.
4. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административном правонарушении в отношении должностного лица государственного заказчика – Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новгородской области.
Председатель Комиссии …
Члены Комиссии …
….
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.