Акт внеплановой камеральной проверки №3095/03 Акт № 30 от 4 мая 2019 г.

Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Публикация документа не является официальной. Официально правовые акты публикуются в официальных печатных изданиях в соответствии с действующим законодательством.

 

 

 

 

 

 

 

Исхд. № 3095/03 от 04.05.2019

 

 

 

 

 

Акт № 30

по результатам внеплановой камеральной проверки

 

04 июля 2019 года                                                                                        Великий Новгород                                                                          

 

На основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России) № 73/2019 от 26.06.2019, в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), нами:

Петровым Дмитрием Александровичем, главным специалистом-экспертом отдела контроля закупок и рекламы Новгородского УФАС России – руководителем инспекции;

Ивановым Артемом Тимуровичем, главным специалистом-экспертом отдела контроля закупок и рекламы Новгородского УФАС России – участником инспекции;

Фоминым Михаилом Евгеньевичем, специалистом-экспертом отдела контроля закупок и рекламы Новгородского УФАС России – участником инспекции,

проведена внеплановая камеральная проверка осуществления государственным заказчиком – Министерством спорта и молодежной политики Новгородской области и уполномоченным органом – Администрацией Губернатора Новгородской области закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на закупку спортивно-технологического оборудования для создания малых спортивных площадок, извещение № 0150200003919000515 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 31.05.2019.

Проверка начата 26.06.2019, окончена 04.07.2019.

Юридические адреса проверяемых организаций:

- Министерство спорта и молодежной политики Новгородской области (173001, Великий Новгород, ул. Великая, д. 9/3; далее – Министерство);

- Администрация Губернатора Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1; далее - Администрация).

Место проведения проверки: Управление Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области – 173002, Великий Новгород, Воскресенский бульвар (бывший пр. К. Маркса), д. 3.

 

Описательная часть

 

20.06.2019, 26.06.2019 в Новгородское УФАС России поступило обращение Общества с ограниченной ответственностью «Сила стали» (455001, Челябинская обл., г. Магнитогорск, ул. Герцена, д. 6, оф. 319 С; далее – ООО «Сила стали») о возможных нарушениях законодательства Российской Федерации о контрактной системе в действиях аукционной комиссии уполномоченного органа – Администрации и государственного заказчика – Министерства при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на закупку спортивно-технологического оборудования для создания малых спортивных площадок, извещение № 0150200003919000515 о проведении которого было размещено на официальном сайте 31.05.2019 (вх. №№ 4254, 4446 Новгородского УФАС России; далее – Обращение).

В Обращение Заявителем ставится под сомнение правомерность действий аукционной комиссии уполномоченного органа по недопуску ООО «Сила стали» к участию в настоящем электронном аукционе по позициям 1 «Горизонтальная гимнастическая скамья для выполнения испытания «Сгибание-разгибание рук в упоре о гимнастическую скамью, в упоре о стул», 23 «Баскетбольный щит с кольцом» Приложения № 1 «Функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки» к документации о проведении рассматриваемого электронного аукциона (далее – Приложение № 1; Документация) по основаниям, указанным в протоколе от 20.06.2019 рассмотрения первых частей заявок (далее – Протокол), а также правомерность действий государственного заказчика по составлению Документации, в том числе по установлению требований к значениям товаров по указанным позициям Приложения № 1.

В частности, по мнению ООО «Сила стали», представленная им на участие в рассматриваемой закупке первая часть заявки была разработана на основании Приложения № 1, содержащиеся в ней сведения не подразумевали какого-либо двусмысленного толкования, а установление государственным заказчиком вариантов значения показателя «материал фанеры щит» по позиции 23 Приложения № 1 ввело в заблуждение участника закупки при заполнении первой части заявки и было расценено участником закупки как необходимость согласования с государственным заказчиком одного из перечисленных вариантов материала древесины уже непосредственно при исполнении государственного контракта.

В целях полного и всестороннего рассмотрения Обращения по существу и проведения внеплановой проверки действий государственного заказчика, уполномоченного органа и его аукционной комиссии при осуществлении рассматриваемой закупки Новгородским УФАС России у Министерства и Администрации письмом исх. № 2962/03 от 26.06.2019 были истребованы документы и информация, касающиеся проведения вышеназванного электронного аукциона.

В ходе проведения внеплановой проверки инспекцией Новгородского УФАС России были изучены надлежащим образом заверенные копии следующих документов и информация:

- приказ Администрации № 667 от 29.05.2019;

- Документация и извещение проведении настоящего электронного аукциона (далее – Извещение) (со всеми приложениями);

- Протокол, а также протокол от 20.06.2019 рассмотрения единственной заявки;

- первая часть заявки ООО «Сила стали» (идентификационный номер – 48), первая и вторая части заявки Общества с ограниченной ответственностью «СТРИВЕР» (далее – ООО «СТРИВЕР») (идентификационный номер – 255);

- государственный контракт от 01.07.2018, заключенный по итогам рассматриваемой закупки (реестровый номер – 2532102898419000001).

Указанные документы проверены на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе.

В результате проведения внеплановой проверки установлено следующее.

1. В мае-июле 2019 года государственным заказчиком – Министерством и уполномоченным органом – Администрацией осуществлялась закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на закупку спортивно-технологического оборудования для создания малых спортивных площадок.

Документация утверждена заместителем министра, начальником отдела физической культуры и спорта Министерства <…….> 20.05.2019.

В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

Согласно части 3 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.

Согласно пункту 1 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации.

Требования к содержанию первой части заявки на участие в электронном аукционе установлены частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.

Согласно части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:

1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:

а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона);

б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

В пункте 10.2 Документации требования к содержанию первых частей заявок на участие в настоящем электронном аукционе государственным заказчиком установлены в соответствии с требованиями пункта 1 и подпункта «б» пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Государственным заказчиком – Министерством в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе в пункте 3.1 Документации определен объект рассматриваемой закупки – закупка спортивно-технологического оборудования для создания малых спортивных площадок.

Согласно пункту 3.2.1 Документации функциональные, технические и качественные, эксплуатационные характеристики товара содержатся в Приложении № 1.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Показатели, позволяющие определить соответствие закупаемого товара требованиям государственного заказчика, также содержатся в Приложении № 1.

Приложение № 1 представляет собой таблицу из 11 столбцов, содержащих наименование требуемых государственному заказчику товаров, их показателей (характеристик) и допустимые значения этих показателей, удовлетворяющие потребностям государственного заказчика.

Требования к значениям показателей, удовлетворяющие потребности государственного заказчика, в Приложении № 1 представлены в виде следующих столбцов: «Минимальное значение показателя» (столбец 5), «Максимальное значение показателя» (столбец 6), «Показатели (характеристики), для которых указаны варианты значений» (столбец 7), «Показатели (характеристики), значения которых не могут изменяться» (столбец 10), а также для случаев, когда показатели (характеристики) определяются диапазоном значений: столбец 8 – «Нижняя граница диапазона» и столбец 9 «Верхняя граница диапазона».

В столбце 11 («Единицы измерения») Приложения № 1 государственным заказчиком предусмотрено указание единиц измерения показателей товаров.

Во исполнение требований пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе относительно необходимости наличия в документации об электронном аукционе инструкции по заполнению заявок на участие в нем, государственным заказчиком в пункте 10.4.2 Документации установлена соответствующая инструкция (далее – Инструкция).

При этом, из пункта 10.4.2 Документации следует, что участники рассматриваемой закупки, подавая первые части заявок на участие в ней, должны были руководствоваться положениями имеющейся Инструкции.

Согласно пункту 1 Инструкции при установлении заказчиком значений показателей (характеристик) в столбцах 5 («Минимальное значение показателя») и (или) 6 («Максимальное значение показателя») Приложения № 1, участник закупки должен указать конкретное значение показателей (характеристик) предлагаемого к поставке товара, которое не должно быть ниже минимального значения, установленного в столбце 5, и не должно превышать максимальное значение, установленное в столбце 6.

Согласно пункту 2 Инструкции при установлении заказчиком вариантов значений показателей (характеристик) в столбце 7 («Показатели (характеристики), для которых указаны варианты значений») Приложения № 1, участник закупки должен указать один из требуемых заказчиком вариантов (указание нескольких вариантов значений будет расценено как не предоставление конкретного значения показателя (характеристики) предлагаемого к поставке Товара, соответствующего значению, установленному документацией).

Согласно Протоколу первая часть заявки ООО «Сила стали» (идентификационный номер – 48) аукционной комиссией уполномоченного органа признана несоответствующей требованиям Документации на основании пункта 1 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, поскольку в нарушение пункта 10.2 Документации в ней отсутствовали значения показателей «длина», «ширина», «высота», «диаметр металлических труб несущих стоек», «толщина металлических труб несущих стоек», «толщина доски скамьи», «диаметр трубы скамьи», «толщина стенки трубы скамьи», «толщина фанерных колец», «диаметр металлической трубы упора для ног», «толщина металлической трубы упора для ног» для товара по позиции 1 «Горизонтальная гимнастическая скамья для выполнения испытания «Сгибание-разгибание рук в упоре о гимнастическую скамью, в упоре о стул» Приложения № 1, а также значения других показателей по всем позициям Приложения № 1, предусматривающим указание конкретного значения показателя (указание значений показателей в столбцах с наименованиями «Минимальное значение показателя», «Максимальное значения показателя» не позволяет определить конкретное (неизменяемое) значение показателя товара, предлагаемого к поставке).

Также, согласно Протоколу, первая часть заявки ООО «Сила стали» признана несоответствующей требованиям Документации по позиции 23 «Баскетбольный щит с кольцом» Приложения № 1 по причине неуказания участником закупки значения показателя «материал фанеры щит» (требовалось указать один из предложенных государственным заказчиком вариантов, а в заявке участника содержится предложение «сосна и/или береза и/или лиственница и/или ель»).

Для товара по позиции 1 Приложения № 1 государственным заказчиком предусмотрены следующие показатели и требования к их значениям:

- «длина», «ширина», «высота», а также в столбцах 5 («Минимальное значение показателя») и 6 («Максимальное значение показателя») требования к их значениям («длина» - не менее 1,6 и не более 1,7 м; «ширина» - не менее 0,6 и не более 0,7 м; «высота» - не менее 0,5 и не более 0,6 м);

- «диаметр металлических труб несущих стоек», «толщина металлических труб несущих стоек», «толщина доски скамьи», «диаметр трубы скамьи», «толщина стенки трубы скамьи», «толщина фанерных колец», «диаметр металлической трубы упора для ног», «толщина металлической трубы упора для ног», а также в столбце 5 («Минимальное значение показателя») требования к их значениям («диаметр металлических труб несущих стоек» - не менее 89 мм, «толщина металлических труб несущих стоек» - не менее 2 мм, «толщина доски скамьи» - не менее 40 мм, «диаметр трубы скамьи» - не менее 21,3 мм, «толщина стенки трубы скамьи» - не менее 2 мм, «толщина фанерных колец» - не менее 20 мм, «диаметр металлической трубы упора для ног» - не менее 48 мм, «толщина металлической трубы упора для ног» - не менее 4 мм).

Необходимо отметить, что сведения о предлагаемом к поставке товаре ООО «Сила стали» приведены в первой части заявки в виде таблицы, использованной государственным заказчиком при описании требований к товарам в Приложении № 1.

Наименования столбцов в представленной ООО «Сила стали» таблице оставлены участником закупки в том же виде, что и изначально предусмотрены государственным заказчиком в Приложении № 1, в том числе использована в качестве наименования столбца формулировка «Минимальное значение показателя».

При этом, значения вышеуказанных показателей товара по позиции 1 Приложения № 1 в первой части заявки ООО «Сила стали» представлены именно в столбце «Минимальное значение показателя» использованной им таблицы.

Так, согласно первой части заявки ООО «Сила стали», минимальное значение показателя «длина» - 1,6 м, минимальное значение показателя «ширина» - 0,6 м, минимальное значение показателя «высота» - 0,5 м, «диаметр металлических труб несущих стоек» - 89 мм, «толщина металлических труб несущих стоек» - 2 мм и т.д.

Таким образом, в нарушение пункта 1 Инструкции в первой части заявки ООО «Сила стали» конкретные (неизменяемые) значения вышеназванных показателей по позиции 1 Приложения № 1 отсутствуют.

Вместо этого в заявке ООО «Сила стали» воспроизведены требования государственного заказчика, указанные в Приложении № 1, о минимально возможном значении рассматриваемых показателей товара по позиции 1 («длина», «ширина», «высота», «диаметр металлических труб несущих стоек», «толщина металлических труб несущих стоек», «толщина доски скамьи», «диаметр трубы скамьи», «толщина стенки трубы скамьи», «толщина фанерных колец», «диаметр металлической трубы упора для ног», «толщина металлической трубы упора для ног»).

То есть, податель Жалобы предлагает к поставке по позиции 1 Приложения № 1 горизонтальную гимнастическую скамью, длина которой не будет менее 1,6 м, ширина – не будет менее 0,6 м, а высота – не будет менее 0,5 м и т.д.

Однако указанные сведения о товаре по позиции 1 Приложения № 1, предложенном ООО «Сила стали», нельзя признать конкретными и соответствующими потребностям государственного заказчика, поскольку из содержания первой части заявки данного участника невозможно определить точные конкретные значения рассматриваемых показателей.

По позиции 23 «Баскетбольный щит с кольцом» Приложения № 1 государственным заказчиком среди прочих показателей для данного товара предусмотрен показатель «материал фанеры щит», а также в столбце 7 («Показатели (характеристики), для которых указаны варианты значений») - варианты его значения («сосна и/или береза и/или лиственница и/или ель»).

Однако в первой части заявки ООО «Сила стали» в нарушение пункта 2 Инструкции одно из требуемых государственному заказчику значений материала фанеры щита не приведено, а значение данного показателя указано в том же виде, что и установлено государственным заказчиком («сосна и/или береза и/или лиственница и/или ель»).

Соответственно, приведенное ООО «Сила стали» значение рассматриваемого показателя по позиции 23 Приложения № 1 также нельзя считать конкретным, поскольку сделать однозначный вывод о материале древесины предложенного участником закупки товара в данном случае невозможно.

Следовательно, при заполнении первой части заявки на участие в рассматриваемой закупке ООО «Сила стали» (идентификационный номер заявки – 48) не учло вышеуказанные положения Приложения № 1 и пунктов 1, 2 Инструкции и не указало конкретные значения вышеприведенных показателей по позициям 1, 23 Приложения № 1, в связи с чем первая часть заявки ООО «Сила стали» действительно не соответствовала требованиям Документации, установленным государственным заказчиком в соответствии с положениями действующего законодательства и собственными потребностями.

Учитывая изложенное, принятое аукционной комиссией уполномоченного органа – Администрации на основании пункта 1 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе решение об отказе в допуске участнику закупки – ООО «Сила стали» к участию в настоящем электронном аукционе является правомерным.

Таким образом, нарушений законодательства о контрактной системе в действиях аукционной комиссии уполномоченного органа не установлено, а содержащаяся в Обращении информация в данной части не нашла своего подтверждения.

2. Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе).

Показатели, позволяющие определить соответствие закупаемого товара требованиям государственного заказчика, также содержатся в Приложении № 1.

Как отмечалось выше, одним из показателей товара по позиции 23 «Баскетбольный щит с кольцом» Приложения № 1 является показатель «материал фанеры щит», требования к значению данного показателя государственным заказчиком установлены в столбце 7 («Показатели (характеристики), для которых указаны варианты значений») Приложения № 1 («сосна и/или береза и/или лиственница и/или ель»).

Согласно пункту 2 Инструкции при установлении заказчиком вариантов значений показателей (характеристик) в столбце 7 («Показатели (характеристики), для которых указаны варианты значений») Приложения № 1, участник закупки должен указать один из требуемых заказчиком вариантов (указание нескольких вариантов значений будет расценено как не предоставление конкретного значения показателя (характеристики) предлагаемого к поставке Товара, соответствующего значению, установленному документацией).

Вместе с тем, исходя из использования государственным при перечислении вариантов значения показателя «материал фанеры щит» по позиции 23 Приложения № 1 в столбце 7 («сосна и/или береза и/или лиственница и/или ель») не только разделительного союза «или», но и соединительного союза «и», однозначно определить, что в данном случае является согласно пункту 2 Инструкции одним из вариантов значения рассматриваемого показателя, невозможно.

Так, исходя из использования государственным заказчиком разделительного союза «или» вариантами значений данного показателя являются такие значения, как «сосна», «береза», «лиственница», «ель».

В то же время, с учетом использования государственным заказчиком соединительного союза «и», одним из таких вариантов также может быть значение «сосна и береза» или, например, значение «береза и лиственница», «лиственница и ель», а также значение «сосна и береза и лиственница и ель».

Однако пункт 2 Инструкции при установлении государственным заказчиком требований к товару в столбце 7 Приложения № 1 прямо требует указания одного из требуемых вариантов значений (например, или «сосна» или «береза» или «лиственница» или «ель»). При этом, за указание нескольких возможных вариантов значений такого показателя (например, «сосна и береза» или «береза и лиственница» или «лиственница и ель» или «сосна и береза и лиственница и ель»), участник закупки не будет допущен до участия в настоящем электронном аукционе.

Указанное противоречие, допущенное государственным заказчиком при составлении технической части Документации по позиции 23 Приложения № 1, с учетом имеющихся положений пункта 2 Инструкции способно ввести в заблуждение участников рассматриваемой закупки, а также стать причиной отклонения заявки участника в случае использования им при указании значения рассматриваемого показателя соединительного союза «и».

При этом, указанные обстоятельства действительно могли ввести в заблуждение ООО «Сила стали» при заполнении им первой части заявки на участие в рассматриваемой закупке и послужить одной из причин недопуска ООО «Сила стали» к участию в рассматриваемой закупке в связи с неуказанием им конкретного значения показателя «материал фанеры щит» по позиции 23 Приложения № 1.

Вместе с тем, допущенное государственным заказчиком противоречие при описании требований к значению рассматриваемого показателя товара по позиции 23 Приложения № 1 и последовавшие за ним действия аукционной комиссии уполномоченного органа при рассмотрении заявок участников закупки (аукционная комиссия рассматривает первые части заявок на соответствие установленным заказчиком в документации об электронном аукционе требованиям к товарам) не повлияли на возможность Заявителя стать участником электронного аукциона по причине несоответствия первой части его заявки установленным требованиям к товару по позиции 1 Приложения № 1.

Из вышеизложенного следует, что в действиях государственного заказчика – Министерства содержатся нарушения пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в нарушении правил описания объекта закупки, а именно в ненадлежащем установлении требований к значению показателя подлежащего поставке товара с учетом положений имеющейся инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе.

Соответственно, содержащаяся в Обращении информация о некорректном установлении государственным заказчиком требований к товару по позиции 23 Приложения № 1 при проведении проверки нашла свое подтверждение.

3. В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

В соответствии с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.

На сегодняшний день указанный порядок установлен Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 № 1042 (далее – Правила).

Согласно пункту 8 Правил в случае если в соответствии с частью 6 статьи 30 Федерального закона контрактом предусмотрено условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в виде штрафа, штраф устанавливается в размере 5 процентов объема такого привлечения, установленного контрактом.

В соответствии с частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

Согласно части 6 статьи 30 Закона о контрактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи, и включается в отчет, указанный в части 4 настоящей статьи. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

В пункте 10.3.1 Извещения, пункте 6.3.1 Документации государственным заказчиком – Министерством в соответствии с частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе предъявлено требование к исполнителю, не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере 15% от цены контракта.

В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

Проект государственного контракта является приложением № 3 к Документации.

Аналогичное по содержанию требование к исполнителю, не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией (требование о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере 15% от цены контракта), государственным заказчиком установлено в пункте 4.1.7 Проекта государственного контракта.

Согласно пункту 4.1.12 Проекта государственного контракта поставщик обязан нести гражданско-правовую ответственность перед государственным заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, в том числе:

а) за представление документов, указанных в пунктах 4.1.8-4.1.10 настоящего контракта, содержащих недостоверные сведения, либо их непредставление или представление таких документов с нарушением установленных сроков;

б) за непривлечение субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме, установленном в контракте.

Вместе с тем, конкретные меры и размеры гражданско-правовой ответственности именно за несоблюдение исполнителем требования, предусмотренного пунктом 10.3.1 Извещения, пунктом 6.3.1 Документации, пунктом 4.1.7 Проекта государственного контракта (то есть требования о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме 15% от цены контракта), государственным заказчиком в Проекте государственного контракта отдельно не предусмотрены.

Ответственность сторон государственного контракта, подлежащего заключению по итогам осуществления рассматриваемой закупки, государственным заказчиком – Министерством установлена в разделе 6 Проекта государственного контракта.

Согласно пункту 6.5 Проекта государственного контракта в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных настоящим контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных настоящим контрактом, государственный заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).

Согласно пункту 6.6 Проекта государственного контракта в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных настоящим контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан в срок не позднее 10 (десяти) дней после получения требования государственного заказчика об уплате штрафа оплатить ему штраф в размере ________ рублей, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов:

а) 10 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;

б) 5 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);

в) 1 процент цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);

г) 0,5 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 100 млн. рублей до 500 млн. рублей (включительно);

д) 0,4 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 500 млн. рублей до 1 млрд. рублей (включительно);

е) 0,3 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 1 млрд. рублей до 2 млрд. рублей (включительно);

ж) 0,25 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 2 млрд. рублей до 5 млрд. рублей (включительно);

з) 0,2 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 5 млрд. рублей до 10 млрд. рублей (включительно);

и) 0,1 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) превышает 10 млрд. рублей.

Штраф устанавливается за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом.

Согласно пункту 4.1 Документации начальная (максимальная) цена контракта составляет 26 734 500, 00 рублей.

В соответствии с частью 4 статьи 68 Закона о контрактной системе электронный аукцион проводится путем снижения начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении такого аукциона, в порядке, установленном настоящей статьей.

Следовательно, исходя из начальной (максимальной) цены контракта (26 734 500, 00 рублей), в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по итогам рассматриваемой закупки, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), поставщик будет обязан в срок не позднее 10 (Десяти) дней после получения требования государственного заказчика об уплате штрафа оплатить ему штраф в размере 5 или 10 процентов цены контракта (в зависимости от достигнутой величины снижения начальной (максимальной) цены контракта при проведении электронного аукциона в соответствии с частью 4 статьи 68 Закона о контрактной системе).

При этом, в число обязательств для поставщика (не являющегося субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией) в рамках исполнения государственного контракта государственным заказчиком включено требование о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере 15% от цены контракта.

Поскольку, как указывалось выше, конкретной меры гражданско-правовой ответственности именно за несоблюдение поставщиком (не являющимся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией) требования о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере 15% от цены контракта, государственным заказчиком в Проекте государственного контракта не установлено, то в случае неисполнения исполнителем данного условия государственного контракта в силу пункта 6.6 Проекта государственного контракта к нему применяется мера гражданско-правовой ответственности в виде штрафа в размере 5 или 10 процентов цены контракта.

Однако, как следует из пункта 8 Правил, в случае если в соответствии с частью 6 статьи 30 Закона о контрактной системе контрактом предусмотрено условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в виде штрафа, штраф должен устанавливаться в размере 5 процентов объема такого привлечения, установленного контрактом.

В данном случае, объем привлечения к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций составляет 15% от цены контракта.

Следовательно, штраф за неисполнение поставщиком (не являющимся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией) условия Проекта государственного контракта о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере 15% от цены контракта, в соответствии с Правилами должен был составить 5% от объема такого привлечения (то есть 5 % от объема привлечения, определенного в данном случае в размере 15% от цены контракта).

Применение государственным заказчиком при исполнении заключенного по итогам проведения рассматриваемой закупки государственного контракта меры гражданско-правовой ответственности к поставщику за неисполнение им рассматриваемой обязанности по привлечению к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере 15% от цены контракта в виде наложения штрафа на него в размере 5 или 10 процентов цены контракта будет непосредственным образом противоречить требованиям действующего законодательства Российской Федерации и может привести к нарушению прав поставщика по причине применения к нему за несоблюдение данной обязанности меры ответственности в виде штрафа в большем размере от предусмотренного Правилами.

Таким образом, в действиях государственного заказчика – Министерства содержатся нарушения частей 4, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, выразившиеся в ненадлежащем исполнении обязанности по установлению в документации об электронном аукционе (проекте контракта) меры ответственности поставщика (в виде штрафа) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

Вышеуказанные нарушения, установленные в действиях государственного заказчика, являются грубыми, могут нанести существенный ущерб общественным отношениям в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд при исполнении заключенного государственного контракта, что дает достаточные основания для выдачи соответствующего предписания об их устранении.

Вместе с тем, в связи с заключением 01.07.2019 между Министерством и ООО «СТРИВЕР» государственного контракта по итогам рассматриваемой закупки (реестровый номер – 2532102898419000001), возможность для выдачи предписания об устранении допущенных нарушений отсутствует.

 

Заключение

 

  1. В действиях государственного заказчика – Министерства спорта и молодежной политики Новгородской области содержатся нарушения пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, частей 4, 8 статьи 34, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
  2. В действиях уполномоченного органа – Администрации Губернатора Новгородской области и его аукционной комиссии нарушений законодательства о контрактной системе не установлено.
  3. В действиях должностного лица государственного заказчика – Министерства спорта и молодежной политики Новгородской области имеются признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Акт составлен в 3 экземплярах на 7 листах. Второй и третий экземпляры акта направлены в Министерство спорта и молодежной политики Новгородской области, Администрацию Губернатора Новгородской области с сопроводительными письмами исх. №№ ________________________ от 05.07.2019.

 

 

 

Руководитель инспекции,

главный специалист-эксперт отдела

контроля закупок

и рекламы Управления                         ________________________ Д.А. Петров

                                                                                               (подпись)                                                              

 

Участник инспекции,             

главный специалист-эксперт отдела

контроля закупок

и рекламы Управления                         ________________________ А.Т. Иванов            

                                                                 (подпись)

 

Участник инспекции,

специалист-эксперт отдела

контроля закупок 

и рекламы Управления                          ________________________ М.Е. Фомин

                                                                                                                               (подпись)

Связанные организации

Связанные организации не указаны