Решение №7389/03 РЕШЕНИЕ № 053/06/31-933/2021 по результатам рассмотрения жа... от 23 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказчику – Муниципальному казенному учреждению «Служба заказчика»

 

ул. Революции, д. 35,

г. Малая Вишера, Новгородская обл., 174260

 

 

Оператору электронной площадки –

ООО «РТС-тендер»

 

e-mail: ko@rts-tender.ru

 

 

Участнику закупки (подателю жалобы) – ИП …

 

Исх. № 7389/03 от 23.12.2021

 

РЕШЕНИЕ № 053/06/31-933/2021

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

21 декабря 2021 года                                                                                    Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:

... – .. – …;

... – …, …-…;

…. – …, …-…,

в присутствии представителей:

заказчика – Муниципального казенного учреждения «Служба заказчика» - … (доверенность № .. от ..);

участник закупки (податель жалобы) - Индивидуальный предприниматель … - надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения жалобы, представителей не направил, ходатайств не заявлял,

рассмотрев жалобу участника закупки – Индивидуального предпринимателя … (далее – ..) на действия заказчика - Муниципального казенного учреждения «Служба заказчика» (174260, Новгородская область, г. Малая Вишера, ул. Революции, д. 35; далее – МКУ «Служба заказчика») при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по перекладке сетей водоснабжения в г. Малая Вишера, извещение № 0350300006921000008 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 07.12.2021, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки (определения поставщика),

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

14.12.2021 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки – ИП … на действия заказчика - МКУ «Служба заказчика» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по перекладке сетей водоснабжения в г. Малая Вишера, извещение № 0350300006921000008 о проведении которого было размещено на официальном сайте 07.12.2021 (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

Суть доводов Жалобы сводится к следующему.

1. Заказчиком не установлено требование к участникам закупки о членстве в саморегулируемой организации (далее – СРО) в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

2. Заказчиком не установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 № 99 (далее – Постановление № 99).

С учетом вышеизложенного, податель Жалобы просит выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.

Заказчик – МКУ «Служба заказчика» письменных возражений в отношении доводов Жалобы не представил.

На рассмотрении Жалобы представитель заказчика устно пояснила, что требуемые работы являются текущим ремонтом. Дополнительные требования к участникам закупки в рамках Постановления № 99 правомерно были не установлены.

 При этом, отдельные виды работ в рамках  исполнения контракта носят капитальный характер, в связи с чем, заказчиком было установлено требование о членстве участников закупки в СРО. В данной части в Жалобе содержится недостоверная информация.

В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.

В декабре 2021 года заказчиком – МКУ «Служба заказчика» и его аукционной комиссией осуществлялась закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по перекладке сетей водоснабжения в г. Малая Вишера, извещение № 0350300006921000008 о проведении которого было размещено на официальном сайте 07.12.2021 (начальная (максимальная) цена контракта – 12 034 088,30 рублей).

Документация об аукционе (далее – Документация) утверждена … 07.12.2021.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Заказчиком в пункте 3.1 Документации определен объект рассматриваемой закупки – выполнение работ по перекладке сетей водоснабжения в г. Малая Вишера.

1. Часть 1 статьи 31 Закона о контрактной системе устанавливает единые требования к участникам закупки.

В числе таких единых требований пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе называет требование к участникам закупки об их соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

Согласно части 1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК) строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).

Податель Жалобы считает, что выполняемые в ходе исполнения контракта работы носят капитальный характер, в связи с чем, заказчик был обязан установить требование о членстве участников закупки в СРО. Однако, как указывает податель Жалобы, такого требования к участникам закупки подателем Жалобы не предъявлено.

Представитель заказчика на рассмотрении Жалобы устно пояснила, что в объект рассматриваемой закупки, помимо работ по ремонту, также входят и отдельные виды работ по капитальному ремонту. В Техническом задании указаны отдельные работы, являющиеся работами по капитальному ремонту.

В пункте 9.3.1 Документации установлено требование о том, что участник закупки должен быть членом СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. В подпункте 2 пункта 10.3 Документации указано, что для подтверждения своего соответствия данному требованию участники закупки предоставляют копию выписки из реестра членов СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства по форме, утвержденной приказом Ростехнадзора от 04.03.2019 № 86, (документ не требуется для участников закупки, указанных в части 2.1 и части 2.2 статьи 52 ГрК).

В извещении и документации об аукционе, сформированных средствами официального сайта, указано следующее: «Единые требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ. Требования и исчерпывающий перечень документов для подтверждения соответствия участника закупки, установленным требованиям, содержатся в документации о проведении закупки, утвержденной заказчиком и размещенной в составе документов настоящей закупки».

Таким образом, данный довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

2. Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

В соответствии с частью 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.

В развитие данных норм принято Постановление № 99.

Пунктом 1 Постановления № 99 установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению № 1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением № 1 к настоящему постановлению.

Частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе определено, что в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

В соответствии с частью 8.2 статьи 66 Закона о контрактной системе электронные документы (их копии), подтверждающие соответствие участника электронного аукциона дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 настоящего Федерального закона, не включаются участником такого аукциона в состав второй части заявки. Такие документы (их копии) направляются заказчику оператором электронной площадки с использованием программно-аппаратных средств такой площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона одновременно со вторыми частями заявок на участие в таком аукционе из числа документов (их копий), размещенных в соответствии с частью 13 статьи 24.2 настоящего Федерального закона в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.

Заказчиком не установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с Постановлением № 99. Перечень документов, подтверждающих соответствие участников таким дополнительным требования, заказчиком также не установлен.

Как указывает податель Жалобы, в рамках исполнения контракта предполагается строительство новых трубопроводов. Предметом закупки является капитальный ремонт.

Представитель заказчика в ходе рассмотрения Жалобы указала, что строительство новых трубопроводов не предполагается, объем устанавливаемого оборудования равен объему демонтируемого.

Согласно пункту 14.3 статьи 1 ГрК капитальный ремонт линейных объектов - изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое не влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов и при котором не требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Податель Жалобы и/или его представители участия в рассмотрении Жалобы не приняли, документов и сведений в подтверждении своей позиции подателем Жалобы также представлено не было.

При этом, ссылка ИП .. в Жалобе на Постановление Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1 является несостоятельной, поскольку данное постановление утратило силу 05.10.2020.

Объектом рассматриваемой закупки является текущий ремонт линейного объекта.

Иного из имеющихся в распоряжении Комиссии Новгородского УФАС России документов и сведений не следует.

Следовательно, заказчиком правомерно не применено Постановление № 99.

В данной части Жалоба также является необоснованной.

Таким образом, Жалоба является необоснованной полностью.

Одновременно с рассмотрением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией Новгородского УФАС России проведена внеплановая проверка осуществления рассматриваемой закупки.

При проведении внеплановой проверки установлено следующее.

1. Рассматриваемая закупка осуществлялась среди субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии со статьей 30 Закона о контрактной системе.

Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.

Проект контракта является Приложением № 3 к Документации.

В силу части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в том числе части этих денежных средств в случае уменьшения размера обеспечения исполнения контракта в соответствии с частями 7, 7.1 и 7.2 статьи 96 настоящего Федерального закона. При этом срок возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) таких денежных средств не должен превышать тридцать дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, а в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, такой срок не должен превышать пятнадцать дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом.

Заказчиком установлено требование обеспечения исполнения контракта.

Между тем, в пункте 7.3 Проекта контракта заказчиком установлено, что «срок возврата Заказчиком Подрядчику денежных средств внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, в том числе части этих денежных средств в случае уменьшения размера обеспечения исполнения контракта, в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней с даты подписания Акта о приемке выполненных работ. Денежные средства возвращаются Заказчиком путем перечисления на счет, указанный Подрядчиком».

Учитывая вышеизложенное, в действиях заказчика - МКУ «Служба заказчика» содержится нарушение части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе, выразившееся в ненадлежащем указании в Проекте контракта срока возврата подрядчику обеспечения исполнения контракта (в случае внесения такого обеспечения путем перечисления денежных средств на расчетный счет заказчика) (указание такого срока в рабочих днях).

2. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), почтовый адрес участника такого аукциона, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона.

Согласно части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 или 3.1 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.

Однако, в подпункте 1 пункта 10.3 Документации указано, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), почтовый адрес участника аукциона, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона.

Таким образом, в действиях заказчика – МКУ «Служба заказчика» содержится нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившееся в ненадлежащем установлении требований к содержанию вторых частей заявок участников аукциона.

3. Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

В соответствии с частью 4 статьи 33 Закона о контрактной системе требования к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара (далее - гарантийные обязательства), к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости. В случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар. В случае определения поставщика новых машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии. Предоставление такой гарантии осуществляется вместе с данным товаром.

Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.

Согласно пункту 4.2 Проекта контракта гарантийные сроки на выполненные работы с даты подписания акта приёмки законченных работ по ремонту должны составлять на:

-  покрытия из ПГС - 2 года.

Гарантийные обязательства оформляются в виде паспорта.

Между тем, в Техническом задании (которое также является Приложением № 1 к Проекту контракта) требования к гарантийному сроку заказчиком сформулированы иным образом: гарантийные сроки на выполненные работы с даты подписания акта приёмки законченных работ должны составлять 5 лет (ГК РФ ст.756).

Учитывая вышеизложенное, в действиях заказчика - МКУ «Служба заказчика» содержится нарушение части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, выразившееся в ненадлежащем, противоречивом указании в Проекте контракта информации о гарантийном сроке.

Вышеуказанные нарушения Закона о контрактной системе указывают на наличие в действиях утвердившего Документацию должностного лица заказчика признаков события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При решении вопроса о необходимости выдачи предписания об устранении допущенных нарушений, Комиссия Новгородского УФАС России приходит к следующим выводам.

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе в электронной форме от 15.12.2021 на основании части 16 статьи 66 Закона о контрактной системе рассматриваемый аукционе был признан несостоявшимся в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в аукционе не подана ни одна заявка на участие в нем.

Таким образом, контракт по итогам рассматриваемой закупки заключен не будет.

Данный факт указывает на отсутствие в необходимости выдачи соответствующего предписания об устранении допущенных нарушений.

 

Руководствуясь статьями 7, 31, 33, 34, 64, 66, пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу участника закупки – Индивидуального предпринимателя … на действия заказчика - Муниципального казенного учреждения «Служба заказчика» (174260, Новгородская область, г. Малая Вишера, ул. Революции, д. 35) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по перекладке сетей водоснабжения в г. Малая Вишера, извещение № 0350300006921000008 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 07.12.2021, необоснованной.
  2. Признать в действиях заказчика – Муниципального казенного учреждения «Служба заказчика» нарушения части 3 статьи 7, части 27 статьи 34, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
  3. Предписание об устранении допущенных нарушений не выдавать в связи с признанием рассматриваемого аукциона несостоявшимся по причине отсутствия поданных заявок.
  4. Передать материалы жалобы уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица заказчика – Муниципального казенного учреждения «Служба заказчика».

 

Председатель Комиссии                                                                                      …

 

Члены Комиссии                                                                                                  …

 

                                                                                                                               …

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны