Решение №3015/03 РЕШЕНИЕ по результатам рассмотрения жалобы о нарушении закон... от 21 июня 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Публикация документа не является официальной. Официально правовые акты публикуются в официальных печатных изданиях в соответствии с действующим законодательством

Муниципальному заказчику –

МБУК «ГДК»

 

сквер им. Кирова, д. 9,

г. Боровичи, Новгородская обл., 174411

 

 

Уполномоченному органу –

Администрации Боровичского муниципального района

 

ул. Коммунарная, д.48,

г. Боровичи, Новгородская обл., 174411

 

 

Оператору электронной площадки –

АО «Сбербанк-АСТ»

 

ул. Большая Якиманка, д. 23,

г. Москва, 119180

 

 

Участнику закупки (подателю жалобы) –

ООО «Перспектива»

 

ул. Куйбышева, 79, 64,

г. Самара, 443099

e-mail: pers-tender@mail.ru

 

 

Исходящий № 3015/03 от 20.06.2017

 

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

15 июня 2017 года                                                                                      Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Комиссия) в составе:

Куриков И.А.  – председатель Комиссии, заместитель руководителя – начальник отдела Управления;

Захарова О.А. – член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления,                

Иванов А.Т. – член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления;                

в присутствии представителей:

- заказчика – Муниципального бюджетного учреждения культуры «Городской дом культуры»  – заместителя директора по АХЧ ………(доверенность № 2 от 13.06.2017);

- уполномоченного органа – Администрации Боровичского муниципального района – заместителя заведующего отделом экономики Администрации Боровичского муниципального района …….;

 податель жалобы – Общество с ограниченной ответственностью «Перспектива»  – надлежащим образом уведомлен о времени и месте заседания Комиссии, своих представителей на рассмотрение жалобы не направил,

рассмотрев жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «Перспектива» (443099, г. Самара, ул. Куйбышева, 79, 64; далее – ООО «Перспектива») на действия заказчика – Муниципального бюджетного учреждения культуры «Городской дом культуры»  (174411, г. Боровичи, сквер им. Кирова, д. 9; далее – МБУК «ГДК») при осуществлении им и уполномоченным органом – Администрацией Боровичского муниципального района (174411, Новгородская обл., г. Боровичи, ул. Коммунарная, д.48) закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по завершению строительства Центра культурного развития города Боровичи по адресу г. Боровичи пл. 1 Мая д. 7, извещение № 0150300002417000072 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 23.05.2017, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки (определения поставщика), 

 

УСТАНОВИЛА:

 

07.06.2017 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки – ООО «Перспектива» на действия заказчика – МБУК «ГДК» при осуществлении им и уполномоченным органом – Администрацией Боровичского муниципального района (определения поставщика) путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по завершению строительства Центра культурного развития города Боровичи по адресу г. Боровичи пл. 1 Мая д. 7, извещение № 0150300002417000072 от 23.05.2017; начальная (максимальная) цена контракта – 27 805 740,00 рублей) (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

Суть доводов Жалобы сводится к следующему.

1. Проект контракта, который является неотъемлемой частью документации об аукционе, не позволяет определить конкретный срок его действия, что в свою очередь делает невозможным представление банковской гарантии в качестве обеспечения его исполнения, так как срок ее действия должен не менее чем на один месяц превышать срок действия контракта.

2. Заказчиком неправомерно установлено требование о наличии у участников закупки свидетельства саморегулируемой организации в сфере строительства (далее – СРО) о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства, с правом осуществления организации работ, стоимость которых должна превышать (составлять)  начальную максимальную цену контракта (далее – НМЦК).

В ходе проведения электронных торгов участник аукциона может сделать предложение о снижении НМЦК до значения позволяющего ему в рамках действующего законодательства выполнять работы по строительству в соответствии с их стоимостью, указанной в его свидетельстве СРО.

3. Податель Жалобы считает, что муниципальный заказчик, устанавливая в документации об электронном аукционе противоречивые требования к срокам действия различных способов обеспечения контракта (банковской гарантии и внесения денежных средств), вводит в заблуждение участников закупки, которые не могут объективно оценить условия участия в аукционе.

Учитывая изложенное, податель Жалобы просит выдать предписание об устранении допущенных нарушений.

Заказчик – МБУК «ГДК» считает Жалобу необоснованной по основаниям, изложенным в возражениях на нее (вх № 3196 от 13.06.2017 Новгородского УФАС России), суть которых сводится к следующему.

1. В соответствии с пунктом 3 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору.

Из пункта 9.1 Проекта контракта следует, что контракт вступает в силу со дня его подписания и заканчивает свое действие по выполнении сторонами взаимных обязательств.

Согласно пункта 1.3 Проекта контракта начало выполнение работ с даты его подписания по 30.09.2017 включительно.

Следовательно Проект контракта позволяет опередить срок его действия, поскольку содержит как срок выполнения работ (с даты заключения до 30.09.2017), так и срок их оплаты (в  течение 15 банковских дней после подписания акта выполненных работ и затрат, счета на оплату и счета-фактуры, выставленных подрядчиком). 

2. Закон о контрактной системе не во всех случаях предусматривает снижение НМЦК при проведении электронного аукциона. Например, в случае подачи единственной заявки торги признаются несостоявшимися и снижение НМЦК не происходит.

Заказчик, устанавливая требование о соответствии стоимости строительства, предусмотренной свидетельством СРО участника закупки, значению НМЦК, учитывал любые варианты проведения электронного аукциона

 Кроме того, с учетом установленной градации стоимости строительства, указываемой в свидетельствах СРО (не более 10 млн. руб., не более 60 млн. руб., не более 500 млн. руб., не более 3 млрд. руб., не более 10 млрд. руб., 10 млрд. руб. и более), потенциальному участнику закупки пришлось бы снижать НМЦК более чем в 3 раза, что поставило бы под угрозу выполнение работ с должным качеством, в полном объеме и в сроки установленные контрактом на строительство такого социально-значимого объекта.

На рассмотрении Жалобы представитель заказчика – МБУК «ГДК» пояснила, что согласно сметному расчету материалы необходимые для строительства Центра культурного развития  стоят 14 млн. рублей, поэтому снижение цены до 10 млн. руб., по мнению заказчика невозможно.

3. Установленные заказчиком в документации об электронном аукционе размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта не противоречат требованиям Закона о контрактной системе и предоставляет участникам закупки свободный и взвешенный выбор конкретных условий участия в закупке.

 

 

На основании изложенного, заказчик – МБУК «ГДК» полагает, что жалоба ООО «Перспектива» является необоснованной.

На рассмотрении Жалобы представители заказчика – МБУК «ГДК» поддержали доводы возражений на Жалобу в полном объеме.

 Представители уполномоченного органа – Администрации Боровичского муниципального района на рассмотрении Жалобы в устной форме полностью поддержали доводы заказчика.

В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.

1. В течение мая – июня 2017 года заказчиком – МБУК «ГДК» и уполномоченным органом – Администрацией Боровичского муниципального района проводится осуществление закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по завершению строительства Центра культурного развития города Боровичи по адресу г. Боровичи пл. 1 Мая д. 7.

Документация по проведению рассматриваемого электронного аукциона утверждена директором  МБУК «ГДК» Андриенко В.В. 23.05.2017 (далее – Документация).

В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

Таким образом, законодательством предусмотрено два способа обеспечения контракта, либо путем предоставления банковской гарантии, либо путем внесения денежных средств.

Согласно пункту 14.2.1 раздела 14 Документации исполнение контракта может обеспечиваться либо путем предоставления банковской гарантии, либо путем внесения денежных средств.

Следовательно, обязанность заказчика по установлению требования об обеспечении исполнения контракта при осуществлении рассматриваемой закупки исполнена надлежащим образом.

При этом, довод Жалобы о невозможности представления банковской гарантии, соответствующей требованиям Документации,  ввиду отсутствия в проекте контракта точных сроков его действия, является несостоятельным по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 3 статьи 425 ГК РФ законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору.

Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.

Контракт, который будет заключен по результатам проведения рассматриваемого электронного аукциона, является договором подряда.

Из пункта 9.1 Проекта контракта (Приложение № 4 к Документации) следует, что контракт вступает в силу со дня его подписания и заканчивает свое действие по выполнении сторонами взаимных обязательств.

В соответствии с частью 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы.

Согласно пункта 1.3 Проекта контракта начало выполнение работ с даты его подписания по 30.09.2017 включительно.

          Из пунктов 2.5 и 2.6 Проекта контракта следует, что оплата выполненных работ производится по безналичному расчету, путем перечисления денежных средств на расчетный счет Подрядчика, в течение 15 (пятнадцать) дней со дня подписания сторонами акта о приемке выполненных работ (форма КС-2) и предоставления справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3), счета на оплату и счета-фактуры, выставленных Подрядчиком, в соответствии с Календарным графиком (Приложение 2 к Контракту). Датой оплаты выполненных работ считается дата списания денежных средств с  расчетного счета Заказчика.

Согласно пункту 4.1 Проекта контракта результат выполненных работ (отдельных этапов) Подрядчик передает в сроки, установленные  календарным графиком выполнения работ (Приложение № 2 к Контракту), а Заказчик принимает по акту о приёмке выполненных работ по форме КС-2, подписанном ответственным за строительный контроль (Техническим заказчиком), и подписывает указанные документы или направляет Подрядчику мотивированный отказ от приёмки Работ в течение 10 (десяти) календарных дней со дня получения указанных документов.

Таким образом, в Проекте контракта заказчиком определены:

- срок выполнения работ подрядчиком (до 30 сентября 2017 года);

- срок приемки выполненных работ (10 календарных дней);

- срок выполнения взаимных обязательств в части оплаты заказчиком выполненных работ (15 дней).

Следовательно, вышеуказанные положения Проекта контракта в части его действия соответствуют требованиям гражданского законодательства, предусмотренным статьями 425, 708 ГК РФ, что также подтверждено судебной практикой (определение Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 18.08.2010 № ВАС-10834/10 по делу № А46-19040/2009; определение Верховного суда Российской Федерации от 28.08.2014 по делу № 304-ЭС14-548, А75-4847/2013).

Согласно вышеуказанным судебным актам договор признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.

Таким образом, определение в пункте 9.1 Проекта контракта срока действия контракта в виде промежутка времени со дня подписания контракта до выполнения сторонами взаимных обязательств (с учетом возможности определения момента исполнения этих обязательств при надлежащем и добросовестном поведении сторон в части выполнения работ, их приемки и оплаты) соответствует требованиям действующего законодательства, в том числе законодательства о контрактной системе, не препятствует получению участниками закупки соответствующей положениям Закона о контрактной системе и Документации банковской гарантии (срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц).

Следовательно, в данной части доводы Жалобы не нашли своего подтверждения.

2. В соответствии с частью 1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК) строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.

Согласно части 1.1 статьи 55.8 ГрК индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, имеющие свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации или организации строительства, вправе выполнять указанные работы при условии, если стоимость подготовки проектной документации или строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства по одному договору не превышает планируемую стоимость подготовки проектной документации или строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, исходя из размера которой членом саморегулируемой организации был внесен взнос в компенсационный фонд саморегулируемой организации в соответствии с частями 6 или 7 статьи 55.16 настоящего Кодекса. Количество договоров о выполнении работ по организации подготовки проектной документации или организации строительства, которые могут быть заключены таким членом саморегулируемой организации, не ограничивается.

Согласно части 7 статьи 55.16 ГрК минимальный размер взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации на одного члена саморегулируемой организации, имеющего свидетельство о допуске к работам по организации строительства, составляет:

1) один миллион рублей или при установлении такой организацией требования к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, триста тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять организацию работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства (далее в целях настоящей части - строительство), стоимость которого по одному договору не превышает десять миллионов рублей;

2) один миллион пятьсот тысяч рублей или при установлении такой организацией требования к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, пятьсот тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять организацию работ по строительству, стоимость которого по одному договору не превышает шестьдесят миллионов рублей;

3) три миллиона рублей или при установлении такой организацией требования к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, один миллион рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять организацию работ по строительству, стоимость которого по одному договору не превышает пятьсот миллионов рублей;

4) шесть миллионов рублей или при установлении такой организацией требования к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, два миллиона рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять организацию работ по строительству, стоимость которого по одному договору составляет до трех миллиардов рублей;

5) девять миллионов рублей или при установлении такой организацией требования к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, три миллиона рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять организацию работ по строительству, стоимость которого по одному договору составляет до десяти миллиардов рублей;

6) тридцать миллионов рублей или при установлении такой организацией требования к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, десять миллионов рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять организацию работ по строительству, стоимость которого по одному договору составляет десять миллиардов рублей и более.

Таким образом, подрядчик вправе выполнять работы по организации строительства объекта капитального строительства только в случае если цена заключенного им контракта (договора строительного подряда) соответствует стоимости организации строительства по одному договору, указанной в его свидетельстве СРО  (то есть не превышает предельное значение стоимости работ согласно выданному свидетельству).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе участники закупки должны соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

В пункте 9.3.1 Документации к участникам рассматриваемой закупки предъявлено следующее требование:

«Наличие у участника закупки действующего свидетельства о допуске к виду работ, являющихся объектом закупки, выданного саморегулируемой организацией в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации и в соответствия с Приказом Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 № 624, для членов саморегулируемой организации.

При этом должны быть разрешены следующие основные виды деятельности:

III. Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту:

33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):

33.3. Жилищно-гражданское строительство;

(с правом осуществления организации работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту стоимость которых по одному договору (контракту), указанная в приложении к вышеназванному свидетельству, превышает (составляет) начальную (максимальную) цену контракта, на право заключить который проводится настоящий аукцион)».

Учитывая значение НМЦК по данному аукциону (27 805 740,00 рублей), заказчик, предъявив вышеуказанное требование, ограничил круг участников закупки исключительно лицами, имеющими свидетельство СРО о допуске к работам по организации строительства, стоимость которых по одному договору должна соответствовать значениям, указанным в пунктах 2,3, 4, 5, 6 части 7 статьи 55.16 ГрК (до 60 млн. рублей, до 500 млн. рублей, до 3 млрд. рублей, до 10 млрд. рублей, 10 млрд. рублей и более).

Однако при проведении торгов (электронного аукциона) в порядке, предусмотренном статьей 68 Закона о контрактной системе, участники закупки вправе заявлять свои предложения по снижению НМЦК.

В случае если участник аукциона предлагает цену контракта равную или менее стоимости организации строительства по одному договору, указанной в выданном ему свидетельстве СРО, то данный участник соответствует требованиям ГрК и пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, имеет право заключить контракт по итогам закупки по предложенной ими цене и приступить к выполнению работ.

Следует также отметить, что свое предложение о цене контракта участник закупки вправе сделать и в случае если электронный аукцион был признан несостоявшимся, поскольку в силу пункта 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе  контракт должен быть заключен с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на условиях, предусмотренных документацией о закупке, по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт. Таким образом, снижение НМЦК возможно и при несостоявшихся торгах.

Данные обстоятельства не были учтены МБУК «ГДК» при определении содержания вышеуказанного положения, в результате чего к участникам рассматриваемой закупки было предъявлено требование о соответствии значения стоимости работ по организации строительства, указанной в их свидетельствах СРО, НМЦК вместо собственного предложения участника аукциона по цене контракта.

Учитывая изложенное, в действиях заказчика – МБУК «ГДК» содержится нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении в документации об аукционе неправомерного требования к участникам закупки.

В данной части Жалоба является обоснованной.

3. В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.

В соответствии с частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

Согласно части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки

В соответствии с частью 7 статьи 96 Закона о контрактной системе в ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения контракта.

Согласно части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Во исполнение вышеуказанных положений Закона о контрактной системе в разделе 14 Документации об электронном аукционе, разделе 7 Приложения № 3 «Проект муниципального контракта» к Документации об электронном аукционе (далее - Проект муниципального контракта) заказчиком – МБУК «ГДК» установлены размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к нему.

Так, согласно пункту 14.1 Документации об электронном аукционе размер обеспечения исполнения контракта в данном случае составляет 2 780 574,00 рублей. 

В соответствии с пунктом 14.2.1 Документации об электронном аукционе исполнение муниципального контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии или внесением денежных средств.

Согласно пункту 14.2.2 Документации об электронном аукционе срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц. В случае, если по каким-либо причинам обеспечение исполнения настоящего контракта перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение исполнителем своих обязательств по контракту, исполнитель обязуется в течение 10 (десяти) дней предоставить, предоставить заказчику иное (новое) надлежащее обеспечение исполнение обязательств по контракту в соответствии с условиями, которые указаны в настоящем разделе.

В соответствии с пунктом 14.2.4 Документации об электронном аукционе в ходе исполнения контракта подрядчик вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения контракта.

Согласно пункту 7.5 Проекта контракта в случае если подрядчиком применена такая форма обеспечения исполнения контракта как внесение на счет заказчика денежных средств в качестве обеспечения исполнения контракта, срок возврата заказчиком подрядчику указанных денежных средств составляет 10 (Десять) рабочих дней с даты подписания сторонами акта приемки законченного строительством объекта.

Рассмотрев указанные положения Документации, Комиссия приходит к выводу о надлежащем исполнении заказчиком – МБУК «ГДК» требований Закона о контрактной системе при установлении в Документации (включая Проект контракта) положений относительно размера обеспечения исполнения муниципального контракта, срока и порядка предоставления указанного обеспечения, требований к обеспечению исполнения муниципального контракта, в том числе в части срока его действия и порядка предоставления нового обеспечения.

Следовательно, вышеуказанные доводы Жалобы в ходе рассмотрения не нашли своего подтверждения.

На основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в результате проведения внеплановой проверки осуществления рассматриваемой закупки установлено следующее.

1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

 Заказчиком – МБУК «ГДК»  в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе в пункте 3.1 Документации определен объект рассматриваемой закупки – выполнение работ по завершению строительства Центра культурного развития города Боровичи по адресу г. Боровичи пл. 1 Мая д. 7.

Согласно пункту 10.2 Документации, требования к значениям показателей (характеристик) товара, используемого при выполнении работ, являющихся объектом закупки, установлены в Приложении № 2 (далее – Приложение № 2).

1.1 В пункте 22 Приложения № 2 указано наименование товара, используемого при выполнении работ - «Краска вододисперсионная для внутренних работ», а также его показатели - марка ВАК-25, ГОСТ 9.401-97.

В соответствии с информацией официального сайта Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети «Интернет» (далее – Росстандарт) по адресу:  www.gost.ru ГОСТ 9.401-97 не существует.

Требование заказчика о соответствии используемого при выполнении работ товара положениям несуществующего государственного стандарта не отвечает установленному статьей 33 Закона о контрактной системе правилу об объективном описании объекта закупки.

1.2 По позиции 19 Приложения № 2 «Краска-спрей для защиты черных металлов от коррозии» установлены следующие показатели данного товара и их возможные значения:

- Срок защиты черных металлов от коррозии - диапазон значений показателя: нижняя граница – 10, верхняя граница – 50 лет;

- Расход - максимальное значение показателя 250 г/м2;

- Толщина слоя - диапазон значений показателя: нижняя граница – 40, верхняя граница – 60 мкм;

- Время выдержки между слоями диапазон значений показателя: нижняя граница – 10, верхняя граница – 40 мин;

- Температурная стойкость - показатели (характеристики), значения которых не могут меняться -60+150 °С;

- Адгезия - минимальное значение показателя 1 балл;

- Эластичность - минимальное значение показателя 1 мм;

- Диапазон температур поверхности применения  показатели (характеристики), значения которых не могут меняться +5+50°С.

При этом заказчик - МБУК «ГДК» в ходе рассмотрения Жалобы не смог  пояснить в соответствии с каким государственным стандартом или иными документами по техническому регулированию и стандартизации установлены вышеуказанные показатели. При этом в Документации отсутствует обоснование установления заказчиком нестандартных показателей.

 Следовательно установление данных показателей, вводит участников закупки в заблуждение и не соответствуют действительным потребностям самого заказчика.

Таким образом, в действиях заказчика – МБУК «ГДК» содержится нарушение пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, выразившиеся в необъективном описании объекта рассматриваемой закупки, а именно в установлении требований о соответствии товаров, используемых при выполнении работ, характеристикам и показателям, не предусмотренным действующим законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и стандартизации.

2. По позиции 1 «Гипсовые вяжущие» Приложения № 2 установлены следующие показатели данного товара и их возможные значения:

- «Объемное расширение» - максимальное значение показателя 0,2%;

- «Минимальный предел прочности при сжатии и изгибе вяжущего» - диапазон значений показателя: нижняя граница – 2(20), верхняя граница -4(40) МПа (кгс/см2);

- «Примеси, не растворимые в соляной кислоте» - максимальное значение показателя 1%;

- «Содержание металлопримесей в 1 кг гипса» - максимальное значение показателя 9 мг;

- «Водопоглощение» - минимальное значение показателя 30 %.

Из письменных объяснений МБУК «ГДК» (вх. 3311 от 15.06.2017 Новгородского УФАС России) следует, что позиция 1 «Гипсовые вяжущие» должна соответствовать ГОСТ 125-79 «Вяжущие гипсовые. Технические условия». Согласно пункту 2.4 раздела 2 ГОСТ 125-79 Отбор проб и методы испытаний вяжущих производят по ГОСТ 23789 «Вяжущие гипсовые. Методы испытаний».

Из ГОСТа 23789 «Вяжущие гипсовые. Методы испытаний» следует, что приемосдаточные испытания проводят по показателям объемное расширение, минимальный предел прочности при сжатии и изгибе вяжущего, примеси не растворимые в соляной кислоте, содержание металлопримесей в 1 кг гипса, водопоглощение (разделы 8, 5, 10, 11 и 9 соответственно).

При этом, по вышеуказанным показателям ГОСТ 23789 не предусматривает их конкретные (неизменяемые) значения.

Также по позициям 4 и 5 «Электроды тип 1 для ручной дуговой сварки углеродистых, низколегированных и легированных конструкционных и легированных теплоустойчивых сталей» и «Электроды тип 2 для сварки углеродистых и низколегированных конструкционных сталей» Приложения № 2 установлены следующие показатели данных товаров и их возможные значения:

- «Временное сопротивление разрыву» - максимальное значение показателя 38 кгс/мм2;

- «Относительное удлинение» - максимальное значение показателя 14%;

-  «Ударная вязкость» - максимальное значение показателя 7 кгс*м/мм2.

Позиции 4 и 5 Приложения № 2 должны соответствовать ГОСТ 9467-75 «Электроды покрытые металлические для ручной дуговой сварки конструкционных и теплоустойчивых сталей. Типы».

В таблице 1 ГОСТа 9467-75 приведены минимальные (не конкретные) значения вышеуказанных показателей.

Согласно пункту 6 ГОСТ 9467-75 приведенные в таблице 1 требования к химическому составу наплавленного металла и механическим свойствам (временное сопротивление разрыву, относительное удлинение, ударная вязкость) металла шва, наплавленного металла и сварных соединений должны быть проверены при испытании электродов в соответствии с требованиями ГОСТ 9466-75 «Электроды покрытые металлические для ручной дуговой сварки сталей и наплавки. Классификация и общие технические условия».

Таким образом, указанные в Приложении № 2 значения показателей по позициям 4 и 5 «Электроды тип 1 для ручной дуговой сварки углеродистых, низколегированных и легированных конструкционных и легированных теплоустойчивых сталей» и «Электроды тип 2 для сварки углеродистых и низколегированных конструкционных сталей» определяются по результатам испытаний каждой партии товара и, соответственно, не могут быть достоверно известны участнику закупки, не приобретавшему данный товар и не проводившему соответствующих испытаний, на момент подачи заявки.

В Приложении № 2 по позиции 18 «Эмаль для защиты от коррозии внутренних поверхностей резервуаров, грузовых танков и топливных цистерн, эксплуатируемых в условиях воздействия морской воды и нефтепродуктов (кроме бензола и толуола)» установлены следующие показатели данного товара и их возможные значения:

- «Время высыхания до степени 3 при температуре (20±2) °С» - минимальное значение показателя 2 часа;

- «Доля нелетучих веществ по массе» диапазон значений показателя: нижняя граница – 26, верхняя граница - 30 %.

Позиция 18 Приложения № 2 должна соответствовать ГОСТ 24709-81 «Эмали ЭП-140. Технические условия».

Согласно пунктам 4 и 6 таблицы 2 ГОСТа 24709-81 «массовая доля нелетучих веществ» и «время высыхания до степени 3, при температуре (20±2) °С» определяются путем испытаний в соответствии с ГОСТ 17537-72 «Материалы лакокрасочные. Методы определения массовой доли летучих и нелетучих, твердых и пленкообразующих веществ» и ГОСТ 19007-73 «Материалы лакокрасочные. Метод определения времени и степени высыхания» соответственно.

Таким образом, указанные в Приложении № 2 значения показателя по позиции 18 «Эмаль для защиты от коррозии внутренних поверхностей резервуаров, грузовых танков и топливных цистерн, эксплуатируемых в условиях воздействия морской воды и нефтепродуктов (кроме бензола и толуола)» определяется по результатам испытаний каждой партии товара и, соответственно, не могут быть достоверно известны участнику закупки, не приобретавшему данный товар и не проводившему соответствующих испытаний, на момент подачи заявки.

По позиции 21 «Грунтовка» установлены следующие показатели данного товара и их возможные значения:

- «Марка» – ГФ-021;

- «Время высыхания до степени 3 при температуре (105±5) °С» - диапазон значений показателя: нижняя граница – 15, верхняя граница - 35 мин.;

- соответствие ГОСТ 25129-82 «Грунтовка ГФ-021. Технические условия».

Согласно пункту 7 таблицы 1 ГОСТа 25129-82 «время высыхания до степени 3, при температуре (105±5) °С» определяются путем испытаний в соответствии с ГОСТ 19007-73 «Материалы лакокрасочные. Метод определения времени и степени высыхания». При этом, по вышеуказанному показателю ГОСТ 25129-82 и ГОСТ 19007-73  не предусматривают  конкретные (неизменяемые) значения, а лишь определяют предельные нормативы (максимальные и минимальные, диапазонные значения).

 По позиции 23 «Эмаль ПФ-115 ГОСТ 6465-76» Приложения № 2 установлено следующий показатель данного товара и его возможное значение:

- «Время высыхания до степени 3 при температуре (20±2) °С» - минимальное значение показателя 12 часов.

Согласно Приложению № 2 Эмаль ПФ-115 должна соответствовать ГОСТ 6465-76 «Эмали ПФ-115. Технические условия».

Согласно пункту 2.2 раздела 2 ГОСТ 6465-76 приемосдаточные испытания проводят по показателям 1-5, 7-9, 12 таблицы 1 (время высыхания до степени 3 при температуре (20±2) °С).

При этом, по вышеуказанному показателю ГОСТ 6465-76 не предусматривает конкретные (неизменяемые) значения.

Также, согласно пункту 2.2 раздела 2 ГОСТ 6465-76 при получении неудовлетворительных результатов периодических испытаний проверяют каждую партию до получения удовлетворительных результатов подряд не менее чем на трех партиях. При получении повторного отрицательного результата периодические испытания переводят в приемосдаточные до получения удовлетворительных результатов.

Таким образом, указанное в Приложении № 2 значение показателя по позиции 23 «Эмаль ПФ-115 ГОСТ 6465-76» определяется по результатам испытаний каждой партии товара и, соответственно, не может быть достоверно известно участнику закупки, не приобретавшему данный товар и не проводившему соответствующих испытаний, на момент подачи заявки.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части (согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги), а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

В пункте 10.2 Документации требования к содержанию первых частей заявок на участие в электронном аукционе заказчиком установлены в аналогичном виде.

Согласно пункту 10.4.1 Документации первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать сведения, указанные в пункте 10.2 Документации.

Таким образом, участники рассматриваемой закупки, подавая первые части заявок на участие в ней, руководствуясь требованиями к значениям показателей (характеристик) товаров (материалов), содержащимся в Документации (Приложении № 2), должны указать среди прочего значения конкретных показателей (характеристик), установленных по результатам испытаний определенных партий товара, по вышеуказанным позициям Приложения № 2.

Вместе с тем, при установлении заказчиком в документации об электронном аукционе требований к описанию участниками закупки товаров следует учитывать, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.

Аналогичная позиция изложена в пункте 3 Письма ФАС России, а также подтверждена решением Верховного Суда Российской Федерации от 09.02.2017 по делу № АКПИ16-1287.

Таким образом, Документация (Приложение № 2) устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе первых частей заявок на участие в электронном аукционе, помимо конкретных показателей товара (материала), используемого при выполнении работ (например: вид смеси, цвет краски и пр.), результатов испытаний (время высыхания до степени 3 при температуре (20±2), содержание металлопримесей в 1 кг гипса, доля нелетучих веществ по массе и пр.).

Указанные требования заказчика приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при оформлении заявки иметь в наличии товар (материал), предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений относительно его химического состава, технологии производства, результатов его испытания.

Данная информация будет известна только после производства определенной партии товара и проведения ее испытания предприятием-изготовителем или при взятии проб потребителем при приемочном контроле.

Для потенциальных участников закупки, в свою очередь, данная информация станет достоверно известной только при приобретении определенной партии товара, поскольку конкретные значения показателей в отношении разных партий товара могут отличаться в пределах, установленных ГОСТ.

Паспорта качества продукции выдаются предприятием-изготовителем на определенную партию товара.

От партии к партии вышеуказанные значения показателей товаров могут меняться в рамках допустимых нормативов, установленных регламентирующими их ГОСТами.

При этом, в самих ГОСТах данные значения показателей не являются конкретными (неизменяемыми). Установить такие конкретные значение производители могут только по результатам испытаний определенной партии товара.

Таким образом, в действиях заказчика – МБУК «ГДК» содержатся нарушения пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в необъективном описании заказчиком объекта закупки, влекущем за собой ограничение количества участников электронного аукциона.

Указанные нарушения являются грубыми и могли стать достаточным основанием для аннулирования торгов.

Однако, в связи с признанием аукционной комиссией уполномоченного органа – Администрации Боровичского муниципального района рассматриваемого электронного аукциона несостоявшимся  (по причине признания второй части заявки единственного участника закупки не соответствующей требованиям Документации об электронном аукционе) возможность для выдачи предписания об устранении допущенных нарушений законодательства о контрактной системе путем аннулирования торгов у Комиссии отсутствует.

При этом в действиях аукционной комиссии уполномоченного органа – Администрации Боровичского муниципального района нарушений Закона о контрактной системе при рассмотрении заявки единственного участника закупки не установлено.

 

 

Руководствуясь статьями 31, 33, 64, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

 

 

 

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу участника закупки - Общества с ограниченной ответственностью «Перспектива» (443099, г. Самара, ул. Куйбышева, 79, 64) на действия заказчика – Муниципального бюджетного учреждения культуры «Городской дом культуры»  (174411, г. Боровичи, сквер им. Кирова, д. 9) при осуществлении им и уполномоченным органом – Администрацией Боровичского муниципального района закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по завершению строительства Центра культурного развития города Боровичи по адресу г. Боровичи пл. 1 Мая д. 7, извещение № 0150300002417000072 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 23.05.2017, частично обоснованной в части установления неправомерных требований к участникам электронного аукциона.

2. Признать в действиях заказчика – Муниципального бюджетного учреждения культуры «Городской дом культуры» нарушения части 6 статьи 31, пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

3. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с признанием рассматриваемого электронного аукциона не состоявшимся.

4. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки осуществления закупки уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица заказчика – Муниципального бюджетного учреждения культуры «Городской дом культуры».

 

 

Председатель Комиссии                                                                                     И.А. Куриков

 

                                                                                                                                

Члены Комиссии                                                                                                 О.А. Захарова                     

                                                                                

 

                                                                                                                              А.Т. Иванов       

 

           

Решение и предписание могут быть обжалованы в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

 

  

 

 

                                                                                                      

                  

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны