Решение №3033/03 Решение об отказе в возбуждении дела по заявлению ООО "Карат... от 11 июня 2015 г.
Текст документа
Сохранить как PDFПубликация документа не является официальной. Официально правовые акты публикуются в официальных печатных изданиях в соответствии с действующим законодательством.
ООО «Карат»
ул. Профессора Качалова, д. 11, лит. А,
г. Санкт-Петербург, 193019
Исходящий № 3033/03 от 11.06.2015
РЕШЕНИЕ
об отказе в возбуждении дела
11 июня 2015 года Великий Новгород
Управление Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России) рассмотрело представленное Обществом с ограниченной ответственностью «Карат» (193019, г. Санкт-Петербург, ул. Профессора Качалова, д. 11, лит. А; далее – ООО «Карат») заявление о нарушении заказчиком (организатора открытого конкурса) – Открытым акционерным обществом «Автобусный парк» (173020, Великий Новгород, ул. Хутынская, д. 10; далее – ОАО «Автобусный парк») Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса на право заключения договора на поставку ГСМ (масел) для подвижного состава ОАО «Автобусный парк», извещение № 31502110221 о проведении которого было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 11.03.2015.
В результате рассмотрения заявления антимонопольный орган
УСТАНОВИЛ:
18.03.2015 в Новгородское УФАС России от ООО «Карат» (вх. № 2030 Новгородского УФАС России) поступила жалоба на действия заказчика (организатора открытого конкурса) – ОАО «Автобусный парк» при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса на право заключить договор на поставку ГСМ (масел) для подвижного состава ОАО «Автобусный парк» (извещение № 31502110221; дата размещения извещения – 11.03.2015) (далее – Жалоба).
Новгородское УФАС России, предварительно рассмотрев, до рассмотрения по существу Жалобу приняло решение о непринятии Жалобы к рассмотрению.
Вместе с тем Новгородским УФАС России было принято решение о рассмотрении указанной Жалобы как заявления о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Заявление).
Из Заявления ООО «Карат» следует, что заказчиком (организатором открытого конкурса) – ОАО «Автобусный парк» неправомерно указано в документации о закупке требование конкретного моторного масла в четырех лотах. У каждого из указанных заказчиком масел имеются аналоги других торговых марок, с такими же техническими характеристиками. Заказчик не обосновал необходимость и обязательность использования моторного масла конкретного изготовителя.
Таким образом, ООО «Карат» оспаривает правомерность установления в документации о закупке конкретной торговой марки предмета закупки, как нарушающего принцип равноправия и отсутствия необоснованных ограничений по отношению к участникам закупки.
Заказчиком (организатором открытого конкурса) – ОАО «Автобусный парк» представлены запрошенные запросом Новгородского УФАС России исх. № 1390/03 от 23.03.2015 копии документов и информация по данной закупке (вх. № 2823 от 09.04.2015 Новгородского УФАС России).
В результате рассмотрения Новгородским УФАС России Заявления установлено следующее.
В данном случае имело место осуществление закупки заказчиком – ОАО «Автобусный парк» в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (положения).
В соответствии с вышеуказанной нормой заказчиком – ОАО «Автобусный парк» разработано и утверждено протоколом № 1 от 16.01.2014 Совета директоров ОАО «Автобусный парк» Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «Автобусный парк» (далее – Положение о закупках).
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Таким образом, Закон о закупках не содержит развернутых положений, касающихся порядка проведения конкретных процедур закупок, и оставляет данные вопросы на усмотрение заказчика.
Согласно части 3 статьи 3 Закона о закупках в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.
Раздел 2 Положения о закупках содержит требования к проведению конкурса на право заключить договор. Так, согласно подпункту 2.1.1 пункта 2.1 Раздела 2 Положения о закупках закупка товаров, работ, услуг осуществляется путем проведения конкурса на основании конкретных потребностей Заказчика, когда он для выбора наилучших условий исполнения договора использует несколько критериев оценки заявок на участие в конкурсе, предусмотренных пунктом 2.4 настоящего Положения.
В соответствии с подпунктом 2.3.1 пункта 2.3 Раздела 2 Положения о закупках, конкурсная документация разрабатывается и утверждается в соответствии с настоящим Положением.
Согласно, подпункту 2.3.2 пункта 2.3 Раздела 2 Положения о закупках, конкурсная документация должна содержать:
1) установленные Заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям Заказчика;
2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;
3) требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик;
4) место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;
5) сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);
6) форму, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги;
7) порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей);
8) порядок, место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
9) требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям и для оценки и сопоставления по указанным в конкурсной документации критериям;
10) формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке;
11) место и дату и время вскрытия конвертов с заявками участников закупки;
12) место и дату рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки;
13) критерии оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе;
14) порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, методику оценки предложений участников закупки, порядок расчета рейтинга каждой заявки, сведения и документы, которые подлежат оценке и сопоставлению;
15) иные сведения по решению Заказчика.
Документация по проведению открытого конкурса на право заключения договора на поставку масел для подвижного состава ОАО «Автобусный парк» (далее – Конкурсная документация) утверждена генеральным директором ОАО «Автобусный парк» Д.В. Веркиным 06.03.2015.
Часть 7 (Документация о закупке) Конкурсной документации, устанавливает содержание документации о закупке и полностью повторяет требования Положения о закупках.
Согласно пункту 6 Информационной карты Конкурсной документации, Заказчиком установлены требования к предмету закупки, а также определено, что для указанных в спецификации горюче-смазочных материалов эквиваленты не предусмотрены, так как этот товар необходим для обеспечения взаимодействия такого товара с товаром, используемым заказчиком для доливки и технического обслуживания.
Таким образом, заказчик обоснованно установил требование к предмету закупки определённой торговой марки в соответствии с потребностями ОАО «Автобусный парк» для доливки уже имеющихся в пользовании горюче-смазочных материалов.
Положение о закупках и нормы Закона о закупках не устанавливают запрета требования для поставки товаров с определенными товарными знаками, если необходимо обеспечить взаимодействие этих товаров с уже используемыми заказчиком.
Согласно Протоколу № 1 от 30.03.2015 заседания закупочной комиссии ОАО «Автобусный парк» на участие в открытом конкурсе зарегистрировано пять заявок, только одна из которых была отклонена в связи с ненадлежащим оформлением конкурсной заявки (то есть не по оспариваемым ООО «Карат» основаниям).
В соответствии с Протоколом № 1 от 31.03.2015 заседания закупочной комиссии ОАО «Автобусный парк» конкурс по лотам № 1, 2, 4,5 состоялся, контракты заключены с лицом, предложившим лучшие условия исполнения контракта – ООО «Кратер».
Согласно данным официального сайта в адрес заказчика - ОАО «Автобусный парк» не поступали запросы о даче разъяснений положений документации.
В соответствии с пунктом 17 части 4 Закона о защите конкуренции признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Исходя из имеющихся в Управлении сведений, полученных при рассмотрении Заявления, негативных последствий для конкуренции не выявлено, и заявителем доказательств ограничения конкуренции либо реальной угрозы возникновения таких последствий не представлено.
Таким образом, на основании требований пункта 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках пункта 2.3 Раздела 2 Положения о закупках в Конкурсной документации заказчиком (организатором открытого конкурса) – ОАО «Автобусный парк» установлены требования к предмету закупки, равные для всех участников рассматриваемого конкурса и отвечающие потребностям заказчика.
Установление заказчиком (организатором открытого конкурса) – ОАО «Автобусный парк» требования определенной торговой марки горюче-смазочных материалов, в данном случае обосновано, соответствует положениям Закона о закупках и не нарушает его принципы, в том числе не нарушают принцип равноправия и отсутствия необоснованных ограничений по отношению к участникам закупки, а также не создают преимущественные условия кому-либо из участников закупки.
Учитывая вышеизложенное, Новгородское УФАС России в данном случае не усматривает признаков нарушения Закона о защите конкуренции, в частности части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, в соответствии с которой при проведении закупок товаров, работ, услуг, осуществляемых в соответствии с Законом о закупках запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Соответственно, основания для возбуждения дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь частью 4, пунктом 2 части 9 статьи 44 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ, пунктами 3.42-3.43 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339, антимонопольный орган
РЕШИЛ:
В возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства по фактам, изложенным в заявлении ООО «Карат» отказать в связи с отсутствием признаков нарушения антимонопольного законодательства.
Руководитель Управления, Государственный советник РФ 2 класса |
О.С. Виниченко |
Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.