Решение №3042/02 Р Е Ш Е Н И Е об отказе в возбуждении дела (ООО «ЭКО-Новостр... от 10 июня 2014 г.
Текст документа
Сохранить как PDFГенеральному директору
ООО «ЭКО-Новострой»
Д.В. Сергееву
ул. Стратилатовская, д. 9а,
Великий Новгород, 173001
Исходящий № 3042/02 от 21.06.2013
Р Е Ш Е Н И Е
об отказе в возбуждении дела
21 июня 2013 года Великий Новгород
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Управление) рассмотрено заявление ООО «ЭКО-Новострой» (далее – заявитель) на действия ЗАО «Новгородское спецавтохозяйство».
В ходе проверки антимонопольным органом
УСТАНОВЛЕНО:
В своем заявлении заявитель указал на то, что ЗАО «Новгородское спецавтохозяйство» является единственной организацией, оказывающей услуги по размещению твердых бытовых отходов на полигоне твердых бытовых отходов, расположенном по Лужскому шоссе, 17-ый км (далее – Полигон).
У ООО «ЭКО-Новострой» с ЗАО «Новгородское спецавтохозяйство» заключен договор на прием и размещение твердых отходов от 01.10.2012, № 600145.
Пунктом 15.1 Правил благоустройства территории Великого Новгорода, утвержденных решением Думы Великого Новгорода от 18.11.2008 № 230 (в редакции от 30.05.2012 № 1298, (далее – Правила). предусмотрено, что твердые бытовые отходы, образующиеся на территории Великого Новгорода, должны поступать на полигон ТБО после извлечения вторичного сырья, сортировки и уплотнения, а крупногабаритные отходы, в разобранном и/или измельченном виде.
В соответствии с условиями указанного договора обязанность по сортировке, извлечению вторсырья и разборке крупногабаритных отходов возложена на ООО «ЭКО-Новострой» (п. 4.2 оговора) и ЗАО «Новгородское спецавтохозяйство» (п. 3.5 договора).
ЗАО «Новгородское спецавтохозяйство» письмом от 27.02.2013 исх. № 2973 напомнило ООО «ЭКО-Новострой» о необходимости производить извлечение вторичного сырья, сортировку, уплотнение, а крупногабаритные отходы, разбирать и/или измельчать в соответствии с классификатором отходов. В случае отсутствия у ООО «ЭКО-Новострой» возможности по исполнению обязанностей, предусмотренных п. 4.2 Договора, ЗАО «Новгородское спецавтохозяйство» предлагало до 01.04.2013 направить заявку на заключение соответствующего договора.
ООО «ЭКО-Новострой» не располагает оборудованием для осуществления сортировки и обратилось в ЗАО «Новгородское спецавтохозяйство» с просьбой о предоставлении тарифов на прием отходов от ООО «ЭКО-Новострой» на сортировочный комплекс ЗАО «Новгородское спецавтохозяйство» (письмо от 05.03.2013 исх № 15).
В ответ 27.03.2013 в адрес ООО «ЭКО-Новострой» поступил проект договора оказания услуг сортировки твердых бытовых отходов и крупногабаритных отходов от ООО «СпецАвтоХозяйство». Стоимость предлагаемой услуги составляет 85 руб. 20 коп. за 100 кг отходов. Данная стоимость является договорной. По мнению заявителя, указанное приведет к удорожанию стоимости услуг по утилизации отходов на полигоне.
С 01.04.2013 ЗАО «Новгородское спецавтохозяйство» проводит осмотр отходов, привозимых ООО «ЭКО-Новострой» на полигон.
Заявитель полагает, что указанные действия ЗАО «Новгородское спецавтохозяйство» создают условия для ограничения доступа ООО «ЭКО-Новострой» на рынок услуг по сбору и транспортировке твердых бытовых отходов.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о конкуренции, Закон N 135-ФЗ) запрещаются действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам.
Согласно части 1 статьи 10 Закона № 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В силу пунктов 1 и 3 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке. В случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Как усматривается из пункта 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона № 135-ФЗ для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. Однако, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения части 2 статьи 10 и части 1 статьи 13 Закона № 135-ФЗ и определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
Таким образом, из анализа приведенных нормативных положений и официального толкования закона следует, что нарушением антимонопольного законодательства являются не любые действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке, а только те, которые направлены на сохранение или укрепление своего положения на соответствующем товарном рынке с использованием запрещенных методов, наносящих ущерб конкурентам и (или) иным лицам.
ЗАО «Новгородское спецавтохозяйство» сообщает (письмо от 30.05.2013 исх. № 768), что не направляло в адрес ООО «ЭКО-Новострой» конкретных требований о проведении сортировки твердых бытовых отходов и измельчении крупногабаритных отходов. В настоящее время ЗАО «Новгородское спецавтохозяйство» самостоятельно осуществляет извлечение вторичного сырья, сортировку и уплотнение твердых бытовых отходов и измельчение крупногабаритных отходов. Указанная деятельность осуществляется на производственных мощностях имеющегося мусоросортировочного комплекса, находящегося по адресу: Великий Новгород, ул. Черепичная, 4.
Пунктом 15.1 Правил установлены обязательные требования по благоустройству территории Великого Новгорода и регламентирован сбор и вывоз отходов, предусматривающий, что твердые бытовые отходы, образующиеся на территории Великого Новгорода, должны поступать на полигон ТБО после извлечения вторичного сырья, сортировки и уплотнения, а крупногабаритные отходы, в разобранном и/или измельченном виде.
Согласно требованиям пунктов 5.1, 5.5 ГОСТ Р 53692-2009 «Ресурсосбережение: Обращение с отходами. Этапы технологического цикла отходов», утвержденного и введенного в действие Приказом Ростехурегулирования от 15.12.2009 № 1092-ст, сортировка отходов является самостоятельным этапом технологического цикла, который предшествует, но не относится к утилизации (захоронению) отходов (письмо Комитета по ценовой и тарифной политике области от 06.05.2013 исх. № 692).
Таким образом, организации, осуществляющие сбор и вывоз отходов на территории Великого Новгорода, должны либо самостоятельно подготовить отходы к вывозу на полигон (произвести извлечение вторичного сырья, сортировку и уплотнение), либо заключить соответствующий договор с организацией (сортировочным пунктом), оказывающей данные услуги (при этом государственное регулирование тарифов на данные услуги законодательством не предусмотрено).
Кроме того, пункт 4.2 Договор, заключенного между ООО «ЭКО-Новострой» и ЗАО «Новгородское спецавтохозяйство», обязывает ООО «ЭКО-Новострой» соблюдать требования экологического, санитарно- эпидемиологического законодательства, нормативно-правовых актов в области природопользования и охраны окружающей среды, в том числе, пункта 15.1 Правил благоустройства территории Великого Новгорода, утвержденных решением Думы Великого Новгорода от 18.11.2008 № 230.
Договор на прием и размещение твердых отходов от 01.10.2012, № 600145 является действующим. У антимонопольного органа отсутствуют доказательства того, что ЗАО «Новгородское спецавтохозяйство» при заключении данного договора навязывало ООО «ЭКО-Новострой» невыгодные условия и неправомерно включило пункт 4.2 в указанный договор. Соответственно, ООО «Спецтранссити» в одностороннем порядке не исполняет одно из условий данного договора, в частности, пункт 4.2.
Оферта на оказание услуг сортировки твердых бытовых отходов и крупногабаритных отходов поступила от иного юридического лица - ООО «СпецАвтоХозяйство». Направление оферты не содержит признаков нарушения законодательства, негативные последствия отсутствуют.
В соответствии со статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации при несогласии с условиями договора сторона, получившая оферту, обязана направить другой стороне протокол разногласий.
Учитывая изложенное, Управление пришло к выводу об отсутствии в действиях ЗАО «Новгородское спецавтохозяйство» нарушения части 1 статьи 10 Закона № 135-ФЗ.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 9 статьи 44 ФЗ «О защите конкуренции», антимонопольный орган
РЕШИЛ:
В возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства по заявлению ООО «ЭКО-Новострой» отказать в связи с отсутствием признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях ЗАО «Новгородское спецавтохозяйство».
Руководитель Управления О.С. Виниченко
Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трёх месяцев со дня его принятия.