Решение №3042/03 РЕШЕНИЕ № РНП-53-14 по результатам проверки факта уклонения ... от 23 июня 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDFПубликация документа не является официальной. Официально правовые акты публикуются в официальных печатных изданиях в соответствии с действующим законодательством
Муниципальному заказчику –
Администрации Холмского муниципального района
Участнику закупки –
ООО «ГОСТ-Стандарт»
Исходящий № 3042/03 от 22.06.2017
РЕШЕНИЕ № РНП-53-14
по результатам проверки факта уклонения участника осуществления закупки
от заключения контракта и осуществления внеплановой проверки соблюдения законодательства Российской Федерации
о контрактной системе
Резолютивная часть оглашена 19.06.2017 В полном объеме изготовлено 22.06.2017
|
Великий Новгород |
Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России) в составе:
Куриков И.А. – председатель Комиссии, заместитель руководителя – начальник отдела Управления;
Петров Д.А. – член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления;
Михайлов С.О. - член Комиссии, специалист-эксперт Управления;
в присутствии представителей:
- муниципального заказчика – Администрации Холмского муниципального района – «….»;
- участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «ГОСТ - Стандарт» – «…..»;
рассмотрев сведения, поступившие от муниципального заказчика – Администрации Холмского муниципального района (…..) об уклонении участника электронного аукциона – Общества с ограниченной ответственностью «ГОСТ-Стандарт» (…..) от заключения контракта по итогам проведения электронного аукциона на разработку проекто-сметной документации на рекультивацию земельного участка, загрязненного в результате расположения на нём объекта размещения отходов, извещение № 0350300005517000013 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 31.03.2017,
УСТАНОВИЛА:
02.06.2017 в Новгородское УФАС России от муниципального заказчика – Администрации поступили сведения об уклонении участника электронного аукциона – ООО «ГОСТ-Стандарт» от заключения контракта на разработку проекто-сметной документации на рекультивацию земельного участка, загрязненного в результате расположения на нём объекта размещения отходов, извещение № 0350300005517000013 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 31.03.2017 (далее – официальный сайт) (далее – Сведения).
Сведения представлены в соответствии с Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1062 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)».
Руководствуясь пунктом 11 Правил, на основании пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) осуществлена внеплановая проверка осуществления государственным заказчиком вышеуказанной закупки.
В результате рассмотрения Сведений о недобросовестном поставщике и проведения внеплановой проверки установлено следующее.
31.03.2017 муниципальным заказчиком – Администрацией на официальном сайте было размещено извещение № 0350300005517000013 об осуществлении закупки путем проведении электронного аукциона на разработку проекто-сметной документации на рекультивацию земельного участка, загрязненного в результате расположения на нём объекта размещения отходов (начальная (максимальная) цена контракта (далее – НМЦК) – 3 000 000 рублей).
25.04.2017 состоялось рассмотрения поданных на участие в данном аукционе заявок. Было подано двенадцать заявок, семь заявок были признаны соответствующими требованиям документации об аукционе.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 04.05.2017 ООО «ГОСТ-Стандарт» признано победителем данного аукциона.
ООО «ГОСТ-Стандарт» сделало предложение о цене контракта в размере 1 100 000,00 руб., чем снизило НМЦК более чем на 25%.
Согласно части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Согласно пункту 3.4 Проекта контракта (Приложение № 3 к Документации; далее – Проект контракта) заказчиком – Администрацией предусмотрено авансирование в размере 30 % цены контракта.
Согласно части 2 статьи 37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
В соответствии с частью 3 статьи 37 Закона о контрактной системе к информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающая исполнение таким участником в течение одного года до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), либо в течение двух лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе четырех и более контрактов (при этом не менее чем семьдесят пять процентов контрактов должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), либо в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). В этих случаях цена одного из контрактов должна составлять не менее чем двадцать процентов цены, по которой участником закупки предложено заключить контракт в соответствии с частью 2 настоящей статьи.
Разделом 15 «Антидемпинговые меры» документации об аукционе предусмотрены вышеуказанные условия.
02.05.2017 муниципальным заказчиком - Администрацией посредством оператора электронной площадки – ЗАО «Сбербанк-АСТ» проект контракта был направлен победителю закупки - ООО «ГОСТ-Стандарт».
15.05.2017 победителем аукциона ООО «ГОСТ-Стандарт» в адрес муниципального заказчика – Администрации был направлен протокол разногласий к контракту, а именно в связи с тем, что ООО «ГОСТ-Стандарт не является плательщиком НДС, победитель аукциона просил исключить из проекта контракта указания о том, что исполнитель является плательщиком НДС.
16.05.2017 муниципальным заказчиком - Администрацией посредством оператора электронной площадки – ЗАО «Сбербанк-АСТ» был направлен новый проект контракта победителю закупки - ООО «ГОСТ-Стандарт», в котором были учтены замечания победителя аукциона.
Согласно части 3 статьи 70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица. В случае, если при проведении такого аукциона цена контракта снижена на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, победитель такого аукциона предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии с частью 1 статьи 37 настоящего Федерального закона, обеспечение исполнения контракта или информацию, предусмотренные частью 2 статьи 37 настоящего Федерального закона, а также обоснование цены контракта в соответствии с частью 9 статьи 37 настоящего Федерального закона при заключении контракта на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствия, средств для скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, оказываемой в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, топлива).
Регламентированный срок подписания контракта в соответствии с Законом о контрактной системе был установлен оператором электронной площадки – ЗАО «Сбербанк-АСТ» до 23 часов 59 минут 19.05.2017. В течение установленного срока ООО «ГОСТ-Стандарт» вместе с подписанным проектом контракта направило банковскую гарантию № 7663 от 17.05.2017, выданную АО Коммерческий банк «Интерпромбанк», на сумму 225 000,00 руб. в качестве обеспечения исполнения контракта.
Согласно части 6 статьи 37 Закона о контрактной системе обеспечение, указанное в частях 1 и 2 настоящей статьи, предоставляется участником закупки, с которым заключается контракт, до его заключения. Участник закупки, не выполнивший данного требования, признается уклонившимся от заключения контракта. В этом случае уклонение участника закупки от заключения контракта оформляется протоколом, который размещается в единой информационной системе и доводится до сведения всех участников закупки не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола.
19.05.2017 муниципальным заказчиком - Администрацией был составлен и размещен на официальном сайте протокол о признании победителя электронного аукциона уклонившимся от заключения контракта, в связи с тем, что победителем аукциона не было представлено надлежащее обеспечение исполнение контракта, т.е. в размере аванса (30% от цены контракта), что составляет 330 000,00 руб.
Таким образом, ООО «ГОСТ-Стандарт» в нарушение Закона о контрактной системе не выполнило антидемпинговые требования надлежащим образом, предоставив банковскую гарантию на сумму меньшую, чем это предусмотрено частями 1, 2 статьи 37 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 14 статьи 70 Закона о контрактной системе в случае, если победитель электронного аукциона признан уклонившимся от заключения контракта, заказчик вправе обратиться в суд с требованием о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта в части, не покрытой суммой обеспечения заявки на участие в электронном аукционе, и заключить контракт с участником такого аукциона, который предложил такую же, как и победитель такого аукциона, цену контракта или предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после условий, предложенных победителем такого аукциона. В случае согласия этого участника заключить контракт этот участник признается победителем такого аукциона и проект контракта, прилагаемый к документации об аукционе, составляется заказчиком путем включения в проект контракта условий его исполнения, предложенных этим участником. Проект контракта должен быть направлен заказчиком этому участнику в срок, не превышающий десяти дней с даты признания победителя такого аукциона уклонившимся от заключения контракта.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 04.05.2017, участником электронного аукциона, предложение которого о цене контракта, которое содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после условий, предложенных победителем электронного аукциона, является Общество с ограниченной ответственностью «Инвест Медиа» (далее – ООО «Инвест Медиа»).
31.05.2017 года между Администрацией и ООО «Инвест Медиа» был заключен муниципальный контракт на рекультивацию земельного участка, загрязненного в результате расположения на нём объекта размещения отходов.
Согласно предоставленным ООО «ГОСТ-Стандарт» письменным объяснениям по факту предоставления недостаточного обеспечения исполнения контракта (вх. № 3264 от 11.06.2017 Новгородского УФАС России) при оформлении вышеназванной банковской гарантии была допущена техническая ошибка в части указания суммы, выплачиваемой гарантом заказчику.
После получению письма от Администрации Холмского Муниципального района № м17-1424-и от 19.05.2017 «Об отказе от заключения муниципального контракта» указанная неточность в сумме банковской гарантии была немедленно устранена путем получения новой банковской гарантии, выданной АО Коммерческим банком «Интерпромбанк», от 23 мая 2017 года №7663, на сумму не менее размера аванса, предусмотренного муниципальным контрактом, то есть на сумму 330 000, 00 (триста тридцать тысяч) рублей.
ООО «ГОСТ-Стандарт» было готово подписать контракт сразу после получения новой банковской гарантии, однако муниципальный заказчик – Администрация ответил отказом, сославшись на заключение муниципального контракта с ООО «Инвест Медиа» .
Таким образом, ООО «ГОСТ-Стандарт» полагает, что сделало все возможное для добросовестного исполнения обязательств по заключению вышеуказанного контракта и просит принять решение о не включении Сведений в реестр недобросовестных поставщиков.
На заседании Комиссии представитель ООО «ГОСТ-Стандарт» поддержал доводы письменных объяснений.
Изучив Сведения и доводы сторон, Комиссия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов.
Не предоставив в установленный для подписания контракта срок обеспечение его исполнения в размере аванса, ООО «ГОСТ-Стандарт» нарушило положение частей 1, 2 статьи 37 и в силу части 6 статьи 37 считается уклонившимся от заключения контракта.
Вместе с тем Комиссия Новгородского УФАС России приходит к выводу, что действия ООО «ГОСТ-Стандарт» как победителя рассматриваемой закупки по уклонению от заключения контракта не носят характер недобросовестного поведения, не свидетельствуют о намеренном уклонении от предоставления обеспечения исполнения контракта.
ООО «ГОСТ-Стандарт» было представлено обеспечение исполнения контракта в виде банковской гарантии на сумму, превышающий в полтора раза установленный в документации об аукционе размер, т.е. речь не может идти о полном игнорировании победителем аукциона положений частей 1, 2 статьи 37 Закона о контрактной системе. Единственное, что не было учтено ООО «ГОСТ-Стандарт», это то обстоятельство, что заказчиком было установлено авансирование, и в этом случае размер обеспечения должен соответствовать размеру аванса.
После выявления допущенного несоответствия суммы обеспечения ООО «ГОСТ-Стандарт» предпринимало действия, направленные на устранение препятствий для заключения контракта, а именно: получило и направило заказчику новую банковскую гарантию на сумму, соответствующую размеру аванса, вело переписку с заказчиком по вопросам, связанным с заключением и исполнением контракта, выражало намерения устранить совершенное нарушение антидемпинговых правил.
Учитывая вышеизложенное, основания для включения Сведений о недобросовестном поставщике, представленных Администрацией в отношении ООО «ГОСТ-Стандарт», в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют.
В результате проведения внеплановой проверки осуществления закупки установлено следующее.
1. Документация по проведению электронного аукциона была утверждена «….» 14.04.17 (далее – Документация).
Требования к содержанию и составу второй части заявки на участие в электронном аукционе установлены частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать необходимую информацию и документы, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Муниципальным заказчиком – Администрацией в подпункте 4 пункта 10.3 Документации установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать декларацию о соответствии участника закупки требованиям, установленным в пунктах 9.3.1-9.3.9 Документации об электронном аукционе.
В разделе 9 Документации муниципальным заказчиком – Администрацией установлены требования к участникам закупки.
В пункте 9.3.8 Документации установлено требование к участникам закупки о том, что они не должны являться офшорными компаниями.
Кроме того, в пункте 9.3.9 Документации установлено требование к участникам закупки об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.
Согласно пункту 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе одним из требований к участникам закупки является требование, согласно которому участник закупки не является офшорной компанией.
Также согласно части 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.
Однако, в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе заказчик не вправе требовать в составе второй части заявки участника аукциона декларацию о соответствии участника закупки требованию, предусмотренному пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе (участник закупки не является офшорной компанией), а также требованию, предусмотренному частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки).
В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Проверка непринадлежности участника закупки к офшорным компаниям и отсутствия сведений о нем в реестре недобросовестных поставщиков относится к полномочиям соответственно оператора электронной площадки и аукционной комиссии, и не зависит от содержания заявки участника закупки.
Таким образом, в действиях заказчика – Администрации содержатся нарушения пункта 2 части 1 статьи 64, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, выразившиеся в предъявлении к участникам электронного аукциона требований о представлении в составе второй части заявки документов, не предусмотренных Законом о контрактной системе (представления участником закупки в составе второй части заявки декларации о том, что участник закупки не является офшорной компанией, и об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки).
2. В соответствии с частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно части 4 статьи 96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 6 статьи 96 Закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона.
Как уже отмечалось частями 1, 2 статьи 37 Закона о контрактной системе предусмотрено, что если при проведении аукциона участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Согласно пункта 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно пункту 3.4 Проекта контракта (Приложение № 3 к Документации) заказчиком – Администрацией предусмотрено авансирование в размере 30 % цены контракта.
Однако в нарушение вышеуказанных положений Закона о контрактной системе в Проекте контракта заказчик не указывает, что в случае снижения начальной (максимальной) цены контракта на двадцать пять и более процентов размер обеспечения исполнения контракта должен составлять не менее чем размер аванса.
Напротив в пункте 4.1 Проекта контракта установлено следующее:
«Обеспечение исполнения настоящего контракта предоставлено Подрядчиком на сумму 150 000,00 (сто пятьдесят тысяч) рублей 00 копеек (5 % от начальной (максимальной) цены контракта) в форме налога денежных средств или предоставления банковской гарантии».
Аналогичное положение содержится в пункте 4.1 муниципального контракта на разработку проектно-сметной документации на рекультивацию земельного участка, загрязненного в результате расположения на нем объекта размещения отходов от 31.05.17, заключенного между ООО «Инвест Медиа» и Администрацией, что не соответствует действительности, поскольку исходя из размера предложения участника - ООО «Инвест Медиа» по цене контракта (1 707 100,59 руб.), размер обеспечения исполнения контракта составляет 512 130,18 руб. (30 % цены контракта), а не 150 000,00 руб. как указано в Проекте контракта. Именно на сумму 512 130,18 руб. ООО «Инвест Медиа» представило заказчику банковскую гарантию от 23.05.2017 № 486058, выданную ООО Коммерческим банком «СКИБ» в качестве обеспечения исполнения контракта.
Поскольку, на момент осуществления закупки заказчик не может достоверно знать цену, предложенную победителем аукциона, указание в Проекте контракта конкретной суммы, для обеспечения его исполнения без указания условий и порядка его изменения в случае применения антидемпинговых мер, нарушает требования действующего законодательства.
Учитывая вышеизложенное, в действиях заказчика – Администрации содержится нарушения части 2 статьи 37, пункта 8 части 1 статьи 64, частей 1,6 статьи 96 Закона о контрактной системе, выразившиеся в отсутствии в проекте контракта надлежащего указания на размер обеспечения его исполнения в случае применения антидемпинговых мер в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе.
Руководствуясь статьями 37, 64, 66, 96, частью 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1062 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)», Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные заказчиком - Администрацией Холмского муниципального района (…..) в отношении участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «ГОСТ-Стандарт» (…..) по факту уклонения от заключения контракта по итогам проведения электронного аукциона на разработку проекто-сметной документации на рекультивацию земельного участка, загрязненного в результате расположения на нём объекта размещения отходов, извещение № 0350300005517000013 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 31.03.2017, в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
2. Признать в действиях заказчика – Администрации Холмского муниципального района нарушения части 2 статьи 37, пунктов 2, 8 части 1 статьи 64, части 6 статьи 66, частей 1,6 статьи 96 Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица заказчика – Администрации Холмского муниципального района.
Председатель Комиссии И.А. Куриков
Члены Комиссии Д.А. Петров
С.О. Михайлов
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.