Решение №3080/02 Определение о прекращении производства по делу № 11 от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исходящий № 3080 от 27.08.2012

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ № 11

 

«14» августа 2012 года                                                                        Великий Новгород

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

<> – председатель Комиссии, заместитель руководителя – начальник отдела Управления;

<> – член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления;

<> – член Комиссии, специалист-эксперт Управления,

рассмотрев дело № 11 от 16.05.2012 по признакам нарушения Открытым акционерным обществом «Сбербанк России» (ИНН 7707083893, адрес: 117997, г. Москва, ул. Вавилова, д. 19; далее – ОАО «Сбербанк России») части 7 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

в присутствии представителей лица, в действиях  которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – ОАО «Сбербанк России» – <>, <>,

заявителя - <>, а также его представителя <>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

16 марта 2012 года в Новгородское УФАС России поступило заявление от Морозова Л.Г. о нарушении ОАО «Сбербанк России» законодательства Российской Федерации о рекламе. Из заявления следует, что в приложении «Третий тайм» № 2 (9) от 1 марта 2012 года к городской еженедельной газете «Новгород» на 4 полосе в рекламном объявлении под заголовком «СТАВКИ ПО ВКЛАДАМ…ВСЁ ВЫШЕ И ВЫШЕ», в газете «Копилка» № 1-2 (169-170) 2012 года на 10 полосе под заголовком «Основные виды вкладов в рублях», а также в рекламных буклетах, распространяемых в отделениях ОАО «Сбербанк России», содержатся нарушения законодательства о рекламе. 05 апреля 2012 года в Новгородское УФАС России от Морозова Л.Г. поступило дополнение и материалы к указанному заявлению.

Так, по мнению заявителя, указанная реклама не соответствует законодательству Российской Федерации о рекламе, так как не содержит существенной информации о вкладах, предоставляемых ОАО «Сбербанк России».

По указанному факту было возбуждено настоящее дело по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. В результате рассмотрения дела установлено следующее.

1. В приложении «Третий тайм» № 2 (9) от 1 марта 2012 года к городской еженедельной газете «Новгород» на 4 полосе размещено рекламное объявление под заголовком «СТАВКИ ПО ВКЛАДАМ…ВСЁ ВЫШЕ И ВЫШЕ».

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» финансовая услуга – банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» к банковским операциям относится привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок).

В соответствии со статьей 834 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК) по договору банковского вклада (депозита) одна сторона (банк), принявшая поступившую от другой стороны (вкладчика) или поступившую для нее денежную сумму (вклад), обязуется возвратить сумму вклада и выплатить проценты на нее на условиях и в порядке, предусмотренных договором.

Таким образом, вышеуказанная информация представляет собой рекламу финансовых услуг – банковских услуг по привлечению денежных средств во вклады.

Как следует из заявления, а также из устных пояснений Морозова Л.Г. и его представителя, у Морозова Л.Г. с ОАО «Сбербанк России» заключены следующие договоры банковского вклада:

- договор № 42307810543002302915/79 «Доверительный Сбербанка России» от 20.05.2009 (процентная ставка 14,5 %);

- договор № 42306810543013014206/35 «Срочный пенсионный сроком на 2 года» от 31.10.2005 (процентная ставка 9,5 %);

- договор № 42306810843002300443/67 «Пенсионный депозит Сбербанка России» от 18.09.2007 (процентная ставка 9 %);

- договор № 42306810143002300444/34 «Пенсионный – плюс Сбербанка России» от 18.09.2007 (процентная ставка 4 %).

Ознакомившись с вышеуказанным рекламным объявлением, заявитель подумал, что его процентные ставки по вкладам тоже увеличились. Позже заявитель запросил у ОАО «Сбербанк России» выписки из лицевых счетов по вышеуказанным договорам банковского вклада, из которых следовало, что процентные ставки по его вкладам не увеличились, а, наоборот, уменьшились в среднем в два раза.

Таким образом, по мнению Морозова Л.Г., данное рекламное объявление содержит признаки нарушения части 7 статьи 5 Закона о рекламе, так как вводит в заблуждение потребителей данной рекламы.

Так, в соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

До начала рассмотрения дела ОАО «Сбербанк России» были представлены письменные объяснения по фактам, послужившим основанием для возбуждения настоящего дела, из которых следует, что вышеуказанное рекламное объявление звучит следующим образом «Ставки по вкладам всё выше и выше. Откройте вклад с повышенной ставкой. Условия распространяются на ограниченный перечень вкладов. Дополнительная информация на сайте www.sberbank.ru и в офисах Банка. Условия действительны на 16.01.2012». В данном случае речь идет не о повышении процентных ставок по ранее заключенным договорам банковского вклада, а о заключении новых договоров банковского вклада (открытии вклада) с повышенной процентной ставкой относительно ранее действовавшей (например, вклад «На высоте» процентная ставка 7,25 %). Следовательно, заявитель мог закрыть имеющиеся договоры вклада и открыть новые договоры вклада с повышенной процентной ставкой.

 Как следует из содержания (пункт 3.3 раздела 3 «Особые условия») каждого вышеуказанного договора банковского вклада, если Вкладчик не предъявил требование о возврате суммы вклада вместе с причитающимися процентами в день окончания срока, договор считается пролонгированным на тот же срок. Течение очередного срока начинается со дня, следующего за днем окончания предыдущего срока. Пролонгация производится на условиях и под процентную ставку, действующие в Банке по данному виду вкладов на день, следующий за днем окончания предыдущего срока.

Морозов Л.Г. в день окончания сроков вышеуказанных договоров не обратился в ОАО «Сбербанк России» с требованием о возврате сумм вкладов вместе с причитающимися процентами. Таким образом, договоры были пролонгированы на те же сроки на условиях и под процентные ставки, действующие в Банке по данным видам вкладов на день, следующий за днем окончания предыдущего срока.

Из вышеизложенного следует, что рекламное объявление под заголовком «СТАВКИ ПО ВКЛАДАМ…ВСЁ ВЫШЕ И ВЫШЕ», размещенное в приложении «Третий тайм» № 2 (9) от 1 марта 2012 года к городской еженедельной газете «Новгород» на 4 полосе, не содержит нарушений Закона о рекламе.

2. В рекламных буклетах, распространяемых в отделениях ОАО «Сбербанк России», содержатся сведения о предлагаемых ОАО «Сбербанк России» банковских вкладах «Сохраняй», «Пополняй» и «Пенсионный плюс Сбербанка России». Процентные ставки и все остальные условия указаны в приложении к буклету.

Как следует из заявления, в указанных рекламных объявлениях отсутствует информация о том, что ОАО «Сбербанк России» снимает комиссию в размере 1 % с денежных средств, поступивших на счет безналичным путем при снятии денег, а также при переводе денег на другой счет.

Таким образом, Морозов Л.Г. считает, что в рассматриваемом рекламном буклете содержится нарушение пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе, согласно которому реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Из письменных объяснений ОАО «Сбербанк России» следует, осуществление банком операции по выдаче денежных средств, поступивших во вклад безналичным путём от других кредитных и иных организаций, выходит за рамки договора банковского вклада, предусмотренного действующим законодательством, и является самостоятельной банковской услугой, за которую банком взимается отдельная плата.

Согласно части 1 статьи 851 ГК в случаях, предусмотренных договором банковского счета, клиент оплачивает услуги банка по совершению операций с денежными средствами, находящимися на счете.

Тарифы на услуги, предоставляемые Банком физическим лицам, в том числе по вкладам, утверждаются ОАО «Сбербанк России» в виде единого документа, содержащего основания, размеры и порядок удержания сумм комиссий. Действующие Тарифы размещены во всех структурных подразделениях ОАО «Сбербанк России» на стендах в операционном зале, являются общедоступными и любое физическое лицо вправе с ними ознакомиться. Кроме того, каждый договор банковского вклада, заключаемый физическим лицом (вкладчиком) с банком, содержит указание на платность отдельных операций по вкладу. Также эта информация содержится в договорах вклада, заключенных между Морозовым Л.Г. и ОАО «Сбербанк России». Следовательно, Морозов Л.Г. был с ней ознакомлен и согласился с тарифами банка, применяемыми им за совершение вкладчиком операций по вкладу.

Осуществление банком операции по выдаче денежных средств, поступивших на вклад безналичным путем от других кредитных и иных организаций, выходит за рамки предмета договора банковского вклада, предусмотренного действующим законодательством Российской Федерации (прием банком от вкладчика денежных средств с последующим их возвратом с причитающимися процентами). Совершение вкладчиком указанных (тарифицируемых банком) операций по вкладу является исключительно волеизъявлением клиента (вкладчика).

Услуги по переводу денежных средств со вклада и возможность перечисления во вклад денежных средств юридическими лицами в рекламном буклете не рекламируются, следовательно тарифы на них в буклете не указываются.

Таким образом, по мнению представителей ОАО «Сбербанк России», рассматриваемый рекламный буклет содержит необходимую и достаточную для потребителя информацию о рекламируемых в ней услугах банковского вклада и не нарушает требований законодательства о рекламе.

По договору банковского счета в соответствии со статьей 845 ГК, банк обязуется принимать и зачислять поступившие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету.

Анализ рассматриваемого рекламного буклета свидетельствует о том, что в нем рекламировались услуги по открытию банковских вкладов.

Взимаемая ОАО «Сбербанк России» сумма в размере 1 % за проведение операций по переводу денежных средств относится не к условиям договора банковского вклада, а к комиссионным, взимаемым ОАО «Сбербанк России» за услугу ведения банковского счета и операций, производимых в её рамках (переводу средств). Фактическая величина вклада, впоследствии возвращаемая банком, составляет первоначально заявленную сумму за вычетом платы, удержанной банком за операцию по переводу денежных средств от другого лица.

Таким образом, удержание в виде комиссионных, взимаемых ОАО «Сбербанк России» за осуществление перевода денежных средств, поступивших на счет клиента от иных юридических лиц, не является условием, влияющим на расходы, понесенные клиентом по договору банковского вклада, а является оплатой услуг банка по договору банковского счета.

Учитывая вышеизложенное, наличие фактов нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в рассматриваемых рекламных буклетах, распространяемых в отделениях ОАО «Сбербанк России», не подтверждается.

3. На рассмотрении дела Морозов Л.Г. и его представитель Дудко Л.Л. заявили о том, что в газете «Копилка» № 1-2 (169-170) 2012 года на 10 полосе под заголовком «Основные виды вкладов в рублях» нарушений законодательства Российской Федерации о рекламе они не усматривают.

 

Руководствуясь подпунктом «а» пункта 36 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006  № 508, Комиссия

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

Производство по делу № 11 от 16.05.2012 в отношении Открытого акционерного общества «Сбербанк России» прекратить в связи с не подтверждением в ходе рассмотрения дела наличия фактов нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

 

Председатель Комиссии

 

<> 

 

Члены Комиссии

<> <>

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны