Акт внеплановой камеральной проверки №5047/03 Акт № 71 по результатам внеплановой камеральной проверки от 31 августа 2020 г.

Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исходящие № 5047/03 от 31.08.2020

 

 

 

 

 

Акт № 71

по результатам внеплановой камеральной проверки

 

31 августа 2020 года                                                                                Великий Новгород

 

Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 23.05.2019 № Пр-907 (пункт 3 Протокола заседания Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 08.05.2019 № 2) о необходимости усиления ФАС России контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе при осуществлении закупок в рамках реализации национальных проектов, писем ФАС России от 13.06.2019 № МЕ/49839-ПР/19, от 19.12.2019 № МЕ/111773-ПР/19, на основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России) № 76/2020 от 10.08.2020, в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), нами:

«….», главным специалистом-экспертом отдела контроля закупок и рекламы Новгородского УФАС России – руководителем инспекции;

«….», ведущим специалистом-экспертом отдела контроля закупок и рекламы Новгородского УФАС России – участником инспекции;

«….», ведущим специалистом-экспертом отдела контроля закупок и рекламы Новгородского УФАС России – участником инспекции;

«….», специалистом-экспертом отдела контроля закупок и рекламы Новгородского УФАС России – участником инспекции;

«….», специалистом-экспертом отдела контроля закупок и рекламы Новгородского УФАС России – участником инспекции, 

проведена внеплановая камеральная проверка осуществления заказчиком – Государственным областным бюджетным учреждением здравоохранения «Областная детская клиническая больница» и уполномоченным учреждением – Государственным областным казенным учреждением «Медицинский центр мобрезерва «Резерв» закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг по обеспечению безопасности информации, обрабатываемой в информационных системах ГОБУЗ «Областная детская клиническая больница», извещение № 0850200000420000976 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 17.07.2020.

Проверка начата 11.08.2020, окончена 31.08.2020.

Юридический адрес проверяемой организации:

Государственное областное бюджетное учреждение здравоохранения «Областная детская клиническая больница» (173020, Новгородская область, г. Великий Новгород, ул. Державина, д. 1; далее – ГОБУЗ «Областная детская клиническая больница»);

Государственное областное казенное учреждение «Медицинский центр мобрезерва «Резерв» (173020, Великий Новгород, ул. Хутынская, 24; далее – ГОКУ «Медицинский центр мобрезерва Резерв»).

Место проведения проверки: Управление Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области – 173990, Великий Новгород, Воскресенский бульвар (бывший пр. К. Маркса), д. 3.

 

Описательная часть

 

В июле – августе 2020 года заказчиком – ГОБУЗ «Областная детская клиническая больница» и уполномоченным учреждением – ГОКУ «Медицинский центр мобрезерва Резерв» осуществляется закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг по обеспечению безопасности информации, обрабатываемой в информационных системах ГОБУЗ «Областная детская клиническая больница», извещение № 0850200000420000976 о проведении которого было размещено на официальном сайте 17.07.2020 (далее – Извещение).

Рассматриваемая закупка проводилась в рамках реализации федерального проекта «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения».

Документация о проведении настоящего электронного аукциона (далее – Документация) была утверждена главным врачом ГОБУЗ «Областная детская клиническая больница» «….» 17.07.2020.

Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

            Согласно пункту 10 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.

            Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236 (далее – Постановление № 1236) установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

            Пунктом 2 Постановления № 1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:

   а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;

б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.

            Согласно пункту 2(1) Постановления 1236 для целей применения пункта 2 настоящего постановления под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:

            а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);

            б) поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта;

            в) выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав;

            г) оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.

            Также Постановлением № 1236 утвержден Порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Порядок).

            Пунктом 2 Порядка предусмотрено, что такое обоснование подготавливается заказчиком при осуществлении закупки программного обеспечения в следующих случаях:

            а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;

            б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.

            Согласно пункту 10 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.

            Заказчиком – ГОБУЗ «Областная детская клиническая больница» запрет в рамках Постановления № 1236 в Извещении и Документации установлен не был, обоснование невозможности соблюдения данного запрета также приведено не было.

            Вместе с тем, согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

            В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

            Требования к объему оказываемых услуг заказчиком установлены в Приложении № 1 к Документации (далее – Техническое задание).

            Так согласно пункту 5.5 Технического задания Исполнитель обязан оказать услуги по поставке средств защиты информации в соответствии с количеством, указанным в таблице 3.

Таблица 3

№ п/п

Наименование

Кол-во

5.5.1.

Передача прав на расширение функционала ViPNet Administrator на 1 лицензию на подключение ПО ViPNet Coordinator for Windows 4.x (КС2) к сети ViPNet (перевод из сети № 667 в сеть № 1693)*

1

5.5.2.

Передача прав на расширение функционала ViPNet Administrator на 1 лицензию на подключение ПО ViPNet Client for Windows 4.x (КС2) к сети ViPNet (перевод из сети № 667 в сеть № 1693)*

5

5.5.3.

ПАК ViPNet Coordinator HW1000 4.x*

1

5.5.4.

Компакт-диск с дистрибутивом ПО ViPNet Coordinator for Windows 4.х (КС2)*

1

5.5.5.

Компакт-диск с дистрибутивом ПО ViPNet Client for Windows 4.х (КС2)*

1

 

            Таким образом, в рамках рассматриваемой закупки заказчик приобретает права на модернизацию (обновление) программного обеспечения существующих автоматизированных систем, с поставкой конкретных программ, в том числе антивирусного программного обеспечения.

            Следовательно, предмет рассматриваемой закупки (оказание услуг по обеспечению безопасности информации) подпадает под выполнение контрактных обязательств, перечисленных в пункте 2.1 Постановления № 1236, в связи с чем заказчик обязан был в Документации и Извещении установить запрет в рамках Постановления № 1236.

            Однако как указывалось выше, ни в Извещении, ни в Документации рассматриваемый запрет установлен не был, обоснование невозможности соблюдения данного запрета также приведено не было.

            Таким образом, в действиях заказчика – ГОБУЗ «Областная детская клиническая больница» содержатся нарушения части 3 статьи 14, пункту 10 статьи 42, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившееся в не установлении в Документации и Извещении обязательного запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, предусмотренного действующим законодательством о контрактной системе.

            2. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе также должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе;

Согласно части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:

1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:

а) наименование страны происхождения товара;

б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

Согласно пункту 5.1 Технического задания Исполнитель обязан оказать услуги в составе и объеме, указанном в таблице 1.

Таблица 1

№ п/п

Наименование услуг

Состав услуг

Отчетная документация

5.1.1.

Формирование требований к системе защиты информации, согласно ГОСТ Р 51583-2014

Экспертный аудит для разработки организационных и технических мер по обеспечению безопасности ПДн, обрабатываемых в ИСПДн Заказчика и объектов критической информационной инфраструктуры, в объеме предусмотренном п. 5.2

  • Акт оказанных услуг (выполненных работ);
  • Комплект проектов организационно-распорядительной и технической документации по защите информации в соответствии с пунктом 5.3.

5.1.2.

Внедрение системы защиты информации, согласно ГОСТ Р 51583-2014

Поставка средств защиты информации, в соответствии с п. 5.4 и п. 5.5

  • Акт приёма-передачи прав;
  • Лицензионное/сублицензионное соглашение;
  • Товарная накладная.

Установка и настройка средств защиты информации, в соответствии с п. 5.6

  • Акт оказанных услуг (выполненных работ);
  • Акт установки средств защиты информации (в том числе - криптографических) и возможности ввода их в эксплуатацию.

 

В соответствии с пунктом 5.4 Технического задания подрядчик обязан поставить следующие средства защиты:

- Антивирусное ПО;

- Средство защиты информации от несанкционированного доступа.

Кроме того, согласно пункту 5.5 Технического задания исполнитель обязан оказать услуги по поставке средств защиты информации в соответствии с количеством, указанным в таблице 3.

Таблица 3

№ п/п

Наименование

Кол-во

5.5.1.

Передача прав на расширение функционала ViPNet Administrator на 1 лицензию на подключение ПО ViPNet Coordinator for Windows 4.x (КС2) к сети ViPNet (перевод из сети № 667 в сеть № 1693)*

1

5.5.2.

Передача прав на расширение функционала ViPNet Administrator на 1 лицензию на подключение ПО ViPNet Client for Windows 4.x (КС2) к сети ViPNet (перевод из сети № 667 в сеть № 1693)*

5

5.5.3.

ПАК ViPNet Coordinator HW1000 4.x*

1

5.5.4.

Компакт-диск с дистрибутивом ПО ViPNet Coordinator for Windows 4.х (КС2)*

1

5.5.5.

Компакт-диск с дистрибутивом ПО ViPNet Client for Windows 4.х (КС2)*

1

 

Поскольку, в данном случае объектом рассматриваемой закупки является оказание услуг с поставкой товаров (компакт диск с программным обеспечением), которые принимаются по отдельной товарной накладной, заказчик – ГОБУЗ «Областная детская клиническая больница» должен был установить требования к содержанию первой части заявок участников закупки в соответствии с пунктом 1, подпунктами «а», «б» пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.

Аналогичные выводы содержаться в письме ФАС России № ИА/53616/20 от 25.06.2020.

Однако согласно пункту 10.2 Документации первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать:

- согласие участника такого электронного аукциона на оказание услуг, на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе.

То есть, заказчиком установлены требования к содержанию первой части заявки на участие в электронном аукционе на оказание услуг (пункт 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе), тогда как объектом рассматриваемой закупки является оказание услуг с поставкой товара, а значит, требования к содержанию первой части заявки должны были быть установлены в соответствии с пунктом 1, подпунктами «а», «б» пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.

Таким образом, заказчиком – ГОБУЗ «Областная детская клиническая больница» в нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в документации об электронном аукционе ненадлежащим образом установлены требования к содержанию и составу первой части заявки на участие в рассматриваемой закупке.

Решая вопрос о необходимости выдачи предписания об устранении выявленных нарушений, Комиссия Новгородского УФАС России приходит к следующим выводам.

На участие в рассматриваемом аукционе поступила единственная заявка участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «КСБ – СОФТ», которая была признана соответствующей требования Документации, а 07.08.2020 с данным участником был заключен государственный контракт на оказание услуг по обеспечению безопасности информации, обрабатываемой в информационных системах ГОБУЗ «Областная детская клиническая больница».

            При этом, в составе первой части заявки участником закупки – ООО «КСБ – СОФТ» были представлены конкретные показатели товара с наименованием страны происхождения товара, а в составе второй части заявки были представлены сведения о поставляемых программах для электронных вычислительных машин, содержащиеся в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и базах данных, в соответствии с требованиями установленными в Постановлении № 1236.

Таким образом, в данном случае отсутствуют доказательства того, что выявленные нарушения повлияли на результаты закупки, привели к нарушению прав и интересов участников закупки, негативно повлияли на установленный публичный порядок в сфере закупок государственных и муниципальных нужд, кроме того по результатам осуществления рассматриваемой закупки заключен государственный контракт в связи с чем возможность, как и необходимость, выдачи предписания об устранении допущенных нарушений отсутствует.

 

Заключение

 

1. В действиях заказчика – Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения «Областная детская клиническая больница» содержатся нарушения части 3 статьи 14, пункта 10 статьи 42, части 1 статьи 64, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

2. В действиях должностного лица заказчика – Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения «Областная детская клиническая больница» имеются признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Акт составлен в 3 экземплярах на 5 листах. Второй и третий экземпляры акта направлен в ГОБУЗ «Областная детская клиническая больница» и ГОКУ «Медицинский центр мобрезерва «Резерв» с сопроводительными письмами исх. № __________ от ___ август 2020 года с уведомлением о вручении.

 

Руководитель инспекции,

главный специалист-эксперт отдела

контроля закупок

и рекламы Управления                            ________________________ «….»

                                                                                               (подпись)

 

Участник инспекции,             

ведущий специалист-эксперт отдела

контроля закупок

и рекламы Управления                            ________________________ «….»

                                                                                                                  (подпись)

 

Участник инспекции,

ведущий специалист-эксперт отдела

контроля закупок 

и рекламы Управления                            ________________________ «….»

                                                                                                                  (подпись)

 

Участник инспекции,             

специалист-эксперт отдела

контроля закупок

и рекламы Управления                            ________________________   «….»

                                                                                       (подпись)

 

Участник инспекции,             

специалист-эксперт отдела

контроля закупок

и рекламы Управления                            _________________________  «….»

(подпись)

Связанные организации

Связанные организации не указаны