Решение №3132/03 Решение по результатам рассмотрения жалобы о нарушении закон... от 29 июня 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Публикация документа не является официальной. Официально правовые акты публикуются в официальных печатных изданиях в соответствии с действующим законодательством

 

Государственному заказчику –

ГУ – НРО ФСС Российской Федерации и его аукционной комиссии

 

ул. Псковская, д. 15,

Великий Новгород, 173009

 

 

Оператору электронной площадки –

АО «ЕЭТП»

 

пр. 60-я Октября, д. 9,

г. Москва, 117312

e-mail: info@roseltorg.ru

 

 

Участнику закупки

(подателю жалобы) –

ИП Глуховой Е.В.

 

ул. Полевая, д. 12,

Великий Новгород, 173015

 

 

 

 

№ 3132/03 от 28.06.2017

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

23 июня 2017 года Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:

Куриков И.А. – председатель Комиссии, заместитель руководителя Управления;

Иванов А.Т. – член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления,

Герасимова М.В. – член Комиссии, специалист-эксперт Управления,

в присутствии представителей:

государственного заказчика – Государственного учреждения – Новгородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации – … (доверенность № … от …) и … (доверенность № … от …);

подателя жалобы – Индивидуального предпринимателя Глуховой Елены Витальевны – … (доверенность № … от …),

рассмотрев жалобу участника закупки – Индивидуального предпринимателя Глуховой Елены Витальевны (173015, Великий Новгород, ул. Полевая, д. 12; далее – ИП Глухова Е.В.) на действия аукционной комиссии государственного заказчика - Государственного учреждения – Новгородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (173009, Великий Новгород, ул. Псковская, д. 15; далее – ГУ – НРО ФСС) при осуществлении им закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение текущего ремонта помещения представительства ГУ НРО ФСС в п. Поддорье, извещение № 0250100000317000085 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 31.05.2017, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки (определения поставщика),

 

УСТАНОВИЛА:

 

16.06.2017 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки – ИП Глуховой Е.В. на действия аукционной комиссии государственного заказчика - ГУ – НРО ФСС при осуществлении им закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение текущего ремонта помещения представительства ГУ НРО ФСС в п. Поддорье, извещение № 0250100000317000085 о проведении которого было размещено на официальном сайте 31.05.2017 (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

Суть доводов Жалобы сводится к следующему.

ИП Глуховой Е.В. была подана заявка на участие в рассматриваемом электронном аукционе. Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 08.06.2017 (далее – Протокол) аукционная комиссии государственного заказчика - ГУ – НРО ФСС признала первую часть заявки ИП Глуховой Е.В. (порядковый номер заявки 2) несоответствующей требованиям документации об аукционе и законодательства о контрактной системе по следующим основаниям:

«Отказать в допуске к участию в аукционе по основаниям предусмотренным Законом № 44-ФЗ от 05.0.2013 г., а именно п. 2. ч. 4 ст. 67 - несоответствие информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 44-ФЗ, требованиям документации о таком аукционе.

…Конкретные значения показателей, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, должны быть указаны без использования оборотов «не более», «не менее», «не хуже», «должен» и т.д. (их производных). Значение показателей, сопровождающихся словами «неизменяемый показатель» должен оставаться неизменным. Требования к характеристикам товара указаны Заказчиком в Части III. Техническое задание и содержит следующие характеристики (выдержки из технического задания заказчика): «…… Часть III. Техническое задание в Таблице «Смесь штукатурная «Рот бант» КНАУФ или эквивалент. Связующий материал - гипс. Расход : не более 8,5 кг/м2 (при слое не менее 10 мм) Максимальный размер фракции 1,2 мм». Однако, в заявке данного Участника (а именно в прикрепленном файле - Таблица на аукцион ПоддорьеДос изложено следующее (выдержка из заявки):«Смесь штукатурная «Ротбант». Связующий материал - гипс. Расход: 8,5 кг/м2 (при слое не менее 10 мм) Максимальный размер фракции 1,2 мм».

ИП Глухова Е.В. не согласна с данным решением аукционной комиссии государственного заказчика - ГУ – НРО ФСС.

По мнению ИП Глуховой Е.В., показатель «при слое не менее 10 мм» является дополнительным и пояснительным, поскольку указан в скобках.

При подаче заявки на участие в данном аукционе ИП Глухова Е.В дала согласие на использование именно того товара, который указан в документации об аукционе, а именно: «Смесь штукатурная Ротбанд» с характеристиками, заявленными заводом-изготовителем.

С учетом вышеизложенного, податель Жалобы просит выдать государственному заказчику - ГУ – НРО ФСС и его аукционной комиссии предписание об отмене Протокола и повторном рассмотрений первых частей заявок участников аукциона.

На рассмотрении Жалобы представитель её подателя – ИП Глуховой Е.В. поддержал доводы Жалобы в полном объеме, дополнительно отметив, что информация, указанная в Техническом задании документации об аукционе в скобках (при слое не менее 10 мм), является пояснением, тогда как основные характеристики данного товара указаны в первой части заявки ИП Глуховой Е.В. в соответствии с требованиями документации об аукционе.

В соответствии с возражениями на Жалобу (исх. № 05-10/5305-3146 от 21.06.2017) государственный заказчик – ГУ – НРО ФСС считает Жалобу необоснованной по следующим причинам.

В соответствии с требованиями документации об аукционе, конкретные значения показателей, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, должны быть указаны в первых частях заявок на участие в аукционе без использования оборотов «не более», «не менее», «не хуже», «должен» и т.д. (их производных).

В первой части заявки ИП Глуховой Е.В. по позиции «Смесь штукатурная» указано, в частности, следующее значение показателя «Расход: 8,5 кг/м2 (при слое не менее 10 мм)».

Следовательно, данное значение показателя не является конкретным.

Кроме того, государственный заказчик - ГУ – НРО ФСС указывает, что значения показателей товаров, используемые при выполнении работ, не делятся на основные, дополнительные или пояснительные.

На рассмотрении Жалобы представители государственного заказчика – ГУ – НРО ФСС поддержали доводы возражений на Жалобу в полном объеме.

В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.

В течение мая – июня 2017 года государственным заказчиком – ГУ – НРО ФСС осуществляется закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение текущего ремонта помещения представительства ГУ НРО ФСС в п. Поддорье, извещение № 0250100000317000085 о проведении которого было размещено на официальном сайте 31.05.2017 (начальная (максимальная) цена контракта – 172 768 рублей 60 копеек).

Документация о рассматриваемом электронном аукционе (далее – Документация) утверждена 31.05.2017 исполняющим обязанности управляющего ГУ – НРО ФСС …

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе также содержит требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

Состав аукционной (Единой) комиссии государственного заказчика - ГУ – НРО ФСС утвержден Приказом № 9-А от 22.01.2014 ГУ – НРО ФСС (в ред. от 01.04.2016).

Требования к содержанию первой части заявки на участие в электронном аукционе установлены частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.

Согласно подпункту «а» пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

В соответствии с пунктом 8.1.1 Документации вид закупки, с учетом которого подается первая часть заявки (поставка товара, выполнение работ, оказание услуг или выполнение работ, оказание услуг, для выполнения или оказания которых используется товар) указывается в части II Информационная карта аукциона.

Согласно пункту 21 Информационной карты вид (объект) рассматриваемой закупки - выполнение работ с использованием товара.

Также, в пункте 21 Информационной карты Документации установлены следующие требования к содержанию первых частей заявок участников аукциона:

«Первая часть заявки должна содержать:

1. Согласие участника аукциона на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе;

2. Для товаров, в отношении которых в документации отсутствует указание на товарный знак (его словесное обозначение), знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование страны происхождения товара: указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара; конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе;

3. для остальных товаров: если участник аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным документацией, либо согласие на использование товара, указанного в аукционной документации.

Инструкция по подаче первой части заявки: Инструкция находится в разделе III. Техническое задание. Форма подачи заявки произвольная».

В соответствии с пунктом 2.2 Документации функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики объекта закупки, связанные с определением соответствия поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика, определены в части III Техническое задание документации (далее – Техническое задание).

Таким образом, при составлении своих заявок на участие на участие в рассматриваемом аукционе участники закупки должны были руководствоваться требованиями Технического задания и Инструкцией по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, содержащейся в Техническом задании (далее - Инструкция).

Так, в Техническом задании по позиции № 2 «Смесь штукатурная» установлены следующие показатели и их значения: «Рот бант» КНАУФ или эквивалент: Связующий материал — гипс. Расход: не более 8,5 кг/ м2 (при слое не менее 10 мм) .Максимальный размер фракции 1,2 мм.».

В соответствии с вышеуказанными требованиями Закона о контрактной системе и Документации от участников закупки в первых частях их заявок на участие в аукционе требовалось выразить согласие на выполнение работ и на использование товара, в отношении которого в документации об аукционе содержится указание на товарный знак, либо выразить согласие на выполнение работ и указать конкретные показатели эквивалентного товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным в Документации.

В первой части своей заявки на участие в аукционе ИП Глухова Е.В. по позиции № 2 «Смесь штукатурная» Технического задания указана такая же марка (товарный знак) используемой при выполнении работ смеси штукатурной, как и в Документации - «Ротбанд».

Таким образом, по данной позиции ИП Глуховой Е.В. не требовалось указывать никаких конкретных показателей и характеристик смеси «Ротбанд», на использование которой при выполнении работ согласился податель Жалобы.

Однако, в первой части заявки ИП Глуховой Е.В. на участие в аукционе содержалась также информация о конкретных значениях показателей всех товаров, указанных в Техническом задании и используемых при выполнении работ, в том числе по позиции «Смесь штукатурная», в связи с чем аукционная комиссия государственного заказчика - ГУ – НРО ФСС правомерно рассмотрела первую часть заявки данного участника на соответствие всех представленных документов и информации требованиям Закона о контрактной системе и Документации.

Согласно Инструкции, конкретные значения показателей, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, должны быть указаны без использования оборотов «не более», «не менее», «не хуже», «должен» и т.д. (их производных).

В первой части заявки ИП Глуховой Е.В. на участие в аукционе по позиции № 2 «Смесь штукатурная» Технического задания указано следующее значение показателя «Расход»: - «8,5 кг/м2 (при слое не менее 10 мм)».

Таким образом, в первой части заявки ИП Глуховой Е.В. отсутствует конкретное (неизменяемое) значение данного показателя, поскольку представленное значение не позволяет определить конкретную величину расхода штукатурной смеси при определенной толщине нанесенного слоя.

Следовательно, по данному показателю ИП Глуховой Е.В. представлена информация, несоответствующая требованиям Документации (Техническому заданию и Инструкции).

В соответствии с частью 3 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.

Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:

1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;

2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.

К полномочиям аукционной комиссии при рассмотрении первых частей заявок Законом о контрактной системе отнесены проверка первых частей заявок на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе, и принятие решений о допуске или об отказе в допуске к участию в электронном аукционе.

Аукционной комиссии вменено в обязанность отстранить от участия в закупке участника, допустившего несоответствие своей заявки Документации.

Заявка ИП Глуховой Е.В. не соответствовала требованиям Документации, в частности Технического задания и Инструкции.

Таким образом, принятое аукционной комиссией государственного заказчика – ГУ – НРО ФСС решение об отказе в допуске подателя Жалобы – ИП Глуховой Е.В. к участию в аукционе является правомерным.

Следовательно, Жалоба является необоснованной.

Довод подателя Жалобы о том, что значение «при слое не менее 10 мм» указано как дополнительное, является несостоятельным, поскольку Закон о контрактной системе не устанавливает разделение показателей товаров, используемых при выполнении работ, на основные, дополнительные или пояснительные.

Заказчики при установлении показателей товаров и их значений исходят из собственных нужд и потребностей для достижения возложенных на них целей и задач.

Кроме того, на официальном сайте в сети «Интернет» производителя штукатурной смеси «Ротбанд» - Общества с ограниченной ответственностью «Кнауф» (http://www.knauf.ru) указано конкретное (неизменяемое) значение рассматриваемого показателя (указан конкретный слой расхода штукатурной смеси).

В связи с поступлением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Новгородским УФАС России проведена внеплановая проверка осуществления закупки (определения поставщика) путем проведения электронного аукциона.

В результате проведения внеплановой проверки установлено следующее.

1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

Государственным заказчиком – ГУ – НРО ФСС в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе в пункте 1 Информационной карты Документации определен объект рассматриваемой закупки – выполнение текущего ремонта помещения представительства ГУ НРО ФСС в п. Поддорье.

Требования к значениям показателей товаров, используемых при выполнении работ, содержатся в Техническом задании.

1.1. По позиции 1 «Краска» Технического задания установлено, что краска должна быть водно-дисперсионной и установлены следующие показатели данного товара и их возможные значения:

- «Время высыхания до степени 3 (значение степени – неизменяемый показатель) при температуре 20 град. С» - не более 1 ч;

- «Морозостойкость краски» - циклы разморозки не менее 5.

Согласно Техническому заданию, краска водно-дисперсионная должна соответствовать ГОСТ 28196-89 «Краски водно-дисперсионные. Технические условия».

В соответствии с пунктом 3.2 раздела 3 ГОСТ 28196-89 нормы для показателей 7 (морозостоикость краски), 9, 10 (Время высыхания до степени 3 при температуре 20 °С) таблицы 1 изготовитель определяет периодически по требованию потребителя.

Согласно пункту 4.2 раздела 4 ГОСТ 28196-89 перед испытанием краску размешивают и определяют массовую долю нелетучих веществ, рН, степень перетира, морозостойкость.

При определении времени высыхания краску наносят в один слой, при определении цвета и внешнего вида пленки краски, условной светостойкости краску наносят в два слоя. При определении стойкости к статическому воздействию воды краску наносят в два слоя на обе стороны пластинки, а также на боковые стороны. Продолжительность сушки между слоями - 1 ч при температуре (20±2) °С.

Также, в пункте 4.8 раздела 4 ГОСТ 28196-89 установлена процедура проведения испытания морозостойкости краски.

При этом, по вышеуказанным показателям ГОСТ 28196-89 (в том числе таблица № 1) не предусматривает их конкретные (неизменяемые) значения.

Таким образом, указанные в Техническом задании значения показателей по позиции 1 «Краска» определяются по результатам испытаний и, соответственно, не могут быть достоверно известны участнику закупки, не приобретавшему данный товар и не проводившему соответствующих испытаний, на момент подачи заявки.

1.2. По позиции 5 «Краска» Технического задания установлено, что краска должна быть масляной и установлены следующие показатели данного товара и их возможные значения:

- «Массовая доля пленкообразующего вещества» - не менее 26%;

- «Массовая доля летучего вещества» -не более 12%.

Согласно Техническому заданию, краска масляная должна соответствовать ГОСТ 10503-71 «Краски масляные, готовые к применению. Технические условия».

В соответствии с пунктом 4.1 раздела 4 ГОСТ 10503-71 массовую долю летучих и пленкообразующих веществ определяют в неразбавленной краске.

Также, согласно пункту 4.3 раздела 4 ГОСТ 10503-71 массовую долю пленкообразующего вещества и летучего вещества в краске определяют по ГОСТ 17537.

ГОСТ 10503-71 не предусматривает конкретные (неизменяемые) значения данных показателей.

Таким образом, указанные в Техническом задании значения показателей по позиции 5 «Краска» также определяются по результатам испытаний каждой партии товара.

1.3. По позиции 7 «Обои» Технического задания установлены следующие показатели данного товара и их возможные значения:

- «Массовая доля веществ, удаляемых при прокаливании» - не менее 20%;

- «Белизна» - не менее 70%.

Согласно Техническому заданию, обои должны соответствовать ГОСТ Р 52805-2007 «Обои стеклотканевые. Технические условия».

В соответствии с пунктом 6.1 раздела 6 ГОСТ Р 52805-2007 стеклообои предъявляют к приемке партиями.

Согласно пункту 6.5 раздела 6 ГОСТ Р 52805-2007 при периодических испытаниях не реже одного раза в полгода определяют массовую долю веществ, удаляемых при прокаливании, и белизну стеклообоев.

Кроме того, в пункте 7.4 и 7.5 раздела 7 ГОСТ Р 52805-2007 указано, что массовую долю веществ, удаляемых при прокаливании, определяют по ГОСТ 6943.8, а белизну стеклообоев определяют по ГОСТ Р ИСО 105-J02.

Данные показатели в соответствии с ГОСТ Р 52805-2007 определяются по результатам испытаний и не являются конкретными (неизменяемыми).

Таким образом, участники рассматриваемой закупки, подавая первые части заявок на участие в ней, руководствуясь требованиями к значениям показателей (характеристик) товаров (материалов), содержащимся в Документации (Техническое задание), должны указать среди прочего значения конкретных показателей (характеристик), установленных по результатам испытаний определенных партий товара, по вышеуказанным позициям Технического задания.

Вместе с тем, при установлении заказчиком в документации об электронном аукционе требований к описанию участниками закупки товаров следует учитывать, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.

Аналогичная позиция изложена в пункте 3 Письма Федеральной антимонопольной службы № ИА/44536/16 от 01.07.2016, а также подтверждена решением Верховного Суда Российской Федерации от 09.02.2017 по делу № АКПИ16-1287.

Таким образом, Документация (Техническое задание) устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе первых частей заявок на участие в электронном аукционе, помимо конкретных показателей товара (материала), используемого при выполнении работ, результатов испытаний определенной партий таких товаров.

Указанные требования заказчика приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при оформлении заявки иметь в наличии товар (материал), предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений относительно его химического состава, технологии производства, результатов его испытания.

Данная информация будет известна только после производства определенной партии товара и проведения ее испытания предприятием-изготовителем или при взятии проб потребителем при приемочном контроле.

Для потенциальных участников закупки, в свою очередь, данная информация станет достоверно известной только при приобретении определенной партии товара, поскольку конкретные значения показателей в отношении разных партий товара могут отличаться в пределах, установленных ГОСТ.

При этом, в самих ГОСТах данные значения показателей не являются конкретными (неизменяемыми). Установить такие конкретные значение производители могут только по результатам испытаний определенной партии товара.

Таким образом, в действиях государственного заказчика – ГУ – НРО ФСС содержатся нарушения пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в необъективном описании заказчиком объекта закупки, влекущем за собой ограничение количества участников электронного аукциона.

2. Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено требование об использовании при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Как было указано выше, требования к значениям показателей (характеристик) товара, используемого при выполнении работ, являющихся объектом закупки, установлены в Техническом задании.

В Техническом задании указано, что используемые материалы должны соответствовать требованиям ряда ГОСТов, в частности ГОСТ 18108-2014 «Линолеум поливинилхлоридный на теплозвукоизолирующей подооснове. Технические условия».

Однако, указанный государственный стандарт не мог использоваться муниципальным заказчиком при описании объекта закупки в связи с тем, что ГОСТ с таким номером (18108-2014) не существует.

Из устных пояснений представителей государственного заказчика - ГУ – НРО ФСС следует, что в Техническом задании содержится техническая ошибка (опечатка), в действительности имелся ввиду ГОСТ 18108-2016 «Линолеум поливинилхлоридный на теплозвукоизолирующей подооснове. Технические условия».

Требование заказчика о соответствии используемого при выполнении работ товара положениям несуществующего государственного стандарта не отвечает установленному статьей 33 Закона о контрактной системе правилу об объективном описании объекта закупки.

Таким образом, в действиях государственного заказчика – ГУ – НРО ФСС нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в необъективном описании объекта рассматриваемой закупки, а именно в установлении требований о соответствии товаров, используемых при выполнении работ, несуществующемим техническим регламентам, стандартам (ГОСТ 18108-2014 «Линолеум поливинилхлоридный на теплозвукоизолирующей подооснове. Технические условия»).

3. Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Как было указано выше, требования к товаром, используемым при выполнении работ, значениям их показателей и содержанию первых частей заявок участников аукциона, содержатся в Техническом задании и Инструкции.

Так, по позиции № 2 Технического задания «Смесь штукатурная» содержится показатель «Максимальный размер фракции 1,2 мм».

В соответствии с требованиями Инструкции, участники закупки обязаны в первых частях своих заявок на участие в аукционе должны были указать конкретные значения показателей, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, должны быть указаны без использования оборотов «не более», «не менее», «не хуже», «должен» и т.д. (их производных). Значение показателей, сопровождающихся словами «неизменяемый показатель» должен оставаться неизменным.

Требуемая заказчиком характеристика «Максимальный размер фракции 1,2 мм» словами «неизменяемый показатель» не сопровождается.

Таким образом, от участников закупки по данному показателю в первых частях их заявок, в соответствии с Инструкцией, требовалось указать значение данного показателя без использования оборота «максимальный» и в рамках установленного значения (до 1,2 мм включительно).

При этом, в первых частях двух заявок на участие в данном аукционе данный показатель и его значение указаны в том же виде, как в Техническом задании, а аукционная комиссия государственного заказчика - ГУ- НРО ФСС по данному основанию не признала заявки участников несоответствующими требованиям Документации и Закона о контрактной системе.

В соответствии с письменными пояснениями государственного заказчика – ГУ- НРО ФСС (вх. № 3542 от 22.06.2017 Новгородского УФАС России), показатель «Максимальный размер фракции 1,2 мм» в действительности является неизменяемым и от участников аукциона требовалось указать его в том же виде, в котором он указан в Техническом задании. Аукционная комиссия рассматривала данный показатель как неизменяемую характеристику товара.

Однако, из буквального толкования вышеуказанных положений Инструкции следует, что значение данного показателя является максимально возможным, а не неизменяемым, что вводит в заблуждение относительно действительных потребностей заказчика как потенциальных участников аукциона при формировании ими первых частей заявок на участие в аукционе, так и членов аукционной комиссии при рассмотрении ими данных заявок.

Таким образом, в действиях государственного заказчика – ГУ- НРО ФСС содержатся нарушения пункта 1 части 1 статьи 33, части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в необъективном описании объекта рассматриваемой закупки, а именно в ненадлежащем указании в Техническом задании требований к значениям показателей товаров, используемых при выполнении работ.

Вышеуказанные нарушения законодательства о контрактной системе, установленные в действиях государственного заказчика – ГУ- НРО ФСС, являются существенными, свидетельствуют о наличии признаков ограничения конкуренции при проведении торгов, привели к необъективному описанию объекта закупки, что дает основания для выдачи предписания об аннулировании торгов.

 

Руководствуясь статьями 33, 64, 66, 67, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу участника закупки - Индивидуального предпринимателя Глуховой Елены Витальевны (173015, Великий Новгород, ул. Полевая, д. 12) на действия аукционной комиссии государственного заказчика - Государственного учреждения – Новгородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (173009, Великий Новгород, ул. Псковская, д. 15) при осуществлении им закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение текущего ремонта помещения представительства ГУ НРО ФСС в п. Поддорье, извещение № 0250100000317000085 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 31.05.2017, необоснованной.

2. Признать в действиях государственного заказчика - Государственного учреждения – Новгородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации нарушения пункта 1 части 1 статьи 33, части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

3. Выдать государственному заказчику – Государственному учреждению – Новгородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки – АО «ЕЭТП» обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушении законодательства о контрактной системе путем аннулирования торгов.

4. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица государственного заказчика – Государственного учреждения – Новгородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии И.А. Куриков

 

Члены Комиссии А.Т. Иванов

 

М.В. Герасимова

 

Решение и предписание могут быть обжалованы в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны