Решение №3255/03 РЕШЕНИЕ по результатам рассмотрения жалобы ООО "Амарант" о н... от 10 июля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Публикация документа не является официальной. Официально правовые акты публикуются в официальных печатных изданиях в соответствии с действующим законодательством

 

 

3255/03 от 06.07.2017

Муниципальному заказчику –

Администрации Федорковского сельского поселения и его аукционной комиссии

 

ул. Новая, д. 3,

д. Федорково, Парфинский район,

Новгородская область, 175132

 

 

Оператору электронной площадки –

ЗАО «Сбербанк-АСТ»

 

ул. Большая Якиманка, д. 23,

г. Москва, 119180

e-mail: ko@sberbank-ast.ru

 

 

Участнику закупки

(подателю жалобы) –

ООО «Амарант»

 

Невский пр-кт, д. 151, лит. А, пом. 10Н/4,

г. Санкт - Петербург, 191167

 

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

03 июля 2017 года Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:

Куриков И.А. – председатель Комиссии, заместитель руководителя - начальник отдела Управления;

Захарова О.А. – член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления;

Иванов А.Т. – член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления,

в присутствии представителей:

- муниципального заказчика – Администрации Федорковского сельского поселения – главы поселения ………..;

- подателя жалобы – Общества с ограниченной ответственностью «Амарант» - ………. (доверенность № б/н от 28.06.2017),

рассмотрев жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «Амарант» (191167, г. Санкт - Петербург, Невский пр-кт, д. 151, лит. А, пом. 10Н/4; далее – ООО «Амарант») на действия муниципального заказчика – Администрации Федорковского сельского поселения (175132, Новгородская область, Парфинский район, д. Федорково, ул. Новая, д. 3; далее - Администрация) при осуществлении закупки (определении поставщика) путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах населенных пунктов, извещение № 015030001511700004 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 15.06.2017, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки (определения поставщика),

 

УСТАНОВИЛА:

 

26.06.2017 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки –ООО «Амарант» на действия муниципального заказчика – Администрации при осуществлении закупки (определении поставщика) путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования, местного значения в границах населенных пунктов, извещение № 0150300015117000004 о проведении которого было размещено на официальном сайте 15.06.2017 (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

Суть доводов Жалобы сводится к следующему.

1. Вышеуказанный аукцион проводится среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.

В нарушение требований действующего законодательства о контрактной системе, муниципальным заказчиком – Администрацией в документации об аукционе установлен следующий размер обеспечения заявки на участие в аукционе: «5 % начальной (максимальной) цены контракта».

В соответствии с Законом о контрактной системе, в случае осуществления закупки среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций размер обеспечения заявки не может превышать 2 % начальной (максимальной) цены контракта.

ООО «Амарант» направило в адрес муниципального заказчика - Администрации запрос о предоставлении разъяснений положений документации об аукционе относительно установления в документации об аукционе размера обеспечения заявки на участие в аукционе равном 5 % начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с представленными разъяснениями, муниципальный заказчик – Администрация указала, что размер обеспечения заявки на участие в аукционе ошибочно указан в размере 5 % начальной (максимальной) цены контракта, в действительности размер обеспечения заявки на участие в аукционе составляет 1 % начальной (максимальной) цены контракта.

Однако, соответствующие изменения в документацию об аукционе муниципальным заказчиком – Администрацией внесены не были.

2. Заказчиком в документации об аукционе установлены требования к товару «Песчано-гравийная смесь», которые определяются по результатам испытаний партии товара и которые не могут быть достоверно известны участнику закупки на момент подачи заявки.

Поскольку значения показателей данного товара становятся известными только при испытании его определенной партии после его производства, податель Жалобы считает, что действия заказчика по установлению требований о подробном описании в заявке участниками закупки характеристик данного товара носят признаки ограничения доступа к участию в рассматриваемой закупке.

В обоснование своей позиции ООО «Амарант» ссылается на положения письма Федеральной антимонопольной службы № ИА/44536/16 от 01.07.2016 (далее – Письмо ФАС России).

Учитывая изложенное, податель Жалобы просит признать в действиях муниципального заказчика – Администрации нарушения Закона о контрактной системе и выдать ему обязательное для исполнения предписание об устранении таких нарушений.

Муниципальный заказчик – Администрация согласно представленным письменным возражениям (объяснениям) (вх. № 3714 от 30.06.2017 Новгородского УФАС России) на Жалобу и устным пояснениям, данным его представителем на рассмотрении Жалобы, признает доводы Жалобы в отношении первого довода (установление размера обеспечение заявки в нарушение требований Закона о контрактной системе).

При этом, изменения в документацию об аукционе не были внесены в связи с тем, что такие изменения, по мнению Администрации, возможно было внести только до 19.06.2017.

Кроме того, муниципальный заказчик – Администрация указывает, что требования, установленные в документации об аукционе к песчано-гравийной смеси не ограничивают конкуренцию.

Требования к песчано-гравийной смеси установлены в соответствии с ГОСТ 25607-2009 «Смеси щебеночно-гравийно-песчаные для покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов».

На рассмотрении Жалобы представитель муниципального заказчика – Администрации поддержал доводы возражений на неё в полном объеме.

1. В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.

В июне 2017 года муниципальным заказчиком – Администрацией осуществляется закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования, местного значения в границах населенных пунктов, извещение № 0150300015117000004 о проведении которого было размещено на официальном сайте 15.06.2017 (начальная (максимальная) цена контракта – 1 900 600 ,00 рублей).

Документация о рассматриваемом электронном аукционе (далее – Документация) утверждена главой Администрации Ивановым Н.А. 15.06.2017.

Согласно части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем:

1) проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей;

2) осуществления закупок с учетом положений части 5 настоящей статьи.

В соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.

В соответствии с пунктом 5 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28 - 30 настоящего Федерального закона

Согласно части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать информацию, предусмотренную извещением о проведении такого аукциона.

В соответствии с извещение о проведении аукциона, а также пунктом 33 Документации участниками рассматриваемой закупки могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации в соответствии со статьей 30 Закона о контрактной системе.

Согласно части 1 статьи 44 Закона о контрактной системе при проведении конкурсов и аукционов заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок. При этом в конкурсной документации, документации об аукционе заказчиком должны быть указаны размер обеспечения заявок в соответствии с настоящим Федеральным законом и условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом). Обеспечение заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе может предоставляться участником закупки путем внесения денежных средств или банковской гарантией. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе осуществляется участником закупок.

В соответствии с частью 2 статьи 44 Закона о контрактной системе обеспечение заявки на участие в электронных аукционах может предоставляться участником закупки только путем внесения денежных средств.

Согласно части 14 статьи 44 Закона о контрактной системе размер обеспечения заявки должен составлять от одной второй процента до пяти процентов начальной (максимальной) цены контракта или, если при проведении аукционов начальная (максимальная) цена контракта не превышает три миллиона рублей, один процент начальной (максимальной) цены контракта.

Кроме того, в соответствии с частью 15 статьи 44 Закона о контрактной системе в случае, если закупка осуществляется в соответствии со статьями 28 - 30 настоящего Федерального закона и участником закупки является учреждение или предприятие уголовно-исполнительной системы, организация инвалидов, субъект малого предпринимательства либо социально ориентированная некоммерческая организация, размер обеспечения заявки не может превышать два процента начальной (максимальной) цены контракта.

Начальная (максимальная) цена контракта рассматриваемой закупки – 1 900 600,00 рублей.

В соответствии с пунктом 27 Документации размер обеспечения заявки на участие в электронном аукционе – 5 % начальной (максимальной) цены контракта, что составляет 95030 рублей 00 копейки (Девяносто пять тысяч тридцать рублей 00 копейки).

Однако, в соответствии с требованиями части 14 статьи 44 Закона о контрактной системе и, с учетом начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения заявки при осуществлении данной закупки должен составлять 1 % начальной (максимальной) цены контракта.

Таким образом, муниципальным заказчиком – Администрацией в нарушение требований части 14 статьи 44 Закона о контрактной системе установлен размер обеспечения заявки на участие в аукционе, превышающий конкретный (с учетом начальной (максимальной) цены контракта) размер такого обеспечения, установленный Законом о контрактной системе.

Следовательно, данный довод Жалобы является обоснованным.

Следует отметить, что, в соответствии с данными муниципальным заказчиком – Администрацией 22.06.2017 разъяснениями положений Документации, данный размер обеспечения заявки был установлен ошибочно, в действительности размер обеспечения составляет 1 % начальной (максимальной) цены контракта.

Однако, изменения в Документацию внесены не были, поскольку, как следует из письменных пояснений на Жалобу муниципального заказчика – Администрации, заказчик посчитал, что изменения в Документацию могли быть внесены до 19.06.2017.

Данный довод заказчика является несостоятельным по следующему основанию.

Согласно части 6 статьи 65 Закона о контрактной системе заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

В соответствии с пунктом 19 Документации дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе (с учетом внесенных изменений): 27 июня 2017.

Таким образом, муниципальный заказчик – Администрация имел возможность внести изменения в Документацию в срок до 24.06.2017(включительно).

Однако, муниципальным заказчиком - Администрацией не было реализовано право на внесение изменений в документацию о проведении электронного аукциона, предусмотренное частью 6 статьи 65 Закона о контрактной системе, и от участников закупки требовалось представить обеспечение заявки на участие в аукционе в размере, в пять раз превышающем размер обеспечения, предусмотренный Законом о контрактной системе.

При этом, если бы участники закупки руководствовались разъяснениями положений Документации, в которых указано, что размер обеспечения заявки составляет 1 % начальной (максимальной) цены контракта, и представили именно такой размер обеспечения заявки, то, в соответствии с пунктом 5 части 11 статьи 66 Закона о контрактной системе, оператор электронной площадки обязан был вернуть такую заявку участнику, подавшему её.

2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

Муниципальным заказчиком – Администрацией в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе в пункте 7 Документации определен объект рассматриваемой закупки – выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах населенных пунктов Федорковского сельского поселения.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В соответствии с пунктом 9 Документации описание объекта закупки содержится в Приложение № 1 к Документации «Техническое задание».

Согласно пункту 10 Технического задания требования заказчика к основным материалам, используемым при выполнении работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования населенных пунктов Федорковского сельского поселения, изложены в приложении № 2 к Техническому заданию (далее - Приложение № 2 к ТЗ).

По позиции 1 «Песчано-гравийная смесь» Приложения № 2 к ТЗ установлено, что песчано-гравийная смесь должна соответствовать ГОСТ 25607-2009 «Смеси щебеночно-гравийно-песчаные для покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов», а также указаны следующие показатели данного товара и их возможные значения:

- «Содержание пылевых и глинистых частиц» - не более 5%;

- «Содержание глины в комках» - не более 1%;

- «Содержание пластинч. и игловатых зерен» - не более 35% по массе.

Согласно пункту 4.4 раздела 4 ГОСТ 25607-2009 приемочный контроль на предприятии-изготовителе проводят ежесуточно путем испытания объединенной пробы щебня или готовой смеси, отобранной в соответствии с ГОСТ 8269.0 с каждой технологической линии.

При приемочном контроле определяют, в частности, содержание пылевидных и глинистых частиц, а также содержание глины в комках.

В соответствии с пунктом 4.5 раздела 4 ГОСТ 25607-2009 при периодических испытаниях определяют, в том числе, содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы, коэффициент фильтрации - один раз в 10 сут.

Согласно пункту 4.9 раздела 4 ГОСТ 25607-2009 при отгрузке потребителю каждую партию щебня и готовых смесей сопровождают документом о качестве, в котором, в частности, указывают содержание пылевидных и глинистых частиц и глины в комках, а также содержание зерен пластинчатой и игловатой формы.

Кроме того, в пунктах 5.7 и 5.8 раздела 5 ГОСТ 25607-2009 установлены процедуры проведения испытании определения содержания пылевидных и глинистых частиц в готовых смесях, а также определения содержания глины в комках в готовых смесях.

При этом, по вышеуказанным показателям ГОСТ 25607-2009 не предусматривает их конкретные (неизменяемые) значения.

По вышеуказанной позиции Приложения № 2 к ТЗ государственный стандарт не устанавливает конкретные (неизменяемые) значения интересующих заказчика характеристик, а лишь определяет предельные (максимальные и минимальные значения) нормативы.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части (согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги), а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

В пункте 24 Документации требования к содержанию первых частей заявок на участие в электронном аукционе заказчиком установлены в аналогичном виде.

Таким образом, участники рассматриваемой закупки, подавая первые части заявок на участие в ней, руководствуясь требованиями к значениям показателей (характеристик) товаров (материалов), содержащимся в Документации (Приложении № 2 к ТЗ), должны указать, среди прочего, значения конкретных показателей (характеристик), установленных по результатам испытаний определенных партий товара, по позиции № 1 Приложения № 2 к ТЗ.

Вместе с тем, при установлении заказчиком в документации об электронном аукционе требований к описанию участниками закупки товаров следует учитывать, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.

Аналогичная позиция изложена в пункте 3 Письма ФАС России, а также подтверждена решением Верховного Суда Российской Федерации от 09.02.2017 по делу № АКПИ16-1287.

Таким образом, Документация (Приложение № 2 к ТЗ) устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе первых частей заявок на участие в электронном аукционе, помимо конкретных показателей товара (материала), используемого при выполнении работ, результатов испытаний.

Указанные требования заказчика приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при оформлении заявки иметь в наличии товар (материал), предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений относительно его химического состава, технологии производства, результатов его испытания.

Данная информация будет известна только после производства определенной партии товара и проведения ее испытания предприятием-изготовителем или при взятии проб потребителем при приемочном контроле.

Для потенциальных участников закупки, в свою очередь, данная информация станет достоверно известной только при приобретении определенной партии товара, поскольку конкретные значения показателей в отношении разных партий товара могут отличаться в пределах, установленных ГОСТ.

При этом, в ГОСТе 25607-2009 данные значения показателей не являются конкретными (неизменяемыми). Установить такие конкретные значение производители могут только по результатам испытаний определенной партии товара.

Таким образом, в действиях муниципального заказчика – Администрации содержатся нарушения пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в необъективном описании заказчиком объекта закупки, влекущем за собой ограничение количества участников электронного аукциона.

Учитывая изложенное, Жалоба является обоснованной.

В связи с поступлением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Новгородским УФАС России проведена внеплановая проверка осуществления закупки (определения поставщика) путем проведения электронного аукциона.

В результате проведения внеплановой проверки осуществления рассматриваемой закупки установлено следующее.

1. В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.

Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос.

Как было указано выше, от ООО «Амарант» в адрес муниципального заказчика – Администрации был направлен запрос на разъяснение положений Документации.

22.06.2017 Администрацией на официальном сайте был размещен ответ на данный запрос.

Однако, как следует из информации по рассматриваемому электронному аукциону, содержащейся на официальном сайте в разделе «Разъяснение положений документации об электронном аукционе», указанные разъяснения были размещены муниципальным заказчиком - Администрацией без указания предмета поступившего запроса.

Таким образом, в действиях муниципального заказчика - Администрации содержится нарушение части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, выразившееся в нарушении установленного порядка предоставления разъяснений положений документации об электронном аукционе.

2. В соответствии с частью 1 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи.

Согласно части 3 статьи 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.

Как было указано выше, в соответствии с извещением о проведении электронного аукциона и Документацией участниками данной закупки могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.

Таким образом, муниципальным заказчиком – Администрацией установлено ограничение участия в определении поставщика, предусмотренное частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 8 статьи 30 Закона о контрактной системе в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона (в редакции от 01.05.2017).

Согласно пункту 13 Документации, пункту 3.3 Проекта муниципального контракта (Приложение № 3 к Документации) заказчик оплачивает Работы путем перечисления денежных средств на расчетный счет Подрядчика в течение 20 (двадцати) банковских дней, при наличии финансирования, на основании подписанных сторонами актов о приемке выполненных работ формы КС-2 и справок о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3, счёта, счёта-фактуры, актов освидетельствования скрытых работ, но не более чем в течение тридцати дней с даты подписания Заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия Заказчика досрочно.

Условие об оплате заказчиком выполненной работы (ее результатов), отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке Документация не содержит.

Учитывая изложенное, в действиях муниципального заказчика – Администрации содержится нарушение части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе, выразившееся в ненадлежащем установлении в Документации срока оплаты выполненных работ.

3. Согласно положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК) к объектам капитального строительства относятся линейные объекты, в том числе автомобильные дороги (пункты 10, 11 статьи 1 ГрК).

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Таким образом, объектом рассматриваемой закупки является выполнение работ по содержанию объекта капитального строительства – автомобильных дорог.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование о соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Согласно части 1 статьи 52 ГрК строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК (в редакции, действовавшей в период проведения рассматриваемого электронного аукциона) виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.

В соответствии с частью 3.1 статьи 52 ГрК (в редакции, действовавшей в период проведения рассматриваемого аукциона) в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в части 4 статьи 55.8 настоящего Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.

Перечень видов работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержден приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 № 624 (далее – Перечень).

Таким образом, в случае, если работы, входящие в предмет осуществления закупки обладают следующими признаками:

- представляют собой работы по строительству, реконструкции либо капитальному ремонту объекта капитального строительства;

- оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и включены в Перечень,

заказчик должен был установить в документации по проведению электронного аукциона обязательное требование к участникам закупки, предусмотренное пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, то есть требование о наличии у них свидетельства о допуске к таким видам работ, выданного саморегулируемой организацией в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

Согласно Ведомости объемов и стоимости работ (Приложение № 1 к Техническому заданию) в число работ, выполняемых в рамках заключаемого контракта, включены:

- устройство подстилающих и выравнивающих слоев из песчано-гравийной смеси, дресвы (в уплотненном состоянии толщиной 10 см);

- устройство подстилающих и выравнивающих слоев из щебня (в уплотненном состоянии толщиной 6,5 см).

Вышеуказанные работы, согласно пунктам 25.2, 25.4 Перечня, являются работами по капитальному ремонту, оказывающими влияние на безопасность объекта капитального строительства.

Для выполнения указанных работ и, соответственно, участия в рассматриваемом аукционе участники закупки должны были иметь свидетельства о допуске к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданные саморегулируемой организацией в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, а именно (с учетом положений части 3.1 статьи 52 ГрК) свидетельства о допуске к работам по организации капитального ремонта автомобильных дорог и объектов инфраструктуры автомобильного транспорта (подпункт 33.2.1 пункта 33 Перечня).

В свою очередь, муниципальный заказчик – Администрация должен был установить в Документации обязательные в соответствии с действующим законодательством требования, предъявляемые в данном случае к участникам рассматриваемой закупки, а именно, требование о наличии у участников осуществления закупки свидетельства о допуске к работам по организации капитального ремонта автомобильных дорог и объектов инфраструктуры автомобильного транспорта (подпункт 33.2.1 пункта 33 Перечня).

Вышеуказанная позиция подтверждается письмами ФАС № АЦ/6055715 от 02.11.2015 и № ИА 19714 от 23.05.2011, в соответствии с которыми лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства. Таким образом, условием допуска к участию в торгах на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о торгах в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, должно являться обязательное наличие у участника осуществления закупки исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства. При этом требование о наличии у участника осуществления закупки свидетельств о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, не соответствует части 3 статьи 52 ГрК и является нарушением пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Однако, в нарушение вышеуказанных положений ГрК и Закона о контрактной системе в подпункте 1 пункта 15 Документации установлено, что участники закупки должны соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, а именно:

- копия свидетельства о допуске к определенным видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, включающего виды работ, выполненные собственными силами, являющиеся предметом аукциона:

- 25. Устройство автомобильных дорог и аэродромов;

- 25.2. Устройство оснований автомобильных дорог;

- 25.4. Устройства покрытий автомобильных дорог, в том числе укрепляемых вяжущими материалами;

- 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком).

Таким образом, в действиях муниципального заказчика – Администрации содержится нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, выразившееся в ненадлежащем установлении в Документации обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации требований к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся объектом закупки.

При этом, Новгородское УФАС России обращает внимание на тот факт, что с 01.07.2017 в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 373-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования подготовки, согласования и утверждения документации по планировке территории и обеспечения комплексного и устойчивого развития территорий и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» в ГрК внесены ряд изменений, в частности, в часть 2.1 статьи 52, согласно которым индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей.

Кроме того, из ГрК исключены положения относительно необходимости наличия и выдачи такого документа как свидетельство саморегулируемой организации о допуске к видам работ, а также положения о необходимости наличия у лица, осуществляющего строительство, допуска к работам по организации строительства.

4. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов.

Как было указано выше, в соответствии с требованиями ГрК и Закона о контрактной системе, к участникам рассматриваемой закупки должно было быть установлено требование о наличии свидетельства о допуске к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданные саморегулируемой организацией в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, а именно (с учетом положений части 3.1 статьи 52 ГрК) свидетельства о допуске к работам по организации капитального ремонта автомобильных дорог и объектов инфраструктуры автомобильного транспорта (подпункт 33.2.1 пункта 33 Перечня).

Таким образом, муниципальный заказчик – Администрация в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе должен был установить требование о предоставлении участниками закупки в составе вторых частей их заявок на участие в аукционе данного свидетельства.

Однако, в нарушение данных положений Закона о контрактной системе, муниципальным заказчиком – Администрацией в пункте 24 Документации установлено следующее: вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника электронного аукциона требованиям, установленным пунктами 3- 9 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ.

Из содержания данных положений Документации неясно, каким именно требованиям законодательства должны соответствовать участники закупки, а также какие именно документы должны представить данные участники в составе вторых частей их заявок на участие в аукционе для подтверждения их соответствия таким требованиям.

Учитывая вышеизложенное, в действиях муниципального заказчика – Администрации содержится нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившееся в ненадлежащем установлении требований к содержанию и составу вторых частей заявок участников аукциона.

При этом, Новгородское УФАС России обращает внимание, что с 01.07.2017 участники закупки обязаны в составе вторых частей заявок на участие в аукционе вместо вышеуказанного свидетельства представлять выписку из реестра членов саморегулируемой организации.

5. В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

Состав аукционной (единой) комиссии по проведению вышеуказанного аукциона утвержден Постановлением Администрации № 31 от 04.04.2017.

В Пункте 25 Документации содержится инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе (далее - Инструкция).

При составлении своих заявок на участие в рассматриваемом аукционе участники закупки должны были руководствоваться требованиями Приложения № 2 к ТЗ и Инструкции.

Требуемые заказчиком технические, функциональные, эксплуатационные характеристики (потребительские свойства) товара установлены в Приложении № 2 к ТЗ в виде таблицы. Участники закупки заполняют первые части своих заявок на участие в данном аукционе в соответствии с требованиями Приложения № 2 к ТЗ и Инструкции.

В соответствии с Инструкцией не допускается при заполнении сведений вместо указания конкретных характеристик (показателей) предлагаемого для использования товара (материала) указывать: «не более», «не менее», «не хуже», «или», «соответствует», «в полном соответствии» и т. п. и допускать разночтения или двусмысленное толкование.

Аналогичная норма содержится в Приложении № 2 к ТЗ.

В соответствии с Протоколом № 1 заседания единой комиссии по осуществлению закупок Администрации Федорковского сельского поселения по рассмотрению первых частей заявок об участии в электронном аукционе на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах населенных пунктов Федорковского сельского поселения от 27.06.2017 (далее – Протокол) на участие в аукционе поступили заявки трех участников, все трое участников были допущены к участию в аукционе.

Однако, участник закупки с порядковым номером заявки 2 не мог быть признан участником аукциона по следующему основанию.

По позиции № 1 Приложения № 2 к ТЗ «Песчано-гравийная смесь» заказчиком установлено следующее требование к показателю «Содержание пластинч. и игловатых зерен» - «не более 35 % по массе».

В соответствии с вышеуказанными положениями Инструкции, по данному показателю участники закупки должны были указать конкретное (то есть неизменяемое) значение показателя, либо соответствующее максимально допустимому пределу (35%), либо менее допустимого предела (34%, 33% и т.д.).

Первая часть заявки данного участника закупки содержит таблицу с характеристиками используемых при выполнении работ товаров и предлагаемых данным участником, а также протокол испытания щебня от 25.03.2016 и протокол № 5 лабораторных испытаний песчано гравийной смеси от 02.02.2016.

При этом, в первой части заявки участника закупки с порядковым номером заявки 2 отсутствует конкретное (неизменяемое) значение показателя «Содержание пластинч. и игловатых зерен», в заявке данного участника указано следующее значение данного показателя - «не более 35%».

Следовательно, по данному показателю участником закупки с порядковым номером заявки 2 представлена информация, несоответствующая требованиям Документации (Приложению № 2 к ТЗ и Инструкции).

Кроме того, по позиции № 1 Приложения № 2 к ТЗ «Песчано-гравийная смесь» заказчиком установлено следующее требование к показателю «Содержание пылевых и глинистых частиц» - «не более 5 %».

В первой части заявки участника закупки с порядковым номером заявки 2 в таблице с характеристиками используемых при выполнении работ товаров указано следующее значение данного показателя - «4,9 %».

Однако, как уже было указано, в первой части заявки данного участника закупки также содержится протокол № 5 лабораторных испытаний песчано-гравийной смеси, в котором указано иное значение данного показателя - «4,8 %».

Аукционная комиссия рассматривает первые части заявок участника аукциона с учетом и в совокупности всех представленных участниками закупки документов и информации.

По данному показателю участником закупки с порядковым номером заявки 2 фактически представлено два значения данного показателя, что противоречит требованиям Закона о контрактной системе и Документации, поскольку участником не представлено одно конкретное и неизменяемое значение.

В соответствии с частью 3 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.

Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:

1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;

2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.

К полномочиям аукционной комиссии при рассмотрении первых частей заявок Законом о контрактной системе отнесены проверка первых частей заявок на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе, и принятие решений о допуске или об отказе в допуске к участию в электронном аукционе.

Аукционной комиссии вменено в обязанность отстранить от участия в закупке участника, допустившего несоответствие своей заявки Документации.

Первая часть заявка участника с номером заявки 2 не соответствовала требованиям Документации, в частности Приложения № 2 к ТЗ и Инструкции.

Таким образом, принятое аукционной комиссией муниципального заказчика – Администрацией решение о допуске участника закупки с порядковым номером заявки 2 к участию в аукционе является неправомерным.

Учитывая вышеизложенное, в действиях аукционной комиссии муниципального заказчика – Администрации содержится нарушения пункта 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, выразившееся в признании заявки на участие в рассматриваемом электронном аукционе надлежащей, соответствующей требованиям Документации, когда участнику с порядковым номером заявки 2 должно было быть отказано в допуске к участию в аукционе в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе.

Вышеуказанные нарушения законодательства о контрактной системе, установленные в действиях муниципального заказчика – Администрации и его аукционной комиссия являются существенными, свидетельствуют об ограничении конкуренции при проведении торгов, привели к нарушению порядка отбора участников аукциона, не позволяют заключить контракт на условиях действующего законодательства что дает основание для выдачи предписания об аннулировании торгов.

Руководствуясь статьями 30, 31, 33, 44, 64, 66, 67, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу участника закупки - Общества с ограниченной ответственностью «Амарант» (191167, г. Санкт - Петербург, Невский пр-кт, д. 151, лит. А, пом. 10Н/4) на действия муниципального заказчика – Администрации Федорковского сельского поселения (175132, Новгородская область, Парфинский район, д. Федорково, ул. Новая, д. 3) при осуществлении закупки (определении поставщика) путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования, местного значения в границах населенных пунктов, извещение № 0150300015117000004 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 15.06.2017, обоснованной.

2. Признать в действиях муниципального заказчика - Администрации Федорковского сельского поселения нарушения части 8 статьи 30, части 6 статьи 31, пункта 1 части 1 статьи 33, части 14 статьи 44, пунктов 1, 2 части 1 статьи 64, части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.

3. Признать в действиях аукционной комиссии муниципального заказчика - Администрации Федорковского сельского поселения нарушение пункта 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.

4. Выдать муниципальному заказчику – Администрации Федорковского сельского поселения, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки – ЗАО «Сбербанк-АСТ» обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе путем аннулирования торгов.

5. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица муниципального заказчика – Администрации Федорковского сельского поселения и членов его аукционной комиссии.

 

Председатель Комиссии И.А. Куриков

 

Члены Комиссии О.А. Захарова

 

А.Т. Иванов

 

Решение и предписание могут быть обжалованы в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны