Решение №3219/03 РЕШЕНИЕ по результатам рассмотрения жалобы ООО "Перспектива" от 10 июля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Публикация документа не является официальной. Официально правовые акты публикуются в официальных печатных изданиях в соответствии с действующим законодательством

 

 
 
Муниципальному заказчику –
Администрации Кулотинского
городского поселения и его аукционной комиссии.
 
 
 
Оператору электронной площадки –
ЗАО «Сбербанк-АСТ»
 
ул. Большая Якиманка, д. 23,
г. Москва, 119180
e-mail: ko@sberbank-ast.ru
 
 
Участнику закупки (подателю жалобы) –
ООО «Перспектива»
 
 
Исх. 3219/03 от 05.07.17
 

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

30 июня 2017 года Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:

Куриков И.А. – председатель Комиссии, заместитель руководителя - начальник отдела Управления;

Герасимова М.В. – член Комиссии, специалист-эксперт Управления;

Михайлов С.О. – член Комиссии, специалист-эксперт Управления,

в присутствии представителей:

- муниципального заказчика – Администрации Кулотинского городского поселения – «…»;

- податель жалобы – Общество с ограниченной ответственностью «Перспектива» надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения жалобы, на заседание Комиссии не явился, своих представителей не направил,

рассмотрев жалобу участника закупки (определения поставщика) – Общества с ограниченной ответственностью «Перспектива» (….) на действия муниципального заказчика – Администрации Кулотинского городского поселения (…..) при осуществлении закупки (определении поставщика) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по настилу деревянных и дощатых полов и стенных покрытий, включая устройство паркетных и прочих деревянных полов, извещение № 0150300006817000007 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 09.06.2017, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки (определения поставщика),

 

УСТАНОВИЛА:

 

26.06.2017 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки – ООО «Перспектива» на действия муниципального заказчика – Администрации при закупки (определении поставщика) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по настилу деревянных и дощатых полов и стенных покрытий, включая устройство паркетных и прочих деревянных полов, извещение № 0150300006817000007 о проведении которого было размещено на официальном сайте 09.06.2017 (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

Суть доводов Жалобы сводится к следующему.

Согласно пункту 5.7 Приложения № 3 к документации об электронном аукционе (далее - Проект контракта) «Заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) в случае завершения в полном объеме в 2017 годах исполнения Подрядчиком всех обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением гарантийных обязательств, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2016 года № 190 «О случаях и порядке предоставления Заказчиком в 2016 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)»».

По мнению подателя Жалобы, данное условие носит неправомерный характер, поскольку соответствующее постановление Правительства РФ утратило силу.

Кроме того, ООО «Перспектива» считает, что муниципальным заказчиком – Администрацией при осуществлении рассматриваемой закупки должны были быть установлены требования о необходимости предоставления участником закупки в составе второй части заявки допуска саморегулирующей организации в сфере строительства (СРО) на вид работ по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, предусмотренный пунктом 33.3 Перечня видов работ по инженерным изыскания, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность капитального строительства, утвержденного Приказом Минрегионразвития РФ от 30.12.2009 № 624 (далее – Перечень). Однако муниципальным заказчиком не определен конкретный вид работ в соответствии с Перечнем, допуск к которому надлежит иметь участнику закупки.

Также податель Жалобы указывает, что муниципальным заказчиком – Администрацией в Проекте контракта ненадлежащем образом установлена ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, а именно не указаны необходимые размеры штрафов для определенного порогового значения цены контракта.

Учитывая изложенное, податель Жалобы просит признать в действиях муниципального заказчика – Администрации нарушения Закона о контрактной системе и выдать ему обязательное для исполнения предписание об устранении таких нарушений.

В соответствии с возражениями на Жалобу (вх. № 3680 от 29.06.2017 Новгородского УФАС России) муниципальный заказчик – Администрация считает её необоснованной по следующим основаниям.

Проект контракта – это требования муниципального заказчика, к условиям заключаемого по результатам электронного аукциона контракта.

Условие Проекта контракта об отсрочке уплаты начисленных сумм неустоек не является существенным и при обосновании его неправомерности вполне может быть исключено из Проекта контракта в процессе обработки протокола разногласий.

Требование о наличии выданного СРО свидетельства о допуске к определенным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность строительства включено в документацию об аукционе на основании части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ.

Что же касается видов работ в соответствии с Перечнем, то они четко расписаны в проектно-сметной документации.

Утверждение участника закупки ООО «Перспектива» о неправомерности пунктов 5.3 и 5.5 Проекта контракта также лишены основания. Указанные в контракте требования установлены пунктами 4 и 5 Постановления РФ от 25.11.2013 № 1063 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем)), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом»

На рассмотрении Жалобы представитель муниципального заказчика – Администрации поддержал доводы вышеуказанных возражений на Жалобу.

В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.

В июне 2017 года муниципальным заказчиком – Администрацией осуществлялась закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по настилу деревянных и дощатых полов и стенных покрытий, включая устройство паркетных и прочих деревянных полов, извещение № 0150300006817000007 о проведении которого было размещено на официальном сайте 09.06.2017 (начальная (максимальная) цена контракта – 10 000 000,00 рублей).

Документация о рассматриваемом электронном аукционе (далее – Документация) утверждена Постановлением Администрации Кулотинского городского поселения от 09.06.2017 № 135, подписанным Главой городского поселения …..

1. Согласно части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

В соответствии с частью 6 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).

Согласно пункту 5.7 Проекта контракта заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) в случае завершения в полном объеме в 2017 годах исполнения Подрядчиком всех обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением гарантийных обязательств, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2016 года № 190 «О случаях и порядке предоставления Заказчиком в 2016 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) (далее – Постановление № 190).

Однако, Постановление № 190 утратило силу в связи с истечением срока его действия (согласно пункту 6 Постановления № 190 данный нормативный правовой акт действовал до 1 января 2017 г.).

Соответственно, условия Проекта контракта о случаях и порядке отсрочки уплаты неустоек, противоречат положениям Закона о контрактной системе.

Таким образом, в действиях муниципального заказчика – Администрации содержатся нарушения частей 4, 6 статьи 34 Закона о контрактной системе, выразившиеся в установлении в Проекте контракта неправомерного условия о предоставлении заказчиком отсрочки уплаты неустоек.

2. В соответствии с пунктом 3.1 Документации предметом рассматриваемого электронного аукциона является выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома по адресу: Новгородская область, Окуловский район, р.п. Кулотино, проспект Коммунаров, д.1 (1 этап – капитальный ремонт 1 и 2 этажей).

Согласно положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК) к объектам капитального строительства относятся здания, строения, сооружения, объекты, строительство которых не завершено (пункт 10 статьи 1 ГрК).

Согласно пункту 14.2 статьи 1 ГрК капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.

В соответствии с частью 1 статьи 52 ГрК строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами (в редакции, действовавшей на момент утверждения Документации).

Согласно части 3.1 статьи 52 ГрК (в редакции действовавшей на момент проведения рассматриваемой закупки) в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства включены в указанный в части 4 статьи 55.8 настоящего Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.

Таким образом, в случае, если работы, входящие в предмет осуществления закупки обладают следующими признаками:

- представляют собой работы по строительству, реконструкции либо капитальному ремонту объекта капитального строительства;

- оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и включены в Перечень,

заказчик должен был установить в документации по проведению электронного аукциона обязательное требование к участникам закупки, предусмотренное пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, то есть требование о наличии у них свидетельства о допуске к таким видам работ, выданного саморегулируемой организацией в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

Согласно локально сметному расчету (Приложение № 2 к Документации) в число работ, выполняемых в рамках заключаемого контракта, включены:

- укладка металлических балок в перекрытия;

- устройство перекрытий с укладкой балок по стенам: каменным с накатом из досок (100 м2 перекрытий).

Вышеуказанные работы, согласно пунктам 6.3, 7.2, 11.1 раздела 3 Перечня, являются работами по капитальному ремонту, оказывающими влияние на безопасность объекта капитального строительства.

Для выполнения указанных работ и, соответственно, участия в рассматриваемом аукционе участники закупки должны были иметь свидетельства о допуске к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданные саморегулируемой организацией в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, а именно (с учетом положений части 3.1 статьи 52 ГрК) свидетельства о допуске к работам по организации жилищно-гражданского строительства (подпункт 33.3 пункта 33 Перечня).

В свою очередь, муниципальный заказчик – Администрация должен был установить в Документации обязательные в соответствии с действующим законодательством требования, предъявляемые в данном случае к участникам рассматриваемой закупки, а именно, требование о наличии у участников осуществления закупки свидетельства о допуске к работам по организации жилищно-гражданского строительства (подпункт 33.3 пункта 33 Перечня).

Вышеуказанная позиция подтверждается письмами ФАС № АЦ/6055715 от 02.11.2015 и № ИА 19714 от 23.05.2011, в соответствии с которыми лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства. Таким образом, условием допуска к участию в торгах на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о торгах в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, должно являться обязательное наличие у участника осуществления закупки исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства. При этом требование о наличии у участника осуществления закупки свидетельств о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, также будет не соответствовать части 3 статьи 52 ГрК и являеться нарушением пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Однако, в нарушение вышеуказанных положений ГрК и Закона о контрактной системе в пункте 9.3.1 Документации установлено, что участники закупки должны иметь выданные СРО свидетельства без указания, к каким именно работам, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства, должен иметь допуск участник закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование о соответствии участников закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 1 и 2 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов.

Муниципальным заказчиком – Администрацией в подпункте 2 пункта 10.3 Документации установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать копию свидетельства СРО без уточнения, в отношении каких именно работ участник закупки должен иметь допуск.

Следовательно муниципальным заказчиком – Администрацией не определены виды работ в соответствии с Перечнем, допуск к которым надлежит иметь участнику закупки.

Таким образом, в действиях муниципального заказчика – Администрации содержится нарушения пункта 1 части 1 статьи 31, части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе, выразившиеся в ненадлежащем установлении в документации об аукционе требования к участникам закупки для лиц, осуществляющий капитальный ремонт объектов капитального строительства.

При этом, Новгородское УФАС России обращает внимание на тот факт, что с 01.07.2017 в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 373-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования подготовки, согласования и утверждения документации по планировке территории и обеспечения комплексного и устойчивого развития территорий и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» в ГрК внесен ряд изменений, в частности в часть 2.1 статьи 52, согласно которой индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей.

Кроме того, из ГрК исключены положения относительно необходимости наличия и выдачи такого документа как свидетельство СРО о допуске к видам работ, а также положения о необходимости наличия у лица, осуществляющего строительство, допуска к работам по организации строительства.

3. В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Из пункта 4 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем)), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1063 (далее – Правила) следует, что за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;

в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;

г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

Согласно пункту 5 Правил за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;

в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;

г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

Таким образом, подпункты «а» - «г» пунктов 4, 5 Правил содержат различные размеры штрафа в зависимости от цены контракта.

В соответствии с пунктом 4.1 Документации, начальная (максимальная) цена контракта составляет 10 000 000,00 рублей.

В соответствии с частью 4 статьи 68 Закона о контрактной системе электронный аукцион проводится путем снижения начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении такого аукциона, в порядке, установленном настоящей статьей.

В соответствии с Письмом ФАС России от 01.12.2014 № АД/48791/14, поскольку контракт заключается по цене, предлагаемой участником закупки, но не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, заказчики должны устанавливать в проекте контракта под отлагательным условием все возможные значения размеров штрафа, предусмотренные Правилами для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта.

Кроме того, согласно вышеуказанному письму ФАС России, в проект контракта должны включаться размеры штрафов в соответствии с Правилами.

Согласно пункту 5.3 Проекта контракта в случае ненадлежащего исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств. Размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы в размере 2,5 процентов от цены контракта.

Согласно пункту 5.5 Приложения № 3 к Документации штрафы начисляются за ненадлежащего исполнения Поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств. Размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы в размере 10 процентов от цены контракта.

Следовательно, заказчиком в Проекте контракта в нарушение требований Закона о контрактной системе и Правил не установлены надлежащие размеры штрафов, предусмотренные Правилами, поскольку заказчиком не предусмотрена возможность изменения их величины в зависимости от предложения участника закупки по цене контракта в случае не снижения начальной (максимальной) цены контракта ниже 3 млн. рублей.

Таким образом, в действиях муниципального заказчика – Администрации содержится нарушения частей 4, 5, 8 статьи 34, части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в ненадлежащем установлении в проекте контракта, заключаемого по итогам закупки, ответственности сторон в виде штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств.

Учитывая изложенное, Жалоба является обоснованной.

В связи с поступлением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Новгородским УФАС России проведена внеплановая проверка осуществления закупки (определения поставщика) путем проведения электронного аукциона.

В результате проведения внеплановой проверки осуществления рассматриваемой закупки установлено следующее.

1. Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация о наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер.

Муниципальным заказчиком – Администрацией в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе в пункте 3.1 Документации определен объект рассматриваемой закупки – выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома по адресу: Новгородская область, Окуловский район, р.п. Кулотино, проспект Коммунаров, д.1 (1 этап – капитальный ремонт 1 и 2 этажей).

Аналогичное наименование объекта закупки содержится в пункте 4.1 извещения о проведении электронного аукциона, утвержденного Постановлением Администрации Кулотинского городского поселения от 09.06.2017 № 135 и размещенного на официальном сайте одновременно с Документацией (далее – Извещение).

При этом согласно пункту 4.2 Извещения объектом рассматриваемой закупки является выполнение работ по ремонту автомобильных дорог.

Кроме того, из извещения № 0150300006817000007, сформированного заказчиком программными средствами официального сайта, следует, что объектом рассматриваемой закупки являются работы по настилу деревянных и дощатых полов и стенных покрытий, включая устройство паркетных и прочих деревянных полов.

Таким образом, в Извещении, Документации и извещение, сформированное средствами официального сайта, содержится противоречивая информация относительно наименования объекта рассматриваемой закупки, что вводит в заблуждение участников закупки и не позволяет определить действительные потребности заказчика в товарах, работ и услугах.

Таким образом, в действиях муниципального заказчика – Администрации содержится нарушения пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, выразившиеся в наличии противоречий при указании наименования объекта закупки в документации о закупке и извещении о проведении электронного аукциона.

2. В соответствии с частью 1 статьи 27 Закона о контрактной системе участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может быть ограничено только в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Согласно пункту 4 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом информация об ограничении участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Из части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе следует, что документация об электронном аукционе помимо иной информации, должна содержать всю информацию, содержащуюся в извещении о проведении такого аукциона.

Таким образом, в случае если действующим законодательством Российской Федерации о контрактной системе установлены ограничения участия в определении поставщика в отношении отдельных категорий лиц либо товаров, работ, услуг, заказчик обязан предусмотреть в извещении и документации о закупке указанные ограничения.

Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе участники закупки должны соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 № 1457 (далее – Постановление № 1457) по исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28.11.2015 № 583 «О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики» (далее – Указ № 583) был установлен Перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года.

Согласно пункту 5 указанного перечня организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациям, контролируемым гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, было запрещено выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 12 Извещения, пункту 8 «Условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами» Документации муниципальным заказчиком в соответствии с Постановлением № 1457 установлен запрет на участие в закупке организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организаций, контролируемых гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.

Однако, Постановление № 1457 утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 02.06.2017 № 672. Запреты и ограничения установленные подпунктом «б» пункта 1 Указа № 583, отменены Указом Президента от 31.05.2017 № 244.

Таким образом, установленное в Документации ограничение участия в определении поставщика не основано на положениях действующего законодательства Российской Федерации о контрактной системе.

Следовательно в действиях муниципального заказчика – Администрации содержатся нарушения части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, выразившиеся в установлении в извещении и в документации о закупке неправомерного требования к ее участникам.

3. В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Единые требования к участникам закупки перечислены в части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

Федеральным законом от 28.12.2016 № 489-ФЗ «О внесении изменений в статью 31 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о внесении изменений) пункт 7 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе был изложен в следующей редакции: «отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации».

Кроме того, Законом о внесении изменений часть 1 статьи 31 Закона о контрактной системе была дополнена пунктом 7.1 следующего содержания: «участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Закон о внесении изменений вступил в силу с 09.01.2017.

Таким образом, с 09.01.2017 Закон о контрактной системе действует в редакции Закона о внесении изменений.

Пункт 9.3 Документации устанавливает требования, предъявляемые к участникам рассматриваемой закупки.

Однако, в нарушение вышеуказанных положений Закона о контрактной системе муниципальным заказчиком – Администрацией в пункте 9.3 Документации требования к участникам рассматриваемой закупки, предусмотренные пунктом 7 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, установлены в редакции Закона о контрактной системе, действовавшей до вступления в силу Закона о внесении изменений (то есть без указаний на отсутствие судимости за преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Требование, предусмотренное пунктом 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, в пункте 9.3 Документации муниципальным заказчиком – Администрацией не установлено как таковое.

Таким образом, в действиях муниципального заказчика – Администрации содержатся нарушения части 5 статьи 31, частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в ненадлежащем установлении в документации об электронном аукционе единых требований к участникам закупки.

4. Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос.

В данном случае заказчику было направлено 3 запроса о разъяснении положений Документации от участников закупки, на которые заказчиком были представлены разъяснения, размещенные на официальном сайте 15.06.2017 и 16.06.2017.

Однако, как следует из информации по рассматриваемому электронному аукциону, содержащейся на официальном сайте в разделе «Разъяснение положений документации об электронном аукционе», указанные разъяснения были размещены муниципальным заказчиком без указания предмета поступивших запросов.

Таким образом, в действиях муниципального заказчика - Администрации содержится нарушение части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, выразившееся в нарушении установленного порядка предоставления разъяснений положений документации об электронном аукционе.

5. Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Муниципальным заказчиком – Администрацией в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе в пункте 3.1 Документации определен объект рассматриваемой закупки – выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома по адресу: Новгородская область, Окуловский район, р.п. Кулотино, проспект Коммунаров, д.1 (1 этап – капитальный ремонт 1 и 2 этажей)

В соответствии с пунктом 3.2 Документации работы выполняются в соответствии с проектной документацией (Приложение № 1 к документации об электронном аукционе), Локальными сметами (Приложение № 2 к документации об электронном аукционе), с соблюдением значений конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, и условиями муниципального контракта.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.

Согласно подпункту «б» пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

Аналогичное требование содержится в пункте 10.2 Документации.

Однако, требования к значениям показателей (характеристик) товаров, позволяющие определить их соответствие потребностям заказчика, и в соответствии с которыми участники закупки должны указать конкретные значения характеристик таких товаров в составе своих заявок на участие в аукционе, в Документации отсутствуют, что препятствует участникам закупки уяснить действительные потребности заказчика при выполнении работ и заполнить первую часть заявки на участие в аукционе в соответствии с этими потребностями.

Таким образом, в действиях муниципального заказчика – Администрации содержаться нарушения пункта 1 части 1 статьи 33, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, выразившиеся в неустановлении заказчиком требований к значениям показателей (характеристик) товаров используемых для выполнения работ, являющихся объектом закупки.

Вышеуказанные нарушения законодательства о контрактной системе, установленные в действиях муниципального заказчика – Администрации являются грубыми, нарушают права и законные интересы участников электронного аукциона, что дает основания для выдачи предписания об устранении допущенных нарушений законодательства о контрактной системе путем аннулирования торгов.

 

Руководствуясь статьями 31, 33, 34, 42, 64, 65, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу участника закупки - Общества с ограниченной ответственностью «Перспектива» (……..) на действия муниципального заказчика – Администрации Кулотинского городского поселения при осуществлении закупки (определении поставщика) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по настилу деревянных и дощатых полов и стенных покрытий, включая устройство паркетных и прочих деревянных полов, извещение № 0150300006817000007 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 09.06.2017, обоснованной.

2. Признать в действиях муниципального заказчика - Администрации Кулотинского городского поселения нарушения пункта 1 части 1 статьи 31, частей 5, 6 статьи 31, пункта 1 части 1 статьи 33, части 2 статьи 33, частей 4, 5, 6, 8, статьи 34, пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 64, частей 3, 4 статьи 64, части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.

3. Выдать муниципальному заказчику – Администрации Кулотинского городского поселения и его аукционной комиссии, оператору электронной площадки – ЗАО «Сбербанк-АСТ» обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе путем аннулирования торгов.

4. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица муниципального заказчика – Администрации Кулотинского городского поселения.

 

Председатель Комиссии И.А. Куриков

 

Члены Комиссии М.В. Герасимова

 

С.О. Михайлов

 

Решение и предписание могут быть обжалованы в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны