Решение №3235/03 Решение по делу о нарушении антимонопольного законодательств... от 19 июня 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Публикация документа не является официальной. Официально правовые акты публикуются в официальных печатных изданиях в соответствии с действующим законодательством.

Исх.№ 3235/02 от 19.06.2015

 

 

РЕШЕНИЕ

 

Великий Новгород

 

Резолютивная часть решения оглашена 15 июня 2015 года

В полном объеме решение изготовлено 19 июня 2015 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Куриков И.А. – председатель Комиссии, заместитель руководителя – начальник отдела Управления;

Петров Д.А. – член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления;

Раскоснов Д.А. – член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления,

в присутствии представителей:

- ответчика – Государственного областного автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа «Спорт-индустрия» - Лаврешиной Анны Валерьевны (доверенность № 17 от 13.05.2015);

- заявителя - Общества с ограниченной ответственностью «ГОРЛИФТСЕРВИС» - генерального директора Шалимова Сергея Викторовича;

- заинтересованное лицо - Общества с ограниченной ответственностью ««ОТИС Лифт» - Серовой Анны Андреевны (доверенность № 166-15 от 13.04.2015),

рассмотрев дело № 18 от 06.05.2015 по признакам нарушения Государственным областным автономным образовательным учреждением дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа «Спорт-индустрия» (173016, Великий Новгород, ул. Космонавтов, д. 32; далее – ГОАОУ ДОД «ДЮСШ «Спорт-индустрия») части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

06.02.2015 в Новгородское УФАС России от Общества с ограниченной ответственностью «ГОРЛИФТСЕРВИС» (173008, Великий Новгород, ул. Щусева, д. 9, корп. 3; далее – ООО «ГОРЛИФТСЕРВИС») поступило заявление о нарушении антимонопольного законодательства заказчиком (организатором открытого конкурса) - ГОАОУ ДОД «ДЮСШ «Спорт-индустрия» и его конкурсной комиссией при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по техническому обслуживанию исправных и работоспособных установок лифтов «ОТИС» в здании Спортивного комплекса (блок 1 – крытый каток) и «Спортивного комплекса. Блок 2. «Плавательный бассейн с двумя ваннами и универсальным игровым залом», извещение № 31501916704 о проведении которого было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 14.01.2015 (далее – Заявление).

Из Заявления следует, что конкурсной комиссией заказчика (организатора открытого конкурса) – ГОАОУ ДОД «ДЮСШ «Спорт-индустрия» в отношении участника закупки принято неправомерное решение об отказе в допуске к участию в открытом конкурсе его участнику – ООО «ГОРЛИФТСЕРВИС» по причине того, что заявка ООО «ГОРЛИФТСЕРВИС» не соответствует разделу 5 конкурсной документации.

Кроме того, по мнению заявителя, заказчиком (организатором открытого конкурса) – ГОАОУ ДОД «ДЮСШ «Спорт-индустрия» неправомерно установлено требование к участникам рассматриваемой закупке о представлении ими в составе своих заявок копий действующих лицензий на право выполнения работ по монтажу и обслуживанию лифтового оборудования.

В результате рассмотрения Заявления установлено следующее.

В данном случае имело место осуществление закупки заказчиком (организатором открытого конкурса) – ГОАОУ ДОД «ДЮСШ «Спорт-индустрия» в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (положения).

В соответствии с вышеуказанной нормой заказчиком (организатором открытого конкурса) – ГОАОУ ДОД «ДЮСШ «Спорт-индустрия» разработано и утверждено протоколом № 12 от 21.11.2013 Наблюдательного совета ГОАОУ ДОД «ДЮСШ «Спорт-индустрия» Положение о закупках товаров, работ и услуг Государственного областного автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа «Спорт-индустрия» (далее – Положение о закупках).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Таким образом, Закон о закупках не содержит развернутых положений, касающихся порядка проведения конкретных процедур закупок, и оставляет данные вопросы на усмотрение заказчика.

Согласно части 3 статьи 3 Закона о закупках в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.

В подпункте 1 пункта 4.2 Положения о закупках заказчиком – ГОАОУ ДОД «ДЮСШ «Спорт-индустрия» установлена конкурентная процедура закупки (путем проведения торгов) в форме конкурса (открытый конкурс).

Документация о проведении рассматриваемого открытого конкурса (далее – Конкурсная документация) утверждена директором ГОАОУ ДОД «ДЮСШ «Спорт-индустрия» В.А. Бойковой 14.01.2015.

Согласно пункту 6.10.2 Положения о закупках участник закупок подает конкурсную заявку в письменной форме в запечатанном конверте. При этом на таком конверте указывается наименование конкурса (лота), на участие в котором подается данная заявка. Все листы конкурсной заявки должны быть прошиты, пронумерованы и скреплены печатью участника закупки и подписаны участником закупки или лицом, уполномоченным таким участником закупки. Участник закупки вправе подать только одну конкурсную заявку в отношении каждого предмета конкурса (лота).

Кроме того, согласно пункту 6.10.3 Положения о закупках участник закупки подает конкурсную заявку в письменном виде. Все листы конкурсной  заявки должны быть прошиты и пронумерованы. Конкурсная  заявка должна быть скреплена печатью участника закупок и подписана участником закупок или лицом, уполномоченным таким участником.

В соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Согласно пункту 5 Конкурсной документации в случае предъявления конкурсной заявки без конверта, такая заявка отклоняется и не допускается к участию в открытом конкурсе.

Таким образом, в пунктах 6.10.2, 6.10.3 Положения о закупках, пункте 5 Конкурсной документации во исполнение требований пункта 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках заказчиком (организатором открытого конкурса) - ГОАОУ ДОД «ДЮСШ «Спорт-индустрия» установлены требования к оформлению заявок, подаваемых на участие в рассматриваемой закупке (конкурсная заявка подается в письменном виде, все листы конкурсной  заявки должны быть прошиты и пронумерованы, конкурсная  заявка должна быть скреплена печатью участника закупок и подписана участником закупок или лицом, уполномоченным таким участником).

Причем, в случае несоблюдения установленной формы в соответствии с пунктом 5 Конкурсной документации такая заявка отклоняется и не допускается к участию в открытом конкурсе.

В соответствии с пунктом 6.12.1 Положения о закупках комиссия рассматривает конкурсные заявки участников закупки, подавших такие заявки, на соответствие требованиям, установленным конкурсной документацией.

Согласно пункту 6.12.3 Положения о закупках на основании результатов рассмотрения заявок на участие в конкурсе Комиссией принимается решение о допуске к участию в конкурсе участника закупки и о признании участника закупки, подавшего заявку на участие в конкурсе, участником конкурса или об отказе в допуске такого участника закупки к участию в конкурсе в порядке и по основаниям, предусмотренным в конкурсной документации.

Согласно протоколу от 04.02.2015 рассмотрения конкурсных заявок конкурсной комиссией заказчика (организатора открытого конкурса) - ГОАОУ ДОД «ДЮСШ «Спорт-индустрия» участнику закупки – ООО «ГОРЛИФТСЕРВИС» отказано в допуске по причине несоответствия заявки требованиям, установленным пунктом 5 Конкурсной документации, а именно: заявка не прошита, не пронумерована, не скреплена печатью участника закупки.

Таким образом, конкурсной комиссией заказчика (организатора открытого конкурса) - ГОАОУ ДОД «ДЮСШ «Спорт-индустрия» на основании пунктов 6.10.2, 6.10.3 Положения о закупках, пункта 5 Конкурсной документации правомерно принято решение об отказе в допуске участника закупки – ООО «ГОРЛИФТСЕРВИС» к участию в открытом конкурсе.

При этом необходимо отметить следующее.

В соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Согласно пункту 11.4.1 Положения о закупках (глава 11) для участия в процедурах закупки участник закупок должен соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектом закупки.

В соответствии с подпунктом 9 пункта 6.10.3 Положения о закупках конкурсная заявка должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям главы 11 Положения о закупках.

Согласно подпункту 8 пункта 5 Конкурсной документации конкурсная заявка должна содержать копию действующей лицензии на право выполнения работ по монтажу и обслуживанию лифтового оборудования.

При этом, согласно положениям Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицезировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании) деятельность по монтажу и обслуживанию лифтового оборудования не является лицензируемой и не входит в предусмотренный статьей 12 Закона о лицензировании перечень видов деятельности, для осуществления которых требуются лицензии.

Следовательно, требование заказчика (организатора открытого конкурса) - ГОАОУ ДОД «ДЮСШ «Спорт-индустрия» о представлении участниками закупки в составе конкурсной заявки копии действующей лицензии на право выполнения работ по монтажу и обслуживанию лифтового оборудования является неправомерным.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно протоколу от 05.02.2015 оценки и сопоставления конкурсных заявок победителем открытого конкурса признан участник закупки – Общество с ограниченной ответственностью «ОТИС Лифт» (105118, г. Москва, ул. Кирпичная, д. 21; 198095, г. Санкт-Петербург, Химический пер., д. 14; далее – ООО «Отис Лифт»).

10.02.2015 между ГОАОУ ДОД «ДЮСШ «Спорт-индустрия» и ООО «Отис Лифт» заключен договор № 44/1ю на выполнение работ, являющихся объектом рассматриваемой закупки.

При этом, как в заявке ООО «ГОРЛИФТСЕРВИС», так и в заявке победителя открытого конкурса - ООО «ОТИС Лифт» копия предусмотренной подпунктом 8 пункта 5 Конкурсной документации лицензии отсутствовала (в заявке ООО «ОТИС Лифт» была представлена копия Свидетельства № 0166.05-2009-7805223443-С-023 от 16.02.2011) о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства).

Соответственно, конкурсной комиссией заказчика (организатора открытого конкурса) - ГОАОУ ДОД «ДЮСШ «Спорт-индустрия» конкурсная заявка ООО «ОТИС Лифт» не могла быть признана соответствующей требованиям Конкурсной документации, а участник закупки - ООО «ОТИС Лифт» ее победителем.

Следует отметить, что и заявка ООО «ГОРЛИФТСЕРВИС» даже в случае ее надлежащего оформления также не соответствовала требованиям Конкурсной документации, поскольку не содержала копии требуемой лицензии. Фактически, вышеуказанному неправомерному требованию не мог соответствовать ни один из потенциальных участников данных торгов. 

Таким образом, в действиях заказчика (организатора открытого конкурса) - ГОАОУ ДОД «ДЮСШ «Спорт-индустрия» содержатся нарушения подпункта 9 пункта 6.10.3, пункта 11.4.1 Положения о закупках, пункта 2 части 1 статьи 3, пункта 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках, выразившиеся в установлении в Конкурсной документации неправомерного требования к содержанию и составу заявки на участие в закупке в виде представления участниками закупки копии действующей лицензии на право выполнения работ по монтажу и обслуживанию лифтового оборудования, не соответствующего принципу равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Статьей 17 Закона о защите конкуренции установлены антимонопольные требования к торгам.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Согласно части 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции положения части 1 настоящей статьи распространяются в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Законом о закупках.

Вышеуказанные действия заказчика (организатора открытого конкурса) - ГОАОУ ДОД «ДЮСШ «Спорт-индустрия» по установлению неправомерного требования к участникам закупки о представлении копии действующей лицензии на право выполнения работ по монтажу и обслуживанию лифтового оборудования носят характер ограничения конкуренции, существенно повлияли на итоги закупки (2 участника, а торги, как таковые, не состоялись), а также на возможное число ее потенциальных участников.

Из вышеизложенного следует, что в действиях заказчика (организатора открытого конкурса) - ГОАОУ ДОД «ДЮСШ «Спорт-индустрия» содержатся признаки нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившегося в совершении действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

На рассмотрении настоящего дела представитель заявителя – ООО «ГОРЛИФТСЕРВИС» поддержал доводы Заявления в полном объеме, указал на неправомерность установления в Конкурсной документации требования о представлении участниками рассматриваемой закупки в составе конкурсной заявки копии действующей лицензии на право выполнения работ по монтажу и обслуживанию лифтового оборудования.

В соответствии с определением о возбуждении настоящего дела о нарушении антимонопольного законодательства заказчик (организатор открытого конкурса) - ГОАОУ ДОД «ДЮСШ «Спорт-индустрия» представил письменные объяснения по фактам, послужившим основанием для возбуждения настоящего дела (вх. № 4256 от 03.06.2015 Новгородского УФАС России), суть которых сводится к следующему.

Конкурсной комиссией заказчика (организатора открытого конкурса) - ГОАОУ ДОД «ДЮСШ «Спорт-индустрия» на основании пунктов 6.10.2, 6.10.3 Положения о закупках, пункта 5 Конкурсной документации принято решение об отказе в допуске участника закупки – ООО «ГОРЛИФТСЕРВИС» к участию в открытом конкурсе по причине несоответствия заявки требованиям, установленным пунктом 5 Конкурсной документации, а именно: заявка не прошита, не пронумерована, не скреплена печатью участника закупки.

Установление в подпункте 8 пункта 5 Конкурсной документации требование о представлении участниками рассматриваемой закупки в составе конкурсной заявки копии действующей лицензии на право выполнения работ по монтажу и обслуживанию лифтового оборудования является технической ошибкой заказчика (организатора открытого конкурса) - ГОАОУ ДОД «ДЮСШ «Спорт-индустрия» при составлении и утверждении Конкурсной документации.

При этом, отсутствие в составе заявок обоих участников закупки – ООО «ГОРЛИФТСЕРВИС», ООО «ОТИС Лифт» копий действующих лицензий на право выполнения работ по монтажу и обслуживанию лифтового оборудования никаким образом Конкурсной комиссией заказчика (организатора открытого конкурса) - ГОАОУ ДОД «ДЮСШ «Спорт-индустрия» не учитывалось при их рассмотрении, не повлияло на принятие решения о допуске к участию в открытом конкурсе.

На рассмотрении настоящего дела представитель заказчика (организатора открытого конкурса) - ГОАОУ ДОД «ДЮСШ «Спорт-индустрия» поддержали доводы объяснений в полном объеме, а также указал что никто из участников рассматриваемой закупки в установленные Конкурсной документацией сроки не обращался за разъяснениями ее положений.

Представитель заинтересованного лица – ООО «ОТИС Лифт» на рассмотрении настоящего дела поддержал доводы представителя заказчика (организатора открытого конкурса) - ГОАОУ ДОД «ДЮСШ «Спорт-индустрия», а также указал, что неправомерно установленное требование к участникам закупки о представлении копий действующих лицензий на право выполнения работ по монтажу и обслуживанию лифтового оборудования не повлияло на результаты закупки, поскольку у обоих участников данные документы в составе заявок отсутствовали.

Исследовав материалы дела по признакам нарушения законодательства о защите конкуренции, Комиссия по рассмотрению дела приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 1 Закона о защите конкуренции, указанный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Согласно части 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции, целями указанного федерального закона являются, в том числе, обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Продуктовые границы товарного рынка определены предметом контракта - услуги по техническому обслуживанию установок лифтов, географические границы товарного рынка – европейская часть Российской Федерации, что подтверждается участием в рассматриваемых торгах хозяйствующего субъекта из города Москва.

Рынок услуг по техническому обслуживанию установок лифтов является конкурентным с большим количеством участников – исполнителей данных работ, поскольку имеет широкие географические границы.

Согдасно положениям Закона о лицензировании деятельность по монтажу и обслуживанию лифтового оборудования не является лицензируемой и не входит в предусмотренный статьей 12 Закона о лицензировании перечень видов деятельности, для осуществления которых требуются лицензии.

Согласно пункту 11.4.1 Положения о закупках (глава 11) для участия в процедурах закупки участник закупок должен соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектом закупки.

В соответствии с подпунктом 9 пункта 6.10.3 Положения о закупках конкурсная заявка должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям главы 11 Положения о закупках (копии действующей лицензии на право выполнения работ по монтажу и обслуживанию лифтового оборудования).

В соответствии с пунктом 6.12.1 Положения о закупках конкурсная комиссия рассматривает конкурсные заявки участников закупки на соответствие требованиям, установленным конкурсной документацией.

Таким образом, в соответствии с пунктом 6.12.1 Положения о закупках конкурсная комиссия заказчика (организатора открытого конкурса) - ГОАОУ ДОД «ДЮСШ «Спорт-индустрия» не могла игнорировать положения данного пункта при расммотрении заявок, поступивших на участие в рассматриваемой закупке, то есть должна рассматривать их на соответствие требованиям, установленным Конкурсной документацией.

Следовательно, довод представителя заказчика (организатора открытого конкурса) - ГОАОУ ДОД «ДЮСШ «Спорт-индустрия» о том, что отсутствие в конкурсных заявках копии действующей лицензии на право выполнения работ по монтажу и обслуживанию лифтового оборудования не учитывалось конкурсной комиссией при оценке заявок, является несостоятельным.

Кроме того, довод представителя заказчика (организатора открытого конкурса) - ГОАОУ ДОД «ДЮСШ «Спорт-индустрия» о том, что неправомерно установленное требование к содержанию конкурсных заявок участников рассматриваемой закупки не повлияло на ее итоги, также является несостоятельным, поскольку неправомерно установленное требование сократило возможное число ее потенциальных участников, а торги как таковые не состоялись.

Таким образом, в действиях заказчика (организатора открытого конкурса) - ГОАОУ ДОД «ДЮСШ «Спорт-индустрия» по установлению неправомерного требования к участникам закупки о представлении копии действующей лицензии на право выполнения работ по монтажу и обслуживанию лифтового оборудования содержится нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившееся  в совершении действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

На момент рассмотрения Заявления по итогам проведения рассматриваемого открытого конкурса между заказчиком (организатором открытого конкурса) - ГОАОУ ДОД «ДЮСШ «Спорт-индустрия» и победителем рассматриваемого открытого конкурса – ООО «ОТИС Лифт» 10.02.2015 заключен Договор № 44/1ю на оказание услуг по техническому обслуживанию исправных и работоспособных установок лифтов «ОТИС» в здании Спортивного комплекса (блок 1 – крытый каток) и «Спортивного комплекса. Блок 2. «Плавательный бассейн с двумя ваннами и универсальным игровым залом». По состоянию на 15.06.2015 Договор № 44/1ю от 10.02.2015 находится на стадии исполнения.

Руководствуясь статьей 17, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать в действиях Государственного областного автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа «Спорт-индустрия» (173016, Великий Новгород, ул. Космонавтов, д. 32) нарушение части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в совершении действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
  2. Выдать Государственному областному автономному образовательному  учреждению дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа «Спорт-индустрия» обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                     И.А. Куриков

 

 

Члены Комиссии                                                                                                 Д.А. Петров

                                

 

                 Д.А. Раскоснов

                                                                                                       

 

Решение может быть обжаловано в течение 3 месяцев со дня принятия решения. Датой изготовления решения в полном объеме считается дата его принятия

Связанные организации

Связанные организации не указаны