Решение б/н РЕШЕНИЕ № 053/06/31-160/2023 по результатам рассмотрения жал... от 17 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказчику –

МКУ «ГХГЧ»

 

e-mail: nashdom.chudovo@yandex.ru

 

 

Уполномоченному органу –

Администрации Чудовского муниципального района

 

e-mail: chudozakup@yandex.ru

 

 

Оператору электронной площадки –

АО «ЕЭТП»

 

e-mail: ko@roseltorg.ru

 

 

Подателю жалобы

 

 

 

РЕШЕНИЕ

№ 053/06/31-160/2023

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

12 апреля 2023 года                                                                                  Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:

…,

в присутствии представителя заказчика – Муниципального казенного учреждения «Городское хозяйство города Чудово» – директора …;

уполномоченный орган – Администрация Чудовского муниципального района, податель жалобы – … надлежащим образом уведомлены о дате, времени и месте рассмотрения, своих представителей не направили, каких-либо ходатайств не заявляли,

рассмотрев жалобу … на действия заказчика – Муниципального казенного учреждения «Городское хозяйство города Чудово» (174210, Новгородская обл., г. Чудово, ул. Некрасова, д. 24-А, пом. 9; далее – МКУ «ГХГЧ») при осуществлении им совместно с уполномоченным органом – Администрацией Чудовского муниципального района (174210, Новгородская обл., г. Чудово, ул. Некрасова, д. 24-А; далее – Администрация) закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги общего пользования местного значения ул. Тушинская (участок 0+000 - км 0-961, участок от ул. Грузинское шоссе до ул. 2-я Тушинская) в г. Чудово  Чудовского района Новгородской области, извещение № 0150300004123000035 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 29.03.2023, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки,

 

УСТАНОВИЛА:

 

05.04.2023 в Новгородское УФАС России поступила жалоба ... на действия заказчика – МКУ «ГХГЧ» при осуществлении им совместно с уполномоченным органом – Администрацией закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги общего пользования местного значения ул. Тушинская (участок 0+000 - км 0-961, участок от ул. Грузинское шоссе до ул. 2-я Тушинская) в г. Чудово  Чудовского района Новгородской области, извещение № 0150300004123000035 о проведении которого было размещено на официальном сайте 29.03.2023 (вх. № 1674-ЭП/23 Новгородского УФАС России; далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

Суть доводов Жалобы сводится к следующему.

Исходя из величины начальной (максимальной) цены контракта (далее – НМЦК) рассматриваемой закупки (не превышает 10 млн. рублей), заказчиком неправомерно установлено требование к ее участникам об их членстве в саморегулируемой организации (далее также СРО) в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

Также заказчиком в составе заявки на участие в закупке неправомерно затребована копия выписки, подтверждающая такое членство.

Учитывая вышеизложенное, податель Жалобы просит выдать предписание об устранении допущенных нарушений.

Каких-либо письменных объяснений относительно доводов Жалобы МКУ «ГХГЧ» представлено не было, присутствовавший на заседании Комиссии представитель заказчика с доводами Жалобы согласился.

Согласно имеющимся в материалах Жалобы письменным пояснениям Администрации (вх. № 1748-ЭП/23 от 10.04.2023 Новгородского УФАС России) определение в извещении о закупке требований к ее участникам в полномочия уполномоченного органа не входит.

В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.

В марте – апреле 2023 года заказчиком – МКУ «ГХГЧ» совместно с уполномоченным органом – Администрацией осуществлялась закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги общего пользования местного значения ул. Тушинская (участок 0+000 - км 0-961, участок от ул. Грузинское шоссе до ул. 2-я Тушинская) в г. Чудово Чудовского района Новгородской области.

Представленное в уполномоченный орган для размещения на официальном сайте извещение о проведении настоящего электронного аукциона (далее – Извещение) было утверждено директором МКУ «ГХГЧ» ... 24.03.2023.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать информацию относительно наименования объекта закупки.

В пункте 3.1 Извещения заказчиком определен объект рассматриваемой закупки – выполнение работ по ремонту вышеуказанной автомобильной дороги.

Требования к участникам закупки предусмотрены статьей 31 Закона о контрактной системе.

Часть 1 статьи 31 Закона о контрактной системе устанавливает единые требования к участникам закупки.

В числе таких единых требований пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе называет требование к участникам закупки об их соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).

В качестве единого требования к участникам рассматриваемой закупки, предусмотренного пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, заказчиком в пункте 7.1.1 Извещения установлено требование об их членстве в СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

Согласно части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК) работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

При этом, согласно части 2.1 статьи 52 ГрК индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает десяти миллионов рублей.

Согласно пункту 4.1 Извещения НМЦК рассматриваемой закупки составляет 7 380 508, 87 рублей.

Таким образом, поскольку размер обязательств по контракту, подлежащему заключению по итогам рассматриваемой закупки, не будет превышать 10 млн. рублей, то выполнить работы, входящие в ее объект, правомочны не только лица, являющиеся членами СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, но и лица, не являющиеся членами таких СРО.

Следовательно, установленное заказчиком в Извещении единое требование к участникам закупки об их членстве в СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства является избыточным и, как следствие, неправомерным.

По указанной причине в данном случае является неправомерным и требование заказчика о представлении участниками закупки в составе заявок на участие в закупке в качестве подтверждения своего соответствия указанному требованию о членстве в СРО копии соответствующей выписки из реестра членов такой СРО (пункт 8.1 Извещения, пункт 1.1.12 Приложения № 3 к Извещению (далее – Приложение № 3)).

При этом Комиссия обращает внимание заказчика на то, что с 01.09.2022 предоставление СРО выписки из реестра ее членов в качестве документа, подтверждающего членство в такой организации, прекращено (статья 55.17 ГрК в редакции Федерального закона от 30.12.2021 № 447-ФЗ).

Учитывая все вышеизложенное, в действиях заказчика – МКУ «ГХГЧ» содержится нарушение части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе, выразившееся в неправомерном установлении требования к участникам закупки об их членстве в СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, а также неправомерном требовании в составе заявки на участие в закупке копии документа, подтверждающего такую специальную правоспособность.

Соответственно, доводы Жалобы в ходе рассмотрения нашли свое подтверждение.

Одновременно с рассмотрением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией проводится внеплановая проверка осуществления рассматриваемой закупки.

В результате проведения внеплановой проверки установлено следующее.

1. При установлении иных требований к участникам рассматриваемой закупки требования статьи 31 Закона о контрактной системе заказчиком также были соблюдены не должным образом.

1.1. Как указывалось выше, часть 1 статьи 31 Закона о контрактной системе устанавливает единые требования к участникам закупки.

Среди данных единых требований пункт 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе называет следующее:

- отсутствие обстоятельств, при которых должностное лицо заказчика (руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий), его супруг (супруга), близкий родственник по прямой восходящей или нисходящей линии (отец, мать, дедушка, бабушка, сын, дочь, внук, внучка), полнородный или неполнородный (имеющий общих с должностным лицом заказчика отца или мать) брат (сестра), лицо, усыновленное должностным лицом заказчика, либо усыновитель этого должностного лица заказчика является:

а) физическим лицом (в том числе зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя), являющимся участником закупки;

б) руководителем, единоличным исполнительным органом, членом коллегиального исполнительного органа, учредителем, членом коллегиального органа унитарной организации, являющейся участником закупки;

в) единоличным исполнительным органом, членом коллегиального исполнительного органа, членом коллегиального органа управления, выгодоприобретателем корпоративного юридического лица, являющегося участником закупки. Выгодоприобретателем для целей настоящей статьи является физическое лицо, которое владеет напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо владеет напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) долей, превышающей десять процентов в уставном (складочном) капитале хозяйственного товарищества или общества.

Под пунктом 10.1 часть 1 статьи 31 Закон о контрактной системе устанавливает такое единое требование как:

- участник закупки не является иностранным агентом.

Вместе с тем, единое требование к участникам рассматриваемой закупки, предусмотренное пунктом 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, в пункте 7.1.7 Извещения заказчиком приведено в ранее действовавшей и утратившей силу на момент утверждения Извещения и проведения рассматриваемой закупки редакции Закона о контрактной системе, а именно:

«отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества».

Предусмотренное пунктом 10.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе единое требование к участникам рассматриваемой закупки в Извещении заказчиком не установлено вовсе.

1.2. В соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе о лицах, информация о которых содержится в заявке на участие в закупке в соответствии с подпунктом «в» пункта 1 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.

 Подпункт «в» пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе содержит следующую информацию:

- идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, управляющего (при наличии), управляющей организации (при наличии), участников (членов) корпоративного юридического лица, владеющих более чем двадцатью пятью процентами акций (долей, паев) корпоративного юридического лица, учредителей унитарного юридического лица или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика таких лиц.

Однако требование к участникам закупки, предусмотренное частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, заказчиком в пункте 7.2 Извещения приведено в ненадлежащем виде, а именно:

«отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации о членах коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа (если полномочия единоличного исполнительного органа переданы в соответствии с законодательством Российской Федерации другому лицу (управляющему, управляющей организации) - управляющего, управляющей организации), участников (членов) корпоративного юридического лица, способных оказывать влияние на деятельность этого юридического лица - участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя), учредителей унитарного юридического лица».

1.3. В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Дополнительные требования к участникам закупки установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 № 2571 (далее – Постановление № 2571).

Согласно подпункту «а» пункта 1 Постановления № 2571 к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно приложению. Соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к настоящему постановлению.

Позицией 18 Приложения к Постановлению № 2571 установлены дополнительные требования к участникам закупки по ремонту, содержанию автомобильной дороги.

Дополнительные требования к участникам рассматриваемой закупки в пункте 7.3 Извещения заказчиком установлены в соответствии с позицией 18 Приложения к Постановлению № 2571.

Вместе с тем, при установлении таких дополнительных требований заказчиком не было учтено следующее.

В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе одним из электронных документов, включаемых в извещение об осуществлении закупки, является описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 3.2 Извещения описание объекта закупки содержится в Приложении № 1 к Извещению (далее – Приложение № 1).

Необходимо отметить, что в объект рассматриваемой закупки, помимо работ по ремонту автомобильной дороги, также фактически входят и отдельные виды работ по ее капитальному ремонту.

В частности, в пункте 1 раздела 2 Приложения № 1 названы работы по устройству слоев оснований автомобильной дороги, которые по общему правилу в соответствии с утвержденной Приказом Минтранса России от 16.11.2012 № 402 Классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог не могут являться текущим ремонтом.

Отнесение работ по устройству оснований автомобильной дороги к числу работ по капитальному ремонту автомобильных дорог также подтверждается и судебной практикой (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 29.03.2022 по делу № А40-33507/2021).

Указанные обстоятельства требовали от заказчика установления при осуществлении рассматриваемой закупки дополнительных требований к ее участникам не в соответствии с позицией 18 Приложения к Постановлению № 2571, устанавливающей, как указывалось выше, дополнительные требования к участникам закупки по ремонту, содержанию автомобильной дороги, а в соответствии с позицией 17 Приложения к Постановлению № 2571, устанавливающей дополнительные требования к участникам закупки по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильной дороги.

Учитывая все вышеизложенное, в действиях заказчика – МКУ «ГХГЧ» содержится нарушение части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе, выразившееся в ненадлежащем установлении в извещении о проведении электронного аукциона требований к участникам закупки.

2. Статьей 45 Закона о контрактной системе установлены требования к независимой гарантии, представляемой в качестве обеспечения исполнения заявки на участие в закупке и заключаемого контракта.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе независимая гарантия должна быть безотзывной и должна содержать обязанность гаранта в случае просрочки исполнения обязательств по независимой гарантии, требование об уплате денежной суммы по которой соответствует условиям такой независимой гарантии и предъявлено заказчиком до окончания срока ее действия, за каждый день просрочки уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате по такой независимой гарантии.

Кроме того, согласно части 3 статьи 45 Закона о контрактной системе в независимую гарантию включается условие об обязанности гаранта уплатить заказчику (бенефициару) денежную сумму по независимой гарантии не позднее десяти рабочих дней со дня, следующего за днем получения гарантом требования заказчика (бенефициара), соответствующего условиям такой независимой гарантии, при отсутствии предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований для отказа в удовлетворении этого требования.

Однако указанные требования к содержанию независимой гарантии заказчиком в подпункте 3 пункта 10.5.2, пунктах 10.5.3 и 11.2.2 Извещения приведены в ранее действовавшей и утратившей силу редакции Закона о контрактной системе.

Так, согласно подпункту 3 пункта 10.5.2 Извещения «независимая гарантия … должна содержать обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки».

В соответствии с пунктами 10.5.3, 11.2.2 Извещения «в независимую гарантию включается условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта при отсутствии оснований для отказа в удовлетворении требования бенефициара, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, если гарантом в срок не более чем десять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по независимой гарантии, направленное до окончания срока ее действия».

Таким образом, в действиях заказчика – МКУ «ГХГЧ» содержатся нарушения пункта 3 части 2, части 3 статьи 45 Закона о контрактной системе, выразившиеся в ненадлежащем установлении требований к содержанию независимой гарантии, представляемой в качестве обеспечения исполнения заявки на участие в закупке и заключаемого контракта.

3. В силу пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе одним из электронных документов, включаемых в извещение об осуществлении закупки, является документ, устанавливающий требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом, и инструкцию по ее заполнению.

Требования к содержанию, составу заявки установлены статьей 43 Закона о контрактной системе.

Требования к содержанию, составу заявки на участие в настоящем электронном аукционе заказчиком приведены в Приложении № 3.

Как отмечалось выше, согласно подпункту «в» пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке должна содержать идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, управляющего (при наличии), управляющей организации (при наличии), участников (членов) корпоративного юридического лица, владеющих более чем двадцатью пятью процентами акций (долей, паев) корпоративного юридического лица, учредителей унитарного юридического лица или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика таких лиц.

Однако в пункте 1.1.3 раздела 1 Приложения № 3 требование о представлении в составе заявки информации, предусмотренной подпунктом «в» пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, заказчиком приведено в ненадлежащем виде, а именно: «идентификационные номера налогоплательщика (при наличии) членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа (если полномочия единоличного исполнительного органа переданы в соответствии с законодательством Российской Федерации другому лицу (управляющему, управляющей организации) - управляющего, управляющей организации), участников (членов) корпоративного юридического лица, способных оказывать влияние на деятельность этого юридического лица - участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя), учредителей унитарного юридического лица или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика таких лиц».

Таким образом, в действиях заказчика – МКУ «ГХГЧ» содержится нарушение пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, выразившееся в ненадлежащем установлении в извещении о проведении электронного аукциона требований к содержанию, составу заявки на участие в нем.

4. Согласно пункту 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе одним из электронных документов, включаемых в извещение об осуществлении закупки, является проект контракта.

В соответствии с частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.

Исходя из положений части 2 статьи 49 Закона о контрактной системе, проведение электронного аукциона обеспечивается путем подачи ценовых предложений, предусматривающих снижение НМЦК.

При этом, в случае снижения НМЦК в ходе электронного аукциона на двадцать пять и более процентов для определения размера обеспечения исполнения контракта должны применяться положения статьи 37 Закона о контрактной системе.

Согласно части 2 статьи 37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи (в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), но не менее чем десять процентов от начальной (максимальной) цены контракта или от цены заключаемого контракта (если контракт заключается по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона) и не менее размера аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса)) или информации, подтверждающей добросовестность такого участника в соответствии с частью 3 настоящей статьи, с одновременным предоставлением таким участником обеспечения исполнения контракта в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).

Учитывая вышеизложенное, при объявлении закупки заказчики не могут изначально указывать в проекте контракта конкретный размер его обеспечения, поскольку при публикации извещения не обладают информацией о достигнутой величине снижения НМЦК в ходе электронного аукциона, а также наступят ли антидемпинговые меры при его проведении.

Проект контракта, в данном случае, является Приложением № 4 к Извещению.

Порядок предоставления обеспечения исполнения контракта предусмотрен разделом 7 Проекта контракта.

При этом, в пункте 7.1 Проекта контракта заказчиком указан конкретный размер его обеспечения.

Так, в соответствии с пунктом 7.1 Проекта контракта «подрядчик должен предоставить обеспечение исполнения контракта в порядке, установленном статьей 96 Федерального закона 5 процентов от начальной (максимальной) цены контракта, что составляет: 369 025 (триста шестьдесят девять тысяч двадцать пять) рублей 44 копейки».

Таким образом, в действиях заказчика – МКУ «ГХГЧ» содержится нарушение части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе, выразившееся в ненадлежащем установлении в проекте контракта обеспечения его исполнения.

5. В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Согласно части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.

Указанный порядок установлен Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 № 1042 (далее – Правила).

5.1. Согласно пункту 3 Правил за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в следующем порядке (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 - 8 настоящих Правил):

а) 10 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;

б) 5 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);

в) 1 процент цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);

г) 0,5 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 100 млн. рублей до 500 млн. рублей (включительно);

д) 0,4 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 500 млн. рублей до 1 млрд. рублей (включительно);

е) 0,3 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 1 млрд. рублей до 2 млрд. рублей (включительно);

ж) 0,25 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 2 млрд. рублей до 5 млрд. рублей (включительно);

з) 0,2 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 5 млрд. рублей до 10 млрд. рублей (включительно);

и) 0,1 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) превышает 10 млрд. рублей.

Как отмечалось выше, проведение электронного аукциона обеспечивается путем подачи ценовых предложений, предусматривающих снижение НМЦК.

НМЦК закупки в данном случае составляет 7 380 508, 87 рублей.

Ответственность сторон предусмотрена разделом 9 Проекта контракта.

При этом, ответственность подрядчика в пункте 6.6 раздела 9 Проекта контракта заказчиком приведена в ненадлежащем виде, а именно без учета того, что величине НМЦК в данном случае изначально соответствует не только размер штрафа, предусмотренный подпунктом «а» пункта 3 Правил (в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей), но и размер штрафа, предусмотренный подпунктом «б» пункта 3 Правил (в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно)).

Так, согласно пункту 6.6 раздела 9 Проекта контракта «в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в размере 10 процентов от цены контракта (этапа)».

5.2. В силу положений пункта 9 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе в случае, если при проведении процедуры подачи ценовых предложений в ходе проведения электронного аукциона подано ценовое предложение, предусматривающее снижение цены контракта либо суммы цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) до половины процента начальной (максимальной) цены контракта либо начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) или ниже, такая процедура проводится на право заключения контракта в порядке, предусмотренном настоящей частью.

В соответствии с пунктом 5 Правил за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным с победителем закупки (или с иным участником закупки в случаях, установленных Федеральным законом), предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта, размер штрафа рассчитывается в порядке, установленном настоящими Правилами, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, и устанавливается в следующем порядке:

а) в случае, если цена контракта не превышает начальную (максимальную) цену контракта:

10 процентов начальной (максимальной) цены контракта, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

5 процентов начальной (максимальной) цены контракта, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);

1 процент начальной (максимальной) цены контракта, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);

б) в случае, если цена контракта превышает начальную (максимальную) цену контракта:

10 процентов цены контракта, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

5 процентов цены контракта, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);

1 процент цены контракта, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно).

Однако положения пункта 5 Правил при установлении меры ответственности подрядчика в подпункте «б» пункта 6.7 раздела 9 Проекта контракта заказчиком также были учтены некорректно.

В частности, в подпункте «б» пункта 6.7 раздела 9 Проекта контракта заказчиком для случаев, когда цена контракта превышает НМЦК (подпункт «б» пункта 5 Правил), установлено, что «в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным с победителем закупки (или с иным участником закупки), предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, Поставщик обязан в срок не позднее 10 дней после получения требования Заказчика об уплате штрафа оплатить ему штраф в размере, установленном в следующем порядке:

б) в случае, если цена контракта превышает начальную (максимальную) цену контракта:

10 процентов цены контракта, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

5 процентов цены контракта, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн.рублей (включительно)».

То есть заказчиком в данном случае не предусмотрен размер штрафа, предусмотренный абзацем 4 подпункта «б» пункта 5 Правил (1 процент цены контракта, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно)).

Учитывая все вышеизложенное, в действиях заказчика – МКУ «ГХГЧ» содержатся нарушения частей 4, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, выразившиеся в ненадлежащем установлении в проекте контракта мер ответственности подрядчика в виде штрафа.

6. Не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом (часть 3 статьи 33 Закона о контрактной системе).

Как указывалось выше, описание объекта закупки заказчиком приведено заказчиком в Приложении № 1.

Необходимо отметить, что являющееся приложением № 1 к Проекту контракта Техническое задание по своему содержанию полностью идентично Приложению № 1.

При этом, раздел 2 Приложения № 1 требует от подрядчика при выполнении работ использовать технику с определенными техническими характеристиками, например: для перевозки части грузов использовать автомобили-самосвалы грузоподъемностью исключительно 10 т. (пункты 7, 12, 15), при устройстве покрытия из горячих асфальтобетонных смесей использовать асфальтоукладчики исключительно второго типоразмера (пункт 10) и т.д.

Однако какого-либо обоснования необходимости применения при выполнении вышеуказанных работ техники исключительно с такими техническими характеристиками Извещение (Приложение № 1) не содержит.

Включение в Извещение (Приложение № 1) техники с такими техническими характеристиками ограничивает участие в закупке хозяйствующих субъектов, применяющих для производства работ технику функционально способную выполнять необходимые работы, но при этом обладающую иными характеристиками.

Кроме того, пунктами 7, 12 раздела 2 Приложения № 1 предусмотрена доставка асфальтобетона от АБЗ Подберезье.

Вместе с тем, в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. (пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе).

Следовательно, требование относительно доставки асфальтобетона с определенного АБЗ является избыточным, какого-либо обоснования необходимости применения асфальтобетона именно с такого АБЗ Извещение (Приложение № 1) также не содержит.

Учитывая изложенное, в действиях заказчика – МКУ «ГХГЧ» содержатся нарушения части 3 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, выразившиеся в нарушении правил описания объекта закупки, а именно указании неправомерных требований к участникам закупки относительно наличия у них и использования ими техники с определенными техническими характеристиками, а также указании неправомерных требований к происхождению строительного материала.

7. Из содержания пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчик при составлении описания объекта закупки должен использовать технические регламенты, принятые в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и документы, разрабатываемые и применяемые в национальной системе стандартизации, принятые в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации.

При этом, в силу положений части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Перечень нормативно-технических документов на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги содержится в приложении № 2 к Проекту контракта.

Под пунктом 20 указанного перечня заказчиком назван ГОСТ Р 70284-2022.

Однако наименование данного документа заказчиком в перечне приведено некорректно, а именно вместо наименования данного государственного стандарта, присвоенного ему Приказом Росстандарта от 21.10.2022 № 1171-ст, – «Охрана окружающей среды. Ландшафты. Термины и определения» заказчиком указано следующее: «Охрана природы (ССОП). Ландшафты. Термины и определения».

Согласно упомянутому Приказу Росстандарта похожее наименование носил ГОСТ 17.8.1.01-86, упраздненный после введения в действие с 01.03.2023 ГОСТ Р 70284-2022.

Учитывая вышеизложенное, в действиях заказчика – МКУ «ГХГЧ» содержатся нарушения части 3 статьи 7, пункта 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, выразившиеся в нарушении правил описания объекта закупки, а именно неверном указании наименования государственного стандарта, в соответствии с которыми должны выполняться работы по ремонту автомобильной дороги.

8. В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать информацию относительно срока исполнения контракта.

Согласно сформированной средствами официального сайта экранной форме извещения о проведении настоящего электронного аукциона датой окончания исполнения контракта является 31.08.2023.

Вместе с тем, в пункте 3.5.2 Извещения такая дата (31.08.2023) определена заказчиком в качестве даты окончания выполнения работ.

При этом, в силу положений статьи 94 Закона о контрактной системе исполнение контракта включает в себя не только поставку товара, выполнение работы или оказание услуги, но и приемку такого поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также их оплату заказчиком, в связи с чем даты окончания исполнения контракта и окончания выполнения работ не могут быть идентичны.

Таким образом, в действиях заказчика – МКУ «ГХГЧ» содержится нарушение части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, выразившееся в указании в Извещении вышеуказанной противоречивой информации относительно даты окончания выполнения работ.

Вышеуказанные нарушения законодательства о контрактной системе указывают на наличие в действиях должностного лица заказчика, утвердившего Извещение, признаков события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При решении вопроса об устранении допущенных нарушений Комиссия учитывает следующее.

Установленные в действиях заказчика нарушения законодательства о контрактной системе являются грубыми и существенными, привели, среди прочего, к установлению незаконного требования о наличии специальной правоспособности у участников рассматриваемой закупки в виде их членства в соответствующей СРО, что могло повлиять на количество поданных заявок на участие в электронном аукционе, а также привели к ненадлежащему установлению иных требований к участникам закупки.

Кроме того, установленные в действиях заказчика нарушения способны привести к заключению государственного контракта по итогам закупки, не соответствующего требованиям законодательства о контрактной системе.

Указанные обстоятельства дают достаточные основания Комиссии для выдачи предписания об устранении допущенных нарушений именно путем аннулирования рассматриваемых торгов.

Руководствуясь статьями 7, 31, 33, 34, 42, 43, 45, 94, 96, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу … на действия заказчика – Муниципального казенного учреждения «Городское хозяйство города Чудово» (174210, Новгородская обл., г. Чудово, ул. Некрасова, д. 24-А, пом. 9) при осуществлении им совместно с уполномоченным органом – Администрацией Чудовского муниципального района (174210, Новгородская обл., г. Чудово, ул. Некрасова, д. 24-А) закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги общего пользования местного значения ул. Тушинская (участок 0+000 - км 0-961, участок от ул. Грузинское шоссе до ул. 2-я Тушинская) в г. Чудово  Чудовского района Новгородской области, извещение № 0150300004123000035 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 29.03.2023, обоснованной.

2. Признать в действиях заказчика – Муниципального казенного учреждения «Городское хозяйство города Чудово» нарушения части 3 статьи 7, части 5 статьи 31, пункта 2 части 1, части 3 статьи 33, частей 4, 8 статьи 34, пунктов 1, 3 части 2 статьи 42, пункта 3 части 2, части 3 статьи 45, части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе.

3. Выдать заказчику – Муниципальному казенному учреждению «Городское хозяйство города Чудово», уполномоченному органу – Администрации Чудовского муниципального района, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки – Акционерному обществу «ЕЭТП» обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе путем аннулирования торгов.

4. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица заказчика – Муниципального казенного учреждения «Городское хозяйство города Чудово».

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны