Решение №3367/02 РЕШЕНИЕ по делу № А-7/18 от 6 августа 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Публикация документа не является официальной. Официально правовые акты публикуются в официальных печатных изданиях в соответствии с действующим законодательством.

Индивидуальному предпринимателю <…>

 

 

Государственное учреждение – Новгородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации

ул. Псковская, д. 15,

Великий Новгород, 173015

 

 

Общество с ограниченной ответственностью «Гудвент»

 

пр-т. Александра Корсунова, д. 9, кв.82, Великий Новгород, 173016

e-mail: goodvent@bk.ru

Исх.№3367/02 от 06.08.18

 

РЕШЕНИЕ

по делу № А-7/18

Великий Новгород

 

Резолютивная часть решения оглашена 26 июля 2018 года

В полном объеме решение изготовлено 7августа 2018 года

 

Комиссия  Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

<…>

рассмотрев дело № А-7/18 по признакам нарушения Государственным учреждением – Новгородским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации (173015, Великий Новгород, ул. Псковская д. 15; ОГРН 1025300783848, ИНН 5321033864, далее – ГУ – Новгородское РО ФСС РФ, Учреждение) части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в присутствии на заседаниях:

<…>

 

УСТАНОВИЛА:

 

01.12.2017 из Прокуратуры Новгородской области в Новгородское УФАС России  поступило заявление ИП <…> на действия государственного заказчика – ГУ – Новгородское РО ФСС РФ при осуществлении закупок путем проведения электронных аукционов на право заключения договоров:

- на поставку инвалидам технических средств реабилитации - подгузников детских, извещение № 0250100000317000115 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 05.09.2017 (начальная (максимальная) цена контракта – 698 304,50 рублей);

- на поставку инвалидам технических средств реабилитации - подгузников взрослых, извещение № 0250100000317000116 о проведении которого было размещено на официальном сайте 30.08.2017 (начальная (максимальная) цена контракта – 5 264 413,70 рублей),

в части заключения и исполнения государственных контрактов № 0250100000317000115_46262-116 от 29.09.2017 (реестровый номер контракта 15321033864 17 000116) (далее – Государственный контракт № 0250100000317000115_46262-116) и № 0250100000317000116_46262-117 от 02.10.2017  (реестровый номер контракта 15321033864 17 000118) (далее – Государственный контракт - 0250100000317000116_46262-117), заключенных с Обществом с ограниченной ответственностью «Гудвент» (173016, Новгородская область, г. Великий Новгород, проспект Александра Корсунова, д. 9, кв. 82, ОГРН 1157847168588, ИНН 7805314732 (далее – ООО «Гудвент», Общество) по итогам указанных закупок (далее – заявление).

Из заявления следует, что согласно протоколам подведения итогов электронных аукционов:

- от 18.09.2017 № 0250100000317000115-3, ООО «Гудвент» признано победителем аукциона на поставку подгузников детских с ценой контракта – 425 559,36 рублей;

- от 21.09.2017 № 0250100000317000116-3, ООО «Гудвент» признано победителем аукциона на поставку подгузников взрослых с ценой контракта – 3 620 795,13 рублей.

Однако в соответствии с размещенными на официальном сайте сведениями между ГУ – Новгородское РО ФСС РФ и ООО «Гудвент» были заключены государственные контракты:

- № 0250100000317000115_46262-116 от 29.09.2017 на сумму 489 350,50 рублей;

- № 0250100000317000116_46262-117 от 02.10.2017 на сумму  4 163 914,39 рублей.

Из указанных на официальном сайте сведений следует, что в ходе  заключения государственных контрактов государственный заказчик - ГУ – Новгородское РО ФСС РФ предоставило  ООО «Гудвент» преимущества на основании статьи 29 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), то есть, цена, предложенная участником аукционов, при заключении с ним государственных контрактов была увеличена на 15 %.

По мнению ИП <…>, государственный заказчик - ГУ – Новгородское РО ФСС РФ при заключении государственных контрактов  необоснованно предоставил победителю аукционов  - ООО «Гудвент», учредителем которого является  Новгородская областная организация Общероссийской общественной организации «ВСЕРОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО ИНВАЛИДОВ (ВОИ)» (далее – НОО ВОИ), преимущества по цене контрактов на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 341«О предоставлении преимуществ организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемой ими цены контракта», поскольку победитель аукционов не соответствует требованиям части 2 статьи 29 Закона о контрактной системе.

В данном случае имело место осуществление закупок государственным заказчиком – ГУ – Новгородское РО ФСС РФ в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 5 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются, в том числе преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28 - 30 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с прочей информацией должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.

В соответствии с частями 1, 3 статьи 29 Закона о контрактной системе организациям инвалидов, являющимся участниками закупок, предоставляются преимущества, указанные в части 3 настоящей статьи.

При определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением случая, если закупки осуществляются у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик обязан предоставлять преимущества организациям инвалидов в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до пятнадцати процентов в установленном Правительством Российской Федерации порядке и в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями товаров, работ, услуг. Информация о предоставлении таких преимуществ должна быть указана заказчиком в извещениях об осуществлении закупок и документации о закупках в отношении товаров, работ, услуг, включенных в указанные перечни. В случае, если победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) признана организация инвалидов, контракт по требованию победителя заключается по предложенной им цене с учетом преимущества в отношении цены контракта, но не выше начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки.

Частью 2 статьи 29 Закона о контрактной системе в сфере закупок, установлено, что действие настоящей статьи распространяется на общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее чем восемьдесят процентов, и на организации, уставный (складочный) капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов и среднесписочная численность инвалидов в которых по отношению к другим работникам составляет не менее чем пятьдесят процентов, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда - не менее чем двадцать пять процентов.

Согласно абзацу 1 статьи 33 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон о социальной защите инвалидов) общественные объединения, созданные и действующие в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, есть форма социальной защиты инвалидов. При этом вторым абзацем статьи 33 Закона о социальной защите инвалидов установлено определение понятия общественной организации инвалидов. Общественными организациями инвалидов признаются организации, созданные инвалидами и лицами, представляющими их интересы, в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, решения задач общественной интеграции инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун или попечитель) составляют не менее 80 процентов, а также союзы (ассоциации) указанных организаций.

Статьей 7 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее - Закон об общественных объединениях) установлено, что общественные объединения могут создаваться, в том числе, в форме общественной организации. В соответствии со статьей 8 Закона об общественных объединениях общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

При этом согласно статье 14 Закона об общественных объединениях в Российской Федерации создаются и действуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения. Под общероссийским общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства. Под региональным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта Российской Федерации.

Перечень товаров, работ, услуг, при закупке которых предоставляются преимущества организациям инвалидов, утвержден Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 341 «О предоставлении преимуществ организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемой ими цены контракта» (вместе с «Правилами предоставления преимуществ организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемой ими цены контракта») (далее - Перечень).

В данном Перечне содержится информация о товаре «Изделия хозяйственные и санитарно-гигиенические и туалетные принадлежности», код по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008) - 17.22.

В извещении № 0250100000317000115 о проведении электронного аукциона определен объект закупки - подгузники для детей код по ОКПД2 - 17.22.12.120, что соответствует указанной позиции Перечня.

В извещении № 0250100000317000116 о проведении электронного аукциона определен объект закупки - подгузники для взрослых код по ОКПД2 - 17.22.12.130, что также соответствует указанной позиции Перечня.

В вышеуказанных извещениях о проведении электронных аукционов указаны преимущества организациям инвалидов, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьей 29 Закона о контрактной системе – 15,0% предложенной цены контракта.

Пунктом 8 раздела II «Информационная карта» документаций об электронных аукционах (далее - Информационная карта) указано следующее:

«Преимущества предоставляются организациям инвалидов в размере 15% от цены, предложенной победителем электронного аукциона, но не выше начальной (максимальной) цены контракта в установленном Правительством Российской Федерации порядке и в соответствии с Перечнем. Действие преимуществ распространяется на следующие организации (ч. 2 ст. 29 Федерального закона № 44-ФЗ):

- общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее чем 80%,

- организации, уставный (складочный) капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов, и среднесписочная численность инвалидов, в которых по отношению к другим работникам составляет не менее чем 50%, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда – не менее чем 25%».

По пункту 3 Правил предоставления преимуществ организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемой ими цены контракта, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014  № 341(далее – Правила), для получения преимущества участник закупки, являющийся организацией инвалидов, наряду с документами, предусмотренными законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, заявляет в произвольной форме свое соответствие критериям, установленным частью 2 статьи 29 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Вторые части заявок победителя аукционов содержат декларацию ООО «Гудвент» о соответствии части 2 статьи 29 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в которой указывается, что ООО ««Гудвент» относится к организации, уставный (складочный) капитал полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов, среднесписочная численность инвалидов, по отношению к другим работникам, составляет не менее чем 50%, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда - не менее чем 25%.

  Кроме того, во вторых частях заявок ООО «Гудвент» содержатся копии выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 12.07.2017 № ЮЭ9965-17-13251239, содержащая сведения об учредителе ООО «Гудвент» - НОО ВОИ (доля участия в уставном капитале – 100%), являющейся региональной общественной организацией инвалидов.

Таким образом, учредителем ООО «Гудвент» не является общероссийская общественная организация инвалидов.

При этом, организации инвалидов в соответствии с положениями статьи 7 Закона об общественных объединениях, статьи 33 Закона о социальной защите инвалидов, создаются в форме общественных организаций и, следовательно, относятся к юридическим лицам, являющимся некоммерческими организациями. В силу положений статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации соответствующие организации не могут быть созданы в форме хозяйственных обществ, в частности общества с ограниченной ответственностью.

Следовательно, ООО «Гудвент» не соответствует требованиям части 2 статьи 29 Закона о контрактной системе.

На основании вышеизложенного, ООО «Гудвент» не могло претендовать на заключение контракта по предложенной им цене с учетом преимущества в размере 15 %.

Таким образом, в действиях государственного заказчика – ГУ – Новгородское РО ФСС РФ содержится нарушение части 3 статьи 29 Закона о контрактной системе, выразившееся в необоснованном предоставлении преимущества в отношении цены контракта победителю вышеуказанных электронных аукционов при заключении государственных контрактов.

Кроме того, статьей 17 Закона о защите конкуренции установлены антимонопольные требования к торгам.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а именно: создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.

Таким образом, при осуществлении вышеуказанных закупок в действиях ГУ – Новгородское РО ФСС РФ, создавшего преимущественные условия участия в торгах путем необоснованного предоставлении преимущества в отношении цены контракта, имеются признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в создании участнику торгов ООО «Гудвент» преимущественных условий участия в торгах.

На основании изложенного был издан приказ Управления от 01.02.2018              № 18/2018 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства № А-7/18 по признакам нарушения ГУ – Новгородское РО ФСС РФ части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

 

На рассмотрении дела ИП <…>  заявила, что поддерживает обстоятельства и требования, изложенные в заявлении, и дополнительно пояснила, что она, как предприниматель, участвует в торгах, проводимых государственными заказчиками. Необоснованное предоставление преимущества, установленного статьей 29 Закона о контрактной системе, участнику торгов, не являющегося организацией ВОИ, заведомо и необоснованно ставит его по сравнению с конкурентами на торгах в более выгодное положение, обеспечивая победу на торгах, поскольку позволяет в ходе аукциона подавать более низкие ценовые предложения, чем это могут позволить себе иные добросовестные участники, исходя из экономической целесообразности.

ГУ – Новгородское РО ФСС РФ  представило письменные пояснения от 02.04.2018 № 05-10/5305-1611 по делу № А-7/18от 12.12.2017, согласно которым Учреждение считает  свои действия по предоставлению ООО «Гудвент» преференции, установленной статьей 29 Закона о контрактной системе, правомерными.

Из положений статьей 14, 15 Закона об общественных объединениях следует, что  по территориальной сфере деятельности общественные организации могут быть общероссийскими, межрегиональными, региональными и местными и равны перед законом независимо от их организационно-правовых форм.

Под общероссийским общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства.

Следовательно, необходимыми условиями подтверждения статуса общероссийского общественного объединения являются создание в установленном законом и уставом порядке соответствующих структурных подразделений и осуществление таким объединением деятельности на территориях более 43 (из 85 существующих) субъектов Российской Федерации. Отсутствие необходимого количества структурных подразделений является нарушением и может повлечь за собой ликвидацию общероссийской общественной организации.

В соответствии со статьей 5.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон о некоммерческих организациях) общественные организации и ассоциации (союзы) могут иметь территориальные подразделения, являющиеся юридическими лицами, выполняющие функции общественных организаций и ассоциаций (союзов) на соответствующей территории и не являющиеся их филиалами или представительствами. Территориальные подразделения не являются участниками таких общественных организаций и ассоциаций (союзов). При этом в силу статьи 6 Закона об общественных объединениях участниками общественного объединения являются физические лица и юридические лица - общественные объединения, выразившие поддержку целям данного объединения и (или) его конкретным акциям, принимающие участие в его деятельности без обязательного оформления условий своего участия, если иное не предусмотрено уставом. Участники общественного объединения - физические и юридические лица - имеют равные права и несут равные обязанности.

Таким образом, структурные подразделения общественной организации могут быть разными по форме, а именно: организациями, отделениями, филиалами, представительствами. Основное, что их объединяет – это юридическая и фактическая взаимосвязь с головной общественной организацией.

Сам принцип организации и деятельности общероссийских общественных организаций подразумевает, что такая общественная организация осуществляет свою деятельность посредством организации и деятельности её структурных подразделений, прежде всего в субъектах Российской Федерации.

Таким образом, по мнению Учреждения, все структурные подразделения общественной организации, созданной на уровне субъекта Российской Федерации, являются не региональной организацией, а именно общероссийской. Соответственно, деятельность общероссийской организации должна быть подтверждена созданными в установленном законом и уставом порядке собственных структурных подразделений, названия которых должны содержать названия структуры и полное наименование общественного объединения.

В соответствии со статьей 1 Уставом ВОИ (в ред. от 11.11.2016) указанная организация является общероссийской (статья 1 Устава). Территориальная сфера деятельности ВОИ – общероссийская. Структурные подразделения ВОИ – региональные и местные организации ВОИ (далее – организации ВОИ) осуществляют свою деятельность в субъектах Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании Устава ВОИ и собственных уставов. Устав ВОИ закрепляет основные положения и требования к уставам региональных и местных организаций ВОИ, обеспечивающие организационное единство ВОИ. В структуре ВОИ региональные организации ВОИ являются вышестоящими организациями для местных организаций ВОИ и нижестоящими по отношению к ВОИ. ВОИ, организации ВОИ являются юридическими лицами с момента государственной регистрации, приобретают и осуществляют гражданские права и исполняют гражданские обязанности, имеют самостоятельный баланс, круглую печать со своим наименованием, свою символику, эмблему, флаг и другие средства индивидуализации, утвержденные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, штампы, бланки установленного образца со своим наименованием и другие реквизиты, счета в кредитных организациях.

В соответствии со статьей 6 Устава ВОИ ведет свою деятельность, в том числе, на принципах сочетания организационно-правового единства ВОИ и самостоятельности региональных и местных организаций ВОИ.

Согласно статье 16 Устава структура ВОИ является многоуровневой и образуется в соответствии с административно-территориальным устройством Российской Федерации и территориально-организационными основами местного самоуправления Российской Федерации, что полностью согласуется с понятием общероссийского общественного объединения, данного в статье 14 Закона об общественных объединениях.

Организации ВОИ обязаны в своей деятельности соблюдать Устав ВОИ. Решения органов вышестоящих организаций ВОИ обязательны для исполнения органами нижестоящих организаций ВОИ. Вышестоящие органы ВОИ могут передавать рассмотрение отдельных вопросов на решение нижестоящим организациям ВОИ, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Уставом и законодательством Российской Федерации.

Статьей 17 Устава ВОИ предусмотрено, что региональные организации ВОИ осуществляют деятельность в пределах одного субъекта Российской Федерации. В пределах территории одного субъекта Российской Федерации может быть создана только одна региональная организация ВОИ.

В соответствии со сведениями, размещенными на официальном сайте ВОИ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://www.voi.ru , в структуру ВОИ входят 83 региональные организации, в том числе, НОО ВОИ.

Согласно статье 61 Устава ВОИ и организации ВОИ, являющиеся юридическими лицами, могут осуществлять приносящую доход деятельность без учреждения других юридических лиц и через учреждение юридических лиц в форме коммерческих и некоммерческих организаций и учреждений ВОИ.

В соответствии с требованиями Устава ВОИ (статьи 26.7, 37) Устав НОО ВОИ соответствует типовому  уставу и заверен Председателем ВОИ 16.02.2004.

В соответствии с Уставом НОО ВОИ действует на территории Новгородской области и осуществляет сою деятельность в соответствии с Уставом и Программой ВОИ, а также на основании своего Устава НОО ВОИ является юридическим лицом.

Членство в соответствии с пунктом 6 Устава НОО ВОИ не разграничено, поскольку установлено, что Членами НОО ВОИ являются члены ВОИ, проживающие (работающие, обучающиеся) на территории Новгородской области и выполняющие Устав и Программу ВОИ, настоящий Устав.

Указанные выше уставные документы подтверждают, что НОО ВОИ действительно является структурным подразделением конкретной общероссийской общественной организации – ВОИ.

Поскольку для признания общественной организации в качестве общероссийской необходимо осуществление её деятельности на территориях более чем половины субъектов Российской Федерации, именно областные (региональные) организации, находящиеся в структуре ВОИ, определяют общероссийский статус указанной общественной организации в целом и её структурных организаций в частности.

В связи с этим Учреждение полагает, что организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, в том числе, из вкладов организаций, являющихся структурными подразделениями общероссийской общественной организации, и среднесписочная численность инвалидов в которых по отношению к другим работникам составляет не менее чем пятьдесят процентов, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда - не менее чем двадцать пять процентов, имеют право на установление заказчиком при осуществлении закупки преимущества в соответствии с частью 2 статьи 29 Закона о контрактной системе.

Учитывая изложенное, Учреждение считает правомерным установление цены при заключении государственных контрактов с ООО «Гудвент» по предложенной Обществом цене с учетом преимущества в размере 15 %.

На рассмотрении дела представители Учреждения дополнительно к письменным пояснениям Учреждения от 02.04.2018 № 05-10/5305-1611 по делу № А-7/18от 12.12.2017 заявили, что в связи с правомерностью применения положений статьи 29 Закона о контрактной системе в рассматриваемом случае в действиях Учреждения отсутствуют признаки нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Представитель ООО «Гудвент» поддержал позицию Учреждения, дополнительно пояснив, что Общество соответствует всем требованиям, установленным частью 2 статьи 29 Закона о контрактной системе, а именно: уставный капитал Общества полностью состоит из вклада ВОИ в лице структурного подразделения - НОО ВОИ, среднесписочная численность инвалидов в которых по отношению к другим работникам составляет не менее пятидесяти процентов, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда - не менее двадцати пяти процентов.

Из письменных пояснений ООО «Гудвент» от 18.04.2018 № 1 следует, что ООО «Гудвент» было создано 06.05.2015 единственным участником <…> с долей уставного капитала 100 %. На основании заявления НОО ВОИ и решения единственного участника 22.06.2017 уставный капитал Общества был увеличен, и НОО ВОИ вошло в состав участников Общества с долей 9%. В связи с заявлением <…>  03.07.2017 о его выходе из состава участников и на основании протокола пленума правления НОО ВОИ доля <…> была перераспределена в пользу оставшегося участника. Таким образом, доля НОО ВОИ в уставном капитале Общества составила 100 %.

НОО ВОИ в соответствии с уставными документами и в целях реализации основных задач должна создавать коммерческие организации (иметь доли в уставном капитале коммерческих организаций). Это регламентировано пунктом 4 Устава НОО ВОИ, в соответствии с которым основными задачами НОО ВОИ, помимо прочих, является создание коммерческих организаций и участие в их деятельности, осуществление предпринимательской, внешнеэкономической и иной, не противоречащей закону деятельности, направленной на обеспечение уставных задач и программ ВОИ, в том числе предусматривающих оплату труда работников НОО ВОИ.

Участие НОО ВОИ в уставном капитале ООО «Гудвент» позволяет участвовать в государственных закупках на поставку средств технической реабилитации инвалидам Новгородской области, а также оказывать всю необходимую помощь инвалидам, что соответствует уставным целям и задачам ВОИ. Прибыль, полученная ООО «Гудвент» используется для реализации уставных целей и обеспечения бесперебойной работы организации.

ООО «Гудвент» полагает, что в данном случае применяется такой же правовой подход, как и по льготам по налогу на имущество региональных организаций инвалидов. Как указано в пункте 4 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.11.2011 № 148 со ссылкой на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 23.12.1999 № 18-П, суд признал за региональной общественной организацией инвалидов право пользоваться льготой по налогу на имущество организаций, предусмотренной пунктом 3 статьи 381 НК РФ для общероссийской общественной организации инвалидов.

Таким образом, ООО «Гудвент» уверено в однозначном своем соответствии критериям, указанным в Постановлении Правительства РФ от 15.04.2014 № 341 «О предоставлении преимуществ организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемой ими цены контракта» (далее – Постановление № 341) и требованиям статьи 29 Закона о контрактной системе.

По запросу Управления ВОИ письмом от 19.04.2018 № 2-00047-53 представила информацию, что НОО ВОИ является структурным подразделением ВОИ, что отражено в заверенном Центральным правлением ВОИ уставе НОО ВОИ, соответствующему типовому уставу региональной организации ВОИ.

Таким образом, юридическое лицо НОО ВОИ является региональной (областной) организацией ВОИ, деятельность которой осуществляется в пределах Новгородской области, и в то же время структурным подразделением ВОИ.

По мнению ВОИ, поскольку НОО ВОИ является структурным подразделением ВОИ, следовательно, организации, в том числе хозяйственные общества, уставной (складочный) капитал которых состоит из вклада НОО ВОИ, являются организациями, уставный (складочный) капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийской общественной организации инвалидов (то сеть, ВОИ), и на такие организации (хозяйственные общества) распространяются преференции, установленные статьей 29 Закона о контрактной системе.

Представителем заявителя ИП <…>  дополнительно были представлены письменные пояснения от 03.05.2018 вх. № 2498 и от 15.05.2018 вх. № 2773. Из данных пояснений следует, что НОО ВОИ является не отделением ВОИ, а самостоятельным юридическим лицом. В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) юридическое лицо может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. То есть, юридическое лицо имеет самостоятельную правоспособность в гражданских правоотношениях.

Согласно пункту 3 статьи 49 ГК РФ правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.

Таким образом, НОО ВОИ имеет правоспособность, отличную от правоспособности ВОИ, и является самостоятельным субъектом гражданских правоотношений.

Согласно данным информационного портала Минюста России НОО ВОИ о зарегистрированных некоммерческих организациях, размещенным в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу http://unro.minjust.ru/NKOs.aspx НОО ВОИ определена в качестве общественного объединения в регионе – Новгородская область и не имеет зарегистрированных филиалов и представительств на территории Российской Федерации.

Из уведомления, полученного в информационно-поисковой системе Росстата по адресу: http://statreg.gks.ru следует, что в отношении НОО ВОИ органом государственной статистики  по общероссийскому классификатору органов государственной власти и управления установлен код 4220003 – региональные и местные общественные объединения.

Таким образом, НОО ВОИ не является общероссийской организацией, а является региональной общественной организацией.

Кроме того, учредителями НОО ВОИ являются физические лица, а не ВОИ. Уставом ВОИ не предусмотрено учреждение региональных организаций ВОИ частными лицами.

В связи с вышеизложенным заявитель и представитель заявителя полагают, что ООО «Гудвент», учредителем которого является региональная организация инвалидов, а не общероссийская, не соответствует требованиям, установленным частью 1 статьи 29 Закона о контрактной системе, и получило рассматриваемое преимущество на торгах незаконно.

 

Комиссия, проанализировав вышеуказанные нормы права, изучив имеющиеся в деле материалы, выслушав доводы и пояснения лиц, участвующих в рассмотрении настоящего дела, сделала следующие выводы.

В соответствии с частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции и пунктом 10.9 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок) Управлением проведен анализ состояния конкуренции на электронных аукционах в электронной форме на поставку инвалидам технических средств реабилитации - подгузников детских (извещение в Единой информационной системе в сфере закупок от 05.09.2017 № 0250100000317000115) и на поставку инвалидам технических средств реабилитации - подгузников взрослых ((извещение в Единой информационной системе в сфере закупок от 30.08.2017 № 0250100000317000116)

Согласно протоколу № 140 от 15.09.2017 рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе № 0250100000317000116 на участие в аукционе было подано 4 заявки. Первые части заявок рассмотрены комиссией государственного заказчика в порядке, установленном статьей 67 Закона о контрактной системе, и все 4 участника  допущены к участию.

Согласно протоколу № 143 от 21.09.2017 подведения итого электронного аукциона № 0250100000317000116 в аукционе путем подачи предложений приняло участие 3 участника:

Номер ранжи-рования

Порядко-вый номер заявки

Наименование участника

ИНН

Предложе-ние о цене контракта (руб.)

Снижение, % от НМЦК

1

№2

ООО «Гудвент»

7805314732

3620795,13

31,22

2

№4

ООО «МЕДПОСТ»

7704412701

3647117,20

30,72

3

№3

ООО «АЛЬБУМ»

5321154805

4410457,23

16,22

 

Согласно протоколу № 138 от 13.09.2017 рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе № 0250100000317000115 на участие в аукционе было подано 6 заявок. Первые части заявок рассмотрены комиссией государственного заказчика в порядке,  установленном статьей 67 Закона о контрактной системе, и все 6 участников  допущены к участию.

Согласно протоколу № 141 от 18.09.2017 подведения итого электронного аукциона № 0250100000317000115 в аукционе путем подачи предложений приняло участие 5 участников:

Номер ранжи-рования

Порядко-вый номер заявки

Наименование участника

ИНН

Предложе-ние о цене контракта (руб.)

Снижение, % от НМЦК

1

№3

ООО «Гудвент»

7805314732

425559,36

39,06

3

№4

ООО «АЛЬБУМ»

5321154805

429050,

38,56

2

№6

ООО «МЕДПОСТ»

7704412701

429050,88

38,56

4

№2

ООО «П энд П Люксури»

7723492170

436033,92

37,56

5

№1

ООО «АКТИВ»

7725751550

502779,26

28

 

 

Таким образом, проведенный Управление анализ показал, что конкуренция на рассматриваемых электронных аукционах присутствовала.

В каждом из рассматриваемых электронных аукционов только один участник не подавал ценовые предложения. Остальные участники активно конкурировали  за право заключения государственных контрактов, подав ценовые предложения значительно ниже НМЦК.

ООО «Гудвент», заявив при подаче заявки о себе как об организации, имеющей право на получение примуществ в соответствии со статьей 29 Закона о контрактной системе и документацией об электронных аукционах (п.8 части II раздела  «Информационная карта») в размере 15 % от предлагаемой им цены контракта, но не выше НМЦК, получил преимущество для участия рассматриваемых торгах, поскольку мог подавать предложения с более низкой ценой, нежели иные участники электронных аукционов (в частности, ООО «АЛЬБУМ», ООО «П энд П Люксури», ООО «АКТИВ»), которые не могли рассчитывать на такие преимущества по цене контракта и осуществлять при подаче предложений на аукционах дальнейшее понижение цены, исходя из экономической целесообразности.

В письме ФАС России от 28.03.2018 № ИА/21098/18 «По вопросу применения положений статьи 29 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» даны разъяснения относительно предоставления преимуществ в отношении цены контракта общероссийским общественным организациям инвалидов, являющимся участниками закупок (далее – Разъяснения).

В соответствии с Разъяснениями, преимущества, установленные статьей 29 Закона о контрактной системе, предоставляются исключительно общероссийским общественным организациям инвалидов или организациям, уставный (складочный) капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов, и не распространяются на иные общественные организации инвалидов, в том числе на региональные, местные.

Кроме того, в Разъяснениях указано, что в соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Таким образом, в случае обнаружения аукционной комиссией в предоставленных в составе заявки документах недостоверной информации, в том числе информации о том, что участник закупки исходя из представленных документов (копии учредительных документов участника закупки, выписки из ЕГРЮЛ) не соответствует критериям, установленным частью 2 статьи 29 Закона о контрактной системе, но при этом продекларировал свое соответствие таким критериям, то заявка такого участника закупки подлежит отклонению.

По запросу Управления относительно предоставления преференции, установленной статьей 29 Закона о контрактной системе, организациям, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов региональных организаций ВОИ, имеющих статус юридического лица и являющихся территориальными структурными подразделениями ВОИ, ФАС России письмом от 08.06.2018 № РП/422295/18 дополнительно разъяснила, что в соответствии со статьей 29 Закона о контактной системе преимущества предоставляются только организациям, уставный (складочный) капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов.

В соответствии с положениями статьи 1 Устава ВОИ, принятого I съездом ВОИ 01.11.1991, территориальная сфера деятельности ВОИ – общероссийская. Структурные подразделения ВОИ – региональные и местные организации ВОИ – осуществляют свою деятельность в субъектах Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании Устава ВОИ и собственных уставов.

Кроме того, в соответствии со статьей 17 Устава ВОИ региональные организации ВОИ осуществляют свою деятельность в пределах одного субъекта Российской Федерации.

ФАС России обращает внимание, что позиция Минфина России по указанному вопросу изложена в письме от 28.02.201/ № 24-02-08/12577.

При этом Минфин России сообщает, что согласно части 2 статьи 29 Закона о контрактной системе преимущества предоставляются:

общероссийским общественным организациям инвалидов (в том числе созданным как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее чем восемьдесят процентов;

организациям, уставный (складочный) капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов и среднесписочная численность инвалидов в которых по отношению к другим работникам составляет не менее чем пятьдесят процентов, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда - не менее чем двадцать пять процентов.

Таким образом, преимущества, установленные статьей 29 Закона о контрактной системе, предоставляются исключительно указанным двум категориям организаций и не распространяются на иные организации.

Уставный (складочный) капитал ООО «Гудвент» полностью состоит из вклада НОО ВОИ, являющейся региональной общественной организацией инвалидов, имеющей статус юридического лица, обладающего собственной правоспособностью в гражданских правоотношениях, в том числе, правом на создание (либо участие в уставном (складочном) капитале) коммерческой организации по своему волеизъявлению,  без какого-либо участия в принятии такого решения со стороны ВОИ (согласования, получения разрешения и т.п.).

Таким образом, по мнению Комиссии, преимущества, установленные статьей 29 Закона о контрактной системе, не распространяются на ООО «Гудвент», следовательно, данные преимущества в отношении цены контракта государственным заказчиком - ГУ – Новгородское РО ФСС РФ – были предоставлены ООО «Гудвент» необоснованно и создавали данному участнику торгов преимущественные условий участия в торгах по сравнению с его конкурентами – иными участниками торгов, которые не могли рассчитывать на преференцию и осуществлять при подаче предложений на аукционах дальнейшее понижение цены, исходя из экономической целесообразности.

Вышеуказанные обстоятельства приводят и могут привести к негативным последствиям для конкуренции, поскольку препятствуют добросовестной конкуренции между участниками торгов за победу на торгах и получение права на заключения государственного контракта.

Довод ООО «Гудвент» на возможность применения к рассматриваемым обстоятельствам правового подхода, изложенного в пункте 4 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.11.2011 № 148 со ссылкой на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 23.12.1999 № 18-П, отклонен Комиссией, так как судами при вынесении данных судебных актов рассматривались иные правоотношения, не затрагивающие вопросы защиты конкуренции и ущемления интересов участников торгов при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд.

Таким образом, на основании вышеизложенных обстоятельств дела и с учетом вышеуказанных позиций ФАС России и Минфина России, Комиссия пришла к выводу о наличии в  действиях ГУ – Новгородское РО ФСС РФ, создавшего участнику торгов  - ООО «Гудвент» преимущественные условия участия в торгах путем необоснованного предоставлении преимущества в отношении цены контракта, что приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, признаков нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, в том числе, пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

С учетом изложенных обстоятельств дела, руководствуясь статьей 481 Закона о защите конкуренции Комиссия приняла заключение об обстоятельствах дела № А-7/18 о нарушении антимонопольного законодательства и письмом от 25.06.2018 исх. № 2571/02 направила его копию лицам, участвующим в деле.

В соответствии с частью 5 статьи 481 Закона о защите конкуренции лица, участвующие в деле, вправе представить пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.

После направления заключения об обстоятельствах дела дополнительных пояснений, доказательств и доводов в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, заявителя не поступало.

От заинтересованного лица  - ООО «Гудвент» - в Управление письмом (от 20.07.2018 вх. № 4423) поступили возражения на заключение об обстоятельствах дела № А-7/18 о нарушении антимонопольного законодательства.

В своих возражениях ООО «Гудвент» повторно приводит довод о том, что, исходя из правовой природы НОО ВОИ, она является неотделимой частью ВОИ, кроме того, деятельность НОО ВОИ осуществляется исключительно в соответствии с Уставом и Программой ВОИ, тем самым подчиняясь её решениям, следовательно, ВОИ имеет прямое непосредственное управление НОО ВОИ. Госрегистрация, осуществляемая органом Минюста РФ, НОО ВОИ была бы невозможна без решения головной организации.

ООО «Гудвент» поясняет, что в письмах ФАС России и Минфина России отсутствует прямое указание на то, что рассматриваемые преференции не предоставляются структурным подразделениям ВОИ, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных структурных подразделений ВОИ. По мнению ООО «Гудвент», преференции не предоставляются региональным, местным и т.п. организациям, которые созданы в соответствии с Законом об общественных объединениям в субъектах РФ и не являются структурными подразделениями общероссийских общественных организаций.

В своих возражениях ООО «Гудвент» указывает, что структурные подразделения ВОИ – это филиалы (представительства) ВОИ, наделенные правом действия головной организацией в соответствующем субъекте РФ, именно поэтому ООО «Гудвент», учредителем которой является НОО ВОИ, имеет полное право на получение преференции в размере 15% от предложенной цены контракта в соответствии со статьей 29 Закона о контрактной системе, так как полностью соответствует требованиям части 2 указанной статьи.

Однако Комиссия и не ставит под сомнение, что НОО ВОИ является структурным подразделением ВОИ, так как это следует из Устава НОО ВОИ.

В то же время НОО ВОИ является не филиалом (представительством) ВОИ, а юридическим лицом,  обладающим предусмотренной гражданским законодательством и Уставом правоспособностью. В частности, в силу пункта 25 Устава НОО ВОИ решение о создании коммерческих организаций принимается Правлением НОО ВОИ самостоятельно, без одобрения и/или согласования с ВОИ. Поэтому к созданию ООО «Гудвент» (равно, как и к сделкам по приобретению доли в его уставном капитале) ВОИ, как юридическое лицо, обладающее статусом общероссийской общественной организации, никакого не имеет.

Кроме того, ВОИ и НОО ВОИ являются юридическими лицами, оба имеющими равные права на создание (участие в уставных капиталах) коммерческих организаций.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

Согласно информации, полученной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте basis.myseldon.com информационной поисковой системы  Seldon.Basis, ВОИ непосредственно само имеет 38 дочерних организация с суммарным вкладом в уставный капитал 110 млн. рублей. Из данных организаций 12 организаций с долей участия ВОИ 100 %, в том числе 10 обществ с ограниченной ответственностью, уставный капитал которых полностью состоит из вклада ВОИ.

В силу пункта 53 Устава НОО ВОИ порядок осуществления предпринимательской деятельности НОО ВОИ и местных организаций ВОИ устанавливается на пленуме правления соответствующей организации (то есть, без участия ВОИ).

НОО ВОИ, как юридическое лицо, самостоятельно определяет необходимость создания (участия в уставном капитале) коммерческой организации для осуществления своей предпринимательской деятельности. При этом такая коммерческая организация, с долей участия НОО ВОИ 100%, не будет иметь статуса организации, уставный (складочный) капитал которой полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов, поскольку НОО ВОИ является региональной организацией.

 

Учреждение письмом от 26.07.2018 исх. № 05-10-/5305-3850 также представило пояснения по заключению об обстоятельствах дела № А-7/18 о нарушении антимонопольного законодательства, в которых возражает против выводов Комиссии о наличии в рассматриваемых действиях Учреждения нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции. Учреждение поддерживает представленные ранее по существу дела пояснения и дополнительно поясняет, что согласно информации Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Новгородской области от 10.07.2018 исх. № 53/03-1632 НОО ВОИ является структурным подразделением ВОИ и действует на основании Устава ВОИ. Таким образом, НОО ВОИ является структурным подразделением ВОИ, через которое ВОИ осуществляет свою деятельность на территории Новгородской области.

По мнению Учреждения, НОО ВОИ, являясь самостоятельным юридическим лицом, одновременно является территориальным подразделением ВОИ и входит в его структуру, что не исключает, а напротив, подтверждает статус данной организации как общероссийской.

 Данный довод Учреждения не принимается Комиссий, поскольку он не соответствует положениям статьи 14 Закона об общественных объединениях, в силу которых для признания общественного объединения общероссийским данное объединение должно    осуществлять свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и иметь там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства. Как уже было указано ранее, НОО ВОИ имеет свои структурные подразделения (местные общественные организации инвалидов) и осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом НОО ВОИ только на территории Новгородской области, являясь, таким образом, региональным общественным объединением, а не общероссийским.

Таким образом, вышеуказанные доводы ООО «Гудвент» и Учреждения, изложенные в их возражениях (пояснениях) на заключение об обстоятельствах настоящего дела, не опровергают выводов Комиссии об отсутствии оснований для предоставления рассматриваемого преимущества ООО «Гудвент» и, соответственно, о наличии нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, в том числе, пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции,  в рассматриваемых действиях Учреждения.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в  действиях государственного заказчика - Государственного учреждения – Новгородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (173015, Великий Новгород, ул. Псковская д. 15; ОГРН 1025300783848, ИНН 5321033864, далее – Учреждение) нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, в том числе, пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

2. Выдать Учреждению предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

 

 

Председатель Комиссии                                                          <…>

 

 

Члены Комиссии:                                                                    <…>

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия. Дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны