Решение №3465/03 РЕШЕНИЕ по результатам рассмотрения жалобы о нарушении зак... от 1 июля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Публикация документа не является официальной. Официально правовые акты публикуются в официальных печатных изданиях в соответствии с действующим законодательством.

Исх.№ 3465/03 от 30.06.2015

 

 

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

25 июня 2015 года                                                                                        Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Комиссия) в составе:

Куриков И.А.  – председатель Комиссии, заместитель руководителя – начальник отдела Управления;

Иванов А.Т. – член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления,                

Руднева Д.А. – член Комиссии, специалист-эксперт Управления;                

в присутствии представителей:

- муниципального заказчика – Администрации Демянского муниципального района – заместителя Главы администрации  Кузнецова А.М.;

- податель жалобы – Индивидуальный предприниматель Шаляпина Валентина Владимировна (далее – ИП Шаляпина В.В.) надлежащим образом уведомлен о времени и месте ее рассмотрения, на заседание Комиссии не явился, своих представителей не направил,

рассмотрев жалобу участника закупки – ИП Шаляпиной В.В. на действия муниципального заказчика – Администрации Демянского муниципального района при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения Демянского муниципального района, извещение № 0150300005615000011 о проведении которого было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 16.06.2015, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки (определения поставщика), 

 

УСТАНОВИЛА:

 

18.06.2015 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки – ИП Шаляпиной В.В. на действия муниципального заказчика – Администрации Демянского муниципального района при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения Демянского муниципального района (извещение № 0150300005615000011  от 16.06.2015; начальная (максимальная) цена контракта – 4 210 000 рублей) (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

Из Жалобы следует, что в предмет рассматриваемого аукциона входят работы по ямочному ремонту дороги и двух трубопереездов Зимницы – Екимково (Приложение № 4 к документации об аукционе),  а также работы по ремонту дороги Дуброви – Шанево  (Приложение № 5 к документации об аукционе) и Лыково – Долматиха (Приложение № 6 к документации об аукционе). При этом Приложениями №№ 5 и 6 к документации об аукционе предусмотрено выполнение работ по ремонту железобетонных мостов (демонтаж существующего моста, замена сборных железобетонных опор мостов, устанановление сборных железобетонных конструкций и т.д.). Данные виды работ технологически и функционально не связаны с предметом аукциона и сметами на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог. Кроме того, для выполнения данных работ необходимо получение свидетельства саморегулируемой организации (СРО) о допуске к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Также данные работы не относятся к коду ОКПД ОК 034-2007: 45.23.12.159, указанному в извещении о проведении рассматриваемо аукциона для классификации объекта закупки.

Учитывая изложенное, податель Жалобы считает необходимым для создания равных условий участия в торгах и обеспечения конкуренции при их проведении рассмотреть вопрос о выделении работ по ремонту мостов, предусмотренных Приложениями №№ 5 и 6 к документации об аукционе, в предмет отдельного аукциона, а при проведении рассматриваемой закупки исключить требование о представлении участниками аукциона свидетельств СРО, поскольку оставшиеся виды работ не оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и не требуют наличия допуска для их выполнения.

Также ИП Шаляпина В.В. указывает на то, что установленный в пункте 5.2 документации об аукционе порядок расчетов по контракту противоречит требованиям части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе, поскольку рассматриваемый аукцион проводится среди субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, а значит срок оплаты заказчиком выполненной работы (ее результатов), отдельных этапов исполнения контракта не должен превышать тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке выполненных работ.

Муниципальный заказчик – Администрация Демянского муниципального района считают Жалобу необоснованной по основаниям, изложенным в возражениях на нее (исх. № 799п от 22.06.2015).

В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»:

автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог;

искусственные дорожные сооружения - сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения).

Таким образом, мост как искусственное дорожное сооружение является элементом автомобильной дороги. Объединение в одном аукционе работ по ремонту участков дорог и мостов не является нарушением требований Закона о контрактной системе.

Что касается установленного заказчиком порядка расчетов по контракту, то оплата расходов по ремонту автомобильных дорог производится в 2015 году из дорожного фонда муницпального района за счет поступления в бюджет доходов от уплаты акцизов на нефтепродукты. Средний объем поступлений в месяц составляет 500-600 тысяч рублей. В связи с этим произвести окончательный расчет за ремонт автомобильных дорог возможно только до 31 декабря 2015 года.

На рассмотрении Жалобы представитель Администрации Демянского муниципального района поддержал доводы возражений на нее в полном объеме.

Одновременно с рассмотрением жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе проводится внеплановая проверка осуществления закупки (определения поставщика) путем проведения электронного аукциона.

В результате рассмотрения Жалобы и проведения внеплановой проверки осуществления закупки установлено следующее.

1. В течение июня – июля 2015 года муниципальным заказчиком – Администрацией Демянского муниципального района осуществляется закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения Демянского муниципального района.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Статьей 33 Закона о контрактной системе определены правила описания объекта закупки.

Так, согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

Объектом рассматриваемого аукциона является выполнение работ по ремонту участков автомобильных дорог Зимницы-Екимково, Дуброви-Шанево и Лыково-Долматиха и расположенных на них искусственных сооружений (мостов и трубопереездов) с соответствии с Техническим заданием (Приложением № 1 к документации об аукционе) и Локальными сметами (Приложения №№ 4, 5, 6 к документации об аукционе).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе участники закупки должны соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупками.

Податель Жалобы утверждает, что работы по ремонту автомобильной дороги Зимницы-Екимково (Приложение № 4 к документации об аукционе), предусмотренные документацией об аукционе, не требуют получения допуска саморегулируемой организации для их выполнения. 

Данный довод Жалобы является несостоятельным исходя из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК) строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.

Перечень видов работ по строительству, реконструкции, капительному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капительного строительства, утвержден приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 № 624 (далее – Перечень).

Согласно пункту 25.6 Перечня устройство дренажных, водосборных, водопропускных, водосборных устройств относится к работам по капитальному ремонту, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Техническим заданием и Локальной сметой по ремонту автомобильной дороги Зимницы-Екимково предусмотрен ремонт двух трубопереездов с устройством входных  канавок одноковшовыми экскаваторами с ковшом вместимостью 0,65 (0,5-0,8) м3 в грунтах группы 2, заменой отдельных звеньев трубопереездов из сборного железобетона, устройством монолитных оголовков  железобетонных, толщиной  300 мм.

Указанные работы в отношении водопропускных устройств оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и относятся к пункту 25.6 Перечня.

Учитывая изложенное, и в соответствии с частью 3.1 статьи 52 ГрК муниципальным заказчиком – Администрацией Демянского муниципального района в документации об аукционе правомерно установлено требование о наличии у участников закупки действующего свидетельства СРО о допуске к видам работ по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта автомобильных дорог (подпункт 33.2.1 пункта 33 Перечня), поскольку в объект рассматриваемой закупки по Техническому заданию и всем Локальным сметам (в том числе по Приложению № 4 к документации об аукционе) входит выполнение работ, предусмотренных частью 2 статьи 52 ГрК и Перечнем.

Кроме того, на заседании Комиссии муниципальным заказчиком представлены материалы (Схема участка автодорог Демянского муниципального района вх. № 4881 от  25.06.2015 Новгородского УФАС России), из которых следует, что ремонтируемые участки автомобильных дорог находятся в границах одного сельского поселения  Демянского муниципального района (с. Полново) и расстояние между ними не превышает 30 километров.

Учитывая изложенное, Комиссия Новгородского УФАС России считает, что муниципальным заказчиком при формировании предмета аукциона не совершено действий, направленных на ограничение конкуренции и сокращение числа участников закупки, объект закупки описан объективно, работы, предусмотренные документацией об аукционе, технологически и функционально связаны, и выделение в предмет отдельной закупки той их части, на которой настаивает податель Жалобы (Приложение № 4 к документации об аукционе), нецелесообразно, не соответствует потребностям заказчика и не приведет к возможности ИП Шаляпиной В.В. принять участие в такой закупке, поскольку выполнение данных работ требует наличия специальной правоспособности (свидетельства СРО о допуске к видам работ), которой, исходя из содержания Жалобы, ИП Шаляпина В.В. не обладает.

Таким образом, в данной части Жалоба является необоснованной.

2. С соответствии с частью 1 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи.

Согласно части 3 статьи 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.

Согласно пункту 10.1 извещения о проведении рассматриваемого аукциона участниками закупки могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. Таким образом, муниципальным заказчиком – Администрацией Демянского муниципального района было установлено ограничение участия в определении поставщика, предусмотренное частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 8 статьи 30 Закона о контрактной системе в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона.

Порядок расчетов по контракту определен разделом 2 проекта муниципального контракта, являющегося Приложением № 3 к документации об аукционе.  Так, согласно пункту 2.3 раздела 2 проекта муниципального контракта расчеты по контракту осуществляются путем безналичного перечисления денежных средств на расчетный счет подрядчика после выполнения работ в полном объеме на основании подписанных сторонами актов о приемке выполненных работ формы КС-2, и справок о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3 не позднее 31 декабря 2015 года.

При этом срок завершения работ установлен не позднее 1 октября 2015 года (пункт 3.2 проекта муниципального контракта).

Условие об оплате заказчиком выполненной работы (ее результатов), отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке проект муниципального контракта (Приложение № 3 к документации об аукционе) не содержит.

Учитывая изложенное, в действиях муниципального заказчика – Администрации Демянского муниципального района содержится нарушение части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе, выразившееся в несоблюдении установленных законом требований к содержанию контракта, заключаемого с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией.

Таким образом, в данной части Жалоба является обоснованной.

Установленное в действиях заказчика нарушение носит существенный характер, не соответствует установленным Законом о контрактной системе гарантиям участия субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в государственных и муниципальных закупках, может существенно повлиять на результаты закупки и количество участников аукциона, что дает основания для его устранения путем выдачи предписания.  

 

Руководствуясь статьями 8, 30, 31, 33, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу участника закупки (определения поставщика) –  Индивидуального предпринимателя Шаляпиной Валентины Владимировны на действия муниципального заказчика – Администрации Демянского муниципального района при осуществлении  закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения Демянского муниципального района, извещение № 0150300005615000011 о проведении которого было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 16.06.2015, частично обоснованной в части доводов о не включении в проект контракта, заключаемого по итогам указанного аукциона с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, условия об оплате заказчиком выполненной работы (ее результатов), отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке.

2. Признать в действиях муниципального заказчика – Администрации Демянского муниципального района нарушение части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе.

3. Выдать муниципальному заказчику – Администрации Демянского муниципального района обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.

4. Передать материалы жалобы и внеплановой проверки осуществления закупки уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица муниципального заказчика – Администрации Демянского муниципального района.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                       И.А. Куриков

 

 

Члены Комиссии                                                                                                   А.Т. Иванов

                                                

                                                                                                                                Д.А. Руднева

 

                                                                                                          

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны