Решение №4790/03 РЕШЕНИЕ № 053/06/66-457/2019 по результатам рассмотрения жа... от 10 октября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Муниципальному заказчику –

Администрации Ермолинского

сельского поселения

 

д. Ермолино, д. 31,

Новгородский р-н, Новгородская обл.,

173517

 

 

Оператору электронной площадки –

ЗАО «Сбербанк-АСТ»

 

Большой Саввинский переулок,

д. 12, стр. 9,

г. Москва, 119435

e-mail: ko@sberbank-ast.ru

 

 

Участнику закупки

(подателю жалобы) –

ООО «Реноватор»

 

ул. Ефремова, д. 19, корп. 3,

пом/ком/оф I/63/16,

г. Москва, 119048

 

Исходящие № 4790/03 от 10.10.19

 

РЕШЕНИЕ

№ 053/06/66-457/2019

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

07 октября 2019 года                                                                                    Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:

Куриков И.А. – председатель Комиссии, заместитель руководителя - начальник отдела Управления,

Петров Д.А. - член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления,

Фомин М.Е. – член Комиссии, специалист-эксперт Управления,

в присутствии представителя муниципального заказчика – Администрации Ермолинского сельского поселения – <…….>;

податель жалобы – Общество с ограниченной ответственностью «Реноватор» надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения, ходатайств не заявлял, представителей на рассмотрение жалобы не направил,

рассмотрев жалобу участника закупки (определения поставщика) – Общества с ограниченной ответственностью «Реноватор» (119048, г. Москва, ул. Ефремова, д. 19, корп. 3, пом/ком/оф I/63/16; далее – ООО «Реноватор») на действия муниципального заказчика – Администрации Ермолинского сельского поселения (173517, Новгородская обл., Новгородский р-н, д. Ермолино, д. 31; далее – Администрация) при осуществлении закупки (определении поставщика) путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на реконструкцию автомобильной дороги по адресу: Российская Федерация, Новгородская область, Новгородский район, Ермолинское сельское поселение, д. Горынево, проезд к улице Андреевская, ул. Андреевская и ул. Георгиевская, извещение № 0150300021519000021 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 23.09.2019, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки (определения поставщика),

 

УСТАНОВИЛА:

 

30.09.2019 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки (определения поставщика) – ООО «Реноватор» на действия муниципального заказчика – Администрации при осуществлении закупки (определении поставщика) путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на реконструкцию автомобильной дороги по адресу: Российская Федерация, Новгородская область, Новгородский район, Ермолинское сельское поселение, д. Горынево, проезд к улице Андреевская, ул. Андреевская и ул. Георгиевская, извещение № 0150300021519000021 о проведении которого было размещено на официальном сайте 23.09.2019 (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

По мнению подателя Жалобы, муниципальным заказчиком в пункте 10.1 раздела 1 «Информационная карта электронного аукциона» документации о проведении настоящего электронного аукциона (далее – ИК; Документация) неправомерно установлено требование о представлении участниками закупки в составе вторых частей заявок документов, подтверждающих их соответствие дополнительным требованиям, предусмотренным пунктом 9.3 ИК в соответствии с пунктом 2(1) Приложения № 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 № 99 (далее – Постановление № 99).

На основании изложенного, податель Жалобы просит выдать предписание об устранении допущенных нарушений.

Администрация письменных пояснений относительно доводов Жалобы не представила.

Присутствовавшая на заседании Комиссии по рассмотрению Жалобы представитель муниципального заказчика устно пояснила, что Администрация с доводом Жалобы согласна, требование о представлении участниками закупки в составе вторых частей заявок на участие в электронном аукционе документов, подтверждающих их соответствие дополнительным требованиям к участникам закупок, в Документации установлено ошибочно.

В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.

В сентябре-октябре 2019 года муниципальным заказчиком – Администрацией осуществляется закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на реконструкцию автомобильной дороги по адресу: Российская Федерация, Новгородская область, Новгородский район, Ермолинское сельское поселение, д. Горынево, проезд к улице Андреевская, ул. Андреевская и ул. Георгиевская (начальная (максимальная) цена контракта – 11 669 860, 00 рублей).

Документация утверждена Главой Ермолинского сельского поселения <…….> 23.09.2019.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

В соответствии с пунктом 2.1 ИК объектом рассматриваемой закупки является реконструкция автомобильной дороги по адресу: Российская Федерация, Новгородская область, Новгородский район, Ермолинское сельское поселение, д. Горынево, проезд к улице Андреевская, ул. Андреевская и ул. Георгиевская.

Пунктом 3 части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.

Согласно части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Дополнительные требования к участникам закупки, а также перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, установлены в Постановлении № 99.

Как следует из части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе, информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

Согласно сформированному средствами официального сайта извещению о проведении настоящего электронного аукциона (далее – Извещение), а также Документации (пункт 9.3 ИК), муниципальным заказчиком к участникам рассматриваемой закупки установлены дополнительные требования в соответствии с пунктом 2(1) Приложения № 1 к Постановлению № 99.

Согласно пункту 1 Постановления № 99 к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно Приложению № 1.

Пунктом 2(1) Приложения № 1 к Постановлению № 99 предъявляются дополнительные требования к участникам закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей.

Так, согласно пункту 2(1) Приложения № 1 к Постановлению № 99, при выполнении работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, заказчиками должны устанавливаться дополнительные требования к участникам закупки в виде наличия за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта.

При этом стоимость такого одного исполненного контракта (договора) должна составлять:

не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей;

не менее 40 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 100 млн. рублей;

не менее 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500 млн. рублей;

не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 1 млрд. рублей.

Исходя из объекта рассматриваемой закупки (реконструкция линейного объекта), а также величины начальной (максимальной) цены контракта (11 669 860, 00 рублей), предусмотренные пунктом 2(1) Приложения № 1 к Постановлению № 99 дополнительные требования к участникам рассматриваемой закупки Администрацией в Извещении и Документации в данном случае установлены правомерно.

Также в пункте 2(1) Приложения № 1 к Постановлению № 99 приведен исчерпывающий список документов, подтверждающих соответствие участников закупки данным дополнительным требованиям, а именно:

- копия исполненного контракта (договора);

- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете», и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;

- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Необходимо отметить, что с 01.07.2019 Закон о контрактной системе действует в редакции Федерального закона от 01.05.2019 № 71-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о внесении изменений).

Законом о внесении изменений, в частности, был изменен порядок предоставления участниками закупки документов, подтверждающих их соответствие дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

До 01.07.2019 данные документы (их копии) включались в состав вторых частей заявок участников закупки.

Однако с 01.07.2019 такие документы (их копии) направляются заказчику оператором электронной площадки.

Другими словами, действующей на момент осуществления рассматриваемой закупки редакцией Закона о контрактной системе не предусмотрено предоставление документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям, предусмотренным Постановлением № 99, во вторых частях заявок на участие в электронном аукционе.

Так, согласно части 12 статьи 24.2 Закона о контрактной системе, в целях обеспечения доступа к участию в проводимых на электронной площадке закупках отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых Правительством Российской Федерации установлены дополнительные требования в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 настоящего Федерального закона, участник закупки, аккредитованный на электронной площадке, направляет оператору этой электронной площадки в отношении каждого такого вида электронные документы (или их копии), предусмотренные перечнем, установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 31 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 13 статьи 24.2 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днем получения в соответствии с частью 12 настоящей статьи электронных документов (или их копий), оператор электронной площадки по каждому виду товаров, работ, услуг, в отношении которых участником закупки предоставлены такие документы, принимает решение:

1) о размещении таких документов (или их копий) в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке;

2) об отказе в размещении таких документов (или их копий) в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, в случае:

а) несоответствия перечня представленных документов (или их копий) перечню, который установлен Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 31 настоящего Федерального закона;

б) нарушения порядка, установленного Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 15 настоящей статьи, при направлении таких документов (или их копий).

Согласно части 14 статьи 24.2 Закона о контрактной системе оператор электронной площадки направляет участнику закупки уведомление о размещении или об отказе в размещении документов (или их копий) в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, в течение одного часа с момента принятия решения, предусмотренного частью 13 настоящей статьи. В случае, если принято решение об отказе в размещении, такое уведомление должно содержать обоснование принятого решения.

Согласно части 1 статьи 66 Закона о контрактной системе подача заявок на участие в электронном аукционе осуществляется только лицами, зарегистрированными в единой информационной системе и аккредитованными на электронной площадке. При этом подача заявок на участие в закупках отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 настоящего Федерального закона установлены дополнительные требования, осуществляется только участниками закупки, электронные документы (или их копии) которых размещены в соответствии с частью 13 статьи 24.2 настоящего Федерального закона оператором электронной площадки в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.

В соответствии с частью 8.2 статьи 66 Закона о контрактной системе электронные документы (их копии), подтверждающие соответствие участника электронного аукциона дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 настоящего Федерального закона, не включаются участником такого аукциона в состав второй части заявки. Такие документы (их копии) направляются заказчику оператором электронной площадки с использованием программно-аппаратных средств такой площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона одновременно со вторыми частями заявок на участие в таком аукционе из числа документов (их копий), размещенных в соответствии с частью 13 статьи 24.2 настоящего Федерального закона в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.

Согласно части 19 статьи 68 Закона о контрактной системе в течение одного часа после размещения на электронной площадке протокола, указанного в части 18 настоящей статьи, оператор электронной площадки обязан направить заказчику указанный протокол и вторые части заявок на участие в таком аукционе, поданных его участниками, предложения о цене контракта которых при ранжировании в соответствии с частью 18 настоящей статьи получили первые десять порядковых номеров, или в случае, если в таком аукционе принимали участие менее чем десять его участников, вторые части заявок на участие в таком аукционе, поданных его участниками, а также информацию и электронные документы этих участников, предусмотренные частью 11 статьи 24.1 настоящего Федерального закона.

Следовательно, исходя из вышеуказанных положений Закона о контрактной системе, заказчик при осуществлении закупки, объектом которой является выполнение работ, требующее от участника такой закупки наличие опыта исполнения контрактов по аналогичным работам в соответствии с положениями Постановления № 99, не вправе требовать от участника такой закупки предоставление во второй части заявки на участие в ней документов (и их копий), подтверждающих наличие у участника закупки такого опыта.

Вместе с тем, в пункте 10.1 ИК муниципальным заказчиком установлено, что вторая часть заявки на участие в настоящем электронном аукционе должна содержать документы (или копии документов), подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям, предусмотренным пунктом 9.3 ИК в соответствии с пунктом 2(1) Приложения № 1 к Постановлению № 99.

В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 или 3.1 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.

Таким образом, в действиях муниципального заказчика – Администрации содержится нарушение части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, выразившееся в неправомерном установлении требования о представлении в составе вторых частей заявок на участие в электронном аукционе документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям, установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Соответственно, доводы Жалобы в ходе рассмотрения нашли свое подтверждение.

Одновременно с рассмотрением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией проводится внеплановая проверка осуществления закупки (определения поставщика) путем проведения электронного аукциона.

В результате проведения внеплановой проверки осуществления рассматриваемой закупки установлено следующее.

1. В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

Проект муниципального контракта является разделом 3 Документации.

В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Указанный порядок на сегодняшний день предусмотрен Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 № 1042 (далее – Правила).

В соответствии с пунктом 12 Правил общая сумма начисленных штрафов за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.

Таким образом, статьей 34 Закона о контрактной системе и пунктом 12 Правил предусмотрено, что штрафы заказчику (в отличие от штрафов поставщику (подрядчику, исполнителю)) могут начисляться исключительно за ненадлежащее исполнение им обязательств, предусмотренных контрактом.

Вместе с тем, в пункте 12.2.3 Проекта муниципального контракта муниципальным заказчиком установлено, что общая сумма начисленных штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.

Учитывая вышеизложенное, в действиях муниципального заказчика – Администрации содержатся нарушения частей 4, 5 статьи 34 Закона о контрактной системе, выразившееся в ненадлежащем указании в проекте контракта условия об ответственности заказчика за ненадлежащее исполнение им обязательств, предусмотренных контрактом.

2. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.

Требования к содержанию второй части заявки на участие в электронном аукционе установлены частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 1 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), почтовый адрес участника такого аукциона, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона.

Требования к содержанию вторых частей заявок муниципальным заказчиком установлены в пункте 10.1 ИК.

Согласно пункту 10.1 ИК вторая часть заявки среди прочего должна содержать наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона.

Соответственно, требование о представлении в составе второй части заявки информации, предусмотренной пунктом 1 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, муниципальным заказчиком в данном случае в Документации установлено не в надлежащем виде и не в соответствии с требованиями действующей редакции Закона о контрактной системе.

Таким образом, в действиях муниципального заказчика – Администрации содержится нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившееся в ненадлежащем установлении в документации об электронном аукционе требований к содержанию вторых частей заявок участников электронного аукциона.

3. В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.

Согласно части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, обеспечения гарантийных обязательств в случае установления требований к таким обязательствам в соответствии с частью 4 статьи 33 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 6 статьи 96 Закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. В случае, если предложенные в заявке участника закупки цена, сумма цен единиц товара, работы, услуги снижены на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, начальной сумме цен единиц товара, работы, услуги, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона. В случае заключения контракта по результатам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона предусмотренный настоящей частью размер обеспечения исполнения контракта, в том числе предоставляемого с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона, устанавливается от цены, по которой в соответствии с настоящим Федеральным законом заключается контракт, но не может составлять менее чем размер аванса. Размер обеспечения гарантийных обязательств не может превышать десять процентов начальной (максимальной) цены контракта.

Требование обеспечения исполнения контракта муниципальным заказчиком в данном случае установлено в разделе 5 ИК (согласно пункту 5.1 ИК размер такого обеспечения составляет 5 % от начальной (максимальной) цены контракта (583 493, 00 рублей)) и разделе 2 Проекта муниципального контракта.

Необходимо отметить, что рассматриваемая закупка не осуществляется Администрацией в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, в связи с чем ее участниками могут быть не только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации (пункт 7.2 ИК).

Следовательно, размер установленного муниципальным заказчиком обеспечения исполнения контракта, исходя из величины начальной (максимальной) цены контракта (не превышает пятьдесят миллионов рублей) и отсутствия ограничений в отношении участия в закупке, в данном случае полностью соответствует требованиям части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе.

При этом в пункте 5.2 ИК муниципальным заказчиком также предусмотрена возможность освобождения участника закупки, с которым заключается контракт, от представления обеспечения контракта в случае предоставления таким участником информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Такая информация представляется участником закупки до заключения контракта в случаях, установленных настоящим Федеральным законом для предоставления обеспечения исполнения контракта. При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

Вместе с тем, согласно части 8.1 статьи 96 Закона о контрактной системе, освобождение участника закупки, с которым заключается контракт, от представления обеспечения контракта в случае предоставления им вышеуказанной информации, содержащейся в реестре контрактов, возможно исключительно в случае осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, то есть в случае осуществления закупки, участниками которой могут быть только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации.

Так, согласно части 8.1 статьи 96 Закона о контрактной системе, участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона, в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Такая информация представляется участником закупки до заключения контракта в случаях, установленных настоящим Федеральным законом для предоставления обеспечения исполнения контракта. При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

Однако, как указывалось выше, ограничения участия в рассматриваемой закупке в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе муниципальным заказчиком не установлено.

Учитывая вышеизложенное, в действиях муниципального заказчика – Администрации содержатся нарушения пункта 8 части 1 статьи 64, частей 1, 6, 8.1 статьи 96 Закона о контрактной системе, выразившиеся в ненадлежащем установлении в документации об электронном аукционе порядка предоставления обеспечения его исполнения.

При этом Комиссия отмечает, что установленный муниципальным заказчиков в разделе 2 Проекта муниципального контракта порядок представления его обеспечения, полностью соответствует требованиям действующего законодательства и не противоречит им.

4. В соответствии с пунктом 1 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.

В соответствии с частью 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.

Указанные виды и объемы работ установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 № 570 (далее – Постановление № 570).

Пунктом 2 Постановления № 570 установлены:

а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории Российской Федерации из числа видов работ, утвержденных настоящим постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке;

б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом «а» настоящего пункта, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять:

не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г.;

не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - с 1 июля 2018 г.

Исходя из вышеизложенного, в случае если работы, входящие в объект закупки, включены в виды работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, названные в Постановление № 570, заказчик в документации о закупке обязан установить, что данные виды работ (все или их часть, определенная заказчиком) должны быть выполнены подрядчиком самостоятельно.

Подрядчик, в свою очередь, исходя из положений Постановления № 570, должен выбрать из определенных заказчиком в документации работ их конкретные виды и объемы, которые он обязуется выполнить самостоятельно без привлечения других лиц, и которые впоследствии включаются в контракт.

Возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, муниципальным заказчиком перечислены в пункте 11.3 ИК.

Указанные виды работ соответствуют видам работ, предусмотренным Постановлением № 570, и, исходя из объекта закупки (реконструкция объекта капитального строительства), в данном случае установлены правомерно. 

При этом, согласно пункту 11.2 ИК, а также пункту 9.1.28 Проекта муниципального контракта, совокупное стоимостное выражение выбранных подрядчиком конкретных видов работ и их объемов из пункта 11.3 ИК, которые он обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, должно составлять не менее 15 процентов цены муниципального контракта.

Вместе с тем, как отмечалось выше, согласно пункту 2 Постановления № 570 с 01.07.2018 совокупное стоимостное выражение конкретных видов и объемов работ из числа видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, определенных по предложению подрядчика из числа перечисленных заказчиком, должно быть не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта.

Учитывая вышеизложенное, в действиях муниципального заказчика – Администрации содержится нарушение части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, выразившиеся в ненадлежащем установлении в документации о закупке условия о совокупном стоимостном выражении видов и объемов работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц.

5. Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.

В соответствии с пунктом 2 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе  в контракт включаются обязательные условия об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.

Однако вышеуказанное условие муниципальным заказчиком в Проект муниципального контракта включено в ненадлежащем виде.

Так, согласно пункту 5.5 Проекта муниципального контракта, в случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, сумма, подлежащая уплате физическому лицу, уменьшается на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.

То есть муниципальным заказчиком, фактически, в данном случае в пункте 5.5 Проекта муниципального контракта не приведены указания на предусмотренные пунктом 2 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе:

- возможность уменьшения суммы, подлежащей уплате заказчиком физическому лицу, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя;

- условие об уменьшении подлежащей оплате суммы на размер сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

Учитывая вышеизложенное, в действиях муниципального заказчика – Администрации содержится нарушение пункта 2 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, выразившееся в ненадлежащем установлении в проекте контракта обязательного условия об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта.

6. В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.

Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.

Порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам настоящего электронного аукциона разъяснений положений Документации содержится в разделе 13 ИК.

Указанный порядок полностью соответствует порядку, предусмотренному частями 3, 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.

При этом, согласно пункту 13.2 ИК, датой начала предоставления разъяснений положений Документации в данном случае является момент размещения Извещения на официальном сайте (23.09.2019), а датой и временем окончания – 12 часов 00 минут 27.09.2019.

Вместе с тем, установленная муниципальным заказчиком дата окончания срока предоставления участникам рассматриваемой закупки разъяснений положений Документации (27.09.2019), исходя из установленного Администрацией времени окончания срока предоставления разъяснений в указанную дату (12 часов 00 минут), является ненадлежащей и противоречит установленному порядку предоставления разъяснений положений документации об электронном аукционе.

Так, согласно Извещению, дата окончания срока подачи заявок на участие в настоящем электронном аукционе установлена муниципальным заказчиком на 01.10.2019.

Следовательно, исходя из положений части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, муниципальный заказчик в данном случае был обязан предоставлять разъяснения на запросы участников закупки относительно положений Документации, поступившие исключительно не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе, то есть не позднее 27.09.2019.

Однако, как установлено выше, предоставление разъяснений положений Документации муниципальным заказчиком было прекращено в 12 часов 00 минут 27.09.2019.

При этом, правом на обращение за предоставлением разъяснений положений Документации участники рассматриваемой закупки в силу положений части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе обладали вплоть до окончания 27.09.2019.

Таким образом, в действиях муниципального заказчика – Администрации содержится нарушение пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившееся в ненадлежащем установлении в документации об электронном аукционе даты окончания срока предоставления его участникам разъяснения положений документации.

Вышеперечисленные нарушения указывают на наличие в действиях должностного лица муниципального заказчика, утвердившего Документацию с нарушением требований законодательства о контрактной системе, признаков события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При решении вопроса о необходимости выдачи предписания об устранении установленных нарушений Комиссия учитывает следующее.

Согласно Протоколу от 04.10.2019 подведения итогов настоящего электронного аукциона (далее – Протокол), на участие в рассматриваемой закупке поступили заявки 2 участников.

При этом, согласно Протоколу, при рассмотрении заявок, поступивших на участие в рассматриваемой закупке, соответствие ее участников установленным Администрацией в соответствии с пунктом 2(1) Приложения № 1 к Постановлению № 99 дополнительным требованиям проверялось аукционной комиссией муниципального заказчика путем рассмотрения комплекта документов, представленного оператором электронной площадки – Закрытым акционерным обществом «Сбербанк-АСТ» (далее – ЗАО «Сбербанк-АСТ») в соответствии с частью 8.2 статьи 66 Закона о контрактной системе.

Указанные обстоятельства также подтверждаются имеющимся в материалах Жалобы письмом Администрации (вх. № 6786 от 07.10.2019 Новгородского УФАС России).

Согласно Протоколу, ни одна из поступивших заявок аукционной комиссией муниципального заказчика не была признана несоответствующей положениям Документации в связи с отсутствием предусмотренных частью 8.2 статьи 66 Закона о контрактной системе документов, подтверждающих наличие у участников закупки необходимого опыта, или несоответствием данных документов требованиям Документации.

Кроме того, как следует из части 1 статьи 66 Закона о контрактной системе, подача заявок на участие в электронном аукционе осуществляется только лицами, зарегистрированными в единой информационной системе и аккредитованными на электронной площадке. При этом подача заявок на участие в закупках отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 настоящего Федерального закона установлены дополнительные требования, осуществляется только участниками закупки, электронные документы (или их копии) которых размещены в соответствии с частью 13 статьи 24.2 настоящего Федерального закона оператором электронной площадки в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.

Согласно Извещению, настоящий электронный аукцион проводится муниципальным заказчиков в сети «Интернет» на электронной площадке ЗАО «Сбербанк-АСТ».

При этом, согласно размещенной в сети «Интернет» информации из реестра участников, аккредитованных на данной электронной площадке (https://www.sberbank-ast.ru/SupplierList.aspx), податель Жалобы – ООО «Реноватор» аккредитацию на электронной площадке ЗАО «Сбербанк-АСТ» не проходил, в связи с чем не обладает возможностью принять участие в рассматриваемой закупке (подать заявку).

Таким образом, доказательства того, что установленное в результате рассмотрения Жалобы в действиях муниципального заказчика нарушение части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе (неправомерное требование о представлении в составе вторых частей заявок на участие в электронном аукционе документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям, установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе) повлияло на результаты осуществления рассматриваемой закупки, на права и законные интересы ее участников, а также на права и законные интересы ООО «Реноватор», в материалах Жалобы отсутствуют.

Доказательства того, что установленные в результате проведения внеплановой проверки в действиях муниципального заказчика нарушения пунктов 2, 8, 11 части 1 статьи 64, частей 1, 6, 8.1 статьи 96 Закона о контрактной системе повлияли на результаты осуществления рассматриваемой закупки, в материалах Жалобы также отсутствуют (во вторых частях заявок обоих участников закупки была представлена информация, предусмотренная пунктом 1 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе; содержащийся в Проекте муниципального контракта порядок представления обеспечения его исполнения соответствует требованиям Закона о контрактной системе; запросов о даче разъяснений положений Документации в адрес муниципального заказчика не поступало).

В связи с вышеизложенным, указанные нарушения не требуют устранения путем выдачи предписания.

Вместе с тем, установленные также в ходе проведения внеплановой проверки в действиях муниципального заказчика нарушения частей 4, 5 статьи 34, пункта 2 части 13 статьи 34, части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, непосредственным образом способны привести к заключению по итогам рассматриваемой закупки муниципального контракта, не соответствующего требованиям законодательства о контрактной системе в части приведенных мер ответственности его сторон, условия об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком, а также условия о совокупном стоимостном выражении видов и объемов работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи предписания об устранении данных нарушений путем внесения соответствующих изменений в Проект муниципального контракта при его размещении муниципальным заказчиком на официальном сайте для подписания победителем (единственным участником) закупки.

Руководствуясь статьями 24.2, 31, 33, 34, 64, 65, 66, 68, 96, 110.2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «Реноватор» (119048, г. Москва, ул. Ефремова, д. 19, корп. 3, пом/ком/оф I/63/16) на действия муниципального заказчика – Администрации Ермолинского сельского поселения (173517, Новгородская обл., Новгородский р-н, д. Ермолино, д. 31) при осуществлении закупки (определении поставщика) путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на реконструкцию автомобильной дороги по адресу: Российская Федерация, Новгородская область, Новгородский район, Ермолинское сельское поселение, д. Горынево, проезд к улице Андреевская, ул. Андреевская и ул. Георгиевская, извещение № 0150300021519000021 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 23.09.2019, обоснованной.

2. Признать в действиях муниципального заказчика – Администрации Ермолинского сельского поселения нарушения частей 4, 5 статьи 34, пункта 2 части 13 статьи 34, пунктов 2, 8, 11 части 1 статьи 64, части 6 статьи 66, частей 1, 6, 8.1 статьи 96, части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.

3. Выдать муниципальному заказчику – Администрации Ермолинского сельского поселения обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

4. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица муниципального заказчика – Администрации Ермолинского сельского поселения.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                       И.А. Куриков

                              

                                                                                             

Члены Комиссии                                                                                                   Д.А. Петров

 

 

                                                                                                                             М.Е. Фомин          

           

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны