Решение №3505/03 РЕШЕНИЕ по результатам рассмотрения жалобы о нарушении зак... от 14 июля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Публикация документа не является официальной. Официально правовые акты публикуются в официальных печатных изданиях в соответствии с действующим законодательством

исх. № 3505/03 от 02.07.2015

 

 

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

29 июня 2015 года                                                                                       Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Комиссия) в составе:

Куриков И.А.  – председатель Комиссии, заместитель руководителя – начальник отдела Управления;

Иванов А.Т. – член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления;                

Руднева Д.А. – член Комиссии, специалист-эксперт Управления,                

в присутствии представителей:

государственного заказчика – Государственного учреждения – Новгородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации – начальника правового отдела Павлюковой Натальи Игоревны (доверенность № 21 от 09.01.2014), главного специалиста – руководителя группы организации размещения заказов для государственных нужд  Жуковой Анны Геннадьевны (доверенность № 50 от 29.05.2015);

подателя жалобы – Общества с ограниченной ответственностью «НОВИТЕХ» – исполнительного директора Румянцева Андрея Львовича (доверенность № 114 от 05.05.2015),

рассмотрев жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «НОВИТЕХ» (173003, Великий Новгород, ул. Большая Санкт-Петербургская, д. 41; далее – ООО «НОВИТЕХ») на действия государственного заказчика – Государственное учреждение – Новгородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (173009, Великий Новгород, ул. Псковская, д. 15; далее – ГУ – НРО ФСС Российской Федерации) при осуществлении закупки путем проведения запроса котировок на право заключения государственного контракта на поставку инвалидам телефонных устройств с текстовым выходом, извещение № 0250100000315000108 о проведении которого было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 10.06.2015, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки (определения поставщика), 

 

УСТАНОВИЛА:

 

23.06.2015 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки – ООО «НОВИТЕХ» на действия государственного заказчика – ГУ – НРО ФСС Российской Федерации закупки (определения поставщика) путем проведения запроса котировок на право заключения государственного контракта на поставку инвалидам телефонных устройств с текстовым выходом, начальная (максимальная) цена 481 500,50 рублей (извещение № 0250100000315000108 от 10.06.2015) (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

В своей Жалобе ООО «НОВИТЕХ» указывает, что извещение о запросе котировок содержит следующие недостатки:

- указанное место доставки очень размытое и не позволяет рассчитать стоимость доставки, которая напрямую влияет на общую стоимость контракта. Условие заказчика позволяющее менять место поставки «при необходимости» также является некорректным. Изменение места поставки в процессе выполнения контракта может серьезно влиять на его стоимость в ту или иную сторону.

- заказчиком указан срок поставки – «не менее 15 календарных дней с даты передачи заказчиком поставщику разнарядки». Однако в исполнении контракта участвует третья сторона являющаяся получателем товара, права и обязанности которой не определены. В документации о запросе котировок  не прописано, что делать поставщику если получатель не может принять товар в течение этого срока, если не удается связаться с получателем в течение этого срока, если получатель отсутствует по месту пребывания;

- пункт 2.1.2 Проекта контракта обязывает исполнителя «возвратить заказчику стоимость необоснованно выданного товара в случае наличия факта выдачи товара после смерти получателя». ООО «НОВИТЕХ» считает, что заказчику самостоятельно необходимо учитывать информацию о факте смерти получателя при выдаче разнарядок на выдачу товара.

На заседании Комиссии представитель подателя Жалобы полностью поддержал доводы Жалобы, а также устно дополнил её содержание доводом о том, что  установленный заказчиком срок поставки товара противоречит гражданскому законодательству о сроках направления разнарядки поставщику до наступления периода поставки.

Государственный заказчик – ГУ – НРО ФСС Российской Федерации - считает Жалобу необоснованной по основаниям, изложенным в возражениях на нее (вх. № 4926 от 29.06.2015).

В соответствии со статьей 510 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) Договором поставки может быть предусмотрено получение товаров покупателем (получателем) в месте нахождения поставщика (выборка товаров).

Так, в соответствии со спорной закупкой заказчиком указано, что поставка товара осуществляется до места жительства получателей или, при необходимости, по месту нахождения поставщика на территории Великого Новгорода и Новгородской области. Пунктами 1.2, 1.3 проекта контракта установлено, что поставка осуществляется получателям, указанным в разнарядке. Таким образом, указание такого требования к месту поставки, как место жительства получателей в географически определенном месте без указания адреса, не может свидетельствовать о нарушении законодательства Российской Федерации.

Также, специфика работы ГУ – НРО ФСС Российской Федерации по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, заключается в постоянной смене нуждаемости в тех или иных технических средствах реабилитации по причине смертности инвалидов, смене их жительства, отмены или изменения индивидуальной программы реабилитации инвалида, подачи заявления о предоставлении технического средства реабилитации или его замены вследствие неисправности и невозможности ремонта, спорные ситуации о немедленной выдачи средства и другое, что несомненно ведет к постоянным изменениям в потребности, в результате на стадии объявления процедуры закупки у отделения Фонда может быть одна потребность (имеется ввиду территориальная), а на стадии выдачи разнарядки на поставку такая потребность изменится (либо дополнится новый район, либо исключиться уже ранее указанный район), а внесение изменение в контракт в части существенных условий не предусмотрено законодательством о контрактной системе.

Заказчиком в разделе 4 Проекта контракта указан порядок передачи получателям товара (приемка получателями товара). Часть 4 статьи 514 ГК РФ определяет право поставщика требовать от покупателя оплаты товара, в случаях, когда покупатель без установленных законом, иными правовыми актами или договором оснований не принимает товар от поставщика или отказывается от его принятия. Кроме того, у сторон имеется возможность воспользоваться односторонним отказом от исполнения договора поставки (полностью или частично) с требованием возмещения фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного обстоятельствами, являющимися основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Указание ГУ – НРО ФСС Российской Федерации о возврате поставщиком стоимости необоснованно выданного товара после смерти получателя не является нарушением прав поставщика, напротив, обязывает его более четко соблюдать правила передачи товара, определенные пунктом 4.2 проекта контракта. Заказчик не снимает с себя обязанности осуществлять сверку состояния получателя при формировании и выдаче поставщику разнарядки. Однако, учитывая категорию получателей – инвалиды, а также их возраст и состояние здоровья, не исключается ситуация возможной смерти получателя в период после выдачи разнарядки  и до передачи товара. 

На рассмотрении Жалобы представитель государственного заказчика – ГУ – НРО ФСС Российской Федерации поддержал доводы возражений на Жалобу в полном объеме.

В связи с поступлением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Новгородским УФАС России проведена внеплановая проверка осуществления закупки (определения поставщика) путем проведения  запроса котировок.

В результате рассмотрения Жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.

  1. В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд                 (далее – законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

В соответствии с пунктом 2 статьи 42 и пунктом 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должно быть краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

Согласно части 2 статьи 73 Закона о контрактной системе к извещению о проведении запроса котировок должен быть приложен проект контракта.

Пунктом 1.2 Проекта контракта, являющегося приложением к извещению о проведении рассматриваемого запроса котировок,  установлено, что поставка товара осуществляется поставщиком до места жительства получателей или, при необходимости, по месту нахождения поставщика (его представителя) на территории Великого Новгорода и Новгородской области, на основании разнарядки выданной Заказчиком. Право выбора места получения товара определяется самостоятельно получателем.

Таким образом, поскольку место поставки товара определяет самостоятельно получатель товара, заказчику не представлялось возможным указать конкретные места поставки или же даже указание на населенные пункты, где проживают получатели, так как в случае заключения контракта по итогам закупки на таких условиях было бы нарушено право инвалидов на самостоятельное определение места получения средств реабилитации. При этом, внесение изменения в заключенный по итогам закупки контракт в части изменения такого существенного условия как место поставки товара Законом о контрактной системе не предусмотрено (статья 95). Также Комиссия Новгородского УФАС России принимает во внимание и доводы заказчика о невозможности указать места поставки товаров в виде точных адресов и наименований населенных пунктов по причине смертности, изменения мест жительства инвалидов, программы их реабилитации.

Таким образом, в данной части Жалоба является необоснованной.

  1. Согласно пункту 2.1.2 Проекта контракта поставщик обязуется возвратить заказчику стоимость необоснованно выданного товара в случае наличия факта выдачи товара после смерти получателя.

Заказчиком установлены требования к поставщику по передаче товара получателю, так согласно пункту 4.2 Проекта контракта по факту передачи Товара Получателю составляется акт сдачи – приемки Товара, подписанный представителем Поставщика и Получателем при предъявлении им паспорта. В случае выдачи Товара уполномоченным (законным) представителям Получателей предъявляются следующие документы: паспорт Получателя; документ, подтверждающий полномочия представителя; паспорт представителя. В случае отказа Получателя либо его представителя от получения Товара составляется Акт отказа от получения технического средства реабилитации (Товара) (Приложение № 4) либо (в случае отказа от подписания данного акта) Акт отказа от подписания Акта Сдачи-приемки технического средства реабилитации (товара) (Приложение № 5).

Таким образом, при выполнении поставщиком установленных требований к порядку передачи товара его получателю,  обязанность предусмотренная пунктом 2.1.2 Проекта контракта не наступает.

Из положений статей 506 и 526 ГК РФ следует, что сторонами, заключающими по итогам рассматриваемой закупки контракт, выступают поставщик-продавец (победитель запроса котировок) и покупатель (государственный заказчик). Получатель товара стороной данного контракта не является и заказчик не имеет обязанности по указанию в Проекте контракта прав и обязанностей лица, не являющегося стороной договора. Что касается вопросов возможной невыборки или отказа от получения товара, то они могут возникнуть в процессе исполнения контракта, решаются в соответствии с нормами ГК РФ (в частности части 4 статьи 514), и не имеют отношения к процедуре определения поставщика на право заключения государственного контракта.

Таким образом, данные доводы Жалобы также не нашли своего подтверждения.

  1. Пунктом 1.3 Проекта контракта установлен срок поставки – не более 15 календарных дней с даты передачи заказчиком поставщику разнарядки.

Согласно части 2 статьи 509 ГК РФ  в случае, когда договором поставки предусмотрено право покупателя давать поставщику указания об отгрузке (передаче) товаров получателям (отгрузочные разнарядки), отгрузка (передача) товаров осуществляется поставщиком получателям, указанным в отгрузочной разнарядке. Содержание отгрузочной разнарядки и срок ее направления покупателем поставщику определяются договором. Если срок направления отгрузочной разнарядки договором не предусмотрен, она должна быть направлена поставщику не позднее чем за тридцать дней до наступления периода поставки.

Заказчиком в Проекте контракта не предусмотрен срок направления разнарядки покупателем поставщику, в связи с чем, в соответствии с частью 2 статьи 509 ГК РФ заказчик в Проекте контракта должен был установить сроки поставки более чем тридцать дней с даты передачи заказчиком поставщику разнарядки.

Таким образом, в действиях государственного заказчика – ГУ – НРО ФСС Российской Федерации содержится  нарушение пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении в Проекте контракта сроков поставки товара противоречащих требованиям действующего гражданского законодательства РФ, на котором основывается Закон о контрактной системе.

  1. В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Разделом 5 Проекта контракта прописана ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по настоящему контракту в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно подпункту «а» пункта 5 Правил определения размера штрафа начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. № 1063, за ненадлежащее исполнение  обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в виде 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей.

Однако, в нарушение вышеуказанных Правил ответственность заказчика в виде штрафа в указанном размере в Проекте контракта, заключаемого по итогам рассматриваемой закупки, не предусмотрена.

Таким образом, в нарушение  статьи 34 Закона о контрактной системе, заказчик не определил свою ответственность за ненадлежащее исполнение обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств.

Учитывая изложенное, в действиях государственного заказчика – ГУ – НРО ФСС Российской Федерации содержится  нарушение частей 4, 5 статьи 34 Закона о контрактной системе, выразившееся в не установлении в Проекте контракта размера штрафа предусмотренного законодательством о контрактной системе.

Нарушения законодательства о контрактной системе, установленные в действиях государственного заказчика – ГУ – НРО ФСС Российской Федерации, могут существенно повлиять на результаты закупки, нарушают права и законные интересы потенциальных участников запроса котировок, что дает основания для выдачи предписания об устранении допущенных нарушений законодательства о контрактной системе.

 

Руководствуясь статьями 34, 42, 73, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу участника закупки (определения поставщика) – Общества с ограниченной ответственностью «НОВИТЕХ» (173003, Великий Новгород, ул. Большая Санкт-Петербургская, д. 41) на действия государственного заказчика – Государственное учреждение – Новгородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (173009, Великий Новгород, ул. Псковская, д. 15; далее – ГУ – НРО ФСС Российской Федерации) при осуществлении закупки путем проведения запроса котировок на право заключения государственного контракта на поставку инвалидам телефонных устройств с текстовым выходом, извещение № 0250100000315000108 о проведении которого было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 10.06.2015, частично обоснованной в части доводов об установлении заказчиком срока поставки товара, несоответствующего положениям действующего гражданского законодательства Российской Федерации.

2. Признать в действиях государственного заказчика – ГУ – НРО ФСС Российской Федерации нарушения частей 4, 5 статьи 34 и пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.

3. Выдать государственному заказчику – ГУ – НРО ФСС Российской Федерации,  обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

4. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки осуществления закупки уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица заказчика – ГУ – НРО ФСС Российской Федерации.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                  И.А. Куриков

 

                                                                                                                                

Члены Комиссии                                                                                          

                                                                                                                     А.Т. Иванов

 

                                                                                                                      Д.А. Руднева

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны