Решение №3526/02 Решение по делу № 33 по признакам нарушения Администрацией М... от 30 июня 2014 г.
Текст документа
Сохранить как PDFПубликация документа не является официальной. Официально правовые акты публикуются в официальных печатных изданиях в соответствии с действующим законодательством.
Исх.№ 3526/02 от 27.06.2014
Администрация Маловишерского муниципального района
ул. Володарского, д. 14, г. Малая Вишера, Новгородская область, 174260
РЕШЕНИЕ
по делу № 33 Великий Новгород
Резолютивная часть решения оглашена 26 июня 2014 года
В полном объеме решение изготовлено 27 июня 2014 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Пашкова Г.Н. - председатель Комиссии, заместитель руководителя Управления – начальник отдела антимонопольного контроля;
Иванова В.А. - член Комиссии, главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Управления;
Крапивин А.И. - член Комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Управления;
при участии представителя Администрации Маловишерского муниципального района Новгородской области Филимоновой Е.В., доверенность от 25.06.2014 № 726, рассмотрев дело № 33 по признакам нарушения Администрацией Маловишерского муниципального района Новгородской области (место нахождения: ул. Володарского, д. 14, г. Малая Вишера, Новгородская область, 174260) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В ходе проведения Новгородским УФАС России выездной плановой проверки соблюдения Администрацией Маловишерского муниципального района Новгородской области антимонопольного законодательства было установлено следующее.
Администрацией Маловишерского муниципального района принято постановление от 16.12.2011 № 713 «Об утверждении порядка проведения открытого конкурса на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Маловишерского района». Указанным постановлением утвержден порядок проведения открытого конкурса на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Маловишерского района (далее – Порядок), который регулирует вопросы организации, подготовки и проведения открытого конкурса на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Маловишерского района.
Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности, пунктом 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещается создание дискриминационных условий.
В соответствии с пунктом 8 статьи 4 Закона о защите конкуренции, дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.
Разделом 4 Порядка установлены критерии оценки участников конкурса.
Применение критерия 3 раздела 4 Порядка для оценки участников конкурса по наличию (отсутствию) нарушений дорожно-транспортной дисциплины, участию в ДТП, совершенных по вине перевозчика, без какого-либо дифференцирования по количеству автотранспортных средств, водителей, а также количества и протяженности обслуживаемых маршрутов заведомо ставит в неравное положение участников конкурса, являющихся крупными автотранспортными предприятиями, по сравнению с малыми предприятиями, поскольку очевидно, что у крупного автотранспортного предприятия вероятность стать участником ДТП значительно больше.
Критерии 4 и 5 раздела 4 Порядка, определяющие оценку перевозчиков в зависимости от наличия ранее заключенного договора, ставят изначально в неравные условия участников конкурса, которые уже имели заключенные договоры на осуществление перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования, и тех из них, кто не имеет таковых договоров. Соответственно, данные требования приводят к ограничению возможности начинающих и потенциальных перевозчиков участвовать в конкурсе, что также приводит и может привести к недопущению или ограничению конкуренции на рынке перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования в границах территории Маловишерского района.
Согласно приложению к Положению о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года № 291 (далее – Положение о лицензировании медицинской деятельности), работы (услуги) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым) составляют медицинскую деятельность.
В соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») подлежит лицензированию.
В соответствии с подпунктом «в» пункта 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности, является наличие:
у руководителя медицинской организации, заместителей руководителя медицинской организации, ответственных за осуществление медицинской деятельности, руководителя структурного подразделения иной организации, ответственного за осуществление медицинской деятельности, - высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификата специалиста, а также дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье»;
у индивидуального предпринимателя - высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, и сертификата специалиста, а при намерении осуществлять доврачебную помощь - среднего медицинского образования и сертификата специалиста по соответствующей специальности;
Согласно подпункту «г» пункта 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, наличие у лиц, указанных в подпункте «в» настоящего пункта, стажа работы по специальности не менее 5 лет - при наличии высшего медицинского образования; не менее 3 лет - при наличии среднего медицинского образования, также является одним из лицензионных требований, предъявляемых к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности.
Таким образом, критерий оценки, предусмотренный пунктом 7 раздела 4 Порядка создает участникам конкурса неравные условия доступа на рынок осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования на территории Маловишерского муниципального района, поскольку индивидуальный предприниматель, не имеющий медицинского образования и стажа работы по соответствующей специальности предусмотренных соответственно подпунктами «в», «г» пункта 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности не может иметь собственную лицензию на оказание услуг по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым), что в свою очередь может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования на территории Маловишерского муниципального района.
Оценка участников конкурса по наличию либо отсутствию производственно-технической базы для проведения технического обслуживания и ремонта автомобилей (критерий 8 раздела 4 Порядка) также заведомо ставит в неравное положение участников конкурса, поскольку, как правило, только крупное предприятие со значительным автомобильным парком имеет в собственности (ином законном праве) производственно-техническую базу для проведения технического обслуживания и ремонта автомобилей, а остальные перевозчики заключают соответствующие договоры на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта.
Критерий 9 раздела 4 Порядка, устанавливающий требование по общему стажу лицензированной деятельности по перевозке пассажиров, не соответствует статье 9 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», ограничивает доступ на рынок отдельных хозяйствующих субъектов, поскольку препятствует участию в конкурсе перевозчиков, которые только начали свою деятельность, и, следовательно, создает дискриминационные условия доступа на рынок осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования в Маловишерском муниципальном районе.
По сведениям, представленным Департаментом транспорта и связи Новгородской области (далее – Департамент) письмом от 30.01.2013 № ТС-306-И, на территории Новгородской области 156 хозяйствующих субъектов являются перевозчиками, осуществляющими деятельность по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования и имеющими соответствующую лицензию на данный вид деятельности, выданную уполномоченным органом - Управлением государственного автодорожного надзора по Новгородской области.
Письмом от 25.12.2013 № ТС-2559-И Департамент представил перечень перевозчиков, которые в 2013 год осуществляли межмуниципальные и пригородные перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования перевозки по Новгородской области, согласно заключенным с Департаментом по результатам конкурсов договорам, в количестве 20 перевозчиков.
Кроме того, дополнительным административным барьером входа на данный рынок является обязанность перевозчика заключить с ответственным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или местного самоуправления договор об оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования по одному или нескольким маршрутам. Договор, как следует из вышеуказанного Порядка, заключается с участником открытого конкурса – победителем на право заключения указанных договоров, то есть доступ на данный рынок возможен только путем участия и победы в конкурсах.
Субъектный состав перевозчиков представлен как юридическими лицами - крупными автотранспортными предприятиями, так и юридическими лицами - малыми автотранспортными предприятиями, а также индивидуальными предпринимателями. Наличие значительного количества перевозчиков в области является положительной характеристикой рынка, свидетельствующей об открытости рассматриваемого рынка для доступа на рынок новых перевозчиков и наличии большого числа потенциальных конкурентов.
Таким образом, товарный рынок с продуктовыми границами «услуги по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования» в географических границах товарного рынка, равных территории Новгородской области, включая территорию Маловишерского муниципального района, является конкурентным, со значительным количеством действующих и потенциальных участников рынка в качестве продавцов услуг – перевозчиков, то есть конкурентов.
Таким образом, нормативный правовой акт Администрации Маловишерского муниципального района, а именно - постановление от 16.12.2011 № 713 «Об утверждении порядка проведения открытого конкурса на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Маловишерского района», в котором установлены критерии 3, 4, 5, 7, 8, 9 раздела 4 Порядка, содержит признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в частности пункта 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
На основании вышеизложенного Новгородским УФАС России в отношении Администрации Маловишерского муниципального района Новгородской области возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Администрация Маловишерского муниципального района представила письменные пояснения, из которых следует, что Администрация признает, что рассматриваемый нормативный правовой акт не соответствовал требованиям Закона о защите конкуренции, в связи с чем принято постановление Администрации Маловишерского муниципального района от 28.05.2014 № 415 «О внесении изменений в постановление Администрации муниципального района от 16.12.2011 № 713», которым критерии оценки участников конкурса приведены в соответствие с требованиями антимонопольного законодательства.
На заседании Комиссии по рассмотрению дела № 33 представитель Администрации Маловишерского муниципального района подтвердил изложенное в письменных пояснениях.
Пунктом 1.2.2. вышеуказанного постановления Администрации Маловишерского муниципального района от 28.05.2014 № 415 раздел 4 «Критерии оценки участников конкурса» изложены в новой редакции, в которой критерии 3, 4, 5, 7, 8, 9 раздела 4 Порядка в редакции постановления Администрации Маловишерского муниципального района от 16.12.2011 № 713 отсутствуют.
В материалах дела имеется скрин-шот официального сайта Администрации Маловишерского муниципального района http://www.mvadm.ru/, на котором изображена страница сайта из рубрики «Бюллетень «Возрождение»», где размещен номер указанного бюллетеня с опубликованным постановлением Администрации Маловишерского муниципального района от 28.05.2014 № 415.
Изучив имеющиеся документы и материалы, заслушав пояснения представителя Администрации Маловишерского муниципального района, Комиссия пришла к выводу, что Администрация Маловишерского муниципального района допустила нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в частности пункта 8 части 1 статьи 15 указанного закона, выразившееся в принятии нормативного правового акта - постановления от 16.12.2011 № 713 «Об утверждении порядка проведения открытого конкурса на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Маловишерского района», который в части критериев 3, 4, 5, 7, 8, 9 раздела 4 Порядка проведения открытого конкурса на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Маловишерского района, утвержденного данным постановлением, создает дискриминационные условия доступа на рынок осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования в Маловишерском муниципальном районе и приводит и может привести к недопущению или ограничению конкуренции на указанном рынке.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать Администрацию Маловишерского муниципального района нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в частности пункта 8 части 1 статьи 15 указанного Закона.
2. Выдать Администрации Маловишерского муниципального района предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
.
Председатель Комиссии Г.Н. Пашкова
Члены Комиссии В.В.Иванова
А.И. Крапивин
Дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.