Решение №3526/02 Решение по делу № 33 по признакам нарушения Администрацией М... от 30 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Публикация документа не является официальной. Официально правовые акты публикуются в официальных печатных изданиях в соответствии с действующим законодательством.

Исх.№ 3526/02 от 27.06.2014

 

Администрация Маловишерского муниципального района

ул. Володарского, д. 14, г. Малая Вишера, Новгородская область, 174260

РЕШЕНИЕ

 

 

по делу № 33                                                                                  Великий Новгород

 

 

Резолютивная часть решения оглашена 26 июня 2014 года

В полном объеме решение изготовлено 27 июня 2014 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Пашкова Г.Н. - председатель Комиссии, заместитель руководителя Управления  – начальник отдела антимонопольного контроля;

Иванова В.А. - член Комиссии, главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Управления;

Крапивин А.И. - член Комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Управления;

 

при  участии представителя Администрации Маловишерского муниципального района Новгородской области Филимоновой Е.В., доверенность от 25.06.2014 № 726, рассмотрев дело № 33 по признакам нарушения Администрацией Маловишерского муниципального района Новгородской области (место нахождения: ул. Володарского, д. 14, г. Малая Вишера, Новгородская область, 174260) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

 

 

В ходе проведения Новгородским УФАС России выездной плановой проверки соблюдения Администрацией Маловишерского муниципального района Новгородской области антимонопольного законодательства было установлено следующее.

Администрацией Маловишерского муниципального района принято постановление от 16.12.2011 № 713 «Об утверждении порядка проведения открытого конкурса на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Маловишерского района». Указанным постановлением утвержден порядок проведения открытого конкурса на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Маловишерского района (далее – Порядок), который регулирует вопросы организации, подготовки и проведения открытого конкурса на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Маловишерского района.

Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности, пунктом 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещается создание дискриминационных условий.

В соответствии с пунктом 8 статьи 4 Закона о защите конкуренции, дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

Разделом 4 Порядка установлены критерии оценки участников конкурса.  

Применение критерия 3 раздела 4 Порядка для оценки участников конкурса по наличию (отсутствию) нарушений дорожно-транспортной дисциплины, участию в ДТП, совершенных по вине перевозчика, без какого-либо дифференцирования по количеству автотранспортных средств, водителей, а также количества и протяженности обслуживаемых маршрутов заведомо ставит в неравное положение участников конкурса, являющихся крупными автотранспортными предприятиями, по сравнению с малыми предприятиями, поскольку очевидно, что у крупного автотранспортного предприятия вероятность стать участником ДТП значительно больше.

Критерии 4 и 5 раздела 4 Порядка, определяющие оценку перевозчиков в зависимости от наличия  ранее заключенного договора, ставят изначально в неравные условия  участников конкурса, которые уже имели заключенные договоры на осуществление перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования, и тех из них, кто не имеет таковых договоров. Соответственно, данные требования приводят к ограничению возможности начинающих и  потенциальных перевозчиков участвовать в конкурсе, что также приводит и может привести к недопущению или ограничению конкуренции на рынке перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования в границах территории Маловишерского района.

Согласно приложению к Положению о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года № 291 (далее – Положение о лицензировании медицинской деятельности), работы (услуги) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым) составляют медицинскую деятельность.

В соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») подлежит лицензированию.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности, является наличие:

у руководителя медицинской организации, заместителей руководителя медицинской организации, ответственных за осуществление медицинской деятельности, руководителя структурного подразделения иной организации, ответственного за осуществление медицинской деятельности, - высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификата специалиста, а также дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье»;

у индивидуального предпринимателя - высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, и сертификата специалиста, а при намерении осуществлять доврачебную помощь - среднего медицинского образования и сертификата специалиста по соответствующей специальности;

Согласно подпункту «г» пункта 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, наличие у лиц, указанных в подпункте «в» настоящего пункта, стажа работы по специальности не менее 5 лет - при наличии высшего медицинского образования; не менее 3 лет - при наличии среднего медицинского образования, также является одним из лицензионных требований, предъявляемых к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности.

Таким образом, критерий оценки, предусмотренный пунктом 7 раздела 4 Порядка создает участникам конкурса неравные условия доступа на рынок осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования на территории Маловишерского муниципального района, поскольку индивидуальный предприниматель, не имеющий медицинского образования и стажа работы по соответствующей специальности предусмотренных соответственно подпунктами «в», «г» пункта 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности не может иметь собственную лицензию на оказание услуг по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым), что в свою очередь может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования на территории Маловишерского муниципального района.   

Оценка участников конкурса по наличию либо отсутствию производственно-технической базы для проведения технического обслуживания и ремонта автомобилей (критерий 8 раздела 4 Порядка) также заведомо ставит в неравное положение участников конкурса, поскольку, как правило, только крупное предприятие со значительным автомобильным парком имеет в собственности (ином законном праве) производственно-техническую базу для проведения  технического обслуживания и ремонта автомобилей, а остальные перевозчики заключают соответствующие договоры на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта.

Критерий 9 раздела 4 Порядка, устанавливающий требование по общему стажу лицензированной деятельности по перевозке пассажиров, не соответствует статье 9 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», ограничивает  доступ на рынок отдельных хозяйствующих субъектов, поскольку препятствует участию в конкурсе  перевозчиков, которые только начали свою деятельность, и, следовательно, создает дискриминационные условия доступа на рынок осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования в Маловишерском муниципальном районе.       

По сведениям, представленным Департаментом транспорта и связи Новгородской области (далее – Департамент) письмом от 30.01.2013 № ТС-306-И, на территории Новгородской области 156 хозяйствующих субъектов являются перевозчиками, осуществляющими деятельность по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования и имеющими соответствующую лицензию на данный вид деятельности, выданную уполномоченным органом - Управлением государственного автодорожного надзора по Новгородской области.

Письмом от 25.12.2013 № ТС-2559-И Департамент представил перечень перевозчиков,  которые в 2013 год осуществляли межмуниципальные и пригородные перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования перевозки по Новгородской области, согласно заключенным с Департаментом по результатам конкурсов договорам, в количестве 20 перевозчиков.

Кроме того, дополнительным административным барьером входа на данный рынок является обязанность перевозчика заключить с ответственным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или местного самоуправления  договор об оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования по одному или нескольким маршрутам. Договор, как следует из вышеуказанного Порядка, заключается с участником открытого конкурса – победителем на право заключения указанных договоров, то есть доступ на данный рынок возможен только путем участия  и победы в конкурсах.

Субъектный состав перевозчиков представлен как юридическими лицами - крупными автотранспортными предприятиями,  так и юридическими лицами - малыми автотранспортными предприятиями, а также индивидуальными предпринимателями. Наличие значительного количества перевозчиков в области является положительной характеристикой рынка, свидетельствующей об открытости рассматриваемого рынка для доступа на рынок новых перевозчиков и наличии большого числа потенциальных конкурентов.

Таким образом, товарный рынок с продуктовыми границами «услуги по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования» в географических границах товарного рынка, равных территории Новгородской области, включая территорию Маловишерского  муниципального района, является конкурентным, со значительным количеством действующих и потенциальных участников рынка в качестве продавцов услуг – перевозчиков, то есть конкурентов.

Таким образом, нормативный правовой акт Администрации Маловишерского муниципального района, а именно - постановление от 16.12.2011 № 713 «Об утверждении порядка проведения открытого конкурса на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Маловишерского района», в котором установлены критерии  3, 4, 5, 7, 8, 9 раздела 4 Порядка, содержит признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в частности пункта 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

На основании вышеизложенного Новгородским УФАС России в отношении Администрации Маловишерского муниципального района Новгородской области возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Администрация Маловишерского муниципального района представила письменные пояснения, из которых следует, что Администрация признает, что рассматриваемый нормативный правовой акт не соответствовал требованиям Закона о защите конкуренции, в связи с чем принято постановление Администрации Маловишерского муниципального района от 28.05.2014 № 415 «О внесении изменений в  постановление Администрации муниципального района от 16.12.2011 № 713», которым критерии оценки участников конкурса приведены в соответствие с требованиями антимонопольного законодательства.

На заседании Комиссии по рассмотрению дела № 33 представитель Администрации Маловишерского муниципального района подтвердил изложенное в письменных пояснениях.

Пунктом 1.2.2. вышеуказанного постановления Администрации Маловишерского муниципального района от 28.05.2014 № 415 раздел 4 «Критерии оценки участников конкурса» изложены в новой редакции, в которой критерии  3, 4, 5, 7, 8, 9 раздела 4 Порядка в редакции постановления Администрации Маловишерского муниципального района от 16.12.2011 № 713 отсутствуют.

В материалах дела имеется скрин-шот официального сайта Администрации Маловишерского муниципального района http://www.mvadm.ru/, на котором изображена страница сайта из рубрики «Бюллетень «Возрождение»», где размещен номер указанного бюллетеня с опубликованным постановлением Администрации Маловишерского муниципального района от 28.05.2014 № 415.

Изучив имеющиеся документы и материалы, заслушав пояснения представителя Администрации Маловишерского муниципального района, Комиссия пришла к выводу, что Администрация Маловишерского муниципального района допустила нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в частности пункта 8 части 1 статьи 15 указанного закона, выразившееся в  принятии нормативного правового акта - постановления от 16.12.2011 № 713 «Об утверждении порядка проведения открытого конкурса на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Маловишерского района»,  который в части критериев  3, 4, 5, 7, 8, 9 раздела 4 Порядка проведения открытого конкурса на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Маловишерского района, утвержденного данным постановлением, создает дискриминационные условия доступа на рынок осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования в Маловишерском муниципальном районе и приводит и может привести к недопущению или ограничению конкуренции на указанном рынке.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41,  статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

       

РЕШИЛА:

 

1. Признать Администрацию Маловишерского муниципального района  нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в частности пункта 8 части 1 статьи 15 указанного Закона.

2. Выдать Администрации Маловишерского муниципального района предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

 

.

Председатель Комиссии                                                                              Г.Н. Пашкова

Члены Комиссии                                                                                          В.В.Иванова

                                                                                                                       А.И. Крапивин 

 

 

Дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 


Связанные организации

Связанные организации не указаны