Решение №3538/03 РЕШЕНИЕ по результатам рассмотрения жалобы ООО "Профит-плюс"... от 25 июля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Публикация документа не является официальной. Официально правовые акты публикуются в официальных печатных изданиях в соответствии с действующим законодательством

Государственному заказчику –

ФКУ Упрдор «Россия»

 

ул. Троицкая, д. 5,

Великий Новгород, 173007

 

 

Оператору электронной площадки –

АО «Электронные торговые системы» (НЭП)

 

ул. Тестовская, д. 10,

г. Москва, 123112

 

 

Подателю жалобы –

ООО «Профит-Плюс»

 

ул. Навагинская, д. 9Д, оф. 420,

г. Сочи, 354068

 

Исх. 3538/03 от 24.07.2017

 

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

19 июля 2017 года Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:

Куриков И.А. – председатель Комиссии, заместитель руководителя Управления;

Захарова О.А. – член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления;

Герасимова М.В. – член Комиссии, специалист-эксперт Управления,

в присутствии представителей:

государственного заказчика – Федерального казенного учреждения «Управление автомобильной магистрали Москва – Санкт – Петербург Федерального дорожного агентства» – ….. (доверенность № 17-д от 25.05.2017), ….. (доверенность № 14-д от 17.04.2017);

податель жалобы – Общество с ограниченной ответственностью «Профит-плюс» – надлежащим образом уведомлен о времени и месте заседания Комиссии, своих представителей на рассмотрение жалобы не направил,

рассмотрев жалобу – Общества с ограниченной ответственностью «Профит-Плюс» (354068, г. Сочи, ул. Навагинская, д. 9Д, оф. 420; ООО «Профит-Плюс») на действия государственного заказчика – Федерального казенного учреждения «Управление автомобильной магистрали Москва – Санкт – Петербург Федерального дорожного агентства» (173007, Великий Новгород, ул. Троицкая, д. 5; далее – ФКУ Упрдор «Россия») при осуществлении им закупки (определении поставщика) путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по ремонту путепровода над автомобильной дорогой Савино-Селище на км 523+676 автомобильной дороги М-10 «Россия» Москва- Тверь - Великий Новгород - Санкт-Петербург (правый), Новгородская область, извещение № 0336100012517000061 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 27.06.2017, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки (определения поставщика),

 

УСТАНОВИЛА:

 

12.07.2017 в Новгородское УФАС России поступила жалоба ООО «Профит-плюс» на действия государственного заказчика – ФКУ Упрдор «Россия» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по ремонту путепровода над автомобильной дорогой Савино-Селище на км 523+676 автомобильной дороги М-10 «Россия» Москва- Тверь - Великий Новгород - Санкт-Петербург (правый), Новгородская область (извещение № 0336100012517000061, дата размещения на официальном сайте – 27.06.2017) (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

Доводы Жалобы сводятся к следующему.

1. Заказчиком установлено необоснованное ограничение возможности участия индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную форму налогообложения, не являющихся плательщиками налога на добавленную стоимость (далее – НДС).

В пункте 3.1 Приложения № 1 к документации об электронном аукционе «Проект государственного контракта» (далее – Проект контракта) указано, что цена контракта составляет (указывается сумма контракта), в том числе НДС (указывается сумма НДС).

При этом, организации применяющие упрощенную систему налогообложения не являются плательщиками НДС.

Изменение Проекта контракта после окончания срока приема заявок невозможно, при победе организации не являющейся плательщиком НДС должно быть обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.

2. Заказчик подготовил документацию с нарушениями части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе. В Приложении № 4 к документации об электронном аукционе (Требования к показателям, товаров используемых при выполнении работ) (далее – Приложение № 4) государственным заказчиком установлены требования к компонентам товара и (или) результатам испытаниям товара (материалы для дорожной разметки, песок для строительных работ, песок из отсевов дробления или дробленый песок), значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.

Установление обязанности участника закупки указывать в заявке сведения о товаре, относящиеся не к показателям самого товара, а к его составным частям, химическим показателям составных частей товара, к результатам испытания товара и другим физико-химическим свойствам, которые не могут быть определены заранее, ограничивает количество участников закупки, поскольку чтобы подать заявку участник закупки должен иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с Приложением № 4.

Таким образом, по мнению ООО «Профит-плюс» государственный заказчик при описании объекта закупки ограничил количество участников закупки и нарушил Закон о контрактной системе.

Учитывая изложенное, податель Жалобы просит отменить вышеуказанную закупку.

Государственный заказчик – ФКУ Упрдор «Россия» считает Жалобу необоснованной по основаниям, изложенным в возражениях на нее (вх. № 4074 от 17.07.2017 Новгородского УФАС России) суть которых сводится к следующему.

1. В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о контрактной системе участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Исходя из положений Закона о контрактной системе при осуществлении закупки в документации устанавливается начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК). При установлении НМЦК заказчик должен учитывать все факторы, влияющие на цену: условия и сроки поставки, риски, связанные с возможностью повышения цены, и иные платежи, связанные с оплатой поставляемых товаров (работ, услуг).

Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

В пункте 3.6 документации об электронном аукционе (далее - Документация) установлено, что в случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуальных предпринимателей и иных занимающихся частной практикой лиц, оплата такого контракта уменьшается на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.

Таким образом, Документация не содержит ограничений для участников закупки использующих упрощенную систему налогообложения. Участнику будет выплачена та цена контракта, которая была предложена им (участником) при проведении аукциона, независимо от того является он плательщиком НДС или нет.

2. Согласно Инструкции по заполнению заявки для показателей отмеченных символом (*), значения которых не являются статичными величинами, участник закупки представляет в заявке сведения о конкретных показателях товаров либо в форме конкретных (точных) значений, либо описывая значение показателя диапазоном возможных значений. Возможность указать диапазонные значения не может ограничивать участников и не требует проведения испытаний определенной партии товара.

Кроме того в своих возражениях ФКУ Упрдор «Россия» указывает, что ООО «Профит-плюс» не может являться участником рассматриваемой закупки в силу того, что согласно пункту 8 части 2 статьи 61 Закона о контрактной системе для получения аккредитации участник электронного аукциона предоставляет оператору электронной площадки решение об одобрении или о совершении по результатам таких аукционов сделок от имени этого участника закупки - юридического лица с указанием информации о максимальной сумме одной сделки. Согласно сведениям, содержащимся в реестре участников электронной площадки АО «Электронные торговые системы», максимально разрешенная сумма сделки для ООО «Профит-плюс» составляет 20 000 000 рублей, тогда как НМЦК для рассматриваемой закупки составляет 33 588 073 рублей. Исходя их данных обстоятельств, ФКУ Упрдор «Россия» делает вывод о том, что ООО «Профит-плюс» не планировало участие в рассматриваемом аукционе, ввиду чего положения Документации не могут нарушить права и законные интересы подателя Жалобы.

Между тем, Комиссия Новгородского УФАС России отмечает, что указанные государственным заказчиком – ФКУ Упрдор «Россия» обстоятельства не свидетельствуют о том, что ООО «Профит-плюс» не может быть участником данного аукциона и не имеет права обжаловать положения Документации, т.к. при проведении торгов (электронного аукциона) в порядке, предусмотренном статьей 68 Закона о контрактной системе, участники закупки вправе заявлять свои предложения по снижению НМЦК.

Следует также отметить, что свое предложение о цене контракта участник закупки вправе сделать и в случае если электронный аукцион был признан несостоявшимся, поскольку в силу пункта 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе контракт должен быть заключен с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на условиях, предусмотренных документацией о закупке, по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт. Таким образом, снижение НМЦК возможно и при несостоявшихся торгах.

Кроме того, до момента окончания срока подачи заявок обжаловать положения документации о закупке может любое лицо, в том числе не подававшее заявку и не аккредитованное на электронной площадке.

В связи с поступлением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Новгородским УФАС России проведена внеплановая проверка осуществления закупки (определения поставщика) путем проведения электронного аукциона.

В результате рассмотрения Жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.

В июне - июле 2017 года государственным заказчиком – ФКУ Упрдор «Россия» проводится осуществление закупки путем электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по ремонту путепровода над автомобильной дорогой Савино-Селище на км 523+676 автомобильной дороги М-10 «Россия» Москва- Тверь - Великий Новгород - Санкт-Петербург (правый), Новгородская область (начальная (максимальная) цена контракта – 33 588 073 рубля 00 копеек).

Документация (в последней редакции) утверждена 06.06.2017 заместителем начальника ФКУ Упрдор «Россия» В.Ю.Гарновым.

1. Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о контрактной системе участником закупки является любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, вправе участвовать в закупках в качестве поставщика (подрядчика, исполнителя) наравне с другими участниками, применяющими различные системы налогообложения. Действующим законодательством не установлено никаких ограничений для участников в зависимости от применяемого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) налогового режима.

Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

В соответствии с частью 2 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке.

Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

Согласно пункту 3.1 Проекта контракта в цену контракта включен НДС.

При определении порядка формирования цены контракта заказчик должен учитывать все факторы, влияющие на цену: условия и сроки поставки, риски, связанные с возможностью повышения цены, налоги и иные платежи, связанные с оплатой поставляемых товаров (работ, услуг).

При расчете начальной (максимальной) цены контракта государственным заказчиком в цену был включен, в том числе, НДС.

Согласно части 10 статьи 70 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.

Ценой контракта, заключаемого по итогам аукциона, следует считать сумму, предложенную участником закупки, с которым заключается контракт, независимо от того, какую систему налогообложения он применяет.

Согласно пункту 3.1 Проекта контракта «Цена настоящего Государственного контракта составляет_________(_______)рублей__копеек, в том числе НДС_____________(_______) рублей, в том числе: 2017 год-___________(_______) рублей, в том числе НДС_______(_____) рублей».

Согласно пункту 3.2. Проекта контракта цена контракта на период действия настоящего Контракта устанавливается на основании результатов электронного аукциона, является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 11 письма Министерства экономического развития Российской Федерации от 17.03.2015 № Д28и-747 контракт всегда заключается по цене, предложенной победителем закупки. Сумма, предусмотренная контрактом за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, должна быть оплачена победителю закупки в установленном контрактом размере. Цена заключенного контракта может быть изменена только в случаях, предусмотренных статьями 34 и 95 Закона о контрактной системе.

Согласно письму Министерства финансов Российской Федерации от 05.09.2014 № 03-11-11/44793 при оплате товаров (работ, услуг), поставляемых (выполняемых, оказываемых) в рамках муниципального контракта, заключенного с победителем электронного аукциона, в том числе являющимся налогоплательщиком, применяющим упрощенную систему налогообложения, уменьшение цены контракта на сумму налога на добавленную стоимость не производится и поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги) оплачиваются по цене, указанной в контракте.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия Новгородского УФАС России приходит к выводу, что документация об аукционе, в том числе Проект контракта, не содержит ограничения заключения государственного контракта с участником, который применяет специальную (упрощенную) систему налогообложения, не лишает такого участника возможности заключить контракт по предложенной им при проведении электронного аукциона цене и получить от заказчика оплату за выполненные работы в полном объеме в соответствии с его предложением по цене контракта, сделанном при проведении электронного аукциона.

Таким образом, данный довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

2. Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе установлено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

При этом устанавливая такие требования заказчик также должен учитывать положения пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе о том, что документация об аукционе не может содержать требования к товарам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.

При установлении заказчиком в документации об электронном аукционе требований к описанию участниками закупки товаров следует учитывать, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.

Аналогичная позиция изложена в пункте 3 Письма ФАС России № ИА/44536/16 от 01.07.2016, а также подтверждена решением Верховного Суда Российской Федерации от 09.02.2017 по делу № АКПИ16-1287.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В Приложении № 4 установлена инструкция по заполнению заявок (далее – Инструкция). Из Инструкции следует участник закупки указывает конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным в Приложении № 4 к настоящей документации, и товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товаров при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товаров. При этом для показателей, отмеченных символом (*), участник закупки представляет в заявке сведения о конкретных показателях товаров либо в форме конкретных (точных) значений, либо описывая значение показателя диапазоном возможных значений.

Указанные подателем Жалобы показатели товаров, а именно:

- Материалы для дорожной разметки (плотность, условная вязкость, время высыхания до степени 3, стойкость после отверждения разметочного материала к статическому воздействию 3%-ного водного раствора хлорида натрия при температуре (0±2)°С );

- Песок для строительных работ (содержание зерен крупностью свыше 10 мм, содержание зерен крупностью свыше 15 мм, содержание зерен крупностью менее 0,16 мм, содержание пылевидных и глинистых частиц, содержание глины в комках);

- Песок из отсевов дробления или дробленый песок (допустимое содержание зерен крупностью свыше 8 мм, допустимое содержание зерен крупностью свыше 4 мм, допустимое содержание зерен крупностью менее 0,125 мм, содержание пылевидных и глинистых частиц),

отмечены символом (*) следовательно, в отношении данных показателей участник вправе указать не конкретные характеристики, которые становятся известны только после испытания определенной партии товара, а диапазон возможных значений в пределах, установленных действующими ГОСТ.

Указание диапазона значений не требует проведения испытаний определенной партии товара и не нарушает законные права и интересы участников закупки в части необходимости нести обременения, связанные с дополнительным исследованием характеристик строительных материалов.

Следовательно, данный довод ООО «Профит-плюс» также не нашел своего подтверждения.

3. Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Изучив Документацию, Комиссия приходит к выводу, что требования к показателям ряда товаров, используемых при выполнении работ указаны заказчиком в Приложении № 4 ненадлежащим образом и не соответствуют его действительным потребностям.

Так, по позиции 10 «Песок для строительных работ» Приложения № 4 установлен показатель «Содержание зерен крупностью свыше 15 мм». При этом указано, что требования к значениям показателей установлены в соответствии с ГОСТ 8736-2014 «Песок для строительных работ. Технические условия».

Однако ГОСТ 8736-2014 не содержит такого показателя как «Содержание зерен крупностью свыше 15 мм», вместо него имеется показатель «Содержание зерен крупностью свыше 5 мм», который заказчиком в Приложении № 4 не указан.

Также по позиции 14 «Знаки дорожные» Приложение № 4 установлен показатель «Толщина основы щитов для изображений стандартных знаков III типоразмера из оцинкованной стали», при этом заказчиком одновременно установлен неизменяемый показатель дорожных знаков «Типоразмер – IV».

Как следует из устных пояснений представителей заказчика, данных на рассмотрении Жалобы, в Приложении № 4 допущена техническая ошибка и вышеуказанные показатели должны были быть установлены в следующем виде:

- «Содержание зерен крупностью свыше 5 мм»;

- «Толщина основы щитов для изображений стандартных знаков IV типоразмера из оцинкованной стали».

Таким образом, в действиях государственного заказчика – ФКУ Упрдор «Россия» содержатся нарушения пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в нарушении правил описания объекта закупки, в том числе в установлении показателей, не позволяющих определить соответствие закупаемого товара установленным заказчиком требованиям.

4. Согласно положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК) к объектам капитального строительства относятся линейные объекты, в том числе автомобильные дороги (пункты 10, 11 статьи 1 ГрК).

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Таким образом, объектом рассматриваемой закупки является выполнение работ по ремонту объекта капитального строительства – автомобильных дорог.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование о соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

Согласно части 1 статьи 52 ГрК строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК (в редакции, действовавшей на момент размещения извещения о проведении рассматриваемого электронного аукциона) виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.

Согласно части 2 статьи 52 ГрК (в действующей редакции) работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

Таким образом, для выполнения работ по капитальному ремонту объектов капитального строительства (в частности автомобильных дорог) участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации (далее – СРО) в сфере строительства, за исключением предусмотренных законом случаев (часть 2.1 статьи 52 ГрК)

Перечень видов работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержден приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 № 624 (далее – Перечень).

Согласно Ведомости объемов работ (Приложение № 6 к Документации) в число работ, выполняемых в рамках заключаемого контракта, включены:

- устройство металлического барьерного ограждения 11МО-1,1С/2,0-300 на пролетном строении и переходных плитах;

- устройство дренажного канала 70х200 мм из дренажной смеси;

- устройство сброса воды из лотка по трубам п/э диам. 160x7.7 мм;

- устройство верхнего слоя покрытия из щебеночно-мастичного асфальтобетона ЩМА-20, h=0,05м;

- устройство горизонтальной разметки из термопластика.

Вышеуказанные работы, согласно пунктам 25.4 «Устройства покрытий автомобильных дорог, в том числе укрепляемых вяжущими материалами», 25.6 «Устройство дренажных, водосборных, водопропускных, водосбросных устройств», 25.7 «Устройство защитных ограждений и элементов обустройства автомобильных дорог», 25.8 «Устройство разметки проезжей части автомобильных дорог» Перечня, являются работами по капитальному ремонту, оказывающими влияние на безопасность объекта капитального строительства.

Для выполнения указанных работ и, соответственно, участия в рассматриваемом аукционе участники закупки должны были до 01.07.2017 иметь свидетельства о допуске к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданные саморегулируемой организацией в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, а после 01.07.2017 – быть членами СРО, соответствующей требованиям части 3 статьи 55.8 ГрК

В свою очередь, государственный заказчик – ФКУ Упрдор «Россия» должен был установить в Документации обязательные в соответствии с действующим законодательством требования, предъявляемые в данном случае к участникам рассматриваемой закупки, а именно, требование о членстве участников в СРО в сфере строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

Однако, в нарушение вышеуказанных положений ГрК и Закона о контрактной системе заказчик вышеуказанное требование не установил.

Государственный заказчик - ФКУ Упрдор «Россия» считает, что работы, являющиеся объектом рассматриваемой закупки, не относятся к работам по капитальному ремонту объектов капитального строительства, так как не затрагивают конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильных дорог.

Данный довод государственного заказчика является несостоятельными по следующим основаниям.

Согласно Перечню работы, входящие в объект рассматриваемой закупки, являются работами по капитальному ремонту, оказывающими влияние на безопасность объекта капитального строительства (например, устройство верхнего слоя покрытия из щебеночно-мастичного асфальтобетона ЩМА-20, h=0,05м – пункт 25.5 Перечня, устройство дренажного канала 70х200 мм из дренажной смеси - пункт 25.6 Перечня, устройство металлического барьерного ограждения 11МО-1,1С/2,0-300 на пролетном строении и переходных плитах– пункт 25.7 Перечня, устройство горизонтальной разметки из термопластика – пункт 25.8 Перечня).

Следует также отметить, что в соответствии с частью 12.2 статьи 48 ГрК в случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства осуществляется подготовка отдельных разделов проектной документации на основании задания застройщика или технического заказчика в зависимости от содержания работ, выполняемых при капитальном ремонте объектов капитального строительства.

Работы, являющиеся объектом рассматриваемой закупки, должны быть выполнены с соответствии с проектной документации, входящей в состав документации по проведению рассматриваемого аукциона (Приложение № 5 к Документации), что отвечает требованиям части 12.2 статьи 48 ГрК и подтверждает капитальный характер выполняемых работ.

Таким образом, исходя из положений Документации и Приложения № 5 к Документации, государственный заказчик – ФКУ Упрдор «Россия» должен рассматривать работы, входящие в объект закупки, как требующие членства в СРО, то есть данные работы представляют собой работы по капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность этих объектов.

Следовательно, в действиях государственного заказчика – ФКУ Упрдор «Россия» содержится нарушение части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе, выразившееся в не установлении в Документации обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации требований к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся объектом закупки.

При этом, Новгородское УФАС России обращает внимание на тот факт, что с 01.07.2017 в соответствии с частью 2.1 статьи 52 ГрК, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей.

5. Согласно части 2 статьи 66 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей.

В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

Требования к содержанию первой части заявки на участие в электронном аукционе установлены частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.

Согласно подпункту «б» пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

В разделе 2 Документации государственным заказчиком – ФКУ Упрдор «Россия» требования к содержанию первой части заявки на участие в электронном аукционе установлены в аналогичном виде.

Требования к значениям показателей (характеристик) товара, используемого при выполнении работ, являющихся объектом закупки, установлены в Приложении № 4.

До даты окончания подачи заявок 18.07.2017 была подана только одна заявка на участие в аукционе от Общества с ограниченной ответственностью «ЕвроТрансСтрой» (далее - ООО «ЕвроТрансСтрой»).

Как следует из протокола рассмотрения единственной заявки на участие в аукционе в электронной форме от 18.07.2017, заявка ООО «ЕвроТрансСтрой» была признана соответствующей требованиям установленным Документацией.

Однако в действительности данному участнику закупки должно было быть отказано в допуске к участию в аукционе по причине несоответствия первой части его заявки Приложению № 4.

Так, в первой части своей заявки ООО «ЕвроТрансСтрой» были указаны следующие показатели товаров:

«Песок для строительных работ» указан показатель «Содержание зерен крупностью свыше 5 мм»;

«Знаки дорожные» указан показатель «Толщина основы щитов для изображений стандартных знаков IV типоразмера из оцинкованной стали».

Однако в Приложении № 4 данные показатели установлены в виде «Содержание зерен крупностью свыше 15 мм» и «Толщина основы щитов для изображений стандартных знаков III типоразмера из оцинкованной стали».

Согласно Инструкции указанные в Приложения № 4 к наименования показателей и требования к значению этих показателей разделены знаком двоеточия «:», а именно: слева от знака «:» наименование показателя, а справа от знака «:» требование к значению этого показателя. Наименования показателей неизменны, т.е. участник закупки при составлении первой части заявки не вправе изменять наименования показателей и должен указать наименование показателей без изменения, а именно: точно такими же, как указано в Приложении № 4 к настоящей документации.

В соответствии с частью 3 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.

Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:

1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;

2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.

Участник закупки должен был указать в своей заявке именно те наименования показателей которые отражены в Документации, и не имел права их изменять.

Следовательно, аукционная комиссия должна была, руководствуясь положениями Документации, отклонить заявку ООО «ЕвроТрансСтрой» как несоответствующую таким положениям.

Таким образом, в действиях аукционной комиссии государственного заказчика – ФКУ Упрдор «Россия» содержится нарушение пункта 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, выразившееся в необоснованном допуске к участию в аукционе участника закупки, которому должно быть отказано в допуске к участию в закупке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе.

Вышеуказанные нарушения законодательства о контрактной системе, установленные в действиях государственного заказчика – ФКУ Упрдор «Россия» и его аукционной комиссии являются существенными, повлияли на результаты определения поставщика, что дает основание для выдачи предписания об устранении нарушении законодательства о контрактной системе путем аннулирования аукциона.

 

Руководствуясь статьями 31, 33, 64, 66, 67, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

 

 

 

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу участника закупки - Общества с ограниченной ответственностью «Профит-плюс» (юридический адрес: 354068, г. Сочи, пер. Виноградный, д. 2А, офис 201; фактический адрес: 354068, г. Сочи, ул. Навагинская, д. 9Д, офис 420) на действия государственного заказчика – Федерального казенного учреждения «Управление автомобильной магистрали Москва – Санкт – Петербург Федерального дорожного агентства» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по ремонту путепровода над автомобильной дорогой Савино-Селище на км 523+676 автомобильной дороги М-10 «Россия» Москва- Тверь - Великий Новгород - Санкт-Петербург (правый), Новгородская область, извещение № 0336100012517000061 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 27.06.2017, необоснованной.

2. Признать в действиях государственного заказчика – Федерального казенного учреждения «Управление автомобильной магистрали Москва – Санкт – Петербург Федерального дорожного агентства» нарушения части 5 статьи 31, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

3. Признать в действиях аукционной комиссии государственного заказчика - Федерального казенного учреждения «Управление автомобильной магистрали Москва – Санкт – Петербург Федерального дорожного агентства» нарушения пункта 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.

4. Выдать государственному заказчику – Федеральному казенному учреждению «Управление автомобильной магистрали Москва – Санкт – Петербург Федерального дорожного агентства», его аукционной комиссии и оператору электронной площадки – АО «Электронные торговые системы» обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе путем аннулирования торгов.

5. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица государственного заказчика – Федерального казенного учреждения «Управление автомобильной магистрали Москва – Санкт – Петербург Федерального дорожного агентства» и членов его аукционной комиссии.

 

 

Председатель Комиссии И.А. Куриков

 

 

Члены Комиссии О.А. Захарова

 

 

М.В. Герасимова

 

 

 

Решение и предписание могут быть обжалованы в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны