Решение №1204/03 РЕШЕНИЕ № 053/07/3-107/2022 по результатам рассмотрения жа... от 15 марта 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказчику –

МАОУ «СОШ № 2»

 

ул. Железнодорожная, д. 38,

р.п. Крестцы, Новгородская обл.,

175460

 

 

                                                                             Заявителю (подателю жалобы) –

                                                                             ООО «Ремстройпрогресс»

                                                                             

                                                                             ул. Десятинная, д. 25/10, кв. 18,

                                                                             г. Великий Новгород, 173007

                                                                       

 

                                                                            Оператору электронной площадки –

                                                                            ООО «РТС-тендер»

                                                                            e-mail: ko@rts-tender.ru

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

№ 053/07/3-107/2022

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении порядка организации и проведения обязательных в соответствии

с законодательством Российской Федерации торгов

 

10 марта 2022 года

 

                                 

                                        Великий Новгород

Комиссия по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее - Комиссия) в составе:

…– председатель Комиссии, заместитель руководителя – начальник отдела Управления,

... – член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления,

... – член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления,

в присутствии представителей:

заказчика – Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2 имени Ф.М. Достоевского с углубленным изучением английского языка» (175204, Новгородская обл., г. Старая Русса, пер. Комсомольский, д. 1/28; далее – МАОУ «СОШ № 2») – … (доверенность № 2 от 09.03.2022);

заявитель – Общество с ограниченной ответственностью «Ремстройпрогресс» (173007, Великий Новгород, ул. Десятинная д. 25/10, кв. 18; далее - ООО «Ремстройпрогресс») надлежащим образом был уведомлен о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, своих представителей на рассмотрение не направил, каких-либо ходатайств не заявил,

рассмотрев жалобу ООО «Ремстройпрогресс» на действия заказчика – МАОУ «СОШ № 2» и его закупочной комиссии при осуществлении закупки путем проведения конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на осуществление капитального ремонта здания филиала Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2 им. Ф.М. Достоевского с углубленным изучением английского языка» г. Старая Русса Новгородской области в п. Новосельский по адресу: 175237 Новгородская область, Старорусский район, п. Новосельский, ул. Алексеева, д. 3, извещение № 32211108873 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 07.02.2022.

 

УСТАНОВИЛА:

 

28.02.2021 в Новгородское УФАС России поступила жалоба ООО «Ремстройпрогресс» на действия заказчика – МАОУ «СОШ № 2» и его закупочной комиссии при осуществлении закупки путем проведения конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на осуществление капитального ремонта здания филиала Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2 им. Ф.М. Достоевского с углубленным изучением английского языка» г. Старая Русса Новгородской области в п. Новосельский по адресу: 175237 Новгородская область, Старорусский район, п. Новосельский, ул. Алексеева, д. 3, извещение № 32211108873 о проведении которого было размещено на официальном сайте 07.02.2022 (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Законом о закупках и статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) и с соблюдением требований, предусмотренных частью 6 указанной статьи.

В связи с поступлением Жалобы Новгородским УФАС России на основании части 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции заказчику – МАОУ «СОШ № 2» было направлено уведомление о приостановлении закупки до рассмотрения Жалобы по существу, которое заказчиком исполнено, проведение закупки приостановлено, договор не заключен.

Суть доводов Жалобы сводится к следующему:

1. Закупочная комиссия заказчика отклонила заявку подателя Жалобы на участие в процедуре по следующему основанию - несоответствие предложения участника закупки в отношении предмета закупки требованиям конкурсной документации (инструкции по заполнению заявки для предоставления сведений о конкретных показателях товара):

«В соответствии с требованиями инструкции по заполнению заявок на участие в закупке при использовании термина «диапазон  не уже», - требуется диапазон, в котором нижнее значение диапазона может быть менее или равно требуемому, верхнее значение диапазона может быть более или равно требуемому.

По пункту 17 Технического задания «Краска» по показателю «время высыхания при температуре минимум +20 °С и относительной влажности максимум 65%» заказчиком установлено требование: покрытие cvxo на поверхности и возможна дальнейшая обработка через диапазон не уже 4-6. В заявке подателя Жалобы было указано: покрытие сухо на поверхности и возможна дальнейшая обработка через 4».

Податель Жалобы считает, что закупочная комиссия заказчика отклонила его неправомерно.

Податель Жалобы не согласен с тем, что не предоставил конкретные показатели товара пункту Технического задания 17 «Краска» по показателю «Время высыхания при температуре минимум +20 °С и относительной влажности максимум 65%», так как заказчику требуется «покрытие сухо» на поверхности и возможна дальнейшая обработка через диапазон не уже 4-6 часов, а указанный подателем Жалобы показатель «покрытие сухо на поверхности и возможна дальнейшая обработка через 4 часа» и не может не соответствовать требованиям заказчика к материалам, используемым при выполнении работ.

2. Кроме того, в Приложении №1 к техническому заданию «Требования к характеристикам товаров (материалов) необходимых для выполнения работ» документации о закупке заказчиком установлены также требования по параметрам испытаний товара, химического состава товара и (или) компонентов товара таких как, время высыхания до отлипа пункт 9 «Краска», насыпная плотность сухой смеси, водонепроницаемость пункт 1 «Гидроизоляционная масса», наибольшая крупность зерен заполнителя, подвижность пункт 12 «Раствор готовый», плотность, сжимаемость, водопоглощение при кратковременном и частичном погружении пункту 13 «Плиты», максимальная фракция, расход воды, время использования с момента затворения водой, время высыхания (одного слоя) пункту 15 «Шпаклевка» время высыхания одного слоя пункт 16 «Грунтовка» плотность, время высыхания при температуре минимум +20 °С и относительной влажности максимум 65 % пункт 17 «Краска», содержание щебня, остаточная пористость пункт 20 «Смесь асфальтобетонная». Так, в соответствии с ГОСТ 28013-98 подвижность растворной смеси определяют по ГОСТ 5802-86 методом испытаний. Время и степень высыхания лакокрасочных изделий (краски, эмали, лаки, грунтовки, шпатлевки) в соответствие с ГОСТ 19007-73 также определяется методом испытаний.

В соответствие с письмом от 01.07.2016 №ИА/44536/16 Федеральной антимонопольной службы требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде: одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке, что противоречит принципам Закона о закупках. Кроме того в соответствие с Законом о закупках в описание предмета закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки.

На основании вышеизложенного податель Жалобы считает, что действия заказчика, установившего избыточные требования конкурсной Документации, ограничивают количество участников закупки, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и податель Жалобы просит отменить протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в конкурсе, отменить протокол рассмотрения вторых частей заявок  конкурса, отменить протокол подведения итогов конкурса.

Согласно представленному МАОУ «СОШ № 2» отзыву на Жалобу (вх. № 1319 от 09.03.2022 Новгородского УФАС России), заказчик считает ее доводы необоснованными.

Документация о проведении конкурса в электронной форме разработана в соответствии с требованиями Закона о закупках и Положением о закупке товаров, работ и услуг МАОУ «СОШ № 2».

Согласно пункту части 6.1 статьи 3 Закона о закупках в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.

Функциональные характеристики представляют собой потребительские свойства (обязательные) и характеризуют основное назначение товаров, это описание ряда характерных качеств, свойств, позволяющих товару выполнять свое назначение.

Технические характеристики (обязательные) представляют собой совокупность физических, химических, механических, органолептических и т.д. характеристик товара, присущих конкретному товару.

Качественные характеристики (обязательные) - это совокупность потребительских свойств товара, обусловливающих его пригодность удовлетворять текущие и перспективные потребности в соответствии с его назначением.

Таким образом, требования к товарам (материалам), установленные документацией о закупке были указаны заказчиком в соответствии с определениями характеристик и не являются избыточными.

В данном случае все требования документации являются обоснованными, соответствуют действующим характеристикам товаров, и не влекут за собой ограничение прав участников к закупке.

Заказчик при установлении требований к товарам, используемым при выполнении работ, исходил из требований федерального законодательства по закупкам, а также сметной документации по данному объекту. Заказчик уверен, что описание объекта закупки носит объективный характер и требования к характеристикам товаров и материалов не являются избыточными.

Инструкция по заполнению заявки содержит правила и требования к предоставлению участником закупки сведения о конкретных показателях товара (материала), используемого при выполнении работ.

Отклонение заявки подателя Жалобы носит правомерный характер, так как его заявка содержит несоответствия требованиям инструкции по заполнению заявки.

Учитывая предмет закупки, необходимо, чтобы работы были выполнены качественно, своевременно, удовлетворяли бы строительным нормам, требованиям законодательства Российской Федерации о нормах и правилах, определяющих требования к качеству выполнения работ, правилам пожарной безопасности, охране труда, и иным техническим регламентам, действующим на территории Российской Федерации.

Заказчик считает, что действия его действия не содержат нарушений требований Закона о закупках и Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ.

На основании вышеизложенного заказчик просит признать Жалобу необоснованной и снять приостановление в части заключения договора.

Присутствовавший на заседании Комиссии по рассмотрению Жалобы представитель заказчика поддержали вышеуказанный отзыв в полном объеме, а также дополнительно сообщили, что каких-либо запросов о даче разъяснений положений Документации в адрес МАОУ «СОШ № 2» не поступало и требование о характеристиках товара, которые могут быть известны участнику закупки только по результатам технических испытаний товара, не ограничивает количество участников закупки, так как участникам закупки известно какой конкретный товар они будут использовать при выполнении работ и данные характеристики товара будут указаны в документации, представляемой производителями товара при поставке товара, либо данную информацию участники закупки смогут запросить непосредственно у производителей данного товара, а также узнать на сайте производителя в сети «Интерент».   

          Согласно части 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Жалоба, поступившая в антимонопольный орган, подлежит рассмотрению строго в пределах изложенных в жалобе доводов, на основании которых комиссия антимонопольного органа делает выводы о признании жалобы обоснованной или необоснованной.

Таким образом, внеплановая проверка действий заказчика и его комиссии по закупкам, совершенных ими при проведении рассматриваемого открытого конкурса, в данном случае не проводится, Комиссией рассматриваются и оцениваются исключительно доводы Жалобы.

В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.

1. В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В соответствии с вышеуказанной нормой заказчиком разработано Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд МАОУ «СОШ № 2» (утверждено протоколом №11 от 11.03.2022 Наблюдательного совета МАОУ «СОШ № 2»; далее - Положение), применяемое им при осуществлении закупок в соответствии с положениями Закона о закупках.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно части 2 статьи 3 Закона о закупках положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона. При этом конкурентные закупки, участниками которых с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 настоящей статьи, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляются в электронной форме. Конкурентные закупки в иных случаях осуществляются в электронной форме, если иное не предусмотрено положением о закупке.

В соответствии с пунктом 1 части 3.1 статьи 3 Закона о закупках одним из способов проведения конкурентной закупки в форме торгов является конкурс (открытый конкурс в электронной форме).

Разделом 4 Положения заказчика предусмотрено осуществление закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме, а также регламентирован ее порядок.

Таким образом, МАОУ «СОШ № 2» при проведении рассматриваемого открытого конкурса должно было придерживаться требований действующего законодательства, в том числе Закона о закупках и собственного Положения.

В соответствии с частью 9 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме  утверждена председателем комиссии  по осуществлению закупок МАОУ «СОШ № 2» … 04.02.2022(далее – Извещение).

Согласно пункту 8 Извещения предметом настоящей закупки является капитальный ремонт здания филиала Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2 им. Ф.М. Достоевского с углубленным изучением английского языка» г. Старая Русса Новгородской области в п. Новосельский по адресу: 175237 Новгородская область, Старорусский район, п. Новосельский, ул. Алексеева, д. 3.

В соответствии с пунктами 1-3 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны:

- требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы;

- требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

- требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.

Согласно пункту 9 Извещения описание предмета закупки приведено заказчиком в разделе № 3 документации о закупке «Техническое задание» (далее – ТЗ).

Одним из приложений к ТЗ является Приложение № 1, содержащее установленные заказчиком требования к товарам, подлежащим в данном случае использованию подрядчиком при выполнении работ, входящих в предмет рассматриваемой закупки.

В соответствии с частью 10 статьи 3.2 Закона о закупках заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

Согласно  содержащейся в Приложении № 1 Инструкции по заполнению заявки для представления сведений о конкретных показателях товара:

«В целях определения соответствия товара установленным заказчиком требованиям, заявка участника, в том числе, должна содержать: сведения о конкретных показателях товара, соответствующие значениям, установленным в документации, и указание на товарный знак (при наличии).

Конкретные показатели товара должны быть сформулированы чётко, точно и подробно по каждому значению (показателю, характеристике), с указанием каждой позиции в соответствии с требованиями заказчика к значениям характеристик товаров. Конкретными показателями товара являются конкретизированные максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться, в том числе значения, указанные в виде конкретных диапазонов, интервалов значений.

Термины: минимальный диапазон (значений) - требуется диапазон, в котором нижнее значение диапазона может быть менее или равно требуемому, верхнее значение диапазона может быть более или равно требуемому;

максимальный диапазон (значений) - требуется диапазон, в котором нижнее значение диапазона может быть более или равно требуемому, верхнее значение диапазона может быть менее или равно требуемому;

диапазон (значений) не менее - требуется диапазон, в котором нижнее значение диапазона может быть менее или равно требуемому, верхнее значение диапазона может быть более или равно требуемому;

не менее диапазона (значений) - требуется диапазон, в котором нижнее значение диапазона может быть менее или равно требуемому, верхнее значение диапазона может быть более или равно требуемому;

диапазон (значений) не уже - требуется диапазон, в котором нижнее значение диапазона может быть менее или равно требуемому, верхнее значение диапазона может быть более или равно требуемому».

В соответствии с пунктом 17 Приложения 1 к ТЗ по показателю «Краска» по показателю «время высыхания при температуре минимум +20 °С и относительной влажности максимум 65%» заказчиком установлено требование: «покрытие cvxo на поверхности и возможна дальнейшая обработка через диапазон не уже 4-6 часов».

В заявке подателя Жалобы было указано: «покрытие сухо на поверхности и возможна дальнейшая обработка через 4 часа».

Таким образом, ООО «Ремстройпрогресс» при подаче заявки нарушил требования Инструкции и вместо диапазона значений показателя указал одно единственное значение.

Согласно пункту 9.8.3.5. Положения если заявка участника не соответствует указанным в документации запроса предложения требованиям, в том числе к участнику закупки, предмету закупки, условиям договора, к оформлению заявки, такая заявка подлежит отклонению от участия в запросе предложений.

В соответствии с пунктом 9.8.3.3. Положения в рамках рассмотрения заявок выполняются следующие действия:

проверка состава заявок на соблюдение требований извещения и (или) документации о закупке;

проверка участника закупки на соответствие требованиям извещения и (или) документации запроса предложения;

принятие решения о допуске, отказе в допуске (отклонении заявки) к участию по соответствующим основаниям;

Согласно пункту 9.8.4.7 Положения по результатам проведения процедуры оценки заявок закупочной комиссией оформляется протокол оценки заявок, который содержит следующие сведения:

дата подписания протокола;

количество поданных на участие в запросе предложений заявок, а также дата и время регистрации каждой заявки;

причины, по которым запрос предложений признан несостоявшимся, в случае признания его таковым, с указанием подраздела Положения, на основании которого было принято решение о признании запроса предложений несостоявшимся;

наименование каждого участника запроса предложений, подавшего заявку на участие в запросе предложений;

результаты рассмотрения заявок на участие в запросе предложений, в том числе с указанием:

количества заявок на участие в запросе предложений, которые были отклонены по результатам рассмотрения заявок;

основания отклонения каждой заявки на участие в запросе предложений, которая была отклонена, с указанием положений документации запроса предложений, которым не соответствует такая заявка;

результаты оценки заявок на участие в запросе предложений с указанием решения закупочной комиссии о присвоении каждой заявке значения по каждому из предусмотренных критериев оценки заявок;

порядковые номера заявок на участие в запросе предложений в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора, включая информацию о ценовых предложениях участников запроса предложений;

наименование (для юридического лица) или фамилия, имя, отчество (для физического лица) победителя запроса предложений или единственного участника запроса предложений;

иная информация, размещаемая в протоколе оценки заявок по решению заказчика.

В соответствии с протоколом  рассмотрения первых частей заявок от 17.02.2022 заявка подателя Жалобы была правомерно отклонена закупочной комиссией заказчика по причине указания в ней показателя по требованию в использованному товару «время высыхания при температуре минимум +20 °С и относительной влажности максимум 65%» показателя несоответствующего требованиям заказчика, выраженным в Приложении № 1 к ТЗ.

Таким образом данный довод Жалобы является необоснованным.

2. В Приложении №1 к ТЗ «Требования к характеристикам товаров (материалов) необходимых для выполнения работ» заказчиком установлены следующие требования по параметрам испытаний товара, химического состава товара и (или) компонентов товара таких как:

- время высыхания до отлипа пункт 9 «Краска»;

-насыпная плотность сухой смеси, водонепроницаемость пункт 11 «Гидроизоляционная масса»;

- наибольшая крупность зерен заполнителя, подвижность пункт 12 «Раствор готовый»;

- плотность, сжимаемость, водопоглощение при кратковременном и частичном погружении пункту 13 «Плиты»;

- максимальная фракция, расход воды, время использования с момента затворения водой, время высыхания (одного слоя) пункту 15 «Шпаклевка»;

- время высыхания одного слоя пункт 16 «Грунтовка» плотность;

- время высыхания при температуре минимум +20 °С и относительной влажности максимум 65 % пункт 17 «Краска»;

- содержание щебня, остаточная пористость пункт 20 «Смесь асфальтобетонная».

В соответствии с пунктом  1  части 10 статьи 4 Закона о закупках требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Часть 1 статьи 3 Закона о закупках устанавливает принципы, которыми должны руководствоваться заказчики при осуществлении закупок в рамках законодательства о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, в том числе при описании в документации о закупке объекта закупки, установлении требований к содержанию и составу заявок и инструкции по их заполнению.

Среди данных принципов пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках называет равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Часть 6.1 статьи 3 Закона о закупках устанавливает правила описания предмета закупки в документации о конкурентной закупке.

Так, согласно положениям пункта 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках, в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

Согласно части 9 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

 В соответствии с пунктом 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.

Как следует из вышеприведенных положений в Приложении № 1 заказчиком установлены требования к значениям показателей ряда товаров, которые становятся известны только после проведения специальных испытаний и исследований определенных партий или образцов таких товаров.

           Так, например, таким показателем является показатель «время высыхания до отлипа» для товара по пункту 9 Приложения № 1 «Краска», требуемое значение которого – не больше 1 часа.

Согласно ГОСТ 19007-73 «Материалы лакокрасочные. Метод определения времени и степени высыхания» он распространяется на лакокрасочные материалы и устанавливает метод определения времени и степени высыхания лакокрасочных пленок. В соотвествии с пунктом 3.1 данного ГОСТа  испытание заключается в определении времени высыхания лакокрасочного материала, необходимого для достижения им степени высыхания, таким образом данный показатель краски только определяется методом соответствующих испытаний.

Также, таким показателем является «насыпная плотность сухой смеси, водонепроницаемость» по пункту 11 Приложения № 1 «Гидроизоляционная масса», в соотвествии с ГОСТ 8735 – 88 «Песок для строительных работ. Методы испытаний» данный показатель может быть определен в только в результате испытаний.

Показатель «наибольшая крупность зерен заполнителя, подвижность» по пункту 12 Приложения № 1 «Раствор готовый» в соответствии с ГОСТ 8735 – 88 определяется также, в результате испытаний.

Показатели «плотность, сжимаемость, водопоглощение при кратковременном и частичном погружении» по пункту 13 «Плиты» Приложения № 1, по ГОСТ Р ЕН 1609-2008 «Изделия теплоизоляционные, применяемые в строительстве. Метод опредения водопоглощения при кратковременном и частичном погружении. Настоящий стандарт распространяется на теплоизоляционные изделия, применяемые в строительстве, и устанавливает требования к средствам испытания и методике определения водопоглощения при кратковременном и частичном погружении образцов» могут быть определены в соответствии с испытаниями.

По показателям «содержание щебня, остаточная пористость» пункт 20 Приложения № 1 «Смесь асфальтобетонная» данные характеристики могут быть определены только в результате испытаний в соответствии с ГОСТ 33057-2014 «Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Щебень и гравий из горных пород. Определение средней и истинной плотности, пористости и водопоглощения».

Вместе с тем, при установлении соответствующих положений в Приложении № 1 к ТЗ, требований к показателям товаров, значения которых становятся известны только после проведения специальных испытаний и исследований определенных партий или образцов таких товаров, заказчиком не было учтено, что Закон о закупках не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.

Аналогичная позиция изложена в пункте 3 письма Федеральной антимонопольной службы № ИА/44536/16 от 01.07.2016 «Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке», а также подтверждена решением Верховного Суда Российской Федерации от 09.02.2017 по делу № АКПИ16-1287.

Учитывая все вышеизложенное, в действиях заказчика - МАОУ «СОШ № 2» содержатся нарушения пункта 2 части 1 статьи 3, пункта 2 части 6.1 статьи 3, части 9 статьи 3.2, пунктов 2, 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках, выразившиеся в ненадлежащем описании заказчиком объекта закупки и ненадлежащем установлении в документации об открытом конкурсе инструкции по заполнению заявок, способных повлечь сокращение количества участников закупки, затруднить формирование и подачу заявок на участие в ней, а также нарушающих установленные принципы закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, в том числе принципы равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Соответственно, настоящий довод Жалобы в ходе рассмотрения нашел свое подтверждение.

Вышеуказанные нарушения законодательства о закупках отдельными видами юридических лиц, установленные в действиях заказчика, нарушают права участников торгов, в частности подателя Жалобы, существенно повлияли на результаты закупки, сократили количество заявок признанных закупочной комиссией заказчика соответствующими требованиям документации о закупке (Приложения № 1), привели к признанию конкурса несостоявшимся, что дает Комиссии достаточные основания для выдачи предписания об устранении допущенных нарушений путем аннулирования торгов.

Руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» Комиссия

 

                                                  РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу заявителя –– Общества с ограниченной ответственностью «Ремстройпрогресс» на действия заказчика – Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2 имени Ф.М. Достоевского с углубленным изучением английского языка» и его закупочной комиссии при осуществлении закупки путем проведения конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на осуществление капитального ремонта здания филиала Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2 им. Ф.М. Достоевского с углубленным изучением английского языка» г. Старая Русса Новгородской области в п. Новосельский по адресу: 175237 Новгородская область, Старорусский район, п. Новосельский, ул. Алексеева, д. 3, извещение № 32211108873 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 07.02.2022, частично обоснованной в части довода № 2.

2. Признать в действиях заказчика – Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2 имени Ф.М. Достоевского с углубленным изучением английского языка» нарушения пункта 2 части 1 статьи 3, пункта 2 части 6.1 статьи 3, части 9 статьи 3.2, пунктов 2, 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

3. Выдать заказчику – Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2 имени Ф.М. Достоевского с углубленным изучением английского языка» и его закупочной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений законодательства о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц путем аннулирования торгов.

4. Передать материалы Жалобы уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица заказчика – Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2 имени Ф.М. Достоевского с углубленным изучением английского языка».

 

 

Председатель Комиссии                                                                        …

                    

 

Члены Комиссии                                                                                       …

                                                                                                                     

                                                                                                                   …

 

 

Решение и предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны