Решение №3559/03 РЕШЕНИЕ по результатам рассмотрения жалобы о нарушении зак... от 8 июля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Публикация документа не является официальной. Официально правовые акты публикуются в официальных печатных изданиях в соответствии с действующим законодательством.

Исх.№ 3559/03 от 07.07.2015

 

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

02 июля 2015 года                                                                                      Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:

Куриков И.А. – председатель Комиссии, заместитель руководителя – начальник отдела Управления;

Петров Д.А. – член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления,

Раскоснов Д.А. – член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления;                

в присутствии представителей:

государственного заказчика – Федерального казенного учреждения «Управление автомобильной магистрали Москва – Санкт – Петербург Федерального дорожного агентства» - Галкина Валерия Юрьевича (доверенность б/н от 29.06.2015), Подрядчикова Александра Борисовича (доверенность б/н от 29.06.2015);

податель жалобы - Общество с ограниченной ответственностью «Строительный комплекс» надлежащим образом уведомлено о времени и месте рассмотрения, представители на рассмотрение жалобы не явились,

рассмотрев жалобу участника закупки (определения поставщика) – Общества с ограниченной ответственностью «Строительный комплекс» (170100, г. Тверь, ул. Новоторжская, д. 18, корп. 1, оф. 201; далее – ООО «Строительный комплекс») на действия государственного заказчика – Федерального казенного учреждения «Управление автомобильной магистрали Москва – Санкт – Петербург Федерального дорожного агентства» (173007, Великий Новгород, ул. Троицкая, д. 5; далее – ФКУ Упрдор «Россия») при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на ремонт моста через реку Б. Ниша на км 14+056 автомобильной дороги М-10 «Россия» - от Москвы через Тверь, Новгород до Санкт-Петербурга. Подъезд к г. Новгород, Новгородская область, извещение № 0336100012515000037 о проведении которого было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 10.06.2015, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки (определения поставщика), 

 

УСТАНОВИЛА:

 

25.06.2015 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки – ООО «Строительный комплекс» на действия государственного заказчика – ФКУ Упрдор «Россия» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на ремонт моста через реку Б. Ниша на км 14+056 автомобильной дороги М-10 «Россия» - от Москвы через Тверь, Новгород до Санкт-Петербурга. Подъезд к г. Новгород, Новгородская область, извещение № 0336100012515000037 о проведении которого было размещено на официальном сайте 10.06.2015 (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

Суть доводов Жалобы сводится к следующему.

По мнению подателя Жалобы – ООО «Строительный комплекс» в составе документации о проведении рассматриваемой закупки, размещенной на официальном сайте, в файле архива «Приложение № 1 к ДоЭА. Проект ГК» содержится файл «Проект ГК._doc», который имеет недопустимое расширение «._doc», открыть который не представляется возможным.

Согласно Приложению № 6 к Государственному контракту «Перечень нормативно-технической документации, обязательной при выполнении дорожных работ» (далее – Приложение № 6 к Государственному контракту) при выполнении работ, являющихся объектом рассматриваемой закупки, установлено требование к товару «Минеральный порошок», а именно его соответствие ГОСТ Р 52129-2003. Однако в Приложении № 4 к документации о проведении рассматриваемого электронного аукциона (далее – Приложение № 4; Документация об электронном аукционе) требования к товару «Порошок минеральный марки МП-2 неактивированный из карбонатных пород» установлены в соответствии с ГОСТ 32761-2014. Вышеуказанные различия в Документация об электронном аукционе не позволяют подать надлежащим образом оформленную заявку на участие в рассматриваемой закупке.

В Приложении № 4 относительно товаров «Битум нефтяной дорожный БНД 60/90», «Битум нефтяной дорожный БНД 90/130» по показателю «Концентрация паров углеводородов битумов в воздухе рабочей зоны» указана единица измерения «мг/м3». При этом, данная единица измерения в ГОСТ 22245-90 не используется.

Относительно товара «Песок природный для строительных работ, средний» по показателю «Содержание в песке пылевидных и глинистых частиц» установлена единица измерения «%». В то же время невозможно определить относительного чего должен высчитываться %. Возможно имеется ввиду «% по массе» согласно ГОСТ 8736-93. Аналогично единицы измерения указаны по показателю «Содержание в песке глины в комках» данного товара, а также относительно товаров «Материалы из отсевов дробления изверженных горных пород для строительных работ (песок из отсевов дробления горных пород)», «Щебень из природного камня для строительных работ, марка 1200, фракция 5-20 мм».

Согласно Приложению № 6 к Государственному контракту технические требования к товару «Литой асфальтобетон с крупностью заполнителя до 20 мм» установлены в соответствии с ГОСТ Р 54401-2011. При этом, данный ГОСТ не содержит таких требований к товару как водостойкость, предел прочности при сжатии, прогиб. Однако в Документации об электронном аукционе данные технические требования к товару установлены.

Таким образом, податель Жалобы – ООО «Строительный комплекс» считает, что требования к объекту рассматриваемой закупки государственным заказчиком установлены ненадлежащим образом.

Учитывая изложенное, податель Жалобы просит выдать государственному заказчику – ФКУ Упрдор «Россия» предписание об устранении допущенных нарушений.

Государственный заказчик – ФКУ Упрдор «Россия» считает Жалобу необоснованной по основаниям, изложенным в возражениях на нее (вх. № 5034 от 01.07.2015 Новгородского УФАС России).

Файл «Проект ГК._doc» в составе файла архив «Приложение № 1 к ДоЭА. Проект ГК» имеет допустимое расширение «._doc». Открытие данного файла происходит в результате выполнения следующих команд: «Файл» - «Открыть». Невозможность открытия данного файла на компьютерной технике подателя Жалобы может быть вызвана наличием у него несоответствующего или несовместимого программного обеспечения.

Согласно Приложению № 4 требования к товару «Порошок минеральный марки МП-2 неактивированный из карбонатных пород» установлены государственным заказчиком в соответствии с ГОСТ 32761-2014.

При этом Приложение № 6 к Государственному контракту содержит общий перечень нормативно-технической документации, которой необходимо руководствоваться при исполнении государственного контракта. ГОСТ Р 52129-2003 включен в данный перечень поскольку Техническим регламентом Таможенного союза предусмотрен переходный период для применения обоих ГОСТ.

На заседании Комиссии, представители государственного заказчика пояснили, что при рассмотрении первых частей заявок участников рассматриваемой закупки относительно показателей по материалу «Минеральный порошок» аукционная комиссия должна руководствоваться именно ГОСТ 32761-2014.

В Приложении № 4 относительно товаров «Битум нефтяной дорожный БНД 60/90», «Битум нефтяной дорожный БНД 90/130» по показателю «Концентрация паров углеводородов битумов в воздухе рабочей зоны» указана единица измерения «мг/м3». При этом, данная единица измерения полностью соответствует ГОСТ 22245-90.

Государственый заказчик признает, что относительно товара «Песок природный для строительных работ, средний» по показателям «Содержание в песке пылевидных и глинистых частиц», «Содержание в песке глины в комках», а также товаров  «Материалы из отсевов дробления изверженных горных пород для строительных работ (песок из отсевов дробления горных пород)», «Щебень из природного камня для строительных работ, марка 1200, фракция 5-20 мм» в Документации об электронном аукционе допущены технические ошибки при установлении единиц измерения. В данном случае имеется ввиду «% по массе».

Согласно Приложению № 6 к Государственному контракту технические требования к товару «Литой асфальтобетон с крупностью заполнителя до 20 мм»  установлены без ссылок на его соответствие ГОСТ Р 54401-2011. Таким образом, требования к данному товару как водостойкость, предел прочности при сжатии, прогиб превосходят технические требования ГОСТ Р 54401-2011. Указанные требования установлены в соответствии с потребностями государственного заказчика для обеспечения качества выполнения работ, входящих в объект рассматриваемой закупки, договечности их результатов.

На рассмотрении Жалобы представители государственного заказчика – ФКУ Упрдор «Россия» поддержали доводы возражений на Жалобу в полном объеме, а также дополнительно пояснили, что на участие в рассматриваемой закупке поступили первые части заявок трех участников. При этом, никто из участников закупки за разъяснениями положений Документации об электронном аукционе не обращался.

В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.

В июне – июле 2015 года государственным заказчиком – ФКУ Упрдор «Россия» осуществляется закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на ремонт моста через реку Б. Ниша на км 14+056 автомобильной дороги М-10 «Россия» - от Москвы через Тверь, Новгород до Санкт-Петербурга. Подъезд к г. Новгород, Новгородская область.

Документация об электронном аукционе утверждена распоряжением № 140-р от 29.05.2015 исполняющего обязанности начальника ФКУ Упрдор «Россия» Ф.Р. Шакировой.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе устанавливает требование об использовании, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.

Государственным заказчиком – ФКУ Упрдор «Россия» в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе в пункте 3.1 Документации об электронном аукционе определен объект рассматриваемой закупки – ремонт моста через реку Б. Ниша на км 14+056 автомобильной дороги М-10 «Россия» - от Москвы через Тверь, Новгород до Санкт-Петербурга. Подъезд к г. Новгород, Новгородская область.

Согласно пункту 3.2.1.1 Документации об электронном аукционе работы должны выаполняться в соответствии с условиями проекта государственного контракта (Приложение № 1 к Документации об электронном аукционе) и его приложений.

Требования к показателям товаров, используемых при выполнении работ установлены в Приложении № 4.

1). В соответствии с частью 4 статьи 4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно. Сведения, составляющие государственную тайну, в единой информационной системе не размещаются.

В соответствии с частью 5 статьи 112 Закона о контрактной системе, Правительством Российской Федерации устанавливаются порядок и сроки ввода в эксплуатацию единой информационной системы. До ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация, подлежащая размещению в единой информационной системе, размещается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (официальный сайт), ведение и обслуживание которого осуществляются по правилам, действовавшим до дня вступления в силу Закона о контрактной системе.

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 14.12.2010 № 646 и Федерального казначейства от 14.12.2010 № 21н утверждены Положения о пользовании официальным сайтом, а также требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом (далее – Положение).

Пунктом 3 Положения установлено, что информация, размещаемая на официальном сайте, должна быть круглосуточно доступна пользователям официального сайта для ознакомления без взимания платы и иных ограничений.

Письмом ФАС России от 30.06.2014 № АЦ/26237/14 установлено, что информация в виде текста размещается на официальном сайте в формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя («гипертекстовый формат»), то есть в формате, обеспечивающем возможность их сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами соответствующей программы для просмотра («документ в электронной форме»).

Таким образом, на официальном сайте должна размещаться информация в формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя.

Файл архива «Приложение № 1 к ДоЭА. Проект ГК», содержащий файл «Проект ГК._doc», размещено на официальном сайте в формате RAR.

Для просмотра данного формата существует множество программ, в том числе официальная бесплатная программа WinRAR.

Указанная программа позволяет разархивировать файл архива «Приложение № 1 к ДоЭА. Проект ГК». В дальнейшем файл «Проект ГК._doc», содержащийся в данном архиве, можно открыть посредством использования общедоступных программ Microsoft Office Word, OpenOffice.

Таким образом, размещенный файл архива «Приложение № 1 к ДоЭА. Проект ГК», содержащий файл «Проект ГК._doc», не зашифрован и не защищен другими программами, не позволяющими осуществить ознакомление с его содержанием. Следовательно, участники закупки имеют возможность ознакомиться с положениями Проекта государственного контракта.

2). Согласно пункту 4 Приложения № 4 при выполнении работ, являющихся объектом закупки, необходимо использовать порошок минеральный марки МП-2 неактивированный из карбонатных пород, соответствующий требованиям ГОСТ 32761-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Порошок минеральный. Технические требования».

В Приложении № 6 к Государственному контракту государственным заказчиком - ФКУ Упрдор «Россия» установлен перечень нормативно-технической документации, обязательной при выполнении дорожных работ.

При этом, согласно пункту 100 части 1, пункта 36 части 2 указанного перечня требования к порошку минеральному установлены в соответствии с положениями не только  ГОСТ 32761-2014, но и ГОСТ Р 52129-2003 «Порошок минеральный для асфальтобетонных и органоминеральных смесей. Технические условия».

Согласно решению Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 827 с 19.10.2012 на территории Таможенного союза с 15.02.2015 действует «ТР ТС 014/2011. Технический регламент Таможенного союза. Безопасность автомобильных дорог» (далее – Решение Комиссии Таможенного союза; ТР ТС 014/2011).

В соответствии с пунктом 2 ТР ТС 014/2011 настоящий технический регламент устанавливает минимально необходимые требования безопасности к автомобильным дорогам и процессам их проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации, а также формы и порядок оценки соответствия этим требованиям.

В соответствии с пунктом 3.3 Решения Комиссии Таможенного союза до 1 сентября 2016 года допускается производство и выпуск в обращение продукции в соответствии с обязательными требованиями, ранее установленными нормативными правовыми актами Таможенного союза или законодательством государства - члена Таможенного союза, при наличии документов об оценке (подтверждении) соответствия продукции указанным обязательным требованиям, выданных или принятых до дня вступления в силу Технического регламента.

Таким образом, установление государственным заказчиком – ФКУ Упрдор «Россия» в вышеказанном перечне (Приложение № 6 к Государственному контракту) требований к порошку минеральному в соответствии с положениями ГОСТ 32761-2014, ГОСТ Р 52129-2003 обусловлено положениями Решения Комиссии Таможенного союза и требованиями ТР ТС 014/2011.

3). Согласно пункту 1 «Битум нефтяной дорожный БНД 60/90», пункту 2 «Битум нефтяной дорожный БНД 90/130» Приложения № 4 при выполнении работ необходимо использовать битум нефтяной дорожный, соответствующий требованиям ГОСТ 22245-90 «Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия».

Государственным заказчиком установлены требования к битуму нефтяному дорожному по показателю «Концентрация паров углеводородов битумов в воздухе рабочей зоны» - должна быть не более 300 мг/м3.

При этом, согласно пункту 1.2.3.2 ГОСТ 22245-90, устанавливающего технические требования (технические условия) к битуму нефтяному дорожному, предельно допустимая концентрация паров углеводородов битумов в воздухе рабочей зоны – 300 мг/м3.

Следовательно, государственным заказчиком требования к битуму нефтяному дорожному по показателю «Концентрация паров углеводородов битумов в воздухе рабочей зоны», включая единицу измерения (мг/м3), установлены в соответствии с ГОСТ 22245-90.

 4). Согласно пункту 5 «Песок природный для строительных работ, средний» Приложения № 4 при выполнении работ необходимо использовать песок природный, соответствующий требованиям ГОСТ 8736-93 «Песок для строительных работ. Технические условия».

Государственным заказчиком установлены требования к песку для строительных работ по показателям «Содержание в песке пылевидных и глинистых частиц», «Содержание в песке глины в комках» - не должно превышать 2% и 0,25% соответственно.

При этом, согласно таблице 4 ГОСТ 8736-93, устанавливающего технические требования (технические условия) к песку для строительных работ, содержание в песке пылевидных и глинистых частиц и глины в комках указывается в процентах по массе.

Аналогично государственным заказчиком без указания слов «…по массе» установлены требования относительно товаров «Материалы из отсевов дробления изверженных горных пород для строительных работ (песок из отсевов дробления горных пород)», «Щебень из природного камня для строительных работ, марка 1200, фракция 5-20 мм» (пункты №№ 6, 7 Приложения № 4).

На рассмотрении представители государственного заказчика признали, что по пунктам 5-7 Приложения № 4 допущены технические ошибки относительно описания единиц измерения. В данном случае имеется ввиду «% по массе».

При оценке данных обстоятельств Комиссия исходит из отсутсвия негативных последствий в виде невозможности уяснения действительных потребностей государственного заказчика либо введения в заблуждение участников закупки, поскольку, во-первых из положений ГОСТ, устанавливающих технические требования к товарам по пунктам 5-7 Приложения № 4, прямо следует что имеется в виду единица измерения в виде «% по массе» (что, в свою очередь, не создает трудностей для профессиональных участников данного рынка при заполнении первых частей заявок на участие в рассматриваемой закупке), во-вторых, никто из участников рассматриваемой закупки за разъяснениями положений Документации об электронном аукционе не обращался.

5). Согласно пункту 13 «Литой асфальтобетон с крупностью заполнителя до 20 мм» Приложения № 4 при выполнении работ необходимо использовать специально подобронную смесь полимерно-битумного вяжущего, минерального порошка и каменного материала.

Государственным заказчиком установлены требования к литому асфальтобетону по показателям «Водостойкость» (должна быть не менее 0,90), «Предел прочности при сжатии» (не менее 2,0 Мпа и неьолее 11,0 Мпа при температуре 20°С и О°С соответственно), «Прогиб при 40°С (от 1,0 до 5,0 (мм)).

ГОСТ Р 54401-2011 «Асфальтобетон дорожный литой горячий», устанавливающий технические требования к данному материалу, действительно не содержит таких требований к асфальтобетону по вышепречисленным показателям.

Однако каких-либо указаний в Приложении № 4, устанавливающем требования к показателям товаров, используемых при выполнении работ, а именно о соответствии литого асфальтобетона требованиям ГОСТ Р 54401-2011 «Асфальтобетон дорожный литой горячий», не содержится.

На рассмотрении представители государственного заказчика указали, что асфальтобетон, соответствующий по своим характеристикам пункту 13 Приложения № 4, превосходит технические характеристики асфальтобетона, соответствующего требованиям ГОСТ Р 54401-2011. Потребностям государственного заказчика соответствует именно асфальтобетон, соответствующий по своим характеристикам пункту 13 Приложения № 4. Также представители государственного заказчика указали, что на рынке имеются материалы, соответствующие требованиям государственного заказчика, указанные требования установлены в соответствии с потребностями государственного заказчика для обеспечения качества выполнения работ, входящих в объект рассматриваемой закупки, долговечности их результатов.

Таким образом, установление государственным заказчиком в пункте 13 Приложения № 4 требований к асфальтобетону не носит характер нарушения правил описания объекта закупки.

С учетом вышеизложенного, государственным заказчиком – ФКУ Упрдор «Россия» описание объекта закупки в Документации об электронном аукционе приведено в надлежащем виде в соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 и пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки использованы стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами  и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, указанные функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки не носят характера ограничения конкуренции.

Таким образом, доводы Жалобы не нашли своего подтверждения.

На основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Новгородским УФАС России проведена внеплановая проверка осуществления закупки (определения поставщика) путем проведения электронного аукциона.

При проведении внеплановой проверки осуществления рассматриваемой закупки установлено следующее.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупок заказчик устанавливает требование к участникам о их соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1 и 2 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.

Согласно положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) к объектам капитального строительства относятся линейные объекты, в том числе автомобильные дороги (пункты 10, 11 статьи 1 ГрК РФ).

В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»:

автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог;

искусственные дорожные сооружения - сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения).

Таким образом, объектом рассматриваемой закупки является выполнение ремонтных работ в отношении объекта капитального строительства – искусственного дорожного сооружения (моста), являющегося частью автомобильной дороги.

В соответствии с частью 1 статьи 52 ГрК строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.

Перечень видов работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержден приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства оказывающими влияние на безопасность объектов капитального строительства» (далее – Перечень).

Таким образом, в случае, если работы, входящие в предмет осуществления закупки обладают следующими признаками:

- представляют собой работы по строительству, реконструкции либо капитальному ремонту объекта капитального строительства;

- оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и включены в Перечень,

заказчик должен установить в документации по проведению электронного аукциона обязательное требование к участникам закупки, предусмотренное пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, то есть требование о наличии у них свидетельства о допуске к таким видам работ, выданного саморегулируемой организацией в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, а участники закупки должны представить в составе своих заявок на участие в электронной аукционе копии таких свидетельств.

Согласно Перечню работы, входящие в объект рассматриваемой закупки, являются работами по капитальному ремонту, оказывающими влияние на безопасность объекта капитального строительства (например, устройство монолитного участка соединительной плиты УМСП (пункт 34 Ведомости объемов и стоимости работ; далее - Ведомость) – пункт 29.1 Перечня, устройство 4-ех водоотводных труб из стеклопластика под пролетным строением, устройство водоотводного лотка из пластика под пролетным строением, устройство водобсбросных лотков с 4-ех сторон из композиционных материалов (пункты 54, 55, 62 Ведомости) – пункт 29.7 Перечня, установка металлического барьерного ограждения, установка перильного ограждения, устройство перильных ограждений лестничных сходов (пункты 51, 52, 67 Ведомости) - пункт 25.7 Перечня, устройство временной разметки (пункт 11 Ведомости) – пункт 25.8 Перечня).

В соответствии с частью 3.1 статьи 52 ГрК в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в Перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.

Аналогичная позиция изложена в письме ФАС России от 23.05.2011 № ИА/19714 «О требованиях к участникам размещения заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства», в соответствии с которым  лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства. Таким образом, условием допуска к участию в торгах на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о торгах в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов) (в настоящее время - пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе), должно являться обязательное наличие у участника размещения заказа (осуществления закупки) исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства. При этом требование о наличии у участника размещения заказа (осуществления закупки) свидетельств о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, не соответствует части 3 статьи 52 ГрК и является нарушением части 4 статьи 11 Закона о размещении заказов (в настоящее время - пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе).

Следовательно, для выполнения указанных работ и, соответственно, участия в рассматриваемом электронном аукционе участники закупки должны были иметь и представить во вторых частях своих заявок свидетельства о допуске к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданные саморегулируемой организацией в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, а именно (с учетом положений части 3.1 статьи 52 ГрК) свидетельства о допуске к работам по пунктам 33.2.1 (автомобильные дороги и объекты инфраструктуры автомобильного транспорта) и 33.2.6. Перечня (мосты (большие и средние)).

Кроме того, согласно Приказу Министерства транспорта Российской Федерации № 402 от 16.11.2012 «Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог» (далее – Приказ) такие виды работ, как работы по установке металлического барьерного ограждения, установке перильного ограждения, устройству перильных ограждений лестничных сходов (пункты 51, 52, 67 Ведомости), устройству временной разметки (пункт 11 Ведомости) отнесены к числу работ по капитальному ремонту автомобильных дорог (подпункт «з» пункта 3 раздела 3 Приказа – замена ограждений, перил, тротуаров, подпункт «в» пункта 4 раздела 3 Приказа – нанесение временной разметки).

В пункте 15.1 Документации об электронном аукционе государственным заказчиком установлены требования к участникам рассматриваемой закупки. При этом, среди данных требований, отсутствует требование, предусмотренное пунктом 1 частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системы, о соответствии участников закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, то есть о наличии у них свидетельств о допуске к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданных саморегулируемой организацией в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

В пункте 2 Документации об электронном аукционе государственным заказчиком установлены требования к содержанию и составу заявок на участие в рассматриваемой закупке. Требование, предусмотренное пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, о представлении участниками закупки документов, подтверждающих их соответствие требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а именно копий свидетельств о допуске к видам работ, выданным саморегулируемой организацией в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, также не предусмотрено.

Доводы государственного заказчика – ФКУ УПРДОР «Россия» о том, что работы, являющиеся объектом рассматриваемой закупки, не относятся к работам по капитальному ремонту объектов капитального строительства (дополнительные объяснения ФКУ УПРДОР «Россия» вх. № 5066 от 02.07.2015 Новгородского УФАС России) не состоятельны по следующим основаниям.

В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Согласно части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в части 2 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Дополнительные требования к участникам закупки, а также перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям установлены в Постановлении Правительства Российской Федерации № 99 от 04.02.2015 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее – Постановление).

Согласно пункту 1 Постановления к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно Приложению № 1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными Приложением № 1 к настоящему постановлению.

Согласно пункту 2 Приложения № 1 к Постановлению при выполнении работ строительных, включенных в код 45 (кроме кода 45.12) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей заказчиками должны устанавливаться дополнительные требования к участникам закупки в виде наличия опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> (примечание) работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

Кроме того, согласно пункту 2 Приложения № 1 к Постановлению документами, подтверждающими соответствие участников закупки дополнительным требованиям, являются: копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, аукционе.

В Приложении № 1 к Постановлению содержится примечание (<*>) к пункту 2 Приложения № 1 к Постановлению, согласно которому требование о наличии опыта выполнения соответствующих работ должно трактоваься как требование о наличии опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:

работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;

работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).

Таким образом, по смыслу Постановления, установление дополнительных требований к участникам закупки осуществляется только в случае если объект закупки представляет собой выполнение работ по строительству, реконструкции либо капитальному ремонту, что также делает необходимым при проведении закупки учитывать положения ГрК и Перечня.

Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 3.5 Документации об электронном аукционе начальная (максимальная) цена государственного контракта составляет 54 627 380, 00 рублей.

В данном случае, с учетом вышеуказанных положений Постановления, а также положений Документации об электронном аукционе, а именно объекта рассматриваемой закупки, относящегося к коду 45 ОКПД ОК 034-2007, начальной (максимальной) цены контракта (54 627 380, 00 рублей), к участникам рассматриваемой закупки должны быть установлены дополнительные требования, предусмотренные частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также установлено требование о представлении в составе вторых частей заявок документов, подтверждающих соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Во исполнение вышеуказанных положений Закона о контрактной системе и требований Постановления в подпункте 7 пункта 15.1 Документации об электронном аукционе государственным заказчиком правомерно установлены дополнительные требования к участникам рассматриваемой закупки, а в подпункте 4 пункта 2 Документации об электронном аукционе - требование к участникам о представлении в составе вторых частей заявок документов, подтверждающих их соответствие данным дополнительным требованиям.

Кроме того, в соответствии с пунктом 8.35 Проекта государтсвенного контракта, являющегося Приложением № 1 к Документации об электронном аукционе, до начала фактического выполнения работ, требующих свидетельства о допуске к работам, лицензии согласно законодательству Российской Федерации, Подрядчик представляет Заказчику копию указанного свидетельства, в том числе копию соответствующего документа субподрядной организации, выполняющей такие виды работ, также предоставляет копию лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I – IV  классов опасности. При замене указанных свидетельств о допуске к работам, Подрядчик обязан представить Заказчику копии новых свидетельств в течение 10 дней с момента их получения.

Следовательно, исходя из установленных дополнительных требований к участникам закупки, а также пункта 8.35 Проекта государственного контракта, государственный заказчик рассматривает, работы, входящие в объект рассматриваемой закупки, в качестве капитальных и требующих наличия специальной правоспособности для их выполнения (свидетельств о допуске к работам по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства).

Таким образом, в действиях государственного заказчика – ФКУ УПРДОР «Россия» содержатся нарушения пункта 1 части 1, части 5 статьи 31, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в неустановлении в Документации об электронном аукционе обязательных требований к участникам рассматриваемой закупки о наличии у них свидетельств о допуске к работам по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданных саморегулируемой организацией в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, а также нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившееся в неустановлении к участникам электронного аукциона обязательных требований о представлении в составе вторых частей заявок копий данных документов (копий свидетельств о допуске к работам по пунктам №№ 33.2.1 и 33.2.6 Перечня).

Вышеуказанные нарушения законодательства о контрактной системе, установленные в действиях государственного заказчика – ФКУ УПРДОР «Россия», существенно повлияли на результаты закупки, на количество ее возможных участников, а также на их отбор, поскольку победителем электронного аукциона мог стать его участник, необладающий соответствующими свидетельствами о допуске к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданными саморегулируемой организацией в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, что дает основания для выдачи предписания об устранении допущенных нарушений законодательства о контрактной системе.

Руководствуясь статьями 31, 33, 64, 66, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу участника закупки (определения поставщика) – Общества с ограниченной ответственностью «Строительный комплекс» (170100, г. Тверь, ул. Новоторжская, д. 18, корп. 1, оф. 201) на действия государственного заказчика – Федерального казенного учреждения «Управление автомобильной магистрали Москва – Санкт – Петербург Федерального дорожного агентства» (173007, Великий Новгород, ул. Троицкая, д. 5) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на ремонт моста через реку Б. Ниша на км 14+056 автомобильной дороги М-10 «Россия» - от Москвы через Тверь, Новгород до Санкт-Петербурга. Подъезд к г. Новгород, Новгородская область, извещение № 0336100012515000037 о проведении которого было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 10.06.2015, необоснованной.

2. Признать в действиях государственного заказчика – Федерального казенного учреждения «Управление автомобильной магистрали Москва – Санкт – Петербург Федерального дорожного агентства» нарушения пункта 1 части 1, части 5 статьи 31, пункта 2 части 1, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.

3. Выдать государственному заказчику – Федеральному казенному учреждению «Управление автомобильной магистрали Москва – Санкт – Петербург Федерального дорожного агентства», его аукционной комиссии, оператору электронной площадки - Обществу с ограниченной ответственностью «РТС-тендер» обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

4. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки осуществления закупки уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица государственного заказчика – Федерального казенного учреждения «Управление автомобильной магистрали Москва – Санкт – Петербург Федерального дорожного агентства».

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                И.А. Куриков

 

                                                                                                                                                                        

Члены Комиссии                                                                                           Д.А. Петров

 

                                                                                                                  

                                                                                                                         Д.А. Раскоснов

 

                                                                                                                   

 

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны