Решение №3586/03 РЕШЕНИЕ по результатам рассмотрения жалобы ООО «Энерго Строи... от 27 июля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Публикация документа не является официальной. Официально правовые акты публикуются в официальных печатных изданиях в соответствии с действующим законодательством

Государственному заказчику –

ФКУ Упрдор «Россия»

и его аукционной комиссии

 

ул. Троицкая, д. 5,

Великий Новгород, 173007

 

 

Оператору электронной площадки –

АО «Электронные торговые системы» (НЭП)

 

ул. Тестовская, д. 10, этаж 25,

г. Москва, 123112

e-mail: auditors@etpz.ru

 

 

Участнику закупки

(подателю жалобы) –

ООО «Энерго Строительная Компания»

 

ул. Приютинская, д. 13, лит. А,

1 этаж, пом. 2,

г. Всеволжск, Всеволжский р-н,

Ленинградская обл., 188643

 

В.О., 5-линия, д. 32, лит. А,

г. Санкт-Петербург, 199004

 

 

 

Исх.№3586 от 26.07.17

 

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

21 июля 2017 года Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:

Куриков И.А. – председатель Комиссии, заместитель руководителя - начальник отдела Управления,

Петров Д.А. - член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления,

Герасимова М.В. – член Комиссии, специалист-эксперт Управления,

в присутствии представителей:

государственного заказчика – Федерального казенного учреждения «Управление автомобильной магистрали Москва – Санкт – Петербург Федерального дорожного агентства» - <…….>;

подателя жалобы – Общества с ограниченной ответственностью «Энерго Строительная Компания» - <…….>,

рассмотрев жалобу участника закупки (определения поставщика) – Общества с ограниченной ответственностью «Энерго Строительная Компания» (188643, Ленинградская обл., Всеволжский р-н, г. Всеволжск, ул. Приютинская, д. 13, лит. А, 1 этаж, пом. 2; 199004, г. Санкт-Петербург, В.О., 5-линия, д. 32, лит. А; далее – ООО «Энерго Строительная Компания») на действия государственного заказчика – Федерального казенного учреждения «Управление автомобильной магистрали Москва – Санкт – Петербург Федерального дорожного агентства» (173007, Великий Новгород, ул. Троицкая, д. 5; далее – ФКУ Упрдор «Россия») при осуществлении им закупки (определении поставщика) путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на ремонт автомобильной дороги М-10 «Россия» Москва – Тверь – Великий Новгород – Санкт-Петербург на участке км 432+000 – км 444+000, Новгородская область. Ремонт автомобильной дороги М-10 «Россия» Москва – Тверь – Великий Новгород – Санкт-Петербург на участке км 444+000 – км 458+000, Новгородская область. Ремонт автомобильной дороги М-10 «Россия» Москва – Тверь – Великий Новгород – Санкт-Петербург на участке км 458+000 – км 472+000, Новгородская область, извещение № 0336100012517000062 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 29.06.2017, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки (определения поставщика),

 

УСТАНОВИЛА:

 

14.07.2017 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки (определения поставщика) – ООО «Энерго Строительная Компания» на действия государственного заказчика – ФКУ Упрдор «Россия» при осуществлении им закупки (определении поставщика) путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на ремонт автомобильной дороги М-10 «Россия» Москва – Тверь – Великий Новгород – Санкт-Петербург на участке км 432+000 – км 444+000, Новгородская область. Ремонт автомобильной дороги М-10 «Россия» Москва – Тверь – Великий Новгород – Санкт-Петербург на участке км 444+000 – км 458+000, Новгородская область. Ремонт автомобильной дороги М-10 «Россия» Москва – Тверь – Великий Новгород – Санкт-Петербург на участке км 458+000 – км 472+000, Новгородская область, извещение № 0336100012517000062 о проведении которого было размещено на официальном сайте 29.06.2017 (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

Суть доводов Жалобы сводится к следующему.

Участником рассматриваемой закупки - ООО «Энерго Строительная Компания» государственному заказчику - ФКУ Упрдор «Россия» посредством оператора электронной площадки – Акционерного общества «Электронные торговые системы» (НЭП) (далее – АО «Электронные торговые системы») 10.07.2017 был направлен запрос о даче разъяснений положений документации о проведении рассматриваемого электронного аукциона (далее – Документация об электронном аукционе), содержащий следующие вопросы относительно применения положений установленной в Приложении № 4 «Требования к показателям товаров, используемых при выполнении работ» к Документации об электронном аукционе (далее – Приложение № 4) Инструкции по заполнению сведений (конкретных показателей используемых товаров, соответствующих значениям, установленным в Приложении № 4) (далее – Инструкция) при заполнении первой части заявки на участие в электронном аукционе в части указания в ней значений конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ по позициям 5 «Материалы для дорожной разметки», 7 «Бетон тяжелый», 12 «Знаки дорожные» Приложения № 4.

1. По позиции 5 «Материалы для дорожной разметки» Приложения № 4 государственным заказчиком – ФКУ Упрдор «Россия» установлены требования к значению показателя «Цвет термопластика», который должен быть белым и желтым, а также требование к значению показателя «Класс разметочного материала по яркости» - не ниже В3.

Согласно Инструкции участнику необходимо указать одно конкретное значение по показателю «Класс разметочного материала по яркости», а значение показателя «Цвет термопластиков» оставить неизменным.

Однако, в соответствии с таблицей 2 ГОСТ 32830-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Материалы для дорожной разметки. Технические требования» для желтого цвета термопластика возможны классы B3 и B4, а для белого цвета только B6 и B7.

2. По позиции 7 «Бетон тяжелый» Приложения № 4 государственным заказчиком – ФКУ Упрдор «Россия» установлено требование к показателю «Наибольшая крупность зерен крупного заполнителя», значение которого должно быть не более 40 мм.

Также по указанной позиции Приложения № 4 государственным заказчиком установлены требования к значением следующих показателей:

- «Содержание в крупном заполнителе: фракции от 5 до 10 мм» - значение должно быть от 15 до 100 %;

- «Содержание в крупном заполнителе: фракции свыше 10 до 20 мм» - значение должно быть от 20 до 75 %;

- «Содержание в крупном заполнителе: фракции свыше 20 до 40 мм» - значение должно быть от 40 до 65 %.

Однако, согласно таблице 2 ГОСТ 26633-2015 «Бетоны тяжелые и мелкозернистые» для наибольшей крупности зерен крупного заполнителя 10 мм фракции «свыше 10 до 20 мм» и «свыше 20 до 40 мм» отсутствуют, для наибольшей крупности зерен крупного заполнителя 20 мм отсутствует фракция «свыше 20 до 40 мм».

Таким образом, единственно возможная крупность зерен крупного заполнителя (подходящая под требования государственного заказчика) является 40 мм. Однако, для наибольшей крупности зерен крупного заполнителя 40 мм содержание фракции «от 5 до 10 мм» должно быть в диапазоне 15-25 %, государственным заказчиком же установлено требование к значению показателя «от 15 до 100 %», что явно расширяет требования ГОСТ 26633-2015 и вводит участников в заблуждение.

3. По позиции 12 «Знаки дорожные» Приложения № 4 государственным заказчиком – ФКУ Упрдор «Россия» установлено требование к показателю «Длина стойки от нижнего края знака (без учета знаков 1.4.1-1.4.6 и табличек) до поверхности дорожного покрытия (высота установки)», значение которого должно быть 2,6 м.

При этом, согласно письму Федерального дорожного агентства от 08.09.2008 № 01-28/8484 (далее – Письмо ФДА) в целях приведения установленных дорожных знаков к единообразию по высоте при проведении дорожных работ необходимо обеспечить высоту установки дорожных знаков вне населенных пунктов от 1,9 м до 2 м, в населенных пунктах от 2,9 м до 3 м.

Таким образом, требование государственного заказчика к высоте установки дорожных знаков противоречит положениям вышеуказанного Письма ФДА.

В ответ на данный запрос участника закупки – ООО «Энерго Строительная Компания» о даче разъяснений государственным заказчиком – ФКУ Упрдор «Россия» 10.07.2017 на официальном сайте были размещены следующие разъяснения положений Документации об электронном аукционе:

1. «Согласно инструкции по заполнению сведений, установленной Заказчиком в Приложении №4 к аукционной документации:

«Для показателей, для которых в Таблице 1 установлены минимальные и (или) максимальные значения, конкретное значение показателя в заявке должно представляться в виде конкретного (точного) значения величины.

Значения показателей, установленные в требованиях к значениям показателей товара в столбце №3 Таблицы 1, указываются с учетом взаимосвязи значений, характеризующих предлагаемый к поставке товар».

Таким образом, с учетом «Требований к показателям товаров, используемых при выполнении работ» (Приложение № 4 к аукционной документации), а именно с учетом необходимости применения товара №5 - термопластика белого и желтого цветов, участнику закупки необходимо предоставить сведения о конкретном значении показателя «Класс разметочного материала по яркости» по каждому используемому материалу (и по желтому и по белому термопластику), в рамках значений установленных требованиями ГОСТ 32830-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Материалы для дорожной разметки. Технические требования»».

2. «Исходя из области применения требуемого материала и потребностей Заказчика в «Требованиях к показателям товаров, используемых при выполнении работ» (Приложение № 4 к аукционной документации) установлены требования к значениям показателей по товару № 7 «Бетон тяжелый» в соответствии с ГОСТ 26633-2015 «Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия».

Согласно инструкции по заполнению сведений, установленной Заказчиком в Приложении №4 к аукционной документации:

«Значения показателей, установленные в требованиях к значениям показателей товара в столбце №3 Таблицы 1, указываются с учетом взаимосвязи значений, характеризующих предлагаемый к поставке товар».

Таким образом, значения показателей «Содержание в крупном заполнителе: фракции от 5 до 10 мм», «Содержание в крупном заполнителе: фракции свыше 10 до 20 мм», «Содержание в крупном заполнителе: фракции свыше 20 до 40 мм» указываются в зависимости от предлагаемого участником закупки значения показателя «Наибольшая крупность зерен крупного заполнителя». При отсутствии каких-либо фракций в предлагаемом участником закупки товаре – по данному показателю может быть указано значение «0», что не противоречит Инструкции и позволяет участнику указать любое значение по показателю «Наибольшая крупность зерен крупного заполнителя», удовлетворяющее требованиям установленным Заказчиком и ГОСТу 26633-2015 «Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия»».

3. «Требование Заказчика к высоте установки знака принято в соответствии с п. 5.1.8 ГОСТ Р 52289-2004, а именно: на протяжении одной дороги высота установки знаков должна быть по возможности одинаковой. Исходя из указанного, в целях единообразия в установке дорожных знаков, Заказчиком было принято решение (действует с 2011 г.) о высоте установки дорожных знаков 2.6 м, которая применима к дорожным знакам, как в населённых пунктах, так и вне населённых пунктов и является усредненным значением величин высоты установки дорожных знаков, указанных в письме ФДА от 8 сентября 2008 г №01-28/8484».

По мнению подателя Жалобы, данные государственным заказчиком разъяснения положений Документации об электронном аукционе изменяют ее суть.

В частности, в Инструкции отсутствует упоминание о случаях использования союза «и». В заявке участники должны указать значение показателя «Цвет термопластиков» (белый и желтый) (неизменяемое значение), а также значение показателя «Класс разметочного материала по яркости» (не ниже В3).

Однако, как указано выше, для желтого цвета термопластика возможны классы B3 и B4, а для белого цвета только B6 и B7, а Инструкция не содержит положений о необходимости указания нескольких классов разметочного материала для каждого вида термопластика.

Также Инструкция не содержит каких-либо положений, допускающих указание участниками закупки в первых частях заявок значения «0» в случаях, когда соответствующий ГОСТ не устанавливает требований к значениям показателей товара (в том числе в случае, когда ГОСТ 26633-2015 не предусматривает значения показателей «Содержание в крупном заполнителе: фракции свыше 10 до 20 мм» и «Содержание в крупном заполнителе: фракции свыше 20 до 40 мм» для наполнителя, наибольшая крупность зерен которого менее 40 мм (10 или 20 мм)).

Согласно Приложению № 4 требования к значениям показателей знаков дорожных установлены государственным заказчиком в соответствии с ГОСТ 32945-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Знаки дорожные. Технические требования», Письмом ФДА, ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», Проектом.

Письмо ФДА, на которое ссылается государственный заказчик, не содержит каких-либо сведений об усредненных значениях высоты установки дорожных знаков.

Следовательно, государственный заказчик, устанавливая взаимоисключающие требования к высоте дорожных знаков, допускает необъективное описание объекта закупки и вводит в заблуждение ее участников.

На рассмотрении представители подателя Жалобы поддержали ее доводы в полном объеме.

Из представленных государственным заказчиком – ФКУ Упрдор «Россия» письменных возражений по Жалобе (вх. № 4132 от 20.07.2017 Новгородского УФАС России) следует, что государственный заказчик считает ее необоснованной.

Отсутствие в Инструкции разъяснений о применении союза «и» не влечет за собой двоякое восприятие или неопределенность при заполнении первых частей заявок (позиция 5 «Материалы для дорожной разметки» Приложения № 4).

Перечисление цветов термопластика чрез союз «и» иного значения как потребности государственного заказчика в термопластике двух цветов не имеет.

Относительно заполнения заявки по позиции 7 «Бетон тяжелый» Приложения № 4 государственным заказчиком в размещенных на официальном сайте разъяснениях было пояснено, что значения показателей указываются в зависимости от предлагаемого участником закупки значения показателя «Наибольшая крупность зерен крупного заполнителя». При отсутствии каких-либо фракций в предлагаемом участником закупки товаре – по данному показателю может быть указано значение «0», что не противоречит Инструкции и позволяет участнику указать любое значение по данному показателю, удовлетворяющее требованиям, установленным государственным заказчиком, и положениям ГОСТ 26633-2015.

По мнению государственного заказчика – ФКУ Упрдор «Россия», исходя из содержания Жалобы, ее податель разъяснения государственного заказчика относительно заполнения заявки по позициям 5, 7 Приложения № 4 понял правильно.

Письмо ФДА является исключительно информационным документом и его положения не имеют обязательного характера.

Кроме того, уже имеющиеся на объекте дорожные знаки имеют высоту именно 2,6 м.

Таким образом, установленное в Приложении № 4 требование к высоте дорожных знаков направлено на обеспечение единообразия элементов обустройства автомобильной дороги на всем ее протяжении, а также придания эстетичного вида ее инженерному обустройству (в том числе во исполнение положений Письма ФДА).

Следовательно, никаких взаимоисключающих требований, вводящих участников в заблуждение, государственный заказчик не устанавливает.

Кроме того, в своих возражениях государственный заказчик – ФКУ Упрдор «Россия» указывает, что податель Жалобы не может быть участником рассматриваемой закупки в силу того, что согласно пункту 8 части 2 статьи 61 Закона о контрактной системе для получения аккредитации участник электронного аукциона предоставляет оператору электронной площадки решение об одобрении или о совершении по результатам таких аукционов сделок от имени этого участника закупки - юридического лица с указанием информации о максимальной сумме одной сделки.

Согласно сведениям, содержащимся в реестре участников электронной площадки, оператором которой является – АО «Электронные торговые системы», максимально разрешенная сумма сделки для ООО «Энерго Строительная Компания» составляет 200 000 000 рублей, тогда как начальная (максимальная) цена контракта для рассматриваемой закупки составляет 613 694 813, 00 рублей.

Исходя из вышеизложенного, ФКУ Упрдор «Россия» считает, что ООО «Энерго Строительная Компания» не планировало участие в рассматриваемом аукционе, ввиду чего положения Документации об электронном аукционе не могут нарушить права и законные интересы подателя Жалобы.

На рассмотрении Жалобы представители государственного заказчика поддержали доводы возражений в полном объеме.

Между тем, Комиссия отмечает, что указанные государственным заказчиком – ФКУ Упрдор «Россия» обстоятельства не свидетельствуют о том, что ООО «Энерго Строительная Компания» не может быть участником данного аукциона и не имеет права обжаловать положения Документации об электронном аукционе, так как при проведении торгов (электронного аукциона) в порядке, предусмотренном статьей 68 Закона о контрактной системе, участники закупки вправе заявлять свои предложения по снижению начальной (максимальной) цены контракта.

Следует также отметить, что свое предложение о цене контракта участник закупки вправе сделать и в случае если электронный аукцион был признан несостоявшимся, поскольку в силу пункта 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе контракт должен быть заключен с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на условиях, предусмотренных документацией о закупке, по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт. Таким образом, снижение начальной (максимальной) цены контракта возможно и при несостоявшихся торгах.

Кроме того, до момента окончания срока подачи заявок обжаловать положения документации о закупке может любое лицо, в том числе не подававшее заявку и не аккредитованное на электронной площадке.

В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.

В июне-июле 2017 года государственным заказчиком – ФКУ Упрдор «Россия» осуществляется закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на ремонт автомобильной дороги М-10 «Россия» Москва – Тверь – Великий Новгород – Санкт-Петербург на участке км 432+000 – км 444+000, Новгородская область. Ремонт автомобильной дороги М-10 «Россия» Москва – Тверь – Великий Новгород – Санкт-Петербург на участке км 444+000 – км 458+000, Новгородская область. Ремонт автомобильной дороги М-10 «Россия» Москва – Тверь – Великий Новгород – Санкт-Петербург на участке км 458+000 – км 472+000, Новгородская область (начальная (максимальная) цена контракта - 613 694 813, 00 рублей).

Документация об электронном аукционе утверждена распоряжением № 205-р от 13.06.2017 заместителя начальника ФКУ Упрдор «Россия» <…….>.

В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.

Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

В соответствии с частью 5 статьи 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.

Из Жалобы следует, что ее подателем – ООО «Энерго Строительная Компания» 10.07.2017 посредством оператора электронной площадки – АО «Электронные торговые системы» в адрес государственного заказчика – ФКУ Упрдор «Россия» был направлен запрос о даче разъяснений положений Документации об электронном аукционе вышеуказанного содержания.

Согласно сведениям официального сайта государственным заказчиком ответ на данный запрос, то есть разъяснения положений Документации об электронном аукционе, были размещены также 10.07.2017.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Государственным заказчиком – ФКУ Упрдор «Россия» в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе в пункте 3.1 Документации об электронном аукционе определен объект рассматриваемой закупки – ремонт участков автомобильной дороги М10 «Россия» в Новгородской области.

Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В соответствии с пунктом 2 Документации об электронном аукционе требования к показателям товаров, используемых при выполнении работ, установлены в Приложении № 4.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части (согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги), а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

В пункте 2 Документации об электронном аукционе требования к содержанию первых частей заявок на участие в электронном аукционе государственным заказчиком установлены в аналогичном виде.

Так, согласно пункту 2 Документации об электронном аукционе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника закупки на выполнение работ на условиях Документации об электронном аукционе и приложений к ней, а также конкретные показатели используемых товаров, соответствующие значениям, установленным в Приложении № 4, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товаров при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товаров.

Таким образом, участники рассматриваемой закупки, подавая первые части заявок на участие в ней, должны руководствоваться требованиями к значениям показателей товаров, содержащимися в Документации об электронном аукционе (Приложении № 4).

Из содержания пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе следует, что документация об электронном аукционе должна содержать инструкцию по заполнению заявки на участие в закупке.

Согласно пункту 2 Документации об электронном аукционе Инструкция содержится в Приложении № 4.

Так, согласно Инструкции значения показателей, установленные в требованиях к значениям показателей товара в Приложении № 4, указываются с учетом взаимосвязи значений, характеризующих предлагаемый к поставке товар.

Значения показателей при предоставлении участником закупки сведений не должны содержать следующих слов и знаков: «не более», «не менее», «не менее… не более…», «более», «менее», «свыше», «не выше», «не ниже», «выше», «ниже», «превышает», «не превышает», «от», «до», «>», «≥», «≤», «<», а также описание значений показателей в виде неконкретных значений, если описываемый показатель имеет конкретное значение.

Показатели в Приложении № 4, значения которых не могут изменяться, - это показатели, значения по которым указаны заказчиком в виде конкретной (точной) величины и которые не имеют других значений кроме указанных в Приложении № 4 (т.е. для них в Приложении № 4 не установлены минимальные и (или) максимальные значения).

Для показателей, для которых в Приложении № 4 установлены минимальные и (или) максимальные значения, конкретное значение показателя в заявке должно представляться в виде конкретного (точного) значения величины. Исключение из данного правила составляют показатели, отмеченные символом «*» и «**».

Для показателей, отмеченных символом (*), участник закупки представляет в заявке сведения о конкретных показателях товаров либо в форме конкретных (точных) значений, либо описывая значение показателя диапазоном возможных значений.

Таким образом, участники рассматриваемой закупки, подавая первые части заявок на участие в ней, должны руководствоваться не только требованиями к значениям показателей товаров, содержащимися в Приложении № 4, но и положениями Инструкции.

1. Как было указано выше, в Приложении № 4 государственным заказчиком – ФКУ Упрдор «Россия» установлены требования к материалам, используемых при выполнении работ.

По позиции 5 Приложения № 4 государственным заказчиком – ФКУ Упрдор «Россия» установлены требования к материалам для дорожной разметки.

В частности для показателя «Цвет термопластика» государственным заказчиком установлено значение «белый и желтый», для показателя «Класс разметочного материала» - значение «не ниже В3», для показателя «Коэффициент яркости*» - значение «не менее 40 %».

Из положений Инструкции следует, что значение показателя «Цвет термопластика» (белый и желтый) является неизменяемым, поскольку данное значение указано государственным заказчиком в виде конкретной (точной) величины, не имеющей другого значения кроме указанного в Приложении № 4.

  • рассматриваемой закупки при указании в первых частях заявок значения показателя «Класс разметочного материала» (не ниже В3) должны указывать конкретные значения без использования слов «не более», «не менее», «не ниже» и т.д.

Значение показателя «Коэффициент яркости*» (не менее 40 %), в свою очередь, в силу сопровождения символом «*» должно указываться участниками закупки в первых частях заявок либо в форме конкретных (точных) значений, либо в виде диапазона возможных значений.

Таким образом, согласно Инструкции участнику рассматриваемой закупки при заполнении первой части заявки на участие в ней необходимо указать одно конкретное значение по показателю «Класс разметочного материала по яркости», а значение показателя «Цвет термопластиков» оставить неизменным.

Из Приложения № 4 следует, что требования к товару «Материалы для дорожной разметки» государственным заказчиком – ФКУ Упрдор «Россия» установлены в соответствии с положениями ГОСТ 32830-2014.

В соответствии с пунктом 5.1.2 ГОСТ 32830-2014 коэффициент яркости высушенной пленки красок (эмалей), отвердевших термопластиков и холодных пластиков должен соответствовать значениям, указанным в таблице 2, с учетом класса, определяющего требования к данному параметру.

Согласно таблице 2 данного ГОСТ для желтого цвета термопластика классов В3 и В4 коэффициент яркости равен не менее 40 и 50 % соответственно, для белого классов В6 и В7 – не менее 70 и 80 % соответственно.

Из положений Инструкции следует, что в первой части заявки участники рассматриваемой закупки должны указать значение показателя «Цвет термопластика» в неизменяемом виде в соответствии с положениями Приложения № 4 (белый и желтый), и при этом указать только одно конкретное значение показателя «Класс разметочного материала по яркости» - не ниже В3 (то есть В3, В4, В5, В6).

В то же время, таблицей 2 ГОСТ 32830-2014 установлено, что для желтого цвета термопластика возможны классы материала для дорожной разметки B3 и B4, а для белого цвета только B6 и B7.

Согласно размещенным государственным заказчиком – ФКУ Упрдор «Россия» на официальном сайте разъяснениям положений Документации об электронном аукционе, данным на 1 вопрос подателя Жалобы, «…участнику закупки необходимо представить сведения о конкретном значении показателя «Класс разметочного материала по яркости» по каждому используемому материалу (и по желтому и по белому термопластику), в рамках значений установленных требованиями ГОСТ 32830-2014…»».

Однако какое-либо упоминание о случаях заполнения заявки при наличии в требованиях к значению показателя союза «и» в Инструкции не содержится.

Указывая в разъяснениях на необходимость указания участниками в первых частях заявок значения показателя «Класс разметочного материала по яркости» по каждому используемому материалу (отдельно по желтому и отдельно по белому термопластику) государственный заказчик – ФКУ Упрдор «Россия» противоречит положениям собственной Инструкции, поскольку значение данного показателя должно быть указано в качестве одного единственного конкретного значения (не ниже В3).

2. По позиции 7 Приложения № 4 государственным заказчиком – ФКУ Упрдор «Россия» установлены требования к бетону тяжелому.

Для данного товара государственным заказчиком в Приложении № 4 установлено требование к значению показателя «Наибольшая крупность зерен крупного заполнителя» - «не более 40 мм».

Также, по указанной позиции Приложения № 4, государственным заказчиком установлены требования к значениям следующих показателей:

- «Содержание в крупном заполнителе: фракции от 5 до 10 мм*» - «от 15 до 100 %»;

- «Содержание в крупном заполнителе: фракции свыше 10 до 20 мм*» - «от 20 до 75 %»;

- «Содержание в крупном заполнителе: фракции свыше 20 до 40 мм*» - «от 40 до 65 %».

Согласно Инструкции участники рассматриваемой закупки при указании в первых частях заявок значения показателя «Наибольшая крупность зерен крупного заполнителя» (не более 40 мм) должны указывать конкретное значение без использования слов «не более», то есть назвать конкретную величину крупности зерен в мм.

Из Приложения № 4 следует, что требования к товару «Бетон тяжелый» государственным заказчиком – ФКУ Упрдор «Россия» установлены в соответствии с положениями ГОСТ 26633-2015.

Из таблицы 2 указанного ГОСТ следует, что, в данном случае, требованиям государственного заказчика, установленных к товарам, используемым при выполнении работ, соответствуют фракции с наибольшей крупностью заполнителя 10, 20 или 40 мм.

При этом, согласно таблице 2 ГОСТ 26633-2015 для наибольшей крупности зерен крупного заполнителя 10 мм фракции «свыше 10 до 20 мм» и «свыше 20 до 40 мм» отсутствуют, для наибольшей крупности зерен крупного заполнителя 20 мм отсутствует фракция «свыше 20 до 40 мм».

Таким образом, единственно возможным размером крупности зерен крупного заполнителя в составе фракции, подходящим под требования государственного заказчика («Содержание в крупном заполнителе: фракции от 5 до 10 мм*», «Содержание в крупном заполнителе: фракции свыше 10 до 20 мм*», «Содержание в крупном заполнителе: фракции свыше 20 до 40 мм*»), является 40 мм, поскольку исключительно для такой крупности заполнителя (40 мм) ГОСТ 26633-2015 предусматривает его содержание в составе всех перечисленных государственным заказчиком в Приложении № 4 фракций: «свыше от 5 до 10 мм», «свыше 10 до 20 мм», «свыше 20 до 40 мм».

Из размещенных же на официальном сайте разъяснений положений Документации об электронном аукционе следует, что «…При отсутствии каких-либо фракций в предлагаемом участником закупки товаре – по данному показателю может быть указано значение «0», что не противоречит Инструкции и позволяет участнику указать любое значение по показателю «Наибольшая крупность зерен крупного заполнителя», удовлетворяющее требованиям установленным Заказчиком и ГОСТу 26633-2015 «Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия…»».

Однако, как следует из Инструкции, для показателей, отмеченных символом (*), участник закупки представляет в заявке сведения о конкретных показателях товаров либо в форме конкретных (точных) значений, либо описывая значение показателя диапазоном возможных значений.

Таким образом, участники рассматриваемой закупки, исходя из вышеназванных положений Инструкции, не могли в первых частях своих заявок указывать значения показателей «Содержание в крупном заполнителе: фракции от 5 до 10 мм*», «Содержание в крупном заполнителе: фракции свыше 10 до 20 мм*», «Содержание в крупном заполнителе: фракции свыше 20 до 40 мм*» товара - бетона тяжелого в виде значения «0 %», поскольку это не допускается требованиями Приложения № 4 («от 15 до 100 %», «от 20 до 75 %», «от 40 до 65 %»), а также не могли указать и диапазонные значения всех трех показателей, так как это противоречит требованиям ГОСТ 26633-2015 (для бетона с наибольшей крупностью заполнителя 10 и 20 мм).

Следовательно, данные разъяснения государственного заказчика также непосредственным образом противоречат положениям Инструкции.

Также Комиссия обращает внимание на следующее.

Согласно сведениям официального сайта 13.07.2017 в разделе «Разъяснение положений документации об электронном аукционе» государственным заказчиком были размещены еще одни разъяснения положений Документации об электронном аукционе, данные на запрос участника рассматриваемой закупки относительно заполнения первой части заявки на участие в электронном аукционе при указании значений показателей, сопровожденных в Приложении № 4 символом «*» (вопрос участника: «…При указании участником закупки диапазона значений для для показателей, отмеченных символом * и **, нужно ли указывать «минимальные и максимальных значения» или только установленные требованиями «минимальные или максимальных значения» ?...»).

Размещенные государственным заказчиком разъяснения содержали следующую информацию: «2. При указании участником закупки диапазона значений для показателей, отмеченных символом * и ** нужно указывать «минимальные и максимальных значения», входящие в установленный в «Требования к показателям товаров, используемых при выполнении работ» диапазон….».

Таким образом, данные государственным заказчиком – ФКУ Упрдор «Россия» 10.07.2017 разъяснения положений Документации об электронном аукционе на запрос подателя Жалобы противоречат не только положениям Инструкции, но и разъяснениям, данным государственным заказчиком 13.07.2017, в части возможности указания участниками закупки при заполнении заявок значения «0 %» для показателей бетона тяжелого, отмеченных в Приложении № 4 (позиция 7) символом «*» (поскольку значение «0 %» не является ни минимальным, ни максимальным значением установленных государственным заказчиком диапазонов и вообще не входит в указанные государственным заказчиком пределы таких диапазонов).

Необходимо отметить, что аналогичные требования к показателям и их значениям («Наибольшая крупность зерен крупного заполнителя», «Содержание в крупном заполнителе: фракции от 5 до 10 мм*», «Содержание в крупном заполнителе: фракции свыше 10 до 20 мм*», «Содержание в крупном заполнителе: фракции свыше 20 до 40 мм*») установлены государственным заказчиком по позициям 8 «Бетон тяжелый» (класс по прочности В20), 9 «Бетон тяжелый» (класс по прочности В25) Приложения № 4.

Таким образом, в действиях государственного заказчика – ФКУ Упрдор «Россия» содержится нарушение части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе, выразившееся в нарушении порядка дачи разъяснений положений документации об электронном аукционе, а именно в даче разъяснений, изменяющих ее суть в части установленного в Инструкции порядка заполнения заявки на участие в электронном аукционе.

Следовательно, в данной части доводы Жалобы в ходе рассмотрения нашли свое подтверждение.

3. Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

По позиции 12 Приложения № 4 государственным заказчиком – ФКУ Упрдор «Россия» установлены требования к знакам дорожным.

Согласно Приложению № 4 длина стойки от нижнего края знака (без учета знаков 1.4.1-1.4.6 и табличек) до поверхности дорожного покрытия (высота установки) должна быть 2,6 м.

В соответствии с Приложением № 4 требования к значениям показателей знаков дорожных установлены государственным заказчиком в соответствии с положениями ГОСТ 32945-2014 (знаки дорожные), Письмом ФДА, ГОСТ Р 52289-2004 (правила применения дорожных знаков), Проектом.

Согласно Письму ФДА в целях приведения установленных дорожных знаков к единообразию по высоте при проведении дорожных работ необходимо обеспечить высоту установки дорожных знаков вне населенных пунктов от 1,9 м до 2 м, в населенных пунктах от 2,9 м до 3 м.

При этом, Письмо ФДА носит лишь информационный характер и содержит указание на необходимость обеспечения единообразия установки дорожных знаков в ходе проведения дорожных работ. Нормативным правовым документом Письмо ФДА не является.

В то же время, Письмо ФДА содержит указание на установку дорожных знаков в соответствии с положениями ГОСТ Р 52289-2004.

Согласно пункту 5.1.8 ГОСТ Р 52289-2004 расстояние от нижнего края знака (без учета знаков 1.4.1-1.4.6 и табличек) до поверхности дорожного покрытия (высота установки), кроме случаев, специально оговоренных настоящим стандартом, должно быть от 1,5 до 3,0 м - при установке сбоку от проезжей части вне населенных пунктов, от 2,0 до 4,0 м - в населенных пунктах.

Следовательно, установленное государственным заказчиком требование к высоте установки дорожных знаков (2,6 м) не противоречит положениям ГОСТ Р 52289-2004 и согласно пояснениям государственного заказчика соответствует высоте уже установленных на автомобильной дороге дорожных знаков.

Таким образом, установленное в Приложении № 4 требование к высоте установки дорожных знаков носит объективный характер, основано на требованиях ГОСТ Р 52289-2004 в части высоты установки дорожных знаков и не противоречит положениям Письма ФДА в части обеспечения единообразия элементов обустройства автомобильной дороги на всем ее протяжении.

Соответственно, указанный довод Жалобы в ходе рассмотрения не нашел своего подтверждения.

В связи с поступлением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Новгородским УФАС России проведена внеплановая проверка осуществления закупки (определения поставщика) путем проведения электронного аукциона.

1. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать инструкцию по заполнению заявки на участие в электронном аукционе.

Из изложенного следует, что документация об электронном аукционе должна содержать надлежащую инструкцию по заполнению заявки на участие в закупке, позволяющую определить порядок заполнения заявки в части указания показателей товаров, используемых для выполнения работ.

Неустановление заказчиком в документации об электронном аукционе надлежащей инструкции, а также установление инструкции, не позволяющей однозначно определить порядок заполнения заявки, является нарушением пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Исходя из вышеизложенного, в частности установленного факта дачи государственным заказчиком – ФКУ Упрдор «Россия» разъяснений положений Документации об электронном аукционе, изменяющих ее суть в части установленного в Инструкции порядка заполнения заявок, не предусматривающего случаев заполнения заявки при указании в требованиях к значению показателя союза «и», а также в случае отсутствия в соответствующих ГОСТ значений каких-либо показателей, Комиссия приходит к выводу о ненадлежащем содержании имеющейся в Приложении № 4 Инструкции.

Отсутствие в Инструкции порядка заполнения заявки в вышеуказанных случаях препятствует участникам рассматриваемой закупки подавать надлежащим образом оформленные заявки на участие в электронном аукционе, содержащие значения конкретных показателей, соответствующие установленным государственным заказчиком в Приложении № 4 требованиям, а также препятствует аукционной комиссии государственного заказчика производить рассмотрение заявок участников на предмет их соответствия Документации об электронном аукционе.

Таким образом, в действиях государственного заказчика – ФКУ Упрдор «Россия» содержится нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении в документации об электронном аукционе ненадлежащей инструкции по заполнению заявки.

2. Согласно положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК) к объектам капитального строительства относятся линейные объекты, в том числе автомобильные дороги (пункты 10, 11 статьи 1 ГрК).

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Таким образом, объектом рассматриваемой закупки является выполнение работ по ремонту объекта капитального строительства – автомобильной дороги М10 «Россия».

Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование о соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

Согласно части 1 статьи 52 ГрК строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК (в редакции, действовавшей на момент размещения извещения о проведении рассматриваемого электронного аукциона) виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.

Согласно части 2 статьи 52 ГрК (в действующей редакции) работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

Таким образом, для выполнения работ по капитальному ремонту объектов капитального строительства (в частности автомобильных дорог) участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации (далее – СРО) в сфере строительства, за исключением предусмотренных законом случаев (часть 2.1 статьи 52 ГрК)

Перечень видов работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержден приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 № 624 (далее – Перечень).

Согласно Ведомости объемов работ (Приложение № 6 к Документации об электронном аукционе) в число работ, выполняемых в рамках заключаемого государственного контракта, включены:

- нанесение горизонтальной разметки (линейной и нелинейной) термопластиком;

- ремонт водосброса монолитным бетоном В20; F300; W6;

- установка дорожных знаков;

- покрытие из ЩМА20 (ПБВ60), h=0,06 м (плотность каменных материалов 3т/м3 и более).

Вышеуказанные работы, согласно пунктам 25.4 «Устройства покрытий автомобильных дорог, в том числе укрепляемых вяжущими материалами», 25.6 «Устройство дренажных, водосборных, водопропускных, водосбросных устройств», 25.7 «Устройство защитных ограждений и элементов обустройства автомобильных дорог», 25.8 «Устройство разметки проезжей части автомобильных дорог» Перечня, являются работами по капитальному ремонту, оказывающими влияние на безопасность объекта капитального строительства.

Для выполнения указанных работ и, соответственно, участия в рассматриваемом аукционе участники закупки должны были до 01.07.2017 иметь свидетельства о допуске к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданные СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, а после 01.07.2017 – быть членами СРО, соответствующей требованиям части 3 статьи 55.8 ГрК.

В свою очередь, государственный заказчик – ФКУ Упрдор «Россия» должен был установить в Документации об электронном аукционе обязательные в соответствии с действующим законодательством требования, предъявляемые в данном случае к участникам рассматриваемой закупки, а именно, требование о членстве участников в СРО в сфере строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

Однако, в нарушение вышеуказанных положений ГрК и Закона о контрактной системе государственный заказчик вышеуказанное требование не установил.

Согласно представленным ФКУ Упрдор «Россия» пояснениям относительно возникших у Комиссии вопросов в ходе проводимой внеплановой проверки (вх. № 4341 от 20.07.2017 Новгородского УФАС России), государственный заказчик считает, что работы, являющиеся объектом рассматриваемой закупки, не относятся к работам по капитальному ремонту объектов капитального строительства, так как не затрагивают конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильных дорог.

В частности, по мнению государственного заказчика – ФКУ Упрдор «Россия» при проведении работ, входящих в объект рассматриваемой закупки, необходимо руководствоваться положениями Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 16.11.2012 № 402 (далее – Приказ № 402).

Так, нанесение дорожной разметки на период эксплуатации в соответствии с Приказом № 402 может проводиться как в ходе капитального ремонта, так и ремонта и содержания автомобильных дорог.

Данный вид работ предназначен для обеспечения требуемого уровня безопасности дорожного движения на период эксплуатации.

По мнению государственного заказчика, Задание на разработку проектной документации. Ремонт автомобильной дороги М-10 «Россия» Москва – Тверь - Великий Новгород - Санкт-Петербург на участке км 432+000 – 444+000, Новгородская область (утверждено начальником ФКУ Упрдор «Россия» <…….> 26.04.2016) (далее – Задание на разработку проектной документации), послужившее основанием для изготовления проектной документацией (Проекта), входящего в состав Документации об электронном аукционе (Приложение № 5), содержит требования к составу и виду работ, реализация которых возможна при проведении ремонта и прямо ссылается на пункт 5 приказа № 402.

Указанный довод государственного заказчика о необходимости применения положений Приказа № 402, а не Перечня, Комиссия находит несостоятельным исходя из следующего.

Во-первых, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, является Министерство регионального развития Российской Федерации (Указом Президента Российской Федерации № 612 от 08.09.2014 Министерство регионального развития Российской Федерации упразднено, функции упраздненного Министерства регионального развития Российской Федерации по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере градостроительного зонирования переданы Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации), а не Министерство транспорта Российской Федерации, поэтому при разработке Документации об электронном аукционе государственный заказчик должен был руководствоваться содержанием видов работ по капитальному ремонту, определенных Перечнем.

Таким образом, рассматривать положения Приказа № 402 в качестве основополагающих и имеющих прерогативу перед Перечнем для отнесения или не отнесения работ к капитальным некорректно.

Во-вторых, даже с учетом применения положений Приказа № 402, такие виды работ, входящие в объект рассматриваемой закупки и названные в Приложении № 4, как нанесение разметки можно отнести одновременно к работам по капитальному ремонту автомобильных дорог и работам по ремонту автомобильных дорог: пункты 25-47, 30-52, 29-49 Ведомости объемов работ – абзацы «в», «г» подпункта 4 пункта 3 раздела 2, абзац «и» подпункта 2 пункта 5 раздела 3 Приказа № 402.

Таким образом, при наличии противоречий в Приказе № 402 при определении характера выполняемых работ заказчики должны руководствоваться исключительно положениями Грк и Перечня, в том числе, и при осуществлении рассматриваемой закупки.

Кроме того, даже с учетом возможного применения положения Приказа № 402, названные в Ведомости объемов работ работы по установке дорожных знаков согласно абзацу «а» подпункта 4 пункта 3 раздела 2 и абзацу «б» подпункта 4 пункта 4 раздела 2 Приказа № 402 отнесены исключительно к классификации работ по капитальному ремонту автомобильных дорог.

Таким образом, согласно Перечню работы, входящие в объект рассматриваемой закупки, являются работами по капитальному ремонту, оказывающими влияние на безопасность объекта капитального строительства (например, нанесение горизонтальной разметки (линейной и нелинейной) термопластиком – пункт 25.8 Перечня, установка дорожных знаков – пункт 25.7 Перечня, ремонт водосброса – пункт 25.6 Перечня, покрытие из ЩМА20 (ПБВ60), h=0,06 м (плотность каменных материалов 3т/м3 и более) – пункт 25.4 Перечня).

Следует также отметить, что в соответствии с частью 12.2 статьи 48 ГрК в случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства осуществляется подготовка отдельных разделов проектной документации на основании задания застройщика или технического заказчика в зависимости от содержания работ, выполняемых при капитальном ремонте объектов капитального строительства.

Согласно пункту 3.2.1.1 Документации об электронном аукционе работы, являющиеся объектом рассматриваемой закупки, должны быть выполнены с соответствии с проектной документацией (Приложением № 5), что отвечает требованиям части 12.2 статьи 48 ГрК и подтверждает капитальный характер выполняемых работ.

Кроме того, Комиссией установлено, что Задание на разработку проектной документации входило в состав документации о проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на разработку проектной документации. Ремонт автомобильной дороги М-10 «Россия» Москва - Тверь - Великий Новгород - Санкт-Петербург на участке км 432+000 – км 444+000, Новгородская область, извещение № 0336100012516000042 о проведении которого было размещено на официальном сайте 24.05.2016.

Согласно подпункту «г.1» пункта 2.1.1 вышеуказанной конкурсной документации участники открытого конкурса для разработки проектной документации должны были иметь свидетельство СРО по пункту 13 раздела 2 Перечня (Работы по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком).

Следовательно, при проведении открытого конкурса на выполнение работ по разработке содержащейся в Приложении № 5 проектной документации, необходимой для надлежащего выполнения работ, входящих в объект рассматриваемой закупки, государственный заказчик рассматривал работы, подлежащие выполнению в рамках рассматриваемой закупки, в качестве оказывающих влияние на безопасность линейного объекта капитального строительства – автомобильной дороги.

Также, согласно части 13 статьи 48 ГрК состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к различным видам объектов капитального строительства, в том числе к линейным объектам, состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к отдельным этапам строительства, реконструкции объектов капитального строительства, состав и требования к содержанию разделов проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства, а также состав и требования к содержанию разделов проектной документации, представляемой на экспертизу проектной документации и в органы государственного строительного надзора, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Требования к содержанию разделов проектной документации с учетом требований ГрК в части необходимости обеспечения строительства установлены Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 (далее – Положение о составе разделов проектной документации).

Согласно пункту 33 Положения о составе разделов проектной документации проектная документация на линейные объекты капитального строительства (далее - линейные объекты) состоит из 10 разделов, требования к содержанию которых установлены пунктами 34 - 42 настоящего Положения.

В число данных разделов проектной документации входят:

- раздел 1 «Пояснительная записка» (пункт 34);

- раздел 2 «Проект полосы отвода» (пункт 35);

- раздел 3 «Технологические и конструктивные решения линейного объекта. Искусственные сооружения» (пункт 36);

- раздел 4 «Здания, строения и сооружения, входящие в инфраструктуру линейного объекта» (пункт 37);

- раздел 5 «Проект организации строительства» (пункт 38);

- раздел 6 «Проект организации работ по сносу (демонтажу) линейного объекта» (пункт 39);

- раздел 7 «Мероприятия по охране окружающей среды» (пункт 40);

- раздел 8 «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности» (пункт 41);

- раздел 9 «Смета на строительство» и раздел 10 «Иная документация в случаях, предусмотренных федеральными законами» (пункт 42).

Согласно Приложению № 5 к Документации об электронном аукционе в число разделов проектной документации, в данном случае, входят:

- Пояснительная записка (том 1.1);

- Технологические и конструктивные решения линейного объекта. Искусственные сооружения (тома 3.1, 3.2);

- Проект организации строительства (тома 5.1, 5.2);

- Мероприятия по охране окружающей среды (том 7.1);

- Смета на строительство (том 9.1);

- Иная документация в случаях, предусмотренных федеральными законами (тома 10.1.1-10.4).

Следовательно, размещенная на официальном сайте в составе Документации об электронном аукционе проектная документация по своему содержанию соответствует требованиям Положения о составе разделов проектной документации (в части линейных объектов).

Таким образом, исходя из положений Документации об электронном аукционе и Приложения № 5, государственный заказчик – ФКУ Упрдор «Россия» должен рассматривать работы, входящие в объект закупки, как требующие членства в СРО, то есть данные работы представляют собой работы по капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность этих объектов.

Следовательно, в действиях государственного заказчика – ФКУ Упрдор «Россия» содержится нарушение части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе, выразившееся в не установлении в Документации обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации требований к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся объектом закупки.

При этом, Новгородское УФАС России обращает внимание на тот факт, что с 01.07.2017 в соответствии с частью 2.1 статьи 52 ГрК индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей.

Вышеуказанные нарушения законодательства о контрактной системе, установленные в действиях государственного заказчика – ФКУ Упрдор «Россия», нарушают права участников закупки, могли существенно повлиять на количество участников аукциона, результаты определения поставщика, что дает основания Комиссии для их устранения путем выдачи предписания.

Руководствуясь статьями 31, 33, 64, 65, 66, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «Энерго Строительная Компания» (188643, Ленинградская обл., Всеволжский р-н, г. Всеволжск, ул. Приютинская, д. 13, лит. А, 1 этаж, пом. 2; 199004, г. Санкт-Петербург, В.О., 5-линия, д. 32, лит. А) на действия государственного заказчика – Федерального казенного учреждения «Управление автомобильной магистрали Москва – Санкт – Петербург Федерального дорожного агентства» (173007, Великий Новгород, ул. Троицкая, д. 5) при осуществлении им закупки (определении поставщика) путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на ремонт автомобильной дороги М-10 «Россия» Москва – Тверь – Великий Новгород – Санкт-Петербург на участке км 432+000 – км 444+000, Новгородская область. Ремонт автомобильной дороги М-10 «Россия» Москва – Тверь – Великий Новгород – Санкт-Петербург на участке км 444+000 – км 458+000, Новгородская область. Ремонт автомобильной дороги М-10 «Россия» Москва – Тверь – Великий Новгород – Санкт-Петербург на участке км 458+000 – км 472+000, Новгородская область, извещение № 0336100012517000062 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 29.06.2017, частично обоснованной в части доводов о нарушении государственным заказчиком порядка дачи разъяснений положений документации об электронном аукционе.

2. Признать в действиях государственного заказчика – Федерального казенного учреждения «Управление автомобильной магистрали Москва – Санкт – Петербург Федерального дорожного агентства» нарушения части 5 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 64, части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе.

3. Выдать государственному заказчику – Федеральному казенному учреждению «Управление автомобильной магистрали Москва – Санкт – Петербург Федерального дорожного агентства», его аукционной комиссии и оператору электронной площадки – АО «Электронные торговые системы» (НЭП) обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.

4. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела (дел) об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица (лиц) государственного заказчика – Федерального казенного учреждения «Управление автомобильной магистрали Москва – Санкт – Петербург Федерального дорожного агентства».

 

 

 

Председатель Комиссии И.А. Куриков

 

 

Члены Комиссии Д.А. Петров

 

 

М.В. Герасимова

 

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны