Решение №3599/03 РЕШЕНИЕ № РНП-53-21 по результатам проверки факта уклонения... от 8 июля 2015 г.
Текст документа
Сохранить как PDFПубликация документа не является официальной. Официально правовые акты публикуются в официальных печатных изданиях в соответствии с действующим законодательством.
Исх.№ 3599/03 от 08.07.2015
РЕШЕНИЕ № РНП-53-21
по результатам проверки факта уклонения участника осуществления закупки (определения поставщика) от заключения контракта и осуществления внеплановой проверки соблюдения законодательства Российской Федерации
о контрактной системе
Резолютивная часть оглашена 03.07.2015
В полном объеме изготовлено 08.07.2015 Великий Новгород
Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Комиссия) в составе:
Куриков И.А. – председатель Комиссии, заместитель руководителя Управления;
Петров Д.А. – член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления;
Иванов А.Т. – член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления,
в присутствии представителей:
муниципального заказчика – Администрации Великого Новгорода – Музыченко Ларисы Михайловны (доверенность б/н от 02.07.2015);
уполномоченного органа – Комитета по управлению муниципальным имуществом Великого Новгорода (173007, Великий Новгород, ул. Мерецкова-Волосова, д. 13; далее – КУМИ Великого Новгорода) – Вольновой Марии Николаевны (доверенность б/н от 04.12.2014);
участник закупки – Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Институт государственного и корпоративного управления» о месте и времени заседания Комиссии уведомлен надлежащим образом, на заседание Комиссии своих представителей не направил,
рассмотрев сведения, поступившие от муниципального заказчика – Администрации Великого Новгорода (173007, Великий Новгород, ул. Большая Власьевская, д. 4) в лице Комитета экономики об уклонении участника запроса котировок – Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Институт государственного и корпоративного управления» (123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 1; далее – АНО ДПО «Институт государственного и корпоративного управления») от заключения муниципального контракта на оказание услуг по подготовке и проведению обучающего семинара для субъектов малого и среднего предпринимательства Великого Новгорода по теме «Особенности нормативно-правового регулирования развития малого и среднего предпринимательства в РФ», извещение № 0350300011815000104 о проведении которого было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 18.05.2015,
УСТАНОВИЛА:
18.06.2015 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России) от муниципального заказчика – Администрации Великого Новгорода в лице Комитета экономики поступили сведения об уклонении участника запроса котировок – АНО ДПО «Институт государственного и корпоративного управления» от заключения муниципального контракта на оказание услуг по подготовке и проведению обучающего семинара для субъектов малого и среднего предпринимательства Великого Новгорода по теме «Особенности нормативно-правового регулирования развития малого и среднего предпринимательства в РФ» (далее – Сведения).
Сведения об уклонении участника закупки (определения поставщика) от заключения контракта представлены в соответствии с Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1062 (далее – Правила).
В результате рассмотрения Сведений о недобросовестном поставщике и проведения на основании части 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) внеплановой проверки осуществления закупки установлено следующее.
18.05.2015 на официальном сайте было размещено извещение № 0350300011815000104 о проведении запроса котировок на право заключения мунициапального контракта на оказание услуг по подготовке и проведению обучающего семинара для субъектов малого и среднего предпринимательства Великого Новгорода по теме «Особенности нормативно-правового регулирования развития малого и среднего предпринимательства в РФ» (начальная (максимальная) цена контракта – 99 963, 00 рублей).
Извещение о проведении рассматриваемого запроса котировок (далее – Извещение) утверждено первым заместителем Главы Администрации Великого Новгорода А.В. Земляком 06.05.2015.
Согласно Протоколу от 26.05.2015 рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок № 0350300011815000104 (далее – Протокол) на участие в рассматриваемом запросе котировок поступили котировочные заявки 6 участников (заявка 1 участника отклонена котировочной комиссией).
Победителем рассматриваемого запроса котировок признан участник - АНО ДПО «Институт государственного и корпоративного управления» (порядковый номер заявки 6), сделавший предложение по цене контракта в размере 48 800, 00 рублей.
В соответствии с частью 8 статьи 78 Закона о контрактной системе протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок подписывается всеми присутствующими на заседании членами котировочной комиссии и в день его подписания размещается в единой информационной системе. Указанный протокол составляется в двух экземплярах, один из которых остается у заказчика, другой в течение двух рабочих дней с даты подписания указанного протокола передается победителю запроса котировок с приложением проекта контракта, который составляется путем включения в него условий исполнения контракта, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок, и цены, предложенной победителем запроса котировок в заявке на участие в запросе котировок.
В соответствии с частью 5 статьи 112 Закона о контрактной системе, Правительством Российской Федерации устанавливаются порядок и сроки ввода в эксплуатацию единой информационной системы. До ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация, подлежащая размещению в единой информационной системе, размещается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (официальный сайт), ведение и обслуживание которого осуществляются по правилам, действовавшим до дня вступления в силу Закона о контрактной системе.
Согласно сведениям официального сайта Протокол размещен на нем 26.05.2015.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта, срок, в течение которого победитель запроса котировок или иной участник запроса котировок, с которым заключается контракт при уклонении победителя запроса котировок от заключения контракта, должен подписать контракт, условия признания победителя запроса котировок или иного участника запроса котировок уклонившимися от заключения контракта.
В соответствии с пунктом 12.4 Извещения победитель запроса котировок должен подписать контракт в течение 7 календарных дней после размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок. Иной участник запроса котировок, с которым заключается контракт при уклонении победителя запроса котировок от заключения контракта, должен подписать контракт в течение 15 календарных дней после размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок.
Из представленных Сведений следует, что 28.05.2015 муниципальным заказчиком – Администрацией Великого Новгорода экземпляр Протокола и проект муниципального контракта были отправлены победителю закупки – АНО ДПО «Институт государственного и корпоративного управления» по адресу электронной почты igku-2015@yandex.ru, указанному в котировочной заявке АНО ДПО «Институт государственного и корпоративного управления», а 29.05.2015 по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу, также указанному в котировочной заявке (123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 1) (подтверждается скриншотом с электронной почты муниципального заказчика, а также соответствующими копиями квитанции и конверта).
Согласно части 11 статьи 78 Закона о контрактной системе в случае, если победитель запроса котировок не представил заказчику подписанный контракт в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок, такой победитель признается уклонившимся от заключения контракта.
Таким образом, исходя из положений части 11 статьи 78 Закона о контрактной системе, а также пункта 12.4 Извещения срок подписания муниципального контракта участником закупки - АНО ДПО «Институт государственного и корпоративного управления» составлял 7 дней начиная со следующего дня после дня размещения на официальном сайте Протокола (26.05.2015) и заканчивался 02.06.2015 (включительно).
До указанного срока победитель рассматриваемого запроса котировок – АНО ДПО «Институт государственного и корпоративного управления» подписанный контракт не представил.
Согласно сведениям с официального сайта Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» почтовое отправление с вложенными проектом муниципального контракта и экземпляром Протокола победитель запроса котировок - АНО ДПО «Институт государственного и корпоративного управления» получил только 08.06.2015, а уже после истечения установленного срока для подписания муниципального контракта направил подписанный контракт в адрес муниципального заказчика.
Таким образом, победитель рассматриваемого запроса котировок - АНО ДПО «Институт государственного и корпоративного управления» уклонился от подписания муниципального контракта в установленный Законом о контрактной системе срок.
В соответствии с частью 12 статьи 78 Закона о контрактной системе в случае признания победителя запроса котировок уклонившимся от заключения контракта заказчик вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта, и заключить контракт с участником запроса котировок, предложившим такую же, как и победитель запроса котировок, цену контракта, или при отсутствии этого участника с участником запроса котировок, предложение о цене контракта которого содержит лучшее условие по цене контракта, следующее после предложенного победителем запроса котировок условия, если цена контракта не превышает начальную (максимальную) цену контракта, указанную в извещении о проведении запроса котировок. При этом заключение контракта для этих участников является обязательным. В случае уклонения этих участников от заключения контракта заказчик вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта, и осуществить повторно запрос котировок.
Согласно Протоколу участник закупки - Общество с ограниченной ответственностью «ЭККОН» (173015, Великий Новгород, ул. Чудинцева, д. 4; далее – ООО «ЭККОН») признан участником запроса котировок, предложение о цене контракта которого содержит лучшее условие по цене контракта, следующее после предложенного победителем запроса котировок условия.
04.06.2015 муниципальным заказчиком – Администрацией Великого Новгорода проект муниципального контракта был отправлен участнику закупки – ООО «ЭККОН», 15.06.2015 между муниципальным заказчиком и участником закупки был заключен муниципальный контракт на оказание услуг по подготовке и проведению обучающего семинара для субъектов малого и среднего предпринимательства Великого Новгорода по теме «Особенности нормативно-правового регулирования развития малого и среднего предпринимательства в РФ».
До рассмотрения Сведений в Новгородское УФАС России от победителя рассматриваемой закупки - АНО ДПО «Институт государственного и корпоративного управления» поступили письменные объяснения по факту уклонения от заключения вышеуказанного муниципального контракта (вх. № 5091э от 03.07.2015 Новгородского УФАС России), суть которых сводится к следующему.
Уполномоченый орган – КУМИ Великого Новгорода в нарушение части 8 статьи 78 Закона о контрактной системе на официальном сайте разместил не отсканированную копию подписанного Протокола, а Протокол в формате WORD, подписанный электронной подписью Красильниковой Алины Сергеевны, не являющейся членом котировочной комиссии по проведению рассматриваемого запроса котировок.
Кроме того, муниципальным заказчиком – Администрацией Великого Новгорода также были нарушены положения части 8 статьи 78 Закона о контрактной системе, поскольку экземпляр Протокола и проект муниципального контракта не были переданы победителю запроса котировок - АНО ДПО «Институт государственного и корпоративного управления», а направлены почтовым отправлением. Данное почтовое отправление было получено победителем закупки 08.06.2015.
Согласно части 13 статьи 78 Закона о контрактной системе контракт может быть заключен не ранее чем через семь дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок и не позднее чем через двадцать дней с даты подписания указанного протокола.
Победитель запроса котировок - АНО ДПО «Институт государственного и корпоративного управления» в рамках двадцатидневного срока (истекал 15.06.2015) самостоятельно оформил, подписал контракт и направил его муниципальному заказчику посредством отправления по электронной почте 11.06.2015, а также 12.06.2015 - посредством почтового отправления с сопроводительным письмом (получено муниципальным заказчиком 19.06.2015).
Кроме того, по мнению победителя запроса котировок - АНО ДПО «Институт государственного и корпоративного управления» из части 11 статьи 78 Закона о контрактной системе следует, что проект контракта, отправляемый победителю запроса котировок, должен изначально быть подписан заказчиком, чего в данном случае сделано не было.
Таким образом, победитель запроса котировок - АНО ДПО «Институт государственного и корпоративного управления» не уклонялся от заключения муниципального контракта.
Муниципальным заказчиком – Администрацией Великого Новгорода в лице Комитета экономики и уполномоченным органом – КУМИ Великого Новгорода на заседание Комиссии по рассмотрению Сведений также представлены соответствующие письменные возражения (вх. №№ 5108, 5107 от 03.07.2015 Новгородского УФАС России), суть которых сводится к следующему.
По мнению муниципального заказчика – Администрации Великого Новгорода, Законом о контрактной системе не установлены конкретные способы направления (передачи) победителю запроса котировок проекта контракта и протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок.
Проект муниципального контракта и экземпляр Протокола были направлены победителю запроса котировок - АНО ДПО «Институт государственного и корпоративного управления» как посредством почтового отправления, так и средств электронной почты по адресам, содержащимся в его котировочной заявке.
В установленный в соответствии с пунктом 12.4 Извещения срок подписания муниципального контракта (в течение 7 календарных дней после размещения в единой информационной системе Протокола) победитель запроса котировок - АНО ДПО «Институт государственного и корпоративного управления» муниципальный контракт не представил.
Уполномоченный орган - КУМИ Великого Новгорода считает, что часть 8 статьи 78 Закона о контрактной системе не обязывает заказчиков и уполномоченные органы размещать на официальном сайте отсканированные оригиналы Протоколов.
Протоколы рассмотрения и оценки котировочных заявок формируются на официальном сайте автоматически в структурированной форме, при этом прикрепление иных файлов, в том числе сканированных оригиналов протоколов, регламентом официального сайта не требуется.
В соответствии с Порядком взаимодействия заказчиков с уполномоченным органом при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд (далее – Порядок), утвержденным постановлением Администрации Великого Новгорода № 733 от 07.02.2014, протокол, сформированный и размещенный на официальном сайте, подписан электронной подписью специалиста КУМИ Великого Новгорода Красильниковой А.С., ответственной в соответствии с Порядком за размещение протоколов заседаний комиссий на официальном сайте.
Также статья 78 Закона о контрактной системе не содержит положений обязывающих заказчика подписывать отправляемый победителю запроса котировок контракт.
В обоснование своей позиции уполномоченный орган ссылается на письмо Министерства экономического развития Российской Федерации № Д28и-2878 от 31.12.2014.
Оценив доводы возражений и объяснений сторон, Комиссия Новгородского УФАС России приходит к следующим выводам.
Содержание пункта 12.4 Извещения не противоречит положениям части 13 статьи 78 Закона о контрактной системе, поскольку регламентирует срок подписания контракта только победителем запроса котировок, а не заказчиком.
Таким образом, срок для подписания победителем контракта (в течение 7 календарных дней после размещения на официальном сайте Протокола) установлен муниципальным заказчиком – Администрацией Великого Новгорода во исполнение требований пункта 4 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе и в соответствии с положениями и сроками статьи 78 Закона о контрактной системе.
Часть 8 статьи 78 Закона о контрактной системе действительно не содержит требований о размещении на официальном сайте отсканированного протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок.
Согласно письму Министерства экономического развития Российской Федерации № Д28и-2878 от 31.12.2014 функционалом официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) предусмотрено автоматическое формирование протоколов в виде печатной формы, которая при публикации подписывается электронной подписью пользователя, выполняющего операцию. Размещение на официальном сайте подписанного протокола в отсканированном виде, содержащего графическое изображение подписей всех членов комиссии, является правом, а не обязанностью заказчика.
Таким образом, Протокол, подписанный членами котировочной комиссии и размещенный на официальном сайте 26.05.2015, на официальном сайте размещен в надлежащем виде (в виде электронного документа в формате WORD, подписанного электронной подписью ответственного должностного лица (Красильниковой А.С.)).
Из статьи 78 Закона о контрактной системе не следует, что проект контракта, отправляемый победителю запроса котировок, должен изначально быть подписан заказчиком.
Напротив, согласно части 8 данной статьи победителю запроса котировок передается экземпляр протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок с приложением именно проекта контракта, который составляется путем включения в него условий исполнения контракта, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок, и цены, предложенной победителем запроса котировок в заявке на участие в запросе котировок.
Согласно пункту 8 статьи 3 Закона о контрактной системе государственный контракт, муниципальный контракт - договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.
Следовательно, Закон о контрактной системе различает понятия «проект контракта» и «муниципальный контракт», поскольку «проект контракта» должен содержать включенные в него условия исполнения контракта, предусмотренные извещением о проведении запроса котировок, и цену, предложенную победителем запроса котировок в заявке на участие в запросе котировок, а не подписи сторон контракта (заказчика и участника).
С учетом территориального расположения муниципального заказчика (Великий Новгород) и победителя рассматриваемого запроса котировок (г. Москва) доступными способами передачи экземпляра Протокола и проекта муниципального контракта являются почтовое отправление и направление сообщений по электронной почте.
Таким образом, в данном случае заказчиком – Администрацией Великого Новгорода победителю запроса котировок – АНО ДПО «Институт государственного и корпоративного управления» в установленные сроки были направлены надлежащим образом оформленные экземпляр Протокола (идентичного по своему содержанию Протоколу, размещенному на официальном сайте) и проект муниципального контракта.
При этом, Комиссия Новгородского УФАС России приходит к выводу, что в установленный для заключения муниципального контракта срок победитель рассматриваемой закупки – АНО ДПО «Институт государственного и корпоративного управления» не имел умысла и намерения уклониться от его подписания.
Так, победитель запроса котировок - АНО ДПО «Институт государственного и корпоративного управления» получив проект муниципального контракта, отправленный посредством почтового отправления, 08.06.2015 подписал его и направил в адрес муниципального заказчика посредством отправления по электронной почте 11.06.2015, а также 12.06.2015 посредством почтового отправления с сопроводительным письмом.
Подписанный проект муниципального контракта был получен муниципальным заказчиком – Администрацией Великого Новгорода 19.06.2015.
Таким образом, действия АНО ДПО «Институт государственного и корпоративного управления» как победителя рассматриваемой закупки по уклонению от заключения муниципального контракта не носят характер недобросовестного поведения.
Учитывая вышеизложенное, основания для включения Сведений о недобросовестном исполнителе, представленных Администрацией Великого Новгорода в лице Комитета экономики в отношении АНО ДПО «Институт государственного и корпоративного управления», в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют.
Также Комиссия Новгородского УФАС России считает правомерным и соответствующим части 12 статьи 78 Закона о контрактной системе последующее заключение 15.06.2015 муниципальным заказчиком – Администрацией Великого Новгорода и участником закупки – ООО «ЭККОН» муниципального контракта по итогам рассматриваемой закупки.
При проведении внеплановой проверки осуществления закупки (определения поставщика) нарушений Закона о контрактной системе в действиях муниципального заказчика – Администрации Великого Новгорода, уполномоченного органа – КУМИ Великого Новгорода и его котировочной комиссии не усматривается.
Руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1062 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)», Комиссия,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные заказчиком – Администрацией Великого Новгорода в лице Комитета экономики Администрации Великого Новгорода в отношении участника запроса котировок – Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Институт государственного и корпоративного управления» (ИНН: 7703480875; 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 1; далее – АНО ДПО «Институт государственного и корпоративного управления») в связи с уклонением АНО ДПО «Институт государственного и корпоративного управления» от заключения муниципального контракта на оказание услуг по подготовке и проведению обучающего семинара для субъектов малого и среднего предпринимательства Великого Новгорода по теме «Особенности нормативно-правового регулирования развития малого и среднего предпринимательства в РФ», извещение № 0350300011815000104 о проведении которого было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 18.05.2015, в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Председатель Комиссии И.А. Куриков
Члены Комиссии Д.А. Петров
А.Т. Иванов
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.