Решение №3664/03 РЕШЕНИЕ по результатам рассмотрения жалобы ООО «Энерго Строи... от 4 августа 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Публикация документа не является официальной. Официально правовые акты публикуются в официальных печатных изданиях в соответствии с действующим законодательством.

Исх. № 3664/03 от 03.08.2017

Государственному заказчику –

ФКУ Упрдор «Россия»

и его аукционной комиссии

 

ул. Троицкая, д. 5,

Великий Новгород, 173007

 

 

Оператору электронной площадки –

АО «Электронные торговые системы» (НЭП)

 

ул. Тестовская, д. 10, этаж 25,

г. Москва, 123112

e-mail: auditors@etpz.ru

 

 

Участнику закупки

(подателю жалобы) –

ООО «Энерго Строительная Компания»

 

ул. Приютинская, д. 13, лит. А,

1 этаж, пом. 2,

г. Всеволжск, Всеволжский р-н,

Ленинградская обл., 188643

 

В.О., 5-линия, д. 32, лит. А,

г. Санкт-Петербург, 199004

 

 

Участнику закупки –

ООО «ПроектСтрой»

 

пер. Колпачный, д. 6, стр. 5, пом. 2, ком. 5,

г. Москва, 101000

 

 

 

Исх.№3664/03 от 03.07.17

 

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

31 июля 2017 года Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:

Куриков И.А. – председатель Комиссии, заместитель руководителя - начальник отдела Управления,

Петров Д.А. - член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления,

Иванов А.Т. – член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления,

в присутствии представителей:

государственного заказчика – Федерального казенного учреждения «Управление автомобильной магистрали Москва – Санкт – Петербург Федерального дорожного агентства» - <…….>;

податель жалобы – Общество с ограниченной ответственностью «Энерго Строительная Компания» надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения жалобы, на заседание Комиссии не явился, своих представителей не направил;

единственный участник закупки - Общество с ограниченной ответственностью «ПроектСтрой» (далее – ООО «ПроектСтрой») надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения жалобы, на заседание Комиссии не явился, своих представителей не направил,

рассмотрев жалобу участника закупки (определения поставщика) – Общества с ограниченной ответственностью «Энерго Строительная Компания» (188643, Ленинградская обл., Всеволжский р-н, г. Всеволжск, ул. Приютинская, д. 13, лит. А, 1 этаж, пом. 2; 199004, г. Санкт-Петербург, В.О., 5-линия, д. 32, лит. А; далее – ООО «Энерго Строительная Компания») на действия государственного заказчика – Федерального казенного учреждения «Управление автомобильной магистрали Москва – Санкт – Петербург Федерального дорожного агентства» (173007, Великий Новгород, ул. Троицкая, д. 5; далее – ФКУ Упрдор «Россия») при осуществлении им закупки (определении поставщика) путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на ремонт автомобильной дороги М-10 «Россия» Москва – Тверь – Великий Новгород – Санкт-Петербург на участке км 29+300 – км 39+273, Московская область, извещение № 0336100012517000068 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 04.07.2017, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки (определения поставщика),

 

УСТАНОВИЛА:

 

25.07.2017 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки (определения поставщика) – ООО «Энерго Строительная Компания» на действия государственного заказчика – ФКУ Упрдор «Россия» при осуществлении им закупки (определении поставщика) путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на ремонт автомобильной дороги М-10 «Россия» Москва – Тверь – Великий Новгород – Санкт-Петербург на участке км 29+300 – км 39+273, Московская область, извещение № 0336100012517000068 о проведении которого было размещено на официальном сайте 04.07.2017 (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

Суть доводов Жалобы сводится к следующему.

Участником рассматриваемой закупки государственному заказчику - ФКУ Упрдор «Россия» посредством оператора электронной площадки – Акционерного общества «Электронные торговые системы» (НЭП) (далее – АО «Электронные торговые системы») был направлен запрос о даче разъяснений положений документации о проведении рассматриваемого электронного аукциона (далее – Документация об электронном аукционе), содержащий вопросы относительно применения положений установленной в Приложении № 4 «Требования к показателям товаров, используемых при выполнении работ» к Документации об электронном аукционе (далее – Приложение № 4) Инструкции по заполнению сведений (конкретных показателей используемых товаров, соответствующих значениям, установленным в Приложении № 4) (далее – Инструкция) при заполнении первой части заявки на участие в электронном аукционе в части указания в ней значений конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ по позициям 3 «Материалы для дорожной разметки» (тип материала: термопластик) и 4 «Материалы для дорожной разметки» (тип материала: холодный пластик) Приложения № 4 (далее – Запрос о даче разъяснений).

Так, по позиции 3 «Материалы для дорожной разметки» (тип материала: термопластик) Приложения № 4 государственным заказчиком – ФКУ Упрдор «Россия» установлено требование к значению показателя «Цвет термопластиков», который должен быть белым и желтым, по позиции 4 «Материалы для дорожной разметки» (тип материала: холодный пластик) Приложения № 4 - требование к значению показателя «Цвет холодных пластиков», который также должен быть белым и желтым.

Также по указанным позициям Приложения № 4 государственным заказчиком для термопластика и холодного пластика установлено требование к значению показателя «Класс разметочного материала по яркости» - не ниже В3.

Однако, в соответствии с таблицей 2 ГОСТ 32830-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Материалы для дорожной разметки. Технические требования» класс разметочного материала по яркости В3 относится только к желтому цвету термопластика и холодного пластика (для желтого цвета термопластика и холодного пластика возможны классы B3 и B4, а для белого цвета только B6 и B7).

Следовательно, если участники рассматриваемой закупки укажут в первых частях заявок на участие в ней минимальное значение класса разметочного материала по яркости, предусмотренное государственным заказчиком в Приложении № 4 (не менее В3), то оно будет соответствовать требованиям Документации об электронном аукционе, но противоречить таблице 2 ГОСТ 32830-2014.

Кроме того, в указанном Запросе о даче разъяснений участником рассматриваемой закупки у государственного заказчика были запрошены разъяснения положений Документации об электронном аукционе в части установленных требований к показателям товаров, используемых при выполнении работ (позиция 1 «Песок из отсевов дробления», позиция 2 «Щебень из природного камня для строительных работ» Приложения № 4), а также разъяснения в части установленных требований к участникам рассматриваемой закупки.

По мнению участника закупки, требования к показателям по позиции 1 «Песок из отсевов дробления» («Марка по прочности: не ниже М1000») и 2 «Щебень из природного камня для строительных работ» («Марка по истираемости: не ниже И3») Приложения № 4 государственным заказчиком – ФКУ Упрдор «Россия» установлены не в соответствии с положениями ГОСТ, соответствие которым установлено государственным заказчиком для указанных товаров в Приложении № 4 (ГОСТ 31424-2010 «Материалы строительные нерудные из отсевов дробления плотных горных пород при производстве щебня. Технические условия» и ГОСТ 32703-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Щебень и гравий из горных пород. Технические требования» соответственно).

Кроме того, по мнению участника, для выполнения работ, входящих в объект рассматриваемой закупки, ее участники должны быть членами саморегулируемой организации (далее – СРО) в сфере строительства.

В ответ на данный Запрос о даче разъяснений государственным заказчиком – ФКУ Упрдор «Россия» 18.07.2017 на официальном сайте были размещены разъяснения положений Документации об электронном аукционе относительно заполнения участниками закупки первых частей заявок на участие в ней в части указания в них значений конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ по позиции 3 «Материалы для дорожной разметки» (тип материала: термопластик) Приложения № 4 следующего содержания:

«Согласно инструкции по заполнению сведений, установленной Заказчиком в Приложении №4 к аукционной документации:

«Значения показателей, установленные в требованиях к значениям показателей товара в Приложении №4 к аукционной документации, указываются с учетом взаимосвязи значений, характеризующих предлагаемый к поставке товар».

Таким образом, с учетом «Требований к показателям товаров, используемых при выполнении работ» (Приложение № 4 к аукционной документации), а именно с учетом необходимости применения товара №3 - термопластика белого и желтого цветов, участнику закупки необходимо предоставить сведения о конкретном значении показателя «Класс разметочного материала по яркости» по каждому используемому материалу (и по желтому и по белому термопластику), в рамках значений установленных требованиями ГОСТ 32830-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Материалы для дорожной разметки. Технические требования»».

Относительно заполнения участниками закупки первых частей заявок в части указания в них значений конкретных показателей товара по позиции 4 «Материалы для дорожной разметки» (тип материала: холодный пластик) Приложения № 4 государственным заказчиком были даны разъяснения положений Документации об электронном аукционе аналогичного содержания.

В части требований к товарам по позициям 1 «Песок из отсевов дробления» («Марка по прочности: не ниже М1000») и 2 «Щебень из природного камня для строительных работ» («Марка по истираемости: не ниже И3») Приложения № 4 государственный заказчик – ФКУ Упрдор «Россия указал в размещенных разъяснениях, что требования к товарам установлены в соответствии с положениями ГОСТ 8267-93 «Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия» и ГОСТ 8269.0-97 «Щебень и гравий из плотных горных пород и отходов промышленного производства для строительных работ. Методы физико-механических испытаний».

Указанные ГОСТ включены государственным заказчиком в перечень нормативно-технической документации, обязательной при выполнении дорожных работ (Приложение № 6 к Проекту государственного контракта (Приложение № 1 к Документации об электронном аукционе)). Содержащимися в данном перечне государственными стандартами необходимо руководствоваться при выполнении работ, входящих в объект рассматриваемой закупки.

Относительно вопроса о членстве участников рассматриваемой закупки в СРО в области строительства, государственный заказчик разъяснил, что требование членства индивидуальных предпринимателей или юридических лиц в СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства при выполнении работ по ремонту законодательно не установлено.

По мнению подателя Жалобы, данные государственным заказчиком разъяснения положений Документации об электронном аукционе изменяют ее суть.

В частности, в Инструкции отсутствует упоминание о случаях использования союза «и». В заявке участники должны указать значения показателей «Цвет термопластиков» и «Цвет холодных пластиков» (белый и желтый) (неизменяемые значения), а также значение показателя «Класс разметочного материала по яркости» (не ниже В3).

Однако, как указано выше, для желтого цвета термопластика и холодного пластика возможны классы B3 и B4, а для белого цвета только B6 и B7. Инструкция, в свою очередь, не содержит положений о необходимости указания нескольких классов разметочного материала для каждого вида термопластика и холодного пластика.

Также, по мнению ООО «Энерго Строительная Компания», установленные государственным заказчиком требования к товарам по позициям 1 «Песок из отсевов дробления» («Марка по прочности: не ниже М1000») и 2 «Щебень из природного камня для строительных работ» («Марка по истираемости: не ниже И3») Приложения № 4 являются нестандартными. Обоснование их использования Документация об электронном аукционе не содержит.

Поскольку работы, входящие в объект рассматриваемой закупки, оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и названы в Перечне видов работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденном приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 № 624 (далее – Перечень), требование о членстве участников рассматриваемой закупки в СРО в области строительства является обязательным.

На основании вышеизложенного, податель Жалобы просит выдать предписание об устранении допущенных нарушений.

Из представленных государственным заказчиком – ФКУ Упрдор «Россия» письменных возражений на Жалобу (вх. № 4494 от 28.07.2017 Новгородского УФАС России), а также дополнительных пояснений по Жалобе (вх. № 4517 от 31.07.2017 Новгородского УФАС России) следует, что государственный заказчик считает ее необоснованной.

Отсутствие в Инструкции разъяснений о применении союза «и» не влечет за собой двоякое восприятие или неопределенность при заполнении первых частей заявок (позиции 3 «Материалы для дорожной разметки» (тип материала: термопластик), 4 «Материалы для дорожной разметки» (тип материала: холодный пластик) Приложения № 4).

Перечисление цветов термопластика и холодного пластика чрез союз «и» иного значения как потребности государственного заказчика в термопластике и холодном пластике двух цветов не имеет.

По мнению ФКУ Упрдор «Россия», государственным заказчиком в ответ на Запрос о даче разъяснений были даны подробные разъяснения положений Документации об электронном аукционе относительно установленных требований к показателям товаров по позициям 1, 2 Приложения № 4.

Раздел 2 «Нормативные ссылки» ГОСТ 31424-2010, в соответствии с которым государственным заказчиком в Приложении № 4 установлены требования к песку из отсевов дробления (позиция 1), в том числе требование к его марке по прочности, содержит указание на ГОСТ 8267-93 (щебень и гравий).

Пункт 4.1.2 ГОСТ 31424-2010 является отсылочной нормой и прямо указывает на необходимость применения положений ГОСТ 8267-93, поскольку марка песков по дробимости при сжатии (раздавливании) в цилиндре, определяется маркой по дробимости щебня.

ГОСТ 8267-93 включен государственным заказчиком – ФКУ Упрдор «Россия» в Приложение № 6 к Проекту государственного контракта в качестве государственного стандарта, подлежащего применению при выполнении работ, входящих в объект рассматриваемой закупки.

Пунктом 5.5 ГОСТ 32703-2014 установлено, что щебень и гравий подразделяется на шесть марок (И1-И6) по значению показателя сопротивления дроблению и износу.

Согласно пункту 10.4 ГОСТ 32703-2014 марку по сопротивлению дроблению и износу определяют по ГОСТ 33049-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Щебень и гравий из горных пород. Определение сопротивления дроблению и износу», в соответствии с которым сущность метода испытания на способность материала сопротивляться воздействию ударных нагрузок и истирающих усилий заключается в определении потери массы пробы щебня (гравия), возникающей при воздействии ударных нагрузок от шаров и истирающих усилий.

Определение данного показателя абсолютно идентично определению истираемости щебня и гравия в полочном барабане в соответствии с пунктом 4.10 ГОСТ 8269.0-97.

То есть понятия истираемости и износа щебня являются идентичными.

В Приложение № 6 к Проекту государственного контракта государственным заказчиком ГОСТ 8269.0-97 также включен в качестве государственного стандарта, подлежащего применению при выполнении работ, входящих в объект рассматриваемой закупки.

Иная трактовка требований государственного заказчика по позициям 1, 2 Приложения № 4 кроме как марка по дробимости (прочности) песка строительного и марка по истираемости щебня невозможна.

Из писем Министерства регионального развития от 31.08.2010 № 31330-ИП/08, от 29.07.2011 № 20456-ИП/08 следует, что при проведении работ по осуществлению текущего ремонта автомобильных дорог их исполнители не обязаны состоять в СРО в сфере строительства, а Перечень не содержит работ по осуществлению текущего ремонта.

Государственный заказчик считает, что работы, являющиеся объектом рассматриваемой закупки, не относятся к работам по капитальному ремонту объектов капитального строительства, так как не затрагивают конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильных дорог.

В частности, по мнению государственного заказчика – ФКУ Упрдор «Россия», при проведении работ, входящих в объект рассматриваемой закупки, необходимо руководствоваться положениями Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 16.11.2012 № 402 (далее – Приказ № 402).

Так, укладка выравнивающего (в том числе с использованием фрезерования) и одного дополнительного слоя с обеспечением ровности и сцепных свойств покрытия (абзац «б» подпункта 2 пункта 5 раздела 2 Приказа № 402), восстановление изношенных покрытий, в том числе методами термопрофилирования или холодной регенерации с добавлением органических и неорганических материалов, обеспечивающими повторное использование материала старого покрытия, использование армирующих и трещинопрерывающих материалов при восстановлении изношенных покрытий (абзац «в» подпункта 2 пункта 5 раздела 2 Приказа № 402), нанесение временной разметки на период ремонта, удаление временной разметки и нанесение постоянной разметки после завершения ремонта (абзац «и» подпункта 2 пункта 5 раздела 2 Приказа № 402) проводятся при ремонте автомобильных дорог.

Кроме того, вид работ «Восстановление изношенных покрытий» в соответствии с Приказом № 402 относится к работам, выполняемым исключительно при текущем работе, что исключает, в данном случае, применение положений Перечня.

Также в вышеуказанных дополнительных пояснениях государственный заказчик – ФКУ Упрдор «Россия» указывает на следующие обстоятельства.

По мнению государственного заказчика, доводы Жалобы касаются положений Документации об электронном аукционе. При этом, срок, предусмотренный Законом о контрактной системе для обжалования положений документации об электронном аукционе, подателем Жалобы был пропущен.

Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

ООО «Энерго Строительная Компания» не принимало участия в закупке. В Жалобе заявитель не указывает, что помешало ему подать заявку на участие в ней.

Исходя из вышеизложенного, ФКУ Упрдор «Россия» считает, что ООО «Энерго Строительная Компания» не планировало участие в рассматриваемом электронном аукционе, ввиду чего положения Документации об электронном аукционе не могут нарушить права и законные интересы подателя Жалобы.

На рассмотрении представители государственного заказчика поддержали доводы возражений на Жалобу в полном объеме.

Проанализировав содержание доводов Жалобы до их рассмотрения по существу, Комиссия отмечает следующее.

Указывая в Жалобе на необъективность описания объекта рассматриваемой закупки по позиции 1 «Песок из отсевов дробления» и позиции 2 «Щебень из природного камня для строительных работ» Приложения № 4, а также на установление требований к участникам закупки в ненадлежащем виде, податель Жалобы – ООО «Энерго Строительная Компания» непосредственным образом действительно обжалует положения Документации об электронном аукционе.

Согласно части 4 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации о таком аукционе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Согласно пункту 5 Документации об электронном аукционе подача заявок на участие в нем заканчивалась в 10 часов 00 минут 20.07.2017.

Жалоба поступила в Новгородское УФАС России 25.07.2017.

Таким образом, доводы Жалобы о нарушениях, допущенных государственным заказчиком при формировании технической части Документации об электронном аукционе и установлении требований к участникам закупки, не могут быть предметом рассмотрения Комиссии в ходе разбирательства по Жалобе по причине пропуска срока, предусмотренного частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, для подачи жалобы на положения документации об аукционе.

Вместе с тем, одновременно с рассмотрением жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией проводится внеплановая проверка осуществления закупки (определения поставщика) путем проведения электронного аукциона.

Таким образом, в случае, если в действиях государственного заказчика по определению содержания Документации об электронном аукционе в ходе проведения внеплановой проверки будут выявлены нарушения, то они будут отражены в решении Комиссии по результатам рассмотрения Жалобы.

Согласно части 4 статьи 105 Закона о контрактной системе обжалование действий (бездействия) заказчика в случае, если данные действия (бездействие) совершены при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем электронного аукциона, осуществляется в порядке, установленном настоящей главой, в любое время определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также в период аккредитации на электронной площадке, но не позднее чем через десять дней с даты размещения на электронной площадке протокола подведения результатов такого аукциона либо протокола рассмотрения заявок на участие в таком аукционе или протокола проведения такого аукциона в случае признания такого аукциона несостоявшимся.

Согласно сведениям официального сайта Протокол № 45 (068) от 21.07.2017 рассмотрения единственной заявки на участие в аукционе в электронной форме (электронном аукционе) (0336100012517000068) (далее – Протокол) государственным заказчиком размещен на официальном сайте 21.07.2017.

Следовательно, срок для обжалования действий государственного заказчика, касающихся соблюдения установленного порядка дачи разъяснений положений документации об электронном аукционе (не позднее чем через десять дней с даты размещения на электронной площадке Протокола), подателем Жалобы был соблюден.

В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.

В июле 2017 года государственным заказчиком – ФКУ Упрдор «Россия» осуществлялась закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на ремонт автомобильной дороги М-10 «Россия» Москва – Тверь – Великий Новгород – Санкт-Петербург на участке км 29+300 – км 39+273, Московская область (начальная (максимальная) цена контракта – 179 074 242, 00 рублей).

Документация об электронном аукционе утверждена распоряжением № 202-р от 09.06.2017 заместителя начальника ФКУ Упрдор «Россия» <…….>.

В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.

Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

В соответствии с частью 5 статьи 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.

Из Жалобы следует, что участником рассматриваемой закупки посредством оператора электронной площадки – АО «Электронные торговые системы» в адрес государственного заказчика – ФКУ Упрдор «Россия» был направлен Запрос о даче разъяснений.

Согласно сведениям официального сайта (раздел «Разъяснение положений документации об электронном аукционе») государственным заказчиком ответ на данный запрос, то есть разъяснения положений Документации об электронном аукционе, были размещены 18.07.2017.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Государственным заказчиком – ФКУ Упрдор «Россия» в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе в пункте 3.1 Документации об электронном аукционе определен объект рассматриваемой закупки – ремонт участка автомобильной дороги М10 «Россия» в Московской области.

Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В соответствии с пунктом 2 Документации об электронном аукционе требования к показателям товаров, используемых при выполнении работ, установлены в Приложении № 4.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части (согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги), а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

В пункте 2 Документации об электронном аукционе требования к содержанию первых частей заявок на участие в электронном аукционе государственным заказчиком установлены в аналогичном виде.

Так, согласно пункту 2 Документации об электронном аукционе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника закупки на выполнение работ на условиях Документации об электронном аукционе и приложений к ней, а также конкретные показатели используемых товаров, соответствующие значениям, установленным в Приложении № 4, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товаров при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товаров.

Таким образом, участники рассматриваемой закупки, подавая первые части заявок на участие в ней, должны руководствоваться требованиями к значениям показателей товаров, содержащимися в Документации об электронном аукционе (Приложении № 4).

Из содержания пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе следует, что документация об электронном аукционе должна содержать инструкцию по заполнению заявки на участие в закупке.

Согласно пункту 2 Документации об электронном аукционе Инструкция содержится в Приложении № 4.

Так, согласно Инструкции значения показателей, установленные в требованиях к значениям показателей товара в Приложении № 4, указываются с учетом взаимосвязи значений, характеризующих предлагаемый к поставке товар.

Значения показателей при предоставлении участником закупки сведений не должны содержать следующих слов и знаков: «не более», «не менее», «не менее… не более…», «более», «менее», «свыше», «не выше», «не ниже», «выше», «ниже», «превышает», «не превышает», «от», «до», «>», «≥», «≤», «<», а также описание значений показателей в виде неконкретных значений, если описываемый показатель имеет конкретное значение.

Показатели в Приложении № 4, значения которых не могут изменяться, - это показатели, значения по которым указаны заказчиком в виде конкретной (точной) величины и которые не имеют других значений кроме указанных в Приложении № 4 (т.е. для них в Приложении № 4 не установлены минимальные и (или) максимальные значения).

Для показателей, для которых в Приложении № 4 установлены минимальные и (или) максимальные значения, конкретное значение показателя в заявке должно представляться в виде конкретного (точного) значения величины. Исключение из данного правила составляют показатели, отмеченные символом «*» и «**».

Таким образом, участники рассматриваемой закупки, подавая первые части заявок на участие в ней, должны руководствоваться не только требованиями к значениям показателей товаров, содержащимися в Приложении № 4, но и положениями Инструкции.

Как было указано выше, в Приложении № 4 государственным заказчиком – ФКУ Упрдор «Россия» установлены требования к товарам (материалам), используемым при выполнении работ.

По позициям 3, 4 Приложения № 4 государственным заказчиком – ФКУ Упрдор «Россия» установлены требования к материалам для дорожной разметки – термопластику и холодному пластику.

В частности, для показателя «Цвет термопластиков» по позиции 3 и для показателя «Цвет холодных пластиков» по позиции 4 Приложения № 4 государственным заказчиком установлено значение «белый и желтый», для показателя «Класс разметочного материала» по обеим позициям - значение «не ниже В3».

Из положений Инструкции следует, что значения показателей «Цвет термопластиков» и «Цвет холодных пластиков» (белый и желтый) являются неизменяемыми, поскольку данные значения указаны государственным заказчиком в виде конкретной (точной) величины, не имеющей другого значения кроме указанного в Приложении № 4.

Участники рассматриваемой закупки при указании в первых частях заявок значения показателя «Класс разметочного материала» (не ниже В3) по данным позициям Приложения № 4 должны указывать конкретные значения без использования слов «не более», «не менее», «не ниже» и т.д.

Таким образом, согласно Инструкции участнику рассматриваемой закупки при заполнении первой части заявки на участие в ней по позициям 3, 4 Приложения № 4 необходимо указать одно конкретное значение по показателю «Класс разметочного материала по яркости», а значения показателей «Цвет термопластиков» и «Цвет холодных пластиков» оставить неизменными.

Из Приложения № 4 следует, что требования к товарам «Материалы для дорожной разметки» (термопластику и холодному пластику) государственным заказчиком – ФКУ Упрдор «Россия» установлены в соответствии с положениями ГОСТ 32830-2014.

Таблицей 2 ГОСТ 32830-2014 установлено, что для желтого цвета термопластика и холодного пластика возможны классы материала для дорожной разметки B3 и B4, а для белого цвета только B6 и B7.

При этом, по позициям 3, 4 Приложения № 4 государственным заказчиком для материалов дорожной разметки также установлено требование к значению показателя «Коэффициент яркости*» - «не менее 40 %».

Согласно таблице 2 данного ГОСТ для желтого цвета термопластика и холодного пластика классов В3 и В4 коэффициент яркости равен не менее 40 и 50 % соответственно, для белого классов В6 и В7 – не менее 70 и 80 % соответственно.

Следовательно, исходя из установленного государственным заказчиком в Приложении № 4 для термопластика и холодных пластиков требования к значению показателя «Коэффициент яркости*» (не менее 40 %), его потребностям соответствует товар (термопластик и холодный пластик) классов В3, В4 (желтый цвет, коэффициент яркости не менее 40, 50 %) и В6, В7 (белый цвет, коэффициент яркости не менее 70, 80 %).

Однако, из положений Инструкции следует, что в первой части заявки участники рассматриваемой закупки по позициям 3, 4 Приложения № 4 должны указать значения показателей «Цвет термопластиков» и «Цвет холодных пластиков» в неизменяемом виде в соответствии с положениями Приложения № 4 (белый и желтый), и при этом указать только одно конкретное значение показателя «Класс разметочного материала по яркости» - не ниже В3 (то есть В3, В4, В5, В6).

Согласно размещенным государственным заказчиком – ФКУ Упрдор «Россия» на официальном сайте разъяснениям положений Документации об электронном аукционе, данным на вопрос участника закупки относительно порядка заполнения первой части заявки по позиции 3 Приложения № 4, «…с учетом необходимости применения товара №3 - термопластика белого и желтого цветов, участнику закупки необходимо предоставить сведения о конкретном значении показателя «Класс разметочного материала по яркости» по каждому используемому материалу (и по желтому и по белому термопластику), в рамках значений установленных требованиями ГОСТ 32830-2014…» (на вопрос участника закупки относительно порядка заполнения первой части заявки по позиции 4 Приложения № 4 государственным заказчиком даны разъяснения положений Документации об электронном аукционе аналогичного содержания).

Однако какое-либо упоминание о случаях заполнения заявки при наличии в требованиях к значению показателя союза «и» в Инструкции не содержится.

Указывая в разъяснениях на необходимость указания участниками в первых частях заявок по позициям 3, 4 Приложения № 4 значения показателя «Класс разметочного материала по яркости» по каждому используемому материалу (отдельно по желтому и отдельно по белому термопластику и холодному пластику) государственный заказчик – ФКУ Упрдор «Россия» противоречит положениям собственной Инструкции, поскольку значение данного показателя должно быть указано в качестве одного единственного конкретного значения (не ниже В3).

Таким образом, в действиях государственного заказчика – ФКУ Упрдор «Россия» содержится нарушение части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе, выразившееся в нарушении порядка дачи разъяснений положений документации об электронном аукционе, а именно в даче разъяснений, изменяющих ее суть в части установленного в Инструкции порядка заполнения заявки на участие в электронном аукционе.

Следовательно, подлежащие рассмотрению доводы Жалобы в ходе рассмотрения нашли свое подтверждение.

В ходе проведения внеплановой проверки осуществления рассматриваемой закупки установлено следующее.

1. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать инструкцию по заполнению заявки на участие в электронном аукционе.

Из изложенного следует, что документация об электронном аукционе должна содержать надлежащую инструкцию по заполнению заявки на участие в закупке, позволяющую определить порядок заполнения заявки в части указания показателей товаров, используемых для выполнения работ.

Неустановление заказчиком в документации об электронном аукционе надлежащей инструкции, а также установление инструкции, не позволяющей однозначно определить порядок заполнения заявки, является нарушением пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Исходя из вышеизложенного, в частности установленного факта дачи государственным заказчиком – ФКУ Упрдор «Россия» разъяснений положений Документации об электронном аукционе, изменяющих ее суть в части установленного в Инструкции порядка заполнения заявок, не предусматривающего случая заполнения заявки при указании в требованиях к значению показателя союза «и», Комиссия приходит к выводу о ненадлежащем содержании имеющейся в Приложении № 4 Инструкции.

Отсутствие в Инструкции порядка заполнения заявки в вышеуказанном случае препятствует участникам рассматриваемой закупки подавать надлежащим образом оформленные заявки на участие в электронном аукционе, содержащие значения конкретных показателей, соответствующие установленным государственным заказчиком в Приложении № 4 требованиям, а также препятствует аукционной комиссии государственного заказчика производить рассмотрение заявок участников на предмет их соответствия Документации об электронном аукционе.

Таким образом, в действиях государственного заказчика – ФКУ Упрдор «Россия» содержится нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении в документации об электронном аукционе ненадлежащей инструкции по заполнению заявки.

2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

Из содержания пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчик при составлении описания объекта закупки должен использовать технические регламенты, принятые в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и документы, разрабатываемые и применяемые в национальной системе стандартизации, принятые в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации.

По позиции 1 Приложения № 4 государственным заказчиком – ФКУ Упрдор «Россия» установлены требования к песку из отсевов дробления.

Так, согласно Приложению № 4, песок из отсевов дробления должен обладать характеристикой (показателем) «Марка по прочности» (не ниже М1000).

В соответствии с Приложением № 4 требования к значениям показателей песка из отсевов дробления установлены государственным заказчиком в соответствии с положениями ГОСТ 31424-2010 (материалы строительные нерудные из отсевов дробления).

Согласно пункту 1 указанного ГОСТ настоящий стандарт распространяется на строительные нерудные материалы из отсевов дробления, получаемые при производстве щебня из плотных скальных горных пород, гравия и валунов.

При этом, согласно пункту 4.1.2 ГОСТ 31424-2010 песок, обогащенный песок и фракционированный песок характеризуют следующими показателями качества:

- зерновым составом и модулем крупности (для песка и обогащенного песка);

- содержанием пылевидных и глинистых частиц, в т.ч. глины в комках;

- маркой по дробимости при сжатии (раздавливании) в цилиндре, определяемой маркой по дробимости щебня фракции от 5 до 10 мм;

- формой зерен, определяемой по фракции от 2,5 до 5 мм.

Согласно пункту 4.2.1.2 ГОСТ 31424-2010 марку по дробимости песка определяют по марке по дробимости щебня фракции от 5 до 10 мм.

Таким образом, ГОСТ 31424-2010 не устанавливает такого показателя качества песка из отсевов дробления как «Марка по прочности».

Согласно таблице 3 ГОСТ 31424-2010 обогащенный песок из отсевов дробления из метаморфических и изверженных пород обладает марками по дробимости от 600 до 1000 и от 1000 до 1400 соответственно.

Следовательно, значению рассматриваемой характеристики, установленной государственным заказчиком по позиции 1 Приложения № 4 для песка из отсевов дробления («не ниже М1000»), соответствует установленный пунктом 4.1.2 ГОСТ 31424-2010 показатель качества – «марка по дробимости».

Кроме того, по позиции 2 Приложения № 4 государственным заказчиком – ФКУ Упрдор «Россия» установлены требования к щебню из природного камня для строительных работ.

Так, согласно Приложению № 4, щебень из природного камня для строительных работ должен обладать характеристикой (показателем) «Марка по истираемости» (не ниже И3).

В соответствии с Приложением № 4 требования к значениям показателей щебня из природного камня для строительных работ установлены государственным заказчиком в соответствии с положениями ГОСТ 32703-2014 (щебень и гравий из горных пород).

В соответствии с пунктом 1 указанного ГОСТ настоящий стандарт распространяется на щебень и гравий из горных пород со средней плотностью зерен от 2,0 до 3,5 г/см, применяемые при строительстве, ремонте, капитальном ремонте, реконструкции и содержании автомобильных дорог общего пользования.

Согласно пункту 5.5 ГОСТ 32703-2014 щебень и гравий подразделяется на шесть марок по значению показателя сопротивления дроблению и износу в соответствии с требованиями, представленными в таблице 4 (марки И1-И6).

Следовательно, ГОСТ 32703-2014 не устанавливает такого показателя щебня как «Марка по истираемости».

Значению характеристики, установленной государственным заказчиком по позиции 2 Приложения № 4 для щебня из природного камня для строительных работ («не ниже И3»), соответствует, в свою очередь, установленный пунктом 5.5 и таблицей 4 ГОСТ 32703-2014 показатель «марка по сопротивлению дроблению и износу», а не показатель «марка по истираемости».

Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Однако какое-либо обоснование необходимости использования при описании объекта рассматриваемой закупки показателей, не предусмотренных соответствующими ГОСТ (ГОСТ 31424-2010, ГОСТ 32703-2014), Документация об электронном аукционе не содержит.

Наличие в Приложении № 6 к Проекту государственного контракта в перечне нормативно-технической документации, обязательной при выполнении дорожных работ, входящих в объект рассматриваемой закупки, указаний на иные стандарты (ГОСТ 33049-2014, ГОСТ 8269.0-97, ГОСТ 8267-93), на которые ссылается государственный заказчик в размещенных 18.07.2017 на официальном сайте разъяснениях положений Документации об электронном аукционе, надлежащим обоснованием необходимости использования при описании объекта настоящей закупки показателей, не предусмотренных ГОСТ 31424-2010, ГОСТ 32703-2014, не является, поскольку, в Приложении № 4, устанавливающем показатели товаров, используемых при выполнении работ, данные стандарты государственным заказчиком не названы.

Таким образом, в действиях государственного заказчика – ФКУ Упрдор «Россия» содержатся нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в нарушении государственным заказчиком правил описания объекта закупки, а именно использовании показателей, не предусмотренных законодательством Российской Федерации о стандартизации.

3. Согласно положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК) к объектам капитального строительства относятся линейные объекты, в том числе автомобильные дороги (пункты 10, 11 статьи 1 ГрК).

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Таким образом, объектом рассматриваемой закупки является выполнение работ по ремонту объекта капитального строительства – автомобильной дороги М10 «Россия».

Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование о соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

Согласно части 1 статьи 52 ГрК строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК (в редакции, действовавшей на момент утверждения Документации об электронном аукционе) виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.

Согласно части 2 статьи 52 ГрК (в действующей редакции, в том числе редакции, действовавшей на момент размещения извещения) работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

Таким образом, для выполнения работ по капитальному ремонту объектов капитального строительства (в частности автомобильных дорог) участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации (далее – СРО) в сфере строительства, за исключением предусмотренных законом случаев (часть 2.1 статьи 52 ГрК)

Перечень включает в себя работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность данных объектов.

Согласно Ведомости объемов работ (Приложение № 6 к Документации об электронном аукционе) в число работ, выполняемых в рамках заключаемого государственного контракта, включены:

- розлив жидкого битума;

- восстановление верхнего слоя покрытия из ЩМА-20 на БДУ 70/100 с применением щебня габбродиабаза М1400 толщиной 0,05 м (плотность каменных материалов 3т/м3 и более);

- разметка проезжей части термопластиком и холодным пластиком.

Вышеуказанные работы, согласно пунктам 25.4 «Устройства покрытий автомобильных дорог, в том числе укрепляемых вяжущими материалами», 25.8 «Устройство разметки проезжей части автомобильных дорог» Перечня, являются работами по капитальному ремонту, оказывающими влияние на безопасность объекта капитального строительства.

Для выполнения указанных работ и, соответственно, участия в рассматриваемом аукционе участники закупки должны были до 01.07.2017 иметь свидетельства о допуске к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданные СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, а после 01.07.2017 – быть членами СРО, соответствующей требованиям части 3 статьи 55.8 ГрК.

В свою очередь, государственный заказчик – ФКУ Упрдор «Россия» должен был установить в Документации об электронном аукционе обязательные в соответствии с действующим законодательством требования, предъявляемые в данном случае к участникам рассматриваемой закупки, а именно, требование о членстве участников в СРО в сфере строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

Однако, в нарушение вышеуказанных положений ГрК и Закона о контрактной системе государственный заказчик вышеуказанное требование не установил.

Согласно представленным ФКУ Упрдор «Россия» дополнительным пояснениям по Жалобе (вх. № 4517 от 31.07.2017 Новгородского УФАС России), государственный заказчик считает, что работы, являющиеся объектом рассматриваемой закупки, не относятся к работам по капитальному ремонту объектов капитального строительства, так как не затрагивают конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильных дорог, и, как следствие, при их выполнении должны применяться положения Приказа № 402, а не Перечня.

Указанный довод государственного заказчика о необходимости применения положений Приказа № 402, а не Перечня, Комиссия находит несостоятельным исходя из следующего.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, является Министерство регионального развития Российской Федерации (Указом Президента Российской Федерации № 612 от 08.09.2014 Министерство регионального развития Российской Федерации упразднено, функции упраздненного Министерства регионального развития Российской Федерации по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере градостроительного зонирования переданы Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации), а не Министерство транспорта Российской Федерации, поэтому при разработке Документации об электронном аукционе государственный заказчик должен был руководствоваться содержанием видов работ по капитальному ремонту, определенных Перечнем.

Таким образом, рассматривать положения Приказа № 402 в качестве основополагающих и имеющих прерогативу перед Перечнем для отнесения или не отнесения работ к капитальным некорректно.

Работы по восстановлению изношенных покрытий согласно абзацу «в» подпункта 2 пункта 5 раздела 3 Приказа № 402 действительно отнесены классификацией к числу работ, выполняемых при ремонте автомобильных дорог. В то же время, согласно абзацу «ж» подпункта 2 пункта 6 раздела 4 Приказа № 402 работы по восстановлению изношенных верхних слоев асфальтобетонных покрытий на отдельных участках длиной до 100 м могут проводится и при содержании автомобильных дорог.

Кроме того, даже с учетом применения положений Приказа № 402, такие виды работ, входящие в объект рассматриваемой закупки и названные в Ведомости объемов работ, как нанесение разметки также можно отнести одновременно к работам по капитальному ремонту автомобильных дорог и работам по ремонту автомобильных дорог: пункты 11-41 Ведомости объемов работ – абзацы «в», «г» подпункта 4 пункта 3 раздела 2, абзац «и» подпункта 2 пункта 5 раздела 3 Приказа № 402.

Таким образом, при наличии противоречий в Приказе № 402 при определении характера выполняемых работ заказчики должны руководствоваться исключительно положениями Грк и Перечня, в том числе, и при осуществлении рассматриваемой закупки.

Следовательно, согласно Перечню работы, входящие в объект рассматриваемой закупки, являются работами по капитальному ремонту, оказывающими влияние на безопасность объекта капитального строительства (например, разметка проезжей части -пункт 25.8 Перечня, розлив жидкого битума, восстановление верхнего слоя покрытия из ЩМА-20 на БДУ 70/100 с применением щебня габбродиабаза М1400 толщиной 0,05 м - пункт 25.4 Перечня).

Следует также отметить, что в соответствии с частью 12.2 статьи 48 ГрК в случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства осуществляется подготовка отдельных разделов проектной документации на основании задания застройщика или технического заказчика в зависимости от содержания работ, выполняемых при капитальном ремонте объектов капитального строительства.

Согласно пункту 3.2.1.1 Документации об электронном аукционе работы, являющиеся объектом рассматриваемой закупки, должны быть выполнены с соответствии с проектной документацией (Приложением № 5), что отвечает требованиям части 12.2 статьи 48 ГрК и подтверждает капитальный характер выполняемых работ.

Также, согласно части 13 статьи 48 ГрК состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к различным видам объектов капитального строительства, в том числе к линейным объектам, состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к отдельным этапам строительства, реконструкции объектов капитального строительства, состав и требования к содержанию разделов проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства, а также состав и требования к содержанию разделов проектной документации, представляемой на экспертизу проектной документации и в органы государственного строительного надзора, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Требования к содержанию разделов проектной документации с учетом требований ГрК в части необходимости обеспечения строительства установлены Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 (далее – Положение о составе разделов проектной документации).

Согласно пункту 33 Положения о составе разделов проектной документации проектная документация на линейные объекты капитального строительства (далее - линейные объекты) состоит из 10 разделов, требования к содержанию которых установлены пунктами 34 - 42 настоящего Положения.

В число данных разделов проектной документации входят:

- раздел 1 «Пояснительная записка» (пункт 34);

- раздел 2 «Проект полосы отвода» (пункт 35);

- раздел 3 «Технологические и конструктивные решения линейного объекта. Искусственные сооружения» (пункт 36);

- раздел 4 «Здания, строения и сооружения, входящие в инфраструктуру линейного объекта» (пункт 37);

- раздел 5 «Проект организации строительства» (пункт 38);

- раздел 6 «Проект организации работ по сносу (демонтажу) линейного объекта» (пункт 39);

- раздел 7 «Мероприятия по охране окружающей среды» (пункт 40);

- раздел 8 «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности» (пункт 41);

- раздел 9 «Смета на строительство» и раздел 10 «Иная документация в случаях, предусмотренных федеральными законами» (пункт 42).

Согласно Приложению № 5 к Документации об электронном аукционе в число разделов проектной документации, в данном случае, входят:

- Раздел 1. Ведомость дефектов (включающая среди прочего пояснительную записку);

- Раздел 2. Смета на строительство (включающая среди прочего пояснительную записку к сводному сметному расчету стоимости работ).

Следовательно, размещенная на официальном сайте в составе Документации об электронном аукционе проектная документация по своему содержанию соответствует требованиям Положения о составе разделов проектной документации (в части линейных объектов).

Таким образом, исходя из положений Документации об электронном аукционе и Приложения № 5, государственный заказчик – ФКУ Упрдор «Россия» должен рассматривать работы, входящие в объект закупки, как требующие членства в СРО, то есть данные работы представляют собой работы по капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность этих объектов.

Следовательно, в действиях государственного заказчика – ФКУ Упрдор «Россия» содержится нарушение части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе, выразившееся в не установлении в Документации об электронном аукционе обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации требований к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся объектом закупки.

При этом, Новгородское УФАС России обращает внимание на тот факт, что с 01.07.2017 в соответствии с частью 2.1 статьи 52 ГрК индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей.

Согласно Протоколу рассматриваемый электронный аукцион, в связи с поступлением заявки единственного участника – ООО «ПроектСтрой», аукционной комиссией государственного заказчика – ФКУ Упрдор «Россия» признан несостоявшимся.

При этом, согласно материалам Жалобы, заявка единственного участника рассматриваемой закупки – ООО «ПроектСтрой», признанная аукционной комиссией государственного заказчика соответствующей требованиям Документации об электронном аукционе, не содержит документов, подтверждающих членство указанного участника закупки в СРО, соответствующей требованиям части 3 статьи 55.8 ГрК.

Вышеуказанные нарушения законодательства о контрактной системе, установленные в действиях государственного заказчика – ФКУ Упрдор «Россия», нарушают права участников закупки, привели к необъективному описанию объекта рассматриваемой закупки, существенно повлияли на количество участников аукциона, результаты определения поставщика, привели к признанию соответствующей требованиям заявки участника, не обладающего специальной правоспособностью, необходимой для выполнения работ, входящих в объект рассматриваемой закупки, что дает основания Комиссии для их устранения путем выдачи предписания.

Руководствуясь статьями 31, 33, 64, 65, 66, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

 

 

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «Энерго Строительная Компания» (188643, Ленинградская обл., Всеволжский р-н, г. Всеволжск, ул. Приютинская, д. 13, лит. А, 1 этаж, пом. 2; 199004, г. Санкт-Петербург, В.О., 5-линия, д. 32, лит. А) на действия государственного заказчика – Федерального казенного учреждения «Управление автомобильной магистрали Москва – Санкт – Петербург Федерального дорожного агентства» (173007, Великий Новгород, ул. Троицкая, д. 5) при осуществлении им закупки (определении поставщика) путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на ремонт автомобильной дороги М-10 «Россия» Москва – Тверь – Великий Новгород – Санкт-Петербург на участке км 29+300 – км 39+273, Московская область, извещение № 0336100012517000068 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 04.07.2017, частично обоснованной в части доводов о нарушении государственным заказчиком порядка дачи разъяснений положений документации об электронном аукционе.

2. Признать в действиях государственного заказчика – Федерального казенного учреждения «Управление автомобильной магистрали Москва – Санкт – Петербург Федерального дорожного агентства» нарушения части 5 статьи 31, пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, пунктов 1, 2 части 1 статьи 64, части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе.

3. Выдать государственному заказчику – Федеральному казенному учреждению «Управление автомобильной магистрали Москва – Санкт – Петербург Федерального дорожного агентства», его аукционной комиссии и оператору электронной площадки – АО «Электронные торговые системы» (НЭП) обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.

4. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела (дел) об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица (лиц) государственного заказчика – Федерального казенного учреждения «Управление автомобильной магистрали Москва – Санкт – Петербург Федерального дорожного агентства».

 

 

 

Председатель Комиссии И.А. Куриков

 

 

Члены Комиссии Д.А. Петров

 

 

А.Т. Иванов

 

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны