Решение №3693/03 Решение по результатам рассмотрения жалобы ООО «Инжстрой» от 10 июня 2014 г.
Текст документа
Сохранить как PDFМуниципальному заказчику – МБУ «Служба заказчика»
и его конкурсной комиссии
ул. Революции, д. 35, г. Малая Вишера,
Маловишерский р-н, Новгородская обл.,
174262
Участнику размещения заказа –
ООО «Реставратор»
ул. Рабочая, д. 33,
Великий Новгород, 173008
Участнику размещения заказа (подателю жалобы)
– ООО «Инжстрой»
ул. Посольская, д. 4/2,
Великий Новгород, 173000
Заказ № 0350300006913000002
Исходящий № 3693/03 от 24.07.2013
РЕШЕНИЕ
по результатам рассмотрения жалобы
о нарушении законодательства Российской Федерации о размещении заказов
Резолютивная часть оглашена 19.07.2013
В полном объеме изготовлено 24.07.2013 Великий Новгород
Комиссия по контролю в сфере размещения заказов путем проведения конкурса, аукциона, а также запроса котировок цен на товары, работы, услуги Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Комиссия) в составе:
Пашкова Г.Н. – председатель Комиссии, заместитель руководителя – начальник отдела Управления;
Терентьева А.В. – член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления;
Шаврин П.Н. – член Комиссии, специалист-эксперт Управления,
в присутствии представителей:
- муниципального заказчика – директора МБУ «Служба заказчика» Митцева В.А.;
- конкурсной комиссии муниципального заказчика (члены конкурсной комиссии) – Володагина В.В., Коцина П.А., Филатовой В.В.;
- участника размещения заказа ООО «Реставратор» - Бароновой Д.П. (доверенность № 34/2013 от 19.07.2013);
- подателя жалобы – ООО «Инжстрой» – Кульш Е.И. (доверенность б/н от 01.02.2013), Штро И.А. (доверенность б/н от 01.06.2013),
рассмотрев жалобу участника размещения заказа – Общества с ограниченной ответственностью «Инжстрой» (173000, Великий Новгород, ул. Посольская, д. 4/2; далее – ООО «Инжстрой», Общество) – на действия конкурсной комиссии муниципального заказчика – Муниципального бюджетного учреждения «Служба заказчика» (174262, Новгородская обл., Маловишерский р-н, г. Малая Вишера, ул. Революции, д. 35; далее – МБУ «Служба заказчика») – при размещении муниципального заказа путем проведения открытого конкурса на выполнение ремонтно-реставрационных работ здания нежилого назначения (памятник истории и культуры ОКН «Дом купцов Курженковых, 1910 г.») с приспособлением под современное использование здания Администрации, извещение № 0350300006913000002 о проведении которого было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 10.06.2013, и проведя внеплановую проверку размещения данного заказа,
УСТАНОВИЛА:
12 июля 2013 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России) поступила жалоба участника размещения заказа – ООО «Инжстрой» - на действия конкурсной комиссии муниципального заказчика – МБУ «Служба заказчика» – при размещении муниципального заказа путем проведения открытого конкурса на выполнение ремонтно-реставрационных работ здания нежилого назначения (памятник истории и культуры ОКН «Дом купцов Курженковых, 1910 г.») с приспособлением под современное использование здания Администрации (извещение № 0350300006913000002) (далее - Жалоба).
Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (с изм. и доп., далее – Закон о размещении заказов) и с соблюдением требований, предусмотренных статьями 57 – 58 данного закона.
Из Жалобы следует, что конкурсной комиссией муниципального заказчика МБУ «Служба заказчика» в нарушении требований частей 1 и 2 статьи 26 Закона о размещении заказа допущено нарушение порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе.
Так, при явке представителя ООО «Инжстрой» в 9 часов 57 минут к месту вскрытия конвертов выяснилось, что дверь в кабинет, где работала конкурсная комиссия, была закрыта. Попытки попасть внутрь помещения успеха не имели. В 10 часов 04 минуты дверь в кабинет открыл директор МБУ «Служба заказчика», и сообщил, что Обществу отказано в приеме заявки на участие в открытом конкурсе в связи с опозданием к началу процедуры. В связи с вышеизложенным ООО «Инжстрой» не смогло принять участие в открытом конкурсе.
На основании изложенного податель Жалобы просит проверить законность действий конкурсной комиссии, при выявлении нарушений законодательства о размещении заказов выдать предписание об их устранении.
На рассмотрении Жалобы представители ООО «Инжстрой» поддержали доводы и требования, изложенные в Жалобе, в полном объёме.
Муниципальный заказчик – МБУ «Служба заказчика», и его конкурсная комиссии считает Жалобу необоснованной по причинам, изложенным в представленных возражениях на нее (исх. № 53 от 16.07.2013), суть которых сводится к тому, что решение об отказе в приеме заявки ООО «Инжстрой», является законным и обоснованным, так как на момент ее подачи, шла процедура вскрытия конвертов с заявками и был вскрыт конверт с заявкой одного из участников размещения заказа.
В связи с поступлением Жалобы на основании части 5 статьи 17 Закона о размещении заказов Новгородским УФАС России проведена внеплановая проверка размещения рассматриваемого заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме.
В результате рассмотрения Жалобы и проведения внеплановой проверки размещения заказа установлено следующее.
1. В июне 2013 года проводилось размещение заказа путем проведения открытого конкурса на выполнение ремонтно-реставрационных работ здания нежилого назначения (памятник истории и культуры ОКН «Дом купцов Курженковых, 1910 г.») с приспособлением под современное использование здания Администрации (заказ № 0350300006913000002, начальная (максимальная) цена – 12 554 339 рублей).
Предметом открытого конкурса является право заключения гражданско-правового договора на выполнение ремонтно-реставрационных работ здания нежилого назначения (памятник истории и культуры ОКН «Дом купцов Курженковых, 1910 г.») с приспособлением под современное использование здания Администрации.
Согласно извещению о проведении открытого конкурса и пункту 2.3 раздела 2 «Информационная карта» конкурсной документации срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе был установлен с 11.06.2013 по 11.07.2013 до 10 часов 00 минут. Прием заявок прекращается в день вскрытия конвертов с такими заявками и открытия доступа к подданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе. Дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе – 11 июля 2013 года в 10 часов 00 минут.
По состоянию на 10 часов 00 минут 11.07.2013 на участие в открытом конкурсе поступило три заявки, которые были зарегистрированы в журнале (№ 1 - 10 часов 00 мин. 09.07.2013; № 2 - 09 часов 30 мин. 10.07.2013; № 3 - 09 часов 43 мин. 11.07.2013).
Из пояснений членов конкурсной комиссии и представителя участника конкурса - ООО «Реставратор», присутствовавшем на вскрытии конвертов с заявками, следует, что 11.07.2013 в 10 часов 00 минут в кабинете директора МБУ «Служба заказчика» началось заседание комиссии по вскрытию конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе. В 10 часов 02 минуты, непосредственно перед вскрытием конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе всем присутствующим было объявлено о возможности подать заявки на участие в конкурсе, изменить или отозвать поданные заявки до момента вскрытия конвертов, после чего, конкурсная комиссия приступила к вскрытию конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе.
В 10 часов 03 минуты, конкурсная комиссия приступила к вскрытию конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе. В 10 часов 04 минуты представитель ООО «Инжстрой» постучал в дверь и попросил принять заявку. Председателем комиссии ему было отказано в связи с тем, что прием заявок закончен и конкурсная комиссия приступила к вскрытию конвертов с заявками (был вскрыт конверт участника № 1). В связи с вышеизложенным ООО «Инжстрой» было отказано в приеме заявки на участие в открытом конкурсе.
Из представленной аудиозаписи, которая велась при вскрытии конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе, не представляется возможным установить точное время начала заседания конкурсной комиссии по вскрытию конвертов с заявками.
На заседании Комиссии по рассмотрению Жалобы ООО «Инжстрой» не представлено доказательств в подтверждение фактов, указанных в Жалобе.
При установленных обстоятельствах не нашел своего подтверждения довод Жалобы о том, конкурсной комиссией допущено нарушение порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе. Следовательно, Жалоба является необоснованной.
2. В результате проведения внеплановой проверки размещения рассматриваемого заказа путем проведения открытого конкурса установлено следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.
В силу пункта 10 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация должна содержать требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона.
В свою очередь, пункт 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов гласит, что при размещении заказа путем проведения торгов устанавливается обязательное требование к участникам размещения заказа об их соответствии требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся предметом торгов.
В данном случае, согласно пункту 1.3 части II конкурсной документации «Проект гражданско-правового договора» работы должны быть выполнены в соответствии с Техническим заданием (Приложение № 1), Сметой (Приложение № 3), Локальной сметой (Приложение № 4). Согласно Локальной смете (Приложение № 4) в число работ входит такой вид работ, как «монтаж средств пожарной сигнализации».
Согласно пункту 15 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию.
Положение о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 № 1225 (далее – Положение).
Согласно Положению к работам и услугам, составляющим деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, относится монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
Следовательно, муниципальным заказчиком, с учетом предмета открытого конкурса, в конкурсной документации должно было быть установлено обязательное в соответствии с действующим законодательством требование к участникам размещения заказа о наличии лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, поскольку работы по устройству пожарной сигнализации, входящие в данном случае в предмет открытого конкурса, подлежат обязательному лицензированию.
При этом указанные в пункте 1.12 конкурсной документации общие положения о необходимости соответствия участников размещения заказа требованиям законодательства и предоставления копий, подтверждающих этот факт, документов не может считаться надлежащим исполнением обязанности по установлению обязательных требований к лицам, осуществляющим выполнение работ, входящих в предмет рассматриваемого аукциона, поскольку остается неясным каким конкретно требованиям действующего законодательства Российской Федерации должны соответствовать участники размещения заказа.
Таким образом, в действиях муниципального заказчика – МБУ «Служба заказчика» - имеются нарушения пункта 1 части 1 статьи 11 и пункта 10 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов, что выразилось в не установлении в конкурсной документации обязательных требований к участникам размещения заказа.
3. В части 3 статьи 25 Закона о размещение заказа установлено, какие документы и сведения должна содержать заявка на участие в открытом конкурсе, в частности, к таким документам относится копия лицензии на определенные виды деятельности, если такие требования установлены действующим законодательством.
В пункте 2.1.3 раздела 2 «Информационная карта» конкурсной документации установлено требование о представлении участниками размещения заказа в составе своих заявок на участие в конкурсе копии действующей лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), выданной соответствующим федеральным лицензирующим органом, подтверждающей соответствие участника размещения заказа требованиям, предъявляемым в соответствии со статьей 35 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
При этом, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 19.04.2012 № 349 «О лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» с 01 мая 2012 года выдается лицензия на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, следовательно, в конкурсной документации должно было быть установлено требование о представлении копии действующей лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или копии действующей лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) (выданной до 01.05.2012).
Кроме того, пункте 2.1.3 раздела 2 «Информационная карта» конкурсной документации не установлено требование о представлении участниками размещения заказа в составе своих заявок на участие копии действующей лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, наличие которой обязательно, поскольку работы по устройству пожарной сигнализации входят в данном случае в предмет конкурса.
Таким образом, в действиях муниципального заказчика – МБУ «Служба заказчика» - имеется нарушение подпункта «б» пункта 3 части 3 статьи 25 Закона о размещении заказов, что выразилось в не установлении в конкурсной документации обязательного требования о представлении участниками размещения заказа в составе своих заявок на участие копии действующей лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, а также копии действующей лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
4. В соответствии с частью 2 статьи 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация должна содержать требования, установленные заказчиком к качеству работ, требования к их безопасности, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ потребностям заказчика.
В данном случаи, требования к выполнению наружных отделочных работ установлены в разделе конкурсной документации «Ведомость объемов работ». При этом «Ведомость объемов работ» на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – Официальный сайт) в составе конкурсной документации, размещена не в полном объеме. Так «Ведомость объемов работ», размещенная на Официальном сайте, оканчивается на пункте № 154 «устройство армированной цементнопесчаной стяжки из раствора», а представленная муниципальным заказчиком – МБУ «Служба заказчика» - на заседание Комиссии по рассмотрению Жалобы «Ведомость объемов работ» состоит из 160 пунктов.
Из вышеизложенного следует, что требования по выполнению наружных отделочных работ не были в полном объеме установлены в конкурсной документации размещеной на Официальном сайте. При этом, как следует из пояснений представителя муниципального заказчика, в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 23 Закона о размещении заказов (предоставление конкурсной документации в письменной форме на основании письменного заявления любого заинтересованного лица), конкурсная документация не предоставлялась.
В связи с этим у участников размещения заказа не было возможности достоверно определить объем подлежащих выполнению работ, следовательно, не было достаточных возможностей для формирования ими предложения по цене контракта, которую они указывают в заявке на участие в конкурсе.
Таким образом, в действиях муниципального заказчика – МБУ «Служба заказчика» - содержится нарушение части 2 статьи 22 Закона о размещении заказов.
5. В соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 21 Закона о размещении заказов в извещение о проведении открытого конкурса должны быть указаны сведения о предмете контракта с указанием объема выполняемых работ. Так, в извещение о проведении рассматриваемого открытого конкурса, в соответствии с требованием вышеуказанной нормы, в пункте «количество поставляемого товара, объем выполняемых работ, оказываемых услуг» указано следующее: «В соответствии с локальной сметой, ведомостью объемов работ». При этом, согласно пункту 1.5 раздела 2 «Информационная карта» конкурсной документации указано, что работы должны быть выполнены в соответствии с проектом гражданско-правового договора, технической частью, дефектной ведомостью, техническими условиями.
Однако в пункте 1.3 части II конкурсной документации «Проект гражданско-правового договора» указано, что работы должны быть выполнены в соответствии с Техническим заданием (Приложение № 1), Сметой (Приложение № 3), Локальной сметой (Приложение № 4).
Таким образом, сведения об объеме подлежащих выполнению работ, указанные в извещении о проведении открытого конкурса, пункте 1.5 раздела 2 «Информационная карта» и пункте 1.3 части II конкурсной документации «Проект гражданско-правового договора» существенно различаются между собой, что в свою очередь нарушает требования части 6 статьи 22 Закона о размещении заказов, согласно которой, сведения, содержащиеся в конкурсной документации, должны соответствовать сведениям, указанным в извещении о проведении открытого конкурса.
Таким образом, в действиях муниципального заказчика – МБУ «Служба заказчика» - содержится нарушение пункта 4 части 4 статьи 21 и части 6 статьи 22 Закона о размещении заказов.
6. В соответствии с пунктом 11 части 4 статьи 21 Закона о размещении заказов в извещение о проведении открытого конкурса должны быть указано место, дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе, место и дата рассмотрения таких заявок и подведения итогов конкурса.
Так, в извещении о проведении рассматриваемого открытого конкурса, в соответствии с требованием вышеуказанной нормы, относительно места вскрытия конвертов с заявками, рассмотрения таких заявок и подведения итогов конкурса указано следующее: «Российская Федерация, 174260, Новгородская обл., Маловишерский р-н, г. Малая Вишера, ул. Революции д. 35».
При этом согласно пунктам 2.3, 7.1, 9.1 раздела 2 «Информационная карта» конкурсной документации относительно места вскрытия конвертов с заявками, рассмотрения таких заявок и подведения итогов конкурса указано следующее: «174260, Новгородская обл., Маловишерский р-н, г. Малая Вишера, ул. Революции д. 35, 2 этаж».
Причем в извещении о проведении открытого конкурса и конкурсной документации (раздел 2 «Информационная карта») не содержится указание на кабинет директора МБУ «Служба заказчика», где фактически проходило заседание конкурсной комиссии по вскрытию конвертов с заявками, рассмотрению таких заявок и подведению итогов конкурса.
Вышеуказанное свидетельствует о том, что из представленных в извещении и конкурсной документации сведений не представляется возможным определить точное место заседания комиссии по вскрытию конвертов с заявками, рассмотрению таких заявок и подведению итогов конкурса (кабинет директора МБУ «Служба закзчика»), что в свою очередь могло привести к тому, что представитель ООО «Инжстрой» опоздал к началу вскрытия конвертов с заявками.
Таким образом, в действиях муниципального заказчика – МБУ «Служба заказчика» - содержится нарушение пункта 11 части 4 статьи 21 Закона о размещении заказов.
7. В соответствии с пунктом 8.4 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация должна содержать сведения о возможности заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Однако вышеуказанные сведения о возможности заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в конкурсной документации отсутствуют.
Таким образом, муниципальным заказчиком - МБУ «Служба заказчика» - нарушено требование пункта 8.4 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов.
Установленные в действиях муниципального заказчика – МБУ «Служба заказчика» - нарушения носят существенный характер, существенно повлияли на результаты размещения заказа, что даёт основания для выдачи предписания об устранении данных нарушений.
Руководствуясь частями 5 и 9 статьи 17, статьями 11, 21, 22, 23, 26, 27 частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 № 498, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу участника размещения заказа Общества с ограниченной ответственностью «Инжстрой» (173000, Великий Новгород, ул. Посольская, д. 4/2) – на действия конкурсной комиссии муниципального заказчика – Муниципального бюджетного учреждения «Служба заказчика» (174262, Новгородская обл., Маловишерский р-н, г. Малая Вишера, ул. Революции, д. 35) – при размещении муниципального заказа путем проведения открытого конкурса на выполнение ремонтно-реставрационных работ здания нежилого назначения (памятник истории и культуры ОКН «Дом купцов Курженковых, 1910 г.») с приспособлением под современное использование здания Администрации (заказ № 0350300006913000002 дата размещения извещения – 10.06.2013) необоснованной.
2. Признать в действиях муниципального заказчика – МБУ «Служба заказчика» - нарушения пунктов 4 и 11 части 4 статьи 21 и части 6 статьи 22, части 2 статьи 22, подпункта «б» пункта 3 части 3 статьи 25, пункта 1 части 1 статьи 11 и пункта 10 части 4 статьи 22, пункта 8.4 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов.
3. Выдать муниципальному заказчику – МБУ «Служба заказчика» и его конкурсной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о размещении заказов.
4. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки размещения заказа уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица заказчика муниципального заказчика МБУ «Служба заказчика».
Председатель Комиссии Г.Н. Пашкова
Члены Комиссии А.В. Терентьева
П.Н. Шаврин
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.