Решение №4412/03 РЕШЕНИЕ № 053/06/34-410/2019 по результатам рассмотрения жал... от 18 сентября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказчику –

МКУ «Служба заказчика»

 

ул. Революции, д. 35,

г. Малая Вишера, Новгородская обл.,

174260

e-mail: sz_mv@mail.ru

 

 

Оператору электронной площадки –

ЗАО «Сбербанк-АСТ»

 

Большой Саввинский переулок, д. 12, стр. 9,

г. Москва, 119435

e-mail: ko@sberbank-ast.ru

 

 

Участнику закупки

(подателю жалобы) –

ООО «Стикс»

 

Благодатная ул., д. 51,

лит. А, пом. № 12н, оф. 9,

г. Санкт-Петербург, 196105

 

Исх. № 4412/03 от 18.09.2019

 

РЕШЕНИЕ

№ 053/06/34-410/2019

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

13 сентября 2019 года                                                                                Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:

Куриков И.А. – председатель Комиссии, заместитель руководителя - начальник отдела Управления,

Иванов А.Т. - член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления,

Петров Д.А. – член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления,

в присутствии представителя заказчика – Муниципального казенного учреждения «Служба заказчика» - <…….>;

податель жалобы – Общество с ограниченной ответственностью «Стикс» надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения, ходатайств не заявлял, представителей на рассмотрение жалобы не направил,

рассмотрев жалобу участника закупки (определения поставщика) – Общества с ограниченной ответственностью «Стикс» (196105, г. Санкт-Петербург, Благодатная ул., д. 51, лит. А, пом. № 12н, оф. 9; далее – ООО «Стикс») на действия заказчика – Муниципального казенного учреждения «Служба заказчика» (174260, Новгородская обл., г. Малая Вишера, ул. Революции, д. 35; далее – МКУ «Служба заказчика») при осуществлении закупки (определении поставщика) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по строительству объекта капитального строительства «Строительство школы на 550 мест по адресу: г. Малая Вишера, ул. 3 КДО, д. 33», извещение № 0350300006919000048 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 30.08.2019, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки (определения поставщика),

 

УСТАНОВИЛА:

 

06.09.2019 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки (определения поставщика) – ООО «Стикс» на действия заказчика – МКУ «Служба заказчика» при осуществлении закупки (определении поставщика) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по строительству объекта капитального строительства «Строительство школы на 550 мест по адресу: г. Малая Вишера, ул. 3 КДО, д. 33», извещение № 0350300006919000048 о проведении которого было размещено на официальном сайте 30.08.2019 (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

Доводы Жалобы сводятся к следующему:

1. Установленные заказчиком в пункте 9.4 документации о проведении настоящего электронного аукциона (в редакции, действовавшей на момент поступления Жалобы в Новгородское УФАС России; размещена на официальном сайте 30.08.2019; далее – Документация) в соответствии с пунктом 2 Приложения № 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 № 99 (далее – Постановление № 99) дополнительные требования к участникам рассматриваемой закупки приведены в ненадлежащем виде, поскольку не предусматривают наличие у участников рассматриваемой закупки опыта выполнения работ по сносу объекта капитального строительства, а также не исключают представление ими в рамках данной закупки опыта выполнения работ в отношении линейных объектов.

2. Заказчиком в Документации установлено требование обеспечения исполнения контракта, однако условие, предусмотренное частью 30 статьи 34 Закона о контрактной системе, в Приложение № 3 «Проект контракта» к Документации (далее – Проект контракта) не включено.

3. Ответственность сторон контракта заказчиком в Проекте контракта установлена в ненадлежащем виде, в частности:

1). Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1011 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. № 1042» (далее – Постановление о внесении изменений) пункт 10 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 № 1042 (далее – Правила; Постановление № 1042), признан утратившим силу.

Однако в пункте 10.4.7 Проекта контракта положения пункта 10 Правил заказчиком приведены.

2). Постановлением о внесении изменений слова «начисленной неустойки (штрафов, пени)» в пунктах 11, 12 Правил заменены словами «начисленных штрафов».

Вместе с тем, в пункте 10.7 Проекта контракта указанные изменения заказчиком учтены не были.

3). В Проекте контракта отсутствует информация о штрафах, предусмотренных пунктом 5 Правил.

На основании изложенного, податель Жалобы просит выдать предписание об устранении допущенных нарушений.

МКУ «Служба заказчика» письменных пояснений относительно доводов Жалобы не представило.

Присутствовавшая на заседании Комиссии по рассмотрению Жалобы представитель заказчика устно пояснила следующее.

Доводы Жалобы №№ 1, 2, а также довод № 3 в части неправомерного указания в пункте 10.7 Проекта контракта слов «начисленной неустойки (штрафов, пени)» МКУ «Служба заказчика» признает.

В свою очередь, условие о начислении подрядчику пени за просрочку исполнения обязательств по контракту (пункт 10.4.7 Проекта контракта) приведено заказчиком в соответствии с положениями статьи 34 Закона о контрактной системе.

Общее указание в пункте 10.5 Проекта контракта о том, что размеры штрафа, начисляемого за неисполнение или ненадлежащее исполнение подрядчиком условий контракта, устанавливаются в порядке, установленном Постановлением № 1042, заказчик считает достаточным и не требующим приведения в Проекте контракта конкретной информации о данных штрафах, в том числе и штрафах, предусмотренных пунктом 5 Правил.

07.09.2019 заказчиком с целью устранения допущенных нарушений были самостоятельно внесены изменения в Документации. Документация в редакции № ИД1 была размещена на официальном сайте 07.09.2019 (далее – Документация от 07.09.2019)).

В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.

1. В августе-сентябре 2019 года заказчиком – МКУ «Служба заказчика» осуществляется закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по строительству объекта капитального строительства «Строительство школы на 550 мест по адресу: г. Малая Вишера, ул. 3 КДО, д. 33» (начальная (максимальная) цена контракта (далее также НМЦК) – 424 832 010, 00 рублей).

Документация утверждена начальником ПТО МКУ «Служба заказчика» <…….> 30.08.2019.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

В соответствии с пунктом 3.1 Документации объектом рассматриваемой закупки является выполнение работ по строительству объекта капитального строительства «Строительство школы на 550 мест по адресу: г. Малая Вишера, ул. 3 КДО, д. 33».

В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Дополнительные требования к участникам закупки, а также перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, установлены Правительством Российской Федерации в Постановлении № 99.

Согласно пункту 1 Постановления № 99 к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно Приложению № 1.

В частности, пунктом 2 Приложения № 1 к Постановлению № 99 предъявляются дополнительные требования к участникам закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей.

С 02.04.2019 пункт 2 Приложения № 1 к Постановлению № 99 действует в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.2019 № 294 «О внесении изменений в Приложения № 1 и 2 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 4.12.2015 № 99».

Согласно пункту 2 Приложения № 1 к Постановлению № 99 при выполнении работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, заказчиками должны устанавливаться дополнительные требования к участникам закупки в виде наличия за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).

При этом стоимость такого одного исполненного контракта (договора) должна составлять:

не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей;

не менее 40 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 100 млн. рублей;

не менее 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500 млн. рублей;

не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 1 млрд. рублей.

В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Согласно части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

Как указывалось выше, НМЦК в данном случае превышает 10 млн. рублей (составляет 424 832 010, 00 рублей), а объектом закупки является строительство объекта капитального строительства.

Дополнительные требования к участникам рассматриваемой закупки установлены МКУ «Служба заказчика» в пункте 9.4 Документации.

Указанные дополнительные требования согласно пункту 9.4 Документации установлены заказчиком в соответствии с пунктом 2 Приложения № 1 к Постановлению № 99 и приведены в следующем виде:

«Наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 40 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

Требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используется следующая группа работ строительных: работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства».

Вместе с тем, установление дополнительных требований, предусмотренных пунктом 2 Приложения № 1 к Постановлению № 99, в таком виде нельзя считать надлежащим, поскольку заказчик в данном случае не предусматривает возможность наличия у участников закупки опыта выполнения работ по сносу объекта капитального строительства, представление документов о наличии которого также возможно при проведении закупки с рассматриваемым объектом (строительство объекта капитального строительства) для подтверждения соответствия участника закупки заявленным требованиям.

При этом, с учетом использованной в пункте 9.4 Документации формулировки, заказчик также не исключают возможность представления участниками закупки в составе заявки документов, подтверждающих наличие у них опыта выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту линейных объектов.

Однако наличие такого опыта (опыта в отношении выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту линейных объектов, а также в отношении работ по сносу линейных объектов) при осуществлении закупки на строительство объекта капитального строительства пунктом 2 Приложения № 1 к Постановлению № 99 не предусмотрено (требования к опыту выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта предусмотрены пунктом 2(1) Приложения № 1 к Постановлению № 99).

Таким образом, в действиях заказчика – МКУ «Служба заказчика» содержится нарушение части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе, выразившееся в ненадлежащем установлении в документации об электронном аукционе дополнительных требований к участникам закупки, установленных Правительством Российской Федерации.

Соответственно, указанный довод Жалобы в ходе рассмотрения нашел свое подтверждение.

2. В соответствии с частью 30 статьи 34 Закона о контрактной системе если заказчиком в соответствии с частью 1 статьи 96 настоящего Федерального закона установлено требование обеспечения исполнения контракта, в контракт включается обязательство поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае отзыва в соответствии с законодательством Российской Федерации у банка, предоставившего банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, лицензии на осуществление банковских операций предоставить новое обеспечение исполнения контракта не позднее одного месяца со дня надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) о необходимости предоставить соответствующее обеспечение. Размер такого обеспечения может быть уменьшен в порядке и случаях, которые предусмотрены частями 7, 7.1, 7.2 и 7.3 статьи 96 настоящего Федерального закона. За каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного настоящей частью, начисляется пеня в размере, определенном в порядке, установленном в соответствии с частью 7 настоящей статьи.

Согласно части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, обеспечения гарантийных обязательств в случае установления требований к таким обязательствам в соответствии с частью 4 статьи 33 настоящего Федерального закона.

Требование обеспечения исполнения контракта заказчиком в данном случае установлено в разделе 14 Документации (согласно пункту 14.1 Документации размер такого обеспечения составляет 10 % от НМЦК (42 483 201, 00 рублей)), а также разделе 11 Проекта контракта.

На основании изложенного, заказчиком в Проект контракта должно было быть включено условие, предусмотренное частью 30 статьи 34 Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, по мнению подателя Жалобы, указанное условие заказчиком в Проект контракта не включено.

Рассмотрев указанный довод Жалобы, Комиссия приходит к выводу о его состоятельности, поскольку предусмотренное частью 30 статьи 34 Закона о контрактной системе условие заказчиком в полном объеме в Проекте контракта действительно не отражено.

Так, согласно пункту 11.4 Проекта контракта, в случае если по независящим от Подрядчика причинам действие банковской гарантии прекратится до установленного контрактом срока, Подрядчик обязан представить новое обеспечение исполнения контракта не позднее одного месяца со дня надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) о необходимости предоставить соответствующее обеспечение.

Таким образом, в действиях заказчика – МКУ «Служба заказчика» содержится нарушение части 30 статьи 34 Закона о контрактной системе.

Соответственно, указанный довод Жалобы в ходе рассмотрения также нашел свое подтверждение.

3. В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.

Порядок определения в контракте размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом и размера штрафа, начисляемого за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, установлен Правилами.

До 14.08.2019 Правила действовали в первоначальной редакции (редакции Постановления № 1042).

С 14.08.2019 Правила действуют в редакции Постановления о внесении изменений.

При этом, изменения, утвержденные Постановлением о внесении изменений, не распространяются на закупки, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок до дня его вступления в силу (пункт 2 Постановления о внесении изменений).

Учитывая, что извещение об осуществлении рассматриваемой закупки было размещено заказчиком в первоначальной редакции на официальном сайте 30.08.2019 (то есть уже после вступления в силу Постановления о внесении изменений) ответственность сторон контракта в Проекте контракта должна была быть установлена им в соответствии с Правилами именно в редакции Постановления о внесении изменений.

Ответственность сторон контракта за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, в данном случае предусмотрена разделом 10 Проекта контракта.

По мнению подателя Жалобы, ответственность сторон контракта заказчиком в Проекте контракта установлена в ненадлежащем виде.

Рассмотрев указанный довод Жалобы, Комиссия приходит к следующим выводам.

1). Согласно пункту 10 Правил в первоначальной редакции, пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Постановлением о внесении изменений, как справедливо отмечает податель Жалобы, пункт 10 Правил был признан утратившим силу.

Однако, по мнению ООО «Стикс», положения пункта 10 Правил были использованы заказчиком в Проекте контракта (пункт 10.4.7) при описании порядка начисления пени за просрочку исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом.

Так, согласно пункту 10.4.7 Проекта контракта, пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Вместе с тем, при оценке указанных действий заказчика также необходимо учитывать положения части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе, согласно которым пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени.

Учитывая вышеизложенное, в пункте 10.4.7 Проекта контракта заказчиком использованы не положения утратившего силу пункта 10 Правил, а положения части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе.

Данное обстоятельство также подтверждает использование заказчиком в пункте 10.4.7 Проекта контракта при описании порядка начисления пени за просрочку исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, слов «ключевая ставка» (часть 7 статьи 34 Закона о контрактной системе), а не слов «ставка рефинансирования» (пункт 10 Правил).

Соответственно, в данной части рассматриваемый довод Жалобы в ходе рассмотрения не нашел своего подтверждения.

2). По мнению ООО «Стикс», в Проекте контракта отсутствует информация о штрафах, предусмотренных пунктом 5 Правил.

Согласно пункту 5 Правил, за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным с победителем закупки (или с иным участником закупки в случаях, установленных Федеральным законом), предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта, размер штрафа рассчитывается в порядке, установленном настоящими Правилами, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, и устанавливается в следующем порядке:

а) в случае, если цена контракта не превышает начальную (максимальную) цену контракта:

10 процентов начальной (максимальной) цены контракта, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

5 процентов начальной (максимальной) цены контракта, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);

1 процент начальной (максимальной) цены контракта, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);

б) в случае, если цена контракта превышает начальную (максимальную) цену контракта:

10 процентов цены контракта, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

5 процентов цены контракта, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);

1 процент цены контракта, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно).

Положения пункта 5 Правил заказчиком в Проекте контракта действительно не приведены.

Вместе с тем необходимо учитывать, что положения части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе не обязывают заказчиков устанавливать штрафы, начисляемые за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, именно в виде фиксированных сумм.

В силу части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе размер таких штрафов в проекте контракта устанавливается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (то есть в соответствии с Постановлением № 1042 (Правилами)), за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.

Согласно пункту 10.1 Проекта контракта в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, Стороны несут ответственность в соответствии с условиями настоящего контракта, Постановлением № 1042 и законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 10.5 Проекта контракта в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), Подрядчик обязан в срок не позднее 10 (десяти) календарных дней после получения требования Заказчика об уплате штрафа оплатить ему штраф.  Размер штрафа устанавливается в порядке, установленном Постановлением № 1042.

Таким образом, учитывая использованные заказчиком в пунктах 10.1, 10.5 Проекта контракта формулировки, размеры всех штрафов для подрядчика, за неисполнение или ненадлежащее исполнение им обязательств, предусмотренных контрактом, в том числе размер штрафа, предусмотренного пунктом 5 Правил, в случае их наложения на подрядчика заказчиком будут установлены в размере, предусмотренном положениями Правил, исходя из конкретных условий рассматриваемой закупки (НМЦК или, как в случае с пунктом 5 Правил, цены контракта, предложенной победителем (единственным участником) закупки).

Соответственно, в данной части рассматриваемый довод Жалобы в ходе рассмотрения также не нашел своего подтверждения.

3). Согласно пунктам 11, 12 Правил в первоначальной редакции, общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.

Общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.

Постановлением о внесении изменений слова «начисленной неустойки (штрафов, пени)» в пунктах 11, 12 Правил были заменены словами «начисленных штрафов».

Вместе с тем, в пункте 10.7 Проекта контракта указанные изменения заказчиком учтены не были.

Так, согласно пункту 10.7 Проекта контракта, общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение сторонами (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.

Таким образом, в действиях заказчика – МКУ «Служба заказчика» содержатся нарушения частей 4, 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, выразившиеся в ненадлежащем исполнении обязанности по включению в проект контракта условия об ответственности заказчика и подрядчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Соответственно, в данной части рассматриваемый довод Жалобы в ходе рассмотрения нашел свое подтверждение.

Нарушения, установленные в действиях заказчика в ходе рассмотрения Жалобы, являются существенными, привели среди прочего к установлению в ненадлежащем виде дополнительных требований к участникам закупки, в связи с чем являются достаточным основанием для выдачи соответствующего предписания о внесении изменений в Документацию.

Однако в связи с самостоятельным внесением 07.09.2019 заказчиком необходимых изменений в Документацию в целях устранения допущенных им нарушений, необходимость выдачи предписания об устранении установленных в ходе рассмотрения Жалобы нарушений законодательства о контрактной системе у Комиссии в данном случае отсутствует.

Как отмечалось выше, Документация от 07.09.2019 (утверждена начальником ПТО МКУ «Служба заказчика» <…….> 07.09.2019) была размещена заказчиком на официальном сайте 07.09.2019.

Одновременно с рассмотрением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией проведена внеплановая проверка в отношении соответствия Документации от 07.09.2019 требованиям законодательства о контрактной системе.

В результате проведения внеплановой проверки установлено следующее.

1. Согласно части 1 стать 23 Закона о контрактной системе идентификационный код закупки указывается в плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных настоящим Федеральным законом. При этом в информации и документах, подлежащих в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, идентификационный код закупки указывается с использованием единой информационной системы.

В соответствии с частью 2 статьи 23 Закона о контрактной системе идентификационный код закупки обеспечивает взаимосвязь документов, указанных в части 1 настоящей статьи.

Согласно пункту 3 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должен содержаться идентификационный код закупки.

В соответствии с частью 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении аукциона указывается информация, предусмотренная статьей 42 Закона о контрактной системе.

Как следует из части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать информацию, предусмотренную извещением о проведении такого аукциона.

Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

Исходя из вышеуказанных положений Закона о контрактной системе, при осуществлении электронного аукциона идентификационный код закупки указывается, в частности, в извещении и документации о проведении такого аукциона, а также в проекте контракта. При этом, идентификационный код закупки для каждой закупки является уникальным.

Согласно сформированному средствами официального сайта извещению о проведении настоящего электронного аукциона (в редакции от 07.09.2019 №ИИ1; далее – Извещение), а также пункту 3.1.2 Документации от 07.09.2019 настоящее определение поставщика имеет следующий идентификационный код закупки: 193530700618553070100100210214120414.

Вместе с тем, приведенный заказчиком в Проекте контракта (здесь и далее Проект контракта в редакции Документации от 07.09.2019, если не указано иное) идентификационный код закупки настоящего определения поставщика, отличается от идентификационного кода закупки, указанного в Извещении и Документации.

Так, согласно Проекту контракта, идентификационный код закупки 193530700618553070100100210214120244.

Согласно части 1 статьи 21 Закона о контрактной системе планы-графики содержат перечень закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на финансовый год и являются основанием для осуществления закупок.

План-график включает в себя среди прочего и идентификационный код закупки (пункт 1 части 3 статьи 21 Закона о контрактной системе).

В плане-графике закупок товаров, работ, услуг МКУ «Служба заказчика» на 2019 год (редакция от 28.08.2019), размещенном в открытом доступе на официальном сайте, указан следующий идентификационный код закупки для рассматриваемого определения поставщика: 193530700618553070100100210214120414.

Таким образом, в действиях заказчика – МКУ «Служба заказчика» содержится нарушение части 1 статьи 23 Закона о контрактной системе, выразившееся в указании в проекте контракта, подлежащего заключению по итогам закупки, ее недостоверного идентификационного кода.

2. Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.

В соответствии с пунктом 2 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе  в контракт включаются обязательные условия об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.

Однако, вышеуказанное условие в Проекте контракта отсутствует.

При этом, при заключении контракта внесение таких изменений в проект контракта, направляемого заказчиком победителю аукциона, действующим законодательством о контрактной системе не предусмотрено.

Частью 2 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 8 статьи 82.4, части 23 статьи 83.1 настоящего Федерального закона протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения с использованием единой информационной системы в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта (за исключением части 2.1 настоящей статьи), предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего Федерального закона, а также включения информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 настоящего Федерального закона, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.

Согласно части 10 статьи 83.2 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, указанных в документации и (или) извещении о закупке, заявке победителя электронной процедуры, по цене, предложенной победителем, либо по цене за единицу товара, работы, услуги, рассчитанной в соответствии с частью 2.1 настоящей статьи, и максимальному значению цены контракта.

Учитывая вышеизложенное, в действиях заказчика - МКУ «Служба заказчика» содержится нарушение пункта 2 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, выразившееся в отсутствии в Проекте контракта обязательного условия об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, предусмотренного Законом о контрактной системе.

3. Если заказчиком в соответствии с частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе установлено требование обеспечения исполнения контракта, в контракт включается обязательство поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае отзыва в соответствии с законодательством Российской Федерации у банка, предоставившего банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, лицензии на осуществление банковских операций предоставить новое обеспечение исполнения контракта не позднее одного месяца со дня надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) о необходимости предоставить соответствующее обеспечение. Размер такого обеспечения может быть уменьшен в порядке и случаях, которые предусмотрены частями 7, 7.1, 7.2 и 7.3 статьи 96 настоящего Федерального закона. За каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного настоящей частью, начисляется пеня в размере, определенном в порядке, установленном в соответствии с частью 7 статьи 34 Закона о контрактной системе (часть 30 статьи 34 Закона о контрактной системе).

При рассмотрении Жалобы было установлено, что предусмотренное частью 30 статьи 34 Закона о контрактной системе условие в полном объеме в пункте 11.4 Проекта контракта (в редакции Документации) заказчиком отражено не было.

07.09.2019 заказчиком были внесены изменения в Документацию, в том числе изменена изначальная редакция пункта 11.4 Проекта контракта.

Согласно пункту 11.4 Проекта контракта (в редакции Документации от 07.09.2019) в случае если по независящим от Подрядчика причинам действие банковской гарантии прекратится до установленного Контрактом срока, Подрядчик обязан представить новое обеспечение исполнения контракта не позднее одного месяца со дня надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) о необходимости предоставить соответствующее обеспечение. Размер такого обеспечения может быть уменьшен в порядке, предусмотренном Федеральным законом №44-ФЗ.

Вместе с тем, приведение заказчиком пункта 11.4 Проекта контракта в таком виде также нельзя считать надлежащим исполнением обязанности по включению условия, предусмотренного частью 30 статьи 34 Закона о контрактной системе, поскольку в данном пункте Проекта контракта нет прямого указания на отзыв у банка, выдавшего банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, лицензии на осуществление банковских операций, отсутствует указание на части 7, 7.1, 7.2 и 7.3 статьи 96 Закона о контрактной системе, предусматривающие порядок и случаи уменьшения размера представляемого нового обеспечения исполнения контракта, а также указание на начисление пени в соответствии с частью 7 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки подрядчиком предоставления нового обеспечения исполнения контракта.

Учитывая вышеизложенное, в действиях заказчика – МКУ «Служба заказчика» содержится нарушение части 30 статьи 34 Закона о контрактной системе, выразившееся в ненадлежащем установлении в Проекте контракта обязательства о предоставлении подрядчиком нового обеспечения исполнения контракта в случае отзыва у банка, предоставившего банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, лицензии на осуществление банковских операций.

4. Согласно пункту 11 Правил общая сумма начисленных штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.

В соответствии с пунктом 12 Правил общая сумма начисленных штрафов за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.

Однако в пункте 10.7 Проекта контракта указано, что общая сумма начисленных штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение сторонами (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.

То есть, в данном пункте Проекта контракта фактически не исполняются требования пункта 12 Правил (сторонами контракта названы подрядчик и исполнитель, заказчик не упоминается).

При этом, даже если считать, что данный пункт Проекта контракта распространяет свое действие и на заказчика, то в данном случае также не соблюдаются требования законодательства о контрактной системе, поскольку, в отношении заказчика в соответствии с Законом о контрактной системе и Правилами штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение им обязательств, предусмотренных контрактом.

Отдельного пункта о том, что общая сумма начисленных штрафов за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта, в Проекте контракта не содержится.

Учитывая вышеизложенное, в действиях заказчика - МКУ «Служба заказчика» содержатся нарушения частей 4, 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, выразившееся в ненадлежащем указании в Проекте контракта условий о том, что общая сумма начисленных штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение подрядчиком и за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.

5.  В соответствии с частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

В силу части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать информацию, предусмотренную извещением о его проведении.

Предусмотренное частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, в данном случае установлено заказчиком в разделе «Преимущества, требования к участникам» Извещения, а также пункте 7.3 Документации.

Согласно части 6 статьи 30 Закона о контрактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта.

Указанное условие предусмотрено заказчиком в разделе 6 Проекта контракта.

Так, согласно пункту 6.3 Проекта контракта, подрядчик обязуется привлекать к исполнению Контракта третьих лиц из числа субъектов малого предпринимательства и (или) социально ориентированных некоммерческих организаций.  Общий объем работ, выполняемых указанными субъектами, должен составлять: (15) процентов от цены Контракта.

При этом, согласно пункту 6.4 Проекта контракта, подрядчик обязуется  оплачивать  поставленные  субподрядчиком, соисполнителем из числа субъектов  малого  предпринимательства  и  (или) социально    ориентированных    некоммерческих    организаций    товары, выполненные работы (ее результаты), оказанные  услуги,  отдельные  этапы исполнения    договора,    заключенного    с    таким    субподрядчиком, соисполнителем, в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней с даты подписания Подрядчиком  документа  о  приемке  товара,   выполненной     работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения договора.

Вместе с тем, при оценке действий заказчика по установлению в Проекте контракта условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, также необходимо учитывать следующее.

Согласно части 7 статьи 30 Закона о контрактной системе типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.

Типовые условия таких контрактов утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2016 № 1466 (далее – Типовые условия).

Типовые условия предусматривают как условия об обязанностях поставщика (подрядчика, исполнителя) (раздел 1), так и условие о его правах (раздел 2).

Согласно пункту 2 раздела 1 Типовых условий в срок не более 5 рабочих дней со дня заключения договора с субподрядчиком, соисполнителем поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан представить заказчику:

а) декларацию о принадлежности субподрядчика, соисполнителя к субъектам малого предпринимательства, социально ориентированной некоммерческой организации, составленную в простой письменной форме, подписанную руководителем (иным уполномоченным лицом) субъекта малого предпринимательства, социально ориентированной некоммерческой организации и заверенную печатью (при наличии печати);

б) копию договора (договоров), заключенного с субподрядчиком, соисполнителем, заверенную поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

В соответствии с пунктом 3 раздела 1 Типовых условий в случае замены субподрядчика, соисполнителя на этапе исполнения контракта на другого субподрядчика, соисполнителя поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан представлять заказчику документы, указанные в пункте 2 настоящего раздела, в течение 5 дней со дня заключения договора с новым субподрядчиком, соисполнителем.

Согласно пункту 4 раздела 1 Типовых условий в течение 10 рабочих дней со дня оплаты поставщиком (подрядчиком, исполнителем) выполненных обязательств по договору с субподрядчиком, соисполнителем поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан представлять заказчику следующие документы:

а) копии документов о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, которые являются предметом договора, заключенного между поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и привлеченным им субподрядчиком, соисполнителем;

б) копии платежных поручений, подтверждающих перечисление денежных средств поставщиком (подрядчиком, исполнителем) субподрядчику, соисполнителю, - в случае если договором, заключенным между поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и привлеченным им субподрядчиком, соисполнителем, предусмотрена оплата выполненных обязательств до срока оплаты поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, предусмотренного контрактом, заключенным с заказчиком (в ином случае указанный документ представляется заказчику дополнительно в течение 5 дней со дня оплаты поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, выполненных субподрядчиком, соисполнителем).

В соответствии с пунктом 6 раздела 1 Типовых условий поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан нести гражданско-правовую ответственность перед заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей, в том числе:

а) за представление документов, указанных в пунктах 2 - 4 настоящего раздела, содержащих недостоверные сведения, либо их непредставление или представление таких документов с нарушением установленных сроков;

б) за непривлечение субподрядчиков, соисполнителей в объеме, установленном в контракте.

Кроме того, согласно разделу 2 Типовых условий, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения субподрядчиком, соисполнителем обязательств, предусмотренных договором, заключенным с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе осуществлять замену субподрядчика, соисполнителя, с которым ранее был заключен договор, на другого субподрядчика, соисполнителя.

Однако указанные положения Типовых условий, устанавливающие как обязанности, так и право поставщика (подрядчика, исполнителя) при исполнении контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, в данном случае заказчиком в Проекте контракта не отражены.

Таким образом, в действиях заказчика – МКУ «Служба заказчика» содержится нарушение части 7 статьи 30 Закона о контрактной системе, выразившееся в ненадлежащем использовании типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

6. В соответствии с частью 6 статьи 30 Закона о контрактной системе в контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

Как установлены выше, случаи наступления гражданско-правовой ответственности поставщика (подрядчика, исполнителя) перед заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение им условия о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей, предусмотрены пунктом 6 Типовых условий.

При этом, одним из случаев наступления рассматриваемой гражданско-правовой ответственности является непривлечение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей в объеме, установленном контрактом.

В соответствии с действующим законодательством (в частности, Правилами) в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, к нему применяется такая мера ответственности как штраф.

Данная мера ответственности к поставщику (подрядчику, исполнителю) предусмотрена Правилами и за неисполнение им условия о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в предусмотренном объеме.

Так, согласно пункту 8 Правил, в случае если в соответствии с частью 6 статьи 30 Закона о контрактной системе контрактом предусмотрено условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в виде штрафа, штраф устанавливается в размере 5 процентов объема такого привлечения, установленного контрактом.

Вместе с тем, предусмотренного частью 6 статьи 30 Закона о контрактной системе обязательного условия о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, а также меры ответственности за неисполнение данного условия, Проект контракта также не содержит.

Таким образом, в действиях заказчика – МКУ «Служба заказчика» содержится нарушение части 6 статьи 30 Закона о контрактной системе.

Установленные в ходе рассмотрения Жалобы и проведения внеплановой проверки нарушения указывают на наличие в действиях должностного лица заказчика, утвердившего Документацию и Документацию от 07.09.2019 с нарушением требований законодательства о контрактной системе, признаков события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП).

7. Согласно части 1 статьи 21 Закона о контрактной системе планы-графики содержат перечень закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на финансовый год и являются основанием для осуществления закупок.

В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 21 Закона о контрактной системе в отношении каждой закупки в план-график включаются дополнительные требования к участникам закупки (при наличии таких требований) и обоснование таких требований.

В пункте 9.4 Документации от 07.09.2019 установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с требованиями пункта 2 Приложения № 1 к Постановлению № 99, в пункте 10.4 Документации от 07.09.2019 указан перечень документов, подтверждающих соответствие участников требованиям Постановления № 99.

При этом, согласно части 11 статьи 21 Закона о контрактной системе заказчики осуществляют закупки в соответствии с информацией, включенной в планы-графики в соответствии с частью 3 настоящей статьи. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены.

В соответствии с частью 12 статьи 21 Закона о контрактной системе не допускаются размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупки, документации об осуществлении закупки, направление приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом, если такие извещения, документация, приглашения содержат информацию, не соответствующую информации, указанной в планах-графиках.

Однако в плане-графике закупок товаров, работ, услуг МКУ «Служба заказчика» на 2019 год (редакция от 28.08.2019) вышеуказанные дополнительные требования в соответствии с Постановлением № 99 в отношении рассматриваемой закупки не установлены.

То есть, дополнительные требования к участникам закупки в пункте 9.4 Документации от 07.09.2019 установлены в противоречие плана-графика заказчика на 2019 год.

Несмотря на то, что в данной части Документация от 07.09.2019 (пункт 9.4) не соответствует плану-графику МКУ «Служба заказчика» на 2019 год, данные дополнительные требования в Документации от 07.09.2019 были установлены заказчиком правомерно исходя из положений части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе и пункта 2 Приложения № 1 к Постановления № 99.

Кроме того, как отмечалось выше, информация о дополнительных требованиях также указывается в извещении о проведении закупки.

При этом, поскольку информация о дополнительных требованиях отсутствует в плане-графике МКУ «Служба заказчика», данные дополнительные требования к участникам закупки в Извещении, сформированном средствами официального сайта, заказчиком также установлены не были.

Учитывая вышеизложенное, в действиях заказчика - МКУ «Служба заказчика» содержатся нарушения пункта 3 части 3 статьи 21, части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе, выразившиеся в отсутствии информации о дополнительных требованиях, предъявляемых к участникам рассматриваемой закупки в соответствии с Постановлением № 99, в плане-графике закупок товаров, работ, услуг МКУ «Служба заказчика» на 2019 год (редакция от 28.08.2019), а также в извещении о проведении аукциона, сформированном средствами официального сайта.

Указанные нарушения Закона о контрактной системе указывают на наличие в действиях должностного лица заказчика – МКУ «Служба заказчика» события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП.

При решении вопроса о необходимости выдачи предписания для устранения установленных в действиях заказчика в ходе проведения внеплановой проверки нарушений законодательства о контрактной системе Комиссия учитывает следующее.

Нарушения, выразившиеся в отсутствии информации о дополнительных требованиях к участникам рассматриваемой закупки в плане-графике закупок товаров, работ, услуг, а также в Извещении, не способны повлиять на итоги рассматриваемой закупки в связи с надлежащим установлением заказчиком указанных дополнительных требований в Документации от 07.09.2019.

Вместе с тем, иные нарушения, выразившиеся в ненадлежащем указании или неуказании заказчиком в Проекте контракта необходимых и предусмотренных действующим законодательством условий, обязательств его сторон, их мер ответственности могут привести к заключению контракта по итогам рассматриваемой закупки, не соответствующего требованиям законодательства о контрактной системе.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи предписания об устранении данных нарушений путем внесения соответствующих изменений в Проект контракта при его размещении заказчиком на официальном сайте для подписания победителем (единственным участником) закупки.

Руководствуясь статьями 21, 23, 30, 31, 33, 34, 64, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «Стикс» (196105, г. Санкт-Петербург, Благодатная ул., д. 51, лит. А, пом. № 12н, оф. 9) на действия заказчика – Муниципального казенного учреждения «Служба заказчика» (174260, Новгородская обл., г. Малая Вишера, ул. Революции, д. 35) при осуществлении закупки (определении поставщика) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по строительству объекта капитального строительства «Строительство школы на 550 мест по адресу: г. Малая Вишера, ул. 3 КДО, д. 33», извещение № 0350300006919000048 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 30.08.2019, частично обоснованной в части довода о ненадлежащем установлении в документации об электронном аукционе дополнительных требований к участникам рассматриваемой закупки, а также доводов о ненадлежащем установлении в проекте контракта (приложение № 3 к документации) обязательства подрядчика о предоставлении нового обеспечения исполнения контракта в случае отзыва в соответствии с законодательством Российской Федерации у банка, предоставившего банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, лицензии на осуществление банковских операций, и условия об ответственности заказчика и подрядчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом (пункт 10.7 проекта контракта).

2. Признать в действиях заказчика – Муниципального казенного учреждения «Служба заказчика» нарушения пункта 3 части 3 статьи 21, части 1 статьи 23, частей 6, 7 статьи 30, части 5 статьи 31, частей 4, 5, 8, 30 статьи 34 и пункта 2 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.

3. Выдать заказчику – Муниципальному казенному учреждению «Служба заказчика» обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

4. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностных лиц заказчика - Муниципального казенного учреждения «Служба заказчика».

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                       И.А. Куриков

                              

                                                                                             

Члены Комиссии                                                                                                   А.Т. Иванов

 

 

                                                                                                                            Д.А. Петров          

           

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны