Определение №3738/02 Определение о назначении дела № А-23/18 о нарушении антимо... от 27 августа 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

                                                                 

Публикация документа не является официальной. Официально правовые акты публикуются в официальных печатных изданиях в соответствии с действующим законодательством.

 

 

                                                                         Муниципальное унитарное предприятие Великого Новгорода «Новгородский водоканал»

 

173003, Новгородская область,

 Великий Новгород, ул.Германа, 33

 

Тел./факс: 8 (8162) 77-35-64
E-mail: reception@vdk.natm.ru, vdkadm@vdk.natm.ru
 

 

 

                                           Исх.№3738/02 от 27.08.18                                                                  

 

                                                           Определение

                    о назначении дела № А-23/18  о нарушении антимонопольного

                                       законодательства к рассмотрению

 

 

27 августа 2018  года                                                                        Великий Новгород

 

 

Председатель Комиссии Новгородского УФАС России по рассмотрению дела №  А-23/18  о нарушении антимонопольного законодательства

 

у с т а н о в и л:

 

 Новгородским УФАС России (далее – Управление)   проведена   плановая выездная проверка   в отношении Муниципального унитарного предприятия Великого Новгорода «Новгородский водоканал» (далее – МУП «Новгородский водоканал»).

В ходе  проверки   установлено следующее.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг государственными корпорациями, государственными компаниями, публично-правовыми компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.

Федеральным законом от 03.07.2016 № 321-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц», вступившим в силу с 01.01.2017, пункт 1 части 2 статьи 1 Закона о закупках был изложен в новой редакции, слова «государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями» были исключены.

Этим же Федеральным законом пункт 3 части 1 статьи 1 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) был изложен в новой редакции: «Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарными предприятиями либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 2.1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона».

Таким образом, до 01.01.2017 МУП «Новгородский водоканал» осуществлял свою закупочную деятельность в соответствии с Законом о закупках.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В соответствии с вышеуказанной нормой разработано и утверждено Приказом директора МУП «Новгородский водоканал» от 30 ноября 2017 года № 199 Положение о закупках товаров, работ, услуг ООО «МУП Новгородский водоканал» (далее – Положение).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.,

С 01.01.2017 МУП «Новгородский водоканал» начало осуществлять закупочную деятельность в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии со статьей 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Статьей 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) установлены антимонопольные требования к торгам.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

- создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом (пункт 2 части 1 указанной статьи);

- нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений пункт 3 части 1 указанной статьи).

Учитывая изложенное, заказчик – МУП «Новгородский водоканал», применяя нормы Закона о закупках и Закона о контрактной системе при осуществлении своей закупочной деятельности, должен исходить, прежде всего, из необходимости обеспечения максимального уровня открытости и эффективности процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей),  обеспечение конкуренции при их проведении.

В ходе проведенной проверки Новгородским УФАС России были выявлены следующие нарушения, допущенные МУП «Новгородский водоканал» при осуществлении закупочной деятельности.

В июле-августе 2017 года заказчиком – МУП «Новгородский водоканал» осуществлялась закупка (определение поставщика) путем проведения запроса котировок на право заключения контракта на поставку пластиковых одноразовых пломб для проволоки типа «Защелка» для опломбирования приборов учета, задвижек, вентилей и прочего оборудования, извещение № 0550600002217000038 о проведении которого было размещено на официальном сайте 24.07.2017 (начальная (максимальная) цена контракта – 102 445, 00 рублей).

Согласно части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем:

1) проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей;

2) осуществления закупок с учетом положений части 5 настоящей статьи.

В соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям (в редакции, действовавшей на момент осуществления закупки).

В соответствии с извещением, сформированном средствами официального сайта следует, что рассматриваемый запрос котировок проводится исключительно среди субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организации.

Как следует из пункта 5 части 3 статьи 73 Закона о контрактной системе заявка на участие в запросе котировок должна содержать декларацию о принадлежности участника запроса котировок к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона.

Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок от 31.07.2017 на участие в рассматриваемом запросе котировок поступили заявки 4 участников, все заявки были признаны соответствующими требованиям Закона о контрактной системе и извещения о проведении запроса котировок.

Однако, в составе заявки одного из участников – Общества с ограниченной ответственностью «Технологии контроля» декларация о принадлежности участника запроса котировок к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям отсутствовала, что указывает на нарушение МУП «Новгородский водоканал» в лице его котировочной комиссии части 8 статьи 78 Закона о контрактной системе, выразившееся в необоснованном допуске к участию в запросе котировок участника, не представившего обязательный документ, предусмотренный частью 3 статьи 73 Закона о контрактной системе.

При этом данный участник закупки предложил лучшую цену контракта после победителя.

В случае уклонения победителя от заключения контракта, заказчик заключил бы контракт именно с ООО «Технологии контроля» в соответствии с частью 12 статьи 78 Закона о контрактной системе, то есть с лицом, которое не продекларировало свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям.

При этом, заявка победителя данного запроса котировок также не соответствовала требованиям Закона о контрактной системе.

Приложение № 1 к извещению о проведении запроса котировок представляет собой Техническое задание следующего содержания:

Наименование товара/услуги

Описание и характеристики товара/услуги

Количество

Единица измерения

1

Поставка пластиковых одноразовых пломб для проволоки типа «Защелка» для опломбирования приборов учета, задвижек, вентилей и прочего оборудования.

 

Пластиковая пломба для проволоки типа «Защелка» с индивидуальной нумерацией и логотипом «Водоканал».

Пломба должна соответствовать ГОСТ 31282-2004 и ГОСТ 31283-2004;

Запирающий механизм пломбы - защелка;

Установка/снятие – вручную;

Цвет – прозрачный;

Нумерация – 8-значный или 7-значный номер <...> Номер на корпусе дублируется с номером на вставке. Нумерация сквозная;

Логотип – Алфавитно-цифровой;

15 000

штук

 

В заявке победителя запроса котировок – Общества с ограниченной ответственностью «Торговый Дом Страж-Нева» (далее – ООО «Торговый дом Страж-Нева), информация о характеристиках поставляемого товара отсутствовала, что не позволяло котировочной комиссии МУП «Новгородский водоканал» оценить соответствие предлагаемых участником в составе заявки пластиковых пломб требованиям заказчика, выраженным в Техническом задании. Таким образом, заявка данного участника также должна была быть отклонена котировочной комиссией.

В соответствии с частью 2 статьи 79 Закона о контрактной системе в случае, если запрос котировок признан не состоявшимся по основанию, предусмотренному частью 9 статьи 78 настоящего Федерального закона в связи с тем, что котировочной комиссией отклонены все поданные заявки на участие в запросе котировок, заказчик продлевает срок подачи заявок на участие в запросе котировок на четыре рабочих дня и в течение одного рабочего дня после даты окончания срока подачи таких заявок размещает в единой информационной системе извещение о продлении срока подачи таких заявок. При этом заказчик обязан направить запрос о подаче заявок на участие в запросе котировок не менее чем трем его участникам, которые могут осуществить поставку необходимого товара, выполнение работы или оказание услуги.

Однако вместо проведения вышеуказанных процедур, направленных на обеспечение конкуренции, 18.08.2017 между МУП «Новгородский водоканал» и ООО «Торговый дом Страж-Нева» был заключен контракт на поставку пластиковых одноразовых пломб. Приложением № 1 к данному контракту являлось Техническое задание в том же виде, в котором оно было размещено на официальном сайте в составе извещения о проведении запроса котировок.

В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены лица, желающие поставлять товары, выполнять работы, оказывать услуги, получив доступ к соответствующему товарному рынку либо право ведения деятельности на нем.

Данный вывод соответствует позиции судов, изложенных в правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 29.11.2011 № 8799/11 и Верховного Суда РФ, изложенной в Определение Верховного Суда РФ от 24.06.2015 по делу № 307-КГ15-1408.

Учитывая вышеизложенное, в действиях МУП «Новгородский водоканал» содержатся признаки нарушения пунктов 2, 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции выразившиеся в создании одному из участников запроса котировок преимущественных условии участия в закупке (ООО «Технологии контроля») и в нарушении порядка определения победителя торгов (ООО «Торговый дом Страж-Нева»).

Руководствуясь частью 13 статьи 44 Закона о защите конкуренции, Председатель комиссии по рассмотрению дела № А-23/18 о нарушении антимонопольного законодательства  

 

                                                           о п р е д е л и л:

 

  1.  Назначить дело №  А-23/18  к рассмотрению на 07 сентября 2018 года  в 11 часов   30 минут по  адресу:  Великий Новгород, Воскресенский бульвар, д.3, каб.217.
  2.  МУП «Новгородский водоканал» в срок до 05 сентября 2018 года представить письменные пояснения (со ссылками на нормативно-правовые акты) о правомерности своих действия по обстоятельствам, изложенным в установочной части настоящего определения.

 

 

          Явка лиц, участвующих в деле, или их представителей (с доверенностью на участие в рассмотрении дела и документом, удостоверяющим личность) обязательна.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                               П……..

 

 

 

 

 

Иванова В.В.

(8162) 73-88-54

Связанные организации

Связанные организации не указаны