Решение №5116/03 Решение № 89 по результатам внеплановой документарной провер... от 21 ноября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказчику –

ГОБУЗ «Новгородская областная инфекционная больница»

 

ул. Т. Фрунзе-Оловянка, д. 21, Великий Новгород, 173004

e-mail: yakovenkool582@gmail.com

 

 

Уполномоченному органу –

Администрации Губернатора Новгородской области

 

пл. Победы-Софийская, д. 1, Великий Новгород, 173005

e-mail: zakupki@novreg.ru

            zakaz@novreg.ru

 

 

Оператору электронной площадки–

АО «ЕЭТП»

e-mail: ko@roseltorg.ru

 

 

 

 

 

Решение № 89

по результатам внеплановой документарной проверки

 

18 ноября 2022 года                                                                                    Великий Новгород

 

Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России; Управление) в составе:

- ……, специалист-эксперт отдела контроля закупок и рекламы – руководитель инспекции;

- ….., главный специалист-эксперт отдела контроля закупок и рекламы – участник инспекции;

- ….., главный специалист-эксперт отдела контроля закупок и рекламы – участник инспекции,

на основании приказа Новгородского УФАС России № 132/2022 от 17.11.2022, в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), пунктом 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020       № 1576, в результате проведения внеплановой документарной проверки осуществления заказчиком – Государственным областным бюджетным учреждением здравоохранения «Новгородская областная инфекционная больница» (далее – ГОБУЗ  «НОИБ»)  совместно с уполномоченным органом – Администрацией Губернатора Новгородской области (далее – Администрация) закупки путем проведения электронного аукциона на проведение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ на право заключения контракта на выполнение работ по проведению капитального ремонта пищеблока государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения «Новгородская областная инфекционная больница», по адресу: г. Великий Новгород, ул. Т. Фрунзе-Оловянка, д. 21, извещение № 0150200003922001092 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 03.11.2022, без участия представителей сторон,

 

УСТАНОВИЛА:

 

11.11.2022 В Новгородское УФАС России от Индивидуального предпринимателя ….. поступила жалоба на действия заказчика ГОБУЗ «НОИБ» при осуществлении им совместно с уполномоченным органом – Администрацией закупки путем проведения электронного аукциона на проведение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ на право заключения контракта на выполнение работ по проведению капитального ремонта пищеблока государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения «Новгородская областная инфекционная больница», по адресу: г. Великий Новгород, ул. Т. Фрунзе-Оловянка,     д. 21, извещение № 0150200003922001092 о проведении которого было размещено на официальном сайте 03.11.2022 (вх. № 6061 от 11.11.2021 Новгородского УФАС России) (далее – Жалоба).

Доводы Жалобы заключались, в том, что заказчиком неправомерно в извещении об электронном аукционе установлены требования о необходимости соответствия участников закупки требованиям, установленным в соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) к лицам, осуществляющим выполнение Работ, а именно:

- участник аукциона должен быть членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (далее-СРО).

Учитывая вышеизложенное, податель Жалобы просил заказчику выдать предписание об устранении допущенных нарушений.

Согласно данным с официального сайта 16.11.2022 податель Жалобы отозвал Жалобу.

Вместе с тем, 15.11.2022 в ответ на запрос о предоставлении документов и информации (исх. 2002/03 от 14.11.2022 Новгородского УФАС России) в адрес Управления поступил ответ от заказчика - ГОБУЗ «НОИБ» (вх. № 6235 Новгородского УФАС России) с приложением истребованных документов, в числе которых ходатайство с просьбой выдать обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений (далее – Информация).

Рассмотрев представленную Информацию, Инспекция Новгородского УФАС России приходит к следующим выводам.

В ноябре 2022 года заказчиком – ГОБУЗ «НОИБ» совместно с уполномоченным органом – Администрацией осуществляется закупка путем проведения электронного аукциона на проведение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ на право заключения контракта на выполнение работ по проведению капитального ремонта пищеблока государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения «Новгородская областная инфекционная больница», по адресу: г. Великий Новгород, ул. Т. Фрунзе-Оловянка, д. 21, извещение                                 № 0150200003922001092 о проведении которого было размещено на официальном сайте 03.11.2022, (начальная (максимальная) цена контракта - 3 592 480,00 рублей).

Извещение об аукционе в электронной форме утверждено главным врачом ГОБУЗ «НОИБ» ….. 02.11.2022 (далее - Извещение).

  1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.

Согласно части 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

Согласно части 2 статьи 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

В соответствии с частью 2.1 статьи 52 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает десяти миллионов рублей.

Согласно данным с официального сайта заказчиком указан способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) электронный аукцион на проведение работ по строительству, реконструкции, кап. ремонту, сносу объекта кап. строительства в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ и начальная (максимальная) цена контракта составляет  3 592 480,00 рублей, в связи с чем, выполнение указанных работ не требует от их исполнителя наличия специальной правоспособности в виде членства в СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

Однако согласно пункту 7.1.1 Извещения участники рассматриваемой закупки должны быть членами СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. Участники закупки должны иметь право выполнять работы по договору строительного подряда, заключаемому с использованием конкурентных способов заключения договоров, в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии).

Также указанным пунктом Извещения предусмотрено требование о наличии у участника закупки лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

Согласно письму Федеральной антимонопольной службы  России (далее – ФАС России) от 07.07.2011 № ИА/26163 в случае если в один лот со строительными работами включены иные работы или услуги, для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии и которые могут выполняться (оказываться) посредством привлечения иных лиц (субподрядчиков), обладающих соответствующей лицензией (например, услуги по сбору, транспортировке отходов; услуги по монтажу пожарной сигнализации), то установление требования о выполнении таких работ или услуг лицом, осуществляющим строительство, лично, и, соответственно, установление требования о предоставлении в составе заявки на участие в торгах копии соответствующей лицензии неправомерно.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 26.02.2013 №13844/12 также указал, что при проведении закупки на выполнение строительных работ участник не обязан обладать соответствующей лицензией и может представить в составе заявки копию лицензии МЧС России, выданную третьему лицу (субподрядчику).

Аналогичные выводы содержаться в решении ФАС России от 01.06.2018 года по делу № 2-57-6799/77-18.

Таким образом, в действиях заказчика – ГОБУЗ «НОИБ» содержатся нарушения части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, выразившихся в установление неправомерных требований к участникам закупки, в виде обязательного членства в СРО в сфере строительства, а также наличия лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

  1. В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

Описание объекта закупки содержится в Приложении к Извещению № 1 Техническом задании (далее – ТЗ).

Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено требование об использовании при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

ТЗ содержит перечень нормативно-технических документов, которыми необходимо руководствоваться при выполнении капитального ремонта, аналогичный перечень содержится в Приложении № 1 к Проекту контракта.

Однако, данный перечень содержит документ, утративший силу на момент объявления рассматриваемой закупки:

- Постановление Правительства РФ от 01.12.2009 № 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии» - утратило силу 01.09.2022 в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 23.12.2021 № 2425 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подлежащей декларированию соответствия, внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. № 2467 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Учитывая вышеизложенное, в действиях заказчика – ГОБУЗ «НОИБ» содержатся нарушения пункта 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, выразившиеся в ненадлежащем определении нормативного документа, в соответствии с которым должны выполняться работы.

Установленное нарушение законодательства о контрактной системе указывает на наличие в действиях должностного лица заказчика – ГОБУЗ «НОИБ», утвердившего Извещение, признаков события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При решении вопроса о необходимости выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении допущенных нарушения, Инспекция приходит к выводу о том, что установленные нарушения являются существенными, нарушают права участников закупки, что дает основание для выдачи предписания об их устранении (внесение изменений в Извещение).

Руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 № 1576, Инспекция

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать в действиях заказчика – Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения «Новгородская областная инфекционная больница» нарушения части 6 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
  2. Выдать заказчику - Государственному областному бюджетному учреждению здравоохранения «Новгородская областная инфекционная больница», уполномоченному органу - Администрации Губернатора Новгородской области и его аукционной комиссии, оператору Акционерному обществу «ЕЭТП» обязательное для исполнения предписание об устранении допущенного нарушения путем внесения изменения в извещение.
  3.  Передать материалы внеплановой документарной проверки уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица заказчика – Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения «Новгородская областная инфекционная больница».

 

Руководитель инспекции,

специалист-эксперт отдела

контроля закупок и рекламы Управления        _________________          ……..

                                                                                                  (подпись)                                                              

 

 

Участник инспекции,       

главный специалист-эксперт отдела

контроля закупок и рекламы Управления         _________________         ………

                                                                                                                                 (подпись)

 

 

Участник инспекции,

ведущий специалист-эксперт отдела

контроля закупок и рекламы Управления         _________________        ………

                                                                                                                                   (подпись)

 

 

Решение и предписание могут быть обжалованы в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны