Решение №3758/02 Решение об отказе в возбуждении дела (по заявлению ООО «Новг... от 10 июня 2014 г.
Текст документа
Сохранить как PDFСоветнику по экономической безопасности
ООО «Новгородэнергосбыт»
С.В. Семенову
ул. Великая, д.13,
Великий Новгород, 173001
Исходящий № 3758/02 от 31.07.2013
Р Е Ш Е Н И Е
об отказе в возбуждении дела
31 июля 2013 года Великий Новгород
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Управление) рассмотрено заявление ООО «Новгородэнергосбыт» с жалобой на нарушение ОАО «МРСК Северо-Запада» статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).
В ходе рассмотрения указанного заявления антимонопольным органом
УСТАНОВЛЕНО:
Как следует из заявления ООО «Новгородэнергосбыт» (далее - заявитель) от 10.06.2013 № 01.14/779, ОАО «МРСК Северо-Запада» (далее – Общество), получив статус гарантирующего поставщика, не направило заявителю предложение (оферту) о заключении с ним договора энергоснабжения как с потребителем электрической энергии, ранее обслуживаемом ОАО «Новгородоблэнергосбыт», утратившим статус гарантирующего поставщика, по договору энергоснабжения от 01.02.2013.
Кроме того, Общество направило такие предложения о заключении с ним договоров энергоснабжения потребителям, которые не находились на обслуживании у ОАО «Новгородоблэнергосбыт», а имели действующие договоры энергоснабжения с ООО «Новгородэнеросбыт», и для обеспечения которых ООО «Новгородэнергосбыт» покупало электрическую энергию у ОАО «Новгородоблэнергосбыт» по договору энергоснабжения от 01.02.2013. Помимо предложения о заключении договора с Обществом, Общество также сообщало данным потребителям об отсутствии у заявителя заключенного с Обществом договора энергоснабжения и о негативных последствиях для потребителей бездоговорного потребления электрической энергии, вынуждая их, по мнению заявителя, прекратить договорные отношения с заявителем и заключить договоры энергоснабжения с гарантирующим поставщиком, то есть с Обществом.
Кроме того, даже после оформления договорных отношений между заявителем и Обществом, последнее, по мнению заявителя, оказывает давление на потребителей электрической энергии – абонентов заявителя, путем направления потребителям уведомления об ограничении режима потребления электрической энергии в связи с неисполнением заявителем условий договора энергоснабжения в части оплаты потребленной электрической энергии, без наличия установленных действующим законодательством оснований для введения такого ограничения режима потребления электрической энергии.
В вышеуказанных действиях Общества заявитель усматривает злоупотребление Обществом своим доминирующим положением.
В соответствии с пунктом 19 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее – Основные положения) энергосбытовая (энергоснабжающая) организация, для которой наступили предусмотренные пунктом 15 настоящего документа обстоятельства, либо организация, утратившая статус гарантирующего поставщика, или гарантирующий поставщик, часть зоны деятельности которого включается в зону деятельности другого гарантирующего поставщика, не позднее 5 рабочих дней со дня получения извещения, предусмотренного пунктом 17 настоящего документа, направляет в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации, а в случае, указанном в пункте 18 настоящего документа, - в уполномоченный федеральный орган актуальную информацию по формам, предусмотренным приложением № 2 к настоящему документу, об обслуживаемых потребителях, а также информацию об имеющейся задолженности потребителей за поставленную электрическую энергию (мощность) и о пунктах приема платежей от граждан.
Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации или уполномоченный федеральный орган в течение 5 рабочих дней со дня получения указанной в настоящем пункте информации направляет полученную информацию гарантирующему поставщику, которому надлежит принять на обслуживание потребителей.
Согласно ответам на запросы Управления, ОАО «Новгородоблэнергосбыт» и Комитет по ценовой и тарифной политике Новгородской области (далее – Комитет) выполнили вышеизложенные требования Основных положений. При этом в информации (письмо от 08.04.2013 № 515), направленной Комитетом гарантирующему поставщику (Обществу), которому надлежит принять на обслуживание потребителей ОАО «Новгородоблэнергосбыт», указан и заявитель. Тем не менее, Общество не направило заявителю предложение о заключении с ним договора энергоснабжения, как это предусмотрено в соответствии с пунктом 21 Основных положений.
Факты нарушения требований Основных положений, а также Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, сами по себе не могут быть признаны нарушением статьи 10 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Таким образом, для квалификации действий Общества как злоупотребление доминирующим положением необходимо доказать наличие негативных последствий для конкуренции и (или) интересов других лиц (либо существование реальной угрозы наступления таких последствий) и причинно-следственную связь между рассматриваемыми действиями Общества и таким последствиями.
В связи с чем Управлением у заявителя запрошены дополнительные сведения о том, в чем конкретно заключается ущемление интересов заявителя вследствие указанных в его заявлении действий Общества, с документальным подтверждением, либо в чем заключается негативное влияние действий ОАО «МРСК Северо-Запада» на конкуренцию, с учетом признаков ограничения конкуренции, приведенных в пункте 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции.
В ответ на запрос Управления заявителем представлено письмо от 22.07.2013 № 01.14.1020, из которого следует, что разногласия между ООО «Новгородэнергосбыт» и ОАО «МРСК Северо-Запада» урегулированы в добровольном порядке, интересы ООО «Новгородэнергосбыт» действиями ОАО «МРСК Северо-Запада» не ущемлены.
В силу статьи 3 Закона о защите конкуренции, правоотношения, не связанные с защитой конкуренции, не подлежат урегулированию в соответствии с антимонопольным законодательством и не входят в компетенцию антимонопольных органов.
На основании изложенного, руководствуясь частью 9 статьи 44 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», антимонопольный орган
РЕШИЛ:
В возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства по заявлению ООО «Новгородэнергосбыт» в отношении ОАО «МРСК Северо-Запада» отказать в связи с отсутствием признаков нарушения.
Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Заместитель руководитель Управления Г.Н. Пашкова