Решение №3798/03 Решение по результатам рассмотрения жалобы ООО "Стройинвест" от 7 июля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Публикация документа не является официальной. Официально правовые акты публикуются в официальных печатных изданиях в соответствии с действующим законодательством

Заказчику – Государственному областному бюджетному учреждению здравоохранения «Новгородская областная клиническая больница»
ул. Павла Левитта, д. 14,
Великий Новгород, 173008
 
 
Уполномоченному органу –
Департаменту имущественных отношений
и государственных закупок
Новгородской области
пл. Победы-Софийская, д. 1,
Великий Новгород, 173005
 
 
Оператору электронной площадки –
АО «ЕЭТП»
ул. Кожевническая, д. 14, стр. 5
г. Москва, 115114
e-mail: info@roseltorg.ru
 
 
Участнику закупки
(подателю жалобы) –
ООО «Стройинвест»
ул. Летчиков, д. 6, оф. 14, 15,
г. Уфа, 450010
Исх. № 3798/03 от 04.07.2016

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

30 июня 2016 года Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:

Куриков И.А. – председатель Комиссии, заместитель руководителя – начальник отдела Управления;

Петров Д.А. – член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления,

Синицына К.А. – член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления;

в присутствии представителей:

- заказчика – Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения «Новгородская областная клиническая больница» (173008, Великий Новгород, ул. Павла Левитта, д. 14; далее – ГОБУЗ «НОКБ») – Жигалова Юрия Игоревича (доверенность № б/н от 29.09.2015), Норкина Сергея Игоревича (доверенность № б/н от 28.06.2016);

- уполномоченного органа – Департамента имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1; далее – Департамент) – Бидюгина Артёма Сергеевича (доверенность № 56 от 19.05.2016);

- податель жалобы – Общества с ограниченной ответственностью «Стройинвест» (450010, г. Уфа, ул. Летчиков, д. 6, оф. 14, 15; далее – ООО «Стройинвест») надлежащим образом уведомлено о времени и месте рассмотрения, представители на рассмотрение жалобы не явились,

рассмотрев жалобу участника закупки – ООО «Стройинвест» на действия заказчика – ГОБУЗ «НОКБ» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по приспособлению объекта культурного наследия «Комплекс построек бывшей психиатрической больницы – корпус 3 (здание кухни), начало XX века» под современное использование (жилой дом для медицинских сотрудников) для нужд Новгородской области, извещение № 0150200000616000375 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 07.06.2016, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки (определения поставщика),

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

23.06.2016 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки – ООО «Стройинвест» на действия заказчика – ГОБУЗ «НОКБ» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по приспособлению объекта культурного наследия «Комплекс построек бывшей психиатрической больницы – корпус 3 (здание кухни), начало XX века» под современное использование (жилой дом для медицинских сотрудников) для нужд Новгородской области, извещение № 0150200000616000375 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 07.06.2016 (далее – Жалоба).

Суть доводов Жалобы сводится к следующему.

1. По мнению подателя Жалобы, заказчиком нарушены требования Закона о контрактной системе, выразившиеся в неустановлении в извещении о проведении электронного аукциона (далее – Извещение) и в документации о проведении рассматриваемого аукциона (далее - Документация) требований к участникам о наличии лицензии МЧС России на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

2. В проекте контракта, являющемся неотъемлемой частью Документации, в нарушение части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, заказчиком не указана информация о сроке приемки выполненных работ.

3. Податель жалобы считает, что заказчик не указал в Извещении информацию о наличии у участника закупки свидетельства о допуске к определенным видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Учитывая изложенное, ООО «Стройинвест» просит выдать заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.

Заказчик ГОБУЗ «НОКБ» считает Жалобу необоснованной по основаниям, изложенным в возражениях на нее (вх. № 4314 от 28.06.2016 Новгородского УФАС России), суть которых сводится к следующему.

1. Объектом рассматриваемой закупки являются работы по приспособлению «Комплекса построек бывшей психиатрической больницы – корпус 3 (здание кухни), начало XX века» для современного использования, то есть реставрация объекта культурного наследия. Наличие лицензии МЧС России является обязательным условием при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, а не при выполнении реставрационных работ.

2. Срок приемки выполненных работ ограничивается в проекте контракта сроком исполнения отдельных этапов работ по контракту, а именно:

1 этап: срок исполнения до 20.12.2016, а срок оплаты 31.12.2016;

2 этап: срок исполнения до 20.12.2017, а срок оплаты 31.12.2017.

3. Заказчиком указано в пункте 13.1.1 Извещения требование о наличии «Свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» в строительстве, выданного СРО, действующего до окончания работ».

На рассмотрении Жалобы представители заказчика – ГОБУЗ «НОКБ» поддержали доводы возражений на Жалобу в полном объеме

Уполномоченный орган – Департамент в возражениях на жалобу (№ ГИ-4058-И от 29.06.2016) указал следующее.

Информация о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся объектом закупки (наличие «Свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» в строительстве выданного СРО, действующего до окончания выполнения работ») содержится в пункте 9.3.1 Документации и в пункте 13.1.1 Извещения, утвержденных заказчиком и размещенных в составе документов настоящего электронного аукциона.

Представитель уполномоченного органа – Департамента на рассмотрении Жалобы поддержал доводы заказчика – ГОБУЗ «НОКБ» в полном объеме.

В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.

1. В течение июня – июля 2016 года заказчиком – ГОБУЗ «НОКБ» и уполномоченным органом – Департаментом проводится осуществление закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по приспособлению объекта культурного наследия «Комплекс построек бывшей психиатрической больницы – корпус 3 (здание кухни), начало XX века» под современное использование (жилой дом для медицинских сотрудников) для нужд Новгородской области (начальная (максимальная) цены контракта – 30 340 680.00 руб.).

Документация по проведению рассматриваемого электронного аукциона утверждена заместителем главного врача по экономическим вопросам ГОБУЗ «НОКБ» Л.В. Чесноковой.

Согласно пункту 15 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежат лицензированию.

Положение о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 № 1225 (далее – Положение).

Согласно Положению к работам и услугам, составляющим деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, относится монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование о соответствии участников закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В силу пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в документации об аукционе указывается, какие конкретно документы необходимо представить участникам закупки во вторых частях своих заявок для подтверждения своего соответствия вышеуказанным требованиям.

В соответствии с частью 1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской федерации (далее – ГрК РФ) строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.

Перечень видов работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержден приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 № 624 (далее – Перечень).

Предметом рассматриваемого электронного аукциона в электронной форме является выполнение работ по приспособлению объекта культурного наследия «Комплекс построек бывшей психиатрической больницы – корпус 3 (здание кухни), начало XX века» под современное использование (жилой дом для медицинских сотрудников) для нужд Новгородской области.

В соответствии с частью 3 статьи 52 ГрК РФ лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее – лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.

В соответствии с частью 3.1 статьи 52 ГрК РФ в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства включены в Перечень, то лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией (далее – СРО) свидетельство о допуске к работам по организации строительства.

Согласно письму ФАС России от 07.07.2011 № ИА/26163 в случае если в один лот со строительными работами включены иные работы или услуги, для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии и которые могут выполняться (оказываться) посредством привлечения иных лиц (субподрядчиков), обладающих соответствующей лицензией (например, услуги по сбору, транспортировке отходов; услуги по монтажу пожарной сигнализации), то установление требования о выполнении таких работ или услуг лицом, осуществляющим строительство, лично, и, соответственно, установление требования о предоставлении в составе заявки на участие в торгах копии соответствующей лицензии неправомерно.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 26.02.2013 № 13844/12 также указал, что при проведении закупки на выполнение строительных работ участник не обязан обладать соответствующей лицензией и может представить в составе заявки копию лицензии МЧС России, выданную третьему лицу (субподрядчику).

Следовательно, доводы жалобы о необходимости предъявления к участнику рассматриваемой закупки требования о наличии лицензии МЧС России наряду с требованием о наличии свидетельства СРО являются необоснованными.

2. Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.

В пункте 3 Проекта контракта (Приложение № 4 Документации) установлены условия выполнения и приемки работ, однако конкретный срок осуществления заказчиком приемки выполненных работ, срок оформления результатов приемки заказчиком не указаны.

При этом срок оплаты работ для определения срока их приемки использоваться не может, поскольку устанавливает иные обязательства сторон и указывается в контракте отдельно.

Таким образом, в действиях заказчика – ГОБУЗ «НОКБ» содержится нарушение части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, а Жалоба в данной части является обоснованной.

3. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование о соответствии участников закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1 и 2 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частями 1 и 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 9.3.1 Документации и пункту 13.1.1. Извещения к участникам закупки предъявляются следующие требования:

«Наличие «Свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» в строительстве, выданного СРО, действующего до окончания проведения работ.

Наличие лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и архитектуры), действующей до окончания проведения работ, включающей следующие виды работ:

1. Реставрация и воссоздание наружных и внутренних декоративно-художественных покрасок

2. Реставрация, консервация и воссоздание штукатурной отделки

3. Реставрация, консервация и воссоздание архитектурно-лепного декора

4. Ремонт, реставрация и воссоздание кровель

5. Ремонт, реставрация , консервация и воссоздание деревянных конструкций и деталей

6. Ремонт, реставрация и консервация ограждающих конструкций и распорных систем

7. Ремонт, реставрация, консервация и воссоздание оснований и фундаментов;

8. Ремонт, реставрация, консервация и воссоздания кладок, конструкций

9. Приспособление инженерных систем и оборудования

10. Приспособление систем электрообеспечения.»

Следовательно, в данной части Жалоба также не обоснована.

В связи с поступлением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Новгородским УФАС России проведена внеплановая проверка осуществления закупки (определения подрядчика) путем проведения электронного аукциона.

В результате проведения внеплановой проверки осуществления закупки установлено следующее.

1. Согласно части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

В соответствии с частью 3.1 статьи 52 ГрК РФ в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства включены в Перечень, то лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.

Учитывая вышеназванные нормы ГрК РФ и Закона о контрактной системе, условием допуска к участию в торгах на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о торгах, является обязательное наличие у участника закупки исключительно свидетельства СРО о допуске к работам по организации строительства.

В Перечень включены работы по организации строительства жилых домов и административных зданий (подпункт 33.3 «Жилищно-гражданское строительство» пункта 33 «Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком)»).

Таким образом, единственным обязательным требованием к участникам закупки при проведении рассматриваемого электронного аукциона должно было являться наличие у них и представление ими во вторых частях заявок свидетельства СРО о допуске к работам, предусмотренным подпунктом 33.3 пункта 33 Перечня.

Заказчиком в пункте 9.3.1 Документации в пункте 13.1.1 Извещения установлены требования к участникам закупки о наличии «Свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» в строительстве, выданного СРО, действующего до конца работ».

Таким образом, заказчик не указал, что свидетельство СРО должно содержать допуск на выполнение работ именно по организации строительства, и не установил, в отношении каких именно объектов капитального строительства участниками закупки должен быть получен допуск на выполнение работ по организации строительства.

Вышеуказанные положения извещения и документации об аукционе не позволяют определить конкретное содержание свидетельства СРО о допуске к видам работ, которые требуется заказчику. Фактически вышеприведенная формулировка пункта 9.3.1 Документации и пункта 13.1.1 Извещения устанавливает право представления участниками закупки свидетельства СРО любого содержания, что не соответствует действующему законодательству о градостроительной деятельности и потребностям заказчика.

Учитывая изложенное, в действиях заказчика – ГОБУЗ «НОКБ» содержится нарушение части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении в извещении и документации об аукционе ненадлежащих требований к участникам закупки.

2. Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги.

Согласно пункту 4.5 Проекта контракта расчеты по контракту осуществляются путем безналичного перечисления Заказчиком денежных средств на расчетный счет Подрядчика исходя из объема фактически выполненных работ после подписания Подрядчиком и Заказчиком Акта выполненных работ, но не позднее 31 декабря 2017 года: 13 340 700,00 (Тринадцать миллионов триста сорок тысяч семьсот) рублей 00 копеек не позднее 31 декабря 2016 года, оставшаяся сумма в размере.16 999 980,00 (Шестнадцать миллионов девятьсот девяносто девять тысяч девятьсот восемьдесят) рублей 00 копеек не позднее 31 декабря 2017 года.

Таким образом, установив порядок оплаты работ в виде конкретных сумм, подлежащих выплате подрядчику, заказчик до проведения торгов и до рассмотрения заявок участников, предложивших определенную цену контракта, заранее определяет, что оплата подрядчику за выполненные работы будет соответствовать размеру начальной максимальной цены контракта независимо от его предложения по цене контракта.

Такой порядок оплаты не может считаться надлежащим, поскольку не отвечает целям проведения электронного аукциона и противоречит принципу эффективности осуществления закупок (статья 12 Закона о контрактной системе).

Учитывая изложенное в действиях заказчика – ГОБУЗ «НОКБ» содержится нарушение части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в части установления порядка оплаты выполненных работ в проекте контракта.

Установленные в действиях заказчика нарушения являются существенными, могли повлиять на результаты определения поставщика, что дает основания для их устранения путем выдачи предписания.

Руководствуясь статьями 31, 34, 63, 64, 66, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комисси

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу участника закупки (определения поставщика) – Общества с ограниченной ответственностью «Стройинвест» (450010, г. Уфа, ул. Летчиков, д. 6, оф. 14, 15) на действия заказчика – Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения «Новгородская областная клиническая больница» (173008, Великий Новгород, ул. Павла Левитта, д. 14) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по приспособлению объекта культурного наследия «Комплекс построек бывшей психиатрической больницы – корпус 3 (здание кухни), начало XX века» под современное использование (жилой дом для медицинских сотрудников) для нужд Новгородской области, извещение № 0150200000616000375 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 07.06.2016, частично обоснованной в части доводов об отсутствии в проекте контракта сроков осуществления заказчиком приемки выполненных работ и срока оформления результатов такой приемки.

2. Признать в действиях заказчика – Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения «Новгородская областная клиническая больница» нарушения части 5 статьи 31, части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.

3. Выдать заказчику – Государственному областному бюджетному учреждению здравоохранения «Новгородская областная клиническая больница», уполномоченному органу – Департаменту имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области, оператору электронной площадки – АО «ЕЭТП» обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

4. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки осуществления закупки уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица заказчика – Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения «Новгородская областная клиническая больница».

 

Председатель Комиссии И.А. Куриков

 

Члены Комиссии Д.А. Петров


 

К.А. Синицына


 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны