Решение №3419/03 РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 053/05/18-224/2021 от 22 июня 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
ООО «СК СПБ»
наб. реки Фонтанки, д. 13, лит. «А», пом. 1-Н,
г. Санкт-Петербург, 191023
Заявителю – физическому лицу А.
Исх. №3419/03 от 22.06.2021
РЕШЕНИЕ
ПО ДЕЛУ № 053/05/18-224/2021
Резолютивная часть оглашена 08.06.2021 В полном объеме изготовлено 22.06.2021
|
Великий Новгород |
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия) в составе:
…. – председатель Комиссии, заместитель руководителя Управления,
…. – член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления,
…. – член Комиссии, специалист-эксперт Управления,
рассмотрев дело № 053/05/18-224/2021 от 26.03.2021 по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «Стоматологическая компания СПБ» (ИНН 7841079604, ОГРН 1187847364055; 191023, г. Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, д. 13, лит. «А», пом. 1-Н; далее – ООО «СК СПБ») части 2 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),
в отсутствии сторон дела и их представителей (заявитель – физическое лицо А, лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – ООО «СК СПБ» надлежащим образом уведомлены о дате, времени и месте рассмотрения дела, представителей не направили, ходатайств не заявляли),
УСТАНОВИЛА:
27.01.2021 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) поступило заявление физического лица А. (далее, также – Заявитель) о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе при осуществлении 26 января 2021 в 17 часов 31 минуту на абонентский номер Заявителя …. в сети оператора подвижной радиотелефонной связи – Публичного акционерного общества «МТС» (далее – ПАО «МТС») телефонного вызова рекламного характера с абонентского номера ….. следующего содержания:
«Здравствуйте, звонок из стоматологии. Приглашаем вас на панорамный снимок всех зубов и корней, а также завершающим этапом вам произведут чистку зубов в один этап и в подарок вы получите фирменную зубную пасту и щетку от нашей стоматологии. Имеются противопоказания, необходимо проконсультироваться со специалистами. Если хотите услышать подробную информацию нажмите цифру один» (вх. № 376 Новгородского УФАС России; далее – Заявление).
Заявитель считает, что указанный звонок поступил с нарушением законодательства о рекламе.
Аудиозапись рекламного звонка Заявителем в качестве приложения к Заявлению представлена.
В результате рассмотрения Заявления по существу и изучения дополнительно собранных доказательств установлено следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона о рекламе объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Анализируя содержание вышеуказанного телефонного звонка, можно прийти к выводу, что информация, озвученная в ходе телефонного разговора, обладает всеми признаками рекламы оказания услуг в сфере стоматологических услуг, поскольку телефонный вызов рекламного характера адресован неопределенному кругу лиц, направлен на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В целях рассмотрения Заявления Новгородским УФАС России был подготовлен и направлен запрос в адрес оператора связи – Публичного акционерного общества «Вымпел-Коммуникации» (далее – ПАО «Вымпел-Коммуникации») о представлении информации о том, кому принадлежит абонентский номер …., зарегистрированный в ПАО «Вымпел-Коммуникации», с которого был произведен телефонный вызов рекламного характера на абонентский номер …. в 17 часов 31 минуту 26 января 2021 (исх. № 489/03 от 02.02.2021 Новгородского УФАС России);
15.02.2021 вх. № 795 в Новгородское УФАС России поступил ответ ПАО «Вымпел-Коммуникации», согласно которому абонентский номер «Билайн» …. предоставлен в пользование абоненту – ООО «СК СПБ» (ИНН 7841079604, ОГРН 1187847364055; 191023, г. Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, д. 13, лит. «А», пом. 1-Н).
В соответствии с частью 2 статьи 18 Закона о рекламе не допускается использование сетей электросвязи для распространения рекламы с применением средств выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека (автоматического дозванивания, автоматической рассылки).
Из представленной Заявителем аудиозаписи телефонного вызова рекламного характера, поступившего на его абонентский номер …. в 17 часов 31 минуту 26 января 2021, содержащей рекламу стоматологических услуг, следует, что данный вызов совершен при помощи средств выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека (автоматическое дозванивание), о чем свидетельствует воспроизведение абоненту заранее записанного аудиофрагмента, представляющего собой речь человека (автоматизированная запись), а также предложение осуществления определенной команды путем нажатия определенной клавиши в тональном режиме телефона.
Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о рекламе ненадлежащей рекламой признаётся реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Таким образом, в рассматриваемой рекламе имеются признаки нарушения части 2 статьи 18 Закона о рекламе.
В соответствии с частью 7 статьи 38 Закона о рекламе за нарушение статьи 18 Закона о рекламе ответственность несет рекламораспространитель.
Согласно пункту 7 статьи 3 Закона о рекламе рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Следовательно, рекламораспространителем рекламы, содержащей признаки ненадлежащей, является ООО «СК СПБ».
На основании вышеизложенного, определением от 26.03.2021 (исх. № 1549/03 от 26.03.2021 Новгородского УФАС России) было возбуждено настоящее дело по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в отношении ООО «СК СПБ» и назначено к рассмотрению на 23.04.2021.
Также указанным определением от 26.03.2021 у ООО «СК СПБ» были запрошены объяснения по фактам, послужившим основанием для возбуждения дела.
Согласно данным официального сайта Акционерного общества «Почта России» (далее – АО «Почта России») в сети «Интернет», определение от 26.03.2021 ООО «СК СПБ» получено не было.
В связи с вышеизложенным, определением от 23.04.2021 (исх. № 2188/03 от 26.04.2021 Новгородского УФАС России) срок рассмотрения дела был продлен и рассмотрение назначено к рассмотрению на 08.06.2021.
Данным определением повторно запрошены объяснения по фактам, послужившим основанием для возбуждения дела.
В соответствии с информацией, размещенной на официальном сайте АО «Почта России» в сети «Интернет», определение от 23.04.2021 получено ООО «СК СПБ» также не было и в связи с истечением срока хранения 31.06.2021 почтовое отправление с определением от 03.04.2021 было возвращено отправителю.
В соответствии с пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – Постановление Пленума) лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения.
Таким образом, с учетом позиции, высказанной в Постановлении Пленума, ООО «СК СПБ» считается надлежащим образом уведомленным о месте и времени рассмотрения настоящего дела.
Явка указанного лица на заседание Комиссии по рассмотрению дела представлялась необходимой для установления обстоятельств распространения информации, имеющей признаки рекламы, и полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела.
Вместе с тем, в связи с наличием у Комиссии сведений о надлежащем уведомлении ООО «СК СПБ» о дате, времени и месте рассмотрения настоящего дела, а также в связи с тем, что в соответствии с пунктом 31 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922 (далее – Правила), срок рассмотрения настоящего дела ограничен, 08.06.2021 состоялось заседание Комиссии по рассмотрению настоящего дела в отсутствие ООО «СК СПБ», а также других сторон дела.
Исследовав материалы дела № 053/05/18-224/2021 от 26.03.2021 по признакам нарушения законодательства о рекламе, Комиссия приходит к следующим выводам.
Материалами дела № 053/05/18-224/2021 от 26.03.2021 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе подтверждается факт того, что исходящий вызов рекламного характера 26.01.2021 в 17 часов 31 минуту на абонентский номер Заявителя …. был произведен с абонентского номера, принадлежащего ООО «СК СПБ» (…).
Указанный исходящий вызов рекламного характера был осуществлен с применением средств выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека (автоматического дозванивания).
Учитывая вышеизложенное, в распространенном Заявителю исходящем рекламном вызове следующего содержания: «Здравствуйте, звонок из стоматологии. Приглашаем вас на панорамный снимок всех зубов и корней, а также завершающим этапом вам произведут чистку зубов в один этап и в подарок вы получите фирменную зубную пасту и щетку от нашей стоматологии. Имеются противопоказания, необходимо проконсультироваться со специалистами. Если хотите услышать подробную информацию нажмите цифру один» имеется нарушение части 2 статьи 18 Закона о рекламе, выразившееся в использовании сетей электросвязи для распространения рекламы с применением средств выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека (автоматического дозванивания).
Собранные по делу доказательства и установленные обстоятельства свидетельствуют о том, что нарушение законодательства о рекламе в данном случае содержится в действиях лица, распространившего рассматриваемую рекламу, т.е. рекламораспространителя – ООО «СК СПБ».
При этом, в материалах настоящего дела отсутствуют доказательства добровольного прекращения распространения ООО «СК СПБ» рассматриваемой рекламы посредством осуществления телефонного вызова рекламного характера с применением средств выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека (автоматического дозванивания), как указано в Заявлении.
Данное обстоятельство указывает на необходимость выдачи ООО «СК СПБ» обязательного для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 42-47 Правил, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: «Здравствуйте, звонок из стоматологии. Приглашаем вас на панорамный снимок всех зубов и корней, а также завершающим этапом вам произведут чистку зубов в один этап и в подарок вы получите фирменную зубную пасту и щетку от нашей стоматологии. Имеются противопоказания, необходимо проконсультироваться со специалистами. Если хотите услышать подробную информацию нажмите цифру один», распространенную 26.01.2021 в 17 часов 31 минуту на абонентский номер Заявителя …. Обществом с ограниченной ответственностью «Стоматологическая компания СПБ» (ИНН 7841079604, ОГРН 1187847364055; 191023, г. Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, д. 13, лит. «А», пом. 1-Н) с абонентского номера …. по сетям электросвязи с применением средств выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека (автоматического дозванивания), поскольку в ней нарушено требование части 2 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
2. Выдать Обществу с ограниченной ответственностью «Стоматологическая компания СПБ» (ИНН 7841079604, ОГРН 1187847364055; 191023, г. Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, д. 13, лит. «А», пом. 1-Н) предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе (о прекращении распространения ненадлежащей рекламы).
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Председатель Комиссии ….
Члены комиссии …..
…..
Решение и предписание могут быть обжалованы в трехмесячный срок в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.