Решение №3808/02 Решение по делу № 22 в отношении ОАО "МРСК Северо-Запада" от 21 июля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Процедура
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Публикация документа не является официальной. Официально правовые акты публикуются в официальных печатных изданиях в соответствии с действующим законодательством.

                                                               ОАО «Межрегиональная

                                                               распределительная сетевая

                                                               компания Северо-Запада»

пл. Конституции, д. 3, лит. А,

г. Санкт-Петербург, 196247

 

филиал ОАО «Межрегиональная

распределительная сетевая компания

Северо-Запада» «Новгородэнерго»

ул. Большая Санкт-Петербургская,

д. 3, Великий Новгород, 173001

 

                                                                                                       <А…..> 

                                                               Новгородская область, 174409

 

Исходящий № 3808/02 от 20.07.2015

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 22

                                                                                                Великий Новгород

 

Резолютивная часть решения оглашена 20 июля 2015 года.

В полном объеме решение изготовлено 20 июля 2015 года.

 

Комиссия Новгородского УФАС России (далее - Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия)  в составе:

Председателя Комиссии:

Виниченко О.С. – руководитель Управления.

Членов Комиссии:

Ивановой В.В. – главного специалиста–эксперта отдела антимонопольного контроля Управления;

Крапивина А.И. – ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Управления,

при участии: 

представителей ОАО «МРСК Северо-Запада»: Казариновой Е.Ю., действующей на основании доверенности от 12.11.2014,

Лябаха В.К., действующего на основании доверенности от 16.12.2014,

заявитель <А…..> на рассмотрение дела не явилась, о времени и месте рассмотрения дела № 22 уведомлена надлежащим образом, что подтверждается уведомлением о вручении,

рассмотрев дело № 22 по признакам нарушения  открытым акционерным обществом «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» (далее – ОАО «МРСК Северо-Запада», Общество, сетевая организация) (пл. Конституции, д. 3, лит. А, г. Санкт-Петербург, 196247) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»),

                                            УСТАНОВИЛА:

25.05.2015 в Новгородское УФАС России поступило заявление <А….> о нарушении сетевой организацией антимонопольного законодательства при осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.

В заявлении <А…..> указала, что 13.05.2014 она подписала с сетевой организацией договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № 65-01801-Б/14 энергопринимающих устройств на земельном участке по адресу: Новгородская область, Мошенской район, д. Семенкино. На земельном участке расположен жилой дом.

Срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению истек 13.11.2014.

Заявитель полагает, что ОАО «МРСК Северо-Запада» является монополистом по передаче электроэнергии, безосновательно отказывает ей в исполнении условий заключенного договора об осуществлении  технологического присоединения к электрическим сетям, злоупотребляя своим доминирующим положением на рынке услуг по передаче электроэнергии, и в действиях (бездействии) Общества  имеет место нарушение статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в нарушение срока выполнения работ, а также аб. 2 п.п. б п. 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила).

Заявитель считает, что договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям не выполнен в срок в полном объеме по вине сетевой организацией, в связи с чем она не получила электрическую энергию для продолжения строительства жилого дома и не могла начать освоение земельного участка. Возможности подключиться к сетям электроснабжения другой сетевой организации у заявителя нет.

На основании документов и сведений, представленных заявителем, а также полученных по запросу Новгородского УФАС России от сетевой организации, в отношении ОАО «МРСК Северо-Запада» возбуждено дело по признакам нарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».

На рассмотрении дела представитель ОАО «МРСК Северо-Запада» пояснил, что со стороны ПО «Боровичские электрические сети» филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго» все мероприятия по технологическому присоединению были выполнены, а поскольку в сетевой организации отсутствует источник финансирования для выполнения своих обязательств в отношении «льготной категории» граждан, то осуществить в отношении данного заявителя технологическое присоединение будет возможно не ранее 2016 года.

Комиссия, изучив материалы дела, представленные документы, выслушав доводы и пояснения представителя Общества, участвующего в деле, приходит к выводу о наличии в действиях (бездействии) ОАО «МРСК Северо-Запада» нарушения части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», а также аб. 2 п.п. б п. 16 Правил.

При этом Комиссия руководствуется следующим.

В соответствии с частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Технологическое присоединение является неотъемлемой организационно-технической предпосылкой, необходимой для оказания сетевой организацией услуг по передаче электрической энергии.

При этом данная услуга может быть оказана только сетевой организацией, к электрическим сетям которой потребитель намерен подключить принадлежащие ему энергопринимающие устройства.

Согласно статье 4 ФЗ «О защите конкуренции» под товарным рынком понимается сфера обращения товара (объекта гражданских прав, предназначенного для продажи, обмена или иного введения в оборот), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, услуги по осуществлению мероприятий по технологическому присоединению к электрической сети оказываются непосредственно с целью обеспечения возможности последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии). Возможность заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение.

Следовательно, услуги по осуществлению технологического присоединения не образуют отдельного вида экономической деятельности, являются нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи с чем не составляют самостоятельного товарного рынка.

Данные выводы Комиссии подтверждаются судебной практикой, в частности Постановлением Президиума ВАС РФ от 28.09.2009 № 6057/09 по делу № А49-3724/2008-120а/21-АК.

В соответствии с  частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» к сфере деятельности естественных монополий относится, в том числе, оказание услуг по передаче электрической энергии в электроэнергетике.

Основным видом деятельности ОАО «МРСК Северо-Запада» является оказание услуг по передаче электрической энергии. Согласно части 5 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Деятельность филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго» регламентируется Положением о филиале ОАО «МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго», утвержденным приказом Генерального директора ОАО «МРСК Северо-Запада» от 03.03.2008 № 70.

В структуру филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго» входят четыре производственных отделения (далее – ПО), каждое их которых осуществляющих деятельность на территории нескольких муниципальных  районов Новгородской области. В свою очередь, в каждое ПО входят территории организационных обособленных районов обслуживания электрических сетей (РЭС).

В частности, в состав ПО «Боровичские электрические сети» филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго» входят электрические сети, находящиеся в шести районах: Боровичский, Любытинский, Мошенской, Окуловский, Петовский, Хвойнинский.

В рассматриваемом случае нарушение антимонопольного законодательства совершено в Мошенском муниципальном районе Новгородской области, то есть в границах территории организационного обособленного района обслуживания электрических сетей  - РЭС ПО «Боровичские электрические сети» филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго».

Таким образом, в рассматриваемом случае географические границы рынка в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии, в том числе услуг по технологическому присоединению, на котором совершено правонарушение, определены как территория организационного обособленного района обслуживания электрических сетей - Боровичской РЭС ПО «Боровичские электрические сети» филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго».

На основании вышеизложенного Комиссия пришла к выводу, что Общество занимает доминирующее положение на рынке по оказанию услуг по передаче электрической энергии и технологическому присоединению как его составной части в границах присоединенной сети ОАО «МРСК Северо-Запада», обслуживаемой Боровичской РЭС.

Представитель Общества против установления данного факта не возражал.

<А….> подписала 13.05.2014 с сетевой организацией договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № 65-01801-Б/14/12 энергопринимающих устройств жилого дома по адресу: Новгородская область, Мошенской район, д. Семенкино, со сроком осуществления мероприятий по технологическому присоединению 6 месяцев, т.е. до  13.11.2014.

В соответствии с пунктом 5 договора  об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 07.05.2014 № 65-01801-Б/14/12 срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения данного договора.

В связи с тем, что после заключения договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям никаких действий по исполнению условий договора со стороны Общества не последовало, заявитель письменно обращалась в сетевую организацию с требованием выполнить условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.

Таким образом, заявитель понуждал контрагента к исполнению своих обязательств.

Общество направило заявителю дополнительное соглашение № 1 к договору № 65-01801-Б/14/12  от 07.05.2014 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям о продлении срока оказания услуги до 31.12.2016, но заявитель с таким предложением не согласилась и дополнительное соглашение не подписала.

Согласно письму ОАО «МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго» от 03.06.2015 № МР2/6-1/02-16/825, неисполнение обязательств по договору  об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 07.05.2014 № 65-01801-Б/14/12 связано с отсутствием источника финансирования для исполнения мероприятий по технологическому присоединению «льготной» категории граждан и превышения объемов освоения капитальных плановых капитальных вложений в филиале ОАО «МРСК Северо-Запада».

До настоящего времени ОАО «МРСК Северо-Запада» осуществил только следующие мероприятия по заявителю <А….>:

- 06.08.2014 ПО «Боровичские электрические сети» филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго» направило в адрес филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго» форму расчета планируемой цены лота и техническое задание на выполнение строительно-монтажных работ по объекту льготного технологического присоединения: «Строительство ВЛ-0,4 кВ от КТП-63 кВА «Семкино» для электроснабжения жилых домов, в н.п. Семкино Мошенского района (заявители: <А….>, <П….>, <К….>, <М….>, <И….>, <О….>)»;

- 04.12.2014 ПО «Боровичские электрические сети» филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго» направило в адрес филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго» письмо о том, что срок выполнения технологического присоединения к электрическим сетям в отношении данного заявителя истек;

- 19.12.2014  ПО «Боровичские электрические сети» филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго» направило в адрес филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго» информацию по объектам льготного технологического присоединения;

-

- 13.05.2014 издан приказ ПО «Боровичские электрические сети» филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго» № 263 об исполнении договоров на технологическое присоединение;

- протоколом выбора победителя запроса цен № 100601020067 от 24.06.2014 на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: «Строительство ВЛ-0,4 кВ от КТП-63 кВА «Семкино» для электроснабжения жилых домов, в н.п. Семкино Мошенского района (заявители: <А….>, <П….>, <К….>, <М…..>, <И….>, <О….>)»  победителем признано ЗАО «БорПроекТ»;

- 25.06.2014 заключен договор 63-Б на выполнение работ по подготовке проектной документации с ЗАО «БорПроекТ»;

- издан приказ ПО «Боровичские электрические сети» филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго» от 25.07.2014 № 434 об утверждении проектной документации;

- 25.07.2014 ПО «БЭС» принята проектная документация (акт № 0060-1-14 сдачи приемки проектной документации);

- 06.08.2014 в филиал ОАО «МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго» направлено техническое задание на закупку работ с привлечением подрядных организаций по объекту: «Строительство ВЛ-0,4 кВ от КТП-63 кВА «Семкино» для электроснабжения жилых домов, в н.п. Семкино Мошенского района (заявители: <А….>, <П….>, <К…..>, <М….>, <И…..>, <О….>)». В настоящее время осуществление технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя находится в стадии определения источников финансирования в целях реализации обязательств по договору от  07.05.2014 № 65-01801-Б/14. Ввиду отсутствия средств финансирования в настоящее время в ОАО «МРСК Северо-Запада» рассматривается вопрос о выполнении работ силами ОАО «МРСК Северо-Запада»;

- 15.05.2015 в адрес филиала направлены окончательные варианты технических заданий на выполнение строительно-монтажных работ с поставкой материалов и оборудования по наиболее актуальным на сегодняшний день объектам, требующих немедленного исполнения, в том числе по вышеуказанному объекту.

Таким образом, ОАО «МРСК Северо-Запада» на протяжении нескольких месяцев с августа 2014 года по май 2015 года бездействовало, не выполняя мероприятия по технологическому присоединению без объективных на то причин. 

В соответствии с абзацем 1 части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ, и носит однократный характер.

Согласно абзацу 3 части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством РФ или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти. В соответствии с абзацами 4, 7 части 1 статьи 26 указанного выше закона порядок технологического присоединения, утверждаемый Правительством РФ, устанавливает правила заключения и исполнения договоров об осуществлении технологического присоединения, в том числе существенные условия такого договора.

Порядок технологического присоединения установлен в Правилах технологического присоединения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861.

Перечень существенных условий договора об осуществлении технологического присоединения установлен в пункте 16 Правил технологического присоединения. Согласно  абзацу 2 подпункта «б» пункта 16 Правил технологического присоединения    срок    осуществления    мероприятий    по    технологическому присоединению не может превышать 6 месяцев для заявителей, указанных в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил технологического присоединения, в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

Ананьева является заявителем, указанным в пункте 14 Правил.

Таким образом, срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителя пункта 5 вышеуказанного договора определен в соответствии с действующим законодательством и обязателен для исполнения сетевой организацией.

В силу части 2 статьи 1 ФЗ «О защите конкуренции» его целями являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Согласно части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В соответствии с положениями статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах, в том числе в форме бездействия. Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребления доминирующим положением на рынке. В случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

Как разъяснено в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

Также надлежит иметь в виду, что суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 ФЗ  «О защите конкуренции», поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 ФЗ «О защите конкуренции» и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

На основании пункта 1 и 3 статьи 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иной форме, в том числе, в форме бездействия.

Согласно Постановлению Президиума ВАС от 18.05.2011 № 16008/10 по делу № А53-4325/2010 нормы, изложенные в Правилах, являются нормами о регулировании доступа к электрическим сетям и услугам по передаче электрической энергии, а их применение находится в сфере антимонопольного регулирования и контроля. 

Ущемление интересов вышеуказанного заявителя в результате бездействия ОАО «МРСК Северо-Запада» по осуществлению технологического присоединения к электрическим сетям объекта заявителя выразилось в том, что заявитель не получил электрическую энергию для продолжения строительства дома.

Других возможностей для получения доступа к сетям электроснабжения, кроме как посредством взаимодействия с ОАО «МРСК Северо-Запада», у заявителя нет.

Кроме того, гражданка обратившиеся в ОАО «МРСК Северо-Запада» за  осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям своих энергопринимающих устройств для строительства дома, в рассматриваемых правоотношениях являются слабой стороной, а ОАО «МРСК Северо-Запада», профессиональной, имеющая лицензию участника рынка услуг по передаче электрической энергии крупная сетевая организация является сильной стороной.

Кроме того, затраты сетевой организации на технологическое присоединение заявителей, предусмотренных пунктом 16 Правил, подлежат полному возмещению путем включения в тариф на передачу электрической энергии, в том числе проценты за пользование банковским кредитом.

Указанное свидетельствует, что ссылки Общества на недостаток финансовых средств несостоятельны. 

Рассматриваемое бездействие Общества является злоупотреблением им своим доминирующим положением, поскольку в отсутствие конкуренции на рынке услуг по передаче электрической энергии и технологического присоединения к  своим электрическим сетям Общество может безнаказанно в нарушение законодательства РФ, обычаев делового оборота, требований добропорядочности, разумности и справедливости ущемлять интересы потребителей своих услуг без опасения лишиться клиентов, не имеющих возможности сменить поставщика услуги по технологическому присоединению, может не исполнять условия заключенного им договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, оплаченного потребителем в полном размере, и не нести при этом экономических санкций за неисполнение договорных обязательств, как это наблюдается во взаимоотношениях с заявителем <А….>. 

Бездействие Общества направлено на сохранение и укрепление своего доминирующего положения с использованием запрещенного бездействия, поскольку:

во-первых, клиент никуда не уйдет в отличие от конкурентного рынка;

во-вторых, за счет тарифа на передачу электрической энергии сетевая организация увеличивает свои сети, приобретает новых клиентов.

Также бездействие занимающего доминирующее положение на рынке Общество налагает на граждан – контрагентов неразумные ограничения и ставит необоснованные условия реализации гражданами своих прав по использованию  принадлежащего ему имущества.   

При таких обстоятельствах Комиссия полагает, что факт ущемления интересов заявителя <А….> ввиду длительного бездействия занимающего доминирующего положения Общества в осуществлении необходимых мероприятий по технологическому присоединению и неисполнения сетевой организацией в установленный срок технологического присоединения объектов заявителя нашло свое подтверждение.

Таким образом, занимая доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии и технологическому присоединению энергопринимающих устройств потребителя к электрическим сетям как его составной части в границах присоединенной сети, ОАО «МРСК Северо-Запада» в нарушение действующих нормативных правовых актов допустило бездействие, результатом чего явилось ущемление интересов гражданки <А…..>.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия 

                                                    РЕШИЛА:

1. Признать в  действиях (бездействии) ОАО «МРСК Северо-Запада» нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать ОАО «МРСК Северо-Запада» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

Председатель Комиссии                                                               О.С. Виниченко

   

Члены Комиссии                                                                           В.В. Иванова

 

                                                                                                       А.И. Крапивин

 

 

Решение может быть обжаловано в течении трёх месяцев со дня его принятия.

Дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны