Решение №3887/02 Решение по делу № 31 в отношении Администрации Марёвского му... от 23 июля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

Публикация документа не является официальной. Официально правовые акты публикуются в официальных печатных изданиях в соответствии с действующим законодательством.

                                                                  

                                                               

                                                                       Администрация Марёвского

                                                                       муниципального района

                                                                       ул. Советов, д. 27                                                                                                                                                                                

                                                                       с. Марёво, Новгородская обл.,

                                                                       174 350                                                                                                                                    

 

Исходящий № 3887/02 от 23.07.2015

                                                                  

                                                      

                                                       РЕШЕНИЕ

                                                      по делу № 31

                                                                                                              

                                                                                                               Великий Новгород

 

Резолютивная часть решения оглашена 20 июля 2015 года.

В полном объеме решение изготовлено 23 июля 2015 года.

 

      

Комиссия Новгородского УФАС России (далее – Управление)  по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии:

Виниченко О.С.  –  руководителя Управления;

Членов Комиссии:

Попович Л.И.        -  ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного

                                  контроля Управления;

Крапивина А.И.    -  ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного

                                  контроля Управления,

с участием Горкина Сергея Ивановича, представляющего интересы Администрации Марёвского муниципального района  на основании  доверенности  от 17.07.2015,

рассмотрев дело № 31 по признакам нарушения Администрацией Марёвского муниципального района Новгородской области части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

                                                 у с т а н о в и л а:

Администрацией Марёвского муниципального района принято постановление от 23.05.2012 № 277 «Об утверждении Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Приём заявлений и выдача документов о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения» (далее – Административный регламент по перепланировке).

Пунктом 2.6.1 Административного регламента по перепланировке на заявителя возложена обязанность по представлению в составе необходимых документов, документов, подтверждающих статус индивидуального предпринимателя (выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей) (абзац 5 пункта 2.6.1);  документов, подтверждающих статус юридического лица (выписки из Единого государственного реестра юридических лиц) (абзац 6 пункта 2.6.1); а согласно пункту 2.6.2 Административного регламента по перепланировке  заявитель к заявлению должен приложить наряду с другими документами технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения (подпункт 1 пункта 2.6.2).

Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Приём заявлений и выдача документов о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения», утверждённый постановлением Администрации Марёвского муниципального района от 23.05.2012 № 277, в части абзацев 5, 6 пункта 2.6.1 и подпункта 1 пункта 2.6.2 Административного регламента являются незаконными, в связи с чем данное постановление не соответствует требованиям части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), в частности пункту 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, частям 2, 2.1, 3 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), пункту 2 части 1 статьи 7  Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

По данному факту приказом Управления от 02.07.2015 № 124 было возбуждено дело № 31 по признакам нарушения Администрацией Марёвского муниципального района части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Постановлением Администрациии Марёвского муниципального района от 23.05.2012 № 278 был утверждён Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Приём документов, а также выдача решений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое помещение» (далее – Административный регламент по переводу жилого помещения в нежилое).

Пунктом 2.6.1 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Приём документов, а также выдача решений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое помещение» на заявителя возложена обязанность представлять в составе необходимых документов документы, подтверждающие статус заявителя: документы, подтверждающие статус индивидуального предпринимателя (выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей) (абзац 5 пункта 2.6.1); документы, подтверждающие статус юридического лица (выписка из Единого государственного реестра юридических лиц) (абзац 6 пункта 2.6.1); а в соответствии с пунктом 2.6.2 Административного регламента по переводу жилого помещения в нежилое  заявитель к заявлению должен приложить наряду с другими документами план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если это помещение является жилым – технический паспорт этого помещения) (подпункт 1 пункта 2.6.2), поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение (подпункт 3 пункта 2.6.2).

Предоставление заявителем плана переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технического паспорта такого помещения); поэтажного плана дома, в котором находится переводимое помещение, в соответствии с частью 2.1 статьи 23 ЖК РФ является его правом, а не обязанностью.

Кроме того, требование представления заявителем документов, подтверждающих статус индивидуального предпринимателя (выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей); документов, подтверждающих статус юридического лица (выписки из Единого государственного реестра юридических лиц), частью 2 статьёй 23 ЖК РФ не предусмотрено.

Таким образом, нормативный правовой акт Администрации Марёвского муниципального района, а именно: постановление от 23.05.2012 № 278 «Об утверждении Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Приём документов, а также выдача решений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое помещение» в части абзацев 5, 6 пункта 2.6.1 Административного регламента по переводу жилого помещения в нежилое, подпунктов 1, 3 пункта 2.6.2 этого же Административного регламента являются незаконными, в связи с чем Административный регламент  по предоставлению муниципальной услуги «Приём документов, а также выдача решений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое помещение», утверждённый постановлением Администрации Марёвского муниципального района от 23.05.2012 № 278,  не соответствует требованиям части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в частности пункту 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, частям 2, 2.1, 3 статьи 23 ЖК РФ, пункту 2 части 1 статьи 7  Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Приказом Управления от 02.07.2015 № 125 по данному факту в отношении Администрации Марёвского муниципального района было возбуждено дело № 32 по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Администрацией Марёвского муниципального района принято постановление от 20.03.2012 № 133 «Об утверждении Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории Марёвского муниципального района, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций» (далее – Административный регламент), который регулирует отношения, возникающие между заявителями и Администрацией Марёвского муниципального района, связанные с выдачей разрешений на установку рекламных конструкций на территории Марёвского муниципального района, аннулированием таких разрешений, выдачей предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций.

Постановлением Администрации Марёвского муниципального района от 28.05.2012 № 301 в Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории Марёвского муниципального района, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций», утверждённый постановлением Администрации Марёвского муниципального района от 20.03.2012 № 133, внесены изменения.

Отдельные положения указанного выше Административного регламента не соответствуют действующему антимонопольному законодательству, в связи с чем  приказом Управления от 02.07.2015 № 126 возбуждено дело № 33 по признакам нарушения Администрацией Марёвского муниципального района части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Поскольку ответчиком по всем делам является Администрация Марёвского муниципального района, а также в целях полного, всестороннего и объективного рассмотрения дел определением Комиссии Новгородского УФАС России (далее – Комиссия) от 20.07.2015 дела №№ 31,32,33 были объединены в одно производство.

При рассмотрении дела на заседании Комиссии представитель Администрации Марёвского муниципального района Горкин С.И. пояснил, что в связи с передачей полномочий по согласованию переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, а также выдаче решений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое помещение администрациям сельских поселений Администрация Марёвского сельского поселения своим постановлением от 13.11.2014 № 306 признала утратившими силу постановления Администрации Марёвского муниципального района от 23.05.2012 № 277 и № 278. В настоящее время Администрацией проводится работа по разработке новых административных регламентов по предоставлению указанных муниципальных услуг, а при предоставлении гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам таких услуг Администрация руководствуется Положением о порядке перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение, согласования переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, утверждённым постановлением Администрации Марёвского муниципального района от 06.04.2015 № 80. Кроме того, постановлением Администрации Марёвского муниципального района от 13.07.2015 № 188 постановление Администрации от 20.03.2012 № 133 также признано утратившим силу, а муниципальная услуга по выдаче разрешений на установку рекламных конструкций на территории Марёвского муниципального района, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций до принятия нового регламента оказывается на основании Положения о порядке осуществления полномочий по реализации Федерального закона «О рекламе», утверждённого постановлением Администрации от 11.11.2014 № 305. Постановление от 13.07.2015 № 188 ещё не опубликовано.

Рассмотрев имеющиеся в деле материалы, выслушав представителя Администрации Марёвского муниципального района, Комиссия установила следующее.

На рассмотрение дела Администрация Марёвского муниципального района представила копию постановления от 13.11.2014 № 306 «О признании утратившими силу постановлений Администрации Марёвского муниципального района от 23.05.2012 № 277, № 278», которым признаны утратившими силу постановление Администрации Марёвского муниципального района от 23.05.2012 № 277 «Об утверждении Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Приём заявлений и выдача документов о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения» и постановление Администрации Марёвского муниципального района от 23.05.2012 № 278 «Об утверждении Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Приём документов, а также выдача решений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое помещение».

Поскольку Административный регламент по перепланировке и Административный регламент по переводу жилого помещения в нежилое признаны утратившими силу до возбуждения Управлением дела о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссия считает, что Администрацией Марёвского муниципального района путём отмены постановления от 23.05.2012 № 277 и постановления от 23.05.2012 № 278 прекращены нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в этой части.

Вместе с тем, на официальном сайте Администрации Марёвского муниципального района на главной странице в разделе Муниципальные услуги » Регламенты » Специалист архитектуры и градостроительства размещены постановления Администрации Марёвского муниципального района от 23.05.2012 № 277 «Об утверждении Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Приём заявлений и выдача документов о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения» и от 23.05.2012 № 278 «Об утверждении Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Приём документов, а также выдача решений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое помещение», однако информация о том, что данные постановления признаны утратившими силу и являются недействующими, на данной странице отсутствует.

Таким образом, лица, планирующие обратиться в Администрацию Марёвского района за предоставлением указанных муниципальных услуг, при ознакомлении на официальном сайте с требованиями к заявителям о предоставлении необходимых для получения услуги документов, по прежнему руководствуются недействующими регламентами, а Администрация Марёвского района своим бездействием нарушает требования части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – ФЗ № 210-ФЗ) органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включённых в определённый частью 6 настоящей статьи перечень документов. Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, по собственной инициативе.

Разделом 2.6 Административного регламента (в редакции постановления от 28.05.2012 № 301) установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых  для предоставления муниципальной услуги.

В силу абзаца 1 пункта 2.6.1 Административного регламента для выдачи разрешения на установку рекламной конструкции заявителем представляется заявление о предоставлении разрешения на установку рекламной конструкции с указанием паспортных данных для физических лиц, копия свидетельства о предпринимательской деятельности для индивидуальных предпринимателей или копия свидетельства о регистрации юридического лица для юридических лиц.

Согласно пункту 2.6.4 Административного регламента документы представляются заявителем самостоятельно, кроме документов, указанных в подпункте 7 пункта 2.6.2 настоящего Административного регламента, которые запрашиваются Администрацией муниципального района, специалистами МФЦ (при получении услуги в МФЦ) в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, если они не были представлены заявителем самостоятельно.

Отношения в сфере рекламы регулируются Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).

В соответствии с пунктом 1 части 11 статьи 19 Закона о рекламе к заявлению на установку и эксплуатацию рекламной конструкции прилагаются данные о заявителе-физическом лице. Данные о государственной регистрации юридического лица или о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя запрашиваются уполномоченным на выдачу разрешения органом в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.

Кроме того, свидетельство о регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и свидетельство о регистрации юридического лица не входят и в перечень документов, включённых в часть 6 статьи 7 ФЗ № 210-ФЗ, на которые не распространяются положения пункта 2 части 1 статьи 7 ФЗ № 210-ФЗ.

Так, согласно пункту 13 части 6 статьи 7 ФЗ № 210-ФЗ положения пункта 2 части 1 статьи 7 не распространяются на учредительные документы юридического лица.

Статьёй 52 Гражданского кодекса Российской Федерации к учредительным документам отнесены устав юридического лица и учредительный договор.

Поскольку непредставление заявителем документов, предусмотренных пунктом 2.6 настоящего Административного регламента, в силу пункта 2.7 Административного регламента является основанием для отказа в приёме документов для предоставления муниципальной услуги, это может явиться препятствием для получения соответствующей муниципальной услуги и, как следствие, препятствием для осуществления хозяйственной деятельности заявителем.

Установление органами местного самоуправления, участвующими в предоставлении муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации, является необоснованным препятствованием осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами,  что в силу пункта 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции является признаком ограничения конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности пунктом 2 части 1 статьи 15 запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

Таким образом, нормативный правовой акт Администрации Марёвского муниципального района, а именно: постановление от 20.03.2012 № 133 «Об утверждении Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории Марёвского муниципального района, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций», в редакции постановления Администрации Марёвского муниципального района от 28.05.2012 № 301, в части отдельных положений абзаца 1 пункта 2.6.1 Административного регламента являются незаконными, в связи с чем Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории Марёвского муниципального района, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций», утверждённый постановлением Администрации Марёвского муниципального района от 20.03.2012 № 133, в редакции постановления Администрации Марёвского муниципального района от 28.05.2012 № 301, не соответствует требованиям части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в частности пункту 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, пункту 1 части 11 статьи 19 Закона о рекламе, пункту 2 части 1 статьи 7 ФЗ № 210-ФЗ.

          После возбуждения Управлением дела о нарушении антимонопольного законодательства Администрацией Марёвского муниципального района было принято постановление от 13.07.2015 № 188 «О признании утратившими силу постановлений Администрации Марёвского муниципального района от 20.03.2012 №131,132,133», которым постановление Администрации Марёвского муниципального района от 20.03.2012 № 133 «Об утверждении Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории Марёвского муниципального района, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций» признано утратившим силу. Копия данного постановления представлена.

          Однако на момент рассмотрения дела постановление от 13.07.2015 № 188 не было опубликовано в муниципальной газете «Марёвский вестник», в связи с чем оно ещё не вступило в силу.

Кроме того, Положение о порядке осуществления полномочий по реализации Федерального закона «О рекламе», утверждённое постановлением Администрации Марёвского муниципального района от 11.11.2014 № 305,  которым органы местного самоуправления Марёвского муниципального района руководствуются при выдаче  разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, также в подпункте 1 пункта 5.1 Положения содержит требование о представлении заявителем данных о государственной регистрации юридического лица или о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, запрошенных заявителем в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, что противоречит части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции,  в том числе пункту 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, пункту 1 части 11 статьи 19 Закона о рекламе,  пункту 2 части 1 статьи 7 ФЗ № 210-ФЗ по основаниям, изложенным выше.

            Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

                                                                  РЕШИЛА:

1. Признать Администрацию Марёвского муниципального района нарушившей часть 1 статьи 15, в том числе пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», путем:

-  бездействия по неразмещению на официальном сайте Администрации Марёвского муниципального района сведений о признании утратившими силу противоречащих антимонопольному законодательству нормативных правовых актов, что может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции;

- принятия акта, который может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

2. Выдать Администрации Марёвского муниципального района предписание об отмене или изменении акта, нарушающего антимонопольное законодательство.

3. Выдать Администрации Марёвского муниципального района предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

 

Председатель Комиссии                                                                          О.С. Виниченко

   

Члены Комиссии                                                                                          Л.И. Попович

 

                                                                                                                       А.И. Крапивин

 

Дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия.

         Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.  

 

 Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частями 2.1 – 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

         Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.     

Связанные организации

Связанные организации не указаны