Постановление №МА/4199/23 ПОСТАНОВЛЕНИЕ о прекращении производства по делу № 053/04/9.... от 24 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Публичное акционерное общество «Россети Северо-Запад»
пл. Конституции, д. 3, литер А, пом. 16Н,
г. Санкт-Петербург, 196247
post@mrsksevzap.ru

 

Новгородский филиал ПАО «Россети Северо-Запад»
173001, Великий Новгород, ул. Б. Санкт-Петербургская, дом 3
sekr@novgorodenergo.ru; novgorod@rosseti-sz.ru

<...>

(для доведения до сведения жителей, проживающих в д. Новое Ракомо)

 

 

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу № 053/04/9.21-514/2023

об административном правонарушении

 

«23» октября 2023 года

 

Великий Новгород

 

Заместитель руководителя – начальник отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) – <...> рассмотрев материалы дела об административном правонарушении № 053/04/9.21-514/2023, возбужденного в отношении юридического лица - Публичного акционерного общества «Россети Северо-Запад» (далее – ПАО «Россети Северо-Запад», Общество, Сетевая организация) (юридический адрес: площадь Конституции, д. 3, литера «А», пом. 16Н, г. Санкт-Петербург, 196247; ИНН 7802312751; ОГРН 1047855175785), по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),

 

УСТАНОВИЛ:

 

В Новгородское УФАС России (далее – Управление) поступила коллективная жалоба-обращение граждан, проживающих в д. Новое Ракомо, Медвежья Голова, Горные Морины, Нехотилово, от имени которых выступает в качестве заявителя гр. <...>(рег. № 4610/23 от 18.08.2023).

Из заявления следует, что в настоящее время наблюдаются частые систематические отключения электроэнергии на продолжительное время следующего населенного пункта Новгородской области, расположенного по адресу: Новгородский район, Ракомское сельское поселение, деревня Новое Ракомо.

В связи с изложенным Заявитель просит провести проверку по указанному факту нарушения.

В ходе рассмотрения заявления Управлением установлено следующее.

Сетевая организация ПАО «Россети Северо-Запад» оказывает гарантирующему поставщику ООО «ТНС энерго Великий Новгород» услуги по передаче электрической энергии по договору № 32 от 30 января 2014 года в целях осуществления электроснабжения объектов электросетевого хозяйства, в том числе относительно объектов, расположенных по адресу: Новгородский район, Ракомское сельское поселение, деревня Новое Ракомо.

Согласно представленной ПАО «Россети Северо-Запад» информации энергоснабжение потребителей в дер. Новое Ракомо Новгородской области осуществляется по третьей категории надежности.

Третья категория надежности, в том числе, согласно Правилам технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 присваивается заявителям – физическим лицам, обратившимся в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (далее – Правила недискриминационного доступа) утверждены Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861.

Из разъяснений ФАС России следует, что в случае нарушения сетевыми организациями пункта 31(6) Правил недискриминационного доступа нарушение признается допущенным в течении календарного года.

Таким образом, в рассматриваемом случае нарушение ПАО «Россети Северо-Запад» пункта 31(6) Правил недискриминационного доступа может быть признано в случае, если допустимое число часов отключения в период с 01.01.2023 по н.в. 2023 года в отношении потребителей, проживающих в следующем населенном пункте Новгородской области, расположенном по адресу: Новгородский район, Ракомское сельское поселение, деревня Новое Ракомо, электроснабжение которых осуществляется сетевой организацией, составило 72 часа, и (или) 24 часа подряд для третьей категории надежности. Для первой и второй категорий надежности часы таких отключений не могут быть более величин, предусмотренных для третьей категории надежности.

Общество как сетевая организация несет ответственность за передачу электроэнергии и обеспечение условий ее передачи в рамках установленных обязательственных отношений с потребителями, а именно в пределах своей ответственности отвечает перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями, в том числе за превышение допустимого числа часов отключений в год.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» к сфере деятельности естественных монополий относится, в том числе, оказание услуг по передаче электрической энергии в электроэнергетике.

Основным видом деятельности ПАО «Россети Северо-Запад» является оказание услуг по передаче электрической энергии, то есть ПАО «Россети Северо-Запад» является субъектом естественной.

Согласно абзацу 1 пункта 31(6) Правил недискриминационного доступа категория надежности обусловливает содержание обязательств сетевой организации по обеспечению надежности снабжения электрической энергией энергопринимающих устройств, в отношении которых заключен договор.

Согласно абзацу 2 пункта 31(6) Правил недискриминационного доступа для первой и второй категорий надежности допустимое число часов отключения в год и сроки восстановления энергоснабжения определяются сторонами в договоре в зависимости от параметров схемы электроснабжения, наличия резервных источников питания и особенностей технологического процесса осуществляемой потребителем услуг (потребителем электрической энергии, в интересах которого заключен договор) деятельности, но не могут быть более величин, предусмотренных для третьей категории надежности.

Согласно абзацу 7 пункта 31(6) Правил недискриминационного доступа для третьей категории надежности допустимое число часов отключения в год составляет 72 часа, но не более 24 часов подряд, включая срок восстановления электроснабжения, за исключением случаев, когда для производства ремонта объектов электросетевого хозяйства необходимы более длительные сроки, согласованные с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

В ходе рассмотрения заявления Управлением в действиях (бездействии) ПАО «Россети Северо-Запад» предварительно были установлены признаки нарушения пункта 31(6) Правил недискриминационного доступа в части суммарного отключения электроэнергии более чем на 72 часа в год и/или 24 часов в сутки.

Согласно пункту 29 Правил недискриминационного доступа, сетевая организация в порядке и по основаниям, которые указаны в Правилах полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее - Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии) вводит полное и (или) частичное ограничение режима потребления электрической энергии в отношении потребителя электрической энергии (мощности).

Согласно пункту 34 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии в случае возникновения (угрозы возникновения) аварийных электроэнергетических режимов по причине возникновения или угрозы возникновения выхода параметров электроэнергетического режима за пределы допустимых значений допускается ограничение режима потребления без согласования с потребителем при необходимости принятия неотложных мер (далее - аварийное ограничение). Аварийное ограничение вводится при условии невозможности предотвращения указанных обстоятельств путем использования технологических резервов мощности.

Аварийные ограничения осуществляются в соответствии с графиками аварийного ограничения режима потребления электрической энергии (мощности) (далее - графики аварийного ограничения), а также посредством действия аппаратуры противоаварийной автоматики.

Согласно пункту 35 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии к графикам аварийного ограничения относятся, в том числе графики временного отключения потребления, в соответствии с которыми без предварительного уведомления потребителей сетевая организация или системный оператор производит отключение линий электропередачи и (или) электросетевого оборудования. При этом также может предусматриваться отключение электроустановок непосредственно персоналом потребителей. Графики временного отключения потребления вводятся в действие в случае невозможности введения в действие графиков ограничения режима потребления в сроки, необходимые для предупреждения или предотвращения аварийных электроэнергетических режимов, в случае невыполнения потребителями диспетчерских команд (распоряжений) субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике о введении в действие графиков ограничения режима потребления, а также в случае сохранения причин, послуживших основанием для введения в действие графиков ограничения режима потребления после введения ограничения режима потребления.

Согласно пункту 47 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии в случае возникновения внерегламентных отключений ограничение режима потребления является следствием повреждения линий электропередачи и (или) оборудования, в том числе в результате стихийных явлений. Для обеспечения минимально необходимого уровня потребления электрической энергии в соответствии с уровнем технологической или аварийной брони в случае невозможности осуществить передачу электрической энергии из-за повреждения объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций или оборудования объектов по производству электрической энергии задействуются резервные источники питания, предусмотренные категорией надежности потребителя.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения.

В силу статьи 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

В 2021-2022 годах Новгородским УФАС России ПАО «Россети Северо-Запад» неоднократно было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, выразившегося в нарушении Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии и, в частности, пункта 31 (6) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг.

Ответственность за нарушение субъектом естественной монополии Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии и Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг предусмотрена статьёй 9.21 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям

- влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Согласно части 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи,

- влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

Из имеющихся в распоряжении Управления сведений следует, что нарушение пункта 31(6) Правил недискриминационного доступа могло быть допущено в то время, когда Общество уже было привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах в действиях (бездействии) Общества, выразившихся в нарушении Правил недискриминационного доступа могут усматриваться признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

В соответствии с пунктом 28.7 КоАП, в связи с выявлением признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП, на основании обращения Заявителя Управлением возбуждено дело об административном правонарушении № 053/04/9.21-514/2023, проведено административное расследование.

В ходе административного расследования у сетевой организации были истребованы сведения, которые были представлены Обществом (рег. № 5512-ЭП/23 от 25.09.2023), согласно которым электроснабжение населенного пункта деревня Новое Ракомо, Новгородский район, Ракомское сельское поселение, осуществляется по ВЛ-10кВ Л-4 РП 10 кВ Южное.

В период с 01.01.2023 года по настоящее время, согласно сведениям, представленным Обществом, относительно вышеуказанного населенного пункта, было зафиксировано 4 аварийных отключения электроснабжения, общая продолжительность которых составила 27 часов 46 минут, при этом продолжительность каждого такого отключения не превышала 24 часов в сутки.

В соответствии с частью 5 статьи 28.7 КоАП срок проведения административного расследования был продлен, Управлением у Администрации Новгородского муниципального района были истребованы сведения о поступивших в единую дежурно-диспетчерскую службу Новгородскойго района сведениях об отключении электроэнергии от жителей деревни Новое Ракомо, Новгородского район, Ракомского сельского поселения.

Исх. № И-7609 от 19.10.2023 Администрация представила необходимую информацию, согласно которой аварийное отключение в вышеуказанном населенном пункте было зафиксировано 8 раз при этом общая продолжительность таких отключений не превышала допустимого количества часов в год и, в том числе не было зафиксировано суточного превышения отключения электроэнергии.

Также Управлением был направлен запрос в адрес Министерства энергетики Российской Федерации (далее — Минэнерго России) относительно предоставления сведений, предусмотренных пунктами 4.1, 6.1 приказа Минэнерго России от 02.03.2010 № 91 «Об утверждении Порядка передачи оперативной информации об авариях в электроэнергетике» произошедших в районе электрических сетей ПО «Ильменские электрические сети» ВЛ-10 кВ Л-4 РП 10 кВ Южное за истекший период 2023 года.

Исх. № 05-6750 от 19.10.2023 Департамент оперативного управления в ТЭК Минэнерго России представил запрашиваемую информацию.

Кроме запроса в Минэнерго России, Управлением дополнительно были затребованы аналогичные сведения у сетевой организации. Представленная Минэнерго России и ПАО «Россети Северо-Запад» информация совпадает.

По представленным данным в действиях Общества также не усматривается допущенных нарушений Правил недискриминационного доступа.

Таким образом в действиях Общества не усматривается нарушений абзаца 7 пункта 31(6) Правил недискриминационного доступа в части превышения допустимого число часов отключения в год, составляющего 72 часа (учитывая представленные данные за 2023 календарный год), и допустимого суточного превышения, составляющего 24 часов подряд.

Статья 24.5 КоАП устанавливает обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия события административного правонарушения.

На основании вышеизложенного, производство по настоящему делу об административном правонарушении в отношении Сетевой организации подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Все процессуальные права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные КоАП РФ, соблюдены.

На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ

ПОСТАНОВИЛ:

 

Прекратить производство по делу № 053/04/9.21-514/2023, возбужденному определением от 11.09.2023 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении юридического лица - Публичного акционерного общества «Россети Северо-Запад» (юридический адрес: пл. Конституции, д. 3, литер А, пом. 16 Н, г. Санкт-Петербург, 196247; ИНН 7802312751; ОГРН 1047855175785) в связи с отсутствием события административного правонарушения.

 

 

 

Заместитель руководителя управления-Начальник отдела

<...>

 

 

 

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в судебном порядке по месту рассмотрения дела в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Связанные организации

Связанные организации не указаны