Решение №3985/0 Решение по делу № 15 от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 15

                                                                                                 Великий Новгород

Исх.№ 3985/02 от 16.08.2013

           Резолютивная часть решения оглашена 12 августа 2013 года.

           В полном объеме решение изготовлено 16 августа 2013 года.

 

Комиссия Новгородского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия)  в составе:

Председателя Комиссии:

Виниченко О.С. – руководителя Новгородского УФАС России,

           Членов Комиссии:

           Крапивина А.И.  -  ведущего специалиста-эксперта Управления;

           Панькова С.Е. - главного специалиста-эксперта Управления,                      

при участии директора ООО «Управляющая компания» С.С. Сементинова и представителя ООО «Управляющая компания»  (далее — заявитель, Общество) А.Е. Большакова, действующей на основании доверенности от 06.05.2013 № 3336,

представители ООО «ДОРРОС» на рассмотрение дела № 15 не явились, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения данного дела, в связи с чем дело № 15 рассмотрено без их участия,

рассмотрев дело № 15 по признакам нарушения ООО «ДОРРОС» (ул. Латышских гвардейцев, д. 21, г. Старая Русса, Новгородская область, 175202) пунктов 3, 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»),

                                            УСТАНОВИЛА:

ООО «Управляющая компания» обратилось в Управление с заявлением, в котором просит принять меры к пресечению нарушений ООО «ДОРРОС» антимонопольного законодательства. 

Как следует из заявления Общества и полученных антимонопольным органом сведений, ООО «ДОРРОС» занимает доминирующее положение на рынке услуг по размещению отходов, в том числе на территории Парфинского муниципального района.

11.06.2012 Общество заключило с ООО «ДОРРОС» договор № Р_0026  «Об оказании услуг по приему и размещению отходов производства и потребления».

05.12.2012 в Общество поступило письмо ООО «ДОРРОС» о досрочном расторжении договора Р_0026 от 11.06.2012 «Об оказании услуг по приему и размещению отходов производства и потребления».

ООО «Управляющая компания» в ответ на письмо от 21.11.2012 № 01/147 о расторжении договора Р_0026 от 11.06.2012 сообщило ООО «ДОРРОС» письмом, что не соблюден порядок досрочного расторжения договора и нарушен срок уведомления о расторжение договора, а также, что ссылки ООО «ДОРРОС» на требования Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», приказа Минприроды РФ от 01.09.2011 № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами» не обоснованными.

 Трехсторонний договор, представленный ООО «ДОРРОС», содержит не предусмотренные действующим законодательством требования к заказчику (раздел 2 трехстороннего договора), в частности, представление заказчиком документов, подтверждающих право собственников на размещение опасных отходов, представление ежемесячной документации о планируемых для размещения объемах твердых бытовых с разбивкой по каждому хозяйствующему субъекту — собственнику отходов и видам отходов, кодам по ФККО и т. д.

Кроме того, предлагаемый ООО «ДОРРОС» проект трехстороннего договора в качестве предмета договора, кроме услуг по размещению отходов, предусматривает оказание услуг по сбору и транспортировке отходов, в которых Филиал не заинтересован, поскольку сам осуществляет указанные виды деятельности.  

Все пояснения ООО «ДОРРОС», представленные в антимонопольный орган, сводятся к тому, что сбор, транспортировка и утилизация отходов производится в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также Приказом Ростехнадора № 703 от 19.07.2010, Приказом Минприроды № 30 от 16.02.2010, Приказом Ростехнадзора № 204 от 05.04.2007 и требования данных документов обязательны для всех участников процесса (письма ООО «ДОРРОС» от 30.01.2013 № 01/266-13, от 06.02.2013 № 02/271-13, от 19.04.2013  от 19.05.2013).

Комиссия, изучив материалы дела, представленные документы, выслушав доводы и пояснения лиц, участвующих в деле, приходит к выводу о наличии в действиях (бездействии) ООО «ДОРРОС» нарушения пунктов 3, 5 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».

При этом Комиссия руководствуется следующим.

В соответствии с частью 1 статьи 1 ФЗ «О защите конкуренции» данный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения  монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Согласно части 1 статьи 3 ФЗ «О защите конкуренции» закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют Российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Монополистическая деятельность – злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц, своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью (пункт 10 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции»).

В соответствии со статьей 23 ФЗ «О защите конкуренции»  антимонопольный орган, осуществляя свои полномочия, в частности, возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства.

Контроль за действиями (бездействием) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта   в части  недопущения, ограничения, устранения конкуренции и (или) ущемления интересов других лиц осуществляется антимонопольным органом при наличии признаков нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются  действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе: навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

 В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются  действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе: экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Согласно статье 5 ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

Согласно ответу Росприроднадзора по Новгородской области от 01.02.2013 № АП-05-06/276, ответу Администрации Старорусского муниципального района от 17.06.2013 № 1257-и на территории Старорусского муниципального района существует единственный объект размещения отходов в форме захоронения, на котором осуществляется законная деятельность по размещению отходов — полигон твердых бытовых отходов, расположенный по адресу: Новгородская область, Старорусский район, Медниковое поселение, 1200 м юго-восточнее д. Соболево.

Согласно ответу Администрации Парфинского муниципального района от 07.02.2013 № 447, что на территории муниципального района осуществляет деятельность по сбору и транспортировке отходов ООО «ДОРРОС».

В Парфинском муниципальном районе нет санкционированного полигона для размещения отходов и отсутствует организация, оказывающая услуги по приему и размещению отходов на полигонах. Отходы, образующиеся на территории муниципального района, вывозятся на полигон расположенный в Старорусском муниципальном районе.

Указанный полигон зарегистрирован в  Государственном реестре объектов размещения отходов за номером 10853. Полигон эксплуатирует ООО «ДОРРОС».

Согласно Аналитическому отчету по результатам исследования рынка услуг по размещению твердых бытовых и прочих отходов, ООО «ДОРРОС» занимает доминирующее положение на рынке услуг по размещению ТБО, в том числе для категории «население».

Анализ рынка услуг проведен в соответствии с пунктом 3.9 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного Приказом ФАС от 25 мая 2012 года № 345, и Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утверждённого Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок проведения анализа), при рассмотрении заявлений о нарушении ООО «ДОРРОС» (далее - Общество) части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».

Объект исследования – рынок услуг по размещению твердых коммунальных отходов (далее - ТКО).

Субъекты исследования – хозяйствующие субъекты, оказывающие услуги  по размещению ТКО.

Цель исследования  – анализ и оценка конкурентной среды на рынке услуг по размещению ТКО с целью установления наличия (отсутствия) хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на указанном товарном рынке.

Источники исходной информации:                                                                 

- сведения, полученные от Управления Росприроднадзора по Новгородской области, органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов, являющихся продавцами и покупателями услуг по размещению ТКО;

- материалы и документы, представленные в Новгородское УФАС России покупателями услуг по размещению ТКО.

В соответствии с пунктом 2.1 Порядка проведения анализа, временной интервал определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации. Наименьший временной интервал анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта должен составлять один год или срок существования товарного рынка, если он составляет менее чем один год.

Таким образом, согласно пункту 2.2 Порядка проведения анализа, в рассматриваемом случае проводится ретроспективный анализ состояния конкуренции на товарном рынке за 2012 год.

Согласно пункту 3.4 Порядка проведения анализа предварительное определение товара проведено на основе условий договоров, заключенных в отношении товара, и нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность.

Предметами договоров оказания услуг по приему и размещению отходов производства и потребления, заключенных ООО «ДОРРОС» с заявителями,  является  размещение отходов производства и потребления на полигоне ООО «ДОРРОС». 

В соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ  «Об отходах производства и потребления»  деятельность по  обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности подлежит  лицензированию.

Порядок лицензирования деятельности по  обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности определен Положением о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.03.2012 № 255.

Таким образом, предварительно продуктовые границы исследуемого товарного рынка определены как услуги по размещению отходов производства и потребления I - IV классов опасности, в том числе твердых бытовых.

Согласно положениям Национального стандарта Российской Федерации «ГОСТ Р 53692-2009. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Этапы технологического цикла отходов.», утвержденного приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 № 1092-ст (далее — Стандарт) твердые бытовые отходы (ТБО) – отходы потребления, образующиеся у населения, в том числе при приготовлении пищи, уборке и ремонте жилых помещений, содержании придомовых территорий и мест общего пользования, содержании в жилых помещениях домашних животных и птиц, а также устаревшие, пришедшие в негодность предметы домашнего обихода.

Также согласно Правилам предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов твердые бытовые отходы – это отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения.

В Федеральном классификационном каталоге отходов (ФККО) в блоке «отходы коммунальные» отсутствует группа «твердые бытовые отходы», но введена «твердые коммунальные отходы». Данная группа содержит гораздо большее количество подгрупп. Категория ТБО устарела, так как не охватывает все источники образования отходов в современной рыночной экономике.

В рамках проведения анализа понятия «твердые бытовые отходы» и «твердые коммунальные отходы» приняты за равнозначные.         

В соответствии с пунктом 6 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 №  520, к регулируемым тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса относятся, помимо прочего, тарифы на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов.

Комитетом по ценовой и тарифной политике Новгородской области, являющимся органом исполнительной власти Новгородской области, осуществляющим полномочия в области регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, установлены тарифы на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов для организаций коммунального комплекса (в том числе и для ООО «ДОРРОС») с дифференциацией по потребителям, оплачивающим утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, на две категории: «потребители, кроме населения», и «население».

В соответствии с пунктом 3 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции», взаимозаменяемые товары – товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях).

Организация рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых бытовых и прочих отходов должна соответствовать требованиям санитарных правил и норм СанПиН 42-128-4690-88 (утв. Минздравом СССР 5 августа 1988г. №4690-88).

Деятельность по оказанию услуг по захоронению отходов в Общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2007 (КПЕС 2002) выделена в отдельную категорию с присвоением кода  90.02.13.120.

Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ  «Об отходах производства и потребления» размещением отходов является хранение и захоронение отходов.

Из вышеуказанного следует, что товары - заменители услуги по размещению  отходов отсутствуют.

Продуктовые границы определены:

  1. услуги по размещению отходов производства и потребления I - IV классов опасности.

В предисловии к Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденной Минстроем РФ 02.11.1996, помимо прочего,  указано, что удаление твердых бытовых отходов обеспечивает санитарную очистку городов и создает необходимые санитарно-экологические условия существования населенного пункта. Наиболее распространенными в настоящее время сооружениями по обезвреживанию удаляемых из населенных пунктов отходов являются полигоны. Полигоны - комплекс природоохранительных сооружений, предназначенных для складирования, изоляции и обезвреживания отходов, обеспечивающий защиту от загрязнения атмосферы, почвы, поверхностных и грунтовых вод, препятствующий распространению грызунов, насекомых и болезнетворных микроорганизмов. Все работы по складированию, уплотнению и изоляции отходов на полигонах выполняются механизированно.

В данном случае потребителями рассматриваемого рынка  являются население и хозяйствующие субъекты, приобретающие услуги хозяйствующих субъектов, - продавцов услуг по размещению отходов производства и потребления I - IV классов опасности на полигоне ТБО.

Географические границы товарного рынка определяют территорию, на которой покупатели имеют экономическую возможность приобрести рассматриваемую услугу и не имеют такой возможности за пределами этой территории. В данном случае покупателю необходимо приобрести услугу (товар) по месту нахождения полигона ТБО.

Как следует из ответов Управления Росприроднадзора по Новгородской области, Администраций Парфинского муниципального и Старорусского муниципального районов, хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность на территории Парфинского и Старорусского муниципальных районов и являющихся потребителями услуг по размещению производства и потребления I - IV классов опасности, полигон ТБО, на который возможно осуществлять транспортировку отходов из данных районов с целью их размещения, находится в Старорусском муниципальном районе. Осуществлять вывоз отходов в более удаленные места организованного размещения и хранения отходов экономически невыгодно, так как это приведет к существенному удорожанию цен на услуги по сбору и вывозу  производства и потребления I - IV классов опасности.

В настоящее время, по сведениям, поступившим от Управления Росприроднадзора по Новгородской области, от Администрации  Парфинского муниципального и Старорусского муниципальных районов, потребителей услуг по размещению производства и потребления I - IV классов опасности на территории Старорусского и Парфинского муниципальных районов существует единственный объект размещения отходов в форме захоронения, на котором осуществляется законная деятельность по размещению отходов, — полигон твердых бытовых отходов, расположенный по адресу: Новгородская область, Старорусский район, Медниковое поселение, 1200 м юго-восточнее д. Соболево.

Указанный полигон зарегистрирован в  Государственном реестре объектов размещения отходов за номером 10853. Полигон эксплуатирует ООО «ДОРРОС».

Таким образом, географическими границами рынков услуг по размещению  отходов производства и потребления I - IV классов опасности является территория Старорусского и Парфинского муниципальных районов.

Продавцы - хозяйствующие субъекты, оказывающие услуги по размещению отходов производства и потребления I - IV классов опасности.

В рассматриваемых географических границах в 2012 году осуществляли деятельность  продавцы услуг по размещению производства и потребления I - IV классов опасности:

ООО «ДОРРОС» (ул. Латышских гвардейцев, д. 21, г. Старая Русса, Новгородская область, 175202).

ОАО  Старорусская ПМК «Агроводдорстрой» (ул. Яковлева, д. 28, г. Старая Русса, Новгородская область).

Покупатели – физические и юридические лица, приобретающие указанные услуги, в том числе с целью размещения отходов, образующихся не  только в результате жизнедеятельности либо хозяйственной деятельности непосредственно данных лиц, но и в результате оказания данными лицами (юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями) услуг по сбору и вывозу отходов на основании заключенных договоров возмездного оказания таких услуг с иными лицами.                                                                          

Сведения об объемах оказанных услуг в стоимостном выражении ООО «ДОРРОС» за 2012 год по запросу Управления не представило.

 

Сведения об объемах оказанных услуг в натуральном выражении (м. куб.) :

Таблица №1

 

п/п

Наименование хозяйствующего субъекта

 

2012 год

 

Объем услуг по размещению отходов производства и потребления (м. куб.)/ в том числе по категории «население» 

 

Доля на рынке, процентов/ в том числе по категории «население»

 

 

1

ООО «ДОРРОС»

 

 

77327,88

92,12

 

2

ОАО Старорусская ПМК «Агроводдорстрой»

6613

7,88

 

 

Итого

83940,88

100

 

 

Показатели уровня концентрации товарного рынка:

Таблица №2

 

Показатель

2012 год

 

1

Кол-во хоз. субъектов (ХС)

2

 

2

ХС, обладающий наибольшей долей на рынке

услуг по размещению отходов производства и потребления (м. куб.)/ в том числе по категории «население» 

ООО «ДОРРОС»

 

3

Доля крупнейшего ХС, процентов / в том числе по категории «население»

92,12/92,12

 

4

ННI / в том числе по категории «население»

8548,19/8548,19

 

 

 

 

 

5

 

Тип рынка

Высококонцентрированный

 

 

Из представленных данных видно, что рынок услуг по размещению отходов производства и потребления I - IV классов опасности в указанных выше географических границах является высококонцентрированным. Конкурентная среда в течение изучаемого периода характеризуется как неразвитая. ООО «ДОРРОС» занимает 92,12 процентов  исследуемого рынка.

Пункт 1 части 1 статьи 5  ФЗ «О защите конкуренции» определяет, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта,  доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.

Административным барьером  выступает необходимость получения разрешения государственных органов на осуществление рассматриваемого вида деятельности (лицензии), а также получения земельного участка, отвечающего установленным законодательством санитарным и природоохранным требованиям в аренду, в собственность (или иной законный вид пользования) для строительства и эксплуатации полигона для размещения отходов.

Экономическим барьером является необходимость значительных финансовых затрат на строительство или аренду полигона, закупку специализированной техники и механизмов для осуществления деятельности по приему и размещению (захоронению) отходов производства и потребления I - IV классов опасности.

На основании проведённого анализа представляется возможным сделать следующие выводы:

  1. Рынок услуг по размещению твердых коммунальных отходов в географических границах Парфинского и Старорусского муниципальных районов Новгородской области высококонцентрированный, с неразвитой конкурентной средой.
  2. В силу статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции» ООО «ДОРРОС» занимает доминирующее положение на рынке услуг по размещению отходов производства и потребления I - IV классов опасности, в том числе для категории «население».

14.02.2013 в адрес ООО «ДОРРОС» антимонопольным органом направлено предупреждение о необходимости в срок до 15.03.2013 прекращения действий по навязыванию Филиалу  экономически, и технологически или иным образом необоснованных невыгодных для заявителя условий договора и отказа от заключения (пролонгации) на новый срок договора.

ООО «ДОРРОС» в срок до 15.03.2013  предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, не выполнило.

Согласно части 8 статьи 39-1 ФЗ «О защите конкуренции» в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

В связи с невыполнением в установленный срок предупреждения Новгородского УФАС России на основании пункта 8 статьи 39.1 ФЗ «О защите конкуренции» в отношении ООО «ДОРРОС» было возбуждено  дело о нарушении антимонопольного законодательства и 02.04.2013 определением было назначено дело № 15 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению.

При рассмотрении дела на заседании комиссии представители ООО «Управляющая компания» поддержали требования, изложенные в заявлении.

Представители ООО «ДОРРОС» на рассмотрение дела не явились, ООО «ДОРРОС» на запросы Управления не отвечал, информацию представил в неполном объеме, и Комиссия Управления была лишена возможности задать вопросы представителю ООО «ДОРРОС», выслушать его позицию по данному вопросу.

Таким образом, Комиссия Управления вынуждена принимать решение в условиях имеющейся информации и документов, представленных Филиалом и 4-мя письмами ООО «ДОРРОС» (письма ООО «ДОРРОС» от 30.01.2013 № 01/266-13, от 06.02.2013 № 02/271-13, от 19.04.2013,  от 19.05.2013).

Как следует из материалов дела, 11.06.2012 Общество заключило с ООО «ДОРРОС» договор № Р_0026  «Об оказании услуг по приему и размещению отходов производства и потребления», согласно которому исполнитель ООО «ДОРРОС» принял на себя обязательства по оказанию услуг по размещению отходов производства и потребления на находящемся в аренде у ООО «ДОРРОС», единственном в Старорусском районе муниципальном полигоне на срок до 31.12.2012.

05.12.2012 в Общество поступило письмо ООО «ДОРРОС» о досрочном расторжении договора Р_0026 от 11.06.2012 «Об оказании услуг по приему и размещению отходов производства и потребления».

Пунктом 9.3 договора № Р_0026 предусмотрено досрочное расторжение договора в одностороннем порядке, если одна из сторон письменно уведомит другую не позднее, чем за 30 дней.

Таким образом, действия ООО «ДОРРОС» в данном случае являются правомерными и соответствуют условиям договора.

ООО «Управляющая компания» в ответ на письмо о расторжении договора Р_0026 от 11.06.2012 сообщило ООО «ДОРРОС» письмом о том, что не соблюден порядок досрочного расторжения договора и нарушен срок уведомления о расторжение договора, а также, что ссылки ООО «ДОРРОС» на требования Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», приказа Минприроды РФ от 01.09.2011 № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами» не обоснованными.   

Получив предупреждение об одностороннем расторжении договора № Р_0026, Общество просило ООО «ДОРРОС» продлить действие договора № Р_0026 от 11.06.2012 до 31.01.2013 (письмо  от 29.12.2012 № 631).

Письмом от 29.12.2013 № 632 ООО «Управляющая компания» сообщила, что гарантирует предоставление по производству отходов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в срок до 31.01.2013.

От ООО «ДОРРОС» в адрес Общества поступило письмо от 28.12.2012 № 01/174-12, в котором без ссылок на нормативные правовые акты указано, что заказчиком по договору должен быть только производитель отходов, а также ООО «ДОРРОС»» потребовало в срок до 31.12.2012 предоставить отчетные документы, составить план размещения отходов на январь 2013 года, а также подписать договор Р_000.

Данным письмом ООО «ДОРРОС» под угрозой отказа в приеме ТБО от Общества понуждает заключить договор в редакции ООО «ДОРРОС», устраняя Общество с рынка оказания услуг по вывозу отходов производства и потребления в Парфинском муниципальном районе.

Согласно письменным пояснениям Общества (письма от 27.02.2013 № 94; 05.03.2013 № 104) условия оферты трехстороннего договора № Р_014 ущемляют интересы Общества.

Возможности заключить договор на прием и размещение ТБО с иной организацией у ООО «Управляющая компания» не имеется в связи с отсутствием иных полигонов на территории Парфинского и Старорусского районов.

Другие полигоны находятся на значительном (более 100 км) расстоянии от Парфинского района, что существенно усложняет возможность транспортирования отходов производства по сравнению со Старорусским (до 50 км) и будет приводить к удорожанию услуг на транспортировку отходов, в связи со значительными затратами на ГСМ и амортизацию спецтраснпорта, а также увеличением межрейсового времени, что также будет ставить ООО «ДОРРОС» в более выгодные условия по сравнению с ООО «Управляющая компания» на рынке оказания услуг по вывозу ТБО.

Также ООО «Управляющая компания» сообщила, что, несмотря на предупреждение ООО «ДОРРОС» о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, 27.02.2013по электронной почте в ООО «Управляющая компания» поступило письмо от ООО «ДОРРОС» в котором были поставлены условия о предоставлении паспортов и лимитов по хозяйствующим субъектам, а также о предоставлении списков многоквартирных домов, обслуживаемых ООО «Управляющая компания» с объемами накапливаемых ТБО в соответствии с нормами накопления.

В случае отсутствия указанных документов с 01.03.2013 Обществу будет отказано в приеме отходов на полигон.

 Договор № Р_016 на сбор, транспортировку и размещение отходов от 01.01.2013, который направил ООО «ДОРРОС» в адрес Общества, письмом от 28.01.2013 № 36 ООО «Управляющая компания» направила в адрес ООО «ДОРРОС» протокол разногласий к данному договору .

В ответ на протокол разногласий ООО «ДОРРОС» письмом от 08.02.2013 № 02/272-13 сообщило, что не имеет возможности подписать предложенный вариант протокола разногласий.

ООО «ДОРРОС» сообщило, что требования по сбору, транспортировке и утилизации отходов регламентируются договором в соответствии с требованиями  Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также Приказом Ростехнадора № 703 от 19.07.2010, Приказом Минприроды № 30 от 16.02.2010, Приказом Ростехнадзора № 204 от 05.04.2007, Приказом Минприроды № 721 от 01.09.2011, Письмом руководителя Росприроднадзора № вк 03-03-36/16141 от 28.11.2012 и требования данных документов обязательны для всех участников процесса.

Также ООО «ДОРРОС» просило указать какие виды отходов, и в каких количествах от своих клиентов Общество собирается размещать на полигоне ООО «ДОРРОС».

Письмом от 26.02.2013 № 02/275-13 ООО «ДОРРОС» потребовало до 01.03.2013 по хозяйствующим субъектам согласно списку Общества предоставить паспорта и лимиты (за исключением субъектов малого бизнеса) или документ, подтверждающий предоставление паспортов и лимитов в течение марта 2013 года.

При отсутствии вышеуказанных документов с 01.03.2013 ООО «ДОРРОС» вынуждено отказать в приеме отходов и предоставить списки в Росприроднадзор.

Письмом ООО «Управляющая компания» на письмо от 26.02.2013 № 02/275-13 ООО «ДОРРОС» сообщило, что требования о предоставлении документов, подтверждающих собственников опасных отходов: паспорта и лимиты (за исключением субъектов мало предпринимательства), а также списков обслуживаемого жилья с объемами накапливаемого ТБО в соответствии с нормой накопления не соответствуют действующему законодательству.

ООО «Управляющая компания» письмом 05.03.2013 № 105 направила в адрес ООО «ДОРРОС» лицензии на осуществление деятельности по обращению с мусором, формы 2ТП (отходы), справку о количестве вывезенных отходов на январь 2013 года, паспорта опасных отходов, лимиты образования отходов.

Письмом от 26.03.2013 № 127 ООО «Управляющая компания» просила заключить договор на размещение отходов № Р_016 от 01.01.2013 с учетом протокола разногласий от 28.01.2013.

15.04.2013 ООО «Управляющая компания» подала заявку ООО «ДОРРОС», однако получила необоснованный отказ в выдаче талонов на прием и размещение отходов в связи с не подписанием договора на прием и размещение отходов, поступившем 11.04.2013 (письмо от 16.04.2013 № 200 ООО «Управляющая компания»).

Письмом от 24.04.2013 № 227 ООО «Управляющая компания» пояснила, что договор на сбор, транспортировку и размещению отходов с ООО «ДОРРОС» не заключен.

11.04.2013 в адрес ООО «Управляющая компания» поступил договор № S_0199 от 10.04.2013, которому был составлен протокол разногласий, который поступил в адрес ООО «ДОРРОС» 17.04.2013, а также из письменных пояснений вытекает, что ООО «ДОРРОС» препятствует ООО «Управляющая компания» в вывозе ТБО, отказывая в выдаче талонов на вывоз мусора., при этом письменных обоснований отказа ООО «ДОРРОС» не предоставляет.

Согласно письменным пояснениям Общества (письмо от 24.05.2013 № 266) условия оферты трехстороннего договора № S_0199 ущемляют интересы Общества.

Предметом оферты договора, помимо услуг по размещению/использованию отходов, являются также услуги по сбору и транспортировке отходов, в которых Общество не заинтересовано, так как само оказывает эти услуги иным лицам.

Кроме того, в приложении № 5 к договору № S_0199 в качестве организации, транспортирующей отходы, указано ООО «ДОРРОС», что является неприемлемым условием для Общества.

Данный договор предлагается заключить на заведомо неприемлемых и невыгодных для Филиала условиях, отстраняющих Филиал от перевозок отходов, а также несоответствующих действующему законодательству в области обращения с отходами, а именно Федеральному закону от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», в частности, на условии о предоставлении отчетности, не соответствующему Приказу Минприроды РФ от 01.09.2011 № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами».

Также Общество пояснило, что п. 2.1.2, п. 2.1.3, п. 1 ч. 1 п. 2.1.6, п. 3.1, п. 3.2, п. 4.1, п. 5.4  договора № S_0199 ущемляют его интересы и являются не выгодными для него.

Письмом от 19.04.2013 ООО «ДОРРОС» в адрес Управления пояснило, что по предложению ООО «Управляющая компания» было заключено соглашение об оказании услуг по приему и размещению отходов производства и потребления на период с 01.01.2013 по 31.01.2013. 

Какие-либо документальные обоснования и пояснения со  ссылками на положение действующего законодательства в обоснование своих доводов об обязанности заявителя заключить трехсторонний договор с невыгодными для контрагента условиями ООО «ДОРРОС» не представило.

Общество неоднократно обращалось в Администрацию Парфинского муниципального района (письма от 05.03.2013 № 103, от 31.01.2013 № 40, от 01.04.2013 № 140) с жалобами на то, что ООО «ДОРРОС» уклоняется от заключения двухстороннего договора, на невыгодные условия предлагаемого ООО «ДОРРОС» 3-х стороннего договора. Просил Главу Администрации Парфинского муниципального района вмешаться в ситуацию и помочь в решении проблемы.    

Письмом от 28.12.2012 № 5041 Администрация Парфинского муниципального района на основании поступившей в Администрацию муниципального района об отказе в приеме ТБО от ООО «Управляющая компания» просила ООО «ДОРРОС» продлить действие договора Р_0026 от 11.06.2012 сроком на один месяц.

Как разъяснено в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 ФЗ «О защите конкуренции» для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», наличие или угроза наступления последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

При таких обстоятельствах комиссия полагает, что ООО «ДОРРОС» не представило  экономического  или  технологического обоснования правомерности включения в трехсторонней договор № № S_0199 условий, в которых Общество не заинтересовано, а его действия привели к ущемлению интересов Общества и могут привести к ограничению конкуренции на рынке вывоза ТКО.

Кроме того, поскольку на рынке вывоза ТКО в Парфинском районе осуществляют деятельность только 2 хозяйствующих субъекта (письмо Администрации Парфинского муниципального района от 07.02.2013 № 447), в случае ухода Общества с указанного рынка вследствие неправомерных действий (бездействия) ООО «ДОРРОС», произойдет сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке. 

Указанное обстоятельство является в соответствии с п. 17 ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции» признаком ограничения конкуренции.

На рассмотрении дела № 15 представитель Общества пояснил, что у Общества отсутствует возможность заключить договор на размещение отходов с иной (помимо ООО «ДОРРОС») организацией. При этом Общество не может отказаться от условий монополиста, поскольку необеспечение вывоза бытовых отходов от многоквартирных домов может повлечь привлечение к административной ответственности.

Подтверждением навязывания невыгодных условий для Общества является то, что письмом ООО «ДОРРОС» от 28.12.2012 № 01/174-12 сообщило Обществу, что в срок до 31.12.2012 необходимо представить отчетные документы, план размещения отходов на январь 2013 год и подписать договор в редакции ООО «ДОРРОС», и то, что, если указанные документы не будут представлены, ООО «ДОРРОС» прекратит прием ТБО от Общества, а также письмо ООО «ДОРРОС» от 26.02.2013 № 02/175-13, где указано в срок до 01.03.2013 необходимо представить отчетные документы и то, что, если указанные документы не будут представлены, ООО «ДОРРОС» прекратит прием ТБО от Общества.

Таким образом, ООО «ДОРРОС», занимая доминирующее положение на рынке услуг по размещению твердых коммунальных и прочих отходов,  навязывало Филиалу невыгодные для него условия договора, экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные действующим законодательством,  что нашло подтверждение в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, а также ни экономически, ни технологически не обоснованно отказывало (уклонилось) от заключения договора с отдельным покупателем (заказчиком) при наличии возможности предоставления услуг по размещению ТКО, в то время как такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

В соответствии со статьей 39¹ ФЗ «О защите конкуренции» в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее - предупреждение).

В соответствии с частью 2 статьи 39¹ ФЗ «О защите конкуренции» предупреждение выдается хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3 и 5 части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона.

14.02.2013 Управлением было выдано предупреждение ООО «ДОРРОС» о прекращении действий (бездействий), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

24.07.2013 ООО «Управляющая компания» и ООО «ДОРРОС» заключили договор S_0199 на оказание услуг по сбору и размещению отходов, без отчуждения права собственности на отходы 3-5 класса опасности в редакции предложенной ООО «Управляющая компания», прекратив тем самым нарушение п. 3 ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции».

Таким образом, нарушения ФЗ «О защите конкуренции» ООО «ДОРРОС» устранены путем выполнения предупреждения до вынесения Комиссией решения по существу дела.

Нарушения иных норм антимонопольного законодательства в действиях (бездействии) ООО «ДОРРОС» на момент принятия решения по делу № 15 Комиссией не установлены.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 39¹, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия 

РЕШИЛА:

  Признать в действиях ООО «ДОРРОС» нарушение п. 3, 5 ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции».

  1. Рассмотрение дела № 15 прекратить в связи с устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий ООО «ДОРРОС» путем выполнения предупреждения.

3. Основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

   Председатель Комиссии                                                                          О.С. Виниченко

   Члены Комиссии                                                                            С.Е. Паньков

 

                                                                                                         А.И. Крапивин

Решение может быть обжаловано в течении трёх месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны