Решение №3995/03 РЕШЕНИЕ по результатам рассмотрения жалобы ООО "Элементаль-Н... от 26 июля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Публикация документа не является официальной. Официально правовые акты публикуются в официальных печатных изданиях в соответствии с действующим законодательством

Государственному заказчику –

ГОКУ «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор»

 

ул. Славная, д. 55,

Великий Новгород, 173000

 

 

Уполномоченному органу –

Департаменту имущественных отношений

и государственных закупок

Новгородской области

 

пл. Победы-Софийская, д. 1,

Великий Новгород, 173005

 

 

Оператору электронной площадки –

ЗАО «Сбербанк-АСТ»

 

ул. Большая Якиманка, д. 23,

г. Москва, 119180

ko@sberbank-ast.ru

 

 

Участнику закупки

(подателю жалобы) –

ООО «Элементаль-Норма»

 

ул. Руставели, д. 10, лит. А, пом. 7-н,

г. Санкт-Петербург, 195273

 

Исходящий № 3995/03 от 18.07.2016

 

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

13 июля 2016 года                                                                                       Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:

Куриков И.А.  – председатель Комиссии, заместитель руководителя Управления;

Петров Д.А. – член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления;

Иванов А.Т. – член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления,                

Раскоснов Д.А. – член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления,                

в присутствии представителей:

государственного заказчика – Государственного областного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор» – Орденко Леонида Владимировича (доверенность № 53 от 10.05.2016);

уполномоченный орган – Департамент имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области – надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения жалобы, на заседание Комиссии своих представителей не направил;

податель жалобы – Общество с ограниченной ответственностью «Элементаль-Норма» – надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения жалобы, на заседание Комиссии своих представителей не направил,

рассмотрев жалобу участника закупки (определения поставщика) – Общества с ограниченной ответственностью «Элементаль-Норма» (195273, г. Санкт-Петербург, ул. Руставели, д. 10, лит. А, пом. 7-н; далее – ООО «Элементаль-Норма») на действия государственного заказчика – Государственного областного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор» (173000, Великий Новгород, ул. Славная, д. 55; далее – ГОКУ «Новгородавтодор») при осуществлении им и уполномоченным органом – Департаментом имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы – Софийская, д. 1; далее – Департамент) закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на  выполнение работ по ремонту участка автомобильной дороги общего пользования регионального значения Лодейное Поле-Тихвин-Будогощь-Чудово протяжённостью 4,1 км, км 272+600-км 276+700, в Чудовском муниципальном районе Новгородской области, извещение № 0150200000616000390 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 17.06.2016, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки (определения поставщика), 

 

УСТАНОВИЛА:

 

06.07.2016 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки – ООО «Элементаль-Норма» на действия государственного заказчика – ГОКУ «Новгородавтодор» при осуществлении им и уполномоченным органом – Департаментом закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на  выполнение работ по ремонту участка автомобильной дороги общего пользования регионального значения Лодейное Поле-Тихвин-Будогощь-Чудово протяжённостью 4,1 км, км 272+600-км 276+700, в Чудовском муниципальном районе Новгородской области, извещение № 0150200000616000390 о проведении которого было размещено на официальном сайте 17.06.2016 (начальная (максимальная) цена контракта – 27 233 908 рублей 52 копейки) (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

Податель Жалобы приводит следующие доводы.

1. В Приложении № 7 «Требования к значениям показателей (характеристик) товара, удовлетворяющие потребности Заказчика или показатели эквивалентности предлагаемого товара, используемого при выполнении работ» к документации о проведении рассматриваемого электронного аукциона (далее – Приложение № 7; Документация) по позиции № 1 приведено следующее наименование товара, используемого для выполнения работ – «Песок для строительных работ должен отвечать требованиям ГОСТ 8736-2014». Данная формулировка должна остаться в заявке участника закупки в неизменном виде, поскольку Инструкция не распространяется на столбец 2 Приложения № 7, в которой содержатся данное наименование.

Таким образом, заявка участника по данному товару будет содержать предположение, что не допускается согласно требованиям документации об аукционе.

2. По позиции «Щебень 20-40» Приложения № 7 государственным заказчиком – ГОКУ «Новгородавтодор» установлено минимальное значение показателя «Морозостойкость щебня» - F200, максимальное значение показателя «Максимальная потеря массы после испытания «Насыщение в растворе сернокислого натрия и высушивание» щебня» - 5,00 %.

Также, относительного данного товара (материала) государственным заказчиком установлен показатель (значение которого не может изменяться) «Щебень соответствует ГОСТ» - ГОСТ 8267-93.

При этом, согласно таблице 8 ГОСТ 8267-93 для щебня марки морозостойкости F200 потеря массы после испытания «насыщение в растворе сернокислого натрия и высушивание» должна быть не более 3 %.

3. По позиции «Эмульсия битумная дорожная в соответствии с ГОСТ Р 52128-2003» Приложения № 7 государственным заказчиком – ГОКУ «Новгородавтодор» по характеристике «Устойчивость при перемешивании со смесями минеральных материалов: пористого зернового состава» установлен показатель, для которого указаны варианты значений – «Смешивается или не смешивается».

По характеристике «Устойчивость при перемешивании со смесями минеральных материалов: плотного зернового состава» в данной позиции установлен такой же показатель.

В то же время, по характеристике, которая определяется диапазоном значений,  «Содержание вяжущего с эмульгатором» установлена нижняя граница диапазона «50» и верхняя граница диапазона «70» в % по массе.

В соответствии с пунктом 3 инструкции по заполнению заявки, содержащейся в Приложении № 7 (далее – Инструкция), при установлении заказчиком значений показателей (характеристик) в столбцах 8 и (или) 9, которые определяются диапазоном, участник закупки должен указать диапазон значений показателя (характеристики) предлагаемого товара, при этом такой диапазон должен включать в себя значения, установленные заказчиком в столбцах 8, 9.

Следовательно, участник закупки в первой части своей заявки по характеристике «Устойчивость при перемешивании со смесями минеральных материалов: содержание вяжущего с эмульгатором» должен указать диапазон, включающий в себя диапазон значений «50-70».

При этом, из таблиц № 1 и № 2 ГОСТ Р 52128-2003 «Эмульсии битумные дорожные» (далее – ГОСТ Р 52128-2003) следует, что данный диапазон соответствует битумной эмульсии ЭБК-1. Для этого вида эмульсии по характеристикам «Устойчивость при перемешивании со смесями минеральных материалов: пористого зернового состава» и «Устойчивость при перемешивании со смесями минеральных материалов: плотного зернового состава» возможно единственное значение показателя – «Не смешивается».

Следовательно, установленный государственным заказчиком вариант значения «Смешивается» противоречит положениям вышеуказанного ГОСТ.

4. Согласно Приложению № 7 по товару «Эмульсия битумная дорожная в соответствии с ГОСТ Р 52128-2003» установлены следующие показатели: «Остаток на сите № 014» установлено требование «0,3».

В соответствии с проектно-сметной документацией при выполнений работ  используется «Эмульсия битумно-катионная, марка ЭБК-1».

Согласно таблице 2 ГОСТ Р 52128-2003 остаток на сите № 014 для эмульсии марки ЭБК-1 должен быть не более 0,25 % по массе.

Значение «0,3» соответствует битумно-полимерной эмульсии ЭБПК-1.

5. Согласно Приложению № 7 по товару «Асфальтобетонная смесь плотная соответствующая требованиям ГОСТ 9128-2013» установлены следующие показатели: «Зерновой состав минеральной части смеси: содержание фракции с максимальным размером зерен двадцать миллиметров», «Зерновой состав минеральной части смеси: содержание фракции с максимальным размером зерен ноль целых триста пятнадцать тысячных миллиметров», «Зерновой состав минеральной части смеси: содержание фракции с максимальным размером зерен две целые пять десятых миллиметров».

Согласно ГОСТ 9128-2013 «Смеси асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные, асфальтобетон, полимерасфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия» (далее – ГОСТ 9128-2013) данные показатели указаны цифрами. Заказчик же описывает их словами, тем самым специально запутывая и вводя в заблуждение участников закупки.

6. Согласно Приложению № 7 по товару «Асфальтобетонная смесь плотная соответствующая требованиям ГОСТ 9128-2013» к показателю, который определяется диапазоном значений «Температура смеси при отгрузке» установлена нижняя граница диапазона – 140 °C и верхняя граница диапазона – 155 °C.

Следовательно, участник закупки в первой части своей заявки по характеристике «Температура смеси при отгрузке» должен указать диапазон значений «140-155 °C».

Однако в соответствии с таблицей 8 ГОСТ 9128-2013 температура при отгрузке 140 °C соответствует одному битуму (диапазону глубины проникания иглы при 25 °C, 0,1 мм), а температура при отгрузке 155 °C– другому. Участник закупки, указав в своей заявке «140-155 °C», заведомо предоставит недостоверные сведения.

Таким образом, заказчик вводит участников закупки в заблуждение.

7. Согласно Приложению № 7 по компоненту асфальтобетонной смеси «Щебень фракции 1 из плотных горных пород по ГОСТ 8267-93» по показателю «Вид породы щебня фракции 1 в составе смеси» заказчиком установлены варианты значений – «Интрузивная или эффузивная»; по показателю «Марка по дробимости щебня фракции 1 в составе смеси» заказчиком установлено минимальное значение – 800; по показателю «Содержание глины в комках в щебне фракции 1 в составе смеси» заказчиком установлено максимальное значение – 0,50 % по массе.

Согласно таблице 10 ГОСТ 8267-93 «Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия» (далее – ГОСТ 8267-93) для щебня из изверженных горных пород марки по дробимости 800 и выше содержание глины в комках должно быть не более 0,25 % по массе.

Таким образом, заказчик вводит участников закупки в заблуждение.

8. Согласно Приложению № 7 к товару «Термопластик для разметки дорог» установлены следующие показатели: «Должен представлять собой», «Термопластик должен соответствовать» и т.д.

Инструкция не разъясняет, каким образом указывать данные показатели при заполнении первой части заявки.

9. Согласно Приложению № 7 по товару «Термопластик для разметки дорог» к показателю, который определяется диапазоном значений «Класс разметочного материала по времени отверждения» заказчиком установлено требование к нижней границе «ВТ1», к верхней границе «ВТ3».

К показателю, для которого установлено максимальное значение «Время отверждения термопластика» заказчиком установлено требование «не более 15».

В соответствии с таблицей 11 ГОСТ Р 52575-2006 «Дороги автомобильные общего пользования. Материалы для дорожной разметки. Технические требования» (далее – ГОСТ Р 52575-2006) для одного конкретного термопластика возможна только одна марка по времени отверждения.

Учитывая вышеизложенное, в действиях государственного заказчика – ГОКУ «Новгородавтодор» податель Жалобы усматривает нарушения Закона о контрактной системе, выразившиеся в необъективном описании объекта закупки и введении в заблуждение участников аукциона.

В соответствии с возражениями на Жалобу (вх. № 4572 от 11.07.2016 Новгородского УФАС России) государственный заказчик – ГОКУ «Новгородавтодор» считает Жалобу необоснованной по следующим причинам.

1. Заказчиком установлены конкретные требования к вполне конкретному материалу, со ссылкой на конкретный нормативный документ (ГОСТ 8736-2014).

2. Установленные  требования максимально  расширены в соответствии с установленными нормативно-техническими документами.

Заказчик дает участнику использовать более широкие диапазоны показателей материалов.

3. Пункт 3 Инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе (далее – Инструкция) разъясняет участникам закупки правила оформления заявок на участие в рассматриваемом электронном аукционе, при установлении заказчиком верхней и нижней границы диапазона.

Государственный заказчик обращает внимание, что диапазон не может состоять из двух четко установленных границ.

4. Эмульсия битумная должна соответствовать ГОСТ 52128-2003, при этом требование 0,3 никак не ограничивает участников закупки и не вводит их в заблуждение.

5. В данном случае заказчиком установлены требования в соответствии с ГОСТ 9128-2013 и совершенно не важно, каким образом заказчик указал значения показателей.

6. Податель Жалобы утверждает, что диапазон может являться четко установленной величиной, включающей в себя нижнюю и верхнюю границы. Заказчик считает, что податель Жалобы путает диапазонный показатель с показателями, значения которых не могут меняться.

7. Заказчиком установлены требования к щебню в составе асфальтобетонной смеси в соответствии с ГОСТ 8267-93, что не ограничивает участников закупки и не вводит их в заблуждение.

8. Указанные значения располагаются в столбце, значения которого не могут изменяться.

9. В данном случае один и тот же разметочный материал, закупленный у одного и того же производителя, может находиться в диапазоне класса отверждения в зависимости от применяемых компонентов и погодных условий.

Показатель по характеристике «Время отверждения термопластика» установлен таким образом, чтобы исключить увеличение сроков выполнения работ в процессе их исполнения.

На рассмотрении Жалобы представитель государственного заказчика – ГОКУ «Новгородавтодор» поддержал доводы возражений на Жалобу в полном объеме.

Уполномоченный орган – Департамент письменные возражения на Жалобу не представил.

В связи с поступлением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Новгородским УФАС России проведена внеплановая проверка осуществления закупки (определения поставщика) путем проведения  электронного аукциона.

В результате рассмотрения Жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.

1. В течение июня – июля 2016 года государственным заказчиком – ГОКУ «Новгородавтодор» и уполномоченным органом – Департаментом осуществляется закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на  выполнение работ по ремонту участка автомобильной дороги общего пользования регионального значения Лодейное Поле-Тихвин-Будогощь-Чудово протяжённостью 4,1 км, км 272+600-км 276+700, в Чудовском муниципальном районе Новгородской области.

Документация в последней редакции утверждена начальником ГОКУ «Новгородавтодор» С.И. Назаровым 22.06.2016 .

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе устанавливает требование об использовании, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Государственным заказчиком – ГОКУ «Новгородавтодор» в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе в пункте 3.1 Документации определен объект рассматриваемой закупки – выполнение работ по ремонту участка автомобильной дороги общего пользования регионального значения Лодейное Поле-Тихвин-Будогощь-Чудово протяжённостью 4,1 км, км 272+600-км 276+700, в Чудовском муниципальном районе Новгородской области.

Согласно пункту 10.2 Документации требования к значениям показателей (характеристик) товара, используемого при выполнении работ, являющихся объектом закупки, установлены в Приложении № 7.

Приложение № 7 представляет собой таблицу из 11 столбцов с описанием требуемых заказчику товаров, их показателей и допустимых значений таких  показателей, следом за которой приведена Инструкция, описывающая порядок заполнения участниками закупки первой части заявки на участие в аукционе.

В соответствии с наименованием позиции 1 «Песок для строительных работ должен отвечать требованиям ГОСТ 8736-2014» Приложения № 7 песок для строительных работ должен соответствовать требованиям ГОСТ 8736-2014.

В Приложении № 7 государственным заказчиком – ГОКУ «Новгородавтодор» установлены требования к данному товару.

В соответствии с пунктами 10.2, 10.4.1 Документации, Инструкции первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать значения показателей (характеристик) товара, удовлетворяющие потребности заказчика или показатели эквивалентности предлагаемого товара, используемого при выполнении работ, являющихся объектом закупки.

Следовательно, наличие словосочетания «должен отвечать» в наименование рассматриваемого товара (столбец 2 Приложения № 7), подлежащего использованию при выполнении работ, входящих в объект рассматриваемой закупки, по позиции 1 Приложения № 7 не указывает на то, что заявки участников закупки относительно данного товара будут носить предположительный характер, поскольку участники закупки при заполнении первых частей заявок должны указывать конкретные значения установленных заказчиком показателей, перечисленных в столбце 4 Приложения № 7 («Показатель (характеристика) товара»), таких как группа песка, модуль крупности и прочее, что и будет оцениваться аукционной комиссией при рассмотрении первых частей заявок участников.

Данный довод является необоснованным.

2. В соответствии с позицией 2 Приложения № 7 при производстве работ, входящих в объект рассматриваемой закупки, необходимо использовать «Щебень 20-40».

Относительно данного товара государственным заказчиком – ГОКУ «Новгородавтодор» установлено минимальное значение показателя «Морозостойкость щебня» - F200 (столбец 5 Приложения № 7), максимальное значение показателя «Максимальная потеря массы после испытания «Насыщение в растворе сернокислого натрия и высушивание» щебня» - 5,00 % (столбец 6 Приложения № 7).

Согласно пункту 1 Инструкции при установлении заказчиком значений показателей (характеристик) в столбцах 5 (минимальное значение показателя) и (или) 6 (максимальное значение показателя), участник закупки должен указать конкретное значение показателей (характеристик) предлагаемого к поставке товара, которое не должно быть ниже минимального значения, установленного в столбце 5, и не должно превышать максимальное значение, установленное в столбце 6.

Кроме того, относительного данного товара (материала) государственным заказчиком также установлен показатель «Щебень соответствует ГОСТ», значение которого не может изменяться - ГОСТ 8267-93 (столбец 10 Приложения № 7).

Согласно пункту 4 Инструкции при установлении заказчиком значений (характеристик) в столбце 10 (показатели (характеристики), значения которых не могут изменяться), которые не могут изменяться, участник закупки должен указать конкретное значение показателя (характеристики), соответствующее значению установленному заказчику.

Следовательно, государственным заказчиком в Приложении № 7 установлено, что рассматриваемый товар (щебень 20-40) должен соответствовать требованиям ГОСТ 8267-93.

В соответствии с пунктом 4.6.2 ГОСТ 8267-93 щебень и гравий по морозостойкости подразделяют на следующие марки: F15, F25, F50, F100, F150, F200, F300, F400.

Следовательно, в данном случае, использованию при выполнении работ подлежит щебень следующих марок по морозостойкости: F200 или F300 или F400.

В соответствии с пунктом 4.6.2 ГОСТ 8267-93 показатели морозостойкости щебня и гравия при испытании замораживанием и оттаиванием или насыщением в растворе сернокислого натрия и высушиванием должны соответствовать указанным в таблице 8 данного ГОСТ.

При этом, согласно таблице 8 ГОСТ 8267-93 для щебня марки морозостойкости F200 потеря массы после испытания «насыщение в растворе сернокислого натрия и высушивание» должна быть не более 3 %, F300 – не более 2 %, F400 – не более 1 %.

Следовательно, в данном случае, государственным заказчиком нарушены правила описания объекта рассматриваемой закупки, поскольку установленное государственным заказчиком максимальное значение данного показателя «Максимальная потеря массы после испытания «Насыщение в растворе сернокислого натрия и высушивание» щебня» (5,00 %) не соответствует положениям ГОСТ 8267-93, так как противоречит характеристикам допустимых к использованию при выполнении работ марок щебня по морозостойкости (F200, F300, F400).

Таким образом, в действиях государственного заказчика – ГОКУ «Новгородавтодор» содержатся нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в необъективном описании объекта рассматриваемой закупки, а именно в ненадлежащем использовании при описании объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами (ГОСТ 8267-93) и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Данный довод Жалобы нашел свое подтверждение.

3. В соответствии с пунктом 2 Инструкции при установлении заказчиком вариантов значений показателей (характеристик) в столбце 7, участник закупки должен указать один из требуемых заказчиком вариантов (указание нескольких вариантов значений будет расценено как не предоставление конкретного значения показателя (характеристики) предлагаемого товара, соответствующего значению, установленному документацией).

Государственным заказчиком – ГОКУ «Новгородавтодор» для товара «Эмульсия битумная дорожная в соответствии с ГОСТ Р 52128-2003» (позиция 3 Приложения № 7) по показателям «Устойчивость при перемешивании со смесями минеральных материалов: пористого зернового состава» и «Устойчивость при перемешивании со смесями минеральных материалов: плотного зернового состава» в столбце 7 установлены варианты значений – «Смешивается или не смешивается».

В то же время, к показателю, который определяется диапазоном значений,  «Устойчивость при перемешивании со смесями минеральных материалов: содержание вяжущего с эмульгатором» заказчиком установлены требования к нижней границе диапазона – 50 % по массе и верхней границе диапазона – 70 % по массе.

Указанные значения приведены заказчиком в столбцах 8, 9 Приложения № 7.

В соответствии с пунктом 3 Инструкции, при установлении заказчиком значений показателей (характеристик) в столбцах 8 и (или) 9, которые определяются диапазоном, участник закупки должен указать диапазон значений показателя (характеристики) предлагаемого товара, при этом такой диапазон должен включать в себя значения, установленные заказчиком в столбцах 8, 9.

Следовательно, исходя из положений Инструкции, участник закупки в своей заявке по вышеуказанной характеристике должен указать такой конкретный диапазон значений, который включал бы в себя и нижнюю и верхнюю границы, указанные в столбцах 8, 9 Приложения № 7 по данной позиции (то есть 50 и 70 % по массе).

При этом в соответствии с таблицами  1 и 2 ГОСТ Р 52128-2003 характеристике «Устойчивость при перемешивании со смесями минеральных материалов: содержание вяжущего с эмульгатором» со значениями от 50 до 70 % по массе соответствует только эмульсия битумная ЭБК-1.

Причем по характеристикам «Устойчивость при перемешивании со смесями минеральных материалов: пористого зернового состава» и «Устойчивость при перемешивании со смесями минеральных  материалов: плотного зернового состава» ЭБК-1 имеет единственно возможное значение – «Не смешивается».

Таким образом, указанные государственным заказчиком в Приложении № 7 варианты значений показателей «Устойчивость при перемешивании со смесями минеральных материалов: пористого зернового состава» и «Устойчивость при перемешивании со смесями минеральных материалов: плотного зернового состава» противоречат положениям таблицы 2 указанного ГОСТ, поскольку не имеют иных возможных значений, кроме как «не смешивается». Следовательно, вариант значения «смешивается» не мог быть установлен государственным заказчиком в Приложении № 7 (столбец 7) с учетом предъявленных требований к диапазону значений характеристики «Устойчивость при перемешивании со смесями минеральных материалов: содержание вяжущего с эмульгатором».

Таким образом, в действиях государственного заказчика – ГОКУ «Новгородавтодор» содержатся нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в необъективном описании объекта рассматриваемой закупки, а именно в ненадлежащем использовании при описании объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами (ГОСТ Р 52128-2003) и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Соответственно, данный довод Жалобы в ходе рассмотрения нашел свое подтверждение.

4. Согласно Приложению № 7 для товара «Эмульсия битумная дорожная в соответствии с ГОСТ Р 52128-2003» (позиция 3 Приложения № 7) к показателю «Остаток на сите № 014» установлено максимальное значение 0,3 % по массе.

Как было указано выше, при выполнении работ, являющихся объектом закупки, должна быть использована эмульсия марки ЭБК-1.

Согласно таблице 2 ГОСТ Р 52128-2003 остаток на сите 014 для эмульсии марки ЭБК-1 должен составлять не более 0,25 % по массе.

Указанные действия заказчика допускают возможность предложения к использованию при выполнении работ материалов не соответствующих указанному ГОСТ (эмульсии с остатком на сите 014 более 0,25  % по массе).

Следовательно, в данном случае, государственным заказчиком нарушены правила описания объекта рассматриваемой закупки, поскольку установленное государственным заказчиком максимальное значение данного показателя («Остаток на сите № 014») не соответствует положениям ГОСТ Р 52128-2003, так как противоречит характеристикам используемого при выполнении работ товара - ЭБК-1.

Таким образом, вышеуказанный довод Жалобы в ходе рассмотрения нашел свое подтверждение.

5. Показатели зернового состава минеральной части смеси для товара «Асфальтобетонная смесь плотная соответствующая требованиям ГОСТ 9128-2013» (позиция 4 Приложения № 7) приведены заказчиком в соответствии с  ГОСТ 9128-2013.

При этом указание в наименованиях данных показателей размера зерен в миллиметрах словами вместо чисел не может ввести участников закупки в заблуждение при оформлении участия в торгах, поскольку наименования показателей товаров приводятся в первой части заявки в неизменном виде в соответствии с Приложением № 7 и не имеют отношения к заполнению заявки в  соответствии с Инструкцией  (к указанию конкретных значений показателей).

Таким образом, в данной части Жалоба является необоснованной.

6. По позиции 4 Приложения № 7 «Асфальтобетонная смесь плотная соответствующая требованиям ГОСТ 9128-2013» заказчиком установлен показатель, который определяется диапазоном значений «Температура смеси при отгрузке». При этом установлены требования к нижней границе диапазона – 140 °C и верхней границе диапазона – 155 °C.

Следовательно, учитывая вышеуказанные положения пункта 3 Инструкции, участник закупки в первой части своей заявки по показателю «Температура смеси при отгрузке» должен указать диапазон, включающий в себя одновременно значения 140 °C и 155 °C.

При этом заказчиком по позиции 4 Приложения № 7 также установлены требования к компоненту асфальтобетонной смеси «Вязкий дорожный нефтяной битум по ГОСТ 22245», в частности указаны (в столбце 7) возможные варианты марки битума в составе смеси – «БНД 60/90 или БНД 90/130».

Указанные марки характеризуются глубиной проникания иглы при 25 °C, 0,1 мм – 61-90 для битума марки БНД 60/90, 91-130 для битума марки БНД 90/130 (таблица 1 ГОСТ 22245-90 «Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия»).

В соответствии с таблицей 8 ГОСТ 9128-2013 температура при отгрузке горячей асфальтобетонной смеси зависит от показателей битумов, а именно от глубины проникания иглы при 25 °C, 0,1 мм. Так, при значении глубины проникания иглы 61-90 (битум марки БНД 60/90) температура при отгрузке составляет от 145 до 155 °C, при глубине проникания иглы 91-130 (битум марки БНД 90/130) температура при отгрузке составляет от 140 до 150 °C.

Таким образом, установленное заказчиком требование к диапазону значений температуры асфальтобетонной смеси при отгрузке (140-155 °C) с учетом необходимости указания конкретной марки битума в составе смеси, характеризующей иные значения такого диапазона  (145-155 °C либо 140-150 °C), является ненадлежащим, противоречит ГОСТ 9128-2013 и указывает на нарушение установленных статьей 33 Закона о контрактной системе правил описания объекта закупки.

Следовательно, данный довод Жалобы нашел свое подтверждение.

7. Согласно позиции 4 Приложения № 7 к компоненту асфальтобетонной смеси «Щебень фракции 1 из плотных горных пород по ГОСТ 8267-93» заказчиком установлены варианты значений показателя «Вид породы щебня фракции 1 в составе смеси» – «Интрузивная или эффузивная».

Одновременно по показателю «Марка по дробимости щебня фракции 1 в составе смеси» заказчиком установлено минимальное значение – 800, а по показателю «Содержание глины в комках в щебне фракции 1 в составе смеси» установлено максимальное значение – 0,50 % по массе.

Согласно ГОСТ 8267-93 виды пород интрузивная и эффузивная относятся к щебню из изверженных горных пород.

В соответствии с таблицей 10 ГОСТ 8267-93 для щебня из изверженных горных пород марки по дробимости 400 и выше (то есть, включая 800) содержание глины в комках не должно превышать 0,25 % по массе.

Следовательно, указанное в Приложении № 7 значение содержания глины в комках в щебне фракции 1 в составе смеси не соответствует ГОСТ 8267-93 и не могло быть установлено государственным заказчиком в качестве максимального.

Указанные действия заказчика допускают возможность предложения к использованию при выполнении работ строительных материалов не соответствующих указанному ГОСТ (щебня с содержанием глины в комках более 0,25  % по массе).

Таким образом, в действиях государственного заказчика – ГОКУ «Новгородавтодор» содержатся нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в необъективном описании объекта рассматриваемой закупки, а именно в ненадлежащем использовании при описании объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами (ГОСТ 8267-93) и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Соответствующий довод Жалобы является обоснованным.

8. В отношении позиции 5 «Термопластик для разметки дорог» Приложения № 7 установлены следующие показатели: «Должен представлять собой», «Термопластик должен соответствовать».

Данные показатели относятся к столбцу 4 Приложения № 7 «Показатель  (характеристика) товара», на который требования Инструкции не распространяются.

Согласно письменным и устным возражениям государственного заказчика – ГОКУ «Новгородавтодор» на Жалобу, данные значения не могут изменяться и указываются участниками закупки в неизменном виде.

Участники закупки при заполнении первых частей заявок должны указывать конкретные значения установленных заказчиком показателей, перечисленных в столбце 4 Приложения № 7 («Показатель (характеристика) товара»).

Наименование показателей с использованием слов «должен представлять собой», «должен соответствовать» не оставляет участникам закупки иной возможности, кроме как подать заявку не содержащую конкретные характеристики товара в соответствии с Документацией, вследствие наличия формулировки допускающей двусмысленное толкование значений показателей.

С учетом вышеизложенного, от участников закупки требуется указать наименование показателей товара, используемого при выполнении работ, которые будут носить предположительный характер.

Согласно пункту 10.4.2 документации сведения, которые содержатся в заявках участников на участие в аукционе, не должны допускать двусмысленных толкований.

Таким образом, в действиях государственного заказчика – ГОКУ «Новгородавтодор» содержатся нарушения пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в необъективном описании объекта рассматриваемой закупки, а именно в установлении неконкретных и допускающих двусмысленное толкование показателей (характеристик) товара, используемого при выполнений работ, по позиции 5 «Термопластик для разметки дорог» Приложения № 7.

9. По позиции 5 «Термопластик для разметки дорог» Приложения № 7 по показателю, который определяется диапазоном значений - «Класс разметочного материала по времени отверждения» установлены требования к нижней границе диапазона - ВТ1 и верхней границе диапазона - ВТ3.

При этом по показателю «Время отверждения термопластика» установлено максимальное значение показателя – «не более 15 мин».

Также заказчиком установлено требование о соответствии данного товара, используемого при выполнении работ (термопластик для разметки дорог) требованиям ГОСТ Р 52575-2006.

Согласно пункту 3.2 ГОСТ Р 52575-2006 в настоящем стандарте применяются сокращения и обозначения классов разметочных материалов, в частности ВТ (по времени отверждения термопластика и холодного пластика).

В соответствии с пунктом 5.2.5 ГОСТ Р 52575-2006 время отверждения термопластиков и холодных пластиков должно соответствовать значениям, указанным в таблице 11, с учетом класса, определяющего требования к данному параметру.

Таблица 11 ГОСТ Р 52575-2006 устанавливает следующие значения:

- для класса разметочного материала ВТ1 время отверждения определено в границах 10-20 мин;

- для класса разметочного материала ВТ2 время отверждения определено в границах 5-9 мин;

- классу разметочного материала ВТ3 для времени отверждения отведено менее 5 мин.

Учитывая, положения пункта 3 Инструкции участник закупки в своей заявке должен указать диапазон значений показателя (характеристики) предлагаемого товара, при этом такой диапазон должен включать в себя значения, установленные заказчиком в столбцах 8, 9 (применительно к данной позиции – ВТ1 и ВТ3).

В соответствии с ГОСТ Р 52575-2006 время отверждения до 15 минут соответствует классам разметочного материала ВТ2, ВТ3.

Однако, время отверждения разметочного материала класса ВТ1 согласно ГОСТ Р 52575-2006 может превышать данный временной промежуток, и составлять 20 мин.

Следовательно, участник закупки может быть лишен возможности предложить к использованию при выполнении работ разметочный материал класса ВТ1, вследствие его не соответствия характеристике «Время отверждения термопластика».

В то же время, класс ВТ1 должен быть включен в диапазон значений, установленных государственным заказчиком в Приложении № 7.

Кроме того, по мнению Комиссии, характеристика класса разметочного материала вообще не должна быть установлена в Приложении № 7 в виде диапазона значений, поскольку действующий государственный стандарт, на который ссылается государственный заказчик, определяет три конкретных класса такого материала в зависимости от времени затвердевания и не описывает данный показатель в качестве диапазонного.

Таким образом, в действиях государственного заказчика – ГОКУ «Новгородавтодор» содержатся нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в ненадлежащем и не отвечающим положениям государственного стандарта установлении значений показателя товара, используемого при выполнении работ.

Решая вопрос о необходимости выдачи предписания об устранении допущенных заказчиком нарушений, Комиссия Новгородского УФАС России учитывает следующее.

Как пояснил на заседании Комиссии представитель заказчика на участие в рассматриваемом аукционе подана заявка одного участника.

В адрес государственного заказчика поступил один запрос на дачу разъяснений положений Документации (не связанный с доводами Жалобы), рассмотрение заявки участника закупки на момент рассмотрения Жалобы не проведено, в связи с чем оснований полагать, что кто-либо из хозяйствующих субъектов был введен в заблуждение относительно указания показателей предлагаемых к использованию при выполнении работ товаров, не имеется.

ООО «Элементаль-Норма» не изъявило желания участвовать в закупке и не указало в Жалобе, что совершенные заказчиком при определении содержания Документации действия препятствуют ему в подаче заявки на участие в аукционе.

Таким образом, вследствие отсутствия доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на осуществление закупки, Комиссия Новгородского УФАС России приходит к выводу об отсутствии необходимости выдачи предписания об устранении допущенных государственным заказчиком нарушений.

В результате проведения на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки осуществления рассматриваемой закупки Новгородским УФАС России нарушений законодательства о контрактной системе в действиях государственного заказчика – ГОКУ «Новгородавтодор» и уполномоченного органа – Департамента не установлено.

 

Руководствуясь статьями 33, 64, пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «Элементаль-Норма» (195273, г. Санкт-Петербург, ул. Руставели, д. 10, лит. А, пом. 7-н) на действия государственного заказчика – Государственного областного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор» (173000, Великий Новгород, ул. Славная, д. 55) при осуществлении им и уполномоченным органом – Департаментом имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы – Софийская, д. 1) закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на  выполнение работ по ремонту участка автомобильной дороги общего пользования регионального значения Лодейное Поле-Тихвин-Будогощь-Чудово протяжённостью 4,1 км, км 272+600-км 276+700, в Чудовском муниципальном районе Новгородской области, извещение № 0150200000616000390 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 17.06.2016, частично обоснованной в части доводов Жалобы № 2, № 3, № 4, № 6, № 7, № 8, № 9.

2. Признать в действиях государственного заказчика – Государственного областного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор» нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

3. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе государственному заказчику – Государственному областному казенному учреждению «Новгородавтодор» не выдавать в связи с тем, что доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на осуществление закупки, не установлено.

4. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки осуществления закупки уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административных правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица государственного заказчика – Государственного областного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор».

 

Председатель Комиссии                                                                                   И.А. Куриков

 

                                                                                                                                                                        

Члены Комиссии                                                                                               Д.А. Петров

 

                                                                                                                            А.Т. Иванов

                                      

                                                                                                                            Д.А. Раскоснов

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня их принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны