Решение №5497/03 РЕШЕНИЕ № 053/06/31-698/2021 по результатам рассмотрения ж... от 10 сентября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказчику –

МКУ «УКС»

 

ул. Каберова-Власьевская, д. 4,

Великий Новгород, 173007

e-mail: uksnov@yandex.ru

 

 

Уполномоченному органу –

КУМИ и ЗР

 

ул. Мерецкова-Волосова, д. 13,

Великий Новгород, 173007

 

 

Оператору электронной площадки –

ООО «РТС-тендер»

 

e-mail: ko@rts-tender.ru

 

 

Участнику закупки

(подателю жалобы) –

ООО «ИнтерКон»

 

ул. Б. Санкт-Петербургская, д. 108,

корп. 5, кв. 276,

Великий Новгород, 173008

 

Исх. № 5497/03 от 10.09.2021

 

РЕШЕНИЕ

№ 053/06/31-698/2021

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

08 сентября 2021 года                                                                              Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:

…,

в присутствии представителей:

заказчика - Муниципального казенного учреждения Великого Новгорода «Управление капитального строительства» - … (присутствовала на заседании Комиссии 08.09.2021; заседание Комиссии 07.09.2021 проведено в отсутствие представителей заказчика в связи с поступлением соответствующего ходатайства от учреждения (вх. № 7326 от 06.09.2021 Новгородского УФАС России));

уполномоченного органа - Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Великого Новгорода – …;

подателя жалобы - Общества с ограниченной ответственностью «ИнтерКон» - … (присутствовал на заседании Комиссии 07.09.2021),

рассмотрев жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «ИнтерКон» (173008, Великий Новгород, ул. Большая Санкт-Петербургская, д. 108, корп. 5, кв. 276; далее – ООО «ИнтерКон») на действия заказчика – Муниципального казенного учреждения Великого Новгорода «Управление капитального строительства» (173007, Великий Новгород, ул. Каберова-Власьевская, д. 4; далее – МКУ «УКС») при осуществлении им совместно с уполномоченным органом – Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Великого Новгорода (173007, Великий Новгород, ул. Мерецкова-Волосова, д. 13; далее – КУМИ и ЗР) закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по реконструкции набережной Александра Невского (участок около гостиницы «Россия» с учетом проектируемого причала), Великий Новгород, извещение № 0350300011821000341 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 25.08.2021, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки,

 

УСТАНОВИЛА:

 

01.09.2021 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки – ООО «ИнтерКон» на действия заказчика – МКУ «УКС» при осуществлении им совместно с уполномоченным органом – КУМИ и ЗР закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ  по реконструкции набережной Александра Невского (участок около гостиницы «Россия» с учетом проектируемого причала), Великий Новгород, извещение № 0350300011821000341 о проведении которого было размещено на официальном сайте 25.08.2021 (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

Суть доводов Жалобы сводится к следующему.

По мнению ООО «ИнтерКон», дополнительные требования к участникам рассматриваемой закупки в документации о проведении настоящего электронного аукциона (далее – Документация) заказчиком установлены с нарушением требований Приложения № 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 № 99 (далее – Постановление № 99), что не позволяет подателю Жалобы принять участие в определении подрядчика.

К указанному выводу податель Жалобы приходит учитывая следующее.

Проанализировав содержание Документации, в том числе входящей в ее состав проектной документации «Реконструкция набережной Александра Невского (участок около гост. Россия с учетом проектируемого причала) в Великом Новгороде» (изготовлена Обществом с ограниченной ответственностью «Норма»; далее также Проектная документация), ООО «ИнтерКон» приходит к выводу, согласно которому в рамках данной закупки подлежат выполнению работы по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории.

Основной объем работ приходится на берегоукрепление и благоустройство территории со строительством неразрывно связанных инженерных сетей в рамках благоустройства территории (работы по благоустройству подлежат выполнению на более чем 90 % площади земельного участка).

Строительство общественной уборной не может быть отнесено к строительству объектов капитального строительства, подпорные стенки, амфитеатры, лестницы, смотровые площадки и т.д. также не являются объектами капитального строительства, а являются неотделимыми элементами земельного участка.

Помимо прочего, в Проектной документации содержится указание, согласно которому строительство общественной уборной производится в рамках благоустройства.

На основании вышеизложенного, ООО «ИнтерКон» считает, что дополнительные требования к участникам рассматриваемой закупки в Документации заказчиком должны были быть установлены в соответствии с пунктом 2.2 Приложения № 1 к Постановлению № 99, а не в соответствии с пунктом 2.1 Приложения № 1 к данному нормативному правовому акту, в связи с чем просит выдать предписание об устранении допущенных нарушений.

Присутствовавший на заседании Комиссии по рассмотрению Жалобы представитель ООО «ИнтерКон» поддержал ее доводы в полном объеме.

Согласно представленным МКУ «УКС» возражениям на Жалобу (вх. № 7327 от 06.09.2021 Новгородского УФАС России), заказчик считает ее доводы необоснованными на основании следующего.

В данном случае объектом закупки является выполнение работ по реконструкции согласно Проектной документации, имеющей положительное заключение государственной экспертизы № 53-1-1-3-063271-2020 от 10.12.2020, выданное Государственным автономным учреждением «Управление государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий Новгородской области (далее – ГАУ «Госэкспертиза Новгородской области») (далее – Заключение государственной экспертизы № 53-1-1-3-063271-2020).

Пункт 2.1.2 Заключения государственной экспертизы № 53-1-1-3-063271-2020 содержит сведения о функциональном назначении объекта капитального строительства, в которых указан вид работ – реконструкция.

Наличие положительного заключения государственной экспертизы при осуществлении закупки на выполнение работ по строительству и реконструкции является обязательным условием в силу статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК).

Учитывая изложенное, установленные в Документации дополнительные требования к участникам рассматриваемой закупки в соответствии с пунктом 2.1 Приложения № 1 к Постановлению № 99 заказчик считает соответствующими объекту рассматриваемой закупки.

Присутствовавшая на заседании Комиссии по рассмотрению Жалобы представитель МКУ «УКС» поддержала доводы возражений на нее в полном объеме.

Согласно представленным КУМИ и ЗР пояснениям (вх. № 7331 от 06.09.2021 Новгородского УФАС России), действия, указанные в Жалобе, не относятся к компетенции уполномоченного органа.

Присутствовавшая на заседании Комиссии по рассмотрению Жалобы представитель КУМИ и ЗР поддержала указанные пояснения в полном объеме, а также устно указала, что считает доводы Жалобы необоснованными, а установленные заказчиком в Документации дополнительные требования к участникам рассматриваемой закупки – надлежащими и соответствующими объекту закупки.

В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.

В августе-сентябре 2021 года заказчиком – МКУ «УКС» совместно с уполномоченным органом – КУМИ и ЗР осуществлялась закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по реконструкции набережной Александра Невского (участок около гостиницы «Россия» с учетом проектируемого причала), Великий Новгород (начальная (максимальная) цена контракта (далее также НМЦК) – 255 821 508, 42 рублей).

Документация была утверждена … 23.08.2021.

Пунктом 3 части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.

Согласно части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Дополнительные требования к участникам закупки, а также перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, установлены в вышеупомянутом Постановлении № 99.

В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (часть 5 статьи 31 Закона о контрактной системе).

Согласно пункту 1 Постановления № 99 к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно Приложению № 1.

В частности, пунктом 2(1) Приложения № 1 к Постановлению № 99 предъявляются дополнительные требования к участникам закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.

Так, согласно пункту 2(1) Приложения № 1 к Постановлению № 99, при выполнении работ по строительству, реконструкции линейного объекта, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей, заказчиками должны устанавливаться дополнительные требования к участникам закупки в виде наличия за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта.

При этом стоимость такого одного исполненного контракта (договора) должна составлять:

не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей;

не менее 40 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 100 млн. рублей;

не менее 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500 млн. рублей.

Дополнительные требования к участникам рассматриваемой закупки заказчиком установлены в пункте 9.4 Документации.

Указанные дополнительные требования к участникам рассматриваемой закупки заказчиком в пункте 9.4 Документации приведены в соответствии с положениями пункта 2(1) Приложения № 1 к Постановлению № 99 и с учетом НМЦК (превышает 100 млн. рублей) рассматриваемой закупки (в части установления требования относительно стоимости исполненного контракта (договора), подтверждающего соответствующий опыт участника электронного аукциона (не менее 40 процентов НМЦК)).

С установлением заказчиком в Документации дополнительных требований к участникам закупки в таком виде (в соответствии с положениями пункта 2(1) Приложения № 1 к Постановлению № 99) ООО «ИнтерКон» не согласно, поскольку, по мнению подателя Жалобы, в рамках данной закупки подлежат выполнению работы по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории, в связи с чем, как следует из Жалобы, дополнительные требования должны были быть установлены в соответствии с положениями пункта 2.2 Приложения № 1 к Постановлению № 99 как при выполнении работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории.

Рассмотрев доводы Жалобы, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

В пункте 3.1 Документации заказчиком определен объект рассматриваемой закупки – выполнение работ по реконструкции набережной Александра Невского (участок около гостиницы «Россия» с учетом проектируемого причала), Великий Новгород.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в документацию о закупке в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 настоящей части.

Согласно пункту 3.2 Документации описание объекта закупки содержится в Приложении № 2 «Техническая часть» к Документации (далее – Приложение № 2), включающем в себя Проектную документацию «Реконструкция набережной Александра Невского (участок около гост. Россия с учетом проектируемого причала) в Великом Новгороде».

В соответствии с разделом № 1 «Пояснительная записка» Проектной документации, данным проектом предусмотрены следующие виды работ:

- работы по реконструкции берегоукрепления подпорной стены набережной с устройством консольной прогулочной дорожки;

- работы по реконструкции берегоукрепления нижнего уровня набережной с устройством спусков к воде;

- устройство пандуса между верхним и нижнем уровнем набережной для маломобильных групп населения;

- устройство смотровых площадок в виде амфитеатров расположенных на склоне и на нижнем уровне набережной у лестницы;

- устройство смотровой площадки в виде амфитеатра расположенной около ул. Никольской;

- усиление георешеткой склона между нижним и верхним уровнем;

- реконструкция существующих твердых покрытий;

- частичная вертикальная планировка территории;

- устройство велосипедной дорожки вдоль проезжей части набережной;

- дендрологические работы, озеление, устройство цветников;

- устройство детской игровой площадки;

- строительство общественного туалета с возможностью доступа для маломобильных групп населения;

- установка элементов благоустройства территории (скамьи, урны);

- резервирование мест под установку малых архитектурных форм индивидуальной разработки, поддерживающих общую тематику набережной;

- функциональное зонирование территории.

Также проектом предусмотрено строительство сетей инженерно-технического обеспечения (системы электроснабжения и наружного освещения; сетей связи; подключение общественной уборной к сетям водопровода, канализации, электроснабжения) и соответствующие демонтажные работы (демонтаж пришедших в негодность анкерных тяг существующей набережной, сборных железобетонных элементов, смонтированных к шапочному брусу лицевой стенки, газона).

Согласно части 1 статьи 52 ГрК строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 10.1 статьи 1 ГрК линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Согласно пункту 14.1 статьи 1 ГрК реконструкция линейных объектов - изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов.

Выполнение вышеуказанных работ по берегоукреплению подпорной стены (с устройством консольной прогулочной дорожки) и нижнего уровня (с устройством спуска к воде) набережной, работ по устройству на уровнях набережной или между ними пандусов, смотровых площадок, работ по устройству велосипедной дорожки и т.д. в данном случае повлечет за собой изменение первоначально установленных показателей функционирования набережной, что отвечает признакам понятия «реконструкция линейных объектов» в смысле пункта 14.1 статьи 1 ГрК.

В свою очередь, работы по благоустройству подлежат выполнению в связи с необходимостью приведения территории реконструированной набережной в надлежащее состояние после завершения непосредственных работ по ее реконструкции.

При этом необходимо учитывать, что работы по благоустройству набережной в данном случае технологически и функционально взаимосвязаны с работами по ее фактической реконструкции, в связи с чем их объединение в предмет одной закупки не противоречит действующему законодательству.

Кроме того, в силу части 1 статьи 49 ГрК, проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3, 3.1 и 3.8 настоящей статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Застройщик, технический заказчик или лицо, обеспечившее выполнение инженерных изысканий и (или) подготовку проектной документации в случаях, предусмотренных частями 1.1 и 1.2 статьи 48 настоящего Кодекса, по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы.

Согласно материалам Жалобы, Проектная документация, в соответствии с которой подлежат выполнению работы по реконструкции набережной, прошла соответствующую экспертизу в ГАУ «Госэкспертиза Новгородской области», о чем имеет положительное Заключение государственной экспертизы № 53-1-1-3-063271-2020.

Пункт 2.1.2 Заключения государственной экспертизы № 53-1-1-3-063271-2020 содержит сведения о функциональном назначении объекта капитального строительства, в которых указан вид работ – реконструкция.

Также необходимо отметить, что такие предусмотренные Проектной документацией виды работ как работы по устройству наружных сетей водопровода, наружных сетей канализации, наружных электрических сетей и линий связи в предусмотренном Приказом Минрегиона Российской Федерации от 30.12.2009 № 624 Перечне видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, названы именно в качестве видов работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту (пункты 16, 17, 20 раздела 3 указанного Перечня).

Учитывая все вышеизложенное, основным видом работ, входящим в объект рассматриваемой закупки, действительно являются работы по реконструкции линейного объекта, в связи с чем установление заказчиком в пункте 9.4 Документации дополнительных требований к участникам закупки именно в соответствии с положениями пункта 2(1) Приложения № 1 к Постановлению № 99, исходя из ее объекта и НМЦК, является правомерным и надлежащим.

Соответственно, доводы Жалобы в ходе рассмотрения не нашли своего подтверждения.

Одновременно с рассмотрением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией проводится внеплановая проверка осуществления рассматриваемой закупки.

В результате проведения внеплановой проверки установлено следующее.

1. В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

Проект контракта в данном случае является приложением № 4 к Документации.

Согласно части 11 статьи 34 Закона о контрактной системе для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов. В случае отсутствия таких типовых контрактов, типовых условий контрактов соответствующие типовые контракты, типовые условия контрактов могут быть разработаны и утверждены федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Правила разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2014 № 606 (далее – Правила).

Согласно пункту 8 Правил приложением к нормативному правовому акту, утверждающему типовой контракт, типовые условия контракта, является информационная карта типового контракта, типовых условий контракта, которая оформляется по форме согласно приложению и является неотъемлемой частью такого нормативного правового акта.

В соответствии с пунктом 14 Правил утвержденные типовые контракты, типовые условия контрактов подлежат применению с учетом пунктов 15 - 17 настоящих Правил, за исключением закупок, указанных в пункте 18 настоящих Правил, в следующих случаях:

а) подготовка извещений об осуществлении закупок, а также приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом;

б) подготовка проектов контрактов, являющихся неотъемлемой частью документации о закупке, извещений о проведении запроса котировок;

в) заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Типовые условия контрактов на выполнение работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства и информационная карта типовых условий такого контракта утверждены Приказом Минстроя России от 14.01.2020 № 9/пр (далее – Типовые условия; Информационная карта).

Разделом 5 Типовых условий установлены условия о приемке и оплате выполненных работ.

Так, согласно пункту 5.1 Типовых условий, приемка и оплата выполненных работ, в том числе их отдельных этапов, осуществляется на основании первичных учетных документов, подтверждающих их выполнение, составленных после завершения выполнения конструктивных решений (элементов), комплексов (видов) работ (этапов работ) на основании сметы контракта, графика выполнения строительно-монтажных работ и графика оплаты выполненных работ (при наличии), условиями контракта, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Согласно пункту 5.2 Типовых условий при приемке выполненных работ для подтверждения объемов и качества фактически выполненных подрядных работ по конструктивным решениям (элементам) и (или) комплексам (видам) работ, включенным в смету контракта, подрядчик представляет комплект первичных учетных документов, который определяется контрактом, а также исполнительную документацию.

В соответствии с пунктом 5.3 Типовых условий при приемке выполненных работ не осуществляется сопоставление технологии производства фактически выполненных работ, технологиям, принятым при разработке сметных нормативов. Также при приемке выполненных работ не выделяется и не обосновывается стоимость учтенных в цене конструктивных решений (элементов) и (или) комплексов (видов) работ сметы контракта, прочих работ и затрат (в том числе зимнее удорожание, осуществление работ вахтовым методом, командирование рабочих, перебазирование строительно-монтажных организаций), и затрат на строительство титульных временных зданий и сооружений, непредвиденных работ и затрат подрядчика.

Согласно пункту 5.4 Типовых условий первичным учетным документом, являющимся основанием для оплаты работ, выполненных в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ и (или) графиком оплаты выполненных работ, по завершении выполнения соответствующих конструктивных решений (элементов), комплексов (видов) работ, в том числе работ, выполняемых поэтапно, является акт о приемке выполненных работ, оформленный и подписанный в установленном контрактом порядке.

Согласно пункту 5.5 Типовых условий стоимость выполненного, принятого заказчиком и подлежащего оплате объема работ по конструктивному решению (элементу) и (или) по комплексу (виду) работ, в том числе работ, выполненных поэтапно (), определяется по формуле (2):

 

где:

 - цена единицы i-го конструктивного решения (элемента) и (или) комплекса (вида) работ в смете контракта, руб.;

 - объем выполненных, принятых заказчиком и подлежащих оплате работ по i-му конструктивному решению (элементу) и (или) комплексу (виду) работ в принятых измерителях. Объем подлежащих оплате работ не превышает объем этих работ, включенный в смету контракта.

В соответствии с пунктом 5.6 Типовых условий стоимость выполненных, принятых заказчиком и подлежащих оплате работ (Свр) определяется суммированием соответствующих показателей по конструктивным решениям (элементам) и (или) комплексам (видам) работ, в том числе работ, выполненных поэтапно, по формуле (3):

 

Однако соответствующие разделы Проекта контракта (разделы 3 «Приемка выполненных работ, приемка Объекта» и 4 «Цена Контракта. Условия и порядок расчетов по контракту») в данном случае разработаны заказчиком без использования положений раздела 5 Типовых условий, в том числе не содержат вышеуказанных формул, позволяющих рассчитать стоимость выполненного, принятого заказчиком и подлежащего оплате объема работ по конструктивному решению (элементу) и (или) по комплексу (виду) работ, в том числе работ, выполненных поэтапно, а также стоимость выполненных, принятых заказчиком и подлежащих оплате работ (пункты 5.5, 5.6 Типовых условий).

В материалах Жалобы имеются письменные пояснения МКУ «УКС» относительно применения раздела 5 Типовых условий при разработке Проекта контракта (вх. № 7381 от 07.09.2021 Новгородского УФАС России), согласно которым предусмотренные разделом 5 Типовых условий положения относительно приемки и оплаты выполненных работ приведены заказчиком в пунктах 3.1, 3.2, 3.2.1-3.2.4, 5.4.7 Проекта контракта в ином, но сохраняющем смысловое значение положений Типовых условий, виде.

Кроме того, по мнению заказчика, необходимость размещения в Проекте контракта предусмотренных пунктами 5.5, 5.6 Типовых условий формул вовсе отсутствует, поскольку все выполненные подрядчиком работы будут предъявлены к приемке, а, в последствии, и к оплате, путем предоставления актов КС-2, КС-3, содержащих в себе объемы выполненных работ, сметные расценки, стоимость выполненных работ (пункт 4.4 Проекта контракта).

Вместе с тем, пунктом 2 Информационной карты предусмотрены показатели для применения Типовых условий:

а) наименование работы - работы по строительству и реконструкции объектов капитального строительства (включая строительно-монтажные и пусконаладочные работы, поставка материалов и оборудования, иные неразрывно связанные со строящимся объектом работы);

б) коды предмета контракта:

код по общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОКПД2: 41.2, 42 (за исключением 42.11.20, 42.13.20), 43, 71.12.20.110;

код по общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОКВЭД2: 41, 42 (за исключением 42.11, 42.13), 43, 71.12.2;

в) при любом размере начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Типовые условия контракта на выполнение работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства не применяются при выполнении работ по строительству и реконструкции:

объектов капитального строительства, расположенных на земельном участке, находящемся за пределами территории Российской Федерации, а также на территории посольств, консульств;

объектов капитального строительства, в отношении которых осуществляются работы по сохранению объекта культурного наследия.

Иных исключений для неприменения Типовых условий Информационная карта не называет.

Таким образом, исходя из объекта рассматриваемой закупки (код ОКПД2 42.91.20.110 «Работы строительные по строительству портовых и речных сооружений, пристаней для яхт, набережных, пирсов, молов, доков и аналогичных портовых сооружений, включая ремонт»), раздел 5 Типовых условий, вопреки мнению МКУ «УКС», в силу положений пункта 14 Правил в обязательном порядке и в полном объеме подлежал применению заказчиком при подготовке настоящего Проекта контракта.

Учитывая изложенное, в действиях заказчика – МКУ «УКС» содержится нарушение части 11 статьи 34 Закона о контрактной системе, выразившееся в неприменении обязательных положений типовых условий контракта на выполнение работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства при разработке и утверждении документации о проведении электронного аукциона с таким предметом.

2. Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено требование об использовании при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Приложением № 2 установлено условие о необходимости соответствия всех произведенных работ и используемых материалов требованиям СП 48.13330.2011 «СНиП 12-01-2004 Организация строительства».

Вместе с тем, СП 48.13330.2011 не мог быть использован заказчиком, поскольку указанный технический документ утратил силу с 25.06.2020 в связи с изданием Приказа Минстроя России от 24.12.2019 № 861/пр (далее – Приказ).

Взамен СП 48.13330.2011 указанным Приказом введен в действие одноименный СП 48.13330.2019.

Из имеющихся в материалах Жалобы письменных пояснений МКУ «УКС» (вх. № 7381 от 07.09.2021 Новгородского УФАС России) следует, что недействующий свод правил в Приложении № 2 заказчиком был указан ошибочно, в Проекте контракта указанный свод правил приведен в действующей редакции (СП 48.13330.2019).

Учитывая вышеизложенное, в действиях заказчика – МКУ «УКС» содержатся нарушения пункта 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в неправомерном установлении условия о необходимости соответствия всех произведенных работ и используемых материалов требованиям утратившего силу свода правил.

3. По состоянию на дату объявления рассматриваемой закупки (25.08.2021) и утверждения Документации (23.08.2021) часть 4 статьи 110.2 Закона о контрактной системе действует в редакции Федерального закона от 11.06.2021 № 170-ФЗ.

В соответствии с частью 4 статьи 110.2 Закона о контрактной системе результатом выполненной работы по контракту, предметом которого являются строительство, реконструкция объекта капитального строительства, является построенный и (или) реконструированный объект капитального строительства, в отношении которого получено заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного и (или) реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации и заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 5 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Определение результата выполненной работы по реконструкции объекта капитального строительства заказчиком приведено в пункте 1.4 Проекта контракта.

При этом, такое определение результата выполненной работы заказчиком в пункте 1.4 Проекта контракта приведено в ранее действовавшей редакции Закона о контрактной системе.

Так, согласно пункту 1.4 Проекта контракта, результатом выполненной работы по настоящему контракту является реконструированный объект капитального строительства - набережная Александра Невского (участок около гостиницы «Россия» с учетом проектируемого причала), Великий Новгород, в отношении которого получено заключение органа государственного строительного надзора о соответствии реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, в действиях заказчика – МКУ «УКС» содержится нарушение части 4 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, выразившееся в ненадлежащем указании в проекте контракта на выполнение работ по реконструкции линейного объекта определения результата выполнения работ.

Установленные в результате проведения внеплановой проверки нарушения законодательства о контрактной системе указывают на наличие в действиях должностного лица заказчика, утвердившего Документацию, признаков события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При решении вопроса о необходимости устранения таких нарушений Комиссия учитывает следующее.

Согласно материалам Жалобы, на участие в рассматриваемой закупке поступила заявка единственного участника – Акционерного общества «СМУ-57».

Заявка указанного лица по итогам рассмотрения аукционной комиссией была признана соответствующей требованиям Документации (протокол № 0350300011821000341 от 02.09.2021).

В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.

Согласно Приложению № 3 «Календарный график производства подрядных работ» к Проекту контракта соответствующие работы при исполнении контракта должны выполняться в соответствии с положениями действующего СП 48.13330.2019.

Следовательно, нарушения пункта 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в указание заказчиков в Приложении № 2 недействующего свода правил (СП 48.13330.2011), не повлекут за собой заключение контракта по итогам закупки, не соответствующего требованиям действующего законодательства, в связи с чем не требуют устранения путем выдачи соответствующего предписания.

Между тем, нарушения части 11 статьи 34, части 4 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, выразившиеся в неприменении заказчиком при разработке Проекта контракта Типовых условий и ненадлежащем указании в Проекте контракта определения результата работ, непосредственным образом повлекут за собой заключение контракта по итогам закупки, не соответствующего требованиям действующего законодательства.

При этом, доказательств того, что указанные нарушения повлияли на результаты закупки, в материалах Жалобы не содержится.

В частности, в адрес заказчика каких-либо запросов о даче разъяснений положений Документации, в том числе в части установленных в Проекте контракта условий о приемке и оплате выполненных работ, определения результата выполненных работ, не поступало.

Также в материалах Жалобы отсутствует информация и о том, что кто-либо из потенциальных участников закупки не подал заявку на участие в рассматриваемом электроном аукционе по причине наличия в Документации вышеуказанных нарушений.

При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу, что нарушения части 11 статьи 34, части 4 статьи 110.2 Закона о контрактной системе в данном случае возможно устранить именно на этапе заключения контракта путем внесения в Проект контракта соответствующих изменений при его направлении на подписание единственному участнику закупки.

Руководствуясь статьями 31, 33, 34, 64, пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 110.2, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «ИнтерКон» (173008, Великий Новгород, ул. Большая Санкт-Петербургская, д. 108, корп. 5, кв. 276) на действия заказчика – Муниципального казенного учреждения Великого Новгорода «Управление капитального строительства» (173007, Великий Новгород, ул. Каберова-Власьевская, д. 4) при осуществлении им совместно с уполномоченным органом – Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Великого Новгорода (173007, Великий Новгород, ул. Мерецкова-Волосова, д. 13) закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ  по реконструкции набережной Александра Невского (участок около гостиницы «Россия» с учетом проектируемого причала), Великий Новгород, извещение № 0350300011821000341 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 25.08.2021, необоснованной.

2. Признать в действиях заказчика – Муниципального казенного учреждения Великого Новгорода «Управление капитального строительства» нарушения части 11 статьи 34, пункта 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64, части 4 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.

3. Выдать заказчику – Муниципальному казенному учреждению Великого Новгорода «Управление капитального строительства», оператору электронной площадки – Обществу с ограниченной ответственностью «РТС-тендер» обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

4. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица заказчика – Муниципального казенного учреждения Великого Новгорода «Управление капитального строительства».

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны