Решение №1216/03 РЕШЕНИЕ № 053/06/33-117/2020 по результатам рассмотрения жал... от 11 марта 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Государственному заказчику –

Государственному областному казенному учреждению «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор»

 

     ул. Славная, д. 55,

Великий Новгород, 173000

                                                           

Уполномоченному органу –

Администрации Губернатора

Новгородской области и его конкурсной комиссии

 

пл. Победы-Софийская, д. 1, каб. 350,

Великий Новгород, 173005

 

Оператору электронной площадки –

АО «Электронные торговые системы» (НЭП)

 

ул. Тестовская, д. 10, этаж 25,

г. Москва, 123112

e-mail: auditors@etpz.ru

 

Участнику закупки (подателю жалобы) –

ООО «Стройторг»

 

ул. Германа, д. 25, пом. 2А,

Великий Новгород, 173003

 

Исходящие № 1216/03 от 11.03.2020

 

РЕШЕНИЕ № 053/06/33-117/2020

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

05 марта 2020 года                                                       Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:

Куриков И.А. – председатель Комиссии, заместитель руководителя - начальник отдела Управления;

Иванов А.Т. – член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления;

Петрова А.В. – член Комиссии, специалист-эксперт Управления,

в присутствии представителей:

государственного заказчика – Государственного областного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор» - <…> (доверенность № 7 от 09.01.2020) и <…> (доверенность № 70 от 02.03.2020), также являющегося членом конкурсной комиссии;

уполномоченного органа – Администрации Губернатора Новгородской области – <…> (доверенность 11-12/10 от 27.01.2020);

податель жалобы – Общество с ограниченной ответственностью «Стройторг» - надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения жалобы, своих представителей не направил, ходатайств не заявлял,

рассмотрев жалобу участника закупки (определения поставщика) – Общества с ограниченной ответственностью «Стройторг» (173003, Великий Новгород, ул. Германа, д. 25, пом. 2А; далее – ООО «Стройторг») на действия государственного заказчика – Государственного областного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор» (173000, Великий Новгород, ул. Славная, д. 55; далее – ГОКУ «Новгородавтодор») при осуществлении им и уполномоченным органом – Администрацией Губернатора Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы - Софийская, д. 1, каб. 350; далее – Администрация) закупки (определении поставщика) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по реконструкции мостовых переходов на автомобильных дорогах общего пользования межмуниципального значения в Любытинском и Окуловском муниципальных районах Новгородской области, извещение № 0150200003920000025 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 06.02.2020, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки (определения поставщика),

 

УСТАНОВИЛА:

 

27.02.2020 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки – ООО «Стройторг» на действия государственного заказчика – ГОКУ «Новгородавтодор» при осуществлении им и уполномоченным органом – Администрацией закупки (определении поставщика) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по реконструкции мостовых переходов на автомобильных дорогах общего пользования межмуниципального значения в Любытинском и Окуловском муниципальных районах Новгородской области, извещение № 0150200003920000025 о проведении которого было размещено на официальном сайте 06.02.2020 (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

Суть доводов Жалобы сводится к следующему.

1. В пункте 10 Приложения № 6 к конкурсной документации «Требования к значениям показателей (характеристик) товара, удовлетворяющие потребности Заказчика или показатели эквивалентности предлагаемого товара, используемого при выполнении работ» (далее – Приложение № 6) указано следующее наименование товара: «Брус деревянный из хвойных пород в соответствии с ГОСТ 8486-86».

При этом, в данном пункте Приложения № 6 установлены показатели к иному товару, а именно к бруску: «Длина бруска», «Ширина бруска», «Толщина бруска».

Брус и брусок являются пиломатериалами, которые отличаются друг от друга размерами.

Данные противоречия вводят потенциальных участников закупки в заблуждение относительно того, показатели какого товара (брус или брусок) в действительности необходимо указать в первой части заявки на участие в данном открытом конкурсе электронной форме.

2. В пункте 11 «Щебень 20-40» Приложения № 6 установлены, помимо прочих, показатели «Максимальная потеря массы после испытания «Насыщение в растворе сернокислого натрия и высушивание» щебня» и «Максимальная потеря массы после испытания «Замораживание и оттаивание» щебня», а также требования к значениям данных показателей.

При этом, значения данных показателей становятся известными только при испытании его определенной партии после его производства.

Данные действия заказчика приводят к ограничению конкуренции.

С учетом вышеизложенного, податель Жалобы просит признать в действиях государственного заказчика – ГОКУ «Новгородавтодор» нарушения Закона о контрактной системе и выдать ему обязательное для исполнения предписание об устранении таких нарушений.

Государственный заказчик – ГОКУ «Новгородавтодор» письменных возражений относительно доводов Жалобы не представил, на заседании Комиссии по рассмотрению Жалобы его представители дали устные пояснения следующего содержания.

1. В пункте 10 Приложения № 6 в наименовании показателей «Длинна бруска», «Ширина бруска», «Толщина бруска» заказчиком допущена техническая ошибка, в действительности вместо бруска должен был быть указан брус.

При этом, требования к значениям данных показателей не вводят потенциальных участников закупки в заблуждение, поскольку совокупность иных показателей, содержащиеся в данном пункте Приложения № 6, а также требований к их значениям, однозначно указывают именно на брус.

2. Установленные требования к значениям показателей «Максимальная потеря массы после испытания «Насыщение в растворе сернокислого натрия и высушивание» щебня» и «Максимальная потеря массы после испытания «Замораживание и оттаивание» щебня» установлены в соответствии с ГОСТ 8267-93 «Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия».

Уполномоченный орган – Администрация письменных возражений относительно доводов Жалобы не представил, на заседании Комиссии Новгородского УФАС России по рассмотрению Жалобы его представитель указал, что запросов о даче разъяснений положений конкурсной документации от потенциальных участников рассматриваемой закупки не поступало, на участие в конкурсе поступило две заявки, одна из которых была признана не соответствующей требованиям конкурсной документации.

В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.

1. В феврале - марте 2020 года государственным заказчиком – ГОКУ «Новгородавтодор» и уполномоченным органом – Администрацией осуществлялась закупка путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по реконструкции мостовых переходов на автомобильных дорогах общего пользования межмуниципального значения в Любытинском и Окуловском муниципальных районах Новгородской области, извещение № 0150200003920000025 о проведении которого было размещено на официальном сайте 06.02.2020  (начальная (максимальная) цена контракта – 107 394 995,82 рублей).

Конкурсная документация (далее – Документация) утверждена и.о. начальника ГОКУ «Новгородавтодор» <…> 30.01.2020.

1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Государственным заказчиком - ГОКУ «Новгородавтодор» в пункте 3.1 Документации определен объект рассматриваемой закупки – выполнение работ по реконструкции мостовых переходов на автомобильных дорогах общего пользования межмуниципального значения в Любытинском и Окуловском муниципальных районах Новгородской области.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено требование об использовании при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать предусмотренные статьей 54.4 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.

В соответствии с частью 4 статьи 54.4 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать:

1) согласие участника открытого конкурса в электронной форме на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных конкурсной документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

2) предложение участника открытого конкурса в электронной форме о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки при установлении в конкурсной документации критерия, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона. При этом отсутствие указанного предложения не является основанием для принятия решения об отказе участнику закупки в допуске к участию в открытом конкурсе в электронной форме;

3) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:

а) наименование страны происхождения товара;

б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным конкурсной документацией, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в открытом конкурсе в электронной форме в случае отсутствия в конкурсной документации указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в конкурсной документации.

В пункте 10.3 Документации государственным заказчиком – ГОКУ «Новгородавтодор» требования к содержанию первых частей заявок на участие в рассматриваемом конкурсе установлены в следующем виде:

согласие участника электронного конкурса на выполнение работы на условиях, предусмотренных конкурсной документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного конкурса (подпункт 10.3.1 пункта 10.3 Документации);

наименование страны происхождения товара (подпункт 10.3.3 пункта 10.3 Документации);

конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным конкурсной документацией, и указание на товарный знак (при наличии) (подпункт 10.3.4 пункта 10.3 Документации).

Согласно пункту 10.5.4 Документации информация о конкретных показателях товара оформляется в произвольной форме, инструкция по её заполнению (далее – Инструкция) содержится в Приложении № 6.

Приложение № 6 представляет собой таблицу, содержащую наименования показателей (характеристик) товаров, а также требования к значениям данных показателей, удовлетворяющие потребности государственного заказчика – ГОКУ «Новгородавтодор» (далее – Таблицу).

В столбце 2 Таблицы содержатся наименования товаров. Показатели (характеристики) данных товаров содержатся в столбце 4 Таблицы.

Требования к значениям показателей, удовлетворяющие потребности государственного заказчика, в Приложении № 6 представлены в виде следующих столбцов: «Минимальное значение показателя» (столбец 5), «Максимальное значение показателя» (столбец 6), «Показатели (характеристики), для которых указаны варианты значений» (столбец 7), «Показатели (характеристики), значения которых не могут изменяться» (столбец 10), а также для случаев, когда показатели (характеристики) определяются диапазоном значений: столбец 8 – «Нижняя граница диапазона» и столбец 9 «Верхняя граница диапазона».

В столбце 11 («Единицы измерения») Таблицы установлены единицы измерении показателей товаров.

В пункте 10 Приложения № 6 указан товар «Брус деревянный из хвойных пород в соответствии с ГОСТ 8486-86».

Вместе с тем, в этом же пункте Приложения № 6 установлены следующие показатели и требования к их значениям:

длина бруска – минимальное значение показателя (столбец 5 Таблицы) – 4 м, максимальное значение показателя (столбец 6 Таблицы) – 6,5 м;

ширина бруска - минимальное значение показателя (столбец 5 Таблицы) – 75 мм, максимальное значение показателя (столбец 6 Таблицы) – 150 мм;

толщина бруска - минимальное значение показателя (столбец 5 Таблицы) – 40 мм, максимальное значение показателя (столбец 6 Таблицы) – 125 мм.

Согласно пункту 1.1 ГОСТ 8486-86 «Пиломатериалы хвойных пород. Технические условия» пиломатериалы разделяют на обрезные, необрезные, доски, бруски и брусья.
Термины и определения - по ГОСТ 18288.

Как следует из пунктов 16, 20 ГОСТ 18288-87 «Производство лесопильное. Термины и определения» брус - пиломатериал толщиной и шириной 100 мм и более; брусок - пиломатериал толщиной до 100 мм и шириной не более двойной толщины.

Таким образом, понятия брус и брусок не являются идентичными. Брус и брусок являются разными пиломатериалами.

То есть, в наименовании товара (столбец 2 Таблицы) указан брус, тогда как три вышеуказанных показателя установлены в отношении другого товара - бруска.

При этом, под установленные в Приложении № 6 требования к значениям трех вышеуказанных показателей подходит как брус, так и брусок.

Таким образом, потенциальные участники закупки вводятся в заблуждение относительно того, какой товар действительно требуется заказчику по позиции 10 Приложения № 6, что, в свою очередь, может привести к недопуску лиц, подавших заявки на участие в рассматриваемом конкурсе, к участию в нем.

Фактически, по данной позиции Приложения № 6 участники закупки должны указывать значения 3 показателей иного товара (бруска) нежели тот, который указан в наименовании данной позиции (брус).

Так, в заявке участника – Общества с ограниченной ответственностью «Лоис» (далее – ООО «Лоис»), который был допущен к участию в открытом конкурсе приведены значения данных показателей именно в отношений бруска (ширина – 100 мм, толщина – 60 мм).

Учитывая вышеизложенное, в действиях государственного заказчика – ГОКУ «Новгородавтодор» содержатся нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, выразившиеся в нарушении правил описания объекта закупки, а именно в указании в пункте 10 Приложения № 6 показателей для иного товара (бруска), не относящихся к функциональным характеристикам товара (бруса), поставляемого заказчику при выполнении работ, являющихся объектом закупки.

В данной части Жалоба является обоснованной.

2. Для товара по позиции 11 «Щебень 20-40» Приложения № 6 государственным заказчиком – ГОКУ «Новгородавтодор» установлены показатели «Максимальная потеря массы после испытания «Насыщение в растворе сернокислого натрия и высушивание» щебня» и «Максимальная потеря массы после испытания «Замораживание и оттаивание» щебня», а также требования к их максимальному значению – 5 % (столбец 6 «Максимальное значение показателя» Таблицы) (для обоих показателей).

Требования к рассматриваемому товару установлены государственным заказчиком в соответствии с положениями ГОСТ 8267-93 «Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия».

По позиции 11 Приложения № 6 государственным заказчиком также предусмотрены показатель «Морозостойкость щебня» и его минимальное значение - «F100» (столбец 5 Таблицы.

В соответствии с пунктом 4.6.1 ГОСТ 8267-93 морозостойкость щебня и гравия характеризуют числом циклов замораживания и оттаивания, при котором потери в процентах по массе щебня и гравия не превышают установленных значений.

Допускается оценивать морозостойкость щебня и гравия по числу циклов насыщения в растворе сернокислого натрия и высушивания. При несовпадении марок морозостойкость оценивают по результатам испытания замораживанием и оттаиванием.

Согласно пункту 4.6.2 ГОСТ 8267-93 щебень и гравий по морозостойкости подразделяют на следующие марки: F15, F25, F50, F100, F150, F200, F300, F400.

Показатели морозостойкости щебня и гравия при испытании замораживанием и оттаиванием или насыщением в растворе сернокислого натрия и высушиванием должны соответствовать указанным в таблице 8.

 

Вид испытания

Марка по морозостойкости щебня и гравия

F15

F25

F50

F100

F150

F200

F300

F400

Замораживание - оттаивание:

 

 

 

 

 

 

 

 

- число циклов

15

25

50

100

150

200

300

400

- потеря массы после испытания, %, не более

10

10

5

5

5

5

5

5

Насыщение в растворе сернокислого натрия - высушивание:

 

 

 

 

 

 

 

 

- число циклов

3

5

10

10

15

15

15

15

- потеря массы после испытания, %, не более

10

10

10

5

5

3

2

1

 

В соответствии с пунктом 5.2 ГОСТ 8267-93 приемку и поставку щебня и гравия производят партиями. Партией считают количество щебня (гравия) одной фракции (смеси фракций), установленное в договоре на поставку и одновременно отгружаемое одному потребителю в одном железнодорожном составе или одном судне. При отгрузке автомобильным транспортом партией считают количество щебня (гравия) одной фракции (смеси фракций), отгружаемое одному потребителю в течение суток.

Согласно пункту 5.3 ГОСТ 8267-93 для проверки соответствия качества щебня (гравия) требованиям настоящего стандарта проводят приемочный контроль и периодические испытания.

В соответствии с пунктом 5.4 ГОСТ 8267-93 при периодических испытаниях определяют:

- один раз в 10 суток - содержание зерен пластинчатой и игловатой формы и содержание дробленых зерен в щебне из гравия и валунов и содержание свободного волокна асбеста в щебне из асбестосодержащих пород;

- один раз в квартал - прочность и насыпную плотность, устойчивость структуры против распадов;

- один раз в год - морозостойкость и класс щебня (гравия) по значению удельной эффективной активности естественных радионуклидов, а также по требованию потребителей содержание вредных компонентов и примесей.

Следовательно, для определения значения показателей «Потеря массы после «Насыщения в растворе сернокислого натрия и высушивание» щебня» и «Потеря массы после «Замораживание и оттаивание» щебня» участники рассматриваемой закупки до подачи заявки на участие в конкурсе должны получить результаты испытания образцов от партии щебня для указания конкретного (неизменного) значения данного показателя в первой части заявки.

Таким образом, ГОСТ 8267-93 не предусматривает конкретные значения рассматриваемых показателей, а лишь предусматривает, что их истинное значение становится известным только после проведения необходимых испытаний образцов товара в предусмотренном государственном стандартом порядке.

Вместе с тем, при установлении заказчиком в Документации требований к описанию участниками закупки товаров следует учитывать, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем, требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.

Аналогичная позиция изложена в пункте 3 письма Федеральной антимонопольной службы № ИА/44536/16 от 01.07.2016  (далее – Письмо ФАС России), а также подтверждена решением Верховного Суда Российской Федерации от 09.02.2017 по делу № АКПИ16-1287.

Таким образом, Приложение № 6 в рассматриваемой части (позиция 11) устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе первых частей заявок на участие в открытом конкурсе помимо конкретных показателей товара (например, вид породы щебня, группа щебня и пр.) также результатов испытаний партий (образцов) таких товаров («потеря массы после «Насыщения в растворе сернокислого натрия и высушивание» щебня», «потеря массы после испытания «Замораживание и оттаивание» щебня»).

Указанные требования государственного заказчика приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при оформлении заявки иметь в наличии товар для представления подробных сведений относительно его химического состава, технологии производства, результатов его испытания.

Данная информация будет известна только после производства определенной партии товара и проведения ее испытания предприятием-изготовителем или потребителем при приемочном контроле.

Для потенциальных участников закупки, в свою очередь, данная информация станет достоверно известной только при приобретении определенной партии товара, поскольку конкретные значения показателей в отношении разных партий товара могут отличаться в пределах допустимых нормативов, установленных определенными ГОСТ.

Таким образом, в действиях государственного заказчика – ГОКУ «Новгородавтодор» содержатся нарушения пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, выразившиеся в несоблюдении правил описания объекта закупки, способном повлечь за собой ограничение количества участников открытого конкурса в электронной форме (требования к значениям показателей товара, которые становятся известны после проведения испытаний).

Таким образом, Жалоба является обоснованной полностью.

Одновременно с рассмотрением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией Новгородского УФАС России проведена внеплановая проверка осуществления закупки (определения поставщика) путем проведения открытого конкурса в электронной форме.

При проведении внеплановой проверки установлено следующее.

1. Согласно пункту 4 Инструкции при установлении заказчиком значений показателей (характеристик) в столбце 10, которые не могут изменяться, участник закупки должен указать конкретное значение показателя (характеристики), соответствующее значению установленному заказчиком.

В пункте 8 Инструкции указано, что каждое значение характеристики товара должно быть конкретным и иметь принадлежность к одному сорту или наименованию товара (указание показателей (характеристик) имеющих принадлежность к нескольким вариантам сортов или наименований товара будет расценено как не предоставление конкретного значения показателя (характеристики) предлагаемого товара, соответствующего значению, установленному документацией).

В соответствии с пунктом 9 Инструкции все варианты показателей (характеристик) товара планируемого к использованию при производстве работ недолжны вызывать двухсмысленного трактования и в соответствии с требованиями установленными Заказчиком, является - конкретными, диапазонными, одним из вариантов предложенным заказчиком или значением которое не может изменяться.

Из вышеизложенного следует, что при установлении государственным заказчиком требований к показателю (характеристике) товаров, удовлетворяющих потребности заказчика, значения которых не могут изменяться (столбец 10), участник должен указать в своей заявке такое значение показателя в неизменном виде, при этом оно должно быть конкретным.

Вместе с тем, государственным заказчиком – ГОКУ «Новгородавтодор» по ряду товаров установлены следующие требования:

  • к товару по позиции 4 «Песок для строительных работ» Приложения № 6 установлено требование по показателю «Засоряющие примеси», значение которого не может быть изменено (столбец 10 Таблицы), в следующем виде – «не должен содержать посторонних засоряющих примесей»;
  • к товару по позиции 6 «Эмульсия битумная дорожная в соответствии с ГОСТ Р 52128-2003» Приложения № 6 установлено требование по показателю «Устойчивость при транспортировании», значение которого не может быть изменено (столбец 10 Таблицы), в следующем виде - «не должна распадаться на воду и вяжущее».

При этом, как было отмечено выше, указание участником в своей заявке не конкретных значений, то есть в соответствии с нормами русского языка оборотов «не должен», «не должна» и т.д., в соответствии с требованиями Документации не допускается, но, при этом, участник должен изложить в своей заявке значения показателей, приведенные в 10 столбце Таблицы, в неизменном виде.

Указанное противоречие, допущенное государственным заказчиком – ГОКУ «Новгородавтодор»  при составлении технической части Документации вводит участников рассматриваемой закупки в заблуждение, а также может стать причиной недопуска участника к участию в конкурсе независимо от того, каким образом он представит в свой заявке значение данного показателя (с использованием оборотов «не должен» и «не должна» или без них), что, в свою очередь, является существенным ограничением числа участников рассматриваемого открытого конкурса в электронной форме.

Из вышеизложенного следует, что в действиях государственного заказчика – ГОКУ «Новгородавтодор» содержатся нарушения части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, выразившиеся в нарушении правил описания объекта закупки, а именно в ненадлежащем указании в Приложении № 6 требований к значениям показателей товаров с учетом положений имеющейся Инструкции.

Установленные в действиях государственного заказчика – ГОКУ «Новгородавтодор» нарушения Закона о контрактной системе указывают на наличие в действиях его должностного лица, утвердившего Документацию, признаков события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП).

2. Согласно части 1 статьи 54.5 Закона о контрактной системе срок рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме конкурсной комиссией не может превышать пять рабочих дней, а в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает один миллион рублей, один рабочий день с даты окончания срока подачи указанных заявок. В случае проведения открытого конкурса в электронной форме на поставку товара, выполнение работы либо оказание услуги в сфере науки, культуры или искусства этот срок не может превышать десять рабочих дней с даты окончания срока подачи указанных заявок независимо от начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с частью 2 статьи 54.5 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, содержащих информацию, предусмотренную частью 4 статьи 54.4 настоящего Федерального закона, конкурсная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком конкурсе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого конкурса или об отказе в допуске к участию в таком конкурсе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 3 настоящей статьи.

Согласно части 3 статьи 54.5 Закона о контрактной системе участник открытого конкурса в электронной форме не допускается к участию в открытом конкурсе в электронной форме в случае:

1) непредоставления информации, предусмотренной частью 4 статьи 54.4 настоящего Федерального закона (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом), или предоставления недостоверной информации;

2) несоответствия предложений участника открытого конкурса в электронной форме требованиям, предусмотренным пунктом 3 части 4 статьи 54.4 настоящего Федерального закона и установленным в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурсной документации;

3) указания в первой части заявки участника открытого конкурса в электронной форме сведений о таком участнике и (или) о предлагаемой им цене контракта.

Состав конкурсной комиссии по проведению рассматриваемого открытого конкурса в электронной форме утвержден Приказом Администрации № 54-зк от 05.02.2020 (в редакции Приказа Администрации № 140-зк от 02.03.2020).

Как следует из протокола рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 03.03.2020 (далее – Протокол от 03.03.2020), на участие в рассматриваемом открытом конкурсе в электронной форме было подано две заявки, одна из которых была признана не соответствующей требованиям конкурсной документации, в связи с чем конкурс был признан несостоявшимся в соответствии с частью 8 статьи 54.5 Закона о контрактной системе.

Согласно части 2 статьи 55.1 Закона о контрактной системе в случае, если открытый конкурс в электронной форме признан не состоявшимся по основанию, предусмотренному частью 8 статьи 54.5 настоящего Федерального закона в связи с тем, что по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме только одна заявка соответствует требованиям, указанным в конкурсной документации:

1) оператор электронной площадки в течение одного часа с момента получения протокола, указанного в части 6 статьи 54.5 настоящего Федерального закона, обязан направить заказчику вторую часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, а также информацию и электронные документы данного участника, предусмотренные частью 11 статьи 24.1 настоящего Федерального закона, уведомление единственному участнику такого конкурса;

2) конкурсная комиссия в течение трех рабочих дней с даты получения второй части заявки единственного участника на участие в открытом конкурсе в электронной форме, информации и электронных документов, указанных в пункте 1 настоящей части, рассматривает эту заявку и указанные информацию и документы на предмет соответствия требованиям настоящего Федерального закона и конкурсной документации и направляет оператору электронной площадки протокол рассмотрения заявки единственного участника открытого конкурса в электронной форме, подписанный членами конкурсной комиссии. Указанный протокол должен содержать следующую информацию:

а) решение о соответствии единственного участника открытого конкурса в электронной форме и поданной им заявки на участие в таком конкурсе требованиям настоящего Федерального закона и конкурсной документации либо о несоответствии данного участника и поданной им заявки на участие в таком конкурсе требованиям настоящего Федерального закона и конкурсной документации с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений настоящего Федерального закона и (или) законодательства Российской Федерации о контрактной системе, конкурсной документации, которым не соответствует эта заявка, и положений этой заявки, которые не соответствуют этим требованиям;

б) решение каждого присутствующего члена конкурсной комиссии в отношении единственного участника открытого конкурса в электронной форме и поданной им заявки на участие в таком конкурсе;

3) контракт заключается с единственным участником открытого конкурса в электронной форме, если данный участник и поданная им заявка признаны соответствующими требованиям настоящего Федерального закона и конкурсной документации, в соответствии с пунктом 25.1 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона в порядке, установленном статьей 83.2 настоящего Федерального закона.

Как следует из Протокола от 03.03.2020, а также протокола рассмотрения заявки единственного участника открытого конкурса в электронной форме от 06.03.2020, заявка общества с ограниченной ответственностью «Лоис» (далее – ООО «Лоис») была признана соответствующей требованиям Документации и Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, конкурсной комиссией уполномоченного органа – Администрации не было учтено следующее.

По позиции 12 Приложения № 6 установлен товар «Дорожная пластина».

В отношении данного товара установлены следующие показатели и требования к их значениям:

«Высота дорожной пластины» - нижняя граница диапазона 0 мм (столбец 8 Таблицы), верхняя граница диапазона 1250 мм (столбец 9 Таблицы);

«Диаметр, в который должна быть вписана проекция опорной плиты дорожной пластины в плане» - нижняя граница диапазона 275 мм (столбец 8 Таблицы), верхняя граница диапазона 400 мм (столбец 9 Таблицы);

«Ширина тел дорожной пластины» - нижняя граница диапазона 200 мм (столбец 8 Таблицы), верхняя граница диапазона 250 мм (столбец 9 Таблицы);

«Минимальная масса дорожной пластины» - минимальное значение показателя 7 (столбец 5 Таблицы);

«Пластина должна соответствовать ГОСТ» - конкретное, неизменное значение «32758-2014» (столбец 10 Таблицы).

Согласно пункту 1, 3, 4 при установлении заказчиком значений показателей (характеристик) в столбцах 5 и (или) 6, участник закупки должен указать конкретное значение показателей (характеристик) предлагаемого к поставке товара, которое не должно быть ниже минимального значения, установленного в столбце 5, и не должно превышать максимальное значение, установленное в столбце 6. При установлении заказчиком значений показателей (характеристик) в столбцах 8 и (или) 9, которые определяются диапазоном, участник закупки должен указать диапазон значений показателя (характеристики) предлагаемого товара, который не должно быть ниже минимального значения, установленного в столбце 8, и не должно превышать максимальное значение, установленное в столбце 9. При установлении заказчиком значений показателей (характеристик) в столбце 10, которые не могут изменяться, участник закупки должен указать конкретное значение показателя (характеристики), соответствующее значению установленному заказчиком.

Государственным заказчиком – ГОКУ «Новгородавтодор» по позиции 12 Приложения № 6 установлено, что товар «Дорожная пластина» должен соответствовать ГОСТ 32758-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Временные технические средства организации дорожного движения. Технические требования и правила применения».

Согласно разделу 1 ГОСТ 32758-2014 настоящий стандарт распространяется на технические средства организации дорожного движения, применяемые на временной основе на автомобильных дорогах общего пользования, устанавливает технические требования к ним и правила их применения.

В соответствии с пунктом 4.3.2.2 ГОСТ 32758-2014 допустимые значения геометрических параметров и минимальная масса дорожных пластин приведены в таблице 4.

Геометрические размеры дорожных пластин, мм

Минимальная масса дорожной пластины, кг

Высота дорожной пластины

Высота тела дорожной пластины

Диаметр, в который должна быть вписана проекция опорной плиты дорожной пластины в плане

Ширина тела дорожной пластины

Менее 1100

Не менее 1000

От 275 до 300 включительно

От 200 до 225 включительно

7

От 1100 до 1250 включительно

От 301 до 400 включительно

От 226 до 250 включительно

9

Таким образом, с учетом приведенных в таблице 4 ГОСТ 32758-2014 параметров, ГОСТ 32758-2014 выделяет 2 вида дорожных пластин, отличных по высоте, диаметру, в который должна быть вписана проекция опорной плиты дорожной пластины в плане, ширине тела и минимальной массе.

В заявке ООО «Лоис» в отношении товара «Дорожная пластина» указаны следующие значения вышеуказанных показателей:

«Высота дорожной пластины» - нижняя граница показателя – 1100 мм, верхняя граница показателя – 1150 мм;

«Диаметр, в который должна быть вписана проекция опорной плиты дорожной пластины в плане» - нижняя граница показателя – 340 мм, верхняя граница показателя – 341 мм;

«Ширина тел дорожной пластины» - нижняя граница показателя – 249 мм, верхняя граница показателя – 250 мм;

«Пластина должна соответствовать ГОСТ» - соответствует ГОСТ 32758-2014.

Как следует из приведенной таблицы 4 ГОСТ 32758-2014, для дорожных пластин с такими значениями данных показателей минимальная масса должны составлять 9 кг.

Однако, в заявке ООО «Лоис» указано следующее значение показателя «Минимальная масса дорожной пластины» - 8 кг.

Таким образом, представленная в заявке ООО «Лоис» информация о минимальной массе дорожной пластины является недостоверной, поскольку прямо противоречит требованиям ГОСТ 32758-2014.

С учетом значений вышеуказанных показателей, приведенных в заявке ООО «Лоис», минимальная масса дорожной пластины составляет 9 кг.

Учитывая вышеизложенное, в действиях конкурсной комиссии уполномоченного органа – Администрации содержится нарушение пункта 1 части 3 статьи 54.5 Закона о контрактной системе, выразившееся в признании заявки участника (идентификационный номер <...> ) соответствующей требованиям Документации и Закона о контрактной системе, тогда как такая заявка подлежала признанию несоответствующей по причине предоставления недостоверных сведений.

Установленные в действиях конкурсной комиссии уполномоченного органа – Администрации нарушения Закона о контрактной системе указывают на наличие в действиях членов конкурсной комиссии, признавших заявку ООО «Лоис» соответствующей требованиям Документации и Закона о контрактной системе, признаков события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 КоАП.

Вышеуказанные многочисленные нарушения законодательства о контрактной системе, установленные в действиях государственного заказчика – ГОКУ «Новгородавтодор» и конкурсной комиссии уполномоченного органа – Администрации являются существенными,  свидетельствуют об ограничении конкуренции при проведении открытого конкурса в электронной форме, вводят в заблуждение потенциальных участников данного открытого конкурса в электронной форме относительно действительных требований, предъявляемых заказчиком к содержанию заявок данных участников, привели к признанию рассматриваемого открытого конкурса в электронной форме несостоявшимся в соответствии с частью 8 статьи 54.5 Закона о контрактной системе, а также к признанию заявки с идентификационным номером 1 (ООО «Лоис») соответствующей требованиям Документации и Закона о контрактной системе, тогда как такая заявка должна была быть признана несоответствующей, что дает основание для выдачи предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе путем аннулирования торгов.

 

Руководствуясь статьями 33, 54.3, 54.4, 54.5, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу участника закупки - Общества с ограниченной ответственностью «Стройторг» (173003, Великий Новгород, ул. Германа, д. 25, пом. 2А)  на действия государственного заказчика – Государственного областного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор» (173000, г. Великий Новгород, ул. Славная, д. 55) при осуществлении им и уполномоченным органом – Администрацией Губернатора Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы - Софийская, д. 1, каб. 350) закупки (определении поставщика) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по реконструкции мостовых переходов на автомобильных дорогах общего пользования межмуниципального значения в Любытинском и Окуловском муниципальных районах Новгородской области, извещение № 0150200003920000025 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 06.02.2020, обоснованной.

2. Признать в действиях государственного заказчика - Государственного областного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор» нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.

3. Признать в действиях конкурсной комиссии уполномоченного органа – Администрации Губернатора Новгородской области нарушение пункта 1 части 3 статьи 54.5 Закона о контрактной системе.

4. Выдать государственному заказчику – Государственному областному казенному учреждению «Управление автомобильных дорог Новгородской области», уполномоченному органу – Администрации Губернатора Новгородской области, его конкурсной комиссии и оператору электронной площадки - АО «Электронные торговые системы» (НЭП) обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе путем аннулирования торгов.

5. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица государственного заказчика - Государственного областного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог Новгородской области» и членов конкурсной комиссии уполномоченного органа – Администрации Губернатора Новгородской области.

 

Председатель Комиссии                                 И.А. Куриков

                                                                                                                                

Члены Комиссии                                              А.Т. Иванов

                                                                               

                                                               А.В. Петрова          

           

Решение и предписание могут быть обжалованы в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны