Решение №1216/03 РЕШЕНИЕ № 053/06/33-117/2020 по результатам рассмотрения жал... от 11 марта 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDFГосударственному заказчику –
Государственному областному казенному учреждению «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор»
ул. Славная, д. 55,
Великий Новгород, 173000
Уполномоченному органу –
Администрации Губернатора
Новгородской области и его конкурсной комиссии
пл. Победы-Софийская, д. 1, каб. 350,
Великий Новгород, 173005
Оператору электронной площадки –
АО «Электронные торговые системы» (НЭП)
ул. Тестовская, д. 10, этаж 25,
г. Москва, 123112
e-mail: auditors@etpz.ru
Участнику закупки (подателю жалобы) –
ООО «Стройторг»
ул. Германа, д. 25, пом. 2А,
Великий Новгород, 173003
Исходящие № 1216/03 от 11.03.2020
РЕШЕНИЕ № 053/06/33-117/2020
по результатам рассмотрения жалобы
о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе
05 марта 2020 года Великий Новгород
Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:
Куриков И.А. – председатель Комиссии, заместитель руководителя - начальник отдела Управления;
Иванов А.Т. – член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления;
Петрова А.В. – член Комиссии, специалист-эксперт Управления,
в присутствии представителей:
государственного заказчика – Государственного областного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор» - <…> (доверенность № 7 от 09.01.2020) и <…> (доверенность № 70 от 02.03.2020), также являющегося членом конкурсной комиссии;
уполномоченного органа – Администрации Губернатора Новгородской области – <…> (доверенность 11-12/10 от 27.01.2020);
податель жалобы – Общество с ограниченной ответственностью «Стройторг» - надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения жалобы, своих представителей не направил, ходатайств не заявлял,
рассмотрев жалобу участника закупки (определения поставщика) – Общества с ограниченной ответственностью «Стройторг» (173003, Великий Новгород, ул. Германа, д. 25, пом. 2А; далее – ООО «Стройторг») на действия государственного заказчика – Государственного областного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор» (173000, Великий Новгород, ул. Славная, д. 55; далее – ГОКУ «Новгородавтодор») при осуществлении им и уполномоченным органом – Администрацией Губернатора Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы - Софийская, д. 1, каб. 350; далее – Администрация) закупки (определении поставщика) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по реконструкции мостовых переходов на автомобильных дорогах общего пользования межмуниципального значения в Любытинском и Окуловском муниципальных районах Новгородской области, извещение № 0150200003920000025 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 06.02.2020, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки (определения поставщика),
УСТАНОВИЛА:
27.02.2020 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки – ООО «Стройторг» на действия государственного заказчика – ГОКУ «Новгородавтодор» при осуществлении им и уполномоченным органом – Администрацией закупки (определении поставщика) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по реконструкции мостовых переходов на автомобильных дорогах общего пользования межмуниципального значения в Любытинском и Окуловском муниципальных районах Новгородской области, извещение № 0150200003920000025 о проведении которого было размещено на официальном сайте 06.02.2020 (далее – Жалоба).
Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Суть доводов Жалобы сводится к следующему.
1. В пункте 10 Приложения № 6 к конкурсной документации «Требования к значениям показателей (характеристик) товара, удовлетворяющие потребности Заказчика или показатели эквивалентности предлагаемого товара, используемого при выполнении работ» (далее – Приложение № 6) указано следующее наименование товара: «Брус деревянный из хвойных пород в соответствии с ГОСТ 8486-86».
При этом, в данном пункте Приложения № 6 установлены показатели к иному товару, а именно к бруску: «Длина бруска», «Ширина бруска», «Толщина бруска».
Брус и брусок являются пиломатериалами, которые отличаются друг от друга размерами.
Данные противоречия вводят потенциальных участников закупки в заблуждение относительно того, показатели какого товара (брус или брусок) в действительности необходимо указать в первой части заявки на участие в данном открытом конкурсе электронной форме.
2. В пункте 11 «Щебень 20-40» Приложения № 6 установлены, помимо прочих, показатели «Максимальная потеря массы после испытания «Насыщение в растворе сернокислого натрия и высушивание» щебня» и «Максимальная потеря массы после испытания «Замораживание и оттаивание» щебня», а также требования к значениям данных показателей.
При этом, значения данных показателей становятся известными только при испытании его определенной партии после его производства.
Данные действия заказчика приводят к ограничению конкуренции.
С учетом вышеизложенного, податель Жалобы просит признать в действиях государственного заказчика – ГОКУ «Новгородавтодор» нарушения Закона о контрактной системе и выдать ему обязательное для исполнения предписание об устранении таких нарушений.
Государственный заказчик – ГОКУ «Новгородавтодор» письменных возражений относительно доводов Жалобы не представил, на заседании Комиссии по рассмотрению Жалобы его представители дали устные пояснения следующего содержания.
1. В пункте 10 Приложения № 6 в наименовании показателей «Длинна бруска», «Ширина бруска», «Толщина бруска» заказчиком допущена техническая ошибка, в действительности вместо бруска должен был быть указан брус.
При этом, требования к значениям данных показателей не вводят потенциальных участников закупки в заблуждение, поскольку совокупность иных показателей, содержащиеся в данном пункте Приложения № 6, а также требований к их значениям, однозначно указывают именно на брус.
2. Установленные требования к значениям показателей «Максимальная потеря массы после испытания «Насыщение в растворе сернокислого натрия и высушивание» щебня» и «Максимальная потеря массы после испытания «Замораживание и оттаивание» щебня» установлены в соответствии с ГОСТ 8267-93 «Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия».
Уполномоченный орган – Администрация письменных возражений относительно доводов Жалобы не представил, на заседании Комиссии Новгородского УФАС России по рассмотрению Жалобы его представитель указал, что запросов о даче разъяснений положений конкурсной документации от потенциальных участников рассматриваемой закупки не поступало, на участие в конкурсе поступило две заявки, одна из которых была признана не соответствующей требованиям конкурсной документации.
В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.
1. В феврале - марте 2020 года государственным заказчиком – ГОКУ «Новгородавтодор» и уполномоченным органом – Администрацией осуществлялась закупка путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по реконструкции мостовых переходов на автомобильных дорогах общего пользования межмуниципального значения в Любытинском и Окуловском муниципальных районах Новгородской области, извещение № 0150200003920000025 о проведении которого было размещено на официальном сайте 06.02.2020 (начальная (максимальная) цена контракта – 107 394 995,82 рублей).
Конкурсная документация (далее – Документация) утверждена и.о. начальника ГОКУ «Новгородавтодор» <…> 30.01.2020.
1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Государственным заказчиком - ГОКУ «Новгородавтодор» в пункте 3.1 Документации определен объект рассматриваемой закупки – выполнение работ по реконструкции мостовых переходов на автомобильных дорогах общего пользования межмуниципального значения в Любытинском и Окуловском муниципальных районах Новгородской области.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено требование об использовании при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать предусмотренные статьей 54.4 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.
В соответствии с частью 4 статьи 54.4 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать:
1) согласие участника открытого конкурса в электронной форме на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных конкурсной документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) предложение участника открытого конкурса в электронной форме о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки при установлении в конкурсной документации критерия, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона. При этом отсутствие указанного предложения не является основанием для принятия решения об отказе участнику закупки в допуске к участию в открытом конкурсе в электронной форме;
3) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным конкурсной документацией, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в открытом конкурсе в электронной форме в случае отсутствия в конкурсной документации указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в конкурсной документации.
В пункте 10.3 Документации государственным заказчиком – ГОКУ «Новгородавтодор» требования к содержанию первых частей заявок на участие в рассматриваемом конкурсе установлены в следующем виде:
согласие участника электронного конкурса на выполнение работы на условиях, предусмотренных конкурсной документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного конкурса (подпункт 10.3.1 пункта 10.3 Документации);
наименование страны происхождения товара (подпункт 10.3.3 пункта 10.3 Документации);
конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным конкурсной документацией, и указание на товарный знак (при наличии) (подпункт 10.3.4 пункта 10.3 Документации).
Согласно пункту 10.5.4 Документации информация о конкретных показателях товара оформляется в произвольной форме, инструкция по её заполнению (далее – Инструкция) содержится в Приложении № 6.
Приложение № 6 представляет собой таблицу, содержащую наименования показателей (характеристик) товаров, а также требования к значениям данных показателей, удовлетворяющие потребности государственного заказчика – ГОКУ «Новгородавтодор» (далее – Таблицу).
В столбце 2 Таблицы содержатся наименования товаров. Показатели (характеристики) данных товаров содержатся в столбце 4 Таблицы.
Требования к значениям показателей, удовлетворяющие потребности государственного заказчика, в Приложении № 6 представлены в виде следующих столбцов: «Минимальное значение показателя» (столбец 5), «Максимальное значение показателя» (столбец 6), «Показатели (характеристики), для которых указаны варианты значений» (столбец 7), «Показатели (характеристики), значения которых не могут изменяться» (столбец 10), а также для случаев, когда показатели (характеристики) определяются диапазоном значений: столбец 8 – «Нижняя граница диапазона» и столбец 9 «Верхняя граница диапазона».
В столбце 11 («Единицы измерения») Таблицы установлены единицы измерении показателей товаров.
В пункте 10 Приложения № 6 указан товар «Брус деревянный из хвойных пород в соответствии с ГОСТ 8486-86».
Вместе с тем, в этом же пункте Приложения № 6 установлены следующие показатели и требования к их значениям:
длина бруска – минимальное значение показателя (столбец 5 Таблицы) – 4 м, максимальное значение показателя (столбец 6 Таблицы) – 6,5 м;
ширина бруска - минимальное значение показателя (столбец 5 Таблицы) – 75 мм, максимальное значение показателя (столбец 6 Таблицы) – 150 мм;
толщина бруска - минимальное значение показателя (столбец 5 Таблицы) – 40 мм, максимальное значение показателя (столбец 6 Таблицы) – 125 мм.
Согласно пункту 1.1 ГОСТ 8486-86 «Пиломатериалы хвойных пород. Технические условия» пиломатериалы разделяют на обрезные, необрезные, доски, бруски и брусья.
Термины и определения - по ГОСТ 18288.
Как следует из пунктов 16, 20 ГОСТ 18288-87 «Производство лесопильное. Термины и определения» брус - пиломатериал толщиной и шириной 100 мм и более; брусок - пиломатериал толщиной до 100 мм и шириной не более двойной толщины.
Таким образом, понятия брус и брусок не являются идентичными. Брус и брусок являются разными пиломатериалами.
То есть, в наименовании товара (столбец 2 Таблицы) указан брус, тогда как три вышеуказанных показателя установлены в отношении другого товара - бруска.
При этом, под установленные в Приложении № 6 требования к значениям трех вышеуказанных показателей подходит как брус, так и брусок.
Таким образом, потенциальные участники закупки вводятся в заблуждение относительно того, какой товар действительно требуется заказчику по позиции 10 Приложения № 6, что, в свою очередь, может привести к недопуску лиц, подавших заявки на участие в рассматриваемом конкурсе, к участию в нем.
Фактически, по данной позиции Приложения № 6 участники закупки должны указывать значения 3 показателей иного товара (бруска) нежели тот, который указан в наименовании данной позиции (брус).
Так, в заявке участника – Общества с ограниченной ответственностью «Лоис» (далее – ООО «Лоис»), который был допущен к участию в открытом конкурсе приведены значения данных показателей именно в отношений бруска (ширина – 100 мм, толщина – 60 мм).
Учитывая вышеизложенное, в действиях государственного заказчика – ГОКУ «Новгородавтодор» содержатся нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, выразившиеся в нарушении правил описания объекта закупки, а именно в указании в пункте 10 Приложения № 6 показателей для иного товара (бруска), не относящихся к функциональным характеристикам товара (бруса), поставляемого заказчику при выполнении работ, являющихся объектом закупки.
В данной части Жалоба является обоснованной.
2. Для товара по позиции 11 «Щебень 20-40» Приложения № 6 государственным заказчиком – ГОКУ «Новгородавтодор» установлены показатели «Максимальная потеря массы после испытания «Насыщение в растворе сернокислого натрия и высушивание» щебня» и «Максимальная потеря массы после испытания «Замораживание и оттаивание» щебня», а также требования к их максимальному значению – 5 % (столбец 6 «Максимальное значение показателя» Таблицы) (для обоих показателей).
Требования к рассматриваемому товару установлены государственным заказчиком в соответствии с положениями ГОСТ 8267-93 «Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия».
По позиции 11 Приложения № 6 государственным заказчиком также предусмотрены показатель «Морозостойкость щебня» и его минимальное значение - «F100» (столбец 5 Таблицы.
В соответствии с пунктом 4.6.1 ГОСТ 8267-93 морозостойкость щебня и гравия характеризуют числом циклов замораживания и оттаивания, при котором потери в процентах по массе щебня и гравия не превышают установленных значений.
Допускается оценивать морозостойкость щебня и гравия по числу циклов насыщения в растворе сернокислого натрия и высушивания. При несовпадении марок морозостойкость оценивают по результатам испытания замораживанием и оттаиванием.
Согласно пункту 4.6.2 ГОСТ 8267-93 щебень и гравий по морозостойкости подразделяют на следующие марки: F15, F25, F50, F100, F150, F200, F300, F400.
Показатели морозостойкости щебня и гравия при испытании замораживанием и оттаиванием или насыщением в растворе сернокислого натрия и высушиванием должны соответствовать указанным в таблице 8.
Вид испытания |
Марка по морозостойкости щебня и гравия |
|||||||
F15 |
F25 |
F50 |
F100 |
F150 |
F200 |
F300 |
F400 |
|
Замораживание - оттаивание: |
|
|
|
|
|
|
|
|
- число циклов |
15 |
25 |
50 |
100 |
150 |
200 |
300 |
400 |
- потеря массы после испытания, %, не более |
10 |
10 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
Насыщение в растворе сернокислого натрия - высушивание: |
|
|
|
|
|
|
|
|
- число циклов |
3 |
5 |
10 |
10 |
15 |
15 |
15 |
15 |
- потеря массы после испытания, %, не более |
10 |
10 |
10 |
5 |
5 |
3 |
2 |
1 |
В соответствии с пунктом 5.2 ГОСТ 8267-93 приемку и поставку щебня и гравия производят партиями. Партией считают количество щебня (гравия) одной фракции (смеси фракций), установленное в договоре на поставку и одновременно отгружаемое одному потребителю в одном железнодорожном составе или одном судне. При отгрузке автомобильным транспортом партией считают количество щебня (гравия) одной фракции (смеси фракций), отгружаемое одному потребителю в течение суток.
Согласно пункту 5.3 ГОСТ 8267-93 для проверки соответствия качества щебня (гравия) требованиям настоящего стандарта проводят приемочный контроль и периодические испытания.
В соответствии с пунктом 5.4 ГОСТ 8267-93 при периодических испытаниях определяют:
- один раз в 10 суток - содержание зерен пластинчатой и игловатой формы и содержание дробленых зерен в щебне из гравия и валунов и содержание свободного волокна асбеста в щебне из асбестосодержащих пород;
- один раз в квартал - прочность и насыпную плотность, устойчивость структуры против распадов;
- один раз в год - морозостойкость и класс щебня (гравия) по значению удельной эффективной активности естественных радионуклидов, а также по требованию потребителей содержание вредных компонентов и примесей.
Следовательно, для определения значения показателей «Потеря массы после «Насыщения в растворе сернокислого натрия и высушивание» щебня» и «Потеря массы после «Замораживание и оттаивание» щебня» участники рассматриваемой закупки до подачи заявки на участие в конкурсе должны получить результаты испытания образцов от партии щебня для указания конкретного (неизменного) значения данного показателя в первой части заявки.
Таким образом, ГОСТ 8267-93 не предусматривает конкретные значения рассматриваемых показателей, а лишь предусматривает, что их истинное значение становится известным только после проведения необходимых испытаний образцов товара в предусмотренном государственном стандартом порядке.
Вместе с тем, при установлении заказчиком в Документации требований к описанию участниками закупки товаров следует учитывать, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем, требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Аналогичная позиция изложена в пункте 3 письма Федеральной антимонопольной службы № ИА/44536/16 от 01.07.2016 (далее – Письмо ФАС России), а также подтверждена решением Верховного Суда Российской Федерации от 09.02.2017 по делу № АКПИ16-1287.
Таким образом, Приложение № 6 в рассматриваемой части (позиция 11) устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе первых частей заявок на участие в открытом конкурсе помимо конкретных показателей товара (например, вид породы щебня, группа щебня и пр.) также результатов испытаний партий (образцов) таких товаров («потеря массы после «Насыщения в растворе сернокислого натрия и высушивание» щебня», «потеря массы после испытания «Замораживание и оттаивание» щебня»).
Указанные требования государственного заказчика приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при оформлении заявки иметь в наличии товар для представления подробных сведений относительно его химического состава, технологии производства, результатов его испытания.
Данная информация будет известна только после производства определенной партии товара и проведения ее испытания предприятием-изготовителем или потребителем при приемочном контроле.
Для потенциальных участников закупки, в свою очередь, данная информация станет достоверно известной только при приобретении определенной партии товара, поскольку конкретные значения показателей в отношении разных партий товара могут отличаться в пределах допустимых нормативов, установленных определенными ГОСТ.
Таким образом, в действиях государственного заказчика – ГОКУ «Новгородавтодор» содержатся нарушения пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, выразившиеся в несоблюдении правил описания объекта закупки, способном повлечь за собой ограничение количества участников открытого конкурса в электронной форме (требования к значениям показателей товара, которые становятся известны после проведения испытаний).
Таким образом, Жалоба является обоснованной полностью.
Одновременно с рассмотрением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией Новгородского УФАС России проведена внеплановая проверка осуществления закупки (определения поставщика) путем проведения открытого конкурса в электронной форме.
При проведении внеплановой проверки установлено следующее.
1. Согласно пункту 4 Инструкции при установлении заказчиком значений показателей (характеристик) в столбце 10, которые не могут изменяться, участник закупки должен указать конкретное значение показателя (характеристики), соответствующее значению установленному заказчиком.
В пункте 8 Инструкции указано, что каждое значение характеристики товара должно быть конкретным и иметь принадлежность к одному сорту или наименованию товара (указание показателей (характеристик) имеющих принадлежность к нескольким вариантам сортов или наименований товара будет расценено как не предоставление конкретного значения показателя (характеристики) предлагаемого товара, соответствующего значению, установленному документацией).
В соответствии с пунктом 9 Инструкции все варианты показателей (характеристик) товара планируемого к использованию при производстве работ недолжны вызывать двухсмысленного трактования и в соответствии с требованиями установленными Заказчиком, является - конкретными, диапазонными, одним из вариантов предложенным заказчиком или значением которое не может изменяться.
Из вышеизложенного следует, что при установлении государственным заказчиком требований к показателю (характеристике) товаров, удовлетворяющих потребности заказчика, значения которых не могут изменяться (столбец 10), участник должен указать в своей заявке такое значение показателя в неизменном виде, при этом оно должно быть конкретным.
Вместе с тем, государственным заказчиком – ГОКУ «Новгородавтодор» по ряду товаров установлены следующие требования:
- к товару по позиции 4 «Песок для строительных работ» Приложения № 6 установлено требование по показателю «Засоряющие примеси», значение которого не может быть изменено (столбец 10 Таблицы), в следующем виде – «не должен содержать посторонних засоряющих примесей»;
- к товару по позиции 6 «Эмульсия битумная дорожная в соответствии с ГОСТ Р 52128-2003» Приложения № 6 установлено требование по показателю «Устойчивость при транспортировании», значение которого не может быть изменено (столбец 10 Таблицы), в следующем виде - «не должна распадаться на воду и вяжущее».
При этом, как было отмечено выше, указание участником в своей заявке не конкретных значений, то есть в соответствии с нормами русского языка оборотов «не должен», «не должна» и т.д., в соответствии с требованиями Документации не допускается, но, при этом, участник должен изложить в своей заявке значения показателей, приведенные в 10 столбце Таблицы, в неизменном виде.
Указанное противоречие, допущенное государственным заказчиком – ГОКУ «Новгородавтодор» при составлении технической части Документации вводит участников рассматриваемой закупки в заблуждение, а также может стать причиной недопуска участника к участию в конкурсе независимо от того, каким образом он представит в свой заявке значение данного показателя (с использованием оборотов «не должен» и «не должна» или без них), что, в свою очередь, является существенным ограничением числа участников рассматриваемого открытого конкурса в электронной форме.
Из вышеизложенного следует, что в действиях государственного заказчика – ГОКУ «Новгородавтодор» содержатся нарушения части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, выразившиеся в нарушении правил описания объекта закупки, а именно в ненадлежащем указании в Приложении № 6 требований к значениям показателей товаров с учетом положений имеющейся Инструкции.
Установленные в действиях государственного заказчика – ГОКУ «Новгородавтодор» нарушения Закона о контрактной системе указывают на наличие в действиях его должностного лица, утвердившего Документацию, признаков события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП).
2. Согласно части 1 статьи 54.5 Закона о контрактной системе срок рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме конкурсной комиссией не может превышать пять рабочих дней, а в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает один миллион рублей, один рабочий день с даты окончания срока подачи указанных заявок. В случае проведения открытого конкурса в электронной форме на поставку товара, выполнение работы либо оказание услуги в сфере науки, культуры или искусства этот срок не может превышать десять рабочих дней с даты окончания срока подачи указанных заявок независимо от начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 54.5 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, содержащих информацию, предусмотренную частью 4 статьи 54.4 настоящего Федерального закона, конкурсная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком конкурсе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого конкурса или об отказе в допуске к участию в таком конкурсе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 3 настоящей статьи.
Согласно части 3 статьи 54.5 Закона о контрактной системе участник открытого конкурса в электронной форме не допускается к участию в открытом конкурсе в электронной форме в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 4 статьи 54.4 настоящего Федерального закона (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом), или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия предложений участника открытого конкурса в электронной форме требованиям, предусмотренным пунктом 3 части 4 статьи 54.4 настоящего Федерального закона и установленным в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурсной документации;
3) указания в первой части заявки участника открытого конкурса в электронной форме сведений о таком участнике и (или) о предлагаемой им цене контракта.
Состав конкурсной комиссии по проведению рассматриваемого открытого конкурса в электронной форме утвержден Приказом Администрации № 54-зк от 05.02.2020 (в редакции Приказа Администрации № 140-зк от 02.03.2020).
Как следует из протокола рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 03.03.2020 (далее – Протокол от 03.03.2020), на участие в рассматриваемом открытом конкурсе в электронной форме было подано две заявки, одна из которых была признана не соответствующей требованиям конкурсной документации, в связи с чем конкурс был признан несостоявшимся в соответствии с частью 8 статьи 54.5 Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 55.1 Закона о контрактной системе в случае, если открытый конкурс в электронной форме признан не состоявшимся по основанию, предусмотренному частью 8 статьи 54.5 настоящего Федерального закона в связи с тем, что по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме только одна заявка соответствует требованиям, указанным в конкурсной документации:
1) оператор электронной площадки в течение одного часа с момента получения протокола, указанного в части 6 статьи 54.5 настоящего Федерального закона, обязан направить заказчику вторую часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, а также информацию и электронные документы данного участника, предусмотренные частью 11 статьи 24.1 настоящего Федерального закона, уведомление единственному участнику такого конкурса;
2) конкурсная комиссия в течение трех рабочих дней с даты получения второй части заявки единственного участника на участие в открытом конкурсе в электронной форме, информации и электронных документов, указанных в пункте 1 настоящей части, рассматривает эту заявку и указанные информацию и документы на предмет соответствия требованиям настоящего Федерального закона и конкурсной документации и направляет оператору электронной площадки протокол рассмотрения заявки единственного участника открытого конкурса в электронной форме, подписанный членами конкурсной комиссии. Указанный протокол должен содержать следующую информацию:
а) решение о соответствии единственного участника открытого конкурса в электронной форме и поданной им заявки на участие в таком конкурсе требованиям настоящего Федерального закона и конкурсной документации либо о несоответствии данного участника и поданной им заявки на участие в таком конкурсе требованиям настоящего Федерального закона и конкурсной документации с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений настоящего Федерального закона и (или) законодательства Российской Федерации о контрактной системе, конкурсной документации, которым не соответствует эта заявка, и положений этой заявки, которые не соответствуют этим требованиям;
б) решение каждого присутствующего члена конкурсной комиссии в отношении единственного участника открытого конкурса в электронной форме и поданной им заявки на участие в таком конкурсе;
3) контракт заключается с единственным участником открытого конкурса в электронной форме, если данный участник и поданная им заявка признаны соответствующими требованиям настоящего Федерального закона и конкурсной документации, в соответствии с пунктом 25.1 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона в порядке, установленном статьей 83.2 настоящего Федерального закона.
Как следует из Протокола от 03.03.2020, а также протокола рассмотрения заявки единственного участника открытого конкурса в электронной форме от 06.03.2020, заявка общества с ограниченной ответственностью «Лоис» (далее – ООО «Лоис») была признана соответствующей требованиям Документации и Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, конкурсной комиссией уполномоченного органа – Администрации не было учтено следующее.
По позиции 12 Приложения № 6 установлен товар «Дорожная пластина».
В отношении данного товара установлены следующие показатели и требования к их значениям:
«Высота дорожной пластины» - нижняя граница диапазона 0 мм (столбец 8 Таблицы), верхняя граница диапазона 1250 мм (столбец 9 Таблицы);
«Диаметр, в который должна быть вписана проекция опорной плиты дорожной пластины в плане» - нижняя граница диапазона 275 мм (столбец 8 Таблицы), верхняя граница диапазона 400 мм (столбец 9 Таблицы);
«Ширина тел дорожной пластины» - нижняя граница диапазона 200 мм (столбец 8 Таблицы), верхняя граница диапазона 250 мм (столбец 9 Таблицы);
«Минимальная масса дорожной пластины» - минимальное значение показателя 7 (столбец 5 Таблицы);
«Пластина должна соответствовать ГОСТ» - конкретное, неизменное значение «32758-2014» (столбец 10 Таблицы).
Согласно пункту 1, 3, 4 при установлении заказчиком значений показателей (характеристик) в столбцах 5 и (или) 6, участник закупки должен указать конкретное значение показателей (характеристик) предлагаемого к поставке товара, которое не должно быть ниже минимального значения, установленного в столбце 5, и не должно превышать максимальное значение, установленное в столбце 6. При установлении заказчиком значений показателей (характеристик) в столбцах 8 и (или) 9, которые определяются диапазоном, участник закупки должен указать диапазон значений показателя (характеристики) предлагаемого товара, который не должно быть ниже минимального значения, установленного в столбце 8, и не должно превышать максимальное значение, установленное в столбце 9. При установлении заказчиком значений показателей (характеристик) в столбце 10, которые не могут изменяться, участник закупки должен указать конкретное значение показателя (характеристики), соответствующее значению установленному заказчиком.
Государственным заказчиком – ГОКУ «Новгородавтодор» по позиции 12 Приложения № 6 установлено, что товар «Дорожная пластина» должен соответствовать ГОСТ 32758-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Временные технические средства организации дорожного движения. Технические требования и правила применения».
Согласно разделу 1 ГОСТ 32758-2014 настоящий стандарт распространяется на технические средства организации дорожного движения, применяемые на временной основе на автомобильных дорогах общего пользования, устанавливает технические требования к ним и правила их применения.
В соответствии с пунктом 4.3.2.2 ГОСТ 32758-2014 допустимые значения геометрических параметров и минимальная масса дорожных пластин приведены в таблице 4.
Геометрические размеры дорожных пластин, мм |
Минимальная масса дорожной пластины, кг |
|||
Высота дорожной пластины |
Высота тела дорожной пластины |
Диаметр, в который должна быть вписана проекция опорной плиты дорожной пластины в плане |
Ширина тела дорожной пластины |
|
Менее 1100 |
Не менее 1000 |
От 275 до 300 включительно |
От 200 до 225 включительно |
7 |
От 1100 до 1250 включительно |
От 301 до 400 включительно |
От 226 до 250 включительно |
9 |
Таким образом, с учетом приведенных в таблице 4 ГОСТ 32758-2014 параметров, ГОСТ 32758-2014 выделяет 2 вида дорожных пластин, отличных по высоте, диаметру, в который должна быть вписана проекция опорной плиты дорожной пластины в плане, ширине тела и минимальной массе.
В заявке ООО «Лоис» в отношении товара «Дорожная пластина» указаны следующие значения вышеуказанных показателей:
«Высота дорожной пластины» - нижняя граница показателя – 1100 мм, верхняя граница показателя – 1150 мм;
«Диаметр, в который должна быть вписана проекция опорной плиты дорожной пластины в плане» - нижняя граница показателя – 340 мм, верхняя граница показателя – 341 мм;
«Ширина тел дорожной пластины» - нижняя граница показателя – 249 мм, верхняя граница показателя – 250 мм;
«Пластина должна соответствовать ГОСТ» - соответствует ГОСТ 32758-2014.
Как следует из приведенной таблицы 4 ГОСТ 32758-2014, для дорожных пластин с такими значениями данных показателей минимальная масса должны составлять 9 кг.
Однако, в заявке ООО «Лоис» указано следующее значение показателя «Минимальная масса дорожной пластины» - 8 кг.
Таким образом, представленная в заявке ООО «Лоис» информация о минимальной массе дорожной пластины является недостоверной, поскольку прямо противоречит требованиям ГОСТ 32758-2014.
С учетом значений вышеуказанных показателей, приведенных в заявке ООО «Лоис», минимальная масса дорожной пластины составляет 9 кг.
Учитывая вышеизложенное, в действиях конкурсной комиссии уполномоченного органа – Администрации содержится нарушение пункта 1 части 3 статьи 54.5 Закона о контрактной системе, выразившееся в признании заявки участника (идентификационный номер <...> ) соответствующей требованиям Документации и Закона о контрактной системе, тогда как такая заявка подлежала признанию несоответствующей по причине предоставления недостоверных сведений.
Установленные в действиях конкурсной комиссии уполномоченного органа – Администрации нарушения Закона о контрактной системе указывают на наличие в действиях членов конкурсной комиссии, признавших заявку ООО «Лоис» соответствующей требованиям Документации и Закона о контрактной системе, признаков события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 КоАП.
Вышеуказанные многочисленные нарушения законодательства о контрактной системе, установленные в действиях государственного заказчика – ГОКУ «Новгородавтодор» и конкурсной комиссии уполномоченного органа – Администрации являются существенными, свидетельствуют об ограничении конкуренции при проведении открытого конкурса в электронной форме, вводят в заблуждение потенциальных участников данного открытого конкурса в электронной форме относительно действительных требований, предъявляемых заказчиком к содержанию заявок данных участников, привели к признанию рассматриваемого открытого конкурса в электронной форме несостоявшимся в соответствии с частью 8 статьи 54.5 Закона о контрактной системе, а также к признанию заявки с идентификационным номером 1 (ООО «Лоис») соответствующей требованиям Документации и Закона о контрактной системе, тогда как такая заявка должна была быть признана несоответствующей, что дает основание для выдачи предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе путем аннулирования торгов.
Руководствуясь статьями 33, 54.3, 54.4, 54.5, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу участника закупки - Общества с ограниченной ответственностью «Стройторг» (173003, Великий Новгород, ул. Германа, д. 25, пом. 2А) на действия государственного заказчика – Государственного областного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор» (173000, г. Великий Новгород, ул. Славная, д. 55) при осуществлении им и уполномоченным органом – Администрацией Губернатора Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы - Софийская, д. 1, каб. 350) закупки (определении поставщика) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по реконструкции мостовых переходов на автомобильных дорогах общего пользования межмуниципального значения в Любытинском и Окуловском муниципальных районах Новгородской области, извещение № 0150200003920000025 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 06.02.2020, обоснованной.
2. Признать в действиях государственного заказчика - Государственного областного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор» нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях конкурсной комиссии уполномоченного органа – Администрации Губернатора Новгородской области нарушение пункта 1 части 3 статьи 54.5 Закона о контрактной системе.
4. Выдать государственному заказчику – Государственному областному казенному учреждению «Управление автомобильных дорог Новгородской области», уполномоченному органу – Администрации Губернатора Новгородской области, его конкурсной комиссии и оператору электронной площадки - АО «Электронные торговые системы» (НЭП) обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе путем аннулирования торгов.
5. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица государственного заказчика - Государственного областного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог Новгородской области» и членов конкурсной комиссии уполномоченного органа – Администрации Губернатора Новгородской области.
Председатель Комиссии И.А. Куриков
Члены Комиссии А.Т. Иванов
А.В. Петрова
Решение и предписание могут быть обжалованы в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.