Решение №3144/03 РЕШЕНИЕ № 053/06/33-305/2020 по результатам рассмотрения жал... от 19 июня 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Государственному заказчику –

Министерству спорта и молодежной политики Новгородской области

 

ул. Великая, д. 9/3,

Великий Новгород, 173001

 

 

Уполномоченному органу –

Администрации Губернатора

Новгородской области

и его аукционной комиссии

 

пл. Победы-Софийская, д. 1, каб. 350,

Великий Новгород, 173005

 

 

Оператору электронной площадки –

ЗАО «Сбербанк-АСТ» (для сведения)

 

e-mail: ko@sberbank-ast.ru

 

 

Подателю жалобы –

ИП «….»

 

«….»,

Владимирская область, 601525

 

 

Исходящие № 3144/03 от 19.06.2020

 

РЕШЕНИЕ № 053/06/33-305/2020

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

16 июня 2020 года                                                                                    Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:

Куриков И.А. – председатель Комиссии, заместитель руководителя – начальник отдела Управления;

Михайлов С.О. – член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления;

Фомин М.Е. – член Комиссии, специалист-эксперт Управления,

в присутствии представителей:

государственного заказчика – Министерства спорта и молодежной политики Новгородской области (173001, г. Великий Новгород, ул. Великая, д. 9/3; далее – Министерство)«….» (доверенность от 11.06.2020);

подателя жалобы – Индивидуального предпринимателя «….»«….» (доверенность от 11.06.2020),

уполномоченный орган – Администрация Губернатора Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы - Софийская, д. 1, каб. 350; далее – Администрация) должным образом уведомлен о месте, дате и времени заседания Комиссии Новгородского УФАС России по рассмотрению жалобы, своих представителей для участия в рассмотрении жалобы не направил,

рассмотрев жалобу участника закупки – ИП «….» на действия государственного заказчикаМинистерства при осуществлении им и уполномоченным органом – Администрацией закупки (определении исполнителя) путем проведения открытого аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку спортивно-технологического оборудования для создания малых спортивных площадок, извещение № 0150200003920000419 в редакции № ИИ2 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 29.05.2020, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки (определения поставщика),

 

УСТАНОВИЛА:

 

08.06.2020 вх. № 4055 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки – ИП «….» на действия государственного заказчикаМинистерства при осуществлении им и уполномоченным органом – Администрацией закупки (определении исполнителя) путем проведения открытого аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку спортивно-технологического оборудования для создания малых спортивных площадок, извещение № 0150200003920000419 в редакции № ИИ2 о проведении которого было размещено на официальном сайте 29.05.2020 (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

Суть доводов Жалобы сводится к следующему.

Представленное государственным заказчиком – Министерством в документации о проведении рассматриваемого электронного аукциона (далее – Документация) описание объекта закупки содержит ряд требований к техническим характеристикам поставляемого товара, позволяющих предложить к поставке товар только двух конкретных производителей, что приводит к ограничению количества участников закупки и не соответствует положениям статьи 8 Закона о контактной системе.

По мнению подателя Жалобы, таким, ограничивающим круг участников закупки, требованием является показатель, установленный заказчиком для большинства закупаемых товаров, – «надпись ГТО на одной из половинок хомута методом лазерной резки*» в совокупности с неизменяемым значением данного показателя – «наличие».

При этом, в соответствии со статьей 31.5 Федерального закона от 04 декабря 2007 года № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (далее – Закон о физической культуре и спорте) символика комплекса ГТО (словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации, в том числе изображения знаков отличия комплекса ГТО и производные от них) подлежит охране в соответствии с законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности. Физкультурно-спортивные клубы и их объединения вправе использовать наименование «Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) или образованные на его основе слова и словосочетания в своих наименованиях в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, если иное не установлено федеральными законами. Исключительные права на символику комплекса ГТО принадлежат федеральному органу исполнительной власти в области физической культуры и спорта. Федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта вправе самостоятельно использовать символику комплекса ГТО в некоммерческих целях, в том числе в целях пропаганды комплекса ГТО, занятий физической культурой и спортом, здорового образа жизни. Федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта вправе предоставлять организациям право использования символики комплекса ГТО. Такие организации в соответствии с законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности вправе использовать символику комплекса ГТО и предоставлять право ее использования по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта иным лицам с учетом того, что любое использование в коммерческих целях символики комплекса ГТО допускается только при условии направления полученных средств на реализацию мероприятий по подготовке населения к выполнению нормативов испытаний (тестов) комплекса ГТО и мероприятий по выполнению таких нормативов.

Согласно открытым источникам информации, необходимый к поставке товар, изготавливается только двумя компаниями, которые имеют сублицензию ГТО (имеют право на использование символики «ГТО» при изготовлении своей продукции):

  • Компания «СО ГТО» реализует продукцию компании MB Barbell;
  • Компания «Barbell.ru» реализует продукцию компании IronKing.

Это подтверждается каталогами и иной информацией, расположенной в свободном доступе, в частности – на портале программы «Готов к труду и обороне» – https://www.gto.ru/licensing/program/.

Исходя из изложенного, заказчик ограничил участников рассматриваемой закупки в выборе к поставке товаров, производимых лишь двумя компаниями – MB Barbell и IronKing.

Кроме того, по мнению подателя Жалобы заказчиком в Документации установлены и иные требования к характеристикам товаров, являющихся объектом рассматриваемой закупки, которые являются излишними и влекут за собой ограничения количества участников закупки.

Так, например, к товару по позиции 23 «Уличный силовой тренажер для развития мускулатуры спины, плечевого пояса, бицепса, пресса с изменяемой нагрузкой» таблицы «Функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки» (приложение № 1 к Документации; далее – Таблица) государственным заказчиком – Министерством установлены следующие излишние требования:

  • показатель «рычаги подвижной рамы» с неизменяемым значением показателя «оснащены рукоятками из стального круга. В местах хвата на рукоятки с помощью специального молекулярного клея закреплены ручки из ПВХ имеющие анатомическую противоскользящую поверхность»;
  • показатель «метод крепления» с неизменяемым значением показателя «сквозное крепление накопителей через  специальные  втулки, вваренные в профиль подвижной рамы. Крепление вертикальных и горизонтальных накопителей осуществляется гайками, оснащенными антивандальными и антикоррозийными колпачками из ПВХ»;
  • показатель «особенности комплектации» с неизменяемым значением показателя «на упор для груди и сиденье установлены накладки из бакелитовой Фанеры. На тренажере размещена нестираемая полноцветная иллюстрированная инструкция в виде таблички с визуализацией выполнения упражнения и информацией о назначении тренажера в комплексе ГТО, а также нестираемая полноцветная инструкция в виде таблички с требованиями безопасности и предостережениями. На тренажер несмываемым способом нанесены заглавные буквы «Г», «Т», «О»».

На основании изложенного, податель Жалобы – ИП «….» просит признать Жалобу обоснованной, провести внеплановую проверку осуществления рассматриваемой закупки, признать в действиях заказчика нарушения законодательства РФ о контрактной системе, выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений и привлечь к ответственности виновных лиц.

На рассмотрении Жалобы, представитель её подателя поддержал доводы Жалобы в полном объеме.

Государственный заказчик – Министерство считает Жалобу необоснованной по основаниям, изложенным в письменных возражениях на нее (вх. № 4199 от 15.06.2020 Новгородского УФАС России), суть которых сводится к следующему.

Рассматриваемая закупка осуществляется в рамках реализации федерального проекта «Спорт-норма жизни» национального проекта «Демография», в соответствии с приказом Министерства спорта Российской Федерации от 27.12.2019 № 1134 «Об утверждении перечня спортивно­технологического оборудования для совершенствования спортивной подготовки по хоккею, перечня спортивно-технологического оборудования для создания малых спортивных площадок, перечня спортивно-технологического оборудования для создания или модернизации физкультурно-оздоровительных комплексов открытого типа и (или) физкультурно-оздоровительных комплексов для центров развития внешкольного спорта, перечня спортивно-технологического оборудования для создания или модернизации футбольных полей с искусственным покрытием» (далее – приказ Минспорта № 1134), п. 8 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование государственных программ субъектов Российской Федерации в части оснащения объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием (Приложение № 32 к государственной программе Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 302), на основании соглашения о предоставлении субсидии на оснащение объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием от 08.02.2019 № 777-08-2019-110 (в ред. дополнительного соглашения от 08 апреля 2020 года № 777-08-2019-110/3).

В задачи и результаты указанного национального проекта входит организация информационно-коммуникационной кампании по формированию в обществе культуры поведения, основанной на индивидуальной мотивации граждан к физическому развитию, включая подготовку к выполнению и выполнение нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО), и стимулированию работодателей к поощрению физической активности персонала. Исходя из этого использование символики ГТО во внешнем оформлении спортивно-технологического оборудования обусловлено тем, что в комплект оборудования, на приобретение которых направлены субсидии, входит оборудование, предназначенное для организации тестирования по приёму нормативов ГТО. Внешний вид данного оборудования имеет значение, так как оно используется при прохождении тестирования Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) и поэтому несёт в себе не просто декоративное решение, а преследует цели информационно-коммуникационной кампании и мотивации граждан к занятиям физической культурой и спортом. Данный фактор является определяющим условием и основным инструментом для достижения целей и задач федеральных программ и национальных проектов.

Приказом Минспорта № 1134 утвержден перечень спортивно-технологического оборудования для создания малых спортивных площадок, на которой возможно проводить тестирование населения в соответствии с Всероссийским физкультурно-спортивным комплексом «Готов к труду и обороне» (ГТО).

Согласно методическим рекомендациям по благоустройству общественных и дворовых территорий средствами спортивной и детской игровой инфраструктуры, утвержденных приказом Минстроя России № 897/пр, Минспорта России № 1128 от 27.12.2019 «Об утверждении методических рекомендаций по благоустройству общественных и дворовых территорий средствами спортивной и детской игровой инфраструктуры» при выборе оборудования рекомендуется придерживаться современных российских и международных тенденций в области развития спортивной инфраструктуры (в том числе по дизайну, функциональному назначению и эксплуатационным свойствам оборудования), а также учитывать следующее:

  • материалы, использованные при производстве, подходящие к климатическим и географическим условиям региона, их соответствие требованиям санитарных норм и правил;
  • устойчивость конструкций, надежную фиксацию, крепление
  • оборудования к основанию площадки между собой или обеспечение
  • возможности перемещения конструкций в зависимости от условий расположения;
  • антивандальную защищенность от разрушения, устойчивость к механическим воздействиям пользователей, включая сознательную порчу оборудования, оклейку, нанесение надписей и изображений;
  • возможность всесезонной эксплуатации в течение времени; эргономичность конструкций (высоту и наклон спинки тренажеров, высоту перекладин и прочее);
  • дизайн и расцветку в зависимости от вида площадки, специализации функциональной зоны площадки и предпочтений пользователей; удобство монтажа и эксплуатации;
  • возможность ремонта и (или) быстрой замены деталей и комплектующих оборудования с помощью универсальных инструментов; удобство обслуживания.

Кроме того, вышеуказанным документом Министерство спорта Российской Федерации рекомендует:

  • оснащать спортивным оборудованием, изготовленными заводским способом, в соответствии с требованиями национальных стандартов Российской Федерации, санитарно-эпидемиологических правил и норм, техническими регламентами, из материалов, соответствующих требованиям санитарно- гигиенических норм, охраны жизни и здоровья человека. Рекомендуется пользоваться техническими условиями на оборудование, стандартами оборудования, разработанными общероссийскими спортивными федерациями, или (при их отсутствии) стандартами, разработанными в странах Европейского Союза;
  • при использовании несущих конструкций из дерева рекомендуется оборудование с конструкциями с основанием из металла, уходящим в землю, прошедшим соответствующую обработку (грунтовка, произведенная порошковым цинкосодержащим составом или методом горячего цинкования и порошковая окраска);
  • при использовании несущих конструкций из металла рекомендуется оборудование с порошковой окраской (грунтовка, произведенная порошковым цинкосодержащим составом или методом горячего цинкования или антикоррозийное покрытие);
  • производить соединение конструкций при помощи хомутов, изготовленных из стали или специализированных алюминиевых сплавов;
  • использование инновационных решений и технологий, позволяющих посетителям получать оперативную информацию посредством мультимедийных средств коммуникации (смартфоны, планшеты, ноутбуки и т.п., обеспечить возможность подключения пользователей к информационно­телекоммуникационной сети «Интернет» посредством Wi-Fi-соединения).

Приказом Министерства спорта Российской Федерации от 12.02.2019 № 90 «Об утверждении государственных требований Всероссийского физкультурно­ спортивного комплекса «Готов к труду и обороне (ГТО)» (далее – приказ Минспорта № 90), Методическими рекомендациями по организации и выполнению нормативов испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) к Государственным требованиям Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) на 2018 - 2021 гг., утвержденными приказом Министерства спорта Российской Федерации от 19.06.2017 № 542, Методическими рекомендациями по организации и выполнению нормативов испытаний (тестов) ВФСК ГТО для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, утвержденными Министерством спорта Российской Федерации от 30.04.2019 к приказу Минспорта № 90, Методическими рекомендациями по тестированию населения в рамках Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)», одобренными протоколом Минспорта России от 23.07.2014 № 1 определены нормативы испытаний (тестов) для возрастных групп населения от 6 лет до 70 лет и старше, а также правила выполнения нормативов испытаний (тестов).

Таким образом, формируя описание объекта рассматриваемой закупки, заказчик руководствовался исключительно существующей потребностью, основанной на положениях нормативных правовых актов относящихся к объекту закупки и источникам её финансирования.

При этом, в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе, заказчик вправе определить в Документации такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупки, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.

Следовательно, при формировании технического задания заказчику, в рамках Закона о контрактной системе, предоставлены полномочия по самостоятельному определению характеристик услуг, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Вместе с тем, заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны таким образом излагать требования к заявленным товарам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товаров именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.

Объектом рассматриваемой закупки является поставка спортивно-технологического оборудования, а не его изготовление. Право на использование символики комплекса ГТО по лицензионным договорам может быть предоставлено Министерством спорта Российской Федерации как обладателем исключительного права на символику комплекса ГТО коммерческим и некоммерческим организациям, которые вправе как самостоятельно и собственными производственными силами, также под заказ произвести необходимое спортивно-технологическое оборудование.

Кроме того, основной задачей законодательством Российской Федерации о контрактной системе, устанавливающего порядок проведения торгов в целях удовлетворения государственных и муниципальных нужд, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. В торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. При этом для достижения указанной цели заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки (его характеристики) и в торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. Таким образом, включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.

Возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии) не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований Закона о защите конкуренции. Аналогичная правовая позиция отражена в Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017).

При этом, государственный заказчик – Министерство отмечает, что на участие в рассматриваемой закупке поступило 17 заявок, ч то в свою очередь свидетельствует об отсутствии в Документации требований к поставляемым товарам или иных положений, ограничивающих круг участников закупки.

На основании изложенного, государственный заказчик – Министерство просит признать Жалобу необоснованной.

Вместе с тем, в своих возражениях на Жалобу заказчик указал на возможное наличие в его действиях нарушения требований Закона о контрактной системе при указании в Таблице наименования товара по позиции 19 в следующем виде – «Резиновая плитка (1х1 м) с встроенным скрытным крепежным замком или наливное резиновое покрытие (необходимо выбрать только 1 позицию)».

В названной позиции участнику закупки необходимо выбрать только один товар, либо это будет «Резиновая плитка (1х1 м) с встроенным скрытным крепежным замком», либо «Наливное резиновое покрытие». Однако, установленная заказчиком в пункте 10.5 Документации, инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе (далее – Инструкция) не содержит положений, указывающих как в заявке описывать наименование товара, если в его наименовании в Таблице указано «или».

В ходе рассмотрения аукционной комиссией первых частей заявок было установлено, что в заявках нескольких участников содержатся наименования товара по позиции 19 Таблицы в виде, указанном заказчиком в Таблице –  «Резиновая плитка (1х1 м) с встроенным скрытным крепежным замком или наливное резиновое покрытие (необходимо выбрать только 1 позицию)». При этом, аукционная комиссия, рассмотрев данные заявки, не отклонила их по названным основаниям, так как руководствовалась Инструкцией. Однако, в случае если один из участников, подавших одну из указанных заявок, будет признан победителем рассматриваемой закупки, заказчик не сможет описать в спецификации к государственному контракту, предложение данного участника оп позиции 19 Таблицы, поскольку им не предложен один конкретный товар.

С учетом изложенного, государственный заказчик – Министерство считает, что Документация составлена с нарушениями Закона о контрактной системе и просит Новгородское УФАС России выдать предписание об устранении выявленных нарушений.

Согласно пункту 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку при получении обращения участника закупки либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего.

В результате рассмотрения Жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее

  1. В мае – июне 2020 года государственным заказчиком – Министерством и уполномоченным органом – Администрацией осуществляется закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку спортивно-технологического оборудования для создания малых спортивных площадок (извещение № 0150200003920000419 от 29.05.2020, начальная (максимальная) цена контракта – 13 875 600,00 рублей).

Документация утверждена Министром спорта и молодежной политики Новгородской области «….» и начальником управления Администрации по организации государственных закупок 29.05.2020.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Описание объекта рассматриваемой закупки в части требований к показателям товаров, поставка которых и является объектом закупки, как было указано выше, и в соответствии с пунктом 3.2 Документации содержится в приложении № 1 к Документации – в Таблице.

Требования к значениям показателей в Таблице в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе представлены в следующем виде: «Минимальное значение показателя» (столбец 5) «Максимальное значение показателя» (столбец 6), «Показатели (характеристики), для которых указаны варианты значений» (столбец 7), «Показатели (характеристики), значения которых не могут изменяться» (столбец 10), «Единицы измерения» (столбец 11), а также для случаев, когда показатели (характеристики) определяются диапазоном значений, столбец 8 – «Нижняя граница диапазона» и столбец 9 «Верхняя граница диапазона».

Для товаров по позициям 1 – 14, 16 – 18, 20 Таблицы государственным заказчиком – Министерством установлено требование по показателю «надпись ГТО на одной из половинок хомута методом лазерной резки*» в виде значения, которое не может быть изменено (столбец 10) – «наличие».

При этом указанная знаком «*» сноска под Таблицей содержит обоснование и возможность использования данного показателя в следующем виде:

«Заказчиком в техническом задании установлен «Показатель (характеристика) товара» - «наличие надписи ГТО на одной из половинок хомута методом лазерной резки». Заказчик при установлении такого показателя, руководствовался тем, что поставщик поставит качественное и сертифицированное оборудование, так как названое оборудование будет использоваться населением, в том числе детьми и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Также названное оборудование будет эксплуатироваться на открытом воздухе (ежегодно) и на него будут воздействовать неблагоприятные погодные условия.

В соответствии со статьей 31.5 Закона о физической культуре и спорте символика комплекса ГТО (словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации, в том числе изображения знаков отличия комплекса ГТО и производные от них) подлежит охране в соответствии с законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности. Физкультурно-спортивные клубы и их объединения вправе использовать наименование «Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) или образованные на его основе слова и словосочетания в своих наименованиях в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, если иное не установлено федеральными законами. Исключительные права на символику комплекса ГТО принадлежат федеральному органу исполнительной власти в области физической культуры и спорта. Федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта вправе самостоятельно использовать символику комплекса ГТО в некоммерческих целях, в том числе в целях пропаганды комплекса ГТО, занятий физической культурой и спортом, здорового образа жизни. Федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта вправе предоставлять организациям право использования символики комплекса ГТО. Такие организации в соответствии с законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности вправе использовать символику комплекса ГТО и предоставлять право ее использования по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта иным лицам с учетом того, что любое использование в коммерческих целях символики комплекса ГТО допускается только при условии направления полученных средств на реализацию мероприятий по подготовке населения к выполнению нормативов испытаний (тестов) комплекса ГТО и мероприятий по выполнению таких нормативов».

Как было указано выше, Законом о контрактной системе (пункт 1 части 1 статьи 33 и часть 2 статьи 33) установлена обязанность заказчика в описании объекта закупки указывать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки и устанавливать в документации о закупке показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком таким характеристиками (требованиям).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в документации о закупке должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Производство и выпуск в оборот указанных в Таблице товаров не регламентируется отдельно принятыми по каждой позиции государственными стандартами.

Таким образом, в силу Закона о контрактной системе в данном случае заказчик должен был самостоятельно определить характеристики товара, позволяющие точно определить его потребности.

В силу части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

Вопреки доводам подателя Жалобы описание объекта рассматриваемой закупки, представленное государственным заказчиком – Министерством в Таблице таких положений не содержит.

Как было указано выше, описание объекта рассматриваемой закупки, представленное в Таблице подготовлено государственным заказчиком – Министерством в соответствии с положениями государственной программы, правил предоставления субсидии, вышеуказанными требованиями приказов Министерства спорта Российской Федерации, а также методическими рекомендациями, исходя из целевого финансирования данной закупки, специфики и надлежащего использования закупаемого оборудования, а также в целях обеспечения безопасности при эксплуатации оборудования.

Следует отметить, что приложение № 2 к Документации содержит обоснование начальной (максимальной) цены контракта на поставку спортивно-технологического оборудования для создания малых спортивных площадок.

Согласно указанному приложению при определении начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам рассматриваемой закупки государственным заказчиком – Министерством использовались коммерческие предложения от пяти различных хозяйствующих субъектов, готовых осуществить поставку спортивного оборудования с характеристиками, указанными заказчиком в Таблице.

Данный факт, как и факт того, что на участие в рассматриваемой закупки было подано 17 заявок (согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе в электронной форме от 09.06.2020 (далее – Протокол)) свидетельствуют о том, что, указанные в описании объекта рассматриваемой закупки, характеристики закупаемого товара не являются излишними и сложными к пониманию, не противоречат положениям Закона о контрактной системе и не привели к ограничению числа участников закупки.

В Таблице определены требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам объекта закупки.

Оспариваемые подателем Жалобы, установленные заказчиком, требования к конструкции и комплектации того или иного тренажера (спортивного комплекса) такие, например, как:

  • показатель «рычаги подвижной рамы» с неизменяемым значением показателя «оснащены рукоятками из стального круга. В местах хвата на рукоятки с помощью специального молекулярного клея закреплены ручки из ПВХ имеющие анатомическую противоскользящую поверхность»;
  • показатель «метод крепления» с неизменяемым значением показателя «сквозное крепление накопителей через  специальные  втулки, вваренные в профиль подвижной рамы. Крепление вертикальных и горизонтальных накопителей осуществляется гайками, оснащенными антивандальными и антикоррозийными колпачками из ПВХ»;
  • показатель «особенности комплектации» с неизменяемым значением показателя «на упор для груди и сиденье установлены накладки из бакелитовой Фанеры. На тренажере размещена нестираемая полноцветная иллюстрированная инструкция в виде таблички с визуализацией выполнения упражнения и информацией о назначении тренажера в комплексе ГТО, а также нестираемая полноцветная инструкция в виде таблички с требованиями безопасности и предостережениями. На тренажер несмываемым способом нанесены заглавные буквы «Г», «Т», «О»»,

установленные для товара по позиции 23 «Уличный силовой тренажер для развития мускулатуры спины, плечевого пояса, бицепса, пресса с изменяемой нагрузкой» Таблицы являются техническими и эксплуатационными характеристиками объекта закупки, соответствующими потребности заказчика.

Требование о наличии на тренажерах (спортивных комплексах) надписи ГТО нанесенной методом лазерной резки является эксплуатационными и функциональными характеристиками объекта закупки.

Кроме того, заказчиком в возражениях на Жалобу справедливо отмечено, что участником данной закупки может выступать любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе, и не являющиеся производителями требуемого к поставке товара, готовые поставить товар, отвечающий требованиям документации об электронном аукционе и удовлетворяющей потребностям заказчика.

Следовательно, по результатам электронного аукциона будет определен поставщик товара, а не его производитель.

На основании всего вышеизложенного, Комиссия Новгородского УФАС России не усматривает в действиях государственного заказчика – Министерства нарушений требований Закона о контрактной системе при установлении им в Документации описания объекта рассматриваемой закупки.

Таким образом, Жалоба является необоснованной.

  1. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.

Как было указано выше, Инструкция установлена государственным заказчиком – Министерством в пункте 10.5 Документации в следующем виде:

«10.5.2. При оформлении первой части заявки на участие в электронном аукционе участник закупки должен учитывать следующее:

1) При установлении заказчиком значений показателей (характеристик) в столбцах 5 и (или) 6 Технического задания (Приложение №_1 к документации), участник закупки должен указать конкретное значение показателей (характеристик) предлагаемого к поставке товара, которое не должно быть ниже минимального значения, установленного в столбце 5, и не должно превышать максимальное значение, установленное в столбце 6.

2) При установлении заказчиком вариантов значений показателей (характеристик) в столбце 7 Технического задания (Приложение № 1 к документации), участник закупки должен указать один из требуемых заказчиком вариантов (указание нескольких вариантов значений будет расценено как не предоставление конкретного значения показателя (характеристики) предлагаемого к поставке Товара, соответствующего значению, установленному документацией.

3) При установлении заказчиком значений показателей (характеристик) в столбцах 8 и (или) 9 Технического задания (Приложение № 1 к документации), которые определяются диапазоном, участник закупки должен указать диапазон значений показателя (характеристики) предлагаемого к поставке Товара, при этом такой диапазон должен включать в себя значения, установленные заказчиком в столбцах 8, 9.

4) При установлении заказчиком значений показателей (характеристик) в столбце 10 Технического задания (Приложение № 1 к документации), которые не могут изменяться, участник закупки должен указать конкретное значение показателя (характеристики), соответствующее значению установленному заказчиком.

5) Единицы измерения показателей (характеристик) предлагаемого участником закупки товара должны соответствовать установленным заказчиком в столбце 11 Технического задания (Приложение № 1 к документации)».

Вместе с тем, в наименовании товара по позиции 19 Таблицы заказчиком установлено следующее: «Резиновая плитка (1х1 м) с встроенным скрытным крепежным замком или наливное резиновое покрытие (необходимо выбрать только 1 позицию)».

А также, необходимо отметить, что все показатели (характеристики) указанного товара, установленные заказчиком в Таблице, как и значения данных показателей сопровождаются знаками «**» или «***».

Под Таблицей расположена сноска, раскрывающая порядок применения данных пометок («**» или «***») следующего содержания:

«** - указывается при описании резиновой плитки (1х1 м) с встроенным скрытным крепежным замком или наливного резинового покрытия;

*** - указывается при описании только резиновой плитки (1х1 м) с встроенным скрытным крепежным замком. Для наливного резинового покрытия не указывается».

Таким образом, из Таблицы следует, что участник рассматриваемой закупки при заполнении первой части своей заявки должен выбрать и предложить к поставке одно из наименований напольного покрытия, предложенных заказчиком – «Резиновая плитка (1х1 м) с встроенным скрытным крепежным замком» или «Наливное резиновое покрытие» и в соответствии с выбранным наименованием указать соответствующие данному типу покрытия характеристики (конкретные показатели товара).

Однако, как было указано выше, Инструкция не содержит положений, устанавливающих порядок предоставления в заявке участника рассматриваемой закупки сведений о поставляемом товаре в случае, если в его наименовании фактически установлены два альтернативных товара, разделенные союзом «или».

Таким образом, установление в Документации в данном виде наименования требуемого к поставке товара без его соответствующего сопровождения в Инструкции, может ввести участников закупки или аукционную комиссию в заблуждение, привести к необоснованному отклонению или допуску к участию в аукционе, а так же повлечь за собой невозможность заключения государственного контракта по итогам осуществления рассматриваемой закупки, в случае если победителем рассматриваемой закупки будет признан участник, допущенный аукционной комиссией к участию в электронном аукционе и предложивший к поставке товар по позиции 19 Таблицы с наименованием, указанным заказчиком в Таблице.

Так, в ходе проведения внеплановой проверки осуществления рассматриваемой закупки Комиссией Новгородского УФАС России было установлено, что в первой части участника закупки с идентификационным номером заявки 61 для товара по позиции 19 Таблицы было указано наименование – ««Резиновая плитка (1х1 м) с встроенным скрытным крепежным замком или наливное резиновое покрытие (необходимо выбрать только 1 позицию)».

То есть, данный участник по позиции 19 Таблицы не предложил к поставке конкретный товар (напольное покрытие).

Однако, согласно Протоколу заявка данного участника была признана аукционной комиссией, руководствующейся положениями Инструкции, соответствующей требованиям Документации, а участник, её подавший был допущен к участию в электронном аукционе.

Более того, по результатам проведения электронного аукциона и рассмотрения вторых частей заявок на участие в рассматриваемой закупке, согласно протоколу подведения итогов аукциона в электронной форме от 16.06.2020 (далее – Протокол подведения итогов), участник с идентификационным номером заявки был признан победителем рассматриваемой закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 83.2 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем электронной процедуры, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником этой процедуры, заявка которого на участие в этой процедуре признана соответствующей требованиям, установленным документацией и (или) извещением о закупке.

Согласно части 2 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 8 статьи 82.4, части 23 статьи 83.1 настоящего Федерального закона протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения с использованием единой информационной системы в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта (за исключением части 2.1 настоящей статьи), предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего Федерального закона, а также включения представленной в соответствии с настоящим Федеральным законом информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара, стране происхождения товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 настоящего Федерального закона, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.

В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

В приложении № 3 к Документации содержит проект государственного контракта, заключаемого по итогам осуществления рассматриваемой закупки (далее – Проект контракта).

Приложением № 1 к Проекту контракта является спецификация на поставляемый товар, которая будет заполнена на основании сведений о товарах, содержащихся в заявке победителя закупки, и будет содержать, в том числе, наименования товаров и их характеристики.

Следовательно, с учетом вышеизложенного заключение государственного контракта по результатам осуществления рассматриваемой закупки с участником признанным победителем (участник с идентификационным номером заявки 61) не предложившим к поставке конкретный товар по позиции 19 Таблицы, в рамках указанных положений Закона о контрактной системе не представляется возможным.

Таким образом, в действиях государственного заказчика – Министерства содержится нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении в Документации ненадлежащей Инструкции.

Установленное в действиях государственного заказчика нарушение Закона о контрактной системе указывает на наличие в действиях его должностного лица события административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При решении вопроса о необходимости выдачи предписания об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе Комиссия Новгородского УФАС России исходит из следующего.

Как было указано выше, согласно Протоколу подведения итогов победителем рассматриваемой закупки был признан участник, заключение контракта с которым в силу Закона о контрактной системе не представляется возможным.

Таким образом, установленное в действиях государственного заказчика – Министерства нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе является существенным и повлияло на результаты осуществления рассматриваемой закупки, что дает основание для выдачи предписания об устранении указанного нарушения.

Руководствуясь статьями 33, 64, 66, 67, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу участника закупки – Индивидуального предпринимателя «….» на действия государственного заказчикаМинистерства спорта и молодежной политики Новгородской области (173001, г. Великий Новгород, ул. Великая, д. 9/3; далее – Министерство) при осуществлении им и уполномоченным органом – Администрацией Губернатора Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы - Софийская, д. 1, каб. 350; далее – Администрация) закупки (определении исполнителя) путем проведения открытого аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку спортивно-технологического оборудования для создания малых спортивных площадок, извещение № 0150200003920000419 в редакции № ИИ2 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 29.05.2020, необоснованной.
  2. Признать в действиях государственного заказчика – Министерства нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
  3. Выдать государственному заказчику – Министерству, уполномоченному органу – Администрации и его аукционной комиссии, оператору электронной площадки – ЗАО «Сбербанк-АСТ» обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
  4. Передать материалы Жалобы уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица государственного заказчика – Министерства.

 

 

Председатель Комиссии

 

И.А. Куриков

 

 

Члены Комиссии

 

С.О. Михайлов

 

 

 

 

М.Е. Фомин

 

 

Решение и предписание могут быть обжалованы в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны