Решение №6739/03 РЕШЕНИЕ № 053/07/3-577/2020 по результатам рассмотрения жало... от 20 ноября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказчику – МАОУ «СОШ № 11»

 

ул. Парковая, д. 1,

г. Боровичи, Новгородская область, 174406

 

 

Оператору электронной площадки –

ООО «РТС-тендер»

 

e-mail: ko@rts-tender.ru

 

 

Заявителю –

ООО «Автоматизированные системы»

 

ул. Большая Московская, д. 59, кв. 90,

Великий Новгород, 173020

 

 

Исходящие № 6739/03 от 20.11.2020

 

 

РЕШЕНИЕ

№ 053/07/3-577/2020

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении порядка организации и проведения обязательных в соответствии

с законодательством Российской Федерации торгов

 

17 ноября 2020 года

 

                                 

                                        Великий Новгород

Комиссия по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее - Комиссия) в составе:

<…….> – председатель Комиссии, заместитель руководителя – начальник отдела Управления,

<…….> – член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления,

<…….> – член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления,

в присутствии представителей:

заявителя – Общества с ограниченной ответственностью «Автоматизированные системы» (173020, Великий Новгород, ул. Большая Московская, д. 59, кв. 90; далее – ООО «Автоматизированные системы») – генерального директора <…….>;

заказчика – Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 11 с углубленным изучением экономики и биологии» (174406, Новгородская область, г. Боровичи, улица Парковая, д. 1; далее – МАОУ «СОШ № 11») – директора <…….>,

рассмотрев жалобу ООО «Автоматизированные системы» на действия заказчика – МАОУ «СОШ № 11» при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на выполнение комплексных мероприятий, направленных на экономию ресурсов водоснабжения, тепловой и электрической энергии, извещение № 32009607503 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 22.10.2020,

 

УСТАНОВИЛА:

 

09.11.2020 в Новгородское УФАС России поступила жалоба ООО «Автоматизированные системы» на действия заказчика – МАОУ «СОШ № 11» при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на выполнение комплексных мероприятий, направленных на экономию ресурсов водоснабжения, тепловой и электрической энергии, извещение № 32009607503 о проведении которого было размещено на официальном сайте 22.10.2020 (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Законом о закупках и статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) и с соблюдением требований, предусмотренных частью 6 указанной статьи.

В связи с поступлением Жалобы Новгородским УФАС России на основании части 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции заказчику – МАОУ «СОШ № 11» было направлено уведомление о приостановлении закупки до рассмотрения Жалобы по существу, которое заказчиком исполнено, проведение закупки приостановлено, договор не заключен.

Суть доводов Жалобы сводится к следующему.

По мнению заявителя, в документации о проведении настоящего открытого конкурса в электронной форме (далее – Документация) заказчиком не установлена четкая пропорциональная зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по показателю «Наличие у участника закупки опыта по оказанию услуг, на выполнение мероприятий, направленных на экономию ресурсов водоснабжения, тепловой и электрической энергии за период с  01.01.2017 г. до даты окончания подачи заявок на участие в закупке» (далее – «Наличие у участника закупки опыта по оказанию услуг») критерия «Квалификация участника закупки».

Указанные действия заказчика, среди прочего, противоречат и Правилам оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1085 (далее – Правила оценки заявок; Постановление № 1085).

Учитывая вышеизложенное, податель Жалобы просит выдать предписание об устранении допущенных нарушений.

Присутствовавший на заседании Комиссии по рассмотрению Жалобы представитель ООО «Автоматизированные системы» поддержал ее доводы в полном объеме, а также дополнительно указал, что с соответствующим запросом о даче разъяснений положений Документации заявитель в адрес заказчика обратиться не успел.

В материалах Жалобы имеются письменные возражения МАОУ «СОШ № 11» относительно ее доводов (вх. № 8051 от 16.11.2020 Новгородского УФАС России), согласно которым заказчик считает Жалобу необоснованной по следующим основаниям.

Указанная закупка проводилась в соответствии с положениями Закона о закупках и Положением о закупочной деятельности МАОУ «СОШ № 11» (утверждено приказом и.о. директора МАОУ «СОШ № 11» от 29.05.2020 № 108 <…….>; далее – Положение).

Документация не содержит положений, согласно которым порядок оценки и сопоставления заявок на участие в настоящем открытом конкурсе в электронной форме установлен заказчиком в данном случае именно в соответствии с Правилами оценки заявок.

При этом, Закон о закупках не содержит норм, обязывающих заказчиков при установлении порядка оценки и сопоставления заявок в документации о закупке применять положения Правил оценки заявок.

Вопреки мнению заявителя, заказчиком в Документации предусмотрена четкая зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по показателю «Наличие у участника закупки опыта по оказанию услуг» критерия «Квалификация участника закупки».

Для любого количества представленных в заявке контрактов определено конкретное количество баллов, которое получит такая заявка.

Так, участник закупки получит 60 баллов как за 16 представленных контрактов, так и за 25. Участник закупки получит 100 баллов как за 26 представленных контрактов, так и за 50.

Строгая пропорция при установлении шкалы такого рода не может быть достигнута даже в рамках одного значения шкалы и, соответственно, может нарушаться для различных значений шкалы.

Законом о закупках и Положением не предусмотрен запрет на применение такого рода шкал для оценки и сопоставления заявок.

Присутствовавшая на заседании Комиссии по рассмотрению Жалобы представитель МАОУ «СОШ № 11» поддержала вышеуказанные возражения в полном объеме, а также дополнительно сообщила, что на участие в конкурсе поступила единственная заявка, заявитель заявку не подавал, а каких-либо запросов о даче разъяснений положений Документации в адрес заказчика не поступало.

Согласно части 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Жалоба, поступившая в антимонопольный орган, подлежит рассмотрению строго в пределах изложенных в жалобе доводов, на основании которых комиссия антимонопольного органа делает выводы о признании жалобы обоснованной или необоснованной.

Таким образом, внеплановая проверка действий заказчика и его закупочной комиссии, совершенных ими при проведении рассматриваемой закупки, в данном случае не проводится, Комиссией рассматриваются и оцениваются исключительно доводы Жалобы.

В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В соответствии с вышеуказанной нормой заказчиком разработано вышеупомянутое Положение, применяемое им при осуществлении закупок в соответствии с положениями Закона о закупках.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно части 2 статьи 3 Закона о закупках положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона. При этом конкурентные закупки, участниками которых с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 настоящей статьи, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляются в электронной форме. Конкурентные закупки в иных случаях осуществляются в электронной форме, если иное не предусмотрено положением о закупке.

В соответствии с пунктом 1 части 3.1 статьи 3 Закона о закупках одним из способов проведения конкурентной закупки в виде торгов является конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс).

Пунктами 4.1.1, 9.6 Положения также предусмотрено осуществление закупки путем проведения открытого конкурса, конкурса в электронной форме и регламентирован ее порядок.

Таким образом, МАОУ «СОШ № 11» при проведении рассматриваемого открытого конкурса в электронной форме должно было придерживаться требований действующего законодательства, в том числе Закона о закупках и собственного Положения.

При этом, как справедливо отмечает МАОУ «СОШ № 11», Закон о закупках не содержит норм, обязывающих заказчиков при установлении порядка оценки и сопоставления заявок в документации о закупке, проводимой в соответствии с требованиями Закона о закупках, применять утвержденные Постановлением № 1085 Правила оценки заявок (Постановление № 1085 принято непосредственно в развитие Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).

В соответствии с частью 9 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Документация утверждена директором МАОУ «СОШ № 11» <…….> 22.10.2020.

Согласно пунктам 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в ней.

Пунктами 9.2.9.15, 9.2.9.16 Положения также предусмотрено включение в документацию о конкурентной закупке вышеуказанной информации, предусмотренной пунктами 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Критерии оценки заявок на участие в настоящем открытом конкурсе в электронной форме, их показатели, а также порядок оценки и сопоставления заявок предусмотрены Приложением № 1 к Документации (далее – Приложение № 1).

Одним из таких критериев является «Квалификация участника закупки», включающий рассматриваемый показатель «Наличие у участника закупки опыта по оказанию услуг» (значимость – 45 %).

Порядок оценки заявок участников закупки по указанному показателю предусмотрен пунктом 10 Приложения № 1.

Так, по показателю «Наличие у участника закупки опыта по оказанию услуг», сведения подтверждаются формой № 2.5, и копиями договоров (контрактов) с актами выполненных работ/оказанных услуг или документов подтверждающих исполнение обязательств по таким договорам (контрактам) без применения штрафных санкций, в соответствии с вышеуказанной формой. Для подтверждения сведений по данному показателю, участником могут быть предоставлены копии договоров (контрактов) как на выполнение комплексных мероприятий, направленных на экономию ресурсов водоснабжения, тепловой и электрической энергии, так и отдельно на выполнение мероприятий, направленных на экономию ресурсов водоснабжения, тепловой и электрической энергии.

При отсутствии документов по показателю в составе заявки на участие в конкурсе, участнику конкурса по данному показателю присваивается -  0 баллов.

Количество баллов, присуждаемых участнику, по данному показателю, определяется по таблице:

 

№ п/п

Наименование показателя

Количество баллов по показателю

Значимость показателя в процентах

1.

Наличие у участника закупки опыта по оказанию услуг, на выполнение мероприятий, направленных на экономию ресурсов:

 

100 баллов

45%

1.1.

Водоснабжения за период с  01.01.2017 г.  до даты окончания подачи заявок на участие в закупке

100 баллов

15%

 

отсутствуют

0 баллов

не более 5 шт.

30 баллов

более 5 шт., но не более 15 шт.

40 баллов

более 15 шт., но не более 25 шт.

60 баллов

более 25 шт.

100 баллов

1.2.

Тепловой энергии за период с  01.01.2017 г.  до даты окончания подачи заявок на участие в закупке

100 баллов

15%

отсутствуют

0 баллов

не более 5 шт.

30 баллов

более 5 шт., но не более 15 шт.

40 баллов

более 15 шт., но не более 25 шт.

60 баллов

более 25 шт.

100 баллов

1.3.

Электрической энергии за период с  01.01.2017 г.  до даты окончания подачи заявок на участие в закупке

100 баллов

15%

отсутствуют

0 баллов

 

не более 5 шт.

30 баллов

 

более 5 шт., но не более 15 шт.

40 баллов

более 15 шт., но не более 25 шт.

60 баллов

более 25 шт.

100 баллов

 

Часть 1 статьи 3 Закона о закупках устанавливает принципы, которыми должны руководствоваться заказчики при осуществлении закупок в рамках законодательства о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

Среди данных принципов пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках называет равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Рассмотрев вышеуказанный показатель критерия «Квалификация участника закупки» и установленный заказчиком и подлежащий применению для оценки заявок по нему порядок оценки (шкалу оценки), Комиссия приходит к следующим выводам.

В Документации (Приложении № 1) действительно отсутствует четкая пропорциональная зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями в отношении показателя «Наличие у участника закупки опыта по оказанию услуг» критерия «Квалификация участника закупки».

Так, согласно установленному заказчиком в Документации порядку оценки заявок, наличие у участника закупки опыта по оказанию услуг подтверждается копиями договоров (контрактов) с актами выполненных работ/оказанных услуг или документов подтверждающих исполнение обязательств по таким договорам (контрактам) без применения штрафных санкций.

При этом, заказчиком используется следующая шкала оценки в зависимости от количества указанных документов в составе заявки участника:

отсутствуют – 0 баллов;

не более 5 шт. – 30 баллов;

более 5 шт., но не более 15 шт. – 40 баллов;

более 15 шт., но не более 25 шт. – 60 баллов;

более 25 шт. – 100 баллов.

Однако, исходя из содержания указанной шкалы оценки, сделать вывод о наличии пропорциональной зависимости между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки документами (договорами (контрактами)) в количестве «более 15 шт., но не более 25 шт.» и в количестве «более 25 шт.»  в отношении рассматриваемого показателя в данном случае возможным не представляется.

Так, при количестве 25 исполненных договоров (контрактов) участник закупки не может получить более 60 баллов по рассматриваемому показателю.

При этом, если участник закупки представит информацию о наличии, например, 26 исполненных договоров (контрактов), то получит максимальное количество баллов по рассматриваемому показателю – 100.

Таким образом, использованная заказчиком шкалы оценки допускают возможным наступление ситуации необоснованного и искусственного завышения количества баллов, присваиваемых заявке участника закупки (с 60 до 100), в случае представления им в составе заявки хотя бы на 1 подтверждающий опыт участника документ (исполненный договор (контракт)) больше, чем 25 таких документов.

Указанные обстоятельства не соответствует цели выявления лучших из предложенных участниками открытого конкурса в электронной форме условий исполнения контракта.

Вместе с тем, в соответствии с частью 16 статьи 3.2 Закона о закупках, под конкурсом в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем конкурса признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.

Аналогичная норма приведена заказчиком и в пункте 9.6.1.1 Положения.

Следовательно, установленная заказчиком в Документации шкала оценки заявок по показателю «Наличие у участника закупки опыта по оказанию услуг» критерия «Квалификация участника закупки» не предусматривает пропорциональное и справедливое выставление баллов участникам в случае представления ими в составе заявок документов (договоров (контрактов)) в количестве «более 15 шт., но не более 25 шт.» и «более 25 шт.», в связи с чем имеющийся порядок оценки заявок по данному показателю является необъективным и направленным на создание преимущественных условий ряду участников закупки.

Кроме того, имеющийся порядок оценки заявок по данному показателю, среди прочего, мог в данном случае и необоснованно ограничить количество участников рассматриваемой закупки и повлечь ее признание несостоявшейся вследствие поступления на участие в конкурсе заявки единственного участника – <…….> (протокол от 09.11.2020 рассмотрение заявок на участие в конкурсе).

На основании всего вышеизложенного, в действиях заказчика – МАОУ «СОШ № 11» содержатся нарушения пункта 2 части 1 статьи 3, пункта 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках, выразившиеся в установлении в документации ненадлежащего и несоответствующего принципам равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки порядка оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе по показателю «Наличие у участника закупки опыта по оказанию услуг» критерия «Квалификация участника закупки».

Соответственно, доводы Жалобы в ходе рассмотрения нашли свое подтверждение.

Установленные в ходе рассмотрения Жалобы нарушения Закона о закупках указывают на наличие в действиях должностного лица заказчика, утвердившего Документацию, признаков события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции комиссия антимонопольного органа принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Вышеуказанные нарушения, установленные в действиях заказчика, являются грубыми, нарушают права и законные интересы потенциальных участников открытого конкурса в электронной форме и, как установлено выше, не способствует выбору лучшего предложения среди имеющихся.

Указанные обстоятельства дают достаточные основания Комиссии для устранения допущенных нарушений путем выдачи соответствующего предписания.

Руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Законом о закупках, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Автоматизированные системы» (173020, Великий Новгород, ул. Большая Московская, д. 59, кв. 90) на действия заказчика – Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 11 с углубленным изучением экономики и биологии» (174406, Новгородская обл., г. Боровичи, ул. Парковая, д. 1) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на выполнение комплексных мероприятий, направленных на экономию ресурсов водоснабжения, тепловой и электрической энергии, извещение № 32009607503 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 22.10.2020, обоснованной.

2. Признать в действиях заказчика – Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 11 с углубленным изучением экономики и биологии» нарушения пункта 2 части 1 статьи 3, пункта 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

3. Выдать заказчику – Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 11 с углубленным изучением экономики и биологии», его закупочной комиссии и оператору электронной площадки – Обществу с ограниченной ответственностью «РТС-тендер» обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов.

4. Передать материалы Жалобы уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица заказчика – Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 11 с углубленным изучением экономики и биологии».

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                       <…….>

 

 

Члены Комиссии                                                                                                   <…….>                                                                              

 

                                                                                                                          

                                                                                                                                <…….>    

 

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны