Решение №4012/03 РЕШЕНИЕ по результатам рассмотрения жалобы ООО «Компьютерный... от 13 сентября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Публикация документа не является официальной. Официально правовые акты публикуются в официальных печатных изданиях в соответствии с действующим законодательством.

 

Государственному заказчику –

ГУ «Новгородский информационно-аналитический центр»

 

пл. Победы-Софийская, д. 1,

Великий Новгород, 173005

 

 

Уполномоченному органу –

Администрации Губернатора

Новгородской области

и его аукционной комиссии

 

пл. Победы-Софийская, д. 1,

Великий Новгород, 173005

             

 

Оператору электронной площадки –

ЗАО «Сбербанк - АСТ»

 

Большой Саввинский пер, д. 12,стр. 9,

г. Москва, 119435

e-mail: ko@sberbank-ast.ru

 

 

Участнику закупки

(подателю жалобы) –

ООО «Компьютерный сервис»

 

ул. Нехинская, д. 61,

г. Великий Новгород, 173021

 

 

 

исх № 4012/03 от 13.09.2018

 

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

10 сентября 2018 года                                                                                       Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:

Виниченко О.С. - председатель Комиссии, руководитель Управления,

Михайлов С.О. – член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления,

Фомин М.Е. - член Комиссии, специалист-эксперт Управления,              

в присутствии представителей:

государственного заказчика – Государственного учреждения «Новгородский информационно-аналитический центр» – «…….»;

уполномоченный орган - Администрация Губернатора Новгородской области – надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения жалобы, на заседание Комиссии не явился, своих представителей не направил;

подателя жалобы – Общества с ограниченной ответственностью «Компьютерный сервис» -«……»,

рассмотрев жалобу участника закупки (определения поставщика) – Общества с ограниченной ответственностью «Компьютерный сервис» (173021, г. Великий Новгород, ул. Нехинская, д. 61; далее – ООО «Компьютерный сервис») на действия государственного заказчика – Государственного учреждения «Новгородский информационно-аналитический центр» (173005, Великий Новгород, пл. Победы - Софийская, д. 1; далее – ГУ «НИАЦ») при осуществлении им и уполномоченным органом – Администрацией Губернатора Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы - Софийская, д. 1; далее – Администрация) закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по внедрению подсистемы обеспечения информационной безопасности в информационных системах ГУ НИАЦ, извещение № 0150200003918000745 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 20.08.2018, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки (определения поставщика),

 

УСТАНОВИЛА:

 

03.09.2018 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки (определения поставщика) – ООО «Компьютерный сервис» на действия государственного заказчика – ГУ «НИАЦ» при осуществлении им и уполномоченным органом – Администрацией закупки (определения поставщика) путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по внедрению подсистемы обеспечения информационной безопасности в информационных системах ГУ НИАЦ, извещение № 0150200003918000745 о проведении которого было размещено на официальном сайте 20.08.2018 (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

Суть доводов Жалобы сводится к следующему.

1.Предметом рассматриваемого  аукциона является выполнение работ по внедрению подсистемы обеспечения информационной безопасности в информационных системах ГУ НИАЦ.

Согласно пункту 9.3.1 документации об электронном аукционе государственным заказчиком к участникам закупки установлено требование о наличие действующей лицензии ФСТЭК России: на деятельность по технической защите конфиденциальной информации, включающей в себя следующие виды работ и услуг:

              - работы и услуги по проектированию в защищенном исполнении: средств и систем информатизации;

              - услуги по установке, монтажу, наладке, испытаниям, ремонту средств защиты информации (технических средств защиты информации, защищенных технических средств обработки информации, технических средств контроля эффективности мер защиты информации, программных (программно-технических) средств защиты информации, защищенных программных (программно-технических) средств обработки информации, программных (программно-технических) средств контроля эффективности защиты информации);

- работы и услуги по аттестационным испытаниям и аттестации на соответствие требованиям по защите информации: средств и систем информатизации; помещений со средствами (системами) информатизации, подлежащими защите; защищаемых помещений.

При этом в один лот с работами по защите информации, для осуществления которых необходима лицензия ФСТЭК России, объединена закупка программных средств распространение и обслуживание которых не требует наличия у поставщика каких-либо лицензий.

По мнению подателя Жалобы, объединение в один предмет закупки лицензируемых видов работ и товаров, распространение которых не требует наличия у поставщика лицензии, рассматривается как нарушение законодательства о контрактной системе. Указанная позиция изложена в письме ФАС России от 09.02.2015 № АЦ/5147/15.  

На заседании Комиссии по рассмотрению Жалобы представитель подателя Жалобы поддержал ее доводы в полном объеме, а также устно пояснил, что  государственным заказчиком в пункте 10.1 Технического задания установлено требование, что подрядчик должен обладать необходимым объемам лицензионных прав и полномочий для предоставления заказчику неисключительных (лицензионных) прав на использование Программы автоматизации, а именно «Свидетельство об официальной регистрации Программы Автоматизации как программы для ЭВМ, выданное в установленном законом порядке Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, в случае если Подрядчик является Правообладателем (Разработчиком) Программы Автоматизации».

По мнению подателя Жалобы, данное требование  установлено государственным заказчиком неправомерно.

Учитывая изложенное, податель Жалобы просит признать в действиях государственного заказчика – ГУ «НИАЦ» нарушения Закона о контрактной системе и выдать ему обязательное для исполнения предписание об устранении таких нарушений.

Согласно представленным ГУ «НИАЦ»  письменным возражениям на Жалобу (вх. № 6027 от 07.09.2018 Новгородского УФАС России), государственный заказчик считает ее доводы необоснованными.

            1. В соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 152- ФЗ «О персональных данных» (далее – Закон о персональных данных) оператор обязан принимать меры, необходимые и достаточные для обеспечения выполнения обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами. Оператор самостоятельно определяет состав и перечень мер, необходимых и достаточных для обеспечения выполнения обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами. К таким мерам могут, в частности, относиться:

            - назначение оператором, являющимся юридическим лицом, ответственного за организацию обработки персональных данных;

            - издание оператором, являющимся юридическим лицом, документов, определяющих политику оператора в отношении обработки персональных данных, локальных актов по вопросам обработки персональных данных, а также локальных актов, устанавливающих процедуры, направленные на предотвращение и выявление нарушений законодательства Российской Федерации, устранение последствий таких нарушений;

            - осуществление внутреннего контроля и (или) аудита соответствия обработки персональных данных настоящему Федеральному закону и принятым в соответствии с ним нормативным правовым актам, требованиям к защите персональных данных, политике оператора в отношении обработки персональных данных, локальным актам оператора.

В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона о персональных данных оператор при обработке персональных данных обязан принимать необходимые правовые, организационные и технические меры или обеспечивать их принятие для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных.

В соответствии с пунктом 8.15 Приложения к приказу ФСТЭК России от 18.02.2013 № 21 «Об утверждении состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных» меры по управлению конфигурацией информационной системы и системы защиты персональных данных должны обеспечивать управление изменениями конфигурации информационной системы и системы защиты персональных данных, анализ потенциального воздействия планируемых изменений на обеспечение безопасности персональных данных, а также документирование этих изменений».

В соответствии с пунктом 16 Требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах, утвержденных приказом ФСТЭК России от 11.02.2013 № 17  внедрение системы защиты информации информационной системы АИС МФЦ, в том числе включает:

- разработку документов, определяющих правила и процедуры, реализуемые оператором для обеспечения защиты информации в информационной системе в ходе ее эксплуатации;

- внедрение организационных мер защиты информации.

Требования вышеуказанных и иных документов в сфере обеспечения безопасности персональных данных и информации, обрабатываемой в государственных информационных системах однозначно указывают на необходимость и на возможность одновременной реализации организационных и технических мер по защите информации.

Применение средства автоматизации формирования и актуализации внутренней документации по защите информации, технические характеристики которого указаны в пункте 5.3 Технического задания является способом реализации организационных мер по обеспечению безопасности персональных данных и информации, обрабатываемой в государственных информационных системах ГУ НИАЦ и, соответственно, технологически и функционально связано с иными работами по внедрению подсистемы обеспечения информационной безопасности в информационных системах ГУ НИАЦ, указанным в Техническом задании.

На заседании Комиссии по рассмотрению Жалобы представители государственного заказчика поддержали доводы возражений в полном объеме, при этом устно пояснили, что

в соответствии с пунктом 10 Требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах, утвержденных Приказом ФСТЭК России от 11.02.2013 № 17 для проведения работ по защите информации в ходе создания и эксплуатации информационной системы обладателем информации (заказчиком) и оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации при необходимости привлекаются организации, имеющие лицензию на деятельность по технической защите конфиденциальной информации в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99 «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании).

Таким образом, требование к исполнителю работ по внедрению подсистемы обеспечения информационной безопасности в информационных системах ГУ НИАЦ по наличию лицензии   ФСТЭК России по технической защите информации является обоснованным для выполнения все видов работ, указанных в техническом задании к документации об электронном аукционе, а применение средства автоматизации формирования и актуализации внутренней документации  по защите информации  является инструментом проведения работ по формированию требований к защите информации, содержащейся в информационной системе, по разработке документов, определяющих правила и процедуры, реализуемые оператором для обеспечения защиты информации в информационной системе в ходе ее эксплуатации, по анализу уязвимостей информационной системы и принятие мер защиты информации по их устранению, который технологически и функционально связан с иными работами по внедрению подсистемы обеспечения информационной безопасности в информационных системах ГУ НИАЦ.

Кроме того, представители государственного заказчика пояснили, что в пункте 10.1 Технического задания содержится техническая ошибка, относительно обладанием участником закупки свидетельством об официальной регистрации Программы автоматизации как программы для ЭВМ, указанное требование в рассматриваемой закупки не отвечает действительным потребностям заказчика,  пунктом 9.3.7 документации об электронном аукционе «Обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности», не установлено.   

Уполномоченный орган – Администрация Губернатора письменных возражений относительно доводов Жалобы не представил.

Согласно пункту 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку при получении обращения участника закупки либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего.

Внеплановая проверка вышеуказанной закупки проводилась в рамках рассмотрения жалобы ЗАО «Ирбис» государственного заказчика – ГУ «НИАЦ», поступившей в Новгородское УФАС России ранее (резолютивная часть решения от 07.09.2018; в полном объеме изготовлено 12.09.2018).

В результате рассмотрения жалобы ЗАО «Ирбис» Комиссией Новгородского УФАС России была проведена проверка действий государственного  заказчика – ГУ «НИАЦ» при определении содержания документации об аукционе.

Таким образом, содержание документации о рассматриваемом аукционе уже являлось предметом проверки Новгородского УФАС России.

Повторная проверка тех же действий заказчика, по которым контрольным органом принято решение, Законом о контрактной системе не предусмотрена, такие доводы контрольным органом не рассматриваются и не оцениваются.

Учитывая вышеизложенное, в рамках рассмотрения Жалобы внеплановая проверка в отношении заказчика и его аукционной комиссии не проводится.

В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.

В результате рассмотрения Жалобы и проведения внеплановой проверки осуществления рассматриваемой закупки установлено следующее.

1. В августе-сентябре 2018 года государственным заказчиком – ГУ «НИАЦ» осуществляется закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по внедрению подсистемы обеспечения информационной безопасности в информационных системах ГУ НИАЦ, извещение № 0150200003918000745 о проведении которого было размещено на официальном сайте 20.08.2018 (начальная (максимальная) цена контракта – 1 109 900, 00 рублей).

Документация о рассматриваемом электронном аукционе (далее – Документация) утверждена директором ГУ «НИАЦ»  «…..».

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Государственным заказчиком – ГУ «НИАЦ» в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе в пункте 3.1 Документации определен объект рассматриваемой закупки – выполнение работ по внедрению подсистемы обеспечения информационной безопасности в информационных системах ГУ НИАЦ.

В пункте 3.2 Документации об электронном аукционе государственным заказчиком – ГУ «НИАЦ» установлено описание объекта рассматриваемой закупки.

Необходимо выполнить работы по внедрению подсистемы обеспечения информационной безопасности в информационных системах ГУ НИАЦ (Приложение № 1 к документации об электронном аукционе).

Согласно пункту 3.4.2 Документации работы выполняются в соответствии с Техническим заданием (Приложение № 1 к документации об электронном аукционе) (далее – Техническое задание).

Качество выполняемых работ, технические характеристики работ,  требования  к  их безопасности,  требования к  результатам  выполнения работ  и иные показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ потребностям заказчика, должны соответствовать Техническому заданию (Приложение № 1 к документации об электронном аукционе).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает в качестве единого требования к участникам закупки их соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

В пункте 9.3.1 Документации об электронном аукционе государственным заказчиком – ГУ «НИАЦ» установлено требование о наличие действующей лицензии ФСТЭК России: на деятельность по технической защите конфиденциальной информации, включающей в себя следующие виды работ и услуг:

              - работы и услуги по проектированию в защищенном исполнении: средств и систем информатизации;

              - услуги по установке, монтажу, наладке, испытаниям, ремонту средств защиты информации (технических средств защиты информации, защищенных технических средств обработки информации, технических средств контроля эффективности мер защиты информации, программных (программно-технических) средств защиты информации, защищенных программных (программно-технических) средств обработки информации, программных (программно-технических) средств контроля эффективности защиты информации);

- работы и услуги по аттестационным испытаниям и аттестации на соответствие требованиям по защите информации: средств и систем информатизации; помещений со средствами (системами) информатизации, подлежащими защите; защищаемых помещений.

В соответствии с пунктом 10 Требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах, утвержденных Приказом ФСТЭК России от 11.02.2013 № 17 для проведения работ по защите информации в ходе создания и эксплуатации информационной системы обладателем информации (заказчиком) и оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации при необходимости привлекаются организации, имеющие лицензию на деятельность по технической защите конфиденциальной информации в соответствии с Закон о лицензировании.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании лицензированию подлежит деятельность по технической защите конфиденциальной информации.

Согласно абзацам 1, 2, 3 положения «О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2012 № 79 (далее – Положение) положение определяет порядок лицензирования деятельности по технической защите конфиденциальной информации (не содержащей сведения, составляющие государственную тайну, но защищаемой в соответствии с законодательством Российской Федерации), осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

 Под технической защитой конфиденциальной информации понимается выполнение работ и (или) оказание услуг по ее защите от несанкционированного доступа, от утечки по техническим каналам, а также от специальных воздействий на такую информацию в целях ее уничтожения, искажения или блокирования доступа к ней.

 Лицензирование деятельности по технической защите конфиденциальной информации осуществляет Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (лицензирующий орган).

В соответствии с абзацем 4 Положения при осуществлении лицензируемого вида деятельности лицензированию подлежат:

              - работы и услуги по проектированию в защищенном исполнении: средств и систем информатизации;

              - услуги по установке, монтажу, наладке, испытаниям, ремонту средств защиты информации (технических средств защиты информации, защищенных технических средств обработки информации, технических средств контроля эффективности мер защиты информации, программных (программно-технических) средств защиты информации, защищенных программных (программно-технических) средств обработки информации, программных (программно-технических) средств контроля эффективности защиты информации);

- работы и услуги по аттестационным испытаниям и аттестации на соответствие требованиям по защите информации: средств и систем информатизации; помещений со средствами (системами) информатизации, подлежащими защите; защищаемых помещений.

В соответствии с пунктом 5.1 Технического задания Подрядчик обязан оказать услуги в составе и объеме указанном в таблице 1.

Таблица 1

№№ п/п

Наименование работ

Состав Работ

Отчетная документация

  1.  

Формирование требований к системе защиты информации, согласно ГОСТ Р 51583-2014

Передача неисключительных (пользовательских) прав на программное обеспечение для автоматизации формирования и актуализации внутренней документации, в соответствии с п. 5.2

  • Акт приёма-передачи прав;
  • Лицензионный/сублицензионный договор

Экспертный аудит для разработки организационных и технических мер по обеспечению безопасности ПДн, обрабатываемых в ИСПДн Заказчика, и информации ограниченного доступа, не составляющей государственную тайну, содержащейся в ГИС Заказчика, с внесением данных в программное обеспечение для автоматизации формирования и актуализации внутренней документации Заказчика, в объеме, предусмотренном пунктом 5.4

  • Акт сдачи-приёмки выполненных работ);

 

Разработка регламента подключения внешних пользователей

  • Акт сдачи-приёмки выполненных работ;
  • Регламент подключения внешних пользователей.
  1.  

Работы по созданию и введению в эксплуатацию ГИС согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 06.07.2015 № 676 «О требованиях к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации» и ГОСТ 34.601-90

Разработка проектов документов по порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию и вывода из эксплуатации ГИС

  • Акт сдачи-приёмки выполненных работ;
  • Проект технического задания на создание или развитие ГИС;
  • Проект технического проекта на создания или развития ГИС;
  • Проект рабочей документации (инструкции по эксплуатации, руководства пользователя ГИС, администратора ГИС);
  • Проект программы и методики предварительных испытаний ГИС;
  • Проект протокола предварительных испытаний ГИС;
  • Проект заключения о соответствии ГИС требованиям технического задания на ГИС.
  • Проект программы и методики опытной эксплуатации ГИС;
  • Проект акта о приемке ГИС в опытную эксплуатацию;
  • Проект протокола проведения опытной эксплуатации ГИС;
  • Проект акта о завершении опытной эксплуатации ГИС.
  • Проект программы и методики приемочных испытаний ГИС;
  • Проект протокола приемочных испытаний ГИС;
  • Проект акта о приемке ГИС в эксплуатацию
  1.  

Разработка (проектирование) системы защиты информации, согласно ГОСТ Р 51583-2014

Разработка технического проекта системы защиты информации

  • Акт сдачи-приёмки выполненных работ;
  • Технический проект системы защиты информации
  1.  

Внедрение СЗИ, согласно ГОСТ Р 51583-2014

Поставка средств защиты информации, в соответствии с п. 5.5 и п. 5.6

  • Акт приёма-передачи прав;
  • Лицензионный/сублицензионный договор;
  • Товарная накладная, Счет-фактура (при наличии)

Установка и настройка средств защиты информации, в соответствии с п. 5.7

  • Акт выполненных работ;
  • Акты установки средств защиты информации (в том числе - криптографических) и возможности ввода их в эксплуатацию
  1.  

Аттестация объектов информатизации

на соответствие требованиям по обеспечению безопасности информации, согласно ГОСТ РО 0043-003-2012

Оценка соответствия (аттестация) ИС требованиям по обеспечению безопасности информации

  • Акт сдачи-приёмки выполненных работ;
  • Программа и методики аттестационных испытаний объектов информатизации Заказчика на соответствие требованиям по обеспечению безопасности информации;
  • Протокол аттестационных испытаний объектов информатизации Заказчика на соответствие требованиям по обеспечению безопасности информации;
  • Заключение по результатам аттестационных испытаний объектов информатизации Заказчика на соответствие требованиям по обеспечению безопасности информации;
  • Аттестат соответствия ИС требованиям по обеспечению безопасности информации (выдается в случае положительного результата аттестационных испытаний).

 

Учитывая вышеизложенное и  исходя из проведения вышеуказанных работ по защите информации Комиссия приходит к выводу, что деятельность по оказанию данных услуг является лицензируемой, следовательно, требование государственного заказчика – ГУ «НИАЦ» о наличии у участников закупки вышеназванных лицензий  по технической защите конфиденциальной информации является обоснованным.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Так, согласно пункту 5.2 Технического задания подрядчик должен обеспечить передачу неисключительных (пользовательских) прав на программное обеспечение для автоматизации формирования и актуализации внутренней документации на срок 1 (один) год».

При этом, пунктом 5.3 Технического задания государственным заказчиком установлены требования к Программе автоматизации: «Программа автоматизации должна обеспечивать соответствие генерируемого (выгружаемого) портфеля документов  требованиям действующего законодательства РФ в области ПДн и защите информации ограниченного доступа, не составляющей государственную тайну, содержащейся в ГИС, в том числе – внесение необходимых изменений в шаблоны генерируемых (выгружаемых) документов.

Программа Автоматизации должна иметь следующий функционал:

  • внесение/изменение исходных данных;
  • настройка пользовательских стилей документации;
  • генерация и выгрузка документации;
  • онлайн-консультант;
  • ведение журналов по информационной безопасности в электронном виде;
  • оценка готовности к проверкам Роскомнадзора, ФСБ России, ФСТЭК России;
  • получение информации о плановых проверках Роскомнадзора;
  • ведение перечня внутренних проверок;
  • автоматическая подача уведомления/информационного письма в Роскомнадзор;
  • оперативный мониторинг состояния защиты информации в организации по данным в Программе Автоматизации;
  • ускоренный ситуационный ввод данных;
  • ведение реестра информационных систем;
  • анализ уязвимостей в программном обеспечении».

            Кроме того, согласно пункту 5.1.4 Таблицы 1 предусмотрен следующий вид работ: внедрение средств защиты информации (СЗИ), в состав которого входит поставка средств защиты информации в соответствии с пунктом 5.5 и пунктом 5.6 Технического задания.

Согласно пункту 5.5 Технического задания подрядчик обязан поставить средства защиты информации в соответствии с количеством  и характеристиками, указанными в таблице 3.

В соответствии с таблицей 3 Технического задания подрядчик обязан поставить следующие средства защиты:

  • cредство защиты информации от несанкционированного доступа для операционных систем семейства Linux;

- cредство защиты информации от несанкционированного доступа для операционных систем семейства Windows;

- средство для обеспечения безопасности виртуальной инфраструктуры;

- средство анализа защищенности ТСР/IP сетей не менее чем на 11 хостов.

Согласно пункту 5.6 Технического задания государственным заказчиком установлено требование к поставке товара с товарным знаком, а именно Kaspersky Стандартный  Certified media Pack Russian Edition. Media Pack.

Изучив материалы Жалобы и письменные пояснения государственного   заказчика, Комиссия приходит к следующим выводам.

Исходя из положений статьи 33 Закона о контрактной системе, формирование объекта закупки является правом заказчика, который при этом должен исходить из своих действительных потребностей в товарах, работах, услугах и не устанавливать необоснованных ограничений по отношению к участникам закупок.

Как установлено на рассмотрении Жалобы, применение средства автоматизации формирования и актуализации внутренней документации по защите информации, является способом реализации организационных мер по обеспечению безопасности персональных данных и информации, обрабатываемой в государственных информационных системах ГУ «НИАЦ» и соответственно, технологически и функционально связано с иными работами по внедрению подсистемы обеспечения информационной безопасности в информационных системах ГУ НИАЦ, указанным в Техническом задании.

Кроме того, как указывалось выше в состав работ входит внедерение средств защиты информации которое предусматривает поставку программных средств ее защиты.

Поставка программных средств защиты информации в данном случае, связана с выполнением работ по внедрению подсистемы обеспечения информационной безопасности в информационных системах ГУ «НИАЦ», являющихся объектом рассматриваемой закупки.

Таким образом, материалами Жалобы подтверждается тот факт, что данные программные средства технологически связаны с работами, предусмотренными в рамках  рассматриваемого электронного аукциона, поскольку при выполнении работ по внедрению подсистемы обеспечения информационной безопасности в информационных системах ГУ НИАЦ, в рамках организационных мер будет задействована вышеуказанные программные средства.

Соответственно, предмет настоящего электронного аукциона отражает действительные потребности учреждения.

При оценке имеющегося в Документации описания объекта рассматриваемой закупки на предмет наличия в нем требований к товарам, влекущих ограничения количества участников электронного аукциона, Комиссия также учитывает следующее.

Из протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в рассматриваемом электронном аукционе от 04.09.2018  следует, что действительность рассматриваемой потребности заказчика подтверждается  фактом поступления на участие в рассматриваемой закупке 6 заявок.

Рынок услуг,    являющихся объектом рассматриваемой закупки, конкурентный с большим количеством участников, что подтверждается количеством заявок, поданных на участие в вышеуказанном аукционе.

Согласно статье 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается в том числе и на принципах ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Заказчики при осуществлении закупок также должны руководствоваться указанными принципами.

Согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 № 11017/10 по делу № А06-6611/2009 основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки. Включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.

Следовательно, формирование объекта закупки является правом заказчика, который при этом должен исходить из своих действительных потребностей в товарах, работах, услугах и не устанавливать необоснованных ограничений по отношению к участникам закупок.

Заказчик самостоятельно, руководствуясь собственными потребностями, в достаточной для него мере вправе детализировать описание объекта закупки, если это не приводит к ограничению количества участников в виде установления неправомерных требований к закупаемым товарам, работам, услугам.

На основании вышеизложенного, определяя объект рассматриваемой закупки с предусмотренными в Техническом задании требованиями государственный заказчик – ГУ «НИАЦ» не совершает действий, противоречащих действующему законодательству и приводящих к необоснованному ограничению конкуренции при осуществлении закупок, поскольку предмет торгов отражает действительные потребности заказчика.

Кроме того, ссылка подателя Жалобы на письмо ФАС России от 09.02.2015 № АЦ/5147/15 является несостоятельной, исходя из следующего.

В вышеуказанном письме Федеральная антимонопольная служба России изложила свою позицию по  результатам  рассмотрения обращения о возможности заключения долгосрочных контрактов на поставку медицинского оборудования и его сервисного обслуживания с учетом замены вышедших из строя частей оборудования и не устанавливает конкретного запрета на объединение в один лот лицензируемых и нелицензируемых видов работ.

Согласно данному письму ФАС России также считает, что вопрос об ограничении количества участников закупки необходимо рассматривать в каждом случае, исходя из обстоятельства дела.

Таким образом, какие-либо доказательства совершения государственным заказчиком – ГУ «НИАЦ» действий, приводящих к ограничению конкуренции при осуществлении рассматриваемой закупки, в данном случае, отсутствуют.

            Следовательно довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

2. В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе одним из единых требований при осуществлении закупок является обладание их участниками исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма.

Таким образом, условием для установления заказчиками при осуществлении закупок предусмотренного пунктом 8 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе требования, является приобретение заказчиком по результатам исполнения заключенного контракта прав на результаты интеллектуальной деятельности.

Согласно пункту 9.3.7 Документации государственным заказчиком – ГУ «НИАЦ» требование к участникам закупки об обладании ими исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности установлено не было.

            При этом, в пункте 10.1 Технического задания  государственным заказчиком установлено обязательное требование о наличии у исполнителя лицензионных прав и полномочий для предоставления заказчику неисключительных (пользовательских) прав на использование Программы автоматизации:

- Свидетельство об официальной регистрации Программы Автоматизации как программы для ЭВМ, выданное в установленном законом порядке Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, в случае если Подрядчик является Правообладателем (Разработчиком) Программы Автоматизации;

- Лицензионный договор с Правообладателем (Разработчиком) Программы Автоматизации с полномочиями Исполнителя на передачу третьим лицам неисключительных (пользовательских) прав на использование Программы Автоматизации в объёме и способами, предусмотренными условиями настоящего Технического задания, в случае, если Подрядчик не является Правообладателем (Разработчиком) Программы Автоматизации.

При оценке вышеназванных требований государственного заказчика к исполнителям работ (услуг) Комиссия исходит из следующего.

Правовое регулирование отношений в сфере возникновения, использования  и защиты объектов интеллектуальной собственности осуществляется нормами части IV ГК.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 1225 ГК программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ) являются результатами интеллектуальной деятельности, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью).

Согласно статье 1226 ГК на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации) признаются интеллектуальные права, которые включают исключительное право, являющееся имущественным правом, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, также личные неимущественные права и иные права (право следования, право доступа и другие).

В соответствии с частью 1 статьи 1229 ГК гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (статья 1233), если настоящим Кодексом не предусмотрено иное.

Согласно пункту 1 статье 1262 ГК правообладатель в течение срока действия исключительного права на программу для ЭВМ или на базу данных может по своему желанию зарегистрировать такую программу или такую базу данных в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

Таким образом, на основании вышеуказанных положений ГК, установленное государственным заказчиком требование о наличии у исполнителя свидетельства об официальной регистрации Программы Автоматизации как программы для ЭВМ, предусматривает наличие у исполнителя  исключительно права на Программу автоматизации.

Однако как указывалось выше, в пункте 9.3.7 Документации государственным заказчиком требование к участникам закупки об обладании ими исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности установлено не было.

Следовательно, в Документации и Техническом задании содержится противоречивая информация относительно требования к участникам закупки об обладании ими исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности.

На заседании Комиссии представители государственного заказчика устно пояснили, что в данной части Технического задания (пункт 10.1) содержится техническая ошибка, и  указанное требование в рассматриваемой закупке не отвечает действительным потребностям заказчика и является необязательным для участников закупки.

При этом Комиссия Новгородского УФАС России отмечает, что исходя из положений ГК (пункт 1 статья 1262),  данное свидетельство может быть зарегистрировано по собственному желанию правообладателя, следовательно, при установлении данного требования о наличии у исполнителя свидетельства об официальной регистрации Программы Автоматизации как программы для ЭВМ государственный заказчик  должен обосновать в Документации установленное  требование.

Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.

Таким образом, в действиях государственного заказчика – ГУ «НИАЦ»  содержится нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении в документации об электронном аукционе  неправомерного требования к исполнителю об обладании исключительными правами на программное обеспечение.

Следовательно, Жалоба является частично обоснованной.

Предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов не выдавать в связи с выдачей предписания на  основании решения Новгородского УФАС России от 07.09.2018, принятого по результатам рассмотрения жалобы ЗАО «Ирбис» на действия государственного заказчика – ГУ «Новгородский информационно-аналитический центр».

 

Руководствуясь статьями 31, 33, 64, 66  Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу участника закупки - Общества с ограниченной ответственностью «Компьютерный сервис» (173021, г. Великий Новгород, ул. Нехинская, д. 61) на действия государственного заказчика – Государственного учреждения «Новгородский информационно-аналитический центр» (173005, Великий Новгород, пл. Победы - Софийская, д. 1; далее – ГУ «Новгородский информационно-аналитический центр») при осуществлении им и уполномоченным органом – Администрацией Губернатора Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы - Софийская, д. 1) закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по внедрению подсистемы обеспечения информационной безопасности в информационных системах ГУ НИАЦ, извещение № 0150200003918000745 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 20.08.2018, частично обоснованной  в части довода о наличии в документации об электронном аукционе, а именно в Техническом задании неправомерного требования к исполнителю об обладании исключительными правами на Программу автоматизации как программы для ЭВМ.

2. Признать в действиях государственного заказчика - Государственного учреждения «Новгородский информационно-аналитический центр»  нарушения части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.

3. Предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов не выдавать в связи с выдачей предписания на  основании решения Новгородского УФАС России от 07.09.2018, принятого по результатам рассмотрения жалобы ЗАО «Ирбис» на действия государственного заказчика – ГУ «Новгородский информационно-аналитический центр».

 

Председатель Комиссии                                                                               О.С. Виниченко

                                                                                                                                

Члены Комиссии                                                                                           С.О. Михайлов                     

                                                                                

                                                                                                          М.Е. Фомин          

           

Решение и предписание могут быть обжалованы в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны