Решение №4051/03 РЕШЕНИЕ по результатам рассмотрения жалобы ООО "ВАЛРОСА" от 1 сентября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Публикация документа не является официальной. Официально правовые акты публикуются в официальных печатных изданиях в соответствии с действующим законодательством.

Заказчику –

МУП Великого Новгорода

«Новгородский водоканал»

и его единой закупочной комиссии

 

ул. Германа, д. 33,

Великий Новгород, 173003

 

 

Оператору электронной площадки –

ЗАО «Сбербанк-АСТ»

 

Большой Саввинский пер., д. 12, стр. 9,

г. Москва, 119435

e-mail: ko@sberbank-ast.ru

 

 

Участнику закупки

(подателю жалобы) –

ООО «ВАЛРОСА»

 

22-й километр Киевского шоссе

(п. Московский), домовладение 4,

стр. 2, этаж 8, блок В,

г. Москва, 108811

e-mail: valrosa@bk.ru

 

Исх.№4051/03 от 01.08.17

 

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

29 августа 2017 года Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:

Виниченко О.С. – председатель Комиссии, руководитель Управления,

Петров Д.А. - член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления,

Михайлов С.О. – член Комиссии, специалист-эксперт Управления,

в присутствии представителей:

заказчика – Муниципального унитарного предприятия Великого Новгорода «Новгородский водоканал» - <…….>;

подателя жалобы – Общества с ограниченной ответственностью «ВАЛРОСА» - <…….>,

рассмотрев жалобу участника закупки (определения поставщика) – Общества с ограниченной ответственностью «ВАЛРОСА» (108811, г. Москва, 22-й километр Киевского шоссе (п. Московский), домовладение 4, стр. 2, этаж. 8, блок В; далее – ООО «ВАЛРОСА») на действия заказчика – Муниципального унитарного предприятия Великого Новгорода «Новгородский водоканал» (173003, Великий Новгород, ул. Германа, д. 33; далее – МУП «Новгородский водоканал») при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку затворов дисковых поворотных фланцевых двухэксцентриковых с редуктором и штурвалом в целях подготовки водопроводно-канализационного хозяйства Великого Новгорода к работе в зимний период 2017/2018 года и выполнения планово-предупредительных работ по ремонту и замене запорной арматуры на водоочистных сооружениях и водопроводных сетях Великого Новгорода, извещение № 0550600002217000045 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 01.08.2017, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки (определения поставщика),

 

УСТАНОВИЛА:

 

22.08.2017 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки (определения поставщика) – ООО «ВАЛРОСА» на действия заказчика – МУП «Новгородский водоканал» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку затворов дисковых поворотных фланцевых двухэксцентриковых с редуктором и штурвалом в целях подготовки водопроводно-канализационного хозяйства Великого Новгорода к работе в зимний период 2017/2018 года и выполнения планово-предупредительных работ по ремонту и замене запорной арматуры на водоочистных сооружениях и водопроводных сетях Великого Новгорода, извещение № 0550600002217000045 о проведении которого было размещено на официальном сайте 01.08.2017 (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

До начала рассмотрения Жалобы по существу от представителя ООО «ВАЛРОСА» поступило устное ходатайство о ведении аудиозаписи заседания Комиссии.

Указанное ходатайство Комиссией было удовлетворено.

Суть доводов Жалобы сводится к следующему.

Объектом рассматриваемой закупки является поставка затворов дисковых поворотных.

Согласно приложению к решению Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54 затворы дисковые поворотные имеют код 8481 80 850 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) (группа 84).

В соответствии с разделом 1 Единого перечня продукции (товаров), подлежащей государственному санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Евразийского экономического союза, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 № 299 (далее – Единый перечень) затворы дисковые поворотные относятся к продукции, подлежащей государственному санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю).

По мнению подателя Жалобы, для поставки данного товара по гражданско-правовому договору и введения его в оборот на территории Российской Федерации необходимы всего лишь два обязательных документа:

- декларация о соответствии требованиям Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования»;

- экспертное заключение о соответствии продукции Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к товарам (применяемым в сфере хозяйственно-питьевого водоснабжения), подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 № 299 (далее – Единые санитарные требования).

Несмотря на это, заказчиком – МУП «Новгородский водоканал» в Приложение № 1 «Техническое задание» (далее – Техническое задание), пунктах 2.3, 3.4.3 Приложения № 3 «Проект контракта на поставку товара» (далее – Проект контракта) к документации о проведении рассматриваемого электронного аукциона (далее – Документация об электронном аукционе) установлено требование о наличии у поставщика свидетельства о государственной регистрации продукции и его представлении заказчику при поставке товара.

ООО «ВАЛРОСА» считает, что наличие государственной регистрации на товар - затворы дисковые поворотные не требуется, поскольку данный товар входит в раздел 1 Единого перечня.

Таким образом, по мнению подателя Жалобы, рассматриваемые требования, установленные заказчиком в Документации об электронном аукционе, являются неправомерными и необъективными, а также влекущими ограничение количества участников закупки.

На основании вышеизложенного, ООО «ВАЛРОСА» просит выдать заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.

Присутствовавший на рассмотрении Жалобы представитель ООО «ВАЛРОСА» поддержал доводы Жалобы в полном объеме, а также дополнительно указал, что установление заказчиком в Документации об электронном аукционе требования о наличии у поставщика свидетельства о государственной регистрации на затворы дисковые поворотные и его представлении при поставке товара будет препятствовать надлежащему исполнению заключенного по итогам осуществления рассматриваемой закупки контракта, в связи с невозможностью представления указанного документа.

Также присутствовавший на рассмотрении Жалобы представитель ООО «ВАЛРОСА» уточнил следующее.

В связи с тем, что по результатам проведении настоящего электронного аукциона участник закупки - ООО «ВАЛРОСА» сделал лучшее предложение по начальной (максимальной) цене контракта, податель Жалобы просит выдать заказчику предписание об устранении допущенных нарушений именно в части исключения неправомерных требований к поставщику из положений Проекта контракта.

Из представленных заказчиком – МУП «Новгородский водоканал» письменных возражений по Жалобе (вх. № 5037 от 25.08.2017 Новгородского УФАС России) следует, что заказчик считает ее необоснованной.

Заказчик, при выдвижении требования о поставке затворов дисковых поворотных в комплекте со свидетельством о государственной регистрации продукции руководствовался тем, что затворы дисковые являются оборудованием, используемым в системах хозяйственно-питьевого водоснабжения и таким образом подпадают под пункт 9 раздела 2 Единого перечня.

В разделе 3 Единого перечня материалы, оборудование, устройства и другие технические средства водоподготовки, предназначенные для использования в системах хозяйственно-питьевого водоснабжения, отсутствуют.

Также заказчик указывает, что устанавливает требование о предоставлении свидетельства о государственной регистрации продукции (товаров) не на стадии подачи заявок на участие в рассматриваемой закупке, а на стадии поставки продукции в рамках заключенного по итогам ее осуществления контракта.

На рассмотрении Жалобы представители заказчика поддержали доводы возражений в полном объеме, а также дополнительно указали следующее.

При указании в Техническом задании, пунктах 2.3, 3.4.3 Проекта контракта требований о наличии у поставщика свидетельства о государственной регистрации продукции, санитарно-эпидемиологического заключения и их представлении при поставке товара, заказчиком была допущена техническая ошибка. Названные документы в Документации об электронном аукционе должны были быть разделены союзом «или» и, следовательно, поставщик при поставке продукции должен представить один и из данных документов.

В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.

В августе 2017 года заказчиком – МУП «Новгородский водоканал» осуществлялась закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку затворов дисковых поворотных фланцевых двухэксцентриковых с редуктором и штурвалом в целях подготовки водопроводно-канализационного хозяйства Великого Новгорода к работе в зимний период 2017/2018 года и выполнения планово-предупредительных работ по ремонту и замене запорной арматуры на водоочистных сооружениях и водопроводных сетях Великого Новгорода (начальная (максимальная) цена контракта – 3 337 858, 38 рублей).

Документация об электронном аукционе (в редакции от 07.08.2017 №ИИ2) утверждена директором МУП «Новгородский водоканал» <…….>.

В соответствии с частью 2.1 статьи 15 Закона о контрактной системе рассматриваемая закупка проводилась заказчиком – МУП «Новгородский водоканал» в соответствии с положениями и требованиями Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

Заказчиком – МУП «Новгородский водоканал» в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе в подпункте 1 пункта 1.5 Документации об электронном аукционе определен объект рассматриваемой закупки – поставка затворов дисковых поворотных фланцевых двухэксцентриковых с редуктором и штурвалом.

Согласно подпункту 3 пункта 1.5 Документации об электронном аукционе описание объекта закупки приведено в Техническом задании.

При описании объекта рассматриваемой закупки в качестве требований к безопасности товара заказчиком в Техническом задании установлено наличие у поставщика свидетельства о государственной регистрации продукции, санитарно-эпидемиологического заключения, сертификата соответствия либо декларации о соответствии Таможенного Союза.

Согласно пункту 2.3 Проекта контракта поставщик гарантирует качество и безопасность поставляемого товара в соответствии с ГОСТ. Наличие свидетельства о государственной регистрации продукции, санитарно-эпидемиологического заключения, сертификата соответствия либо декларации о соответствии Таможенного Союза.

В соответствии с пунктом 3.4.3 Проекта контракта при исполнении заключенного контракта поставщик обязан предоставить заказчику надлежащим образом заверенные копии документов, подтверждающих соответствие товара: наличие у поставщика свидетельства о государственной регистрации продукции, санитарно-эпидемиологического заключения, сертификата соответствия либо декларации о соответствии Таможенного Союза.

Согласно приложению к решению Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54 затворы дисковые поворотные имеют код 8481 80 850 ТН ВЭД (группа 84).

Решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 № 299 утвержден Единый перечень, включающий 3 раздела:

- 1 раздел «Перечень продукции (товаров), подлежащей государственному санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю)» (далее – раздел 1);

- 2 раздел «Перечень продукции (товаров), подлежащей государственной регистрации» (далее – раздел 2);

- 3 раздел «Перечень продукции (товаров), на которую не требуется представления свидетельства о государственной регистрации вне зависимости от присвоения кода ТН ВЭД ЕАЭС в соответствии с Перечнем продукции (товаров), подлежащей государственной регистрации».

В соответствии с пунктом 3 раздела 1 Единого перечня материалы, оборудование, вещества, устройства, применяемые в сфере хозяйственно-питьевого водоснабжения и при очистке сточных вод, в плавательных бассейнах (из следующих групп ТН ВЭД ЕАЭС: 25, 38 - 40, 48, 84, 85) входят в Перечень продукции (товаров), подлежащей государственному санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю).

Согласно пункту 9 раздела 2 Единого перечня материалы, оборудование, устройства и другие технические средства водоподготовки, предназначенные для использования в системах хозяйственно-питьевого водоснабжения, включены в Перечень продукции (товаров), подлежащей государственной регистрации.

Необходимо учитывать, что указание в пункте 9 раздела 2 Единого перечня материалов, оборудования, устройств и других технических средств водоподготовки, предназначенных для использования в системах хозяйственно-питьевого водоснабжения, не сопровождается ни группой ТН ВЭД, ни конкретным кодом ТН ВЭД (ТН ВЭД ЕАЭС).

При этом, согласно абзацу 5 пункта 11 раздела 2 Единого перечня государственной регистрации подлежит продукция (товары), указанная в пунктах 1 - 7 настоящего раздела, включенная в следующие исчерпывающие позиции ТН ВЭД ЕАЭС, впервые изготавливаемая на таможенной территории Евразийского экономического союза, а также впервые ввозимая на таможенную территорию Евразийского экономического союза, в том числе по группе 84 «Реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства; их части» ТН ВЭД (подгруппа 8413 «Насосы жидкостные с расходомерами или без них; подъемники жидкостей, предназначенные для контакта с пищевыми средами или использования в практике хозяйственно-питьевого водоснабжения»).

Согласно примечанию к содержащемуся в разделе 2 перечню, государственной регистрации подлежит только та продукция, которая указана в группах продукции, перечисленных в начале Раздела II единого перечня, и одновременно находится в описаниях товарных позиций ТН ВЭД ЕАЭС с соответствующими изъятиями и оговорками.

Однако, продукция, входящая в объект рассматриваемой закупки, соответствующая коду 8481 80 850 ТН ВЭД (затворы дисковые поворотные), в группе 84 («Реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства; их части») и подгруппе 8413 («Насосы жидкостные с расходомерами или без них; подъемники жидкостей, предназначенные для контакта с пищевыми средами или использования в практике хозяйственно-питьевого водоснабжения») ТН ВЭД не указана.

В разделе 3 Единого перечня продукция, которая должна быть поставлена по итогам осуществления рассматриваемой закупки и обладающая кодом 8481 80 850 ТН ВЭД, также не названа.

Таким образом, продукция, входящая в объект рассматриваемой закупки (затворы дисковые поворотные), соответствующая коду 8481 80 850 ТН ВЭД, названа в пункте 3 раздела 1 Единого перечня (материалы, оборудование, вещества, устройства, применяемые в сфере хозяйственно-питьевого водоснабжения и при очистке сточных вод, в плавательных бассейнах).

Следовательно, данная продукция (затворы дисковые поворотные) включена в Перечень продукции (товаров), подлежащей государственному санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) (раздел 1 Единого перечня), а не государственной регистрации (раздел 2 Единого перечня).

При этом необходимо учитывать следующее.

Как отмечалось выше, решением Комиссии Таможенного союза № 299 от 28.05.2010 утверждены Единые санитарные требования.

В соответствии с пунктом 1.1 статьи 1 Единых санитарных требований настоящие единые требования устанавливают гигиенические показатели и нормативы безопасности подконтрольной продукции (товаров), включенной в Единый перечень.

Согласно пункту 1.1 раздела 3 Единых санитарных требований настоящий раздел распространяется на следующие коды ТН ВЭД ЕАЭС: 3802 10 000 0, 3917, 4812 00 000 0, 4823 20 000, 7310 21, 7310 29, 8413 70 300 0, 8421 21 000, 8516 10.

Согласно письму Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 29.06.2010 № 01/9646-0-32 в связи с вступлением в силу Единого перечня, Единых санитарных требований с 01.07.2010 прекращается выдача санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии продукции государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, а также свидетельств о государственной регистрации территориальными органами Роспотребнадзора.

Территориальные органы могут выдавать санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам видов деятельности, проектной документации.

Следовательно, продукция, входящая в объект рассматриваемой закупки, соответствующая коду 8481 80 850 ТН ВЭД (затворы дисковые поворотные), хоть и подпадает под действие государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) на таможенной границе и таможенной территории Евразийского экономического союза, но в силу пункта 1.1 раздела 3 Единых санитарных требований и вышеуказанного письма Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека не требует выдачи санитарно-эпидемиологического заключения.

Таким образом, установленные заказчиком в Документации об электронном аукционе (Техническом задании и Проекте контракта) требование о наличии у поставщика свидетельства о государственной регистрации продукции и санитарно-эпидемиологического заключения на затворы дисковые поворотные и требование о представлении данных документов при исполнении контракта являются неправомерными, в том числе противоречащими положениям Единого перечня и Единых санитарных требований, и не основанными на действующем законодательстве о государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре (контроле) и государственной регистрации на таможенной границе и таможенной территории Евразийского экономического союза.

Соответственно, поставка затворов дисковых поворотных (код 8481 80 850 ТН ВЭД) не требует наличия у поставщика указанных документов (свидетельства о государственной регистрации продукции и санитарно-эпидемиологического заключения) и их представления заказчику при поставке товара.

Указание заказчиком – МУП «Новгородский водоканал» вышеприведенных неправомерных требований в Техническом задании в качестве требований к безопасности товара указывает на необъективность описания объекта рассматриваемой закупки, способную повлечь ограничение количества участников закупки, нарушение их законных прав и предусмотренную частью 1 статьи 8 Закона о контрактной системе возможность стать поставщиком настоящей продукции (затворов дисковых поворотных).

Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

В соответствии с частью 10 статьи 70 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.

Следовательно, заключение по итогам осуществления рассматриваемой закупки контракта с неправомерно установленными в нем требованиями о наличии у поставщика указанных документов (свидетельства о государственной регистрации продукции и санитарно-эпидемиологического заключения) и их представлении заказчику при поставке товара будет препятствовать его надлежащему исполнению по причине отсутствия законодательно установленной необходимости получения указанных документов на данный вид продукции.

В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.

В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.

Таким образом, в действиях заказчика – МУП «Новгородский водоканал» содержатся нарушения пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, выразившиеся в необъективном описании объекта рассматриваемой закупки и установлении неправомерных требований к участникам закупки о представлении документов, не предусмотренных действующим законодательством.

Соответственно, доводы Жалобы в ходе рассмотрения нашли свое подтверждение.

В связи с поступлением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Новгородским УФАС России проведена внеплановая проверка осуществления закупки (определения поставщика) путем проведения электронного аукциона.

1. В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.

Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Исходя из смысла части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, заказчик обязан в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса о дачи разъяснений положений документации об электронном аукционе разместить на официальном сайте ее разъяснения с указанием предмета запроса.

Согласно сведениям официального сайта (в частности раздела «Личный кабинет 44-ФЗ») заказчику – МУП «Новгородский водоканал» 02.08.2017, 07.08.2017, 18.08.2017 от оператора электронной площадки – Закрытого акционерного общества «Сбербанк-АСТ» поступили 3 запроса участников закупки о даче разъяснений положений Документации об электронном аукционе (далее - Запрос от 02.08.2017, Запрос от 07.08.2017, Запрос от 18.08.2017).

11.08.2017 заказчиком на официальном сайте в разделе «Разъяснение положений документации об электронном аукционе» в ответ на Запрос от 07.08.2017 были размещены разъяснения положений Документации об электронном аукционе.

Однако, как следует из информации официального сайта, указанные разъяснения были размещены ответственным должностным лицом заказчика с нарушением предусмотренного частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе срока размещения разъяснений (в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса участника), а именно 11.08.2017 (то есть фактически на 4 день с даты поступления запроса) и без указания предмета поступившего Запроса от 07.08.2017.

Размещенные заказчиком на официальном сайте в разделе «Разъяснение положений документации об электронном аукционе» разъяснения положений Документации об электронном аукционе в ответ на Запрос от 18.08.2017 также не содержали предмета поступившего запроса.

Согласно сведениям официального сайта разъяснения положений Документации об электронном аукционе в ответ на Запрос от 02.08.2017 заказчиком вообще не были размещены в разделе «Разъяснение положений документации об электронном аукционе» официального сайта.

Таким образом, в действиях заказчика – МУП «Новгородский водоканал» содержится нарушение части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, выразившееся в нарушении установленных порядка и срока предоставления разъяснений положений документации об электронном аукционе.

2. В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Из пункта 4 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем)), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 года № 1063 (далее – Правила), следует, что за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;

в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;

г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

Согласно пункту 5 Правил за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;

в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;

г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

Таким образом, подпункты «а» - «г» пунктов 4, 5 Правил содержат различные размеры штрафа в зависимости от цены контракта.

В соответствии с пунктом 3.1 Документации об электронном аукционе начальная (максимальная) цена контракта составляет 3 337 858, 38 рублей.

В соответствии с частью 4 статьи 68 Закона о контрактной системе электронный аукцион проводится путем снижения начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении такого аукциона, в порядке, установленном настоящей статьей.

В соответствии с Письмом ФАС России от 01.12.2014 № АД/48791/14, поскольку контракт заключается по цене, предлагаемой участником закупки, но не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, заказчики должны устанавливать в проекте контракта под отлагательным условием все возможные значения размеров штрафа, предусмотренные Правилами для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта.

Кроме того, согласно вышеуказанному письму ФАС России в проект контракта должны включаться размеры штрафов в соответствии с Правилами.

Согласно пункту 5.2 Проекта контракта в случае ненадлежащего исполнения Поставщиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом, Заказчик направляет Поставщику требование об уплате штрафа в размере_______________ рублей, который составляет:

5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей.

Согласно пункту 5.3 Проекта контракта в случае ненадлежащего исполнения Заказчиком обязательств по Контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом, Исполнитель вправе потребовать уплаты штрафа в размере_______________ рублей, который составляет:

2 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей.

Следовательно, заказчиком в Проекте контракта в нарушение требований Закона о контрактной системе и Правил не установлены надлежащие размеры штрафа (в %), предусмотренные Правилами, в том числе не предусмотрена возможность изменения их величин в зависимости от ценового предложения участника закупки в случае снижения начальной (максимальной) цены контракта ниже 3 млн. рублей.

Таким образом, в действиях заказчика – МУП «Новгородский водоканал» содержатся нарушения частей 4, 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, выразившиеся в ненадлежащем исполнении обязанности по установлению в проекте контракта ответственности сторон в виде штрафов.

Необходимо отметить, что согласно протоколу проведения электронного аукциона, размещенному на официальном сайте 28.08.2017, в ходе проведения настоящего электронного аукциона произошло снижение начальной (максимальной) цены контракта с 3 337 858, 38 рублей до 1 549 611, 45 рублей (процент снижения 53, 57%).

Следовательно, заключение по итогам осуществления рассматриваемой закупки контракта с установленными величинами штрафов для заказчика и поставщика в размере 2 и 5% соответственно (для случая, когда цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей), будет препятствовать его надлежащему исполнению и противоречить действующему законодательству Российской Федерации.

3. В соответствии с частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.

Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

В соответствии с пунктом 4.3 Документации об электронном аукционе размер обеспечения исполнения контракта составляет в данном случае 166 892, 92 рублей (5% от начальной (максимальной) цены контракта).

Согласно пункту 4.4 Документации об электронном аукционе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет.

В силу части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе требование обеспечения исполнения контракта помимо документации о проведении электронного аукциона должно быть также установлено заказчиком в проекте контракта, являющемся неотъемлемой частью этой документации.

Однако Проект контракта указанного требования обеспечения исполнения контракта не содержит.

Таким образом, в действиях заказчика – МУП «Новгородский водоканал» содержится нарушение части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе.

4. В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

Требования к содержанию первой части заявки на участие в электронном аукционе установлены частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.

Согласно подпункту «б» пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

В пункте 7.1 Документации об электронном аукционе заказчиком – МУП «Новгородский водоканал» требования к содержанию первой части заявки на участие в электронном аукционе установлены в аналогичном виде.

В соответствии с частью 3 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.

Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной ситеме участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:

1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;

2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.

Согласно протоколу от 24.08.2017 рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе (далее – Протокол) на участие в рассматриваемой закупке поступили первые части заявок 6 участников.

Согласно Протоколу участники закупки с порядковыми номерами 1, 2, 3, 4, 5 единой закупочной комиссией заказчика – МУП «Новгородский водоканал» допущены до участия в настоящем электронном аукционе.

Вместе с тем, заявка участника закупки с порядковым номером 3 не могла быть признана единой закупочной комиссией заказчика – МУП «Новгородский водоканал» соответствующей требованиям Документации об электронном аукционе на основании следующего.

Как указывалось выше, описание объекта рассматриваемой закупки установлено заказчиком – МУП «Новгородский водоканал» в Техническом задании.

Согласно Техническому заданию поставке в данном случае подлежат:

- затвор дисковый поворотный фланцевый двухэксцентриковый с редуктором и штурвалом DN1000мм PN10 (ГОСТ 13547-2015);

- затвор дисковый поворотный фланцевый двухэксцентриковый с редуктором и штурвалом DN800мм PN10 (ГОСТ 13547-2015);

- затвор дисковый поворотный фланцевый двухэксцентриковый с редуктором и штурвалом DN600мм PN10 (ГОСТ 13574-2015);

- затвор дисковый поворотный фланцевый двухэксцентриковый с редуктором и штурвалом DN500мм PN10 (ГОСТ 13547-2015).

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Показатели, позволяющие определить соответствие закупаемого товара установленным требованиям (характеристикам товара), также установлены заказчиком в Техническом задании.

Согласно материалам Жалобы первая часть заявки участника закупки с порядковым номером 3 содержит копии следующих документов:

- Паспорт ЗПД ХХХ.000 ПС на затвор поворотный дисковый ЗПД 600/10 производства Общества с ограниченной ответственностью «Группа ЭНЭКОС» (далее – ООО «Группа ЭНЭКОС») (далее – Паспорт);

- Сертификат соответствия Таможенного союза № ТС RU C-RU.АЛ32.В.05348 (Серия RU № 0328589) на арматуру промышленную трубопроводную, затворы поворотно-дисковые типа ЗПД, задвижки клиновые с обрезиненным клином типа ЗКР;

- Сертификат соответствия № РОСС RU.ММ04.Н04932 (№ 1790031) на затворы поворотные дисковые (ЗПД) с условным проходом Ду300-1400, на условное давление Ру 1,0 Мпа для систем питьевого водоснабжения с температурой до 40 град. С.

В свою очередь, представленный участником закупки с порядковым номером 3 в составе первой части заявки на участие в рассматриваемой закупке Паспорт выдан ООО «Группа ЭНЭКОС» - производителем затвора поворотного дискового ЗПД 600/10.

В Паспорте на затвор поворотный дисковый ЗПД 600/10 его производителем - ООО «Группа ЭНЭКОС» указаны его технические характеристики.

Таким образом, в первой части заявки на участие в рассматриваемой закупке участником закупки с порядковым номером 3 к поставке был предложен затвор поворотный дисковый ЗПД 600/1 производства ООО «Группа ЭНЭКОС» и указаны его конкретные показатели (характеристики), соответствующие требованиям Документации об электронном аукционе (Технического задания).

Между тем, согласно положениям Технического задания поставке, в данном случае, подлежал не только затвор дисковый поворотный фланцевый двухэксцентриковый с редуктором и штурвалом DN600мм PN10, но и затворы дисковые поворотные фланцевые двухэксцентриковые с редуктором и штурвалом DN500мм PN10, DN800мм PN10, DN1000мм PN10.

Следовательно, первые части заявок участников рассматриваемой закупки в соответствии с требованиями подпункта «б» пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе и пункта 7.1 Документации об электронном аукционе должны были содержать предложения о поставке перечисленных в Техническом задании затворов дисковых поворотных, а также их конкретные показатели, соответствующие требованиям, установленным Документацией об электронном аукционе.

Однако в нарушение требований Закона о контрактной системе и Документации об электронном аукционе участником закупки с порядковым номером 3 в составе первой части заявки к поставке был предложен только затвор дисковый поворотный фланцевый двухэксцентриковый с редуктором и штурвалом DN600мм PN10 (а именно затвор поворотный дисковый ЗПД 600/10 производства ООО «Группа ЭНЭКОС»), а также указаны его конкретные характеристики.

Следовательно, в первой части заявки участника закупки с порядковым номером 3 отсутствовало предложение о поставке затворов дисковых поворотных фланцевых двухэксцентриковых с редуктором и штурвалом DN500мм PN10, DN800мм PN10, DN1000мм PN10, а также отсутствовали конкретные характеристики данных затворов, соответствующие значениям, установленным Документацией об электронном аукционе.

Соответственно, первая часть заявки участника закупки с порядковым номером 3 не соответствовала требованиям Документации об электронном аукционе (Технического задания), установленным заказчиком в соответствии с положениями действующего законодательства и собственными потребностями.

Таким образом, в действиях единой закупочной комиссии заказчика – МУП «Новгородский водоканал» содержится нарушение пункта 1 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, выразившееся в необоснованном допуске к участию в аукционе участника закупки, которому должно быть отказано в допуске к участию в закупке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе.

Вышеуказанные нарушения законодательства о контрактной системе, установленные в действиях заказчика – МУП «Новгородский водоканал» и его единой закупочной комиссии, являются грубыми, существенно повлияли на результаты закупки, привели к необъективному и ограничивающему участие в ней описанию ее объекта, к нарушению порядка дачи разъяснений положений документации, к допуску к участию в электронном аукционе участника, заявка которого не соответствовала требованиям Документации об электронном аукционе.

Кроме того, вышеуказанные нарушения могут препятствовать надлежащему исполнению сторонами заключенного по итогам осуществления рассматриваемой закупки контракта своих обязанностей в части установленных мер ответственности (оплаты штрафов), представления участников закупки соответствующего обеспечения контракта, а также в части невозможности представления документов (свидетельства о государственной регистрации продукции, санитарно-эпидемиологического заключения), неправомерно затребованных заказчиком при поставке затворов дисковых поворотных, что дает основания для выдачи предписания об устранении допущенных нарушений законодательства о контрактной системе именно путем аннулирования торгов.

Руководствуясь статьями 33, 34, 64, 65, 66, 67, 96, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «ВАЛРОСА» (108811, г. Москва, 22-й километр Киевского шоссе (п. Московский), домовладение 4, стр. 2, этаж. 8, блок В) на действия заказчика – Муниципального унитарного предприятия Великого Новгорода «Новгородский водоканал» (173003, Великий Новгород, ул. Германа, д. 33) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку затворов дисковых поворотных фланцевых двухэксцентриковых с редуктором и штурвалом в целях подготовки водопроводно-канализационного хозяйства Великого Новгорода к работе в зимний период 2017/2018 года и выполнения планово-предупредительных работ по ремонту и замене запорной арматуры на водоочистных сооружениях и водопроводных сетях Великого Новгорода, извещение № 0550600002217000045 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 01.08.2017, обоснованной.

2. Признать в действиях заказчика – Муниципального унитарного предприятия Великого Новгорода «Новгородский водоканал» нарушения пункта 1 части 1 статьи 33, частей 4, 5, 8 статьи 34, пункта 1 части 1 статьи 64, части 4 статьи 65, части 6 статьи 66, части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе.

3. Признать в действиях единой закупочной комиссии заказчика - Муниципального унитарного предприятия Великого Новгорода «Новгородский водоканал» нарушение пункта 1 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.

4. Выдать заказчику – Муниципальному унитарному предприятию Великого Новгорода «Новгородский водоканал», его единой закупочной комиссии и оператору электронной площадки – Закрытому акционерному обществу «Сбербанк-АСТ» обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе путем аннулирования торгов.

5. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица (лиц) заказчика – Муниципального унитарного предприятия Великого Новгорода «Новгородский водоканал» и членов его единой закупочной комиссии.

 

 

 

Председатель Комиссии О.С. Виниченко

 

 

Члены Комиссии Д.А. Петров

 

 

С.О. Михайлов

 

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны