Решение №927/03 РЕШЕНИЕ № 053/07/2-42/2019 по результатам рассмотрения жал... от 7 марта 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказчику – МАОУ «СШ № 2» г. Пестово

и его закупочной комиссии

 

ул. Почтовая, д. 5,

г. Пестово, Новгородская обл.,

174510

 

 

Участнику закупки (подателю жалобы) –

ООО СК «РегионСтройИнвест»

 

ул. Морозовская, д. 6,

Великий Новгород, 173021

 

 

Участнику закупки (победителю) –

ООО «СБ»

 

ул. Германа, д. 29, оф. 326,

Великий Новгород, 173003

 

 

Оператору электронной площадки –

ООО «ЕСТП»

 

ул. Моховая, д. 27-29,

г. Санкт-Петербург, 191028

e-mail: info@estp.ru

            support@estp.ru

 

 

 

РЕШЕНИЕ

№ 053/07/2-42/2019

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении порядка организации и проведения обязательных в соответствии

с законодательством Российской Федерации торгов

 

04 марта 2019 года                                                                                        Великий Новгород

 

Комиссия по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Комиссия, Управление) в составе:

Пашкова Г.Н. – председатель Комиссии, заместитель руководителя – начальник отдела Управления,

Иванов А.Т. – член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления,

Петров Д.А. – член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления,

в присутствии представителей:

- заказчика – Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 2» г. Пестово – <…….>;

- участника закупки (подателя жалобы) - Общества с ограниченной ответственностью СК «РегионСтройИнвест» – <…….>;

- участника закупки (победителя) – Общества с ограниченной ответственностью «СБ» (далее – ООО «СБ») - <…….>,

рассмотрев жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью СК «РегионСтройИнвест» (173021, Великий Новгород, ул. Морозовская, д. 6; далее – ООО СК «РегионСтройИнвест») на действия заказчика – Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 2» г. Пестово (174510, Новгородская обл., г. Пестово, ул. Почтовая, д. 5; далее – МАОУ «СШ № 2» г. Пестово) и его закупочной комиссии при проведении запроса предложений в электронной форме на выполнение работ по ремонту кабинетов математики, физики, химии в здании МАОУ «Средняя школа №2» г. Пестово, извещение № 31907478484 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 31.01.2019,

 

УСТАНОВИЛА:

 

18.02.2019 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки -  ООО СК «РегионСтройИнвест» на действия заказчика – МАОУ «СШ № 2» г. Пестово и его закупочной комиссии при проведении запроса предложений в электронной форме на выполнение работ по ремонту кабинетов математики, физики, химии в здании МАОУ «Средняя школа №2» г. Пестово, извещение № 31907478484 о проведении которого было размещено на официальном сайте 31.01.2019 (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) и с соблюдением требований, предусмотренных частью 6 указанной статьи.

Доводы Жалобы сводятся к следующему.

1. В соответствии с протоколом заседания закупочной комиссии МАОУ «СШ № 2» г. Пестово от 13.02.2019 (далее – Протокол) победитель рассматриваемой закупки – ООО «СБ» представил 18 контрактов по капитальному ремонту, однако, в открытых источниках в сети «Интернет» насчитывается около 7 таких контрактов.

2. В документации о проведении запроса предложений установлены требования по подтверждению квалификации участников закупки в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее – Постановление № 99).

По мнению подателя Жалобы, в данном случае Постановление № 99 не должно применяться, поскольку начальная (максимальная) цена контракта составляет менее 5 млн. рублей.

3. Оценка заявок осуществлялась в соответствии с Приложением № 3 к документации о проведении запроса предложений (далее – Приложение № 3).

Установленные в Приложении № 3 критерии оценки заявок и порядок их оценки идут вразрез с Положением о закупке товаров, работ, услуг заказчика, размещенном на официальном сайте.

Кроме того, в документации о проведении запроса предложений отсутствовали критерии оценки заявок участников по количеству приложенных договоров и благодарственных писем, что ввело подателя Жалобы в заблуждение при подготовке заявки на участие в закупке.

4. Заказчиком в составе документации о проведении запроса предложений были размещены требования к конкретным показателям товаров и материалов, используемых при выполнении работ.

Однако, в Протоколе отсутствует информация об оценке участников закупки по этому критерию, что указывает на нецелесообразность их указания в документации о запросе предложений.

На основании вышеизложенного, податель Жалобы просит выдать предписание о повторной оценке заявок, поступивших на участие в рассматриваемой закупке.

На рассмотрении Жалобы представитель ООО СК «РегионСтройИнвест» поддержала доводы Жалобы в полном объеме.

Заказчик – МАОУ «СШ № 2» г. Пестово считает Жалобу необоснованной по основаниям, изложенным в представленных письменных возражениях на нее (вх. № 909 от 26.02.2019 Новгородского УФАС России; вх. № 1036 от 04.03.2019 Новгородского УФАС России).

1. Все представленные в составе заявки ООО «СБ» контракты (договоры) в подтверждение опыта выполнения аналогичных работ были признаны закупочной комиссией заказчика соответствующими требованиям документации о проведении запроса предложений и учтены при оценке и сопоставлении заявок.

2. Закон о закупках не запрещает руководствоваться Постановлением № 99 в целях установления требований к участникам закупки для выявления наиболее квалифицированных подрядчиков.

Постановление № 99 не ограничивает предоставление только контрактов (договоров), заключенных в рамках Закона о закупках и Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).

Договоры, представляемые для подтверждения квалификации в составе заявки, должны были соответствовать требованиям Постановления № 99.

При этом, участники рассматриваемого запроса предложений не должны были соответствовать требованиям Постановления № 99.

Заказчиком не было установлено ограничений по количеству контрактов (договоров) и благодарностей, подтверждающих квалификацию участника.

3. Закупочная комиссия заказчика осуществляла оценку и сопоставление заявок на участие в данной закупке в соответствии с документацией о проведении запроса предложений, результаты отражены в Протоколе.

Критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, а также процедура оценки, установленные в документации о проведении запроса предложений, действительно отличаются от тех, что установлены в Положении о закупке товаров, работ, услуг заказчика. Данное обстоятельство связано с тем, что заказчиком за основу была взята документация из общедоступных источников и полностью не отредактирована согласно Положению о закупке товаров, работ, услуг заказчика.

При этом, даже если оценивать заявки по критериям и процедуре, предусмотренным Положением о закупке товаров, работ, услуг, победителем рассматриваемой закупки также было бы признано ООО «СБ».

4. В соответствии с формой № 2 документации о проведении запроса предложений (Приложение № 1 к Техническому заданию Форма 2; далее – Форма 2) участники должны были указать функциональные и качественные характеристики товара, используемого при выполнении работ.

Все участники представили в своих заявках на участие в рассматриваемой закупке характеристики используемого при выполнении работ товара, соответствующие требованиям Формы № 2. Заявки, в которых бы отсутствовали данные конкретные показатели, подлежали отклонению.

При этом, предоставление предложения о функциональных и качественных характеристиках товара не являлось критерием оценки заявок, поэтому данная информация не была отражена в Протоколе.

В период приема заявок на участие в рассматриваемом запросе предложений за разъяснениями положений документации, касающихся доводов Жалобы, никто из потенциальных участников не обращался.

На рассмотрении Жалобы представитель МАОУ «СШ № 2» г. Пестово поддержала доводы возражений на нее в полном объеме.

Участник закупки (победитель) – ООО «СБ» письменные возражения в отношении доводов Жалобы не представил, на рассмотрении Жалобы представители ООО «СБ» подержали доводы возражений заказчика на Жалобу в полном объеме.

Согласно части 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Таким образом, внеплановая проверка действий заказчика – МАОУ «СШ № 2» г. Пестово и его закупочной комиссии, совершенных ими при проведении рассматриваемой закупки, не проводится, Комиссией Новгородского УФАС России рассматриваются и оцениваются исключительно доводы Жалобы.

Жалоба, поступившая в антимонопольный орган, подлежит рассмотрению строго в пределах изложенных в жалобе доводов, на основании которых комиссия антимонопольного органа делает выводы о признании жалобы обоснованной или необоснованной.

Исследовав представленные материалы и заслушав доводы представителей сторон, Комиссия Новгородского УФАС России проходит к следующим выводам.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В данном случае имело место осуществление вышеуказанной закупки заказчиком - МАОУ «СШ № 2» г. Пестово и его закупочной комиссией в соответствии с положениями Закона о закупках.

31.01.2019 на официальном сайте заказчиком – МАОУ «СШ № 2» г. Пестово было размещено извещение № 31907478484 о проведении закупки путем проведения запроса предложений в электронной форме на выполнение работ по ремонту кабинетов математики, физики, химии в здании МАОУ «Средняя школа №2» г. Пестово (начальная (максимальная) цена контракта – 2 846 552, 54 рублей).

Документация о проведении рассматриваемого запроса предложений (далее – Документация) утверждена директором МАОУ «СШ № 2» г. Пестово <…….> 31.01.2019.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки

В соответствии с вышеуказанной нормой заказчиком - МАОУ «СШ № 2» г. Пестово разработано Положение о закупках товаров, работ и услуг для МАОУ «СШ № 2» г. Пестово (утверждено протоколом № 1 от 21.01.2019 наблюдательного совета МАОУ «Средняя школа № 2» г. Пестово; далее – Положение о закупках).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно части 2 статьи 3 Закона о закупках положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона. При этом конкурентные закупки, участниками которых с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 настоящей статьи, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляются в электронной форме. Конкурентные закупки в иных случаях осуществляются в электронной форме, если иное не предусмотрено положением о закупке.

Частью 3 статьи 3 Закона о закупках конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий:

1) информация о конкурентной закупке сообщается заказчиком одним из следующих способов:

а) путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении конкурентной закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о конкурентной закупке;

б) посредством направления приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке в случаях, которые предусмотрены статьей 3.5 настоящего Федерального закона, с приложением документации о конкурентной закупке не менее чем двум лицам, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом такой закупки;

2) обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки;

3) описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 настоящей статьи.

В соответствии с пунктом 1 части 3.1 статьи 3 Закона о закупках конкурентные закупки осуществляются следующими способами: путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений).

Подпунктом 3 пункта 4.1 Положения о закупках одним из способов осуществления МАОУ «СШ № 2» г. Пестово закупок предусмотрен запрос предложений в электронной форме.

Порядок проведения запроса предложений предусмотрен подразделом 9.8 Положения о закупках.

1. Согласно подпункту 9.8.1.1 пункта 9.8.1 Положения о закупках  под запросом предложений понимается форма торгов, при которой победителем запроса предложений признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка которого по результатам оценки заявок на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки и порядка оценки содержит лучшие условия исполнения договора.

В соответствии с подпунктом 9.8.1.2 пункта 9.8.1 Положения о закупках извещение о проведении запроса предложений и документация запроса предложений, вносимые в них изменения должны быть разработаны и размещены в соответствии с требованиями подраздела 9.2 настоящего Положения.

Согласно подпунктам 15, 16 пункта 9.2.8 Положения о закупках документация о закупке должна содержать критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

Согласно подпунктам 1, 9 пункта 9.5.2 Положения о закупках критериями оценки заявок могут быть цена договора и квалификация участника закупки. Критерии оценки могут подразделяться на подкритерии (показатели).

Как следует из пункта 30 Документации, для определения относительной значимости критериев оценки устанавливаются следующие весовые коэффициенты для каждого критерия (значимость критерия):

- для критерия «Цена договора» - 40%;

- для критерия «Квалификация участника закупки» – 60%. Совокупная значимость всех критериев составляет 100%.

Порядок оценки заявок по вышеуказанным критериям установлен в Приложении № 3.

В соответствии с Приложением № 3 критерии «Квалификация участника закупки» включает в себя два показателя: «Опыт выполнения аналогичных работ» и «Отзывы о выполнении работ аналогичного характера».

Согласно пункту 1.1 Приложения № 3 оценка показателя «Опыт выполнения аналогичных работ» осуществляется по количеству представленных государственных (муниципальных) контрактов, договоров (в том числе и всех дополнительных соглашений к контракту (договору), заключенных в рамках Федеральных законов от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» на выполнение работ  по  капитальному ремонту помещений, зданий за период не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Подтверждается: полными копиями с оригиналов государственных (муниципальных) контрактов (договоров) (в том числе и всех дополнительных соглашений к контракту (договору), заключенных в рамках Федеральных законов от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» на выполнение работ по капитальному ремонту помещений, зданий, копиями с оригиналов соответствующих им актов о приемке выполненных работ (КС-2) и справок о стоимости выполненных работ (КС-3) на полную стоимость договора (контракта) за период не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке. В случае отсутствия в составе заявки участника полных копий заключенных контрактов (договоров), актов КС-2 и КС-3 или частичного представления вышеуказанных копий документов, сведения из заявки участника при оценке критерия в отношении данного участника считаются не подтвержденными и не учитываются при оценке.

В пункте 9.1.1 Положения о закупках указано, что закупочная комиссия является коллегиальным органом заказчика, создаваемым заказчиком в целях проведения одной отдельно взятой конкурентной закупки или группы конкурентных закупок. Заказчик вправе создать единую закупочную комиссию, уполномоченную на проведение всех закупок (и конкурентных, и неконкурентных).

Согласно подпунктам 6, 7 пункта 9.1.5 Положения о закупках одними из функции закупочной комиссии являются проведение оценки заявок (при необходимости) и определение победителя закупки в соответствии с условиями извещения о проведении закупки и закупочной документации.

В соответствии с подпунктом 9.8.4.5 пункта 9.8.4 Положения о закупках оценка заявок осуществляется в соответствии с критериями оценки заявок и порядком оценки заявок, указанными в документации запроса предложений с учетом подраздела 9.5 настоящего Положения.

К полномочиям закупочной комиссии отнесена, в частности, оценка заявок в соответствии с порядком, указанном в документации о проведении закупки.

Согласно Протоколу, а также представленной участником закупки – ООО «СБ» в составе заявки на участие в рассматриваемой закупке Справке о перечне и объемах выполнения аналогичных договоров с 01.01.2016 по 31.12.2018 (исх. № 110219 от 11.02.2019), в составе заявки ООО «СБ» содержалось 18 контрактов (договоров) на выполнение работ по капитальному ремонту помещений, зданий.

Согласно Протоколу, закупочная комиссия заказчика по показателю «Опыт выполнения аналогичных работ» критерия «Квалификация участника закупки» оценивала все 18 контрактов (договоров), представленных в заявке ООО «СБ».

При этом, закупочной комиссией не было учтено следующее.

Как указывалось выше, оценка заявок по данному показателю, в соответствии с Приложением № 3, осуществлялась копиями исполненных договоров, заключенных в рамках Закона о закупках или Закона о контрактной системе.

Однако, из представленных ООО «СБ» 18 контрактов (договоров), 8 были заключены между ООО «СБ» и региональным оператором - Специализированной некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Новгородской области» на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов. Данные договоры были заключены по итогам торгов, осуществляемых в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 № 615 «О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах».

Следовательно, с учетом Приложения № 3, данные контракты (договора) не могли оцениваться закупочной комиссией заказчика в качестве подтверждения опыта выполнения ООО «СБ» аналогичных работ, как заключенные не в рамках Закона о закупках или Закона о контрактной системе.

Таким образом, в действиях закупочной комиссии заказчика - МАОУ «СШ № 2» г. Пестово содержатся нарушения части 1 статьи 2 Закона о закупках и пункта 9.8.4.5 Положения о закупках, выразившиеся в нарушении порядка оценки заявок участников закупки по показателю «Опыт выполнения аналогичных работ» нестоимостного критерия «Квалификация участника закупки», установленного Приложением № 3.

В данной части Жалоба является обоснованной.

2. Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с подпунктом 12 пункта 9.2.8 Положения о закупках документация о закупке должна содержать, в частности, требования к участникам такой закупки и привлекаемым ими субподрядчикам, соисполнителям и (или) изготовителям товара, являющегося предметом закупки, и перечень документов, представляемых участниками такой закупки для подтверждения их соответствия указанным требованиям, в случае закупки работ по проектированию, строительству, модернизации и ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства и закупки товаров, работ, услуг, связанных с использованием атомной энергии.

Согласно пункту 3.2 Положения о закупках при проведении конкурентной закупки заказчик вправе установить дополнительные требования к участникам закупки,  в том числе, требования к наличию опыта исполнения участником закупки договоров, аналогичных предмету закупки (с обязательным указанием в закупочной документации определения, какие именно договоры с точки зрения их предмета являются аналогичными предмету закупки), при этом максимальный денежный размер данного требования не может превышать 50 процентов от начальной (максимальной) цены договора.

В пункте 8 Документации установлены требования к участникам закупки и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками.

Так, участники закупки в составе заявок на участие в закупке должны представить документы, подтверждающие их квалификацию в части наличия опыта выполнения аналогичных работ в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 99, а именно наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка. Документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: - копия исполненного контракта (договора); - копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете», и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке; - копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Действительно, Положение о закупках позволяет заказчику устанавливать дополнительные требования к наличию опыта исполнения участником закупки договоров, аналогичных предмету закупки.

При этом, требование о том, что предоставляемые в качестве такого подтверждения договоры должны соответствовать требования Постановления № 99, является избыточным.

В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Согласно части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Вышеуказанные дополнительные требования к участникам закупки, а также перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, установлены в Постановлении № 99.

При этом, Постановление № 99 принято именно в развитие Закона о контрактной системе.

Кроме того, согласно пункту 1 Постановления № 99 в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Правительство Российской Федерации постановляет установить, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов. Запрос предложений к способам осуществления закупок, при которых устанавливаются требования Постановления № 99, не отнесен.

Также, согласно пункту 2 Приложения № 1 к Постановлению № 99 выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей заказчики должны устанавливаться дополнительные требования к участникам закупки в виде наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

Кроме того, согласно пункту 2 Приложения № 1 к Постановлению № 99 документами, подтверждающими соответствие участников закупки дополнительным требованиям, являются: копия исполненного контракта (договора); копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете», и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке; копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

При этом, начальная (максимальная) цена рассматриваемой закупки составляет менее 3 млн. рублей.

Таким образом, установление дополнительных требований к составу заявок на участие в рассматриваемой закупке о соответствии представляемых договоров Постановлению № 99 является избыточным и неправомерным, положения данного постановления при осуществлении рассматриваемой закупки не могли применяться.

Учитывая вышеизложенное, в действиях заказчика - МАОУ «СШ № 2» г. Пестово содержатся нарушения части 1 статьи 2, пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, подпункта 12 пункта 9.2.8 Положения о закупках, выразившиеся в установлении требований к составу заявок участников закупки, непредусмотренных действующим законодательством и приводящих к ограничению конкуренции.

Следовательно, данный довод Жалобы также является обоснованным.

3. 1). По мнению подателя Жалобы, установленные заказчиком - МАОУ «СШ № 2» г. Пестово в Приложении № 3 критерии оценки заявок и порядок их оценки не соответствуют требованиям собственного Положения о закупках заказчика.

При оценке указанного довода Жалобы Комиссией установлено следующее.

Как отмечалось выше, заказчик - МАОУ «СШ № 2» г. Пестово и его закупочная комиссия при проведении настоящего запроса предложений в электронной форме должны были придерживаться не только положений действующего законодательства о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, но и руководствоваться требованиями собственного Положения о закупках.

Согласно подпункту 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке указываются критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в ней.

В соответствии с пунктом 9.8.1.2 Положения о закупках извещение о проведении запроса предложений и документация запроса предложений должны быть разработаны и размещены в соответствии с требованиями подраздела 9.2 настоящего Положения.

Согласно подпунктам 15, 16 пункта 9.2.8 (подраздел 9.2) Положения о закупках документация о закупке в соответствии с требованиями подпункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках должна содержать критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок их оценки и сопоставления.

В соответствии с пунктом 9.8.4.5 Положения о закупках оценка заявок на участие в запросе предложений осуществляется в соответствии с критериями оценки заявок и порядком оценки заявок, указанными в документации запроса предложений с учетом подраздела 9.5 настоящего Положения.

Подраздел 9.5 Положения о закупках (пункты 9.5.1-9.5.4) устанавливает критерии оценки заявок, их вес, показатели критериев, значимость показателей, минимальное и максимальное количество баллов, которое может быть присуждено по каждому показателю, правила присвоения баллов по каждому показателю.

Исходя из вышеуказанных норм Положения о закупках, в документации запроса предложений критерии оценки заявок и порядок оценки заявок должны устанавливаться заказчиком - МАОУ «СШ № 2» г. Пестово с учетом подраздела 9.5 Положения о закупках. При этом, согласно пункту 9.5.3 Положения о закупках, порядок оценки заявок устанавливается в документации запроса предложений в соответствии с настоящим Положением.

Таким образом, установленные заказчиком в документации запроса предложений критерии оценки и сопоставления заявок, а также порядок их оценки и сопоставления должны соответствовать требованиям Положения о закупках и никоим образом не должны им противоречить.

Критерии оценки и сопоставления заявок на участие в настоящем запросе предложений установлены заказчиком - МАОУ «СШ № 2» г. Пестово в пункте 30 Документации, а порядок оценки заявок по указанным критериям – в Приложении № 3.

Согласно пункту 30 Документации указанными критериями являются «цена договора» (весовой коэффициент (значимость) – 40 %) и «квалификация участника закупки» (весовой коэффициент (значимость) – 60 %). Совокупная значимость обоих критериев составляет 100 %.

Подпункты 1, 9 пункта 9.5.2 Положения о закупках предусматривают установку заказчиком в документации о закупке вышеуказанных критериев («цена договора» и «квалификация участника закупки») в качестве критериев оценки заявок.

Однако, согласно пункту 9.5.3 Положения о закупках, вес критерия «цена договора» должен составлять не менее 50 (%), а в случае закупки работ или услуг без применения товаров – не менее 30 (%).

Согласно пункту 24 Документации предметом рассматриваемой закупки является выполнение работ с использованием товара, конкретные показатели которого подлежат указанию участником закупки в составе заявки (предложения) на участие в закупке.

Следовательно, заказчик – МАОУ «СШ № 2» г. Пестово должен был установить вес критерия «цена договора» в Документации в соответствии с требованиями собственного Положения о закупках, то есть в размере не менее 50 %.

Однако, как указывалось выше, весовой коэффициент (значимость) установленного заказчиком в пункте 30 Документации критерия «цена договора» составляет – 40 %, что противоречит требованию пункта 9.5.3 Положения о закупках (не менее 50 %).

Кроме того, согласно пункту 9.5.3 Положения о закупках, для оценки и сопоставления заявок по критерию «цена договора» предложениям участников закупки присваиваются баллы по следующей формуле:

ЦБi = Цmin / Цi x 100,

где ЦБi – количество баллов по критерию;

Цmin – минимальное предложение из сделанных участниками закупки;

Цi – предложение участника, которое оценивается.

В то же время, согласно Приложению № 3, рейтинг, присуждаемый заявке по критерию «цена договора», определяется по формуле:

,

где Rai - рейтинг, присуждаемый i-й заявке по указанному критерию;

Amax -  начальная цена договора;

Ai -  цена договора, предложенная i-м участником.

Полученный результат умножается на значимость данного критерия (значение критерия в процентах, делённое на 100): 0,40 (40%/100).

Для оценки и сопоставления заявок по критерию «квалификация участника закупки» предложениям участников закупки по показателям данного критерия присваиваются баллы по следующей формуле:

ПБi = Пi / Пmax x ЗП,

где ПБi – количество баллов по показателю;

Пi – предложение участника, которое оценивается;

Пmax – предложение, за которое присваивается максимальное количество баллов;

ЗП – значимость показателя.

Однако в Приложении № 3 заказчиком установлена следующая формула для оценки по каждому показателю (НЦБi) критерия «квалификация участника закупки»:

,

где КЗ - коэффициент значимости показателя;

Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;

Kmax - максимальное предложение из предложений по показателю, сделанных участниками закупки.

Таким образом, установленные заказчиком - МАОУ «СШ № 2» г. Пестово в Приложении № 3 формулы расчета баллов для оценки заявок участников закупки по критериям «цена договора» и «квалификация участника закупки» существенным образом отличаются от формул расчета балла для оценки заявок участников закупки по данным критериям, установленным в пункте 9.5.3 Положения о закупках.

Согласно имеющимся в материалах Жалобы письменным возражениям МАОУ «СШ № 2» г. Пестово (вх. № 909 от 26.02.2019 Новгородского УФАС России), факт того, что установленные в Документации (Приложении № 3) критерии оценки и сопоставления заявок отличаются от тех, что предусмотрены Положением, заказчик признает и не оспаривает.

При этом довод заказчика о том, что использование его закупочной комиссией при оценке поступивших заявок критериев оценки и сопоставления, значимость которых отличалась от установленных Положением о закупках, и формул расчета количества баллов по ним, также несоответствующих Положению о закупках, не повлияло на итоги настоящего запроса предложений, Комиссия находит несостоятельным исходя из следующего.

Действительно, в результате использования критериев оценки, сопоставления заявок и порядка их оценки, сопоставления, указанных в Документации, и критериев оценки, сопоставления заявок и порядка их оценки, сопоставления, предусмотренных Положением о закупках, по расчетам закупочной комиссии заказчика победителем закупки признается одно и тоже лицо – ООО «СБ».

Однако участником закупки, предложившим лучшие условия после победителя, в результате подсчетов количества баллов закупочной комиссией в соответствии с требованиями Документации и в результате подсчетов количества баллов закупочной комиссией в соответствии с требованиями Положения о закупках, являются разные хозяйствующие субъекты (в случае использования критериев оценки и порядка, предусмотренных Документацией – ООО СК «РегионСтройИнвест», а в случае использования критериев оценки и порядка, предусмотренных Положением о закупках – ООО «Комфортстрой»).

Указанные обстоятельства, в случае возможного уклонения победителя закупки от заключения контракта по ее итогам и предложения заказчиком в соответствии с пунктом 32 Документации заключить контракт второму участнику (предложившему лучшие условия после победителя), могли нарушить законные права указанных юридических лиц.

2). Также, по мнению ООО «РегионСтройИнвест», в Документации отсутствуют критерии оценки заявок участников закупки по количеству приложенных договоров и благодарственных писем, что ввело его в заблуждение при подготовке заявки на участие в закупке.

Согласно пункту 9.5.3 Положения о закупках для оценки и сопоставления заявок по критерию «квалификация участника закупки» в документации запроса предложений устанавливаются:

- показатели (подкритерии), по которым будет оцениваться каждый критерий;

- минимальное и максимальное количество баллов, которое может быть присвоено по каждому показателю;

- правила присвоения баллов по каждому показателю;

- значимость каждого показателя.

Согласно Приложению № 3 показателями критерия «квалификация участника закупки» в данном случае являются:

- «опыт выполнения аналогичных работ»;

- «отзывы о выполнении работ аналогичного характера».

В пункте 1.1 Приложения № 3 заказчиком – МАОУ «СШ № 2» г. Пестово порядок оценки заявок участников закупки по показателю «опыт выполнения аналогичных работ» (коэффициент значимости показателя – 50 баллов) критерия «квалификация участника закупки» установлен в следующем виде:

«Порядок оценки показателя: оценка показателя осуществляется по количеству представленных государственных (муниципальных) контрактов, договоров (в том числе и всех дополнительных соглашений к контракту (договору), заключенных в рамках Федеральных законов от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» на выполнение работ  по  капитальному ремонту помещений, зданий за период не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Подтверждается:  Полными копиями с оригиналов государственных (муниципальных) контрактов (договоров) (в том числе и всех дополнительных соглашений к контракту (договору), заключенных в рамках Федеральных законов от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» на выполнение работ по капитальному ремонту помещений, зданий, копиями с оригиналов соответствующих им актов о приемке выполненных работ (КС-2) и справок о стоимости выполненных работ (КС-3) на полную стоимость договора (контракта) за период не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке. В случае отсутствия в составе заявки участника полных копий заключенных контрактов (договоров), актов КС-2 и КС-3 или частичного представления вышеуказанных копий документов, сведения из заявки участника при оценке критерия в отношении данного участника считаются не подтвержденными и не учитываются при оценке.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 99 от 04.02.2015 г.: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка. Документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: - копия исполненного контракта (договора); - копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке; - копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

б) Благодарности о выполнении работ аналогичного характера:

Подтверждается: Полными копиями с оригиналов государственных (муниципальных) контрактов (договоров) (в том числе и всех дополнительных соглашений к контракту (договору), заключенных в рамках Федеральных законов от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» на выполнение работ по капитальному ремонту помещений, зданий, копиями с оригиналов соответствующих им актов о приемке выполненных работ (КС-2) и справок о стоимости выполненных работ (КС-3) на полную стоимость договора (контракта) за период не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке и Благодарностями к приложенному договору (контракту). В случае отсутствия в составе заявки участника копии заключенного контракта (договора), документов, подтверждающих исполнение и отзыва к данному договору  или частичного представления вышеуказанных копий документов, сведения из заявки участника при оценке критерия в отношении данного участника считаются не подтвержденными и не учитываются при оценке

 По одному контракту (договору) можно предоставить не более одной благодарности. Благодарность должна быть оформлена на официальном бланке с исходящим номером, датой и подписью уполномоченного лица (заверенные участником закупки копии), с указанием даты и номера исполненного договора (контракта) к которому предоставляется отзыв

Документы, указанные в настоящем пункте входят в состав заявки. Не предоставление документов или сведений перечисленных в пунктах с 1 по 8 является основанием для отказа в допуске к участию в запросе предложений.

Комиссия оценивает количество представленных контрактов / договоров, полученное путем суммирования количества всех представленных участником закупки контрактов (договоров) (указанных выше), соответствующих требованиям документации.

Лучшим условием по данному показателю является наибольшее количество подтвержденных контрактов / договоров среди всех оцениваемых заявок участников закупки».

В пункте 1.2 Приложения № 3 заказчиком – МАОУ «СШ № 2» г. Пестово порядок оценки заявок участников закупки по показателю «отзывы о выполнении работ аналогичного характера» критерия «квалификация участника закупки» установлен в следующем виде:

«Порядок оценки показателя: оценка показателя осуществляется по количеству отзывов о выполнение работ аналогичного характера к представленным государственным (муниципальным) контрактам, договорам (в том числе и всех дополнительных соглашений к контракту (договору), заключенных в рамках Федеральных законов от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» на выполнение работ  по капитальному ремонту помещений, за период не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Подтверждается:  Полными копиями с оригиналов государственных (муниципальных) контрактов (договоров) (в том числе и всех дополнительных соглашений к контракту (договору), заключенных в рамках Федеральных законов от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» на выполнение работ по капитальному ремонту помещений, зданий, копиями с оригиналов соответствующих им актов о приемке выполненных работ (КС-2) и справок о стоимости выполненных работ (КС-3) на полную стоимость договора (контракта) за период не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке и Благодарностями к приложенному договору (контракту). В случае отсутствия в составе заявки участника копии заключенного контракта (договора), документов, подтверждающих исполнение и отзыва к данному договору  или частичного представления вышеуказанных копий документов, сведения из заявки участника при оценке критерия в отношении данного участника считаются не подтвержденными и не учитываются при оценке.

По одному контракту (договору) можно предоставить не более одной благодарности. Благодарность должна быть оформлена на официальном бланке с исходящим номером, датой и подписью уполномоченного лица (заверенные участником закупки копии), с указанием даты и номера исполненного договора (контракта) к которому предоставляется отзыв

Комиссия оценивает количество представленных отзывов, полученное путем суммирования количества всех представленных участником закупки отзывам (указанных выше), соответствующих требованиям документации.

Лучшим условием по данному показателю является наибольшее количество подтвержденных отзывов среди всех оцениваемых заявок участников закупки».

Проанализировав установленный заказчиком в Документации (Приложении № 3) порядок оценки заявок участников рассматриваемой закупки по указанным показателям критерия «квалификация участника закупки» Комиссия приходит к следующим выводам.

Оценка заявки по показателю «опыт выполнения аналогичных работ» (пункт 1.1 Приложения № 3) осуществляется исходя из количества представленных участником закупки в составе заявки государственных (муниципальных) контрактов, договоров (в том числе и всех дополнительных соглашений к контракту (договору), заключенных в рамках Закона о закупках, Закона о контрактной системе на выполнение работ по капитальному ремонту помещений, зданий за период не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке (подтверждается полными копиями таких договоров, актов о приемке выполненных работ по ним, а также справок о стоимости выполненных работ).

Оценка заявки по показателю «отзывы о выполнении работ аналогичного характера» (пункт 1.2 Приложения № 3) осуществляется исходя их количества представленных участником закупки в составе заявки отзывов о выполнении работ аналогичного характера к государственным (муниципальным) контрактам, договорам, заключенным в рамках Закона о закупках, Закона о контрактной системе на выполнение работ по капитальному ремонту помещений, зданий за период не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке (подтверждается полными копиями таких договоров, актов о приемке выполненных работ по ним, а также справок о стоимости выполненных работ, приложенными благодарностями к договорам).

В то же время, в пункте 1.1 Приложения № 3, устанавливающим порядок оценки заявки по показателю «опыт выполнения аналогичных работ», заказчиком установлено требование к участникам закупки о наличии у них предусмотренного Постановлением № 99 опыта выполнения работ по одному контракту (договору).

При этом, из содержания пункта 1.1 Приложения № 3 однозначно определить как соотносится указанное требование заказчика о наличии у участников закупки предусмотренного Постановлением № 99 опыта выполнения работ по одному контракту (договору) и установленный заказчиком порядок оценки заявок по показателю «опыт выполнения аналогичных работ» (согласно которому оценивается количество представленных участником закупки в составе заявки государственных (муниципальных) контрактов (то есть, чем больше представленных контрактов (договоров) в составе заявки участника закупки, тем выше будет присвоен ему балл по рассматриваемому показателю)) в данном случае невозможно, поскольку настоящее требование заказчика непосредственным образом противоречит установленному им же порядку оценки заявок.

Кроме того, в пункте 1.1 Приложения № 3, устанавливающим порядок оценки заявки по показателю «опыт выполнения аналогичных работ», заказчиком также установлено требование к участникам закупки о наличии у них благодарностей за выполнение работ аналогичного характера.

При этом, наличие у участника закупки в составе заявки указанных благодарностей за выполнение работ аналогичного характера согласно пункту 1.1 Приложения № 3 должно оцениваться в том же виде, как предусмотрено заказчиком в пункте 1.2 Приложения № 3 для оценки заявки по показателю «отзывы о выполнении работ аналогичного характера», а именно: оценка осуществляется исходя их количества представленных участником закупки в составе заявки отзывов о выполнении работ аналогичного характера к государственным (муниципальным) контрактам, договорам, заключенным в рамках Закона о закупках, Закона о контрактной системе на выполнение работ по капитальному ремонту помещений, зданий за период не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке (подтверждается полными копиями таких договоров, актов о приемке выполненных работ по ним, а также справок о стоимости выполненных работ, приложенными благодарностями к договорам).

Иными словами, исходя из буквального толкования указанных пунктов Приложения № 3, в составе показателя «опыт выполнения аналогичных работ» (пункт 1.1 Приложения № 3) оценке также подлежит наличие у участников закупки благодарностей за выполнение работ аналогичного характера, которое, в свою очередь, составляет самостоятельный предмет оценки и должно оцениваться закупочной комиссией заказчика по показателю «отзывы о выполнении работ аналогичного характера» (пункт 1.2 Приложения № 3).

Из установления заказчиком показателей критерия «квалификация участника закупки» в таком виде можно сделать вывод, что наличие у участников закупки отзывов о выполнении работ аналогичного характера (благодарностей за выполнение работ аналогичного характера) фактически подлежит оценке закупочной комиссии заказчика дважды (и в составе показателя «опыт выполнения аналогичных работ», и в составе показателя «отзывы о выполнении работ аналогичного характера»).

Иных выводов из содержания Приложения № 3 сделать невозможно.

Установление в Документации показателей критерия «квалификация участника закупки», а также порядка их оценки в таком виде непосредственным образом может ввести в заблуждение участников рассматриваемой закупки, затруднить уяснение ими истинных требований заказчика относительно квалификации участников закупки, повлиять на количество документов, представленных ими в составе заявок (подтверждающих их квалификацию), а также усложнить закупочной комиссии заказчика проведение надлежащих оценки и сопоставления поступивших заявок.

Подтверждением введения в заблуждение участников закупки служит факт обращения ООО СК «РегионСтройИнвест» в Новгородское УФАС России с настоящей Жалобой на действия заказчика и его закупочной комиссии.

Таким образом, в действиях заказчика - МАОУ «СШ № 2» г. Пестово содержатся нарушения части 1 статьи 2 Закона о закупках, пунктов 9.5.2, 9.5.3 Положения о закупках, выразившиеся в ненадлежащем, допускающем двусмысленную трактовку и противоречащем собственному Положению о закупках заказчика, установлению в Документации (Приложении № 3) критериев оценки и сопоставления заявок, поступивших на участие в настоящем запросе предложений, а также их порядка оценки и сопоставления.

Соответственно, указанные доводы Жалобы в ходе рассмотрения также нашли свое подтверждение.

4. Довод Жалобы о нецелесообразности установления заказчиком в Документации требования о представлении участниками закупки в составе заявок конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, в связи с отсутствием в Протоколе сведений о результатах оценки заявок участников закупки по этому критерию, Комиссия находит несостоятельным на основании следующего.

Согласно пункту 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках документация о закупке должна содержать требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 9.4.6 Положения о закупках заявка на участие в конкурентной закупке должна содержать описание участником закупки товара (работы, услуги), являющегося предметом закупки, их количественных и качественных характеристик.  

Согласно пункту 24 Документации предложение участника закупки должно содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

Согласно пункту 28 Документации на основании результатов рассмотрения заявок на участие в запросе предложений закупочной комиссией заказчика принимается решение:

- о признании заявки надлежащей, если она соответствует требованиям действующего законодательства, извещения о проведении запроса предложений и настоящей документации, а участник запроса предложений, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику запроса предложений и указаны в настоящей документации;

- об отклонении заявки, если участник запроса предложений, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику запроса предложений, указанным в настоящей документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в настоящей документации.

При этом, как отмечалось выше, критериями оценки заявок в данном случае являются «цена договора» и «квалификация участника закупки».

Таким образом, из указанных положений Документации следует, что конкретные показатели товаров, используемые при выполнении работ, в данном случае не являются критерием оценки заявок участников закупки, однако их неуказание в составе заявки влечет ее признание закупочной комиссией заказчика на этапе рассмотрения заявок несоответствующей требованиям, указанным в Документации.

Согласно пункту 9.8.1.12 Положения о закупках по усмотрению заказчика рассмотрение и оценка заявок на участие в запросе предложений могут быть совмещены (объединены) в один этап.

Соответствующие сведения о рассмотрении закупочной комиссией заказчика заявок участников закупки на предмет их соответствия требованиям Документации в Протоколе отражены (все заявки были одобрены).

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Вышеуказанные нарушения, установленные в действиях заказчика – МАОУ «СШ № 2» г. Пестово, являются грубыми, существенно повлияли на результаты закупки, привели к оценке и сопоставлению заявок, поступивших на участие в рассматриваемой закупке, в соответствии с критериями оценки и сопоставления заявок, а также порядком оценки и сопоставления заявок, не соответствующими требованиям Положения о закупке, ввели в заблуждение ее участников, что дает Комиссии основания для выдачи соответствующего предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов.

Руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Законом о закупках, Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью СК «РегионСтройИнвест» (173021, Великий Новгород, ул. Морозовская, д. 6) на действия заказчика – Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 2» г. Пестово (174510, Новгородская обл., г. Пестово, ул. Почтовая, д. 5) и его закупочной комиссии при проведении запроса предложений в электронной форме на выполнение работ по ремонту кабинетов математики, физики, химии в здании МАОУ «Средняя школа № 2» г. Пестово, извещение № 31907478484 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 31.01.2019, частично обоснованной (за исключением довода об отсутствии в протоколе рассмотрения заявок участников закупки сведений о результатах оценки заявок по представленным участниками в составе заявок конкретных показателей товаров и материалов).

2. Признать в действиях закупочной комиссии заказчика – Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 2» г. Пестово нарушения части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», пункта 9.8.4.5 Положения о закупках товаров, работ, услуг для МАОУ «Средняя школа № 2» г. Пестово, утвержденного протоколом № 1 от 21.01.2019 наблюдательного совета МАОУ «Средняя школа № 2» г. Пестово.

3. Признать в действиях заказчика – Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 2» г. Пестово нарушения части 1 статьи 2, пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», подпункта 12 пункта 9.2.8, пунктов 9.5.2, 9.5.3 Положения о закупках товаров, работ, услуг для МАОУ «Средняя школа № 2» г. Пестово, утвержденного протоколом № 1 от 21.01.2019 наблюдательного совета МАОУ «Средняя школа № 2» г. Пестово.

4. Выдать заказчику – Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Средняя школа № 2» г. Пестово, его закупочной комиссии и оператору электронной площадки – Обществу с ограниченной ответственностью «ЕСТП» обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений законодательства о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц путем аннулирования торгов.

5. Передать материалы Жалобы уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица заказчика – Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 2» г. Пестово.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                        Г.Н. Пашкова

 

 

Члены Комиссии                                                                                                    А.Т. Иванов                                                                              

 

                                                                                                                          

                                                                                                                                 Д.А. Петров    

 

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны