Решение №4116/03 Решение в отношении ООО «МОНОПОЛИЯ СЕВЕРО-ЗАПАД» по результа... от 4 августа 2015 г.
Текст документа
Сохранить как PDFПубликация документа не является официальной. Официально правовые акты публикуются в официальных печатных изданиях в соответствии с действующим законодательством.
ООО «МОНОПОЛИЯ СЕВЕРО-ЗАПАД»
ул. Б. Санкт-Петербургская, д. 39, оф. 3,
Великий Новгород, 173003
info@vnauto.ru
Заявителю – ООО «Ролс Автотехника»
ул. Нехинская, д. 35,
Великий Новгород, 173015
ООО «ЯНДЕКС»
ул. Льва Толстого, д. 16,
г. Москва, 119021
Исходящий № 4116/03 от 04.08.2015
РЕШЕНИЕ
Резолютивная часть оглашена 29.07.2015 В полном объеме изготовлено 04.08.2015
|
Великий Новгород |
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Комиссия) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
Виниченко О.С. – заместитель председателя Комиссии, руководитель Управления;
Петрова А.В. – член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления;
Петров Д.А. – член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления,
рассмотрев дело № 9 от 08.06.2015 по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «МОНОПОЛИЯ СЕВЕРО-ЗАПАД» (ИНН: 5321172917, 173003, Великий Новгород, ул. Большая Санкт-Петербургская, д. 39, оф. 3; далее – ООО «МОНОПОЛИЯ СЕВЕРО-ЗАПАД») законодательства Российской Федерации о рекламе, в присутствии:
заявителя – Общества с ограниченной ответственностью «Ролс Автотехника» (173015, Великий Новгород, ул. Нехинская, д. 35; далее – ООО «Ролс Автотехника») – юрисконсульта ООО «Ролс Автотехника» Паниной Лилии Андреевны (доверенность № б/н от 13.02.2015);
заинтересованные лица –
Общество с ограниченной ответственностью «ЯНДЕКС» (119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16; далее – ООО «ЯНДЕКС») надлежащим образом уведомлено о месте и времени рассмотрения дела, на рассмотрение дела представители не явились;
лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – ООО «МОНОПОЛИЯ СЕВЕРО-ЗАПАД» надлежащим образом уведомлено о месте и времени рассмотрения дела, на рассмотрение дела представители не явились (определение о возбуждении дела № 9 от 08.06.2015, определение о продлении срока рассмотрения дела № 9 от 23.06.2015, определение об отложении дела № 9 от 23.07.2015 были направлены по адресу регистрации ООО «МОНОПОЛИЯ СЕВЕРО-ЗАПАД»: 173003, Великий Новгород, ул. Большая Санкт-Петербургская, д. 39, оф. 3 и вернулись в Новгородское УФАС России с пометкой «отсутствие адресата по указанному адресу»),
УСТАНОВИЛА:
05.03.2015 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России) поступило заявление юридического лица - ООО «Ролс Автотехника» о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Заявление).
Из Заявления следует, что при обращении в сети «Интернет» к поисковой системе «Яндекс» с запросом «ролс великий новгород» отображается контекстная ссылка следующего содержания: «Ролс? Зачем?/vnauto.ru, адрес и телефон, Великий Новгород Автовышка 900 р/час, Экс-погрузчик 1200 р/час, экскаватор 1600р/час. Звони! Автовышка аренда Кран аренда Экскаватор аренда Манипулятор аренда +7 (8162) 94-00-00 Пн-вс 8:00-21:00». При переходе по ранее указанной контекстной ссылке открывается сайт «Монополия спецтехника» (http://vnauto.ru/).
По мнению заявителя, указанная реклама содержит признаки недобросовестности, а именно некорректные сравнения рекламируемого товара, сведения, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию ООО «Ролс Автотехника».
Также, Заявитель считает, что данная реклама может причинить ему материальный ущерб.
В результате рассмотрения Заявления по существу и изучения дополнительно собранных доказательств установлено следующее.
Актом фиксации распространения рекламы в сети «Интернет» от 18.03.2015, составленным специалистами Новгородского УФАС России, подтверждается распространение в сети «Интернет» указанной заявителем рекламы, а именно в результате проведения мониторинга размещения информации в поисковой системе «Яндекс» в сети «Интернет» по адресу: http://yandex.ru/yandsearch?lr=24&clid=40316&text=ролс великий новгород (т.е. при обращении к поисковой системе «Яндекс» с запросом «ролс великий ногород»), установлен и зафиксирован при помощи снимков экрана компьютера (скриншотов) факт распространения рекламы аренды строительной техники следующего содержания «Ролс? Зачем?/vnauto.ru, адрес и телефон, Великий Новгород Автовышка 900 р/час, Экс-погрузчик 1200 р/час, экскаватор 1600р/час. Звони! Автовышка аренда Кран аренда Экскаватор аренда Манипулятор аренда +7 (8162) 94-00-00 Пн-вс 8:00-21:00». При переходе по ранее указанной контекстной ссылке открывается сайт «Монополия спецтехника» (http://vnauto.ru/).
Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) определено, что реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе под объектом рекламирования понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот. Товар представляет собой продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Сообщение, демонстрируемое поисковой системой «Яндекс»: «Ролс? Зачем?/vnauto.ru, адрес и телефон, Великий Новгород Автовышка 900 р/час, Экс-погрузчик 1200 р/час, экскаватор 1600р/час. Звони! Автовышка аренда Кран аренда Экскаватор аренда Манипулятор аренда +7 (8162) 94-00-00 Пн-вс 8:00-21:00» обладает всеми признаками рекламы аренды строительной техники.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 5 Закона о рекламе недобросовестной признается реклама, которая порочит честь, достоинство или деловую репутацию лица, в том числе конкурента.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей. Ненадлежащая реклама не допускается.
В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных статьей 5 Закона о рекламе (часть 2 статьи 5 Закона о контрактной системе).
Согласно информации, представленной ООО «ЯНДЕКС» (исх. № 533-04/14 от 28.04.2015), рекламодателем вышеуказанной рекламы является ООО «МОНОПОЛИЯ СЕВЕРО-ЗАПАД».
Период распространения рекламы с 25.02.2015 по 23.04.2015.
Также, из представленной информации следует, что размещение данной рекламы осуществлялось на основании договоров на оказание услуг по размещению рекламных материалов рекламодателя в сети «Интернет» на условиях оферты на оказание услуг «Яндекс.Директ», расположенной в сети «Интернет» по адресу: www.legal.yandex.ru/oferta_direct/ (далее - Оферта).
Согласно пункту 3.2 Оферты ООО «ЯНДЕКС» оказывает услуги только в отношении рекламной (-ых) кампании (-ий).
В соответствии с пунктом 1.1 Оферты под рекламной кампанией понимается совокупность заказанных рекламодателем рекламных объявлений, в отношении которых после заключения Договора осуществляется оказание услуг в соответствии с определенными рекламодателем условиями размещения. Каждая рекламная кампания имеет свой уникальный номер <...> присваиваемый Яндексом при ее создании рекламодателем, и может содержать одно или несколько Рекламных объявлений.
Согласно пункту 12.5 Оферты рекламодатель несет ответственность в полном объеме за:
а) соблюдение всех требований законодательства, в том числе законодательства о рекламе, об интеллектуальной собственности, о конкуренции, но не ограничиваясь перечисленным, в отношении содержания и формы рекламы и материалов, на которые рекламодатель устанавливает ссылку с рекламного объявления, выбор ключевых слов, использование сайта (доменного имени сайта), на который установлена ссылка, иные действия, осуществляемые им в качестве рекламодателя и/или рекламопроизводителя;
б) достоверность сведений, указанных им при регистрации в качестве пользователя на Яндекс.ру, и достоверность гарантий и заверений Рекламодателя, содержащихся в п.11 Оферты.
Также, согласно информации, представленной ООО «ЯНДЕКС» (исх. № 615-05/15 от 20.05.2015), ключевыми словами, указанными рекламодателем в качестве критерия для показа рекламы были следующие слова: «rols», минус-слова «-автотехник», «-спецтехник»; «rols великий новгород»; «ролс», минус-слова «- автотехник», «-вышка», «-кран», «спецтехника», «-телефон»; «ролс автотехника»; «ролс аренда спецтехники»; «ролс великий новгород».
Согласно положению документа «Правила показа», размещенном в свободном доступе в сети «Интернет» по адресу: www.legal.yandex.ru/ direct_display_rules/ (далее – Правила показа), ключевые слова не являются частью рекламы, они – всего лишь одно из условий показа рекламных объявлений.
С учетом технических особенностей функционирования ключевых слов на Сервисе Яндекс.Директ, при указании рекламодателем для рекламного объявления требуется наличие в поисковом запросе пользователя этого слова в любой форме и в составе любого словосочетания (то есть для показа рекламного объявления в большинстве случаев не обязательно полное совпадение ключевого слова/фразы и поискового запроса).
В соответствии с пунктом 5.2 Правил показа заголовок объявления и адрес сайта (доменное имя, указанное рекламодателем для данного объявления), в случае его показа справа от заголовка объявления, разделяются знаком «/».
Таким образом, в соответствии с вышеуказанным положением Правил показа vnauto.ru является доменным именем, которое определяется рекламодателем, и на привлечение внимания к которому направлена реклама.
При этом указание в рассматриваемой рекламе услуг аренды спецтехники определенного хозяйствующего субъекта, использующего при осуществлении своей деятельности доменное имя vnauto.ru, фразы «Ролс? Зачем?» носит недобросовестный и некорректный характер, поскольку ставит под сомнение деловую репутацию лица, оказывающего аналогичные услуги (аренда экскаваторов, погрузчиков, автовышек), создает впечатление ненужности обращения за соответствующими услугами в ООО «Ролс Автотехника» раз они оказываются рекламодателем. Следует учесть также, что данная реклама демонстрируется именно тем потребителям, которые искали информацию о Заявителе, а не о лице, на привлечение внимания к которому направлена рассматриваемая реклама.
Учитывая изложенное, при распространении в течение февраля – апреля 2015 года рекламы следующего содержания: «Ролс? Зачем?/vnauto.ru, адрес и телефон, Великий Новгород Автовышка 900 р/час, Экс-погрузчик 1200 р/час, экскаватор 1600р/час. Звони! Автовышка аренда Кран аренда Экскаватор аренда Манипулятор аренда +7 (8162) 94-00-00 Пн-вс 8:00-21:00», демонстрируемой при обращении к поисковой системе «Яндекс» с запросом «ролс великий новгород», усматриваются признаки нарушения пункта 2 части 2 статьи 5 Закона о рекламе, выразившегося в указании в рекламе сведений, которые порочат деловую репутацию лица, в том числе конкурента.
Согласно пункту 5 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Из информации, размещенной на сайте vnauto.ru, следует, что лицом, оказывающим рекламируемые услуги, является ООО «МОНОПОЛИЯ СЕВЕРО-ЗАПАД», заказавшее размещение рассматриваемой рекламы в системе Яндекс.Директ.
Таким образом, в данном случае имеются основания полагать, что рекламодателем рекламы, содержащей признаки ненадлежащей, является ООО «МОНОПОЛИЯ СЕВЕРО-ЗАПАД».
До рассмотрения дела по существу ООО «Ролс Автотехника» была представлена статистика посещений сайта ООО «Ролс Автотехника» «rolsauto.ru», за период распространения ранее указанной рекламы и за два месяца после ее распространения (вх. № 6200 от 22.07.2015 Новгородского УФАС России), из которой следует, что за период распространения указанной рекламы (25.02.2015-23.04.2015) зафиксировано 937 посещений сайта ООО «Ролс Автотехника», тогда как после окончания распространения данной рекламы (24.04.2015-23.06.2015) количество посещений сайта ООО «Ролс Автотехника» возросло до 1928 ед.
Также, представителем ООО «Ролс Автотехника» была представлена информация относительно контрагента, который сообщил информацию о размещении данной рекламы в сети «Интернет», данным контрагентом являлось Общество с ограниченной ответственностью «Энергострой».
В связи со всем вышеизложенным ООО «Ролс Автотехника» считает, что данная распространяемая реклама повлияла на количество потенциальных заказчиков.
ООО «МОНОПОЛИЯ СЕВЕРО-ЗАПАД» или его представители на рассмотрение дела не явились, каких либо пояснений по факту, послужившему основанием для возбуждения настоящего дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ООО «МОНОПОЛИЯ СЕВЕРО-ЗАПАД» не предоставил.
Исследовав материалы дела по признакам нарушения законодательства о рекламе, Комиссия по рассмотрению дела приходит к следующим выводам.
Материалами дела № 9 от 08.06.2015 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе подтверждается тот факт, что в рассматриваемой рекламе содержатся сведения, которые порочат деловую репутацию лица, в том числе конкурента.
Учитывая вышеизложенное, в распространяемой в течение февраля – апреля 2015 года рекламе следующего содержания: «Ролс? Зачем?/vnauto.ru, адрес и телефон, Великий Новгород Автовышка 900 р/час, Экс-погрузчик 1200 р/час, экскаватор 1600р/час. Звони! Автовышка аренда Кран аренда Экскаватор аренда Манипулятор аренда +7 (8162) 94-00-00 Пн-вс 8:00-21:00», демонстрируемой при обращении к поисковой системе «Яндекс» в сети «Интернет» с запросом «ролс великий новгород» имеется нарушение пункта 2 части 2 статьи 5 Закона о рекламе, выразившегося в указании в рекламе сведений, которые порочат деловую репутацию лица, в том числе конкурента.
Ответственность за нарушение пункта 2 части 2 статьи 5 Закона о рекламе в соответствии со статьей 38 названного закона несет рекламодатель (часть 6 статьи 38 Закона о рекламе).
Собранные по делу доказательства и установленные обстоятельства свидетельствуют о том, что нарушение законодательства о рекламе в данном случае содержится в действиях лица, изготовившего рассматриваемую рекламу, т.е. её рекламодателя – ООО «МОНОПОЛИЯ СЕВЕРО-ЗАПАД».
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частями 1, 2 статьи 36, статьей 38 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей распространявшуюся в течение февраля – апреля 2015 года рекламу следующего содержания: «Ролс? Зачем?/vnauto.ru, адрес и телефон, Великий Новгород Автовышка 900 р/час, Экс-погрузчик 1200 р/час, экскаватор 1600р/час. Звони! Автовышка аренда Кран аренда Экскаватор аренда Манипулятор аренда +7 (8162) 94-00-00 Пн-вс 8:00-21:00», демонстрируемую при обращении к поисковой системе «Яндекс» в сети «Интернет» с запросом «ролс великий новгород», поскольку в ней нарушено требование пункта 2 части 2 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
2. В связи с прекращением распространения ненадлежащей рекламы рекламодателю - Обществу с ограниченной ответственностью «МОНОПОЛИЯ СЕВЕРО-ЗАПАД» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заместитель председателя комиссии О.С. Виниченко
Члены комиссии А.В. Петрова
Д.А. Петров
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации