Решение №4148/02 Решение по делу № 34 в отношении КУМИ Администрации Боровичс... от 7 августа 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Публикация документа не является официальной. Официально правовые акты публикуются в официальных печатных изданиях в соответствии с действующим законодательством.

                                                        Комитет по управлению муниципальным

                                                                       имуществом Администрации

                                                                    Боровичского муниципального района

 

                                                                  ул. Коммунарная, д. 48, г. Боровичи,

                                                                       Новгородская область, 174411

 

Исходящий № 4148/02 от 06.08.2015

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 34                                                                         Великий Новгород

 

           Резолютивная часть решения оглашена 05.08.2015

В полном объеме решение изготовлено 06.08.2015

 

Комиссия Новгородского УФАС России (далее - Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председателя Комиссии: Виниченко О.С. - руководителя Управления,

членов Комиссии:

Пашковой Г.Н. -  заместителя руководителя Управления – начальника отдела антимонопольного контроля,

Крапивина А.И. - ведущего специалиста-эксперта Управления,

при участии представителей Комитета по управлению муниципальным      имуществом Администрации Боровичского муниципального района:

Михайлиной Е.Ю., действующей на основании доверенности от 04.08.2015 № 1844,

Сабирова А.В., действующего на основании доверенности от 12.01.2015 № 3, 

рассмотрев дело № 34 по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) Комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации Боровичского муниципального района (ул. Коммунарная, д. 48, г. Боровичи, Новгородская область, 174411),

 

                                            УСТАНОВИЛА:

 

В результате проведенной Новгородским УФАС России (далее - Управление) выездной плановой проверки соблюдения Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Боровичского муниципального района антимонопольного законодательства установлено следующее.

Приказом Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Боровичского муниципального района (далее - Комитет) от 01.08.2006 № 209 передано в безвозмездное пользование ООО «Фармация-Н» здание аптеки, расположенное по адресу: Боровичский район, с. Опеченский Посад, ул. 1-я линия, д. 29.

Договором безвозмездного пользования имуществом от 01.08.2006, заключенного между Комитетом и ООО «Фармация-Н», договор заключается бессрочно со дня передачи имущества и используется под аптеку.

Согласно письму Комитета от 23.07.2015 № 1838, Комитет считает, что правонарушение отсутствует в связи с  тем, что предоставление вышеуказанного помещения в безвозмездное пользование не привело и не могло привести к устранению, ограничению, недопущению конкуренции.

Правонарушение в виде бездействия Комитета отсутствует, так как действующее законодательство не возлагает на указанный орган обязанности по расторжению договора безвозмездного пользования, заключенного с нарушением антимонопольного законодательства.

При рассмотрении дела № 34 на заседании Комиссии представители Комитета заявили ходатайство о приобщении к материалам дела акта приема- передачи имущества от 10.07.2015 и пояснили, что в действиях Комитета отсутствует нарушение антимонопольного законодательства, поскольку вышеуказанный договор был заключен до вступления в силу Закона о защите конкуренции, и в законодательстве отсутствует норма, которая обязывала бы Комитет расторгнуть договор безвозмездного пользования с  ООО «Фармация-Н» и провести конкурс или аукцион на право заключения договора на здание аптеки.

Комиссия, изучив материалы дела, представленные документы, выслушав доводы и пояснения лиц, участвующих в деле, пришла к выводу о наличии в рассматриваемых действиях Комитета нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

При этом Комиссия руководствуется следующим.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Законом о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Аналогичная запрещающая норма (статья 7) имелась и в Законе РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (далее — Закон 948-1) в момент заключения рассматриваемого договора безвозмездного пользования.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона № 948-1 органам местного самоуправления, иным наделенным функциями или правами указанных органов власти органам или организациям запрещается принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов, в том числе запрещается необоснованно предоставлять отдельному хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам льготы, ставящие их в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим на рынок того же товара.

Предоставление ООО «Фармация-Н» здания аптеки в безвозмездное пользование поставило его в преимущественное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, также работающих на рынке розничной реализации лекарственных средств в Боровичском муниципальном районе, и вынужденных нести расходы на аренду помещений для размещения аптеки или расходы на приобретение соответствующих помещений в собственность и уплату установленных законом налогов на имущество.

Кроме того, указанные хозяйствующие субъекты, вследствие предоставления ответчиком здания аптеки ООО «Фармация-Н» без проведения публичных процедур - торгов, обеспечивающих добросовестную конкурентную борьбу за право заключения договора безвозмездного пользования (или аренды) муниципальным имуществом, были лишены доступа к данному муниципальному ресурсу, что также может иметь своим результатом ущемление их интересов.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 1 Закона о защите конкуренции указанный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе по недопущению, ограничению, устранению конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями.

Согласно части 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции целями указанного федерального закона являются, в том числе, обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Следовательно, принимаемые органами местного самоуправления, иными органами или организациями, осуществляющими функции указанных органов, решения, а также совершаемые действия (бездействие), должны быть направлены, помимо прочего, на реализацию целей Закона о защите конкуренции и соответствовать положениям Закона о защите конкуренции.

Бездействие Комитета, выразившиеся в непринятии мер по расторжению  вышеуказанного договора с ООО «Фармация-Н»  может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на соответствующих товарных рынках, в частности, на рынке розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в географических границах Боровичского муниципального района, поскольку предоставляя отдельному хозяйствующему субъекту в безвозмездное пользование муниципальное имущество на неопределенный срок без проведения торгов на право заключения договора пользования муниципальным имуществом и, тем более, безвозмездно, Комитет тем самым предоставляет ему преимущество, которое обеспечивает ему по сравнению с другими участниками рынка (потенциальными участниками рынка) более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке, что не может не влиять на конкуренцию.

Приказом Управления от 12.03.2009 № 34 ООО «Фармация-Н» было включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих длю свыше 35 процентов.

В соответствии с  аналитическим отчетом по результатам анализа ранее проведенного Управлением рынка розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в Новгородской области за 2012 и 2013 гг., проведенного Управлением, на территории Боровичского муниципального района в 2012 году - 5 хозяйствующих субъектов, а в 2013 году - 7 хозяйствующих субъектов осуществляли деятельность по розничной торговле указанными товарами, то есть данный товарный рынок является конкурентным.

При этом ООО «Фармация-Н» в 2012 году на рынке розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами  на территории Боровичского муниципального района занимало долю 65,19 процентов, а в 2013 году на данном товарном рынке его доля составляла 45,85 процентов.

Кроме, ООО «Фармация-Н» в Боровичском муниципальном районе действуют ОАО «Новгородфармация», ООО «Астрея», ИП Баранова О.И., ООО «Калина Фарм», ООО «Гелиос», ООО «Панацея-2».

Следовательно, ООО «Фармация-Н» является хозяйствующим субъектом, обладающим возможностью оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на рассматриваемом рынке. При предоставление ему Комитетом муниципального имущества без торгов и в безвозмездное пользование только усиливает его положение на рынке, создавая возможность в одностороннем порядке воздействовать на указанном рынке на формирование цен товара, что в силу пункта 17 статьи 4 закона о защите конкуренции является признаком ограничения конкуренции.   

Таким образом, Комитет на протяжении нескольких лет бездействовал и не предпринимал никаких действий по изъятию рассматриваемого муниципального имущества у ООО «Фармация-Н».

В то же время в соответствии с пунктом 5.1.1. договора безвозмездного пользования имуществом от 01.08.2006 Комитет мог расторгнуть договор и впоследствии провести торги на право заключения договора пользования указанным имуществом, что предусмотрено частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, и обеспечить хозяйствующим субъектам равный доступ к указанному муниципальному ресурсу путем участия в торгах.

Кроме того, у Комитета было достаточно времени для того, чтобы расторгнуть безвозмездный договор с ООО «Фармация-Н» и провести  конкурс или аукцион на право заключения договора на здание аптеки либо обратиться в Управление с заявлением о даче согласия на предоставление муниципальной преференции в соответствии с главой 5 Закона о защите конкуренции, что не было сделано Комитетом.

Таким образом в действиях  Комитета  имеется нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Приказом Комитета от 16.06.2015 № 210/1 с 10.07.2015 был расторгнут договор безвозмездного пользования имуществом заключенный с ООО «Фармация-Н» 01.08.2006 на здание аптеки

В связи с этим Комиссия приняла решение об отсутствии оснований  выдавать предписание Комитету о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать в действиях (бездействие) Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Боровичского муниципального района нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Предписание не выдавать в связи с добровольным устранением Комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации Боровичского муниципального района нарушения антимонопольного законодательства.

3. Основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

 

Председатель Комиссии                                                                      О.С. Виниченко

 

Члены Комиссии                                                                                      Г.Н. Пашкова                                                                                                                        

 

                                                                                                                 А.И. Крапивин                                                                                                         

 

Решение может быть обжаловано в течении трёх месяцев со дня его принятия.

Дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны