Решение №5795/03 РЕШЕНИЕ № РНП-53-48 по результатам проверки факта уклонения ... от 29 сентября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Заказчику – Комитету по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Великого Новгорода

 

ул. Мерецкова-Волосова, д.13,

г. Великий Новгород, 173007

 

 

Участнику закупки –

ИП …

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ № РНП-53-48

по результатам проверки факта уклонения участника осуществления закупки (определения поставщика) от заключения муниципального контракта

и осуществления внеплановой проверки соблюдения законодательства

Российской Федерации о контрактной системе

 

Резолютивная часть оглашена 24.09.2021

В полном объеме изготовлено 29.09.2021   

 

                                 

                                   Великий Новгород

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:

…. – председатель Комиссии, заместитель руководителя - начальник отдела Управления;

…. – член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления;

…..  – член Комиссии, специалист-эксперт Управления,               

в присутствии представителей:

муниципального заказчика – Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Великого Новгорода (173007, г. Великий Новгород, ул. Мерецкова-Волосова, д. 13) – …. (доверенность от 22.09.2021);

участника закупки – Индивидуального предпринимателя … - …. (доверенность № от 23.09.2021),

рассмотрев сведения, поступившие от муниципального заказчика – Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Великого Новгорода – ИП …. от заключения муниципального контракта по итогам проведения электронного аукциона на оказание услуг по финансовой аренде (лизингу) уборочной техники, извещение № 0350300011821000326 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 10.08.2021,

 

УСТАНОВИЛА:

 

17.09.2021 в Новгородское УФАС России от муниципального заказчика – Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Великого Новгорода поступили сведения об уклонении участника электронного аукциона – ИП …. от заключения муниципального контракта по итогам проведения электронного аукциона на оказание услуг по финансовой аренде (лизингу) уборочной техники, извещение № 0350300011821000326 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 10.08.2021 (далее – Сведения).

Сведения представлены в соответствии с Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)» (далее – Правила).

Руководствуясь пунктом 13  Правил, на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) осуществлена проверка соблюдения заказчиком процедуры направления контракта на подписание и размещения на официальном сайте информации об уклонении от заключения контракта. Внеплановая проверка самой закупки путем электронного аукциона не проводилась, поскольку была осуществлена ранее по жалобе ООО ТПК «СТРОЙСЕРВИС» (решение Новгородского УФАС от 06.09.2021 №  053/06/33-702/2021).

В результате рассмотрения Сведений о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) установлено следующее.

10.08.2021 на официальном сайте было размещено извещение № 0350300011821000326 об осуществлении муниципальным заказчиком - Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Великого Новгорода закупки (определения поставщика) путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по финансовой аренде (лизингу) уборочной техники (начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) – 44 944 221,18 рублей).

Документация об электронном аукционе (далее – Документация) утверждена председателем комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Великого Новгорода ….. 20.08.2021.

31.08.2021 состоялось рассмотрение поданных на участие в данном аукционе первых частей заявок. Было подано три заявки, все были признаны соответствующими требованиям Документации.

В соответствии с размещенным на официальном сайте протоколом подведения итогов электронного аукциона от 01.09.2021 (далее – Протокол), ИП …. признан победителем данного аукциона (предложенная цена контракта - 39 550 914.54 руб.). 

03.09.2021 муниципальным заказчиком – Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Великого Новгорода посредством официального сайта Проект муниципального контракта был направлен победителю закупки – ИП …..

Порядок заключения контракта по результатам электронной процедуры регламентирован статьей 83.2 Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 1 статьи 83.2 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем электронной процедуры, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником этой процедуры, заявка которого на участие в этой процедуре признана соответствующей требованиям, установленным документацией и (или) извещением о закупке.

Согласно части 2 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69 (протокола подведения итогов электронного аукциона), части 8 статьи 82.4, части 23 статьи 83.1 настоящего Федерального закона протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего Федерального закона, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 настоящего Федерального закона, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.

Согласно части 3 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи. В случае, если при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме или электронного аукциона цена контракта снижена на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, победитель соответствующей электронной процедуры одновременно предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии с частью 1 статьи 37 настоящего Федерального закона, обеспечение исполнения контракта или информацию, предусмотренные частью 2 статьи 37 настоящего Федерального закона, а также обоснование цены контракта в соответствии с частью 9 статьи 37 настоящего Федерального закона при заключении контракта на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствия, средств для скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, топлива).

Как следует из части 4 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с частью 2 настоящей статьи, размещает на электронной площадке протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронной процедуры. Указанный протокол может быть размещен на электронной площадке в отношении соответствующего контракта не более чем один раз. При этом победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим документации и (или) извещению о закупке и своей заявке на участие в электронной процедуре, с указанием соответствующих положений данных документов.

Воспользовавшись правом, предусмотренным частью 4 статьи 83.2 Закона о контрактной системе 08.09.2021, ИП ….. был составлен и направлен посредством официального сайта протокол разногласий с просьбой внести изменения в Проект муниципального контракта, а именно заполнить график оплаты лизинговых платежей и оплаты выкупной цены (Приложение № 2 к Контракту) согласно предложению ИП …...

В соответствии с частью 5 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение трех рабочих дней с даты размещения победителем электронной процедуры на электронной площадке в соответствии с частью 4 настоящей статьи протокола разногласий заказчик рассматривает протокол разногласий и без своей подписи размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы доработанный проект контракта либо повторно размещает в единой информационной системе и на электронной площадке проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя электронной процедуры. При этом размещение в единой информационной системе и на электронной площадке заказчиком проекта контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя допускается при условии, что такой победитель разместил на электронной площадке протокол разногласий в соответствии с частью 4 настоящей статьи.

 10.09.2021 муниципальным заказчиком – Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Великого Новгорода на официальном сайте и на электронной площадке был размещен доработанный Проект муниципального контракта и направлен посредством официального сайта ИП …..

Согласно части 6 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение трех рабочих дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе и на электронной площадке документов, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, победитель электронной процедуры размещает на электронной площадке проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени такого победителя, а также документ и (или) информацию в соответствии с частью 3 настоящей статьи, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанные усиленной электронной подписью указанного лица.

 При этом в соответствии с требованиями части 4 статьи 96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно пункту 14.1 Документации размер обеспечения исполнения контракта составляет 15 % от НМЦК, что составляет 6 741 633 руб. 18 коп.

Согласно пункту 14.2.1 Документации исполнение контракта может обеспечиваться:

1) предоставлением банковской гарантии;

2) внесением денежных средств.

Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно.

Аналогичные условия определены пунктами 13.1, 13.2 Проекта контракта.

Из вышеизложенного следует, что регламентированный срок его подписания и предоставление обеспечения исполнения контракта в виде перечисления денежных средств на счет муниципального заказчики или предоставления банковской гарантии ИП ….. истекал в 00 часов 00 минут 16.09.2021.

В установленный законом срок (до 23 часов 59 минут 15.09.2021) ИП ….. Проект муниципального контракта не был подписан и обеспечение исполнения контракта не было представлено.

В соответствии с частью 13 статьи 83.2 Закона о контрактной системе победитель электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 настоящей статьи) признается заказчиком уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя, или не направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 настоящего Федерального закона (в случае снижения при проведении электронного аукциона или конкурса цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги). При этом заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем признания победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта, составляет и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы протокол о признании такого победителя уклонившимся от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о победителе, признанном уклонившимся от заключения контракта, о факте, являющемся основанием для такого признания, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт.

Согласно части 5 статьи 96 Закона о контрактной системе в случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.

Таким образом, ИП ….., не подписав в установленный срок Проект муниципального контракта, не исполнив требования части 4 статьи 96 Закона о контрактной системе, уклонился от заключения муниципального контракта.

16.09.2021 муниципальному заказчику – Комитету по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Великого Новгорода от оператора электронной площадки – Акционерного общества «РАД» (далее – АО «РАД») поступило уведомление об уклонении победителя рассматриваемого электронного аукциона – ИП ….. от заключения муниципального контракта.

На основании вышеизложенного 17.09.2021 муниципальным заказчиком – Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Великого Новгорода был составлен и размещен на официальном сайте Протокол признания участника уклонившимся от заключения муниципального контракта от 10.08.2021 для закупки № 0350300011821000326.

По факту уклонения от заключения муниципального контракта от ИП ….. в адрес Новгородского УФАС России поступили письменные объяснения (вх. № 7729 от 23.09.2021 Новгородского УФАС), в которых исполнитель просит не включать его в реестр недобросовестных поставщиков. 

С момента признания ИП ….. победителем аукциона предпринимались попытки получения банковской гарантии. В результате на крайний день подписания контракта 15.09.2021 у ИП ….. отсутствовал одобренный банком проект банковской гарантии.

По этой же причине с заказчиком был не согласован проект банковской гарантии.

Также на момент крайнего дня подписания контракта у ИП ….. на расчетном счете отсутствовала необходимая для перечисления обеспечения денежными средствами сумма (6 741 633,18 руб. (15% от НМЦК)).

В связи с этим 15.09.2021 г. в 23:36 заказчику посредством электронной почты было направлено уведомление, что банковская гарантия не одобрена ни в каких банках, даже с вариантами различных дополнительных условий и обеспечение контракта отсутствует.

У исполнителя не имелось намерений уклоняться от заключения контракта, ИП …., были выполнены все действия, направленные на его своевременное подписание и дальнейшее исполнение.

Из смысла положений части 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) следует, что лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Таким образом, очевидно, что признаки недобросовестности (такие как злоупотребление и умышленность) в поведении и действиях ИП ….. отсутствуют.

В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

Не подписав со своей стороны проект муниципального контракта и не представив обеспечение исполнения контракта в установленный для этого срок, ИП ….. в силу части 13 статьи 83.2 Закона о контрактной системе уклонился от заключения контракта.

Изучив Сведения и письменные объяснения ИП …..,  Комиссия приходит к следующим выводам.

Поведение ИП ….. при принятии решения об участии в рассматриваемой закупке, подписании контракта и предоставлении его обеспечения носит недобросовестный характер, не отвечает обычаям делового оборота и принципу добропорядочности при ведении предпринимательской деятельности исходя из следующего.

ИП ….. начал свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя только в марте 2021 года (дата присвоения ОГРНИП: 16.03.2021) и до принятия участия в рассматриваемом аукционе не имел никакого опыта участия в закупках в рамках Закона о контрактной системе и, соответственно, опыта исполнения государственных или муниципальных контрактов.

ИП …. зарегистрировался на официальном сайте в реестре участников закупок только 26.08.2021, т.е. исключительно для целей участия в рассматриваемой закупке (в период подачи заявок на участие в аукционе).

С учетом отсутствия опыта участия в электронных процедурах закупок,  заключения в электронном виде контрактов и получения их обеспечения, ИП ….. должен был проявить заботливость и осмотрительность, заблаговременно подготовиться к заключению так интересующего его контракта, изыскать средства для предоставления его обеспечения и исполнения условий контракта.

Однако исходя из имеющихся в распоряжении Комиссии документов, письменных объяснения исполнителя, пояснений его представителя, данных на заседании Комиссии,  ИП …... не обладал и не обладает:

- самим оборудованием (уборочной техникой), составляющим предмет финансовой аренды (ни на праве собственности, ни в аренде, ни на ином законном основании);

- опытом исполнения договоров финансовой аренды (лизинга) вообще;

- необходимой суммой денежных средств для его приобретения/аренды уборочной техники;

- необходимой суммой денежных средств для предоставления обеспечения исполнения контраста;

- необходимой банковской гарантией для предоставления обеспечения исполнения контраста.

При этом из вышеуказанных письменных объяснений ИП …..  и приложенных к ним сведений (скриншоты переписки с агентствами/посредниками/брокерами по вопросу предоставления обеспечения) следует, что исполнитель озаботился проблемой поиска банковской гарантии для предоставления обеспечения исполнения контракта только после направления заказчиком на подписание  проекта контракта.

Так, ответы с отказами в получении банковской гарантии направлены ИП …..  в последний день подписания контракта (15.09.2021), либо вообще за пределами этого срока.

В качестве причин этих отказов фигурируют обстоятельства, непосредственно относящиеся к хозяйственной деятельности  ИП ….., его положению на рынке (отсутствие опыта участия в закупках и исполнения аналогичных контрактов, отрицательная кредитная история, слабое финансовое состояние, срок деятельности менее одного года, непредставление бухгалтерской отчетности).

 Иные сведения, предоставленные ИП ….. позднее (вх. № 7784 от 24.09.2021 Новгородского УФАС), которые отражены в электронной переписке с ПАО «Промсвязьбанк», также не могут быть приняты Комиссией в качестве доказательств добросовестности исполнителя, поскольку являются противоречивыми и недостоверными (заявка на получение банковской гарантии по рассматриваемой закупке якобы было оставлена ИП ….. 09.08.2021, в то время как извещение об аукционе было размещено на официальном сайте только 10.08.2021, исполнитель не мог заранее знать ни номер извещения, ни срок действия гарантии, ни сумму обеспечения).

Основным видом экономической деятельности ИП ….. согласно выписке из ЕГРИП является «Производство прочих строительно-монтажных работ», дополнительными видами экономической деятельности являются «Производство электромонтажных работ» и «Производство санитарно-технических работ, монтаж отопительных систем и систем кондиционирования воздуха».

Согласно представленным ИП …. бухгалтерскому балансу на 30.06.2021 и отчету о финансовых результатах за январь-июнь 2021 года при осуществлении вышеуказанных видов экономической деятельности активы исполнителя составили чуть более 5 млн., чистая прибыль за указанный период – около 3 млн. руб.

При этом как уже отмечалось сумма обеспечения исполнения контракта по рассматриваемой закупке составляет 6 741 633,18 руб.

При указанных обстоятельствах, с учетом того, что предпринимательская деятельность исполнителя никак не связана с предметом контракта, а финансовые результаты от осуществления этой деятельности не соответствуют запрашиваемому размеру обеспечения, ИП …. должен был осознавать и учитывать очевидную вероятность отказов а получении банковских гарантий и предусмотреть возможность внесения обеспечения исполнения контракта денежными средствами, что им сделано не было, необходимая сумма обеспечения заказчику не перечислена.

Согласно положениям абзаца 3 пункта 1 статьи 2 ГК РФ, предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Участник рынка, осуществляющий предпринимательскую деятельность путем участия в государственных и муниципальных закупках, самостоятельно несет ответственность и риски наступления негативных последствий, связанных с невозможностью заключения и исполнения контрактов.

ИП ….. своей волей, в своем интересе, будучи свободным в осуществлении своей предпринимательской деятельности участвовал в электронном аукционе и, соответственно, став победителям закупки, обязан был заключить контракт и предоставить его обеспечение.

Подавая заявку на участие в аукционе, ИП ….. выразил согласие на оказание услуг (поставку товара), в соответствии с требованиями указанными в документации об аукционе, в том числе выразил согласие на сроки и условия исполнения контракта.

Однако ИП ….. по отношению к процедуре участия в торгах и заключению контракта действовал крайне самонадеянно и легкомысленно, не учитывал имеющийся в него опыт хозяйственной деятельности и свое финансовое положение, вследствие чего не получил необходимое обеспечение исполнения контракта.

Уклонение ИП ….. от заключения контракта привело к срыву важной для заказчика и социально-значимой закупки (по условиям контракта срок передачи предмета лизинга (уборочной техника) до 30.09.2021, техника планировалась к использованию заказчиком при зимней уборке территории Великого Новгорода уже в 2021 году).

На основании вышеизложенного, Комиссия Новгородского УФАС России приходит к выводу о том, что действия ИП …. как победителя рассматриваемой закупки по уклонению от заключения муниципального контракта носят характер недобросовестного поведения, свидетельствуют о небрежном отношении к своим обязанностям победителя электронного аукциона.

Учитывая вышеизложенное, имеются все основания для включения Сведений о недобросовестном поставщике, представленных муниципальным заказчиком – Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Великого Новгорода в отношении ИП ….., в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.

 

Руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации», Комиссия,

                                                 

 

                                                              РЕШИЛА:

 

Сведения, представленные муниципальным заказчиком – Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Великого Новгорода (173007, г. Великий Новгород, ул. Мерецкова-Волосова, д. 13) в отношении участника закупки – Индивидуального предпринимателя ….  по факту уклонения ИП …. от заключения муниципального контракта по итогам проведения электронного аукциона на оказание услуг по финансовой аренде (лизингу) уборочной техники, извещение № 0350300011821000326 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 10.08.2021, включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                       ….

 

 

Члены Комиссии                                                                                                   …..

 

                                                                                                                      

                                                                                                                                …..

 

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Приложение:

- Таблица сведений с датой событий процедуры принятия решения об уклонении участника закупки от заключения муниципального контракта на 1 л. в 1 экз.

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны