Решение №416/02 Решение по делу № 61 по признакам нарушения департаментом им... от 3 февраля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Процедура

Текст документа

 Сохранить как PDF

Публикация документа не является официальной. Официально правовые акты публикуются в официальных печатных изданиях в соответствии с действующим законодательством.

 

Департамент имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области

пл. Победы – Софийская, д.1, Великий Новгород, 173005

 

ООО «Новгородские пассажирские автостанции»

Волотовская ул., д. 7, корп.1,  Великий Новгород,  173005

 

Исходящий № 416/02 от 02.02.2015

 

 

 РЕШЕНИЕ

 

 

по делу № 61                                                                                        Великий Новгород

 

Резолютивная часть решения оглашена 21 января 2015 года

В полном объеме решение изготовлено 2 февраля 2015 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Виниченко О.С. – председатель Комиссии, руководитель Управления;

Аванесян М.В. – член Комиссии, специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Управления;

Бунин И.В. – член Комиссии, специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Управления;

При участии представителя  департамента имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области – Соколовой Д.А. (доверенность № 4 от 20.01.2015), генерального директора ООО «НПА» - Онькова И.Н. (протокол № 35 общего собрания участников от 22.05.2013), представителя ООО «НПА» - Гаук Н.А. (доверенность от 20.01.2015), рассмотрев дело № 61 по признакам нарушения департаментом имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области (пл. Победы-Софийская, д. 1, Великий Новгород) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2007 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции»),

У С Т А Н О В И Л А:

В соответствии с пунктом 1 постановления Администрации Новгородской области от 26.04.2013 № 250 «О департаменте имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области» комитет по управлению государственным имуществом области переименован в департамент имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области (далее – Департамент).

Комитетом по управлению государственным имуществом области (Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1) (далее – КУГИ области, арендодатель) с Обществом с ограниченной ответственностью «Новгородская пассажирские автостанции» (Великий Новгород, ул. Волотовская, д. 7, корп. 1) (далее – ООО «НПА», арендатор) заключен договор № 2114 аренды недвижимого имущества областной собственности от 15.01.2007 (далее – договор № 2114). Согласно пункту 1.1 договора № 2114, в соответствии с приказом КУГИ области от 15.01.2007 № 12 арендодатель передает, а арендатор принимает во временное владение и пользование нежилые помещения, являющиеся областной собственностью, расположенные в здании автостанции по адресу: п. Пролетарий Новгородского района, ул. Ленинградская,  д.1, общей площадью 115,1 кв.м. Кадастровый номер <...> :11:2500502:0040:1222\24.

В то же время, частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в действующей на дату заключения договора № 2114 (от 26.07.2006) предусмотрено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Согласно пункту 20 статьи 4 Закон о защите конкуренции (в ред. от 26.07.2006), государственная или муниципальная помощь - предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями преимущества, которое обеспечивает отдельным хозяйствующим субъектам по сравнению с другими участниками рынка (потенциальными участниками рынка) более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке, путем передачи имущества и (или) иных объектов гражданских прав, прав доступа к информации в приоритетном порядке.

Частью 2 статьи 19 Закона о защите конкуренции (в ред. от 26.07.2006) установлено, что не является государственной или муниципальной помощью, в том числе, предоставление преимущества отдельному лицу в результате определенных федеральными законами действий уполномоченного органа, на основании вступившего в законную силу решения суда, по результатам торгов или иным способом, определенным законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Передача федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями хозяйствующим субъектам государственного или муниципального имущества в пользование без проведения публичных процедур  (конкурсов или аукционов) является предоставлением преимущества отдельным хозяйствующим субъектам, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности по сравнению с другими хозяйствующими субъектами.

В соответствии с пунктом 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции  (в ред. от 26.07.2006) предоставление таких преимуществ является государственной или муниципальной помощью, предоставление которой регулируется  главой 5 упомянутого закона.

Согласно части 1 статьи 20 Закона о защите конкуренции (в ред. от 26.07.2006) государственная или муниципальная помощь предоставляется с предварительного согласия антимонопольного органа, за исключением случаев, установленных Законом о защите конкуренции.

Предоставление преимущества отдельному лицу путем передачи ему государственного имущества в аренду в отсутствие процедур проведения торгов на право заключения договора аренды является государственной помощью, предоставление которой КУГИ области должно было осуществить с учетом целей и с соблюдением порядка, установленных главой 5 Закона о защите конкуренции. КУГИ области за получением согласия на предоставление государственной помощи  ООО «НПА» в антимонопольный орган не обращался.

   Согласно пункту 20 статьи 4 действующей редакции Федерального закона от 04.06.2014 № 143-ФЗ, с изменениями, внесенными Федеральным законом от 21.07.2014 № 265-ФЗ, государственные или муниципальные преференции - предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий.

В соответствии с частью 1 статьи 20 действующей редакции Федерального закона от 04.06.2014 № 143-ФЗ, с изменениями, внесенными Федеральным законом от 21.07.2014 № 265-ФЗ, Федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, имеющие намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию, подают в антимонопольный орган заявление о даче согласия на предоставление такой преференции по форме, определенной федеральным антимонопольным органом.

 Исходя из этого, для предоставления государственной или муниципальной преференции в действующей редакции Закона о защите конкуренции также предусмотрена необходимость получения предварительного согласия антимонопольного органа на предоставление такой преференции.

Таким образом, в действующей редакции Закона о защите конкуренции содержатся нормы, аналогичные содержавшимся в вышеупомянутом Законе на момент предоставления КУГИ недвижимого имущества ООО «НПА».

КУГИ области и ООО «НПА» 22 февраля 2012 года было заключено дополнительное соглашение к договору № 2114. В соответствии с пунктом 1 вышеназванного соглашения, пункт 1.1. договора № 2114 излагается в следующей редакции: « 1.1. В соответствии с приказом комитета по управлению государственным имуществом области от 15.01.2007 № 12 Арендодатель передает, а Арендатор принимает во временное владение и пользование здание остановочного пункта, являющееся областной собственностью, расположенное по адресу: п. Пролетарий Новгородского района, ул. Ленинградская, д.1, общей площадью

Таким образом данным дополнительным соглашением изменена площадь арендуемого ООО «НПА» имущества, которая стала составлять 75,9 кв.м вместо 115,1 кв. м изначально указанных в договоре № 2114.

На рассмотрении дела представитель департамента пояснила следующее. Договор был заключен до вступления в силу статьи 17.1. Арендатор добросовестно исполнял и исполняет все обязанности по данному договору. Иных обращений от других хозяйствующих субъектов по вопросу предоставления данного имущества за период действия договора в департамент не поступало. По вопросу заключения дополнительного соглашения от 22 февраля 2012 года департамент сообщает, что предмет договора не менялся, а были внесены лишь правки, на основании того, что в результате проведения ФГУП Федеральное БТИ в 2010 году технической инвентаризации здания автостанции, расположенной по адресу: Новгородская обл., Новгородский район, п. Пролетарий, ул. Ленинградская, д. 1, была уточнена площадь названного объекта. Показатели площади были изменены по наружному обмеру со 115,1 на 109,6 кв.м и общей полезной площади с 84,3 до 75,9 кв.м. Указанные изменения произошли в результате обмера здания более точными приборами и носили лишь уточняющий характер, на что имеется справка БТИ, которая приложена к пояснениям. Таким образом, данным дополнительным соглашением какие-либо существенные условия, в частности предмет договора, не изменялись.

Представитель ООО «НПА» на рассмотрении дела пояснила следующее. Дополнительное соглашение 2012 года вызвано тем, что была проведена инвентаризация и уточнена площадь. Изначально площадь использовалась по наружному обмеру здания, потом в 2012 году с учетом уточнения БТИ была взята по внутреннему обмеру.

Однако, сравнительный анализ условий договора № 2114 и дополнительного соглашения от 22.02.2012 показывает, что до заключения дополнительного соглашения в 2012 году ООО «НПА» оплачивало аренду 115,1 кв.м, а после заключения вышеназванного дополнительного соглашения  оплата осуществляется за 75,9 кв.м. Таким образом, фактически арендуемая площадь была сокращена в 2012 году на 34 процента, соответственно уменьшились и арендные платежи и возможно, на изменившихся условиях иной хозяйствующий субъект был бы заинтересован в аренде указанных нежилых помещений.

  Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции  федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Таким образом,  действия ООО «НПА» по предоставлению государственной помощи для ООО «НПА» в нарушение установленного законом порядка являются нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь вышеизложенным и статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренция, Комиссия

                                                    Р Е Ш И Л А:

1. Признать в действиях (бездействии) департамента имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». 

2. Выдать департаменту имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и с этой целью принять меры по возврату  имущества: нежилых помещений, расположенных в здании автостанции по адресу: п. Пролетарий Новгородского района, ул. Ленинградская, д.1, общей площадью 75,9 кв.м, либо по обеспечению соответствия передачи в аренду хозяйствующему субъекту указанного имущества требованиям антимонопольного законодательства.

 

Председатель Комиссии                                                                 О.С. Виниченко

Члены Комиссии                                                                             И.В. Бунин

                                                                                                           М.В. Аванесян

 

Дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны