Решение №4259/03 РЕШЕНИЕ по результатам рассмотрения жалобы ООО «Центр слуха» от 28 сентября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Публикация документа не является официальной. Официально правовые акты публикуются в официальных печатных изданиях в соответствии с действующим законодательством.

 

Государственному заказчику –

ГУ – НРО ФСС Российской Федерации

 

ул. Псковская, д. 15,

Великий Новгород, 173009

 

 

Оператору электронной площадки –

АО «ЕЭТП»

 

ул. Кожевническая, д. 14, стр. 5,

г. Москва, 115114

e-mail: info@roseltorg.ru

 

 

Участнику закупки

(подателю жалобы) –

ООО «Центр слуха»

 

ул. Жаворонкова, д. 4,

г. Тула, 300012

 

а/я 1846,

г. Тула, 300026

 

Исх.№4259/03 от 28.09.18

 

 

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

25 сентября 2018 года                                                                                 Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:

Куриков И.А. – председатель Комиссии, Врио руководителя Управления;

Иванов А.Т. - член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления;

Петров Д.А. – член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления,               

в присутствии представителей:

государственного заказчика – Государственного учреждения – Новгородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации – … (доверенность № … от …) и … (доверенность № … от ….), также являющиеся членами аукционной комиссии государственного заказчика;

податель жалобы – Общество с ограниченной ответственностью «Центр слуха» надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения жалобы, на рассмотрение жалобы своих представителей не направил, заявил ходатайство (вх. № 6469 от 25.09.2018 Новгородского УФАС России) о рассмотрении жалобы в отсутствие своих представителей,

рассмотрев жалобу участника закупки (определения поставщика) – Общества с ограниченной ответственностью «Центр слуха» (300012, г. Тула, ул. Жаворонкова, д. 4; далее – ООО «Центр слуха») на действия государственного заказчика – Государственного учреждения – Новгородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (173009, Великий Новгород, ул. Псковская, д. 15; далее – ГУ – НРО ФСС Российской Федерации) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по обеспечению инвалидов слуховыми аппаратами, извещение № 0250100000318000142 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 10.09.2018, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки (определения поставщика),

 

УСТАНОВИЛА:

 

18.09.2018 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки – ООО «Центр Слуха» на действия государственного заказчика – ГУ – НРО ФСС Российской Федерации при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по обеспечению инвалидов слуховыми аппаратами, извещение № 0250100000318000142 о проведении которого было размещено на официальном сайте 10.09.2018 (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

Суть доводов Жалобы сводится к следующему.

1. Заказчиком в Техническом задании документации об аукционе указаны  характеристики товара без допустимых отклонений, а именно:

- позиция № 1: Максимальный ВУЗД 90 должен быть не более 118 дБ;

- позиция № 2: Максимальное усиление должно быть не менее 61 дБ;

- позиция № 3: Максимальный ВУЗД 90 слуховых аппаратов должен быть не менее 136 дБ;

- позиция № 4: Максимальный ВУЗД 90 слуховых аппаратов сверхмощных должен быть не более 139 дБ;

- позиция № 5: Максимальный ВУЗД 90 слуховых аппаратов сверхмощных должен быть не менее 142 дБ и Максимальное усиление должно быть не менее 82 дБ.

Подателем Жалобы приведена сравнительная таблица значений  параметров, при которых получателям назначаются  слуховые аппараты в зависимости от их типа (цифровой, аналоговый) и их мощности (слабой или средней мощности, мощные или сверхмощные). Показателями мощности слуховых аппаратов являются «максимальный выходной уровень звукового давления при входном УЗД равном 90 дБ и максимальное усиление, дБ», значения, параметры которых соотносятся с мощностью слуховых аппаратов, следующие:

Степень потери слуха

Тип слухового аппарата

Диапазон значений ВУЗД90, дБ

Диапазон значений усиления, дБ

I-II

Слабой мощности

Менее 120

Не менее 26 – не более 55

I-III

Средней мощности

Не менее 120 не более 130

Не менее 41 – не более 70

III-IV

Мощный

Не менее 131 не более 136

Не менее 56 – не более 75

IV и глухота

Сверхмощный

Не менее 131 до 140 и выше

Не менее 71 – не более 90

В нарушение правил описания объекта закупки государственным заказчиком - ГУ – НРО ФСС Российской Федерации в документации об аукционе использованы показатели, непредусмотренные законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации, в частности положениями ГОСТ Р 51024-2012 «Национальный стандарт Российской Федерации. Аппараты слуховые электронные реабилитационные. Технические требования и методы испытаний».

Согласно пункту 5.1.4 ГОСТ Р 51024-2012 допустимое отклонение полного акустического усиления на контрольной частоте или полного УАМЧ от номинального должно быть не более ±5 дБ, максимального ВУЗД насыщения, максимального ВУЗД90 или ВУЗД90 на контрольной частоте, ВУС90 на контрольной частоте от номинального должно быть не более ±4 дБ.

Указанные  заказчиком технические характеристики делают невозможным участие ООО «Центр Слуха» в данном аукционе, поскольку податель Жалобы  не может подать и заполнить заявку на участие в аукционе  в  связи с отсутствием возможности отклонений диапазонов значений ВУЗД90 и диапазонов значений усиления,  которые не соответствуют для типа данного типа слуховых аппаратов и степени потери слуха. При этом, заказчик сужает значения показателей не в пределах, установленных  ГОСТ Р 51024-2012.

По мнению подателя Жалобы, государственный заказчик - ГУ – НРО ФСС Российской Федерации установил требования к вышеуказанным значениям показателей слуховых аппаратов таким образом с целью ограничения конкуренции.

2. В документации об аукционе отсутствуют даты начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе.

3. В извещении о проведении аукциона заказчиком установлен следующий код по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008), утвержденному Приказом Росстандарта № 14-ст от 31.01.2014 (далее – ОКПД2) - 26.60.14.120 «Аппараты слуховые».

При этом, данный код ОКПД2 не содержит медицинские услуги (подбор, настройку слуховых аппаратов и иные медицинские услуги), а подразумевает под собой реализацию товара.

            В данном случае, по мнению подателя Жалобы, должен быть указан следующий  код ОКПД 2 - 86.90.19.190. «Услуги в области медицины прочие, не включенные в другие группировки».

Неправильное отнесение закупаемого товара (работы, услуги) к конкретному коду ОКПД 2 влияет  на необходимость учитывать /не учитывать условия, запреты и ограничения закупок иностранных товаров  в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, в частности, ограничения и условия допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, при осуществлении рассматриваемой закупки в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 № 102 (далее – Постановление № 102).

4. В документации об аукционе указаны ограничения и условия допуска в соответствии с Постановлением № 102.

            В соответствии с письмом Министерства экономического развития Российской Федерации  от 30 октября 2015 г. №  Д28и-3159 указано, что  Постановлением № 102 установлены ограничения допуска только в отношении товаров, происходящих из иностранных государств, в случае проведения закупки на оказание услуг по слухопротезированию, в рамках которой необходимо также предоставить инвалиду слуховые аппараты неимплантируемые, положения Постановления № 102 не применяются.

           Таким образом, заказчик установил ограничения допуска в соответствии с Постановлением  № 102 в нарушение требований Закона о контрактной системе.

5. В документации об аукционе заказчиком указана только стоимость слуховых аппаратов, их характеристик и ушных вкладышей индивидуального изготовления, но не указана стоимость услуг.

Начальная (максимальная) цена контракта сформирована  исходя из стоимости  слуховых аппаратов, что не сопоставимо с требуемыми в документации об аукционе условиями.

В связи с тем, что в компетенцию Новгородского УФАС России не входит контроль в отношении правильности произведенных заказчиком расчетов для обоснования начальной (максимальной) цены контракта, податель Жалобы просит передать материалы Жалобы в данной части в Департамент финансов Новгородской области для проведения внеплановой проверки в части обоснования заказчиком начальной (максимальной) цены контракта, а также проверки целевого/нецелевого использования бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации (внутрибюджетные поступления из федерального бюджета на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий).

В соответствии с возражениями на Жалобу (вх. № 6451 от 24.09.2018 Новгородского УФАС России) государственный заказчик – ГУ – НРО ФСС Российской Федерации считает ее необоснованной по следующим основаниям.

1. В документации об аукционе заказчиком установлено, что слуховые аппараты соответствуют требованиям ГОСТ Р 51407-99 «Совместимость технических средств электромагнитная. Слуховые аппараты. Требования и методы испытаний», ГОСТ Р 51024-2012, ГОСТ Р 50444-92 (р.3.4) «Приборы, аппараты и оборудование медицинские. Общие технические условия».

ГОСТ Р 51024-2012 даны следующие определения:

- выходной уровень звукового давления; (ВУЗД): Уровень звукового давления, обусловленный работой СА в акустической камере связи при соединении ее с акустическим выходом СА (пункт 3.11);

- выходной уровень звукового давления при входном уровне звукового давления, равном 90 дБ; ВУЗД90: Выходной уровень звукового давления, создаваемый в акустической камере связи при входном уровне звукового давления, равном 90 дБ, и положении регулятора усиления СА и других регуляторов, обеспечивающем максимальное акустическое усиление (пункт 3.12);

- слуховой аппарат: электронный прибор, предназначенный для звукоусиления по воздушному или костному звукопроведению (пункт 3.49).

В ГУ – НРО ФСС Российской Федерации востребованы слуховые аппараты воздушного звукопроведения.

В ГОСТ Р 51024-2012 отсутствуют конкретные показатели ВУЗД90 и максимального усиления, есть только норма, что такие показатели должны быть указаны в технических условиях на конкретные типы слуховых аппаратов.

Приведенная подателем Жалобы таблица законодательно не утверждена и не является обязательной.

ГОСТ Р 51024-2012 предусматривает, что отклонение на определенное число единиц той или иной характеристики того или иного аппарата не является браком в таком медицинском изделии.

Заказчик определил, что закупаемые слуховые аппараты должны по своим техническим характеристикам соответствовать определенным параметрам.

В силу Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240, потребность заказчика в слуховых аппаратах была определена на основании заявлений инвалидов, индивидуальных программ реабилитации и медицинских заключений (рекомендаций).

При описании характеристик слуховых аппаратов заказчик использовал, в частности, заключения врачей-сурдологов, представленных инвалидами в отделение ГУ – НРО ФСС Российской Федерации.

Довод подателя Жалобы о том, что установленные диапазоны значений ВУЗД90 и значений усиления влекут ограничение конкуренции, являются необоснованными.

В отношении слуховых аппаратов с необходимыми техническими параметрами существует конкурентный рынок различных производителей слуховых аппаратов (российских и иностранных производителей).

Ни одно из требований к значениям показателей товаров не создает препятствий для участия в аукционе. Отсутствие у заявителя возможности поставить слуховые аппараты с требуемыми значениями не может свидетельствовать об ограничении конкуренции.

2. В документации об аукционе надлежащим образом указаны даты начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе: с 10.09.2018 по 17.09.2018.

3. Заказчиком верно определен код ОКПД2 рассматриваемой закупки – 26.60.14.120.

Предлагаемый подателем Жалобы код ОКПД2 86.90.19.190 предусматривает оказание медицинских услуг, не включающих в себя передачу товара.

Согласно документации об аукционе, после оказания услуг – настройки слухового аппарата, происходит его передача пользователю, то есть его отчуждение в собственность пациента.

Также заказчик отмечает, что код ОКПД2 не может влиять на восприятие информации об объекте закупки.

4. Код ОКПД2 - 26.60.14.120 включен в утвержденный Постановлением № 102  перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в связи с чем, ограничения допуска в соответствии с Постановлением № 102 правомерно указаны в документации об аукционе.

5. Проверка обоснования начальной (максимальной) цены контракта не входит в компетенцию Новгородского УФАС России, доводы Жалобы в этой части рассмотрению не подлежат.

На рассмотрении представители государственного заказчика - ГУ – НРО ФСС Российской Федерации поддержали доводы возражений на Жалобы в полном объеме.

Изучив доводы Жалобы, Комиссия Новгородского УФАС России считает необходимым отметить следующее.

21.09.2018 от ООО «Центр слуха» (с электронной почты  lawyer4@fin-trust.ru) поступило письменное заявление (вх. № 6409 Новгородского УФАС России) о переносе рассмотрения Жалобы на 25.09.2018 в связи с участие представителя ООО «Центр слуха» в заседании комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области по делу № 533-03-1/2018, назначенном на 24.09.2018 в 15 часов 30 минут. О решении Новгородского УФАС России ООО «Центр слуха» просило сообщить на электронную почту lawyer4@fin-trust.ru.

Новгородское УФАС России в письме исх. № 4153/03 от 21.09.2018 указало, что в связи с ограниченными сроками рассмотрения Жалобы не считает целесообразным и необходимым перенести рассмотрение Жалобы с 24.09.2018 на 25.09.2018 по заявлению ООО «Центр слуха».

Данное письмо было направлено, помимо почтовой связи, на следующие адреса электронных почт ООО «Центр слуха»: lawyer4@fin-trust.ru и centr-sluha@comsluh.ru.

При этом, Новгородское УФАС России уведомило ООО «Центр слуха» о том, что для обеспечения права ООО «Центр слуха» на личное участие его представителей в рассмотрении Жалобы, Комиссией Новгородского УФАС России будет объявлен перерыв в рассмотрении Жалобы, рассмотрение Жалобы будет продолжено 25.09.2018.

24.09.2018 Новгородским УФАС России был объявлен перерыв в рассмотрении Жалобы до 14 часов 30 минут 25.09.2018.

Сканированный образ письма об объявлении перерыва был направлен с рабочей почты сотрудника Новгородского УФАС России 24.09.2018 в 15 часов 06 минут на вышеуказанные адреса электронных почт ООО «Центр слуха»: lawyer4@fin-trust.ru и centr-sluha@comsluh.ru.

В своей ходатайстве о рассмотрении Жалобы без участия своих представителей, ООО «Центр слуха» также указало, что, якобы, не было уведомлено о времени рассмотрении Жалобы после объявления перерыва.

Однако, с учетом вышеизложенного, Новгородское УФАС России надлежаще уведомило ООО «Центр слуха» о времени рассмотрения Жалобы после объявления перерыва, все права и интересы подателя Жалобы Новгородским УФАС России были соблюдены

Неознакомление с входящей корреспонденцией, поступающей на корпоративную электронную почту сотрудников ООО «Центр слуха» и отсутствие взаимодействия между ними не свидетельствует о нарушении Новгородским УФАС России прав и интересов  ООО «Центр слуха» в части уведомления о времени и месте рассмотрения Жалобы.

Кроме того, Комиссия Новгородского УФАС России отмечает следующее.

Согласно пункту 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график.

В связи с тем, что контроль в отношении правильности обоснования начальной (максимальной) цены контракта осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и его рассмотрение не входит в компетенцию Новгородского УФАС России, материалы Жалобы в данной части будут переданы Новгородским УФАС России в Управление Федерального казначейства Новгородской области с указанием о необходимости уведомления подателя Жалобы о результатах проверки.

В связи с поступлением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Новгородским УФАС России была проведена внеплановая проверка осуществления закупки (определения поставщика) путем проведения  электронного аукциона.

В результате рассмотрения Жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.

1. В сентябре 2018 года государственным заказчиком – ГУ – НРО ФСС Российской Федерации осуществляется закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по обеспечению инвалидов слуховыми аппаратами, извещение № 0250100000318000142 о проведении которого было размещено на официальном сайте 10.09.2018 (начальная (максимальная) цена контракта – 1 461 100, 00 рублей).

Документация об аукционе (далее – Документация) утверждена заместителем управляющего ГУ – НРО ФСС Российской Федерации …. 10.09.2018.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование

Государственным заказчиком – ГУ-НРО ФСС Российской Федерации в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе в пункте 1 части 2 Документации «Информационная карта) (далее – Информационная карта) определен объект рассматриваемой закупки – оказание услуг по обеспечению инвалидов слуховыми аппаратами. Кол-во – 80 штук.

Согласно пункту 21 Информационной карты требования к значениям показателей товара, приведены государственным заказчиком в Техническом задании (часть III Документации; далее – Техническое задание).

Техническое задание содержит требования к качеству, техническим характеристикам, к функциональным характеристикам, размерам, комплектации и количеству приобретаемого товара.

В Техническом задании государственным заказчиком – ГУ-НРО ФСС Российской Федерации установлены требования (характеристики) к слуховым аппаратам с учетом их мощности:

- позиция 1 - Цифровые программируемые слуховые аппараты заушные средней мощности с ушным вкладышем индивидуального изготовления;

- позиция 2 - слуховой аппарат цифровой заушный средней мощности с ушным вкладышем индивидуального изготовления;

- позиция 3 - Аппараты слуховые заушные мощные с ушным вкладышем индивидуального изготовления;

- позиция 4 - Слуховой аппарат цифровой заушный сверхмощный с ушным вкладышем индивидуального изготовления;

- позиция 5 - Аппараты слуховые заушные сверхмощные высокотехнологичные с ушным вкладышем индивидуального изготовления;

- позиция 6 - Аппарат слуховой цифровой программируемый воздушного звукопроведения заушного типа сверхмощный с ушным вкладышем индивидуального изготовления.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено требование об использовании заказчиком при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии

В Техническом задании государственным заказчиком - ГУ-НРО ФСС Российской Федерации установлено, что слуховые аппараты должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 51407-99, ГОСТ Р 51024-2012, ГОСТ Р 50444-92 (р.3.4).

Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В разделе 3 ГОСТ Р 51024-2012 указаны термины, применяемые в данном государственном стандарте, в частности, указаны следующие термины: выходной уровень звукового давления (ВУЗД) и выходной уровень звукового давления при входном уровне звукового давления, равном 90 дБ (ВУЗД90).

Также, согласно пункту 4.8 ГОСТР Р 51024-2012 в технических условиях на СА конкретных типов должны быть указаны номинальные напряжения питания и типы используемых источников питания или возможных к использованию источников питания с напряжением питания, отличающимся от номинального. Для СА с источником питания, имеющим напряжение, отличающееся от номинального, должны быть указаны значения максимального ВУЗД90 и максимального акустического усиления.

Данные показатели и требования к их значениям также установлены государственным заказчиком - ГУ – НРО ФСС Российской Федерации по каждой из вышеуказанных позиции Технического задания.

При этом, требования к значениям вышеуказанных показателей установлены государственным заказчиком - ГУ – НРО ФСС Российской Федерации на основании заключений и рекомендаций врачей-сурдологов (копии данных документов представлены в материалы дела).

В данных заключениях и рекомендациях также указаны, какой мощности требуются слуховые аппараты (средней мощности, мощные и т.д.).

Потребность в наличии у слуховых аппаратов с такими параметрами, была определена на основании рекомендаций и заключений врачей-сурдологов, выданных инвалидам для целей реализации индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов.

Согласно части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Конечной целью рассматриваемой закупки является обеспечение инвалидов слуховыми аппаратами с учетом индивидуальных особенностей каждого пациента, определенных в рекомендациях и заключениях врачей-сурдологов, обеспечение инвалидов надлежащими и подходящими им техническими средствами реабилитации.

В соответствии со статьей 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.

Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.

Указанный порядок установлен Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240  (далее – Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации).

Из пункта 2 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации следует, что обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Приказом Минтруда России от 28.12.2017 № 888н «Об утверждении перечня показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации» утвержден Перечень показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации. Пунктом 17 данного перечня в качестве технических средств реабилитации названы слуховые аппараты, в том числе с ушными вкладышами индивидуального изготовления, а также приведены медицинские показания и противопоказания для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации.

Из письма ФГБУ ФБ МСЭ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 08.06.2016 № 17237/2016 следует, что нуждаемость в слуховом аппарате определяется по результатам проведенной медико-социальной экспертизы с учетом заключения врача-специалиста в данной области (врача-сурдолога) медицинской организации.

В материалы Жалобы соответствующие заключения (рекомендаций) врачей-сурдологов государственным заказчиком - ГУ-НРО ФСС Российской Федерации были представлены, в связи с чем указанные в Техническом задании требования к ВУЗД90 и усилению соответствуют действительным потребностям государственного заказчика, выраженным в обеспечении инвалидов надлежащими и подходящими им техническими средствами реабилитации.

Предусмотренные в Техническом задании технические и функциональные характеристики необходимы конечным пользователям для достижения максимального реабилитационного эффекта в части компенсации утраченного естественного слуха, а также для защиты остаточного слуха от резких воздействий шумов.

При осуществлении закупок заказчики руководствуются собственными потребностями и нуждами, необходимыми для достижения ими результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд и достижения целей и реализации мероприятий, предусмотренных действующим законодательство.

Приведенная в Жалобе таблица характеристик слуховых аппаратов в зависимости от степени потери слуха действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрена, в ГОСТ Р 51024-2012 отсутствует, в связи с чем не является обязательной к применению и не доказывает обстоятельства, на которые ссылается податель Жалобы.

Учитывая изложенное, действия государственного заказчика – ГУ-НРО ФСС Российской Федерации по описанию объекта рассматриваемой закупки не противоречат требованиям статьи 33 Закона о контрактной системе, поскольку требования государственного заказчика к поставляемому товару обусловлены его действительными потребностями (отражающими потребности получателей услуг по обеспечению техническими средствами реабилитации), носят объективный характер и позволяют потенциальным участникам закупки предложить к поставке слуховые аппараты, соответствующие требованиям Документации.

Следовательно, в данной части Жалоба является необоснованной.

2. Согласно пункту 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.

В соответствии с пунктом 10.1 части I Документации даты начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений Документации установлены в части II Информационная карта аукциона.

Согласно пункту 14 Информационной карты дата начала и окончания срока предоставления участникам разъяснений положений документации: разъяснения положений документации об электронном аукционе предоставляются участникам с 10.09.2018 г. по 17.09.2018 г.

Таким образом, в Документации указаны даты начала и окончания срока предоставления разъяснений положений Документации.

Учитывая вышеизложенное, в данной части Жалоба является необоснованной.

3. Согласно извещению о проведении рассматриваемой закупки, сформированному средствами официального сайта, указан следующий код ОКПД2 – 26.60.14.120 «Аппараты слуховые».

В соответствии с пунктом 1 Информационной карты Документации предметом закупки является оказание услуг по обеспечению инвалидов слуховыми аппаратами. Количество – 80 штук.

Согласно Техническому заданию, конечным результатом оказания услуг является передача пациенту слухового аппарата.

Из письменных и устных пояснений представителей государственного заказчика - ГУ – НРО ФСС Российской Федерации следует, что после оказания услуг по настройке слухового аппарата происходит его передача инвалиду, то есть его отчуждение в собственность пациента. Предлагаемый подателем Жалобы код ОКПД2 – 86.90.19.190 «Услуги в области медицины прочие, не включенные в другие группировки» не предполагает передачу пациенту слухового аппарата, а включает с себя исключительно медицинские услуги (осмотр пациента, подбор, настройку слухового аппарата), но не передачу слухового аппарата.

Доказательств того, что объект закупки соответствует исключительно коду ОКПД2 86.90.19.190 «Услуги в области медицины прочие, не включенные в другие группировки», а код 26.60.14.120 является для объекта закупки ненадлежащим и указан неверно, подателем Жалобы не представлено, данный вывод является субъективным мнением подателя Жалобы.

С учетом вышеизложенного, в данной части доводы Жалобы также не нашли своего подтверждения.

4. В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 1 Постановления № 102 утвержден перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливается ограничение допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с пунктом 1 Информационной карты объектом рассматриваемой закупки является оказание услуг по обеспечению инвалидов слуховыми аппаратами. Кол-во – 80 штук.

Государственным заказчиком - ГУ – НРО ФСС Российской Федерации в Документации определен вид рассматриваемой закупки – оказание услуг с использованием товара.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В соответствии с частью 2 статьи 66 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей.

Требования к содержанию первой части заявки на участие в электронном аукционе установлены частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.

Согласно части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:

1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:

а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона);

б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

В пункте 21 Информационной карты государственным заказчиком – ГУ-НРО ФСС Российской Федерации требования к содержанию первой части заявки на участие в электронном аукционе установлены в аналогичном виде, поскольку при оказании услуг по обеспечению инвалидов слуховыми аппаратами, предусмотренных объектом рассматриваемой закупки, исполнителями услуг должны использоваться слуховые аппараты, требования к которым предусмотрены государственным заказчиком в Техническом задании.

Таким образом, государственный контракт, заключаемый по результатам проводимой закупки, является смешанным договором (договор поставки с элементами договора возмездного оказания услуг), что предусмотрено гражданским законодательством.

Согласно пункту 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов. При отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.

Пунктом 17 Информационной карты государственным заказчиком - ГУ – НРО ФСС Российской Федерации при осуществлении рассматриваемой закупки установлены условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами в соответствии с положениями Постановления № 102.

При этом, подлежащие использованию при оказании услуг товары (слуховые аппараты) включены в утвержденный Постановлением № 102  перечень (код ОКПД2 26.60.14.120 - слуховые аппараты неимплантируемые) и, следовательно, требования, установленные Постановлением № 102, к объекту рассматриваемой закупки должны применяться в полном объеме.

Исходя из объекта рассматриваемой закупки код по ОКПД2 в извещении о проведении аукциона, сформированном средствами официального сайте, государственным заказчиком - ГУ – НРО ФСС Российской Федерации также установлен обосновано.

Таким образом, ограничение допуска, предусмотренное Постановлением № 102, исходя из объекта рассматриваемой закупки и установленных государственных заказчиком требований к содержанию первых и вторых частей заявок ее участников, ГУ-НРО ФСС Российской Федерации в Документации установлено правомерно.

Ссылка подателя Жалобы на письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.10.2015 № Д28и-3159 является несостоятельной, поскольку письмо не имеет обязательной юридической силы, Министерство экономического развития Российской Федерации не наделено компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации, в частности применения Постановления № 102, и с 25.04.2017 не является федеральным органом исполнительной власти по регулированию Закона о контрактной системе (Постановление Правительства Российской Федерации № 446 от 14.04.2017 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»).

Также, данный вывод Комиссии Новгородского УФАС России подтверждается соответствующей судебной практикой (Определение Верховного Суда Российской Федерации от № 309-КГ17-13613 от 29.09.2017).

Таким образом, Жалоба является необоснованной полностью.

При проведении внеплановой проверки действий государственного заказчика – ГУ-НРО ФСС Российской Федерации и его единой комиссии нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе не установлено.

 

Руководствуясь статьями 14, 33, 42, 64, 66, пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «Центр Слуха» (300012, г. Тула, ул. Жаворонкова, д. 4) на действия государственного заказчика – Государственного учреждения – Новгородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (173009, Великий Новгород, ул. Псковская, д. 15) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по обеспечению инвалидов слуховыми аппаратами, извещение № 0250100000318000142 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 10.09.2018, необоснованной.

 

Председатель Комиссии                                                                                     И.А. Куриков

                                                                                                                                

Члены Комиссии                                                                                                 А.Т. Иванов

 

                                                                                                                              Д.А. Петров

                                                                                                         

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны